в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 19.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 31.03.2011 N 422 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
действует Редакция от 31.03.2011 Подробная информация
ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 31.03.2011 N 422 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

Мониторинг и поддержание конкуренции

Таким образом, собственно высокая степень концентрации рынка не влияет на уровень цен. Компании, имеющие доминирующее положение на рынке, не обязательно используют практики, ведущие к ущербу интересов потребителей - экономически необоснованному завышению цен.

Для недопущения таких практик со стороны компаний, имеющих доминирующее положение на рынке, необходимо проводить исследования рынков и действий компаний, и, при обнаружении индикаторов, свидетельствующих о злоупотреблении компаниями доминирующей позиции и ограничения конкуренции, применять меры, предусмотренные антимонопольным законодательством. В большинстве стран, в том числе и в Российской Федерации, злоупотреблениями считаются действия (бездействия) доминирующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Следует отметить, что рынок розничной торговли, и в частности, рынок торговли продуктами питания, в развитых странах является предметом достаточно пристального внимания и постоянного мониторинга со стороны антимонопольных служб. Связано это со следующими причинами:

- расходы на продовольственные и непродовольственные потребительские товары составляют существенную часть расходов домашних хозяйств, и экономически необоснованное повышение розничных цен является значительной угрозой благосостоянию населения;

- оптимизация розничного предложения в смысле ассортимента и в смысле уровня цен стимулирует расходы домашних хозяйств, что в свою очередь стимулирует производство и инновации. С другой стороны, ухудшение розничного предложения ведет к сокращению потребления, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на инвестициях в производственные сектора экономики.

В обширном исследовании рынка розничной торговли продуктами питания комиссией по конкуренции Великобритании в 2008 г. было выявлено две практики, ограничивающие конкуренцию:

- заключение крупными продавцами договоров аренды на недвижимость с условиями запрета на использование этой недвижимости для розничной торговли конкурентами. Это существенно ограничивало возможность открытия розничных предприятий новыми игроками. В качестве мер борьбы с такой практикой было предписано расторгнуть такие договора аренды, запрещено заключать аналогичные договора аренды, начато специальное расследование для более детального рассмотрения этого вопроса и выявления подобных нарушений. Рекомендовано также, что в случае, если продавец имеет долю на рынке более 60%, то для открытия новых магазинов на том же рынке продавец должен получать дополнительное согласование антимонопольной службы;

- ретроспективное изменение условий сделки с поставщиками со стороны продавцов. Выявлено, что во многих случаях подобные действия были излишним перенесением рисков на поставщика. Такая практика снижает стимулы продавца минимизировать риски. Кроме того, такая практика также снижает стимулы для поставщика к инвестициям и инновациям, что в конечном итоге может привести к снижению качества предложения покупателям. В качестве меры борьбы, практика ретроспективного изменения условий сделки была запрещена, введена должность омбудсмена, имеющего право проводить расследования выявления нарушений по этому пункту.

Таким образом, именно тщательный мониторинг рынка розничной торговли на предмет наличия недобросовестных практик является эффективным механизмом для поддержания конкурентной ситуации на рынке.

Обеспечение справедливой конкуренции необходимо для развития розничного сектора. Поскольку розничный сектор является важным с точки зрения благосостояния населения и экономики страны, в целом, необходимы эффективные антимонопольные механизмы, предотвращающие практики, которые являются недопущением, ограничением или устранением конкуренции.

В целом, механизмы, способствующие поддержанию конкуренции на рынке розничной торговли, уже определены антимонопольным и торговым законодательством Российской Федерации, и ведется постоянная работа по совершенствованию этого законодательства.

Так, в настоящее время действует Программа развития конкуренции в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р), которая направлена на решение следующих задач:

общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;

повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования;

реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.

Программа развития конкуренции в Российской Федерации является основой для реализации конкурентной политики, определяет ее приоритеты и основные направления на период до 2012 года, включает меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а также меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность.

Важным шагом в направлении обеспечения условий для развития конкуренции стало включение в Закон о торговле главы 3, посвященной антимонопольному регулированию, государственному контролю (надзору) и муниципальному контролю в области торговой деятельности.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 31.03.2011 N 422 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"