Последнее обновление: 19.05.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 31.03.2011 N 422 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
4. Цели, задачи и приоритетные направления развития внутренней торговли
Торговля - комплексный и системообразующий сектор экономики, стратегия развития которого должна обеспечивать баланс целей заинтересованных групп. К таким группам относятся: государство, потребители, производители, предприниматели в торговой сфере.
Основными целями государства являются рост и повышение конкурентоспособности экономики, рост качества жизни населения. Эти цели планируется достигнуть путем реализации инновационного сценария развития экономики Российской Федерации, как он представлен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Основными целями (по отношению к торговой отрасли) производителей являются возможность достичь всех потенциальных потребителей (т.е. географический охват) с максимальной эффективностью (большой пропускной способностью каналов продаж) и минимальными издержками в системе дистрибуции. Основная цель потребителей - возможность получать качественные товары по приемлемым ценам и с приемлемым качеством сервиса. Основная цель предпринимателей в торговой отрасли - наиболее полное удовлетворение спроса покупателей.
Таким образом, основная цель Стратегии - максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли путем создания эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации и способствующей модернизации экономики Российской Федерации в целом.
К критериям эффективности товаропроводящей системы относятся:
- Количество торговых площадей современных форматов на 1000 чел.
Именно этот критерий показывает географический охват системы дистрибуции для производителей и физическую доступность товаров для потребителей.
- Доля современных форматов в обороте отрасли
Современные форматы, по сравнению с традиционными, отличаются большей эффективностью продаж (оборот на м2), меньшими удельными издержками, низкими ценами, более высоким качеством сервиса и контролем качества товаров. Поэтому данный критерий описывает эффективность системы дистрибуции для производителей, ценовую доступность, качество товаров и услуг для потребителей.
- Степень консолидации отрасли (доля 5 крупнейших компаний)
Консолидация позволяет реализовать критически значимые для отрасли эффекты масштаба в закупках, логистике, привлечении финансовых ресурсов.
Только крупные компании имеют возможность осуществлять масштабные инвестиции в инновационные технологии и методы работы, т.е. снижать издержки и повышать эффективность товаропроводящей системы.
Крупные компании имеют возможность оказывать влияние на поставщиков продукции с целью снижения цен, повышения качества товара, повышение эффективности бизнес-процессов, что приведет к росту конкурентоспособности экономики в целом, т.е. будет важным условием реализации инновационного сценария развития экономики.
Данный критерий описывает эффективность системы дистрибуции для производителей, ценовую доступность, качество товаров и сервиса для потребителей, повышает конкурентоспособность экономики в целом.
- Доля в обороте дистанционной торговли
Данный критерий отвечает за географический охват товаропроводящей системы, качество сервиса (удобство) для потребителей, эффективность системы дистрибуции для производителей (часто меньшие удельные издержки по сравнению с физическими торговыми объектами).
Помимо этих четырех критериев необходимо также осуществлять мониторинг уровня развития конкуренции в торговле и динамику оборота малых предприятий, поскольку большинство позитивных эффектов консолидации могут быть реализованы только в условиях активной конкуренции.
В настоящее время уровень конкуренции в сфере розничной торговли в целом по России близок к среднему. В то же время степень развития конкуренции различается в зависимости от территории и в крупных городах достигает достаточно высокого уровня. По всем ключевым параметрам развития отрасли торговли Россия заметно отстает от развитых стран.
Прогноз ВВП на душу населения и оборота розничной торговли при инновационном сценарии развития экономики показывает, что Россия к 2015 году выйдет примерно на современный уровень Польши, Хорватии и Венгрии, а к 2020 - на уровень Чехии, Словении и Португалии. Анализ ключевых параметров отрасли торговли данных стран позволяет установить целевые ориентиры, необходимые для реализации инновационного сценария развития торговли в России:
Рис. 32. Целевые показатели стратегии (не приводится)
<1> Цифра дана на примере продовольственной торговли. Показатели в других сегментах торговли, например, в торговле электробытовыми товарами, средствами мобильной связи, уже в настоящий момент достаточно высоки и в будущем могут существенно превысить указанный показатель.
4.2. Задачи стратегииИсходя из целей стратегии, анализа проблем, возможностей и угроз, стоящих перед внутренней торговлей, можно сформулировать 8 ключевых задач стратегии:
- Повышение эффективности регулирования сектора торговли
- Развитие инфраструктуры торговли
- Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах
- Снижение кадрового дефицита в торговле, повышение уровня профессиональной подготовки
- Обеспечение условий для развития конкуренции
- Поддержка развития малого и среднего бизнеса
- Стимулирование развития дистанционной торговли
- Совершенствование традиционных форматов торговли
4.3. Сценарии развития торговлиДля определения сценариев развития торговли использовались подготовленные Минэкономразвития России Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 года от 4 июня 2010 года. Для временного периода 2013 - 2020 года применяется прогноз из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Построенная модель прогнозирования базируется на входных данных, основанных на четырех сценариях развития экономики Российской Федерации: консервативном (1b) и умеренно-оптимистичном (2b), а также двух вариантах с различной динамикой цен на нефть и темпами роста мировой экономики.
В консервативном сценарии (1b) ожидается замедление роста мировой экономики до 2,7 - 3,3 процента и снижение цены на нефть Urals в 2012 - 2013 годах до 68 - 62 долларов США за баррель вследствие рисков, связанных с увеличением предложения нефти со стороны Ирака, ростом добычи сланцевого газа и увеличением спотовых продаж газа, что может привести к опережающему падению цен на газ по отношению к другим сырьевым товарам. В условиях действия указанных факторов индекс роста ВВП к предыдущему году составит 103,1% в 2010 году, 102,6% в 2011 году, 102,7% в 2012 году и 103,1% в 2013 году.
Умеренно-оптимистичный (2b) сценарий отражает более оптимистичную гипотезу выхода мировой экономики из кризиса, более высокий уровень спроса на энергоносители и восстановление положительной тенденции роста цен на нефть до 85 долларов в 2012 году и до 90 долларов США за баррель в 2013 году.
Таблица 1. Внешние условия прогноза социально-экономического развития
Согласно прогнозам Минэкономразвития России для целей моделирования развития торговли в Российской Федерации использовались следующие входные параметры (отдельно для каждого сценария).
Таблица 2. Внешние параметры модели для консервативного сценария (1b) развития
Таблица 3. Внешние параметры модели для умеренно-оптимистичного (2b) сценария развития
Таблица 4. Внешние параметры модели для альтернативного (1a) сценария развития
Таблица 4а. Внешние параметры модели для альтернативного (2c) сценария развития
- Главная
- ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 31.03.2011 N 422 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"