в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 02.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 31.03.2011 N 422 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
действует Редакция от 31.03.2011 Подробная информация
ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 31.03.2011 N 422 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

3.5. Проблемы, характерные для малого и среднего бизнеса в сфере торговли

Россия существенно отстает в развитии малого и среднего предпринимательства от развитых стран. Так, вклад предпринимателей в ВВП России не превышает 12 процентов, тогда как в США этот показатель - более 50 процентов.

Среди основных проблем развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли следует выделить:

наличие административных барьеров в организации и деятельности малых предприятий;

дефицит финансовых ресурсов;

сложности в реализации права выкупа арендуемых помещений;

проблемы подключения к инженерным коммуникациям;

другое.

В последние годы активно реализуется административная реформа. Многое удалось сделать. В то же время, ряд нерешенных проблем остается. По прежнему к числу серьезных барьеров можно отнести необходимость получения значительного количества разрешительных документов, наличие чрезмерной налоговой и статистической отчетности. Поэтому сохраняется актуальность решения задачи по дальнейшему сокращению количества необходимых разрешительных и отчетных документов.

Одним из существенных барьеров, ограничивающих развитие малого бизнеса, является дефицит финансовых ресурсов. Недостаток финансирования означает:

- отсутствие доступа к банковским кредитным услугам как для пополнения оборотных средств, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;

- отсутствие кредитования начинающих предпринимателей (стартапов).

Большая часть российских предпринимателей отмечает значительные сложности с привлечением финансирования и на старте, и в период развития бизнеса. Действующие механизмы государственной поддержки - субсидирование процентных ставок, предоставление госгарантий по кредитам и т.д. - эффективны, если малая компания работает на рынке хотя бы несколько лет. Для стартапа получить ссуду достаточно сложно. Поэтому необходимо совершенствовать механизмы финансовой поддержки стартапов, предполагающих раздел рисков между государством и коммерческими банками.

Не менее острой является проблема выкупа арендуемых помещений. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" открыл дорогу приватизации недвижимости, арендуемой малым бизнесом, - дал арендаторам право преимущественного выкупа. Однако процесс идет очень медленно. Основными причинами являются малые сроки рассрочки платежа, "запретительные листы" на выкуп объектов, расположенные вдоль центральных магистралей, высокие рыночные цены на недвижимость.

Острой проблемой остается ограниченные возможности подключения к инженерным коммуникациям, в первую очередь - источникам электроэнергии. Это относится прежде всего к высокой стоимости получения разрешения на подключение или использование дополнительных мощностей. Снижение стоимости подключения к сетям для предприятий малого и среднего бизнеса ослабило финансовую нагрузку на малых предпринимателей. Однако проблема получения согласования технических условий подключения к сетям остается.

К числу одного из наиболее эффективных методов повышения конкурентоспособности малых и средних торговых предприятий относится франчайзинг (коммерческая концессия). Рынок франчайзинга в России оценивается примерно в 4 - 5 миллиардов долларов. Около половины рынка приходится на хозяйствующие субъекты, занятые в сфере розничной торговли, больше четверти - в общественном питании, около 12% приходится на сферу услуг.

К факторам, которые препятствуют более активному развитию франчайзинга на российском рынке, следует отнести:

- отсутствие единых схем регулирования франчайзинговых отношений на российском рынке, вызванное отсутствием законодательно утвержденных терминов "франчайзинг" и "франчайзинговый договор";

- неоднородность развития франчайзинга. Можно выделить 11 субъектов Российской Федерации, в которых сложились наиболее благоприятные условия как для сетевой торговли, так и для франчайзинговых отношений, среди которых: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области;

- кредитование начинающих франчайзи. Если в зарубежных странах банки представляют льготы для данной категории предпринимателей, то в России франчайзи попадает под категорию малого предпринимателя, которому весьма трудно, а порой и невозможно получить доступ к кредитным ресурсам;

- закрытость франчайзинговых предложений. Большинство предприятий, которые могут и готовы вступить во франчайзинговую систему, не могут сделать выбор из-за отсутствия информации о существующих франшизах и опыте их использования, что связано с ограниченностью информации, которые представляют франчайзеры.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 31.03.2011 N 422 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"