Последнее обновление: 06.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2003 - 2005 ГОДЫ" (утв. Минтрудом РФ от 25.12.2002) (вместе с ПРИКАЗОМ Минрыбхоза СССР от 27.05.91 N 177, СОГЛАШЕНИЕМ Минтруда РФ от 21.11.2000 N 314-АП/4С)
РЕКОМЕНДАЦИИ О РЕЖИМЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЛАВАЮЩЕГО СОСТАВА СУДОВ ФЛОТА РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1. Рабочее время и время отдыха работников регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, которым установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, продолжительность ежедневной работы при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов, а в предвыходные и предпраздничные дни - 6 часов.
2. На флоте рыбной промышленности ежедневная круглосуточная работа на судах, длительный период находящихся в море, связанная с добычей, переработкой и транспортировкой рыбы и морепродуктов, эксплуатационным обслуживанием судна, систем и механизмов, выполняемая судовым экипажем, непосредственно проживающим на судне, не позволяет обеспечить ему нормальную продолжительность рабочего дня и рабочей недели.
3. Учитывая специфику и характер работы флота, невозможность прервать производственный процесс или заменить его исполнителей, для работников плавающего состава судов флота рыбной промышленности предусмотрены отдельные особенности режима рабочего времени и времени отдыха плавающего состава в части привлечения к работам в сверхурочное время и нерабочие дни, которые отражены в настоящих Рекомендациях.
II. Рабочее время4. Во время нахождения судна в море для судового экипажа все календарные дни этого периода (включая дни еженедельного отдыха и праздничные) являются рабочими днями. Экипажу устанавливается 8-часовой рабочий день, а по тем судовым заведываниям (службам), где это вызывается производственной необходимостью (судовождение, движение судна и т.п.), вводится 3-сменная ежедневная вахта (работа).
Двухсменная работа (вахта) может вводиться только на тех судах, где из-за отсутствия жилых помещений для размещения полной штатной численности экипажа не имеется возможности вести работу в три смены.
5. Рабочее время и время отдыха каждой смены (вахты) регламентируется судовым распорядком, утверждаемым капитан - директором (капитаном) и профсоюзным комитетом судна, в котором предусматривается время начала и окончания работы каждой смены (вахты), время перерывов на питание, а также время ежедневного (междусменного, междувахтенного) отдыха.
6. За каждые 7 часов, отработанные сверх нормального числа рабочих часов в рабочие по календарю дни недели (то есть за 8-й час ежедневной работы), членам судового экипажа предоставляется дополнительно один день отдыха. Таким образом, за каждую отработанную на судне в море календарную неделю члены экипажа получают право на два дня отдыха: один день еженедельного отдыха и один дополнительный день отдыха.
7. При работе судна непосредственно в районе промысла, в случаях производственной необходимости, во избежание порчи улова, задержки судна под погрузочно - разгрузочными операциями и других случаях, капитан - директору (капитану) предоставляется право привлекать по согласованию с профсоюзным комитетом членов судового экипажа к работам по лову, уборке, обработке, погрузке - выгрузке рыбы (рыбопродукции), выполнению работ по ремонту судна, судовых механизмов, орудий лова или на авральные работы сверх 8-часового рабочего дня.
Общая продолжительность рабочего дня при этом не должна превышать 12 часов в сутки при любых формах организации труда.
8. Во время перехода судна из порта в район промысла и обратно, из одного района (подрайона) промысла в другой и в других случаях, когда лов и обработка рыбы не производится, для производственного персонала и других членов экипажа, не расписанных на 3-сменные судовые вахты, может устанавливаться односменный режим работы с 8-часовым рабочим днем или же по просьбе этих работников предоставляют им неиспользованные выходные дни.
9. При стоянке судна в порту и во всех случаях вывода его из эксплуатации (ремонт, отстой и т.п.) для членов экипажа устанавливается нормальная продолжительность вахт и судовых работ в соответствии с пунктом I настоящих Рекомендаций, для чего предусматривается соответствующая штатная численность экипажа.
В порядке исключения в зависимости от конкретных условий капитан - директору (капитану) предоставляется право устанавливать по согласованию с профсоюзным комитетом судна для отдельных членов экипажа 8-часовой график судовых вахт и работ с предоставлением одного оплачиваемого дополнительного дня отдыха за каждые 7 отработанных сверх нормального числа рабочих часов по календарю.
10. При стоянке судна в портах, портпунктах, у причалов рыбных предприятий и в случаях вывода судна из эксплуатации для ремонта и в других целях капитан - директор (капитан) по согласованию с профсоюзным комитетом судна, если позволяет обстановка, может назначать для лиц командного состава дежурство на судне.
Продолжительность вахты (работы) вместе с дежурством не должна превышать 24 часа.
Часы дежурства сверх времени ежедневной вахты (работы) компенсируются отгулом той же продолжительности, что и дежурство (то есть за каждые 7 часов дежурства - один день отдыха).
Общее количество рабочих дней (часов) в месяц, включая суточные дежурства, не должно превышать нормального количества рабочих дней (часов) данного месяца по календарю.
Работа (вахта) в выходные и праздничные дни в этот период компенсируется в установленном законодательством порядке.
11. В портах и портпунктах, где имеется возможность передачи судна под их охрану или охрану судоремонтного завода, при условии обеспечения безопасности судна, судовая вахта не устанавливается.
12. Рабочее время каждого члена экипажа должно учитываться в табелях учета рабочего времени по фактически затраченному на выполнение как основной, так и дополнительной работы (аварийной, авральной, подвахты, саморемонта и т.д.).
13. Администрация - судовладелец по согласованию с профсоюзным комитетом может вводить для экипажей судов суммированный учет рабочего времени на отдельные периоды работ (ремонт, отстой и др.).
III. Время отдыха14. Плавсостав судов флота рыбной промышленности в соответствии с действующим законодательством о труде пользуется правом на:
а) ежедневный отдых;
б) еженедельный день отдыха;
в) отдых в праздничные дни;
г) очередной и дополнительные отпуска;
д) сокращенный рабочий день в предвыходные и предпраздничные дни.
15. Продолжительность суммарного ежедневного отдыха устанавливается капитан - директором (капитаном) по согласованию с профсоюзным комитетом судна.
16. Дни еженедельного отдыха и праздничные дни, приходящиеся по календарю за время нахождения судна в море, а также дополнительные дни отдыха за этот период суммируются и предоставляются отгулом по возвращении членов экипажа в порт приписки судна.
Неиспользованные дни отдыха и праздничные дни суммировать более чем за один календарный год не рекомендуется.
Члены судового экипажа, не использовавшие суммированные дни отдыха и праздничные дни, не могут быть направлены в резерв, отпуск, на другое судно или на береговую работу.
17. Члены экипажа судна по возвращении из отпуска, отгула суммированных дней отдыха, после выполнения общественных и государственных обязанностей, болезни или другим уважительным причинам отсутствия, а также зачисленные на работу как вновь поступившие, зачисляются в платный резерв. Время нахождения в платном резерве не может превышать одного месяца.
18. По просьбе работников и по согласованию с профсоюзным комитетом судовладельцу предоставляется право зачислять работников плавсостава в резерв сроком до 6 месяцев без выплаты заработной платы с сохранением непрерывного стажа работы.
Приложение 5
к Отраслевому соглашению
по организациям рыбного хозяйства
на 2003 - 2005 годы
- Главная
- "ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2003 - 2005 ГОДЫ" (утв. Минтрудом РФ от 25.12.2002) (вместе с ПРИКАЗОМ Минрыбхоза СССР от 27.05.91 N 177, СОГЛАШЕНИЕМ Минтруда РФ от 21.11.2000 N 314-АП/4С)
