в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОТБОРУ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ" (утв. Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31.03.94 N 7-12/47)
действует Редакция от 31.03.1994 Подробная информация
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОТБОРУ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ" (утв. Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31.03.94 N 7-12/47)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РЕКОМЕНДАЦИЯХ

П1.1.1. Субъектом инвестиций является предприятие (организация), использующее инвестиции. В настоящих Рекомендациях это предприятие называется реципиентом.

П1.1.2. В Рекомендациях рассматриваются следующие объекты инвестиций:

строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;

комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной задачи (программы). В этом случае под объектом инвестирования подразумевается программа федерального, регионального или иного уровня;

производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций.

П1.1.3. Инвестиции могут охватывать как полный научно-технический и производственный цикл создания продукции (ресурса, услуги), так и его элементы (стадии): научные исследования, проектно-конструкторские работы, расширение или реконструкция действующего производства, организация нового производства или выпуск новой продукции, рециклинг, утилизация и т.д.

П1.1.4. Объекты инвестиций различаются по:

масштабам проекта (см.П1.6.);

направленности проекта (коммерческая, социальная, связанная с государственными интересами и т.д.);

характеру и содержанию инвестиционного цикла;

характеру и степени участия государства (государственные капиталовложения, пакет акций, налоговые льготы, гарантии, иные формы участия);

эффективности использования вложенных средств.

П1.2. Формы и состав инвестиций

П1.2.1. Используются следующие формы инвестиций:

денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, паи и доли в уставных капиталах предприятий, ценные бумаги, например, акции или облигации, кредиты, займы, залоги и т.п.);

земля;

здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью;

имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом (секреты производства, лицензии на передачу прав промышленной собственности - патентов на изобретения, свидетельств на полезные модели и промышленные образцы, товарные знаки и фирменные наименования, сертификаты на продукцию и технологию производства; права землепользования и др.).

П1.2.2. Различаются:

капиталообразующие инвестиции, обеспечивающие создание и воспроизводство фондов;

портфельные инвестиции - помещение средств в финансовые активы.

В настоящих Рекомендациях рассматриваются инвестиционные проекты, преимущественно связанные с капиталообразующими затратами.

П1.2.3. Капиталообразующие затраты определяются как сумма средств, необходимых для строительства (расширения, реконструкции, модернизации) и оснащения оборудованием инвестируемых объектов, расходов на подготовку капитального строительства и прироста оборотных средств, необходимых для нормального функционирования предприятий.

Укрупненно затраты складываются из вложений:

в землю;

в подготовку строительной площадки;

на проектно-конструкторские работы;

на предэксплуатационные капитальные работы;

на приобретение машин и оборудования;

в строительство зданий и инженерных сооружений;

в строительство вспомогательных сооружений;

на прирост оборотного капитала;

в непредвиденные расходы.

По каждой статье затрат на реконструкцию или строительство указываются:

величина инвестиционных затрат (в денежных единицах);

начало (год, полугодие, квартал) инвестирования средств;

период амортизации (количество лет, в течение которых амортизируется данная статья затрат);

способ амортизации.

П1.3. Источники инвестиций

П1.3.1. источниками инвестиций являются:

собственные финансовые средства (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения за ущерб и т.п.), а также иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т.п.) и привлеченные средств (средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе;

ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов, фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;

иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий и организаций различных форм собственности и частных лиц;

различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов, облигационные займы, кредиты банков и других институциональных инвесторов: инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов, а также векселя и другие средства.

П1.3.2. Первые три группы источников, указанных в п.1.3.1.6 образуют собственный капитал реципиента. Суммы, привлеченные им по этим источникам извне, не подлежат возврату. Субъекты, предоставившие по этим каналам средства, как правило, участвуют в доходах от реализации инвестиций на правах долевой собственности.

Четвертая группа источников образует заемный капитал реципиента. Эти средства необходимо вернуть на определенных заранее условиях (сроки, процент). Субъекты, предоставившие средства реципиенту по этим каналам, в доходах от реализации проекта не участвуют.

П1.4. Инвестиционный проект

П1.4.1. Понятие "инвестиционный проект" употребляется в двух смыслах:

как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей (получение определенных результатов). Близкими по смыслу в этом случае являются термины "хозяйственное мероприятие", "работа (комплекс работ)", "проект"

как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих такие действия.

П1.4.2. В Рекомендациях понятие "инвестиционный проект" используется преимущественно во втором значении. В первом значении используется как правило термин "проект".

П1.4.3. Создание и реализация проекта включает следующие этапы:

формирование инвестиционного замысла (идеи);

исследование инвестиционных возможностей;

ТЭО проекта*;


* Иногда используется термин "ТЭО строительства" (когда речь идет о сооружении объекта), хотя проект не завершается сооружением объекта - предприятие должно быть выведено на проектную мощность. Инвестиционный проект завершается при достижении заданной нормы доходности или иного показателя.

подготовка контрактной документации;

подготовка проектной документации**;


** В инвестиционный проект включаются только данные сметно-финансовых расчетов.

строительно-монтажные работы;

эксплуатация объекта, мониторинг экономических показателей.

П1.4.4. Формирование инвестиционного замысла (идеи) предусматривает:

выбор и предварительное обоснование замысла;

инновационный, патентный и экологический анализ технического решения (объекта техники, ресурса, услуги), организация производства которого предусмотрена намечаемым проектом;

проверку необходимости выполнения сертификационных требований;

предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;

предварительный отбор предприятия, организации, способной реализовать проект;

подготовку информационного меморандума реципиента.

П1.4.5. Предпроектное исследование инвестиционных возможностей включает:

предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта;

оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги);

подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников;

оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку их коммерческой эффективности;

подготовку исходно-разрешительной документации;

подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО проекта (см. П1.4.6), в частности, оценку эффективности проекта;

утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей;

подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы;

подготовку инвестиционного предложения для потенциального инвестора (решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта).

П1.4.6. ТЭО проекта предусматривает:

проведение полномасштабного маркетингового исследования (спрос и предложение, сегментация рынка, цены, эластичность спроса, основные конкуренты, маркетинговая стратегия, программа удержания продукции на рынке и т.п.);

подготовку программы выпуска продукции;

подготовку пояснительной записки, включающей в себя данные предварительного обоснования инвестиционных возможностей;

подготовку исходно-разрешительной документации;

разработку технических решений, в том числе: генерального плана; технологических решений (анализ состояния технологии, состава оборудования; загрузка действующих производственных мощностей; предложения по модернизации производства; закупка зарубежных технологий; расширение производств. Производственный процесс, используемые сырьевые и другие материалы, комплектующие изделия, энергоресурсы);

градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения;

инженерное обеспечение;

мероприятия по охране окружающей природной среды и гражданской обороне;

описание организации строительства;

данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве;

описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих;

сметно-финансовую документацию, в том числе: оценку издержек производства; расчет капитальных издержек; расчет годовых поступлений от деятельности предприятий, расчет потребности в оборотном капитале; проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет); предполагаемые потребности в иностранной валюте; условия инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения;

оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;

планирование сроков осуществления проекта;

оценку коммерческой эффективности проекта;

анализ бюджетной и/или экономической эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций);

формулирование условий прекращения реализации проекта.

Подготовленное ТЭО проходит вневедомственную, экологическую и другие виды экспертиз.

Затем следует утверждение ТЭО и принятие инвестиционного решения (решения о вложении средств в инвестиционный проект).

П1.4.7. Подготовка контрактной документации включает:

подготовку тендерных торгов и подготовку по их результатам контрактной документации;

проведение переговоров с потенциальными инвесторами;

тендерные торги на дальнейшее проектирование объекта и разработку рабочей документации.

П1.4.8. Подготовка рабочей документации включает:

подготовку документации, предусмотренной в П1.4.6.;

определение изготовителей и поставщиков нестандартного технологического оборудования.

П1.4.9. Строительно-монтажные и наладочные работы предусматривают:

строительно-монтажные работы, наладку оборудования;

обучение персонала;

подготовку контрактной документации на поставку сырья, комплектующих и энергоносителей;

подготовку контрактов на поставку продукции;

выпуск лидерной партии продукции.

П1.4.10. Эксплуатация объекта, мониторинг экономических показателей, в частности, предусматривают:

сертификацию продукции;

создание дилерской сети;

создание центров ремонта;

текущий мониторинг экономических показателей проекта.

П1.4.11. На стадии осуществления проекта отдельные элементы организационно-экономического механизма могут закрепляться и конкретизироваться в договорах между участниками.

Изменение (корректировка) организационно-экономического механизма осуществления проекта или любого другого раздела проектной документации рассматривается как изменение проекта в целом (разработка другого варианта проекта) и должно сопровождаться переоценкой его эффективности.

П1.4.12. Для осуществления инвестиционного проекта используются следующие организационно-правовые формы:

создание нового акционерного общества (АО) с участием инвестора и реципиента (АО может иметь небольшой уставной капитал и не является собственником основных фондов предприятия, если они уже существуют). Инвестиции реализуются в форме наделения этого АО оборотными средствами. После того, как АО начало получать прибыль, инвестору в текущих деньгах возвращается кредит без учета инфляции. Затем последующая прибыль делится в соответствии с долями учредителей в уставном капитале;

выдача гарантий иностранному инвестору. В этом случае реципиент сам находит иностранного инвестора, а отечественная структура лишь страхует эти инвестиции своими или государственными активами, взимая за это небольшой процент с инвестируемой суммы.

П1.5. Инвестиционное предложение

П1.5.1. Инвестиционное предложение - результат технико-экономических исследований инвестиционных возможностей, предшествующих принятию решения о выполнении инвестиционного проекта (см. П1.4.5).

П1.5.2. Инвестиционное предложение целесообразно дополнять информационным меморандумом, содержащим подробные данные о реципиенте, его финансовой состоятельности, выпускаемой продукции, стратегии поведения на рынке и другими данными.

П1.5.3. Инвестиционное предложение и информационный меморандум подготавливаются реципиентом.

П1.5.4. Вариантом инвестиционного предложения является заявка на инвестирование, направляемая обычно в кредитную организацию. Заявка (как правило) содержит сведения из инвестиционного предложения и информационного меморандума.

Специальные формы существуют для ввода данных по инвестиционным проектам в международную информационную сеть центров ЮНИДО.

П1.6. Масштабы инвестиционного проекта

П1.6.1. Масштаб инвестиционного проекта определяется влиянием результатов его реализации на хотя бы один из внутренних (или внешних) рынков: финансовых, материальных продуктов и услуг, труда, а также на экологическую и социальную обстановку.

П1.6.2. Проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле, рассматриваются как глобальные.

П1.6.3. Проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране, и не оказывают существенного влияния на ситуацию в других странах, рассматриваются как крупномасштабные.

П1.6.4. Проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в определенном регионе, городе (отрасли), и не оказывают существенного влияния на ситуацию в других регионах, городах (отраслях), рассматриваются как проекты регионального, городского (отраслевого) масштаба.

П1.6.5. Проекты, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионах и/или городах,на уровень и структуру цен на товарных рынках, рассматриваются как локальные.

П1.7. Инвестиционная программа

П1.7.1. Понятие "инвестиционная программа" употребляется в двух смыслах:

как инвестиционная программа приватизируемого предприятия, разрабатываемая в соответствии с планом приватизации для представления на инвестиционный конкурс;

как совокупность унифицированных данных о системе инвестиционных проектов или предложений с определенной целевой направленностью.

П1.7.2. В настоящих рекомендациях понятие "инвестиционная программа" используется во втором значении.

В зависимости от назначения инвестиционная программа формируется на основе выполненных инвестиционных проектов или инвестиционных предложений.

Приложение 2

  • Главная
  • "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОТБОРУ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ" (утв. Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31.03.94 N 7-12/47)