в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 10.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОТБОРУ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ" (утв. Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31.03.94 N 7-12/47)
действует Редакция от 31.03.1994 Подробная информация
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОТБОРУ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ" (утв. Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31.03.94 N 7-12/47)

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОТБОРА И ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В каждый из видов показателей входят несколько конкретных показателей. Некоторые из них дополняют друг друга, другие (например, различные интегральные показатели) в известной степени независимы. Показатели, относящиеся к разным видам, также могут образовывать различные сочетания.

Нередко для отбора вариантов проекта и принятия решения о его осуществлении приходится использовать экспертные (неформальные) процедуры для учета значений всех факторов и их взаимосвязей.

Некоторые современные программные продукты включают в себя системы поддержки этих процедур (см. Приложение 9).

П6.2. Принятие решения на инвестирование.

Фирма-инвестор до принятия решения на инвестирование должна определиться в своей системе приоритетов. Возможные варианты приоритетов:

общественная значимость проекта;

влияние на имидж инвестора;

соответствие целям и задачам инвестора;

соответствие финансовым возможностям инвестора;

соответствие организационным возможностям инвестора;

рыночный потенциал создаваемого продукта;

период окупаемости проекта;

прибыль;

уровень риска;

экологичность и безопасность проекта;

соответствие законодательству.

Можно использовать в качестве критерия некоторую свертку показателей по этим приоритетам.

П6.3. Процедура отбора инвестиционных проектов.

П6.3.1. Процедуры отбора, приводимые ниже, основываются на следующих предпосылках:

государство может осуществлять функции посредника и организатора инвестиционной деятельности, создавать соответствующую инфраструктуру;

государство может оказывать инвесторам и реципиентам прямую и косвенную поддержку, если это соответствует его коренным интересам, или участвовать с ними в совместной предпринимательской деятельности;

государство может выступать в качестве инициатора новых организационных форм инвестиционной и инновационной деятельности, в том числе и инициатором создания специальных инвестиционных фондов для концентрации средств различных источников (в том числе государственных предприятий и частных предпринимателей) в целях реализации приоритетных для государства проектов.

Одной из важнейших характеристик проекта, определяющих условия его отбора, является связанный с ним инвестиционный риск, отражающий вероятность потери вложенных средств вследствие различных социальных, политических и экономических причин.

П6.3.2. Варианты ситуаций при отборе проектов.

П6.3.2.1. При формировании списка проектов, подлежащих поддержке, участию или прямому финансированию со стороны государства, необходимо учитывать существенные различия в возможных ситуациях. Предметом рассмотрения могут быть:

проекты, предназначенные для реализации предварительно разработанных и утвержденных федеральных программ, т.е. формируемые под заранее заданный срок и результат;

проекты, ориентированные на реализацию приоритетного для государства производственного или научно-технического направления;

инициативные проекты вне рамок приоритетных направлений.

Решения о структуре распределения средств принимаются на основании приоритетов, указанных в инвестиционной программе на текущий год, утвержденной правительством.

П6.3.3. Предварительные стадии выбора.

П6.3.3.1. При выборе проектов должна учитываться их полезность для государства.

На данном этапе в инвестиционных программах еще не конкретизируются субъекты реализации ни в производственной, ни в научно-технической сфере или содержат только предварительную информацию о них. Этап содержит две стадии:

структуризация приоритетных направлений, которая понимается как системный анализ проблемы их реализации, выявление ее составляющих и оценка возможности решения возникающих задач в рамках имеющихся и доступных средств. Методы реализации этой стадии являются экспертно-аналитическими и включают построение дерева целей (которое является развитием соответствующих целей целевого критериального комплекса), дерева проблем, анализ достаточности существующих организационных структур и т.п.;

формирование принципиальных (предварительных) программ реализации проблемы в целом или ее укрупненных составляющих с опорой на программно-целевые методы.

На этой стадии может также оцениваться верхняя граница возможных затрат, которая впоследствии будет служить ориентиром для соответствующих критериев оценки проектов и разработок.

П6.3.3.2. При формировании инвестиционных программ критериями качества служат:

полнота реализации направления мероприятиями, включенными в программу;

комплексность;

оперативность;

уровень наукоемкости;

степень управляемости или надежности;

опора на доступные ресурсы;

связь со смежными отраслями экономики;

совершенствование инфраструктуры;

поддержание занятости и создание новых рабочих мест;

надежность потенциальных инвесторов;

возможность последующей диверсификации;

другие критерии, отражающие стратегические задачи и экономическую конъюнктуру.

Для реализации программ осуществляется создание (по мере необходимости) специализированных организационно-институциональных структур.

Их задачей является аккумуляция финансовых ресурсов, создание мотивационной среды для потенциальных участников работ, объединение усилий производственных и научно-производственных звеньев, организация управления работами.

П6.3.3.3. В отдельных случаях отбор проектов может осуществляться на конкурсной основе.

Конкурс проектов содержит стадии:

разработка условий конкурса;

создание конкурсных советов и экспертных групп;

уточнение системы критериев;

систематизация, пополнение и уточнение базы данных по перспективным проектам и разработкам;

проведение конкурсов;

анализ полноты охвата проблем победителями конкурса и разработка требований к дополнительным разработкам.

П6.3.4. Экспертная оценка проектов в рамках проведения конкурса.

П6.3.4.1. Выбор проектов не может быть осуществлен на основе одного - сколь угодно сложного - формального критерия. Это относится не только к приоритетным для государства, но и ко всем прочим проектам; однако проекты, претендующие на приоритетность, должны анализироваться на базе многосторонней экспертизы. Решение должно приниматься с учетом множества различных характеристик проекта и его участников, носящих количественный или качественный характер. Часть этих характеристик относится к экономическим, экологическим и социальным последствиям реализации проекта в народном хозяйстве, регионе, отрасли. Другая часть описывает разнообразные риски, связанные с процессом реализации проекта.

П6.3.4.2. Критерии отбора инвестиционных проектов подразделяются (условно) на следующие группы:

целевые критерии;

внешние и экологические критерии;

критерии реципиента, осуществляющего проект;

критерии научно-технической перспективности;

коммерческие критерии;

производственные критерии;

рыночные критерии;

критерии региональных особенностей реализации проекта.

П6.3.4.3. Первая группа критериев определяет направления инвестиций, предполагающие поддержку со стороны государства, а остальные относятся к конкретному проекту.

П6.3.4.4. Критерии каждой из групп (см. предыдущий пункт) подразделяются на обязательные и оценочные. Невыполнение обязательных критериев влечет отказ от участия в проекте.

Критерии каждой группы оцениваются как для всего проекта, так и для отдельных участников.

П6.3.4.5. Целевые критерии.

Состав целевых критериев определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования.

П6.3.4.6. Внешние и экологические критерии.

Эти критерии включают:

правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость действующему законодательству;

возможное влияние перспективного законодательства на проект;

возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта;

воздействие на наличие вредных продуктов и производственных процессов (положительное, отрицательное, нейтральное);

воздействие проекта на уровень занятости.

П6.3.4.7. Критерии реципиента, реализующего проект.

Эти критерии включают:

навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи, характеристику управляющих третьей стороной;

стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке;

данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории;

достигнутые результаты деятельности и их тенденцию;

данные о потенциале роста;

показатели диверсификации (высокая, низкая, средняя).

П6.3.4.8. Научно-технические критерии.

Эти критерии включают данные о:

перспективности используемых научно-технических решений;

патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений;

перспективности применения полученных результатов в будущих разработках;

положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес.

П6.3.4.9. Коммерческие критерии.

Эти критерии включают данные о:

размере инвестиций, стартовых затратах на осуществление проекта;

потенциальном годовом размере прибыли;

Ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли;

значении внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора;

соответствии проекта критериям экономической эффективности капитальных вложений;

сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков;

стабильности поступления доходов от проекта;

возможности использования налоговых льгот;

оценке периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам;

необходимости привлечения заемного капитала (третьих лиц или банковского) и его доли в инвестициях;

финансовом риске, связанном с осуществлением проекта.

П6.3.4.10. Производственные критерии.

Эти критерии включают данные о:

доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования;

необходимости технологических нововведений для осуществления проекта (обратная шкала);

наличии производственного персонала (по численности и квалификации);

возможности использования отходов производства;

потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании).

П6.3.4.11. Рыночные критерии.

Эти критерии предусматривают:

соответствие проекта потребностям рынка;

оценку общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции (услугам, технологии) к моменту выхода предполагаемой продукции на рынок (низкая, средняя, высокая);

оценку вероятности коммерческого успеха;

эластичность цены на продукцию;

необходимость маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого продукта на рынок (обратная шкала);

соответствие проекта уже существующим каналам сбыта;

оценку препятствий для проникновения на рынок;

защищенность от устаревания продукции;

оценку ожидаемого характера конкуренции (ценовая, в области качества и т.д.) и ее влияния на цену продукта.

П6.3.4.12. Критерии региональных особенностей реализации проекта.

Вопросы риска при инвестиционных действиях (как в виде инноваций, так и в виде капитальных вложений в недвижимость или покупка действующих производств) сильно дифференцируются по различным регионам Российской Федерации. Несмотря на единство экономической и правовой федеральной основы, автономные образования применяют ряд местных региональных актов, которые существенно влияют на степень инвестиционного риска по регионам России.

Необходимо также учитывать ресурсные возможности регионов, степень социальной нестабильности, состояние инфраструктуры (коммуникации, банковское обслуживание) и другие факторы.

П6.3.5. Порядок отбора проектов.

П6.3.5.1. Отбору проектов предшествуют две предварительные процедуры:

формирование перечня приоритетных направлений,

формирование программ реализации приоритетов.

П6.3.5.2. При отборе проектов в первую очередь проверяются обязательные критерии. Если все они выполняются, возможен дальнейший анализ проекта.

Каждому из используемых критериев эксперт дает оценку по трехбалльной шкале - "низкая", или "1", средняя, или "2", высокая, или "3". В случае существования обобщающих критериев часть критериев группы может быть заменена обобщающим (интегральным) критерием.

Для всех групп критериев, кроме коммерческой, определяется средний балл и критерий проходного балла.

Для проектов, прошедших по некоммерческим критериям, рассчитываются показатели экономического эффекта или эффективности (для каждого из участников проекта и по их выбору). Кроме того, рассмотрению подлежит необходимость привлечения капитала третьих лиц и степень финансового риска в рамках проекта.

Проекты с высоким финансовым риском рассматриваются только для приоритетных направлений инвестирования, при условии высокого (более 2,5) среднего балла по некоммерческим критериям.

Оценка необходимости привлечения капитала третьих лиц используется для принятия решения о привлечении заемных средств, расширении числа участников или об акционировании проекта.

Степень снижения допустимого уровня эффективности при повышении ранга приоритетности направления определяется конкурсной комиссией по рекомендациям экспертов. Проекты, реализующие приоритеты высшего ранга, могут, как уже отмечалось, приниматься и при отрицательной норме дохода. Однако и в этом случае предпочтение в конкурсе отдается проекту с максимальной эффективностью.

П6.4. Более точные (хотя и более трудоемкие) методы отбора проектов основаны на квалиметрическом подходе.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

  • Главная
  • "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОТБОРУ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ" (утв. Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31.03.94 N 7-12/47)