в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 18.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОТБОРУ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ" (утв. Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31.03.94 N 7-12/47)
действует Редакция от 31.03.1994 Подробная информация
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОТБОРУ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ" (утв. Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31.03.94 N 7-12/47)

ПРОГРАММНЫЕ ПАКЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Различные пакеты следует сравнивать по их качеству (функциональным возможностям, удобству работы, защищенности и др.). Важно также учитывать наличие международной сертификации пакетов (особенно при работе с зарубежными инвесторами).

Для сравнения качества пакетов используются следующие критерии:

функциональные возможности пакета (использование современной методики расчета, основанной на имитации потока реальных денег; минимизации ограничений на горизонт и шаг расчета; минимизация ограничений на количество продуктов; богатство набора финансовых и экономических показателей, используемых для оценки проекта; допускаемое пакетом разнообразие сценариев реализации проекта; возможность и способы учета инфляции, расчетов в неизменных или текущих ценах; возможность и способы учета неопределенности и рисков; возможность сохранения в памяти ЭВМ приемлемых вариантов расчета для последующего сравнения и окончательного отбора и т.д.);

качество программной реализации (возможность реализации пакета на распространенных типах ПЭВМ - в настоящее время - обладающих микропроцессорами уровня 80386 и ниже - и с использованием достаточно доступной операционной среды; надежность в работе; быстродействие, позволяющее в практически приемлемые сроки производить расчеты необходимого количества вариантов, их сравнение, учет неопределенности и др.; защита пакетов от несанкционированного использования и копирования и т.д.);

удобство пользовательского интерфейса (упрощение и минимизация трудоемкости ввода информации; возможная защита от ошибок при вводе; наглядность результатов, достаточный объем графической информации и т.д.);

степень "закрытости" пакета.

Термин "закрытость" означает невозможность изменения пользователем формул и алгоритмов, по которым происходят вычисления в программном пакете*.

* К "закрытым" относятся пакеты, написанные на каком-либо языке программирования и функционирующие вне какой-либо специфической среды. Напротив, к "открытым" относятся пакеты, написанные на базе электронных таблиц в соответствующей среде, где пользователь имеет возможность модификации формул.

"Закрытость" пакета может быть как достоинством, так и недостатком в зависимости от целей, которые стоят перед инвестором и реципиентом. Достаточно квалифицированные пользователи могут имитировать весьма сложные и разнообразные сценарии реализации проекта, используя гибкие возможности открытой системы. В то же время такие возможности пакета таят в себе угрозу ошибок. Поэтому проекты, представляемые на инвестиционный конкурс, рекомендуется рассчитывать с использованием апробированных программных пакетов, алгоритм которых не может быть изменен пользователем ("закрытая" система).

П8.3. Сравнение конкретных пакетов

П8.3.1. Пакет COMFAR, версия 2.1.

Пакет COMFAR относится к разряду "закрытых" пакетов. В работу пакета нельзя вмешаться, что в известной мере гарантирует надежность получаемых результатов. Она, однако, частично снижается за счет отсутствия автоматизированного контроля соответствия между входом и выходом системы.

Системы COMFAR и PROPSPIN - единственные пакеты (из рассматриваемых), прошедшие международную сертификацию.

Оценка коммерческой эффективности производится на основании имитации потока реальных денег.

Расчет может вестись в двух валютах - местной и иностранной. Допускается учет только постоянной (по времени) инфляции, но различной по большому числу затрат и доходов.

Существенным достоинством системы COMFAR является большой объем выдаваемой этой системой графической информации, позволяющей наглядно представить результаты расчета и, что особенно важно, получить без дополнительной затраты времени результаты расчетов при варьировании ряда исходных данных (объема реализации, производственных издержек, инвестиционных затрат и процента за кредит).

Помимо блока оценки коммерческой эффективности, система имеет блок оценки экономической эффективности.

Двумя последними достоинствами не обладает ни один из перечисленных ниже пакетов.

Пакет строится из трех блоков (ввод данных, расчет, вывод данных), что позволяет получать доступ сразу к выходным данным посчитанных ранее пакетов.

К недостаткам системы относится:

отсутствие реакции создателей пакета на изменяющиеся условия функционирования программы;

несоответствие налогового блока российским условиям налогообложения. Без специальных приемов СОМFAR позволяет учитывать лишь те налоги, которые (одновременно) и берутся из прибыли и вычисляются, исходя из прибыли (т.е. объем прибыли является базой для исчисления налога). Во всех остальных случаях (для вычисления НДС, налога на имущество и на землю, транспортного налога, ряда местных налогов и т.д.) необходимо использовать специальные приемы, что затрудняет работу и уменьшает надежность расчета;

принятый в системе годичный шаг расчета (в период строительства возможно полгода). Если же необходим меньший шаг расчета (а это случается часто), необходимо также применять специальные меры;

жесткая заданность перечня исходных данных при ограниченности их количества. Если проект предусматривает большое число видов оборудования (например, два или более видов основного оборудования), то данные о нем приходится агрегировать. Это приводит к неточностям в учете амортизации (так как по агрегированному оборудованию ее приходится вычислять вне системы). Существуют трудности и по вводу некапитализируемых затрат;

трудность учета инфляции. Даже для постоянного уровня инфляции в COMFAR'е не предусмотрено текущее изменение коэффициентов пересчета иностранной и местной валют. Иными словами, независимо от уровня инфляции сохраняется постоянный курс доллара. Если же необходимо учитывать переменную по времени инфляцию, текущие цены и затраты приходится задавать извне;

несравнимость интегральных показателей, вычисленных при различных уровнях инфляции (не производится приведение к расчетным ценам);

практическое отсутствие современного многооконного интерфейса. При вводе - невозможность просмотреть всю таблицу; при выводе отсутствие повторения заглавий (и даже номеров) строк, большое количество пустых блоков, состоящих из одних нулей.

П8.3.2. Пакет PROPSPIN

PROPSPIN (PROject Profile Screening and Pre-appraisal INformation system) информационная система ведения и предварительной оценки проектов.

Пакет создан на основе электронных таблиц Lotus 1-2-3 версии 2.01 под MS DOS и уже по этой причине не может быть "закрытым".

PROPSPIN предназначен для:

формулирования инвестиционного проекта;

исследования последствий изменений выбранных параметров;

подготовки двух или более сценариев, основанных на различных предположениях относительно перспектив проекта.

Отличительной чертой PROPSPIN является его интегрированность. Это означает, что пользователь одновременно видит на экране и входные данные (возмущающие воздействия), и их финансовые последствия. Отчет PROPSPIN представляет собой законченный вариант финансового профиля проекта с учетом заданных ограничений.

Однако пакет не является средством проведения полного финансового анализа, а служит для быстрого просмотра различных вариантов для выявления тех, которые будут пригодны для дальнейшего рассмотрения.

Большим недостатком пакета является отсутствие учета фактора инфляции, а также отсутствие влияния рыночных факторов на цену и объем выпускаемой продукции, ресурсы и т.д.

Пакет имеет ряд ограничений:

не более 6 видов рассматриваемых продуктов;

не более 6 видов используемых ресурсов;

задание различных значений инвестиций на срок не более 5 лет.

П8.3.3. Пакет "Альт-Инвест"

Этот пакет создан с использованием электронных таблиц MC WORKS или EXCEL 4 и может работать в среде других распространенных табличных процессоров (SuperCalc 4, Lotus 1-2-3, QuattroPro).

Пакет предоставляет пользователю большие возможности по адаптации системы к изменению условий реализации проекта (например, к изменению условий налогообложения), а также к введению дополнительных показателей, однако он плохо защищен от ошибочных действий.

В силу прозрачности используемых алгоритмов и формул этот пакет лучше других приспособлен для целей обучения.

В настоящее время пакет распространяется в версиях 1.34 (одновалютная версия) и 1.36 (двухвалютная версия).

Каждая из версий имеет, в свою очередь, двуязычную (русский и английский) подверсию "е" (1.34е и 1.36е). Версия 1.36 требует для своей реализации микропроцессора 80386 или более мощного.

В отличие от пакета COMFAR пакет "Альт-Инвест" имеет налоговый блок, полностью соответствующий российским условиям, и возможность настраивать блоки входных данных на условия, соответствующие реальной ситуации (налоги, инфляция и т.д.).

Универсальные таблицы по расчету выплаты по кредитам могут быть использованы для оптимизации графиков погашения с учетом текущего финансового состояния проекта.

Пакет позволяет менять (применительно к данному проекту) шаг расчета (рекомендуется 90 дней, но может быть и иной) и горизонт расчета (заранее установлено 12 шагов расчета, но возможны изменения в любую сторону, хотя увеличение числа шагов может встретить затруднения в связи с ограничением объема используемой оперативной памяти и уменьшением надежности работы таблиц).

Реализована выдача выходных форм, позволяющая в рамках системы (без выхода из нее) создавать текстовый (поясняющий) материал с включением в него табличной и графической информации.

В системе легко осуществляется пересчет результатов к другим входным данным, что облегчает проведение анализа чувствительных оценок к изменению входных данных. Существует возможность проверить чувствительность проекта к влиянию таких факторов как:

показатели инфляции;

объемы экспорта и условия реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках ( в кредит, с авансовыми платежами);

задержки платежей;

длительность технологического цикла производства каждого изделия;

уровень страховых запасов готовой продукции на складе в зависимости от рыночного спроса;

уровень страховых запасов материалов и комплектующих изделий в зависимости от риска нестабильности поставок;

стратегия (объем и периодичность) формирования текущих запасов материалов и комплектующих;

условия формирования капитала.

Пакет предусматривает возможность учета реинвестиционирования свободных денежных средств.

Интерфейс пакета зависит от реализации системы электронных таблиц, на которой он написан. Таким образом, свободное владение пакетом требует от пользователя изучения принципов работы с электронными таблицами. "Открытость" системы также влияет на возможность ошибок. Таким образом, случайные непрофессиональные корректировки пользователя могут привести к серьезным нарушениям в работе системы. В то же время корректировки часто бывают необходимыми, например, если приходится увеличить проектное количество производимых продуктов, видов инвестиционных затрат, займов и т.д.

П8.3.4. Пакет "PROJECT EXPERT"

Как и COMFAR, система представляет собой "закрытый" пакет. Поэтому необходимо регулярно адаптировать его к изменяющимся условиям реализации.

Очевидная плата за это - периодическое отставание пакета от быстро изменяющихся условий реализации проектов.

По сравнению с предыдущими пакетами "PROJECT EXPERT" сделан более "системно": до начала собственно расчета с его помощью может производиться качественный анализ проекта.

Этот подход предполагает наличие формализованных процедур как собственно качественного анализа, так и анализа рисков.

При качественном анализе эксперту предлагается оценить возможности проекта по следующим 40 позициям.

1. Реальность концепции.

2. Качественные показатели.

3. Надежность и долговечность.

4. ПРивлекательность.

5. Общественная значимость.

6. Совместимость, соответствие стандартам.

7. Зависимость продукта

8. Подготовка пользователя.

9. Развитие продукта.

10. Рыночный потенциал.

11. Готовность рынка к принятию продукта.

12. Основные потребители.

13. Цена.

14. Конкуренция.

15. Потенциальная конкуренция.

16. Текущий спрос.

17. Распределение.

18. Стабильность спроса.

19. Тенденция спроса.

20. Реклама и продвижение продукта.

21. Сбыт.

22. Проникновение на рынок.

23. Время жизни на рынке.

24. Степень готовности продукта.

25. Исследования и разработки.

26. Серийное производство.

27. Подготовка производства.

28. Оборудование.

29. Сырье и материалы.

30. Производственная кооперация.

31. Контроль качества

32. Сервисное обслуживание.

33. Производственный персонал.

34. Патентная защита.

35. Соответствие законодательству.

36. Экология.

37. Безопасность.

38. Инвестиции.

39. Прибыльность.

40. Окупаемость.

Ответы оцениваются по пятибалльной шкале, после чего оценки просто суммируются. Как правило, если экспертов несколько, то вычисляется средняя оценка. При этом возможна настройка пакетов на другую систему баллов и на присвоение коэффициентов важности всем или некоторым вопросам.

Анализ рисков выполняется в пакете "PROJECT EXPERT" по 71 позиции, охватывающей 11 стадий проекта.

1. Исследования и разработки.

2. Приобретение и аренда земли.

3. Строительство, аренда или приобретение зданий и сооружений.

4. Приобретение и монтаж технологического и офисного

оборудования.

5. Разработка и изготовление технологической оснастки и

инструмента.

6. Производство.

7. Рынок.

8. Продукт.

9. Система распределения.

10. Реклама.

11. Сервис.

По каждой из этих стадий исследуются следующие основные позиции оценки рисков:

1. Реальность идеи.

2. Наличие необходимых специалистов.

3. Качество управления.

4. Финансирование.

5. Безопасность.

6. Экологичность.

7. Взаимодействие с местными властями и населением.

8. Чувствительность к законодательству.

9. Готовность среды.

10. Приспосабливаемость к среде.

К каждой оценке предполагаются комментарии, позволяющие сопоставлять мнения различных экспертов.

При анализе рисков не предусмотрено использование балльных или вероятностных оценок. Эксперт выбирает лишь уровень риска - высокий, средний, низкий по каждой позиции и формулирует соответствующие комментарии по выбранному уровню.

Не предусмотрены также "поправки на риск" (увеличение требуемой нормы дисконта, ВНД и др.).

Как модуль "качественного анализа", так и модуль анализа рисков являются открытыми для пользователя. Пользователь может сформировать свой опросный лист (в соответствии со стоящими перед ним задачами) для качественного анализа проекта. Он может также самостоятельно сформировать факторы риска и комментарии к ним в соответствии со специфическими особенностями проекта.

В пакете предусмотрена также помощь в составлении хронологического графика реализации проекта, учитывающего возможность совмещения во времени различных операций.

Сам расчет производится с шагом, равным одному месяцу. Обеспечивается произвольный ввод данных в конкретный месяц каждого года, а в некоторых модулях - в конкретный день.

Экранные формы для просмотра результатов расчета построены:

в течение первого года по месяцам, в течение второго года - по кварталам, далее - по годам.

Количество продуктов не ограничено.

Горизонт расчета составляет до 15 лет инвестиций и 15 лет производства. Из-за большого объема расчетов (малый шаг) работу пакета желательно производить с использованием микропроцессора, класса не ниже, чем 80386, хотя формально пакет может быть реализован и на процессоре 80286 (особенно при небольшом горизонте и небольшом количестве продуктов).

Расчет производится в соответствии с методикой ЮНИДО, но при значительно больших возможностях задания условий реализации.

По инфляции задается: отношение рубль/доллар; инфляция на сырье; инфляция на комплектующие; инфляция на сбыт; инфляция на заработную плату; инфляция на основные фонды (в рублях для внутренних и в долларах для приобретаемых из-за рубежа); инфляция постоянных издержек, оплачиваемых в России (в рублях) и за рубежом (в долларах), изменение банковского процента.

Все виды инфляции могут быть заданы как произвольные функции времени.

В блоке данных о сбыте продукции представлены объемы продаж, запас продукции на складе, ее цена и доля экспортных продаж, а также тенденции изменения цены на продукцию и возможности продаж в кредит и с авансовыми платежами.

Условия реализации проекта (в частности, налоговое окружение) соответствуют российским условиям.

Ввод информации в систему и вывод из нее технологически организованы, однако графическое представление информации в этом пакете является более слабым, чем в пакетах COMFAR и "Альт-Инвест".

П8.4. Общие недостатки программных продуктов оценки инвестиционных проектов сводятся к следующим.

Все эти системы имеют ограниченную возможность учета влияния конкретных рисков (см. раздел 6 Рекомендаций). В системах COMFAR и PROPSPIN этот вопрос не ставится. О методах учета риска в системе PROJECT EXPERT сказано выше.

Во-вторых, все указанные продукты являются расчетными моделями, не представляя ни одного алгоритма оптимизации. Между тем в различных случаях возможно решение задачи, например, линейного программирования; при этом один их финансовых показателей является целевой функцией, а на остальные заданы ограничения.

В-третьих, рассмотренные продукты не имеют ни визуальных (графических), ни аналитических средств сравнения различных проектов.

В-четвертых, пакеты не "различают" пользователей для инвестора, реципиента или другого участника проекта.

Наконец, все рассматриваемые системы являются "статическими" в том смысле, что рассматривают заранее, экзогенно заданные издержки, инвестиционные затраты, программу реализации и т.д. в отличие от "динамических" систем, допускающих автоматическую корректировку показателей на t-ом шаге в зависимости от значений показателей (тех же или других) на предыдущих шагах.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

  • Главная
  • "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОТБОРУ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ" (утв. Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31.03.94 N 7-12/47)