в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОБЩЕЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ" от 24.08.93 N 17
отменен/утратил силу Редакция от 24.08.1993 Подробная информация
"ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОБЩЕЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ" от 24.08.93 N 17

1. ЗАДАЧИ НАСТОЯЩЕЙ ИНСТРУКЦИИ

101. Цель данной Инструкции - представить коммерческим банкам новую форму общей финансовой отчетности, которая является определенным этапом приближения российских норм бухгалтерского учета к международным стандартам и практике. Общая финансовая отчетность - это отчетность коммерческого банка, используемая для ознакомления и анализа его деятельности Центральным банком, руководителями коммерческого банка, другими заинтересованными юридическими и физическими лицами (см. п. 110 настоящей Инструкции), а также в дальнейшем - для открытой публикации.

Эта инструкция разработана в рамках государственной программы "О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики", одобренной Верховным Советом (Распоряжение Председателя Верховного Совета РФ от 14 января 1993 г.) и Советом Министров - Правительством Российской Федерации (Постановление Совета Министров РФ N 121 от 12 февраля 1993 г.).

102. Настоящая Инструкция содержит требования по составлению новых форм банковской отчетности, исходя из действующего в банках Российской Федерации плана счетов бухгалтерского учета (Письмо N 254 Госбанка СССР от 21 декабря 1989 г. и последующие дополнения к нему). Она позволит перейти к унифицированным принципам составления и публикации финансовых отчетов коммерческих банков, приобрести знания и навыки по основным стандартам международного учета в коммерческих банках.

103. Настоящая Инструкция в ряде случаев основана не на действующем законодательстве, а на мировых нормах бухгалтерского учета. В связи с этим, составление новых форм отчетности потребует условного исправления нескольких статей баланса.

104. Представляемые в настоящей Инструкции формы отчетности не заменяют формы, ранее установленные Центральным банком Российской Федерации, а действуют одновременно с ними. Указанная отчетность составляется коммерческими банками в целом по банку и представляется Рабочей группе Центрального банка Российской Федерации по реформе бухгалтерского учета в коммерческих банках по адресу:

103016, Москва, ул. Неглинная, 12
Центральный банк Российской Федерации
Заместителю Председателя
Парамоновой Т.В.

105. Международные стандарты, к которым прилагаемые формы приближены в общих чертах, определены международными организациями профессионалов и изложены в таких нормативных документах, как Европейская директива N 86/635 "О годовой и консолидированной отчетности банков и кредитных учреждений" и нормы Комитета по международным бухгалтерским стандартам. Эти документы обобщают мнения экспертов всего мира и соблюдаются почти всеми коммерческими банками мира.

Международные стандарты предназначены для унификации бухгалтерского учета исходя из следующих требований: а) содержание отчетности; б) критерии внесения в отчетность разных ее элементов; в) правила оценки этих элементов; г) объем представляемой в отчетности информации.

106. Главное назначение международных стандартов общей финансовой отчетности коммерческих банков - сделать ее такой, чтобы она могла быть полезна наибольшему числу пользователей для принятия ими экономических решений, например, для оценки безопасности депозитов в банке или средств, предоставляемых во временное пользование банку.

Представление ясной и правильной картины операций коммерческого банка Центральному банку, а также физическим и юридическим лицам, которые являются заемщиками или депозиторами этого банка, необходимо для того, чтобы создать и сохранить на средний и долгий срок доверие к банку и кредитной системе в целом.

В настоящее время это доверие является особенно важным для России как внутри, так и вне страны. Например, в связи с расширением экономических связей с иностранными партнерами российской банковской системе необходимо будет составлять и представлять достоверную финансовую отчетность, сопоставимую с отчетностью зарубежных партнеров.

Одна из целей приведенных ниже форм отчетности - поддерживать доверие к банку, показывая, как он управляется и защищает интересы своих депозиторов. Следовательно, такая отчетность поддерживает взаимное доверие между банком и его партнерами, что дает ему преимущества, в том числе материальные, на долгий срок. Кроме того, публикация банковской информации в форме таких отчетов позволяет ей быть понятной пользователям всего мира.

107. Новые формы представляют собой первый шаг к составлению отчетности по мировым правилам.

Вместе с тем, они не являются новым планом счетов или обоснованием для расчета налога на доход (см. выше п. 103).

В них не внесены все изменения, предусмотренные мировыми стандартами и необходимые для составления российскими финансовыми учреждениями отчетов, целиком приведенных в соответствие с мировой практикой. Данная Инструкция не касается учета инфляции, консолидации, отсроченного налогообложения, которые также являются основополагающими принципами мировых требований. Кроме того, методология расчета и система оценки резерва на возможные потери по ссудам клиентам должны быть еще усовершенствованы.

С целью облегчения дальнейшего применения международных стандартов в бухгалтерском учете через новый план счетов, необходимо их скорейшее внедрение сначала в отчеты, предназначенные для пользователей внутри и вне банков.

108. Новые формы отчетности, представляемые в настоящей Инструкции, отвечают требованиям большой части пользователей вне банка. Этими пользователями являются:

а) те, кто дает банку ресурсы, т. е. его настоящие или возможные российские или иностранные акционеры (пайщики), депозиторы и заимодавцы;

б) сотрудники банка, его заемщики, российские и международные финансовые организации, налоговые органы и Центральный банк России.

Всем пользователям необходима информация, которая помогла бы им при оценке реального финансового состояния, рентабельности и рисков банка с учетом новых экономических правил. Они также нуждаются в информации, которая дала бы им возможность правильно понимать операции, осуществляемые банком.

109. Как объяснено в п. 3 "Новые формы отчетности" настоящей Инструкции, представляемые формы отчетности обобщают информацию о ликвидности и платежеспособности коммерческого банка <1>. Такая информация необходима для определения способности банка своевременно выполнять свои финансовые обязательства. В этом отношении пояснительная записка к отчетам является особенно важной из-за содержащихся в ней описаний причин и следствий и их взаимосвязи, что обеспечивает полноту финансовой отчетности.

В формах отчетности также обобщается информация о рисках, связанных с активами и пассивами, учитываемыми на балансе коммерческого банка, и за балансом. В целях объяснения причин существования данных рисков руководство коммерческого банка описывает в пояснительной записке к отчетности, как банк управляет рисками и контролирует их. Эти объяснения должны быть предметом отдельных пунктов, приведенных дополнительно в Приложении 5 настоящей Инструкции.


<1> Ликвидность коммерческого банка - это его способность выполнять своевременно свои финансовые обязательства, в т.ч. по выдаче клиентам средств по их первому требованию. Платежеспособность - это достаточность его активов по отношению к его пассивам и следовательно достаточность его капитала.

  • Главная
  • "ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОБЩЕЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ" от 24.08.93 N 17