в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 27.03.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.04.2002 N 226 "О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ В ОТНОШЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ"
отменен/утратил силу Редакция от 02.04.2002 Подробная информация

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.04.2002 N 226 "О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ В ОТНОШЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ"

Постановление

В соответствии со статьями 5 и 15 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации;

Правила государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации;

изменения и дополнения, которые вносятся в отдельные акты Правительства Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации согласно прилагаемому перечню.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 апреля 2002 г.
N 226

ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИI. Общие положения

1. Настоящий документ разработан в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и определяет основные принципы и методы формирования и регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, а также платы за соответствующие услуги.

2. В настоящем документе используются следующие понятия:

"регулирующие органы" - Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и региональные энергетические комиссии, осуществляющие государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации полномочиями;

"регулируемая деятельность" - деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), регулируемым государством. Настоящее понятие применяется исключительно для целей идентификации расходов, относящихся к регулируемой деятельности, и не означает применения в отношении этой деятельности какого-либо иного регулирования, кроме установления тарифов (цен);

"тарифы" - система ценовых ставок (ставок платы за услуги, расценок и т. п.), по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги;

"цена электрической (тепловой) энергии" - стоимость единицы электрической (тепловой) энергии, не включающая стоимость услуг по ее передаче и иных соответствующих услуг;

"ценообразование" - процесс формирования уровня (величин) тарифов (цен), применяемых для расчетов за электрическую и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги;

"срок действия тарифов (цен)" - период времени между изменениями тарифов (цен) регулирующими органами;

"расчетный период регулирования" - период, на который устанавливаются тарифы (цены), равный календарному году;

"необходимая валовая выручка" - экономически обоснованный объем финансовых средств, который необходим организации для осуществления регулируемой хозяйственной деятельности в течение расчетного периода регулирования;

"оптовый рынок" - федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), определенный статьей 1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

Иные понятия, используемые в настоящем документе, соответствуют принятым в законодательстве Российской Федерации.

II. Нормативно-методическая основа регулирования тарифов (цен)

3. Нормативно-методическая основа регулирования тарифов (цен) состоит из настоящего документа и Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации утверждает обязательные для применения всеми регулирующими органами методические указания по вопросам расчета (формирования) регулируемых тарифов (цен), перечисленных в пункте 4 настоящего документа.

III. Система тарифов (цен)

4. В систему тарифов (цен), применяемых для расчетов за электрическую и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, входят:

1) тарифы (цены) на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, в том числе:

тарифы (цены) на электрическую энергию и мощность, поставляемую на оптовый рынок субъектами этого рынка - поставщиками электрической энергии и мощности;

тарифы (цены) на электрическую энергию и мощность для покупателей, действующих в регулируемом секторе оптового рынка;

регулируемый предельный тариф (цена), складывающийся в секторе свободной торговли оптового рынка;

2) плата за услуги, оказываемые в условиях естественной монополии, регулируемая в порядке, устанавливаемом Федеральным законом "О естественных монополиях", в том числе:

плата за услуги по передаче электрической энергии по единой национальной и региональным электрическим сетям;

плата за услуги по передаче тепловой энергии;

плата за услуги субъектов естественных монополий в сфере передачи электрической энергии по присоединению потребителей к их электрическим сетям (порядок и условия оплаты утверждаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации);

3) плата за услуги, оказываемые на оптовом рынке, в том числе:

плата за услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые субъектами оптового рынка другим субъектам этого рынка (перечень и условия оплаты утверждаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации);

плата за использование (неиспользование) мощностей (с учетом резервов) на оптовом рынке (далее именуется - плата за балансировку);

плата за услуги коммерческого оператора (администратора торговой системы) оптового рынка;

ценовая ставка формирования средств, предназначенная для обеспечения безопасного функционирования и развития атомных электростанций;

4) тарифы (цены) на электрическую энергию, поставляемую потребителям;

5) тарифы (цены) на тепловую энергию;

6) тарифы (цены) на тепловую энергию, вырабатываемую организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок;

7) цена продажи производителями электрической энергии, не поставляемой на оптовый рынок;

8) плата за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России (абонентная плата);

9) равновесная конкурентная цена, складывающаяся в секторе свободной торговли оптового рынка.

5. Регулирование тарифов (цен), перечисленных в подпунктах 1-3 и 6-8 пункта 4 настоящего документа, осуществляет Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации, тарифов (цен), перечисленных в подпунктах 4 и 5 пункта 4 настоящего документа, - региональные энергетические комиссии, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Перечень услуг по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России и порядок их оплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Регулирование тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, тарифов на услуги по передаче электрической энергии по линиям электропередачи, входящим в состав единой национальной электрической сети, и тарифов на иные услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России вводится после создания организаций, оказывающих такие услуги, и утверждения перечня указанных услуг и порядка их оплаты при одновременном исключении расходов на данные цели (в том числе расходов на инвестиции) из состава абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России (в случае финансирования этих расходов за счет указанной абонентной платы).

6. В случае установления регулирующими органами предельных тарифов (цен) при заключении прямых договоров купли-продажи (поставки) электрической и тепловой энергии (мощности) в расчетах за реализуемую электрическую и тепловую энергию (мощность) и оказываемые услуги могут применяться договорные тарифы (цены) в рамках установленных предельных тарифов (цен).

IV. Общие принципы и методы формирования регулируемых тарифов (цен)

7. При установлении тарифов (цен) организациям, осуществляющим регулируемую деятельность, обеспечивается компенсация экономически обоснованных расходов на производство продукции (услуг) и получение прибыли, определяемой в соответствии с настоящим документом.

8. Расчет и формирование тарифов (цен) осуществляются исходя из принципа обязательного раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции, доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 700 "О введении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике".

9. В целях создания механизма привлечения инвестиций при установлении тарифов (цен) регулирующие органы определяют для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, величину прибыли, необходимой для их эффективного функционирования и развития, путем установления обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемой деятельности.

До разработки методологии проведения для целей регулирования оценок стоимости капитала, используемого указанными организациями в регулируемой деятельности, учитывается величина прибыли, необходимой для обеспечения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, средствами на обслуживание привлеченного и заемного капитала, собственными средствами на развитие, для выплаты дивидендов и финансирования за счет прибыли других обоснованных расходов. Размер инвестиций, включаемых в расчеты тарифов (цен), определяется на основе программ развития организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и утверждается регулирующими органами в установленном порядке как составная часть тарифа (цены).

10. Основным методом расчета регулируемых тарифов (цен) является метод экономически обоснованных расходов.

При формировании регулируемых тарифов (цен) по методу экономически обоснованных расходов тарифы (цены) рассчитываются путем деления величины необходимой валовой выручки на планируемый организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, объем производства продукции (услуг), определяемый на основании сводного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждаемого Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

11. Определение состава расходов и оценка экономической обоснованности производятся в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации и методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

12. Регулирующие органы обязаны включать в состав регулируемых тарифов (цен) расходы на топливо, определяемые на основе:

1) нормативов удельного расхода топлива, за исключением ядерного (дифференцированных по типам генерирующего оборудования, видам топлива и т. п.), на производство 1 киловатт-часа электрической энергии, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации;

2) цен на топливо, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа;

3) документов, регламентирующих потребность в ядерном топливе энергоблоков атомных электростанций, а также создание на них страхового запаса ядерного топлива;

4) расчетных объемов потребления топлива с учетом структуры потребления, сложившейся за последние 3 года;

5) нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

13. При определении расходов на оплату труда, включаемых в регулируемые тарифы (цены), регулирующие органы используют размер фонда оплаты труда конкретных категорий работников, определяемый в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями с учетом фактического объема фонда оплаты труда этих категорий работников, сложившегося за последний расчетный период регулирования.

14. При определении включаемых в регулируемые тарифы (цены) расходов на проведение ремонтных работ регулирующие органы руководствуются:

1) нормативами расходов на ремонт основных производственных фондов (с учетом их обоснованной индексации), утверждаемыми уполномоченными органами по согласованию с Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации;

2) ценами, предусмотренными пунктом 15 настоящего документа;

3) программами проведения ремонтных работ с целью обеспечения надежного и безопасного функционирования производственно-технических объектов и предотвращения возникновения аварийных ситуаций, утверждаемыми организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

15. При проведении расчетов тарифов (цен) на сырье, материалы, работы и услуги производственного характера, топливо для технологических целей и на услуги по его перевозке, а также на иные товары и услуги регулирующие органы применяют:

1) регулируемые государством тарифы (цены);

2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в соответствии с правилами закупок (конкурсов, торгов);

3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе биржевые котировки цен (в случае отсутствия договорных цен). При отсутствии договорных цен применяются прогнозные индексы изменения цен в целом по отраслям промышленности, разрабатываемые Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

16. В целях привлечения в электроэнергетику средств инвесторов регулирующие органы предусматривают при установлении тарифов (цен) на электрическую энергию для новых электростанций и иных энергообъектов, инвестиционные проекты по строительству и техническому перевооружению которых согласованы с регулирующими органами в установленном порядке, доходность на вложенный капитал:

на уровне ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент принятия решения об утверждении тарифа (цены), увеличенной в 1,1 раза, - при инвестициях, осуществляемых в рублях;

на уровне, рассчитанном на основе ставки предложения кредитных ресурсов на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR) в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, - при инвестициях, осуществляемых в иностранной валюте.

При этом регулирующие органы обязаны включать в состав тарифов (цен), устанавливаемых на соответствующий расчетный период регулирования, начиная с момента поступления средств на реализацию проекта расходы, связанные с возвратом привлеченных средств и получением прибыли на вложенный капитал, а также обеспечить включение таких расходов в состав тарифов (цен), устанавливаемых на последующие расчетные периоды регулирования, в течение всего срока окупаемости проекта.

Порядок рассмотрения инвестиционных проектов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, утверждается Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

17. По решению Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации могут применяться дополнительные методы формирования регулируемых тарифов (цен), отличные от метода экономически обоснованных расходов, в том числе:

метод индексации тарифов (цен);

метод привязки регулируемых тарифов (цен) к определяемой один раз в 3 месяца средневзвешенной цене покупки электрической энергии на оптовом рынке (рассчитываемой исходя из стоимости электрической энергии, поставляемой в регулируемом секторе оптового рынка по регулируемым тарифам (ценам), и стоимости электрической энергии, поставляемой в секторе свободной торговли оптового рынка по равновесной конкурентной цене).

Не допускается одновременное применение различных методов формирования тарифов (цен) в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих однородные виды деятельности.

18. Метод индексации тарифов (цен) может применяться в условиях высокого уровня изменения цен на отдельные группы товаров (услуг), потребляемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, и заключается в определении регулируемого тарифа (цены) с учетом индексации средств на закупку соответствующих товаров (услуг).

Порядок и условия применения указанного метода утверждаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

19. Метод привязки регулируемых тарифов (цен) к средневзвешенной цене покупки электрической энергии на оптовом рынке состоит в применении формулы, устанавливающей зависимость изменения указанных тарифов (цен) от изменения средневзвешенной цены покупки электрической энергии на оптовом рынке.

V. Ценообразование на оптовом рынке

20. Предельные тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков и покупателей оптового рынка утверждаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации исходя из условий обеспечения в расчетный период регулирования интегрального равенства стоимости покупаемой на оптовом рынке электрической энергии и совокупной стоимости поставленной электрической энергии, а также исходя из объемов поставки и потребления электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, определяемых сводным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности).

21. Тарифы (цены) на электрическую энергию для покупателей оптового рынка и плата за балансировку определяются коммерческим оператором (администратором торговой системы) в рамках предельных тарифов (цен), утверждаемых Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, исходя из цен предложения, заявленных поставщиками в рамках предельных регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность), плановых и фактических объемов поставок электрической энергии (мощности) на оптовый рынок, в порядке, утверждаемом Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

Указанный порядок предусматривает равенство фактических суммарных обязательств покупателей относительно стоимости поставленной с оптового рынка электрической энергии (мощности) и суммарной стоимости электрической энергии (мощности), поставленной на оптовый рынок.

В случае если данное условие выполняется при расчетной цене, превышающей предельную цену для покупателей оптового рынка, регулирующие органы в следующем расчетном периоде регулирования принимают меры к ликвидации сложившегося на оптовом рынке стоимостного дисбаланса с учетом результатов анализа, проведенного регулирующими органами для выяснения причин возникновения дисбаланса.

22. Особенности установления тарифов (цен) на электрическую энергию, поставляемую на оптовый рынок, равновесной конкурентной цены, складывающейся в секторе свободной торговли оптового рынка, в том числе, регулируемой предельной цены, плата за балансировку, а также порядок заключения прямых договоров о поставке (продаже) электрической энергии определяются основными принципами развития и функционирования конкурентного оптового рынка электрической энергии и правилами оптового рынка, утверждаемыми в установленном порядке.

VI. Ценообразование на розничном (потребительском) рынке

23. Тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих составляющих:

1) средняя стоимость единицы электрической (тепловой) энергии, включая цену ее покупки на оптовом рынке, у иных производителей электрической энергии или энергосбытовых организаций, а также стоимость электрической энергии собственного производства;

2) суммарная стоимость услуг по передаче энергии, услуг по оперативно-диспетчерскому управлению и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям, включая регулируемые сбытовые надбавки и плату за балансировку.

При выставлении потребителю счета на оплату электрической и тепловой энергии в нем помимо суммарного платежа раздельно указываются стоимость отпущенной потребителю энергии и плата за услуги по ее передаче, за услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.

24. Регулируемые тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям (кроме населения), устанавливаются одновременно в 3 вариантах:

1) в виде одной ставки тарифа, включающей в себя полную стоимость покупки 1 киловатт-часа электрической энергии;

2) в виде двух ставок, включающих в себя ставку платы за покупку 1 киловатт-часа электрической энергии и ставку платы за 1 киловатт электрической мощности;

3) зонные тарифы (цены), устанавливающие дифференцированную стоимость покупки 1 киловатт-часа электрической энергии по недельным или суточным зонам графика электрической нагрузки.

Для населения устанавливаются только одноставочные и зонные тарифы, дифференцированные по суточным зонам графика электрической нагрузки.

Потребитель самостоятельно выбирает для проведения расчетов за электрическую энергию один из перечисленных выше вариантов тарифа, предварительно уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию.

25. Тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию (мощность) дифференцируются по группам потребителей (покупателей) исходя из:

1) объемов потребления (покупки) электрической и тепловой энергии;

2) режима использования потребителями электрической мощности;

3) категории надежности энергоснабжения.

Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации утверждает критерии формирования групп потребителей (покупателей) и методические указания, определяющие особенности расчета тарифов (цен) для указанных групп.

26. Размер платы за услуги по передаче электрической энергии дифференцируется по уровням напряжения в точке подключения потребителя к электрической сети и по величине присоединенной мощности. Дифференциация платы за услуги по передаче электрической энергии производится в едином порядке для всех потребителей (покупателей).

VII. Требования к деятельности регулирующих органов

27. Не допускается установление регулирующими органами пониженных (льготных) тарифов (цен) для отдельных потребителей без определения источника и механизма компенсации льгот.

Не допускается принятие решений о компенсации льгот за счет хозяйствующих субъектов без их согласия. При установлении пониженных (льготных) тарифов (цен) не допускается повышение тарифов (цен) для других потребителей.

Решение регулирующего органа об установлении пониженных (льготных) тарифов (цен) для отдельных хозяйствующих субъектов подлежит предварительному согласованию с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в установленном порядке.

28. В случае если организация кроме регулируемой деятельности осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление не учитываются при расчете регулируемых тарифов (цен).

29. Регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из регулируемых тарифов (цен) избыточных и непроизводительных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, вызванных привлечением этими организациями избыточных ресурсов, недоиспользованием (неоптимальным использованием) производственных мощностей, финансированием за счет поступлений от регулируемой деятельности иных расходных (в том числе убыточных) сфер деятельности, не относящихся к регулируемой деятельности, а также иными факторами, обусловливающими указанные избыточные и непроизводительные расходы.

30. Регулирующие органы на основе предварительно согласованных с ними мероприятий по сокращению расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, обязаны в течение 2 лет после окончания срока окупаемости затрат на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень удельных расходов, сложившихся в период, предшествующий сокращению расходов.

31. В случае если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (цен) на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).

В последующие расчетные периоды регулирования учитываются также расходы, направляемые на покрытие убытков от списания просроченной дебиторской задолженности, возникшей до 1 января 2001 г., а также на выплату части кредиторской задолженности организаций электроэнергетики, не покрываемой встречными обязательствами дебиторов.

В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, профинансированные за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы вправе принять решение об исключении соответствующих средств из суммарного объема расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.

Исключаются из суммарного объема расходов, учитываемых при установлении тарифов (цен) на следующий расчетный период регулирования, средства, привлеченные за счет поступлений от регулируемой деятельности и направленные на оплату процентов по кредитам банков, полученным для финансирования необоснованных расходов.

32. Выявленные по данным отчетности не использованные в течение базового периода средства по отдельным статьям расходов учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на следующий расчетный период регулирования в качестве источника покрытия новых расходов.

33. При установлении регулирующими органами тарифов (цен) для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не допускается двойной учет одних и тех же расходов в тарифах (ценах) на электрическую и тепловую энергию, на услуги по передаче электрической и тепловой энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 апреля 2002 г.
N 226

ПРАВИЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФОВ (ЦЕН) НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила, разработанные во исполнение статьи 15 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", определяют основания и процедуру установления (пересмотра) тарифов (цен) в электроэнергетике, входящих в систему регулируемых тарифов (цен), предусмотренную Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее именуются - Основы ценообразования).

2. В настоящих Правилах используются следующие основные термины и понятия:

"регулирующие органы" - Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и региональные энергетические комиссии, осуществляющие государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий;

"тарифы (цены)" - тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию, подлежащие государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации и Основами ценообразования;

"установление тарифов (цен)" - принятие регулирующими органами решений о введении новых или изменении (пересмотре) действующих тарифов (цен), о порядке и сроках введения их в действие.

Иные термины и понятия используются в настоящих Правилах в том значении, в котором они применяются в Основах ценообразования, а также в законодательных актах.

II. Основания для установления тарифов (цен)

3. В качестве расчетного периода регулирования тарифов (цен) принимается один год, за исключением случаев:

изменения тарифов (цен) по одному из оснований, перечисленных в пункте 4 и подпункте 2 пункта 5 настоящих Правил;

применения регулирующим органом метода индексации регулируемых тарифов (цен) либо метода привязки регулируемых тарифов (цен) к средневзвешенной цене покупки электрической энергии на оптовом рынке.

Период регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, поставляемую организациям, финансируемым за счет средств бюджетов соответствующих уровней, не может составлять менее одного года.

При заключении прямых договоров купли-продажи (поставки) электрической и тепловой энергии регулирующие органы могут в соответствии со своей компетенцией и с согласия организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и потребителей (покупателей) электрической энергии устанавливать тарифы (цены) на электрическую энергию и услуги по ее передаче со сроком действия два и более лет.

Если регулирующими органами установлены предельные тарифы (цены), то при расчетах за реализуемую продукцию (услуги) могут применяться свободные (договорные) тарифы (цены) в рамках установленных предельных тарифов (цен).

4. Основаниями для установления тарифов (цен) по заявлению организации, осуществляющей регулируемую деятельность, являются:

1) изменение более чем на 5 процентов суммарных расходов на осуществление регулируемой деятельности по сравнению с показателями, принятыми при расчете тарифов (цен);

2) изменение более чем на 5 процентов объемов реализации продукции (услуг), предусмотренных в сводном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, с учетом фактического исполнения организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, баланса в предыдущий расчетный период регулирования;

3) изменение более чем на 5 процентов суммы налогов и сборов, подлежащих уплате организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) изменение процентной ставки Центрального банка Российской Федерации и ставок коммерческих банков по долгосрочным кредитам более чем на 10 процентов;

5) принятие организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, долгосрочных целевых программ производственного развития, технического перевооружения или капитального ремонта, которые необходимы для поддержания надежного и безаварийного функционирования производственно-технологических объектов, снижения производственных или иных расходов, а также для реализации согласованных в установленном порядке инвестиционных проектов;

6) появление новых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выделение новых групп потребителей электрической (тепловой) энергии, а также иные существенные изменения в структуре производства и потребления электрической (тепловой) энергии.

5. Основаниями для установления тарифов (цен) по инициативе регулирующего органа являются:

1) необходимость индексации либо пересмотра тарифов (цен) в связи с изменением тарифов на электрическую энергию для покупателей оптового рынка в регулируемом секторе оптового рынка или равновесной конкурентной цены, складывающейся в секторе свободной торговли оптового рынка;

2) результаты проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущий расчетный период регулирования.

6. Регулирующий орган вправе, в том числе на основании информации, полученной от третьих лиц, организовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке проверку хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и по ее результатам рассмотреть вопрос об установлении тарифов (цен) по собственной инициативе.

Плановые проверки регулирующими органами хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, могут проводиться не чаще одного раза в два года.

7. Рассмотрение вопроса об установлении тарифов (цен) по иным, кроме перечисленных в пунктах 4 и 5 настоящих Правил основаниям, не допускается.

III. Установление тарифов (цен)

8. Установление тарифов (цен) производится регулирующими органами путем рассмотрения дела об установлении тарифов (цен), открываемого по основаниям, перечисленным в пунктах 4 и 5 настоящих Правил, за исключением случаев применения регулирующими органами метода индексации регулируемых тарифов (цен) либо метода привязки регулируемых тарифов (цен) к средневзвешенной цене покупки электрической энергии на оптовом рынке.

Срок рассмотрения дела об установлении тарифов (цен) не может быть более 30 календарных дней, за исключением случаев, когда по взаимному согласию регулирующего органа и организации, осуществляющей регулируемую деятельность, этот срок может быть продлен для проведения дополнительной либо повторной экспертизы материалов дела, но не более чем на 30 календарных дней. По истечении указанного срока регулирующий орган обязан принять решение об установлении тарифов (цен) либо о сохранении действующих тарифов (цен).

9. Для открытия дела об установлении тарифов (цен) по заявлению организации, осуществляющей регулируемую деятельность, она представляет в регулирующий орган следующие материалы:

1) баланс электрической энергии;

2) баланс электрической мощности;

3) баланс спроса и предложения на тепловую энергию;

4) баланс тепловой мощности;

5) бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату;

6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям;

7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;

8) расчет расходов и доходов по регулируемой деятельности с приложением их экономического обоснования, разработанного в соответствии с методическими указаниями Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации;

9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;

10) инвестиционная программа с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и для обслуживания заемного капитала;

11) размер выпадающих доходов или дополнительно полученной выгоды в предшествующий период регулирования, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

12) нормы и нормативы расчета отдельных статей расходов по перечню, установленному регулирующим органом;

13) тарифное соглашение между работодателем, профсоюзом и Правительством Российской Федерации.

10. В случае необходимости регулирующий орган вправе не позднее чем за 10 рабочих дней до даты рассмотрения дела об установлении тарифов (цен) запросить дополнительные материалы, указав формы их представления и требования к ним, а организация, осуществляющая регулируемую деятельность, обязана их предоставить при условии обоснования регулирующим органом целесообразности приобщения этих материалов к делу об установлении тарифов (цен).

Отсутствие каких-либо материалов, перечисленных в пункте 9 настоящих Правил, или их части является основанием для отказа в открытии дела об установлении тарифов (цен) впредь до представления соответствующих материалов.

11. Материалы, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, регистрируются регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения) и помечаются специальным штампом регулирующего органа.

Регулирующий орган в 10-дневный срок со дня регистрации проводит анализ представленных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов (цен) с указанием лица, назначенного уполномоченным по делу и, при необходимости, перечня дополнительных материалов (с обоснованием необходимости их предоставления) либо, в случае несоответствия материалов установленным требованиям, извещение об отказе в открытии дела, содержащее мотивировку отказа.

В случае если регулирующий орган в 10-дневный срок не направил организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещения об открытии либо об отказе в открытии дела об установлении тарифов (цен), материалы считаются принятыми к рассмотрению, при этом срок рассмотрения дела отсчитывается со дня получения материалов регулирующим органом.

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, вправе не позднее чем за 10 рабочих дней до даты рассмотрения дела об установлении тарифов (цен) представлять в регулирующий орган любые дополнительные материалы, относящиеся к делу об установлении тарифов (цен). В случае если при принятии решения по делу регулирующий орган не принял во внимание информацию, содержащуюся в дополнительных материалах и могущую оказать влияние на решение об установлении тарифов (цен), это решение может быть обжаловано в установленном порядке, в том числе с требованием повторного открытия дела и принятия решения.

Если по результатам рассмотрения жалобы принято решение о повторном открытии дела об установлении тарифов (цен), срок его рассмотрения не должен превышать 15 рабочих дней.

12. В случае применения регулирующими органами метода индексации регулируемых тарифов (цен) либо метода привязки регулируемых тарифов (цен) к средневзвешенной цене покупки электрической энергии на оптовом рынке дело об установлении тарифов (цен) не открывается. Вопрос об установлении тарифов (цен) рассматривается в этом случае в 15-дневный срок со дня поступления в регулирующий орган соответствующего заявления организации, осуществляющей регулируемую деятельность.

13. Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации утверждает регламент рассмотрения дел об установлении тарифов (цен), предусматривающий в том числе:

порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении тарифов (цен);

порядок проведения экспертизы по делам об установлении тарифов (цен).

14. Экспертиза по делу об установлении тарифов (цен) проводится штатными экспертами регулирующего органа либо независимыми экспертами.

Заключение экспертизы должно быть подготовлено и приобщено к делу не позднее чем за 5 рабочих дней до даты рассмотрения дела и помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций в отношении принимаемого решения должно содержать оценку достоверности данных, приведенных в предложениях по установлению тарифов (цен), а также:

оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность (по общепринятым показателям);

анализ экономической обоснованности расходов (по статьям расходов);

анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему расчетному периоду регулирования;

анализ соответствия расчета тарифов (цен) и формы представления предложений утвержденным нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов (цен).

В случае если организация, осуществляющая регулируемую деятельность, представит обоснованное заключение о низком качестве проведенной экспертизы либо недостоверности ее результатов, коллегиальный орган может принять решение о проведении повторной экспертизы другими экспертами. Проведение повторной экспертизы оплачивается организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, если регулирующие органы не установят иной порядок. При этом срок рассмотрения дела продлевается на 30 дней.

15. Появление новой открывшейся информации, которой регулирующий орган на момент принятия решения об установлении тарифов (цен) не располагал, может служить основанием для нового пересмотра тарифов (цен), но не является основанием для отмены решения регулирующего органа.

16. Решение об установлении тарифов (цен) принимается правлением регулирующего органа по итогам публичного рассмотрения дела об установлении тарифов (цен), о дате, времени и месте которого организация, осуществляющая регулируемую деятельность, извещается не позднее чем за 5 дней (с подтверждением получения извещения). К решению прилагается копия заключения экспертизы.

В случае рассмотрения дела об установлении тарифов (цен) по инициативе регулирующего органа заинтересованные организации, осуществляющие регулируемую деятельность, извещаются о дате и времени рассмотрения не позднее чем за 15 дней с приложением проекта решения об установлении тарифов (цен).

17. Для организации рассмотрения дела об установлении тарифов (цен), в том числе проведения экспертизы, составления заключения, подготовки дела к рассмотрению правлением, разработки проекта решения, руководитель регулирующего органа назначает уполномоченного по делу из числа сотрудников регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, в случае возникновения у нее обоснованных возражений по кандидатуре уполномоченного вправе в 10-дневный срок со дня получения извещения об открытии дела об установлении тарифов (цен) обратиться к руководителю регулирующего органа с просьбой о замене уполномоченного.

18. Рассмотрение дела об установлении тарифов (цен) считается правомочным, если в нем участвуют более половины членов правления.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела об установлении тарифов (цен) публикуется в средствах массовой информации, а также на официальном сайте регулирующего органа в сети Интернет.

На заседании правления при рассмотрении дела об установлении тарифов (цен) имеют право присутствовать любые лица.

В случае отсутствия по уважительной причине при рассмотрении дела об установлении тарифов (цен) официальных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение может быть отложено на срок, определяемый правлением. В случае повторного отсутствия указанных представителей рассмотрение дела проводится без их участия.

Во время рассмотрения дела ведется протокол, который утверждается председательствующим.

19. Рассмотрение дела об установлении тарифов (цен) проводится в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

20. Решение регулирующего органа об установлении тарифов (цен) доводится до организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в 10-дневный срок.

Неотъемлемой частью решения об установлении тарифов (цен) является протокол рассмотрения дела об установлении тарифов (цен), в котором указываются все факторы, в том числе расходы по отдельным статьям, учтенные при принятии решения. Данный протокол в 2-недельный срок направляется организации, осуществляющей регулируемую деятельность.

21. Решения регулирующих органов по установлению тарифов (цен) подлежат в 10-дневный срок официальному опубликованию в печати, а также на официальном сайте регулирующего органа в сети Интернет. Неопубликованные решения применению не подлежат.

22. Разногласия, связанные с установлением тарифов (цен), рассматриваются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, на основании обращения организации, осуществляющей регулируемую деятельность, потребителей электрической (тепловой) энергии либо региональной энергетической комиссии субъекта Российской Федерации. Рассмотрение разногласий по инициативе иных лиц не допускается.

Указанные обращения, представленные в Федеральную энергетическую комиссию Российской Федерации в срок, превышающий 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифов (цен), не рассматриваются.

IV. Содержание решения об установлении тарифов (цен)

23. Тарифы (цены) устанавливаются с указанием:

1) основных составляющих их структуры, в том числе величины расходов по отдельным статьям;

2) даты введения в действие тарифов (цен).

24. Решения об установлении тарифов (цен) не имеют обратной силы. Не допускается введение установленных тарифов (цен) в действие с даты, предшествующей дате принятия решения об их установлении.

25. Регулирующий орган при отказе включить в тарифы (цены) какие-либо затраты, предложенные организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, должен мотивировать это в своем решении (по каждой статье затрат).

26. Применение при расчетах с потребителями (покупателями) энергии пониженных (льготных) тарифов (цен) допускается только при наличии соответствующего решения регулирующего органа, согласованного в установленном порядке с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в котором указаны конкретные потребители (группы потребителей), имеющие льготы по тарифам (ценам), основания для предоставления льгот и источник компенсации льгот.

Регулирующий орган обязан ежегодно публиковать списки потребителей (покупателей) энергии, имеющих право на льготы (за исключением физических лиц).

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 апреля 2002 г.
N 226

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ОТДЕЛЬНЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 11, ст. 997; 1996, N 7, ст. 690; N 17, ст. 2002; N 32, ст. 3942; 1997, N 27, ст. 3232; 1998, N 32, ст. 3907; N 1999, N 1, ст. 201; 2001, N 7, ст. 656; N 20, ст. 2015; N 26, ст. 2680; N 36, ст. 3561):

абзац третий перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, утвержденного указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"Электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации";

абзац третий перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"Электрическая и тепловая энергия (за исключением тепловой энергии, вырабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок), сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, - гарантирующих поставщиков электрической энергии на розничные (потребительские) рынки электрической энергии, тарифы (цены) на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями".

2. Дополнить пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 700 "О введении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 28, ст. 3357; N 39, ст. 4913) абзацами следующего содержания:

"деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению;

сбыт (реализация) электрической энергии;

сбыт (реализация) тепловой энергии".

УТВЕРЖДЕН
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 апреля 2002 г.
N 226

ПЕРЕЧЕНЬ УТРАТИВШИХ СИЛУ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. N 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 7, ст. 855).

2. Пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1231 "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведении уровня тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 40, ст. 4597).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1498 "О ценообразовании в отношении электрической энергии, потребляемой железнодорожным транспортом (электрическая тяга)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5595).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. N 472 "О продлении на 1998 год срока действия Основных положений ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации и Порядка утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст. 2246).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1998 г. N 686 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. N 121 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3201).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 915 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. N 121 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 33, ст. 4021).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. N 1413 "О продлении срока действия Основных положений ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации и Порядка утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 49, ст. 6054).

8. Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 7 января 1999 г. N 23 "О неотложных мерах по повышению эффективности работы тепличных предприятий в 1999 году" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 3, ст. 337).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 г. N 224 "О совершенствовании регулирования тарифов на электрическую энергию, потребляемую железнодорожным транспортом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 10, ст. 1241).

10. Пункты 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 1999 г. N 781 "Об обеспечении надежного электроснабжения стратегических организаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3730).

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1999 г. N 1202 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. N 121 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 45, ст. 5428).

На сайте «Zakonbase» представлен ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.04.2002 N 226 "О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ В ОТНОШЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.04.2002 N 226 "О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ В ОТНОШЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.04.2002 N 226 "О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ В ОТНОШЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.04.2002 N 226 "О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ В ОТНОШЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ"