в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.02.96 N 123 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА"
отменен/утратил силу Редакция от 08.02.1996 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.02.96 N 123 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА"

II. Основы национальной экспортной стратегии

В середине 90-х годов Россия оказалась перед выбором адекватной экспортной стратегии и оптимальных форм международного экономического сотрудничества, способных обеспечить стабильно высокий приток валюты и укрепление позиций страны на мировом рынке. От выбора экспортной стратегии зависят и средства ее реализации, меняются акценты при планировании и проведении мероприятий по стимулированию экспорта.

Современная международная специализация России сформировалась в основном в 70-е годы и определяется прежде всего ее топливно-сырьевыми ресурсами. В то же время в первой половине 90-х годов положение в этом комплексе ухудшилось в результате сокращения объемов геолого-разведочных работ, неоптимальной эксплуатации имеющихся ресурсов и прогрессирующего старения мощностей. Все это привносит элементы нестабильности в развитие экспорта страны, основанного на сырье, тем более что доля последнего в мировой торговле имеет тенденцию к снижению, а мировые цены на него подвержены резким колебаниям.

Тем не менее в ближайшей и среднесрочной перспективе российский экспорт сохранит топливно-сырьевую направленность, и задача состоит в укреплении материально-технической базы соответствующих отраслей.

Важным шагом в этом направлении станет оживление инвестиционной деятельности в топливно-сырьевых отраслях, в частности уже отмечено усиление активности крупного отечественного капитала в нефтегазовой промышленности, металлургии, базовой химии.

Необходимо развивать взаимовыгодное сотрудничество оборонной промышленности и сырьевых отраслей, способное обеспечить эти отрасли высококачественным оборудованием и передовыми технологиями, что в первую очередь касается топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов.

С точки зрения повышения эффективности топливно-сырьевого экспорта особое значение имеют: увеличение глубины переработки и улучшение качества вывозимых за рубеж сырьевых товаров и полуфабрикатов; оптимизация ценовых и иных условий контрактов; гибкое маневрирование совокупным экспортным потенциалом сырьевых отраслей в зависимости от конъюнктуры на внешних рынках, в том числе путем создания, по мере появления у государства необходимых финансовых ресурсов, стабилизирующих экспортных резервов для оперативного реагирования на изменения мировых цен; совершенствование транспортной инфраструктуры в интересах снижения издержек по экспорту.

Дополнительные резервы развития сырьевого экспорта заключаются в государственной политике энергосбережения, суммарный потенциал которого составляет порядка 500 млн. тонн условного топлива, а также интенсивном взаимном сотрудничестве оборонной промышленности и сырьевых отраслей по производству оборудования для более качественной обработки первичных ресурсов.

Преобладание топливно-сырьевых товаров в российском экспорте является объективным отражением реальных и наиболее значимых конкурентных преимуществ России в международном разделении труда.

Вместе с тем интеграция России в мировую экономику в качестве равноправного партнера, усиление ее роли на внешних рынках невозможны без улучшения структуры и пропорций внешнеэкономического обмена в пользу повышения удельного веса готовой продукции, активного освоения более эффективных форм сотрудничества - производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов и т.д. Таким образом, основой долгосрочной экспортной стратегии России должен быть экспорт товаров высокой степени обработки, и в первую очередь машинотехнических изделий, на основе государственной поддержки. С экспортом машинотехнической продукции связаны процессы модернизации и прогрессивной структурной перестройки народного хозяйства, увеличения занятости трудоспособного населения страны, а также усиления позиции страны в мировой экономике.

В то же время позиции российского машинотехнического экспорта за последние годы значительно ослабли. При общемировой тенденции к росту удельного веса продукции машиностроения в структуре международной торговли, достигающего 1/3 и более, отечественные поставки этой продукции в дальнее зарубежье сократились с 5,2 млрд. долларов США в 1991 году до 3,1 млрд. долларов США в 1994 году, а их доля в общей стоимости экспорта снизилась почти вдвое - до 6 процентов (подробнее см. Приложение N 2).

Динамика российского экспорта машин и оборудования свидетельствует не только об общей тенденции утраты Россией традиционных рынков, но и о крайне тяжелом положении отечественного машиностроения по сравнению с другими отраслями. Ранее существовавшие конкурентные преимущества в производстве капиталоемкой, материалоемкой и энергоемкой машинотехнической продукции в значительной степени сведены на нет опережающим ростом цен на первичные ресурсы, ухудшением экономического положения производителей. В этой связи определенное стимулирующее влияние на производителей готовой продукции, и в первую очередь машинотехнических изделий, окажут меры по сбалансированию внутреннего ценообразования, содержащиеся в Указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1204 "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров" и предусматривающие, что в первом полугодии 1996 г. среднемесячный рост цен на продукцию и услуги естественных монополий (тарифы на энергию, перевозку грузов и т.д.) не должен превышать среднемесячный рост индекса цен на промышленную продукцию в целом.

Для стабилизации и последующего роста экспорта машин и оборудования необходимы совместные усилия предприятий и государства в этой области, последовательная деятельность Правительства Российской Федерации в сфере экономической и внешнеэкономической политики. Перспективным является создание при участии государства финансово-промышленных групп и консорциумов экспортной ориентации. Реализация конкретных экспортных проектов должна опираться на четкую оценку конкурентных преимуществ России, связанных как с дешевизной рабочей силы, так и с накопленным интеллектуальным и технологическим потенциалом, включающим в себя опережающие технические идеи и разработки оборонных производств и научно-исследовательских институтов.

Ближайшие задачи в развитии российского экспорта готовой промышленной продукции состоят в восстановлении утраченных позиций страны на внешних рынках. Однако не все государства - бывшие партнеры России смогут обеспечить платежеспособный спрос, особенно на машины и оборудование. В этой связи в качестве предварительного условия развития сотрудничества выступает разработка адекватных механизмов его реализации. С позиций расширения российского машинотехнического экспорта на традиционные рынки ближнего зарубежья важное значение имеют подписанные Россией и государствами - участниками СНГ соглашения об общих условиях и механизме поддержки и развития производственной кооперации и о льготном таможенном режиме для участников такой кооперации.

Сотрудничество с государствами - участниками СНГ важно с точки зрения восстановления хозяйственных связей, вовлечения России в интеграционные процессы и технологические цепочки нарождающихся межнациональных производственных комплексов. Объективные предпосылки развития сотрудничества с государствами - участниками СНГ определяются наличием общей границы, транспортных артерий, хозяйственной инфраструктуры, схожего финансового устройства, культурных традиций и языка.

Необходимы усилия по расширению экспорта в относительно благополучные страны Восточной Европы, которые заинтересованы не только в сырье и энергоносителях, но и в создании сборочных производств, восстановлении и развитии кооперации, техническом обслуживании поставленного оборудования и т.д. Перспективным направлением является активизация торгово-экономического сотрудничества с развивающимися странами, имеющими интерес к развитию технического содействия, получению технологического опыта и ноу-хау, товарных поставок. При этом наибольшие возможности существуют для экспорта комплектного оборудования.

Объем экспорта машинотехнической продукции и услуг в рамках технического содействия к 2000 году при условии целенаправленной государственной поддержки соответствующей деятельности можно было бы увеличить с 0,8 млрд. долларов США до 1,5 млрд. долларов США. Кроме восстановления утраченных позиций в этой области сотрудничества, экспорт в рамках технического содействия представляет собой вложение средств в развитие экспортного потенциала страны, и в первую очередь машиностроительных отраслей. Одним из основных направлений сотрудничества России с зарубежными партнерами на ближайшую перспективу следует считать сооружение объектов энергетики, в том числе атомной, строительство и реконструкцию предприятий горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности, транспорта, ирригации и др.

Расширение военно-технического сотрудничества с зарубежными странами является одним из наиболее мощных и эффективных рычагов развития наукоемкого машинотехнического экспорта. В этой связи необходимо ускорить работу по подготовке федеральной программы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами на период до 2005 года, имея в виду активную государственную поддержку соответствующей деятельности.

Значительным является экспортный потенциал конверсионных производств, однако его эффективная реализация осложняется крайне неустойчивым финансовым положением соответствующих предприятий, отсутствием навыков маркетинга и специальных знаний в области внешнеэкономической деятельности и т.д. Несмотря на ограниченные возможности по наращиванию совокупного экспорта страны в краткосрочной перспективе, эти предприятия способны внедряться на зарубежные рынки, в том числе и развитых стран, как с принципиально новой машинотехнической продукцией, так и с прогрессивными композиционными и специальными материалами, отдельными сложными узлами и агрегатами, другими изделиями, в которых воплощены опережающие технические идеи и решения.

Кроме "прорывных" разработок и технологий, уже имеющих устойчивый спрос на внешних рынках, возможно поэтапное налаживание конкурентоспособного массового производства на конверсионных предприятиях, включающее в себя работу по субконтрактам и заказам инофирм в целях приобретения опыта и навыков эффективной коммерческой деятельности и поддержки за счет получаемых валютных средств головных производств и программ НИОКР, насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией инвестиционного и потребительского назначения в условиях нарастающей конкурентной борьбы, с выходом через 5 - 10 лет на внешние рынки.

Существует также значительное число других отраслей и подотраслей материального производства, способных внести определенный вклад в наращивание объемов и совершенствование структуры продаж. К ним можно отнести химическую промышленность, промышленность строительных материалов, рыболовецкую и рыбоперерабатывающую промышленность, отдельные производства пищевой промышленности, заготовку товаров тибетской медицины (с ориентацией на страны Азиатско-Тихоокеанского региона) и др.

Определенные перспективы связаны с увеличением экспорта различных видов услуг, в том числе в области коммерческого освоения космоса, международного туризма, обучения иностранных граждан, осуществления транзитных перевозок и др.

Более точные и развернутые отраслевые приоритеты по поддержке экспорта необходимо устанавливать в рамках ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности в разделе "Меры стимулирования промышленного экспорта".

Дополнительные возможности увеличения российского экспорта открываются при кооперации малых и крупных предприятий в производстве продукции, потенциально конкурентоспособной на внешнем рынке. Это может быть как сотрудничество малых предприятий с традиционными экспортерами машинотехнических изделий, позволяющее последним не передавать на откуп иностранным посредникам доведение продукции до западных потребительских стандартов, поручая эти операции отечественным субподрядчикам, так и доработка небольшими инновационными фирмами технологичной и качественной продукции конверсионных производств в части экспортного дизайна и комплектации. Определенную роль может сыграть мобилизация собственных экспортных возможностей малого предпринимательства и кустарных промыслов.

Важным элементом национальной экспортной стратегии является оптимальное использование различных форм международного экономического сотрудничества для развития экспортного потенциала страны. Для России основной формой сотрудничества являются внешнеторговые операции. В последние годы получили распространение такие формы, как привлечение иностранных инвестиций и создание совместных предприятий, международных объединений и организаций, сотрудничество на компенсационной основе, кредитные соглашения, переработка давальческого сырья, лицензионная торговля, международный лизинг, инжиниринг, прибрежная и приграничная торговля, создание свободных экономических зон, компенсационные перевозки с участием более чем двух стран, иностранный туризм и др.

Мировой практике известно более двадцати основных форм экономического сотрудничества, причем многие формы применяются не в чистом виде, а в сочетании с другими формами. Каждая форма имеет свои организационные и экономические особенности, умелое использование которых в конкретных ситуациях может гарантировать наибольшую отдачу для российской стороны. Важно освободить отношение к различным формам международного экономического сотрудничества от излишней идеологизации, поскольку все они, при должной законодательной и организационной проработке, могут использоваться без угрозы суверенитету и экономической безопасности страны.

Важной задачей в этом направлении является создание условий для более широкого участия совместных предприятий непосредственно в производственной деятельности и особенно в области машиностроения, поскольку в настоящее время иностранные партнеры больше заинтересованы в осуществлении инвестиций в сферу услуг или в развитие ресурсной базы и модернизацию мощностей топливно-энергетического комплекса.

Определенное значение для развития экспортной базы России может иметь Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции", в том числе для вовлечения в хозяйственный оборот нефтегазовых месторождений шельфа Сахалина и Якутии. Актуальной является постановка вопроса о концессиях, в первую очередь применительно к разработке лесных ресурсов страны.

В настоящее время резко возрастает значимость активной внешнеэкономической политики для развития как сырьевого, так и машинотехнического экспорта. Включение России в систему мирового хозяйства, в том числе развитие ее экспорта, происходит на фоне усиления международной конкуренции. Россия как экспортер все чаще сталкивается со скрытыми и явными формами противодействия со стороны группы промышленно развитых стран. Кроме того, в последнее время активизировали свою деятельность региональные интеграционные группировки, участники которых при общем положительном отношении к развитию сотрудничества с третьими странами ориентируются на всемерное укрепление внутрирегиональных связей, что может иметь неблагоприятные последствия для России. В этой связи важную роль играет взвешенное определение географических приоритетов в экспортной деятельности, обеспечение баланса взаимных интересов в целях последовательного укрепления геоэкономического положения России.

При определении экспортной стратегии и ее тактических приоритетов необходимо исходить из того, что решающим фактором развития экспорта является повышение конкурентоспособности народного хозяйства, способствующее расширению ассортимента и совершенствованию товарной структуры. Поэтому актуальной является разработка комплексной государственной программы повышения конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, делающей упор на эффективные формы государственной финансовой и иной поддержки наиболее перспективных производств, смешанные государственно-коммерческие проекты, создание организационно-правовых и иных условий для притока частных, в том числе и иностранных, капиталов в освоение прогрессивных технологий и продукции. Активная позиция государства в этих вопросах наряду с эффективным использованием, в рамках политики стимулирования экспорта, имеющихся конкурентных преимуществ (сырье, трудовые ресурсы, технологический и интеллектуальный потенциал) позволят России вернуть утраченные позиции на внешних рынках и занять достойное место в системе международного разделения труда.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.02.96 N 123 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА"