отменен/утратил силу
Редакция от 08.02.1996
Подробная информация
Наименование документ | ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.02.96 N 123 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА" |
Вид документа | постановление, программа |
Принявший орган | правительство рф |
Номер документа | 123 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 08.02.1996 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | отменен/утратил силу |
Публикация | - "Российская газета", N 38, 24.02.96
- "Собрание законодательства РФ", 1996, N 8, ст. 770
|
Навигатор | Примечания |
Приложение N 1
к Федеральной
программе развития экспорта
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ЭКСПОРТА НА 1996 ГОД (ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ)N п/п | Содержание мер стимулирования | Наименование мероприятий и документов | Срок исполнения | Исполнители |
1. | Создание условий для формирования и развития экспортного потенциала в промышленности | | | |
1.1. | Принятие первоочередных мер в области государственной поддержки экспорта, в том числе с привлечением средств государственного бюджета | Проект постановления Правительства Российской Федерации о дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг | I квартал 1996 г. | МВЭС России Минэкономики России Минфин России Банк России Госкомоборонпром России Роскоммаш Росэксимбанк |
1.2. | Организация системы страхования экспортных кредитов при поставках на экспорт промышленной продукции, производимой российскими товаропроизводителями | Проект постановления Правительства Российской Федерации об образовании Российского экспортно-импортного страхового общества | I квартал 1996 г. | МВЭС России Минэкономики России Минфин России Банк России Росстрахнадзор Госкомоборонпром России Роскоммаш Роскомхимнефтепром Росэксимбанк |
1.3. | Принятие комплекса организационных мер по формированию условий, способствующих расширению промышленного экспорта и совершенствованию его структуры | Предложения в Правительство Российской Федерации по вопросам: | II квартал 1996 г. | Госкомпром России Минэкономики России |
| | - создания в министерствах (за счет имеющейся штатной численности) специализированных подразделений, осуществляющих практическую деятельность по изучению и повышению конкурентоспособности промышленной продукции; | | МВЭС России Миннауки России Госстандарт России Роскоммаш Госкомоборонпром России Роспатент Российская академия наук Торгово - промышленная палата Российской Федерации Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации |
| | - по воссозданию и развитию системы государственной информации о передовых достижениях зарубежной науки и техники, передового производственного и предпринимательского опыта с использованием возможностей в этой деятельности российских загранучреждений; | | |
| | - по организации выставочно-ярмарочной деятельности в России и за рубежом, включая единое информационное обеспечение проводимых мероприятий | | |
1.4. | Дополнительное стимулирование и государственная поддержка экспорта наукоемкого и высокотехнологичного промышленного оборудования с учетом длительности цикла его изготовления | Предложения об увеличении сроков и объемов кредитования, установленных Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. N 1484 "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета" | I квартал 1996 г. | Минэкономики России Минфин России МВЭС России Роскоммаш Госкомоборонпром России Минатом России Минстрой России Минтопэнерго России Роскомметаллургия Госкомпром России Российская академия наук |
1.5. | Содействие развитию стандартизации и сертификации экспортной промышленной продукции с использованием механизмов сотрудничества с зарубежными организациями по стандартизации и сертификации, а также развитию современной испытательной и измерительной техники | Мероприятия в рамках федеральной программы "Сертификация и метрология" | В сроки, предусмотр. Программой | Госстандарт России Госкомпром России Госкомоборонпром России МВЭС России Минстрой России |
1.6. | Стимулирование освоения и производства конкурентоспособной промышленной продукции для экспорта путем реинвестирования на эти цели дивидендов от государственной доли в уставном акционерном капитале приватизированных промышленных предприятий | Совершенствование нормативной базы по вопросам приватизации и использования в хозяйственной деятельности российских предприятий ускоренной амортизации основного капитала (основных фондов) | IV квартал 1996 г. | Госкомимущество России Госкомпром России Госкомоборонпром России Минфин России Минэкономики России Минстрой России |
1.7. | Содействие привлечению иностранных инвестиций в сферу экспортоориентированных производств | Подготовка предложений в Правительство Российской Федерации по совершенствованию механизма привлечения иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики с целью создания и развития экспортоориентированных производств в рамках реализации Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации | В сроки, предусмотр. Комплексной программой | Минэкономики России МВЭС России Минфин России Госкомпром России Госкомоборонпром России Минстрой России МИД России Роскомхимнефтепром |
1.8. | Содействие транспортному обеспечению экспортных перевозок | Предложения в Правительство Российской Федерации по более полному использованию потенциала отечественных перевозчиков экспортной продукции, в т.ч. по укреплению инфраструктуры экспортных перевозок | I квартал 1996 г. | Минтранс России МПС России Минфин России Минэкономики России МВЭС России Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
1.9. | Совершенствование существующего порядка налогообложения и таможенного оформления оказываемых предприятиями Минатома России услуг по обогащению урана, закупленного инофирмами на таможенной территории России, с последующим экспортом полученной продукции | Проект постановления Правительства Российской Федерации об особенностях регулирования операций по переработке предприятиями Минатома России сырьевых урановых материалов, закупленных иностранными лицами на таможенной территории России, с последующим вывозом полученной продукции | I квартал 1996 г. | Минатом России Минфин России ГТК России Минэкономики России МВЭС России |
1.10. | Сохранение существующего порядка лицензирования, при котором экспортно-импортные лицензии выдаются юридическим лицам, имеющим разрешение Госатомнадзора России на проведение определенного вида деятельности в области атомной энергии, не предусматривающего необходимость получения разрешения Госатомнадзора России на каждый контракт | Новая редакция Положения о порядке экспорта и импорта ядерных материалов, технологий, оборудования, установок, специальных неядерных материалов, радиоактивных источников ионизирующего излучения и изотопной продукции | I квартал 1996 г. | Минатом России МВЭС России ВЭК России ГТК России Минэкономики России |
2. | Координация и содействие развитию промышленного экспорта | | | |
2.1. | Развитие форм взаимодействия с региональными и негосударственными структурами экспортеров промышленной продукции | Подготовка и проведение заседаний Координационного совета по внешнеэкономическим связям при МВЭСе России | по графику Совета | МВЭС России Другие федеральные органы исполнительной власти - члены Совета |
| | Подготовка и проведение заседаний Совета по внешнеэкономической политике при МВЭСе России | по графику Совета | МВЭС России Другие федеральные органы исполнительной власти - члены Совета |
| | Подготовка и проведение заседаний Совета отраслевых объединений экспортеров при МВЭСе России | по графику Совета | ВЭС России Другие федеральные органы исполнительной власти - члены Совета |
2.2. | Содействие развитию внешнеэкономической деятельности регионов с учетом задач развития экспорта и совершенствования его структуры | Оказание методического содействия регионам в разработке программ развития экспорта промышленной продукции | В сроки разработки программ | ВЭС России Минэкономики России и другие федеральные органы исполнительной власти органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
| | Участие в работе рабочих групп межрегиональных ассоциаций по вопросам внешнеэкономической деятельности в интересах развития экспорта промышленной продукции и совершенствования его структуры | По графику работы групп | МВЭС России Другие федеральные органы исполнительной власти |
2.3. | Повышение роли межправительственных комиссий в развитии торгово-экономических отношений с зарубежными странами с учетом задач развития экспорта российской промышленной продукции | Проекты межправительственных протоколов, учитывающих интересы российских товаропроизводителей и экспортеров | В сроки заседаний комиссий | МВЭС России Минэкономики России Минфин России Минстрой России |
2.4. | Содействие гармонизации права международной торговли и международного права | Участие в работе ЮНСИТРАЛ и УНИДРУА | IV квартал 1996 г. | МИД России Минэкономики России МВЭС России Минюст России Банк России Внешэкономбанк |
3. | Формирование благоприятного торгового режима для развития промышленного экспорта | | | |
3.1. | Обеспечение долгосрочных торгово-политических интересов России в мировой торговле, в том числе в целях развития экспорта российской промышленной продукции | Проведение экономического и правового анализа соответствия действующего и разрабатываемого законодательства требованиям ГАТТ/ВТО, подготовка предложений в Правительство Российской Федерации | IV квартал 1996 г. | МВЭС России Минюст России Российская академия наук Другие федеральные органы исполнительной власти |
3.2. | Обеспечение текущих торгово-политических интересов России, особенно в области экспорта промышленной продукции | Проведение консультаций и переговоров в связи с принятием за рубежом антидемпинговых, защитных и иных нетарифных мер против экспорта российских товаров. Подготовка предложений Правительства Российской Федерации | I полугодие 1996 г. | МВЭС России Минэкономики России ГКАП России ГТК России |
3.3. | Содействие развитию долгосрочного сотрудничества с зарубежными странами как важной предпосылки развития российского промышленного экспорта | Проведение и участие в международных конференциях и региональных семинарах по проблемам и перспективам развития сотрудничества с зарубежными странами | В течение года | МВЭС России МИД России Минэкономики России Минстрой России Российская академия наук Другие федеральные органы исполнительной власти |
3.4. | Обеспечение текущих торгово-политических интересов в отношениях с государствами - участниками СНГ, в том числе в целях развития российского экспорта промышленной продукции | Разработка предложений Правительства Российской Федерации по основным принципам сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками СНГ при сооружении объектов в третьих странах | III квартал 1996 г. | Минсотрудничество России МВЭС России Минэкономики России Минстрой России |
3.5. | Обеспечение мер защиты внутреннего рынка и российских производителей | Подготовка и введение мер защиты внутреннего рынка, вытекающих из функций Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле, с учетом практики ГАТТ/ВТО | IV квартал 1996 г. | ГКАП России Госкомпром России Госкомоборонпром России Роскомхимнефтепром Роскоммаш МВЭС России Минэкономики России Минфин России ГТК России |
3.6. | Дальнейшее совершенствование мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности при экспорте в рамках Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" | Предложения в Правительство Российской Федерации по постепенной отмене мер нетарифного регулирования при вывозе товаров и оказании услуг | II квартал 1996 г. | МВЭС России Минэкономики России ГТК России Минфин России другие федеральные органы исполнительной власти |
3.7. | Совершенствование системы тарифных преференций в отношениях с зарубежными странами | Предложения в Правительство Российской Федерации о совершенствовании системы тарифных преференций в отношениях с зарубежными странами, исходя из интересов России | III квартал 1996 г. | ГТК России МВЭС России МИД России Минэкономики России |
4. | Организационное, информационное и кадровое обеспечение внешнеэкономической деятельности | | | |
4.1. | Разработка мер стимулирования российского экспорта на 1997 год | Федеральная программа развития внешнеторговой деятельности на 1997 год; раздел "Меры стимулирования экспорта" | IV квартал 1996 г. | МВЭС России Минфин России Банк России Минэкономики России Роскоммаш Госкомоборонпром России Госкомпром России |
4.2. | Совершенствование системы информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности | Продолжить работу по кодификации действующего законодательства в области ВЭД в разрезе экспорта промышленной продукции и услуг | IV квартал 1996 г. | МВЭС России |
4.3. | Подготовка кадров в области внешнеэкономической деятельности | Подготовка предложений в Правительство Российской Федерации по повышению квалификации работников сферы внешнеэкономических связей и российских участников внешнеэкономической деятельности в области экспорта промышленной продукции в Московском институте международного бизнеса (МИМБ) и за границей | III квартал 1996 г. | МВЭС России Минфин России Минтруд России МИМБ |
4.4. | Организация делового Клуба экспортеров машиностроительного комплекса России | Подготовка конференции делового Клуба экспортеров машиностроительного комплекса России. Выявление изготовителей высококачественной продукции для организации их кооперации в производстве конкурентоспособных экспортных изделий. Подготовка базы данных разработок, технологий, комплектующих и материалов машиностроительного комплекса. Издание бюллетеней по имеющимся возможностям в развитии кооперации с зарубежными фирмами | III квартал 1996 г. | Роскоммаш Госкомоборонпром России Госкомпром России МВЭС России Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и фирмы |
4.5. | Содействие расширению экспортных возможностей предприятий путем вхождения в систему международной кооперации через организацию поставок по субконтрактам с зарубежными фирмами | Подготовка предложений Правительству Российской Федерации по созданию Российского международного центра субконтрактации для содействия предприятиям в получении заказов от иностранных фирм на изготовление и поставку за рубеж комплектующих изделий, узлов, деталей и заготовок | II квартал 1996 г. | Госкомоборонпром России Госкомпром России Роскоммаш Минэкономики России Минфин России МВЭС России Торгово - промышленная |
Приложение N 2
к Федеральной программе
развития экспорта
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТАДинамикаРоссийский экспорт после резкого сокращения в 1991 - 1992 годах до 54,2 млрд. долларов США вырос на 9 процентов в 1993 году и на 11 процентов в 1994 году (таблицы 1 и 2). Тенденция к расширению российского экспорта усилилась в 1995 году: по имеющимся оценкам, темпы прироста всего экспорта составят около 21 процента, в том числе в страны дальнего зарубежья - 28 процентов (таблица 3). Расширение экспорта связано с курсом на либерализацию внешней экономической деятельности, дальнейшим сокращением внутреннего потребления продукции отечественного производства, а также с повышением мировых цен на основные товары российского экспорта.
На фоне продолжающегося снижения объема валового внутреннего продукта страны коэффициент эластичности экспорта по валютному внутреннему продукту (соотношение темпов роста) увеличился с 1,02 в 1992 году до 1,31 в 1994 году. За тот же период экспортная квота (отношение экспорта к валовому внутреннему продукту, рассчитанному на основе паритета покупательной способности валют) выросла на 3 процентных пункта (на 9 процентных пунктов при расчете валового внутреннего продукта по методике МБРР), что служит объективным показателем усиления экспортной ориентации российской экономики (таблица 4).
Вместе с тем успехи России в наращивании экспорта носят относительный характер и их нельзя рассматривать в отрыве от общей динамики международной торговли. В 1994 году коэффициент эластичности российского экспорта по мировому экспорту составил 0,9, что привело к сокращению его доли в общемировом итоге с 1,63 процента в 1993 году до 1,47 процента в 1994 году (таблицы 5 - 7).
Географическая структураВ первой половине 90-х годов произошла фактическая переориентация российского экспорта со стран ближнего зарубежья на страны дальнего зарубежья. Удельный вес государств - участников Содружества Независимых Государств в общем товарообороте, по оценкам, сократился с 56 процентов в 1991 году до 24 процентов в 1994 году, в том числе по экспорту - до 22 процентов (таблица 8). По итогам 11 месяцев 1995 года доля экспорта в страны ближнего зарубежья в экспорте России еще более снизилась и составила 17 процентов.
Наибольший удельный вес (около 54 процентов) в российском экспорте занимают европейские страны. Их доля стабильна, поскольку в этот регион поступает основная часть вывозимых Россией сырьевых товаров.
В течение 1992 - 1994 годов заметно выросла роль стран Юго-Восточной Азии как потребителей российских экспортных товаров: поставки в Республику Корея, Сингапур, Гонконг, Таиланд и на Тайвань увеличились почти в 2 раза, опережая в 5 раз темпы прироста всего экспорта страны. Умеренно высокими темпами расширяются поставки российских товаров в Японию и стремительными - в США. В течение 1992 - 1994 годов экспорт в США вырос в 4,5 раза (на 2,7 млрд. долларов США в абсолютном выражении), что не имеет прецедентов в отношении других стран. В связи со сказанным отмечается усиление позиций стран Азиатско-Тихоокеанского региона в качестве рынков сбыта для российской экспортной продукции.
В целом, характеризуя географическую структуру экспорта страны, следует отметить, что круг торговых партнеров России весьма широк, однако пока еще не стабилен и по ряду параметров недостаточно диверсифицирован. Так, по-прежнему крайне мала доля развивающихся стран и непропорционально, в соотношении со структурой мирового импорта и торгово-политическим положением России, велика доля промышленно развитых стран, имеющих возможность в рамках НАТО, Организации экономического сотрудничества и развития, Международного энергетического агентства и других организаций координировать свою политику в отношении России. Неоправданно мал экспорт в государства - участники Содружества Независимых Государств и бывшие социалистические страны, который возможно осуществлять на более прочной правовой и организационной основе.
Товарная структура | 1990 г. | 1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 11 месяцев 1995 г. |
Оборот | 183,3 | 121,9 | 97,2 | 101,7 | 111,7 | 123,3 |
Экспорт | 88,5 | 66,8 | 54,2 | 59,2 | 65,8 <*> | 72,1 |
Импорт <**> | 94,8 | 55,1 | 43,0 | 42,2 | 46,0 | 51,2 |
<*> Уточненный показатель на основе данных Госкомстата России по экспорту рыбопродуктов и в связи с дополнительными расчетами по экспорту природного газа.
<**> Включая неорганизованную торговлю физическими лицами и гуманитарную помощь.
Источник: Таможенная статистика за 1994 год, данные Госкомстата России за 11 месяцев 1995 г.
Таблица 2
ГОДОВЫЕ ТЕМПЫ РОСТА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ (В %)
| 1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. |
ОБОРОТ | | | | |
Индекс стоимости | 66,5 | 79,7 | 104,3 | 110,2 |
Индекс физического объема | 89,7 | 93,3 | 96,5 | 101,9 |
Индекс средних цен | 74,1 | 85,4 | 108,1 | 108,1 |
| | | | |
ЭКСПОРТ | | | | |
Индекс стоимости | 75,5 | 81,1 | 109,3 | 111,1 |
Индекс физического объема | 94,6 | 93,0 | 119,6 | 110,6 |
Индекс средних цен | 79,8 | 87,2 | 91,4 | 100,4 |
| | | | |
ИМПОРТ | | | | |
Индекс стоимости | 58,1 | 78,0 | 98,1 | 109,0 |
Индекс физического объема | 86,3 | 95,0 | 74,5 | 91,5 |
Индекс средних цен | 67,3 | 82,1 | 131,6 | 119,1 |
Примечание. Резкое сокращение экспорта в стоимостном выражении в 1991 - 1992 годах связано прежде всего с падением мировых цен.
Источник: Рассчитано на основе данных Госкомстата России за соответствующие годы.
Таблица 3
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ В 1995 ГОДУ (МЛН. ДОЛЛАРОВ США)
| I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал <*> |
Оборот | 30740 | 33903 | 34663 | 36245 |
Экспорт | 18172 | 20154 | 19805 | 21231 |
Импорт <**> | 12568 | 13749 | 14858 | 15014 |
<*> Оценка на основе данных Госкомстата России.
<**> Включая неорганизованную торговлю физическими лицами и гуманитарную помощь.
Источник: Оперативные данные Госкомстата России.
Таблица 4
ОТНОШЕНИЕ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ТОВАРОВ К ВВП У ВЕДУЩИХ ГОСУДАРСТВ И РОССИИ (В %) <*>
| Экспорт | Импорт |
1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. |
Россия | 5,8 | 7,1 | 9,0 | 4,6 | 4,3 | 5,3 |
| 13,5 <**> | 17,0 <**> | 21,0 <**> | | | |
Австрия | 23,8 | 22,1 | 23,1 | 29 | 26,7 | 28,3 |
Великобритания | 18,3 | 19,3 | 20,1 | 21,1 | 21,9 | 22,4 |
Германия | 21,8 | 19,1 | 20,2 | 20,7 | 17,3 | 19,9 |
Италия | 14,6 | 16,8 | 22,6 | 15,5 | 14,8 | 19,2 |
Нидерланды | 43,7 | 42,4 | 47,5 | 41,8 | 39,5 | 42,6 |
Финляндия | 22,1 | 28 | 28,7 | 19,4 | 21,6 | 24 |
Франция | 17,6 | 16,5 | 21,3 | 18,1 | 16,1 | 19,1 |
Швейцария | 25,5 | 25,3 | 25,5 | 25,6 | 24,4 | 24,7 |
Швеция | 22,7 | 27 | 31 | 20,1 | 23 | 27,6 |
США | 7,6 | 7,4 | 9,7 | 9,3 | 9,6 | 10,9 |
Канада | 23,8 | 26,5 | 29,7 | 22,9 | 25,4 | 30,3 |
Япония | 9,3 | 8,6 | 8,7 | 6,4 | 5,7 | 6,5 |
<*> ВВП рассчитан на основе паритета покупательной способности валют.
<**> ВВП рассчитан по методике Мирового Банка.
Источник: "Main Economic Indicators", April 1995; "The World Bank Atlas", 1995.
Таблица 5
ОБЩИЙ ОБЪЕМ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ И ДОЛЯ ВЕДУЩИХ СТРАН И РОССИИ
| 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. |
| млрд. долл. США | % | млрд. долл. США | % | млрд. долл. США | % |
Экспорт |
ВСЕГО | 3656 | 100 | 3635 | 100 | 4477 | 100 |
РОССИЯ <*> | 54,2 | 1,5 | 59,2 | 1,6 | 65,8 | 1,5 |
| | | | | | |
Промышленно развитые страны | 2642 | 72,3 | 2542 | 69,9 | 2900 | 64,8 |
Австрия | 44,4 | 1,2 | 40,2 | 1,1 | 45,2 | 1,0 |
Великобритания | 191 | 5,2 | 182 | 5,0 | 204 | 4,6 |
Германия | 430 | 11,8 | 365 | 10,0 | 419 | 9,4 |
Испания | 64,3 | 1,8 | 62,9 | 1,7 | 73,3 | 1,6 |
Италия | 178 | 4,9 | 167 | 4,6 | 190 | 4,2 |
Нидерланды | 140 | 3,8 | 131 | 3,6 | 156 | 3,5 |
Франция | 232 | 6,4 | 206 | 5,7 | 236 | 5,3 |
Финляндия | 23,5 | 0,6 | 23,5 | 0,7 | 29,7 | 0,7 |
Португалия | 18,3 | 0,5 | 15,4 | 0,4 | 17,5 | 0,4 |
Швеция | 56,1 | 1,5 | 50 | 1,4 | 61,3 | 1,4 |
Швейцария | 61,4 | 1,7 | 58,7 | 1,6 | 66,2 | 1,5 |
США | 448 | 12,2 | 465 | 12,8 | 513 | 11,4 |
Канада | 134 | 3,7 | 145 | 4,0 | 165 | 3,7 |
Япония | 340 | 9,3 | 362 | 10,0 | 397 | 8,9 |
| Импорт |
ВСЕГО | 3804 | 100 | 3714 | 100 | 4358 | 100 |
РОССИЯ <*> | 43,0 | 1,1 | 42,2 | 1,1 | 46,0 | 1,1 |
Промышленно развитые страны | 2711 | 71,3 | 2526 | 68,1 | 2885 | 66,3 |
Австрия | 54,1 | 1,4 | 48,6 | 1,3 | 55,3 | 1,3 |
Великобритания | 222 | 5,8 | 206 | 5,6 | 227 | 5,2 |
Германия | 408 | 10,7 | 330 | 8,9 | 373 | 8,6 |
Испания | 99,8 | 2,6 | 81,9 | 2,2 | 92,5 | 2,1 |
Италия | 189 | 5,0 | 147 | 4,0 | 168 | 6,2 |
Нидерланды | 134 | 3,5 | 122 | 3,3 | 140 | 3,2 |
Франция | 239 | 6,3 | 201 | 5,4 | 230 | 5,3 |
Финляндия | 20,7 | 0,5 | 18,1 | 0,5 | 23,2 | 0,5 |
Португалия | 30,3 | 0,8 | 24,3 | 0,7 | 26,6 | 0,6 |
Швеция | 49,9 | 1,3 | 42,7 | 1,2 | 51,7 | 1,2 |
Швейцария | 61,8 | 1,6 | 56,7 | 1,5 | 64,1 | 1,5 |
США | 554 | 14,6 | 603 | 16,3 | 689 | 15,8 |
Канада | 129 | 3,4 | 139 | 3,8 | 155 | 5,4 |
Япония | 233 | 6,1 | 242 | 6,5 | 275 | 6,3 |
<*> Включая страны СНГ.
Источник: "Monthly Bulletin of Statistics", уточненные данные Госкомстата России за 1994 г.
Таблица 6
МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ ЭКСПОРТЕ
| 1985 г. | | 1992 г. | 1993 г. |
млрд. долл. США | % | место | млрд. долл. США | % | место | млрд. долл. США | % | место |
США | 219,0 | 11,4 | 1 | 448,0 | 12,2 | 1 | 513,0 | 11,4 | 1 |
Германия | 184,0 | 9,5 | 2 | 430,0 | 11,8 | 2 | 419,0 | 9,4 | 2 |
Япония | 176,0 | 9,1 | 3 | 340,0 | 9,3 | 3 | 397,0 | 8,9 | 3 |
Франция | 97,6 | 5,1 | 5 | 232,0 | 6,4 | 4 | 236,0 | 5,3 | 4 |
Великобритания | 110,0 | 5,7 | 4 | 191,0 | 5,2 | 5 | 204,0 | 4,6 | 5 |
Италия | 79,0 | 4,1 | 8 | 178,0 | 4,9 | 6 | 190,0 | 4,2 | 6 |
Канада | 84,5 | 4,5 | 6 | 134,0 | 3,7 | 8 | 165,0 | 3,7 | 7 |
Нидерланды | 68,4 | 3,5 | 9 | 140,0 | 3,8 | 7 | 156,0 | 3,5 | 8 |
Гонконг | 30,2 | 1,6 | 11 | 120,0 | 3,3 | 9 | 151,0 | 3,4 | 9 |
Китай | 27,3 | 1,4 | 13 | 84,9 | 2,3 | 10 | 121,0 | 2,7 | 10 |
Сингапур | 22,8 | 1,2 | 15 | 63,4 | 1,7 | 13 | 96,7 | 2,2 | 11 |
Южная Корея | 30,3 | 1,6 | 10 | 76,6 | 2,1 | 11 | 95,9 | 2,1 | 12 |
Испания | 25,1 | 1,3 | 14 | 64,3 | 1,8 | 12 | 73,3 | 1,6 | 13 |
Швейцария | 27,5 | 1,4 | 12 | 61,4 | 1,7 | 14 | 66,2 | 1,5 | 14 |
Россия | 87,3 <*> | 4,5 <*> | 7 | 59,2 | 1,5 | 15 | 65,8 | 1,5 | 15 |
<*> СССР.
Источник: Monthly Bulletin of Statistics", August 1992, May 1995.
Таблица 7
СТОИМОСТЬ ЭКСПОРТА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ ВЕДУЩИХ СТРАН И РОССИИ (ТЫС. ДОЛЛАРОВ США)
| 1993 г. | 1994 г. |
Россия | 0,4 | 0,4 |
Австрия | 5,0 | - |
Великобритания | 3,1 | - |
Германия | 4,5 | 5,1 |
Испания | 1,6 | 1,9 |
Италия | 2,9 | 3,3 |
Нидерланды | 8,6 | 9,5 |
Франция | 3,6 | 4,1 |
Финляндия | 4,6 | 5,8 |
Швеция | 5,7 | - |
Швейцария | 8,5 | 9,5 |
США | 1,8 | 2,0 |
Канада | 5,0 | 5,6 |
Япония | 2,9 | 3,2 |
Источник: "Monthly Bulletin of Statistics", June 1995.
Таблица 8
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
| 1985 г. <*> | 1992 г. | 1994 г. | 11 мес. 1995 г. |
ЭКСПОРТ, ВСЕГО | 100 | 100 | 100 | 100 |
Дальнее зарубежье, всего | 100 | 72,8 | 78,0 | 82,7 |
Европа | 74,4 | 58,1 | 53,8 | 55,7 |
в том числе: | | | | |
бывшие страны - члены СЭВ | 46,8 | 14,2 | 5,8 | - |
другие страны | 27,6 | 43,9 | 48,0 | - |
Азия | 14,9 | 16,2 | 16,1 | 17,2 |
в том числе: | | | | |
Япония | 1,3 | 3,1 | 1,6 | - |
Китай | 1,1 | 5,2 | 4,5 | - |
НИС и АСЕАН | 0,3 | 1,2 | 1,6 | - |
Америка | 8,2 | 2,7 | 7,3 | 8,9 |
в том числе | | | | |
США | 0,4 | 1,4 | 5,2 | - |
Африка | 2,5 | 1,1 | 0,8 | 0,9 |
Австралия и Океания | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,03 |
Ближнее зарубежье | - | 21,8 | 22,0 | 17,3 |
<*> СССР.
Источники: Внешняя торговля СССР 1985 г., Внешнеэкономические связи Российской Федерации 1993 г., Таможенная статистика Российской Федерации 1994 г., данные Госкомстата России за 11 месяцев 1995 г.
Таблица 9
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в % к итогу)
| 1985 г. <*> | 1992 г. <**> | 1994 г. <**> | 1994 г. <***> | 11 мес. 1995 г. <***> |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье | 2,5 | 3,9 | 3,8 | 3,7 | 3,3 |
Минеральные продукты | 47,2 | 52,1 | 42,3 | 44,7 | 44,1 |
Продукция химической промышленности, каучук | 3,9 | 6,1 | 7,9 | 8,3 | 7,2 |
Кожевенное сырье и пушнина, изделия из них | 0,2 | 0,2 | 0,7 | 0,6 | 0,6 |
Древесина и целлюлозно - бумажные изделия | 3,0 | 3,7 | 4,2 | 4,0 | 4,6 |
Текстиль и текстильные изделия, обувь | 1,9 | 0,6 | 1,7 | 2,0 | 2,1 |
Металлы, алмазы и изделия из них | 5,4 | 16,4 | 31,9 | 26,9 | 29,6 |
Машины, оборудование и транспортные средства | 37,2 | 8,8 | 6,2 | 8,5 | 5,9 |
Другие товары | 1,7 | 8,2 | 1,3 | 1,3 | 2,6 |
<*> СССР (рассчитано на основе товарной номенклатуры, несколько отличной от принятой в настоящее время, однако это не влияет на общие пропорции приведенных показателей).
<**> Дальнее зарубежье.
<***> Дальнее и ближнее зарубежье.
Источники: Внешняя торговля СССР 1985 г., Внешнеэкономические связи Российской Федерации 1993 г., Таможенная статистика Российской Федерации 1994 г., данные Госкомстата России за 11 месяцев 1995 г.
Таблица 10
УРОВЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ ЭКСПОРТА НЕКОТОРЫХ СТРАН (ДОЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРНЫХ ПОЗИЦИЙ В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ ЭКСПОРТА)
Товарные позиции | Россия | США | Канада | Бразилия | Республика Корея | Индия |
Три основных | 38 | 18 | 25 | 21 | 17 | 28 |
Пять основных | 48 | 25 | 35 | 30 | 25 | 35 |
Десять основных | 57 | 37 | 50 | 44 | 39 | 50 |
Источник: Данные Госкомстата Российской Федерации за 11 месяцев 1995 г., ЮНКТАД ООН 1987 - 1988 гг.
Таблица 11
ОТНОШЕНИЕ ЭКСПОРТА К ОБЪЕМАМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТОВАРАМ В РОССИИ (в %)
| 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 10 мес. 1995 г. |
Электроэнергия | 0,4 <*> | 0,58 <*> | 0,94 <*> | 2,4 |
Нефть | 35,4 | 34,7 | 40,2 | 40,9 |
Нефтепродукты | 14,8 | 20,3 | 25,2 | 25,8 |
Уголь | 10,1 | 8,9 | 8,8 | 11,6 |
Газ | 30,2 | 27,6 | 30,4 | 33,0 |
Минудобрения | 69,3 | 72 | 85,1 | - |
Целлюлоза | 13,3 | 24,5 | 30,8 | 31,2 |
Цемент | 3,7 | 2,6 | 1,9 | 2,7 |
Чугун | 4,2 | 5,7 | 9,5 | 6,7 |
Станки металлорежущие | 31,6 | 65,3 | 94,4 | - |
<*> В страны дальнего зарубежья.
Источник: Данные Госкомстата России за соответствующий период.
Таблица 12
ПОКАЗАТЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА ПО МАШИНАМ И ОБОРУДОВАНИЮ
| 1985 г. | 1992 г. | 1995 г. I полугодие |
Удельный вес машин, оборудования и транспортных средств в экспорте: | | | |
(А) России | 13,6 <*> | 8,8 <**> | 5,0 <***> |
(Б) Мировом | 31,1 | 37,0 | 38,5 <****> |
Индекс относительной специализации России в международном разделении труда (А/Б) | 43,7 <*> | 23,8 | 13,0 |
<*> СССР.
<**> Дальнее зарубежье.
<***> Дальнее и ближнее зарубежье.
<****> Оценка.
Источники: Данные Госкомстата России; Внешняя торговля СССР в 1985 г., "Handbook of International Trade and Development Statistics", UNCTAD, 1989; "Monthly Bulletin of Statistics" UN May 1995.
Примечание. Индекс относительной специализации страны в международном разделении труда показывает степень соответствия структуры ее экспорта общемировым тенденциям в развитии торговли. Согласно данным таблицы, удельный вес машин и оборудования в экспорте России неуклонно снижается, тогда как доля соответствующей товарной группы в мировом экспорте в течение последних десяти лет возросла почти на четверть. В результате индекс относительной специализации России в международном разделении труда по машинам и оборудованию только за период с 1992 по 1995 год снизился почти вдвое.
Приложение N 3
к Федеральной программе
развития экспорта
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫПриоритетное место в системе государственного управленияНастоящая Программа должна быть важной составной частью государственного управления экономикой, учитываться при разработке других народно-хозяйственных программ. Текущую нормотворческую деятельность следует согласовывать с целями настоящей Программы и, при необходимости, осуществлять экспертизу готовящихся законов и иных нормативных документов в сфере внешней экономической деятельности с точки зрения их влияния на перспективы отечественного экспорта.
НаучностьОпределение основных препятствий на пути российского экспорта, оптимальных путей их преодоления, отраслевых, географических и иных приоритетов в развитии экспорта - все это требует научного подхода, проведения поисковых исследовательских работ, специальных статистических расчетов, социологических опросов и т.д., обеспечивающих постоянный контроль и анализ экспортного потенциала страны, проблем и перспектив экспортной деятельности.
РеализмПри общей оценке возможностей реализации Программы следует учитывать, что конкурентный потенциал российской экономики, и в первую очередь обрабатывающей промышленности, был в значительной степени подорван и сегодня находится на крайне низком уровне (согласно докладу об уровне конкурентоспособности 48 стран мира, подготовленному в 1995 году Всемирным экономическим форумом и Международным институтом менеджмента и развития (Швейцария), Россия заняла последнее - 48 место, значительно уступая промышленно развитым странам, многим развивающимся и бывшим социалистическим государствам). Поэтому даже скромные успехи в развитии экспорта могут быть достигнуты только эволюционным путем и при активном участии государства.
Участие всех заинтересованных сторонРазвитие экспорта следует рассматривать как задачу общенационального значения, что подразумевает включение в эту работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, торгово-промышленных палат, предпринимательских союзов и общественных организаций. Целесообразно рассмотреть возможность подписания всеми заинтересованными сторонами специального документа в целях развития экспорта, своего рода Национальной хартии, где были бы четко обозначены роль и функции каждого участника по продвижению российских товаров на внешние рынки, механизмы координации их деятельности в указанном направлении, процедура и порядок представления рекомендаций Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации.
Тесная связь с экспортерамиНеобходимо совершенствовать механизмы консультаций, взаимного согласования интересов и обсуждения перспектив с участием представителей органов власти и деловых кругов. Активизация такой деятельности позволит оперативнее преодолевать возникающие трудности и препятствия в развитии российского экспорта, придаст его росту большую стабильность и предсказуемость.
Универсальность и комплексностьОсуществление Программы предполагает формирование целостной системы мер общеэкономического характера, призванных способствовать наращиванию совокупного экспортного потенциала страны и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках. Принцип универсальности не отрицает необходимость выделения отраслевых и иных приоритетов содействия экспорту на конкретном этапе развития страны и предполагает их реализацию посредством единой общегосударственной системы поддержки экспортной деятельности.
В рамках настоящей Программы следует предусмотреть возможности получения заинтересованными российскими предприятиями всего комплекса услуг в сфере экспортной деятельности, а именно: финансовых, информационно-консультационных, маркетинговых, организационных и т.д.
ЭкстерриториальностьРеализация настоящей Программы не должна замыкаться исключительно на деятельности внутри страны. Ее успешное претворение в жизнь в значительной степени зависит от эффективной дипломатической и иной поддержки российского экспорта через систему официальных зарубежных представительств страны, а также представительств организаций деловых кругов, банков и информационных служб.
ОперативностьРезультативность экспортной деятельности в значительной степени зависит от возможностей оперативно воспользоваться финансовыми механизмами стимулирования экспорта, конъюнктурной и коммерческой информацией, что делает необходимым широкое применение в практике предоставления экспортных услуг современных средств связи и передачи информации.
Открытость и информативностьМероприятия, предусмотренные настоящей Программой, должны быть открыты для участия всех заинтересованных российских экспортеров, а ее основные цели и задачи, механизмы и средства их реализации необходимо широко пропагандировать и разъяснять в предпринимательской среде.