Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.02.96 N 123 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА"
2. Организационно-правовые и специальные меры стимулирования экспорта
На современном этапе экономических преобразований в России, когда идет активный процесс формирования принципиально новой правовой и институциональной основы открытого рыночного хозяйства, особое значение приобретают целенаправленные усилия государства по совершенствованию нормативной базы, организационному и иному обеспечению экспортной деятельности. С уменьшением вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, в том числе в сфере внешней торговли, существенно возрастает роль косвенных (неадминистративных) форм его участия в реализации общенациональных целей и задач в этой области. Предлагаемая в дополнение к экономическим механизмам поддержки экспортеров система организационно-правовых и специальных мер стимулирования экспорта позволит более эффективно выполнять возложенные на государство функции по его развитию и расширению участия России в международном разделении труда.
Соответствующие функции закреплены и обоснованы в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", предусматривающем комплекс мер по государственному содействию развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулированию. Указанный Федеральный закон охватывает широкий, но не исчерпывающий перечень вопросов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В частности, в нем не нашли достаточного отражения такие важные для экспортеров вопросы, как бартерная и клиринговая торговля, ценообразование во внешнеторговой деятельности, гарантии партнерам по сотрудничеству, порядок разрешения хозяйственных споров и некоторые другие вопросы, требующие своего решения в последующих нормативных документах.
Согласно этому Федеральному закону регулирование различных видов внешнеэкономической деятельности (кроме внешней торговли) и особых экспортно-импортных режимов осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. В этой связи разработаны проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "О свободных экономических зонах", "О соглашениях о разделе продукции", "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами". Их скорейшее принятие позволит приступить к решению важных вопросов развития экспортного потенциала России.
Необходимо также подготовить проекты федеральных законов, относящихся к сфере внешнеэкономических связей, прямо или косвенно содействующих развитию экспорта, и представить их в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В числе этих законов - закон о сотрудничестве на компенсационной основе, о переработке давальческого сырья, о приграничной и прибрежной торговле, о внешнеэкономических операциях с лицензиями, о лизинге, о франчайзинге, об оффшорных зонах на территории России и другие.
Неотложные вопросы развития экспорта связаны с улучшением информационного обеспечения внешнеторговой деятельности. В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" первоочередной задачей в этой области является создание системы внешнеторговой информации, финансируемой за счет средств федерального бюджета и управляемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Министерству внешних экономических связей Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти следует в ближайшее время разработать принципы создания и функционирования такой системы.
Необходимым условием эффективного функционирования системы внешнеторговой информации является формирование сети информационно-консультационных служб, обеспечивающих эффективное и оперативное предоставление информации в удобной для клиента форме.
Среди актуальных проектов в области информационного обеспечения экспорта можно выделить следующие:
создание Российского центра информационно-консультационного содействия экспорту (по аналогии с Российским центром содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации);
организация Российского информационного центра Всемирной торговой организации по стандартизации, сертификации и техническим барьерам в торговле;
воссоздание и развитие системы информации о современных достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, передовом производственном и предпринимательском опыте с использованием возможностей научно-исследовательских центров, включая высшие образовательные учреждения, и российских загранучреждений.
Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимо организовать эффективную систему сертификации экспортируемой продукции (в том числе как вариант - воссоздать государственную инспекцию по качеству экспортных товаров), что в значительной мере облегчит ее доступ на внешние рынки.
В отличие от инспекции, существовавшей в СССР, новая российская инспекция должна не только служить барьером на пути проникновения некачественной продукции на внешний рынок, но и способствовать выпуску конкурентоспособной продукции с учетом требований иностранных потребителей к ее качеству. Важным аспектом этой деятельности является участие России в работе международных и региональных организаций по сертификации в целях взаимного признания результатов испытаний продукции.
Процессы стандартизации в настоящее время затрагивают не только сферу материального производства, но и применение современной электронной версии документооборота во внешней торговле, который основывается на стандарте Европейской экономической комиссии ООН. Использование прогрессивных форм ведения внешнеторговой документации и переписки позволяет сократить предпродажные расходы и экономить время. В этой связи следует активизировать работу по популяризации и широкому внедрению соответствующего стандарта в делопроизводство и практику его использования в работе российских экспортеров.
Одним из направлений государственной поддержки экспорта является содействие в продвижении российской продукции на внешние рынки.
Совершенствование рекламы российских экспортных товаров является органической частью политики стимулирования экспорта. В настоящее время уже имеется конкурентоспособная продукция, которая может быть объектом рекламы (в том числе разработки конверсионных предприятий). Поэтому следует шире использовать традиционные и новые формы рекламной деятельности для продвижения отечественных товаров на внешние рынки, а именно:
создавать передачи, пропагандирующие по каналам российской службы международного теле- и радиовещания отечественную экспортную продукцию;
воссоздать специализированное периодическое издание (по типу журнала "Советский экспорт"), распространяемое через систему официальных зарубежных представительств Российской Федерации, предпринимательские союзы и общественные организации, а также по подписке;
использовать технические и иные возможности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и торговых представительств Российской Федерации за рубежом для организации презентаций российской экспортной продукции, проведения семинаров и симпозиумов для демонстрации и обоснования достижений страны в перспективных для экспорта областях.
Одной из форм экспортной рекламы являются торговые выставки и ярмарки. В последние годы государственная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности была практически свернута, что привело к значительному обеднению российских экспозиций на традиционных выставках. Работу на этом направлении необходимо восстановить и расширить, сконцентрировав внимание на наиболее важных с точки зрения развития экспорта мероприятиях. В рамках ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности следует определять перечень подобных мероприятий, пользующихся государственной поддержкой.
Перспективными формами продвижения российской продукции на экспорт являются проведение специфических выставочных мероприятий, в том числе ярмарок субконтрактов, дней международных контактов субъектов малого предпринимательства, выставок идей и технологий, а также организация под эгидой государства специализированных торговых делегаций для ознакомления с ситуацией на внешних рынках и установления деловых связей.
Значительная часть экспортной деятельности осуществляется за границей. Поэтому важно укреплять связи экспортеров с официальными загранучреждениями и представительствами других российских организаций за границей в интересах обеспечения организационной, информационно-консультационной, дипломатической и иной поддержки российского экспорта.
Следует предусмотреть разработку ведомствами документов о правах отечественных предпринимателей на получение организационной, информационной и других видов помощи в российских загранучреждениях, а также об условиях оказания подобных услуг. Основными направлениями работы загранучреждений России с российскими предприятиями являются:
содействие в организации деловых визитов российских предпринимателей, включая планирование деловых встреч и предоставление, по возможности, помещений для переговоров, переводческих услуг, торгово-политической и конъюнктурной информации по стране;
проведение предварительных маркетинговых исследований по просьбе российских экспортеров, в том числе в форме ознакомления заинтересованной зарубежной аудитории с планируемой на экспорт продукцией и информирование клиента о результатах презентации;
обеспечение дипломатической поддержки наиболее значимым экспортным проектам путем их представления в ходе официальных визитов, церемоний и иных протокольных мероприятий;
консультирование отечественных экспортеров по вопросам зарубежного законодательства, норм и правил поведения на рынке, существующих стандартов и иных требований к качеству товаров;
выдача заключений о фирмах страны пребывания с учетом практики торгово-экономических отношений этих фирм с российскими организациями.
Важным элементом национальной политики стимулирования экспорта является организация рекламно-пропагандистских кампаний в поддержку экспортеров, включая награждение лучших из них. С этой целью необходимо разработать порядок присуждения государственных премий отечественным субъектам внешнеэкономической деятельности (как юридическим, так и физическим лицам), добившимся выдающихся результатов в развитии российского экспорта на протяжении последних трех или более лет. Следует учредить систему морального поощрения (с вручением почетных грамот по указу и от имени Президента Российской Федерации) отечественных, а также иностранных юридических и физических лиц, внесших наибольший вклад в развитие российского экспортного потенциала, осуществление крупных экспортных проектов, расширение экспорта промышленной продукции, особенно тех видов, в производстве и реализации которых были использованы новые идеи или технологии.
В целях формирования общественного сознания, благоприятствующего развитию экспорта, а также в интересах повышения статуса экспортной деятельности целесообразно поддержать идею разработки Хартии российских экспортеров, проводить рекламно-просветительские кампании на тему "Внешние рынки для России", в том числе для приобщения к экспортной деятельности новых фирм, а также ежегодные недели международной торговли, предусматривающие награждение лучших экспортеров.
Осуществление указанных организационно-правовых и специальных мер стимулирования экспорта потребует определенных расходов. Их сумма будет невелика, поскольку соответствующие мероприятия, как правило, не являются высокозатратными и могут осуществляться поэтапно, совместно с заинтересованными фирмами и их объединениями. Эффективным инструментом стимулирования экспорта, и в первую очередь поддержки выставочно-ярмарочных, рекламных и иных мероприятий по освоению внешних рынков, может стать фонд поддержки экспорта при Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации при условии выделения ему необходимых средств.
Мероприятия по стимулированию экспорта должны также включать в себя подготовку квалифицированных кадров, развитие научных исследований в сфере внешней экономической деятельности, а также создание необходимых организационных условий для эффективного управления Программой.
В рамках совершенствования государственной системы подготовки кадров для внешней торговли следует расширить программы обучения, представляющие особую важность для развития и повышения эффективности экспортной деятельности. Актуальной задачей является формирование и реализация государственного заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов в области внешнеэкономических связей.
Государственная система подготовки кадров должна дополняться системой коммерческих учебных заведений. В структуре высших образовательных учреждений университетского уровня целесообразно создать специальные информационно-консультационные подразделения и учебные курсы, призванные способствовать развитию экспортной деятельности российских регионов.
В условиях кардинального реформирования внешней торговли возрастает роль научного подхода к решению текущих проблем и к оценке перспектив экспортной деятельности. При этом необходимо повысить актуальность, научный уровень исследований проблем в области российской внешней торговли. Необходимо учитывать, что государство в этой сфере имеет свои специфические цели и задачи и оно не должно уходить от решения этих проблем и полностью переводить науку на коммерческие рельсы. Затраты на науку, как правило, сопровождаются ростом объема и эффективности экспорта.
Представляется целесообразным для определения приоритетности тех или иных мер в рамках Программы создать в министерствах и ведомствах (за счет имеющейся штатной численности) специализированные подразделения, осуществляющие практическую деятельность по изучению конкурентоспособности соответствующей отрасли и готовящие рекомендации по конкретным мероприятиям и проектам.
Важно укрепить и далее развивать механизмы консультаций, взаимного согласования интересов и обсуждения перспектив с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и экспортеров. Работа в этом направлении уже ведется: при Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации функционирует Совет отраслевых объединений производителей и экспортеров, издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 872-р о взаимодействии органов исполнительной власти с отраслевыми объединениями производителей и экспортеров.
В соответствии с задачей по созданию условий и механизмов предоставления квалифицированной помощи по экспорту и с учетом мировой практики объединения экспортеров могут выполнять следующие информационно-консультационные и другие функции:
координация деятельности российских экспортеров на внешних рынках и согласование условий выхода на рынки между заинтересованными членами объединения в интересах оптимального использования конъюнктуры, соблюдения правил конкуренции и международных обязательств Российской Федерации;
сбор и распространение среди членов объединения информации о государственном регулировании внешней торговли в зарубежных странах и предоставление консультационных услуг начинающим экспортерам;
сбор и распространение информации о состоянии и перспективах развития мировых товарных рынков, представляющих интерес для членов объединения;
сбор и распространение информации о требованиях к качеству экспортируемых товаров за рубежом (с точки зрения интересов потребителя, безопасности изделий, соблюдения экологических и других обязательных норм) и содействие повышению качества этих товаров, удовлетворяющего всем таким требованиям.
Последовательная деятельность государства по укреплению объединений экспортеров, в том числе поощрение создания подобных объединений в обрабатывающей промышленности, и в первую очередь в машиностроении, позволит в перспективе значительно расширить объемы и разнообразить формы содействия экспорту. Взаимодействие с объединениями экспортеров позволит выработать неадминистративные меры воздействия на экспорт на основе государственной поддержки их деятельности.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.02.96 N 123 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА"