Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.02.96 N 123 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА"
IV. Обеспечение доступа на внешние рынки
По мере роста и совершенствования структуры российского экспорта последний будет все в большей мере затрагивать так называемые чувствительные сектора экономики зарубежных стран и, следовательно, подвергаться различного рода мерам торгово-политического воздействия. В этой связи особое значение приобретают вопросы обеспечения доступа отечественных экспортеров на внешние рынки, в решении которых государство призвано сыграть важную и ответственную роль.
На уровне межгосударственных отношений большое значение имеет деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, в рамках которых можно рассматривать долгосрочные перспективы будущей динамики и структуры торговых потоков, не вызывающих нареканий у сторон. Благоприятное влияние на торгово-политический климат для российских экспортных товаров оказывает подписание комплексных, ориентированных на перспективу соглашений, в частности Временного соглашения о торговле и связанных с торговлей вопросах между Россией и Европейским союзом, предусматривающего значительную либерализацию их взаимной торговли на основе принципов Всемирной торговой организации. Действие Временного соглашения прекращается при вступлении в силу полномасштабного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое пока еще не ратифицировано парламентами России и ряда стран Европейского союза.
Следует продолжить работу по подготовке дополнительных документов к уже подписанному Россией и более чем 40 другими странами Договору к Энергетической хартии, обеспечивающему применение правил ГАТТ к экспортируемым российским энергетическим материалам и продуктам, а также право их свободного транзита по территориям стран - участниц. Ожидаемое участие России в деятельности новой организации по многостороннему контролю за экспортом товаров военного и двойного назначения, призванной заменить ликвидированный в марте 1994 г. Координационный комитет по контролю над экспортом (КОКОМ), позволит в большей степени влиять на ее дальнейшую деятельность, которая будет иметь прямое отношение к развитию соответствующих направлений в экспорте страны.
Предстоящее присоединение России к Всемирной торговой организации будет способствовать созданию условий предсказуемости доступа российской продукции на внешние рынки, устранению торговой дискриминации и применению общепринятой правовой базы для защиты интересов российских экспортеров за рубежом. Только устранение торговой дискриминации на Западе по отношению к российскому экспорту позволяет рассчитывать на увеличение поставок ряда товаров на общую сумму более 1 млрд. долларов США (примерная оценка).
Задачи зарубежных торговых представительств Российской Федерации на этом направлении заключаются в отслеживании текущей рыночной ситуации по российским экспортным товарам в целях избежания осложнений торгово-политического характера, а в случае возникновения угрозы применения принимающей страной защитных мер - в посредничестве и прямом участии в преодолении конфликтной ситуации с минимальными издержками, в использовании дипломатических каналов для защиты интересов российских экспортеров в случаях их явной или скрытой дискриминации, в содействии в урегулировании торговых споров.
При большом количестве проводимых в отношении российских экспортеров антидемпинговых расследований полезными являются тесные рабочие контакты уполномоченных государственных структур конфликтующих сторон, позволяющие предотвратить эскалацию конфликта и введение компенсационных пошлин. При этом в современных условиях требуется активизация деятельности, чтобы разъяснять, убеждать, а порой и заставлять отечественных участников внешнеэкономической деятельности в их же интересах соблюдать общепризнанные правила поведения на мировом рынке и тем самым избегать многих торговых споров и противодействия российскому экспорту.
Кроме того, целесообразно создать при участии Росэксимбанка центр по содействию доступу российских экспортеров на внешние рынки. Указанный центр, выполняя юридико-консультационные функции, мог бы оказывать содействие российским поставщикам товаров и услуг в решении проблем, с которыми они сталкиваются в работе на внешних рынках (антидемпинговые процедуры, защитные и иные меры), анализировать условия соглашений и контрактов экономических операторов, намеревающихся получить доступ к национальной системе кредитования и страхования экспорта.
Выгоды от либерализации доступа России на зарубежные рынки товаров, услуг и капитала в ближайшие годы будут более ощутимыми, если активизировать деятельность в области повышения конкурентоспособности и развития экспорта продукции обрабатывающей промышленности.
Вопросы доступа на внешние рынки тесно связаны с проблемой оптимальной защиты отечественных товаропроизводителей. С принятием Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" появилась необходимая, приведенная в соответствие с мировой практикой, нормативная база для применения защитных мер.
Эффективная защита национальных производителей должна основываться на поддержке в первую очередь конкурентоспособных отечественных предприятий обрабатывающей промышленности для накопления ими финансовых средств, навыков маркетинга и иных материальных и нематериальных активов, важных для выхода на внешний рынок. При таком подходе защита внутреннего рынка России выступает как важный элемент национальной экспортной стратегии. В свою очередь, развитие экспорта, особенно продукции обрабатывающей промышленности, создает долговременные стимулы к модернизации и повышению конкурентоспособности национальной экономики, которая закономерно становится менее восприимчивой к давлению импорта.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.02.96 N 123 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА"