Последнее обновление: 26.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА. ГОСТ Р ИСО 19011-2012" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 19.07.2012 N 196-ст)
6 Проведение аудита
Настоящий раздел содержит руководящие указания по планированию и проведению деятельности по аудиту в рамках программы аудита. Рисунок 2 дает обзор типовых действий при проведении аудита. Степень применения положений настоящего раздела зависит от целей и области применения конкретного аудита.
Рисунок 2 - Типовые действия при проведении аудита
Примечание - Нумерация подразделов приводится в соответствии с нумерацией подразделов настоящего стандарта.
6.2 Организация проведения аудита6.2.1 Общие положенияКогда приступают к проведению аудита, ответственность за его проведение остается за назначенным руководителем группы по аудиту (5.4.5) до завершения данного аудита (6.6).
Для того чтобы приступить к проведению аудита, нужно рассмотреть шаги, приведенные на рисунке 2; однако их последовательность может отличаться в зависимости от проверяемой организации, процессов и конкретных обстоятельств, относящихся к данному аудиту.
6.2.2 Установление первоначального контакта с проверяемой организациейПервоначальный контакт с проверяемой организацией для проведения аудита может иметь официальный или неформальный характер и должен устанавливаться руководителем группы по аудиту. Целями первоначального контакта являются:
- установление связи и каналов передачи информации с представителями проверяемой организации;
- подтверждение полномочий для проведения аудита;
- предоставление информации, касающейся области аудита, методов аудита и состава группы по аудиту, в том числе технических экспертов;
- получение разрешения на доступ к соответствующим документам для планирования целей и задач, включая записи;
- определение применяемых к проверяемой организации законодательных и контрактных требований, а также других требований, относящихся к видам осуществляемой деятельности и продукции проверяемой организации;
- подтверждение соглашения с проверяемой организацией относительно степени раскрытия и обращения с информацией, носящей конфиденциальный характер;
- определение необходимых подготовительных мероприятий по аудиту, включая даты планов-графиков;
- определение любых требований, связанных с обеспечением доступа, здоровья и безопасности или других требований;
- согласование присутствия наблюдателей и потребности в сопровождающих для группы по аудиту;
- определение любых областей заинтересованности или озабоченности проверяемой организации в связи с конкретным намеченным аудитом.
6.2.3 Определение возможности проведения аудитаДля обеспечения уверенности в том, что поставленные цели аудита могут быть достигнуты, нужно определить возможность проведения аудита.
При определении возможности проведения аудита нужно учитывать такие факторы, как наличие:
- необходимой и достаточной информации для планирования аудита;
- адекватного содействия и сотрудничества со стороны проверяемой организации;
- достаточного времени и ресурсов для выполнения аудита.
В случае невозможности проведения аудита необходимо предложить заказчику альтернативное решение на основе консультаций с проверяемой организацией.
6.3 Подготовка к проведению аудита на месте6.3.1 Выполнение анализа документов при подготовке к аудитуНеобходимо проанализировать документацию соответствующей системы менеджмента проверяемой организации, с тем чтобы:
- собрать информацию для подготовки мероприятий аудита и подходящие рабочие документы (6.3.4), например относящиеся к процессам, должностным обязанностям;
- осуществить обзор документации системы для выявления возможных пробелов.
Примечание - Руководящие указания по выполнению анализа документации приведены в В.2 приложения В.
Документация должна включать в себя, насколько это применимо, документы и записи системы менеджмента, а также отчеты по предыдущим аудитам. При анализе документации следует учитывать размер, характер деятельности, сложность проверяемой организации и ее системы менеджмента, а также цели и область применения аудита.
6.3.2 Подготовка плана аудита6.3.2.1 Руководителю группы по аудиту следует подготовить план аудита, основанный на информации, содержащейся в программе аудита и документации, предоставленной проверяемой организацией. План аудита должен рассматривать последствия аудита с учетом его влияния на процессы проверяемой организации и обеспечивать основу для соглашения между заказчиком аудита, группой по аудиту и проверяемой организацией относительно проведения аудита. Этот план должен способствовать наилучшей координации, последовательности и сроков выполнения работ по аудиту для наиболее эффективного достижения результата.
Объем сведений, представленных в плане аудита, должен отражать область применения и сложность аудита, а также влияние факторов неопределенности на достижение целей аудита. При подготовке плана аудита руководитель группы по аудиту должен быть осведомлен:
- о соответствующих методах выборочного контроля (см. В.3 приложения B);
- характерных чертах и особенностях состава группы по аудиту и ее коллективном уровне компетентности;
- рисках для проверяемой организации, возникающих вследствие проведения аудита.
Например, риски для организации могут возникать вследствие присутствия членов группы по аудиту, влияющих на обеспечение требований в области охраны труда, экологии и качества, и их присутствие может представлять определенную угрозу для продукции, услуг, персонала или инфраструктуры проверяемой организации (например, случай привнесения загрязнения в приспособления для очистки помещений).
Для комплексных аудитов следует уделить особое внимание вопросам взаимодействия между операционными процессами и гармонизации целей и приоритетов различных систем менеджмента в случае соперничества между ними.
6.3.2.2 Масштаб и содержание плана аудита могут различаться, например, между первоначальным и последующими аудитами, так же, как и между внутренними и внешними аудитами. План аудита должен допускать достаточную гибкость, чтобы по мере осуществления мероприятий по аудиту в него, в случае необходимости внесения корректировок или изменений, можно было внести требуемые изменения.
План аудита должен включать в себя или содержать ссылки на:
- область аудита, включая идентификацию организационных и функциональных подразделений и процессов, которые будут проверяться;
- критерии аудита и ссылочные документы;
- места проведения аудита,даты, ожидаемое время и продолжительность намеченных мероприятий по аудиту, включая совещания с руководством проверяемой организации, а также другие совещания;
- используемые при проведении аудита методы, включая объем или степень выборочного контроля, необходимого для получения достаточных свидетельств аудита, и проект программы выборочного контроля, если она применяется;
- роли и обязанности членов группы по аудиту, а также сопровождающих лиц и наблюдателей;
- распределение соответствующих ресурсов по "критичным местам" проведения аудита. При необходимости в план аудита следует также включить:
- определение представителей проверяемой организации для участия в аудите;
- рабочий язык для проведения аудита и язык для составления отчета в тех случаях, где он отличается от родного языка аудитора и (или) проверяемой организации;
- содержание отчета по аудиту;
- материально-техническое обеспечение и коммуникационные средства, включая средства и необходимые подготовительные мероприятия на местах проверяемых подразделений;
- любые специальные меры, предпринимаемые в отношении рисков и влияния неопределенности на цели аудита;
- вопросы, относящиеся к конфиденциальности и сохранности информации;
- действия по результатам проверок, например, предыдущего аудита;
- вопросы координации, связанные с проведением других работ по аудиту, в случае совместного аудита.
План аудита может быть проанализирован и одобрен заказчиком аудита, и его следует представить на рассмотрение проверяемой организации. Любые возражения со стороны проверяемой организации, относящиеся к плану аудита, необходимо разрешить между руководителем группы по аудиту, проверяемой организацией и заказчиком аудита.
6.3.3 Распределение работ между членами группы по аудитуРуководитель группы по аудиту в ходе консультаций с членами группы по аудиту должен обозначить и распределить ответственность между каждым членом группы за аудит конкретных процессов, работ, функциональных подразделений или участков производственной деятельности. При таком распределении следует учитывать независимость и компетентность аудиторов и результативное использование ресурсов, а также различные роли и обязанности аудиторов, стажеров и технических экспертов.
Руководитель группы по аудиту должен проводить рабочие совещания группы по аудиту для того, чтобы распределять рабочие задания и решать вопросы, касающиеся возможных изменений. По ходу проведения аудита могут быть сделаны изменения в рабочие задания или в выполнение работ, для того чтобы обеспечить достижение поставленных целей аудита.
6.3.4 Подготовка рабочих документовЧлены группы по аудиту должны собирать и анализировать информацию, относящуюся к зоне их ответственности, и осуществлять подготовку рабочих документов надлежащим образом для фиксации и протоколирования свидетельств аудита. Такие рабочие документы могут включать в себя:
- контрольные листы;
- планы выборок для аудита;
- формы для регистрации данных, таких как подтверждающие свидетельства, выводы аудита и протоколы совещаний.
Использование контрольных листов и форм не должно ограничивать объем проверок при аудите, которые могут измениться в результате анализа собранных во время аудита данных.
Примечание - Руководящие указания по подготовке рабочих документов приведены в В.4 приложения В.
Рабочие документы, включая записи, являющиеся результатом использования документов, следует хранить, по меньшей мере, до завершения аудита. Хранение документов после завершения аудита представлено в 6.6. Для документов, содержащих конфиденциальную или частную информацию, членам группы по аудиту следует надлежащим образом обеспечить хранение и защиту.
6.4 Проведение аудита на месте6.4.1 Общие положенияМероприятия или работы по аудиту обычно проводятся в определенной последовательности согласно тому, как приведено на рисунке 2. Эта последовательность может меняться в соответствии с условиями конкретных аудитов.
6.4.2 Проведение предварительного совещанияЦелью предварительного совещания являются:
a) подтверждение согласия всех сторон (например, проверяемой организации, группы по аудиту) относительно плана аудита;
b) представление членов группы по аудиту:
c) обеспечение уверенности в том, что все запланированные в рамках аудита мероприятия могут быть выполнены.
Предварительное совещание проводят с руководством проверяемой организации и, когда это возможно, с теми лицами, которые отвечают за проверяемые подразделения или процессы. В ходе этого совещания предоставляется возможность задать вопросы.
Объем и степень предоставляемых сведений должны соответствовать степени осведомленности проверяемой организации с процессом аудита. Во многих случаях, например, при проведении внутренних аудитов в небольших организациях, предварительное совещание может состоять лишь из объявления о том, что началось проведение аудита, и объяснения сущности или специфики аудита.
В других случаях предварительное совещание может иметь официальный характер, при котором проводится регистрация присутствующих на нем лиц. Предварительное совещание должно проходить под руководством руководителя группы по аудиту, в обязанности которого входит:
- представить участников, включая наблюдателей и сопровождающих лиц, и объяснить их роль в аудите;
- подтвердить цели, область и критерии аудита;
- подтвердить с проверяемой организацией план аудита и другие необходимые мероприятия,связанные с аудитом, такие как дата и время заключительного совещания, любые промежуточные совещания группы по аудиту и руководства проверяемой организации и любые дальнейшие изменения;
- ознакомить с методами, которые будут использоваться при проведении аудита, включая информирование проверяемой организации о том, что свидетельства аудита будут основаны на выборках доступных данных;
- представить методы по управлению рисками, связанными с аудитом, которые могут иметь место для организации вследствие присутствия на местах членов группы по аудиту;
- подтвердить официальные каналы связи между группой по аудиту и проверяемой организацией;
- подтвердить язык, используемый при аудите;
- подтвердить, что во время аудита проверяемая организация будет информироваться о ходе его проведения;
- подтвердить, что необходимые группе по аудиту ресурсы и средства будут доступны;
- подтвердить обеспечение конфиденциальности и информационной безопасности;
- подтвердить обеспечение безопасности работы и ознакомление с соответствующими процедурами по обеспечению безопасности, а также в случае возникновения чрезвычайной ситуации для группы по аудиту;
- ознакомить с методом регистрации и составления отчетов по выявленным при проведении аудита фактам, включая их классификацию и любое ранжирование;
- проинформировать об условиях, при которых аудит может быть прекращен;
- проинформировать о заключительном совещании;
- проинформировать о том, каким образом следует обращаться с теми фактами, которые могут быть выявлены во время аудита;
- проинформировать о любой системе обратной связи с проверяемой организацией по рассмотрению выводов или заключений по результатам аудита, включая жалобы или апелляции.
6.4.3 Выполнение анализа документов во время проведения аудитаНеобходимо проанализировать документацию проверяемой организации, с тем чтобы:
- определить соответствие системы (насколько это отражено в документации) критериям аудита;
- собрать информацию для содействия реализации намеченных мероприятий в рамках проводимого аудита.
Примечание - Руководящие указания по выполнению анализа документации, приведены в В.2 приложения В.
Данный анализ может осуществляться в сочетании с другими видами деятельности по аудиту и может продолжаться по ходу выполнения мероприятий аудита, если это не сказывается негативным образом на результативности проведения аудита.
Если необходимая документация не может быть предоставлена в сроки, определенные планом аудита, руководителю группы по аудиту следует проинформировать лицо, ответственное за управление программой аудита, и проверяемую организацию. В зависимости от области применения и целей аудита следует принять решение о целесообразности продолжения проведения аудита или о приостановке его проведения до тех пор, пока не будут разрешены все вопросы, связанные с документацией.
6.4.4 Обмен информацией во время проведения аудитаВ ходе аудита может возникнуть необходимость в заключении официальных соглашений по обмену информацией между группой по аудиту и проверяемой организацией, заказчиком аудита и, возможно, с внешними органами (например, контролирующими органами), особенно в тех случаях, когда законодательные нормы содержат требования об обязательном уведомлении о несоответствиях.
В группе по аудиту периодически проводят обмен информацией, оценивают ход аудита и, при необходимости, перераспределяют обязанности между членами группы по аудиту.
Во время аудита руководитель группы по аудиту должен периодически обмениваться информацией о ходе аудита и связанных с этим вопросах с проверяемой организацией и, при необходимости, с заказчиком аудита. Свидетельство, полученное во время аудита относительно предполагаемого непосредственного и существенного риска для проверяемой организации, должно быть без задержки доведено до сведения проверяемой организации и, если необходимо, заказчику аудита. Информация, выходящая за пределы области аудита, должна также приниматься во внимание и доводиться до руководителя группы по аудиту, чтобы была обеспечена возможность для ее передачи заказчику аудита или проверяемой организации.
Если имеющееся свидетельство аудита указывает на невыполнимость целей аудита, руководителю группы по аудиту следует доложить заказчику аудита или проверяемой организации о причинах для принятия соответствующих мер. Такие меры могут включать в себя внесение изменений и переутверждение плана аудита, изменение целей или области аудита, или прекращение аудита.
Любую необходимость во внесении изменений в план аудита, которая может выявляться по ходу выполнения мероприятий аудита, следует анализировать и согласовывать с лицом, ответственным за управление программой аудита, и, при необходимости, с проверяемой организацией.
6.4.5 Роль и обязанности сопровождающих лиц и наблюдателейСопровождающие лица и наблюдатели (например, представители регулирующего органа или других заинтересованных сторон) могут присутствовать при работе группы по аудиту. Они не должны оказывать влияние или вмешиваться в проведение аудита. В случае, если это не может быть гарантировано, руководитель группы по аудиту имеет право отказать наблюдателям в участии в некоторых мероприятиях аудита.
Для наблюдателей любые обязательства, относящиеся к здоровью, безопасности и конфиденциальности, должны оговариваться и регулироваться между заказчиком аудита и проверяемой организацией.
Сопровождающие лица, назначенные проверяемой организацией, должны оказывать помощь группе по аудиту и действовать по просьбе руководителя группы по аудиту. Сопровождающие лица должны выполнять следующие обязанности:
a)содействовать аудиторам, обеспечивать контакты и назначение времени для бесед (интервью);
b) организовывать доступ для посещения определенных объектов или рабочих участков проверяемой организации;
c) обеспечивать то, чтобы правила и процедуры по безопасности были известны и соблюдались членами группы по аудиту и наблюдателями.
Роль руководства может также включать в себя следующее:
- исполнять роли лиц, свидетельствующих в ходе аудита от имени проверяемой организации;
- предоставлять разъяснения или оказывать помощь при сборе информации.
6.4.6 Сбор и верификация информацииВо время проведения аудита информация, относящаяся к целям аудита, области и критериям аудита, включая информацию, касающуюся взаимодействия между подразделениями, деятельности и процессов, должна быть собрана путем необходимых выборок и верифицирована. В качестве свидетельства аудита следует принимать только ту информацию, которая может быть верифицирована. Свидетельства аудита должны быть зарегистрированы. Если во время сбора свидетельств группе по аудиту станут известны любые новые или измененные риски, их следует рассмотреть и принять соответствующие меры.
Примечание - Руководящие указания по выборкам, приведены в B.3 приложения В.
На рисунке 3 представлена блок-схема процесса, начиная от сбора информации до получения заключений по результатам аудита.
Методы сбора информации включают в себя следующее:
- опросы;
- наблюдения за деятельностью;
- анализ документов, включая записи.
Примечания
1. Руководящие указания, касающиеся источников информации, приведены в В.5 приложения В.
2. Руководящие указания, касающиеся посещения объектов и подразделений, приведены в В.6 приложения В.
3. Руководящие указания, по проведению опросов приведены в В.7 приложения В.
Рисунок 3 - Блок-схема процесса, начиная от сбора информации до получения заключений по результатам аудита
6.4.7 Формирование выводов аудитаДля получения выводов аудита свидетельства аудита должны быть сопоставлены и оценены относительно критериев аудита. Выводы аудита могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита. В случае, если это не может быть гарантировано, руководитель группы по аудиту имеет право отказать наблюдателям в участии в некоторых мероприятиях аудита.
Несоответствия и подтверждающие их свидетельства аудита должны быть записаны. Несоответствия могут быть классифицированы (ранжированы). Они должны быть проанализированы с проверяемой организацией для подтверждения объективности свидетельств аудита и для подтверждения того, что выявленные несоответствия правильно понимаются. Следует принять все возможные меры по разрешению любых разногласий во мнениях по свидетельствам и/или выводам аудита, а неразрешенные вопросы следует документально оформить.
Группе по аудиту, по мере необходимости, следует собираться для анализа выводов аудита на определенных этапах его проведения.
Примечание - Дополнительные руководящие указания по идентификации и оценке выводов аудита приведены в В.8 приложения В.
6.4.8 Подготовка заключений по результатам аудитаГруппе по аудиту до заключительного совещания следует выполнить следующее:
a) проанализировать выводы аудита и любую другую соответствующую информацию, собранную во время аудита, на соответствие целям аудита;
b) согласовать заключения по результатам аудита с учетом неопределенности, присущей процессу аудита;
c) подготовить рекомендации, если это предусмотрено целями аудита;
d) обсудить действия по результатам аудита, если это требуется.
Заключения аудита могут содержать следующую информацию, касающуюся:
- степени соответствия критериям аудита и основательности системы менеджмента, включая эффективность системы менеджмента в достижении заявленных целей;
- эффективности внедрения, поддержания и улучшения системы менеджмента;
- возможностей процесса анализа со стороны руководства для обеспечения постоянной пригодности системы менеджмента, ее адекватности, эффективности и улучшения;
- достижения целей аудита, степени охвата области аудита и выполнения критериев аудита;
- корневых причин выявленных фактов (наблюдений), если это предусмотрено планом аудита;
- сопоставления и обобщения аналогичных или схожих по своему характеру фактов, выявленных при проведении аудита в различных областях, для определения тенденций (трендов).
Если это определено планом аудита, то заключения по результатам аудита могут вести к рекомендациям по улучшению или будущим видам деятельности по аудиту.
6.4.9 Проведение заключительного совещанияПроведение заключительного совещания должно быть организовано руководителем группы по аудиту таким образом, чтобы представленные выводы и заключения аудита были понятны и признаны проверяемой организацией. К участию в заключительном совещании следует привлекать руководителей проверяемой организации и, там, где это целесообразно, сотрудников, отвечающих за функции или процессы, которые были проверены в ходе аудита, а также заказчика аудита и другие стороны.
Если это необходимо, руководитель группы по аудиту должен сообщать проверяемой организации о сложившихся во время проведения аудита ситуациях, которые могут уменьшить доверие к информации, изложенной в заключениях по результатам аудита. Если это определено в системе менеджмента или соглашением с лицом, отвечающим за управление программой аудита, участникам следует согласовать сроки разработки и внедрения плана мероприятий по результатам аудита, включающего корректирующие и предупреждающие действия.
Объем и степень предоставляемых сведений должны соответствовать степени осведомленности проверяемой организации о процессе аудита. В других случаях, например, при внутренних аудитах, заключительное совещание является менее формальным и может состоять только из сообщения о выводах и заключениях по результатам аудита.
При необходимости, на заключительном совещании следует довести до сведения проверяемой организации следующее:
- что собранные во время аудита свидетельства основаны на выборке данных и информации, имевшейся на момент проведения аудита;
- метод протоколирования и составления отчетов, включая любую классификацию или ранжирование данных;
- процесс обработки и трактовки выводов аудита и возможные последствия, связанные с принятием решений по выявленным фактам;
- выводы аудита таким способом, чтобы они были понятны и признаны проверяемой организацией;
- любые последующие действия по результатам аудита (например, выполнение корректирующих действий, обработку претензий, процесс апелляций).
Любые разногласия по выводам и/или заключениям аудита между группой по аудиту и проверяемой организацией должны быть обсуждены и, по возможности, разрешены. В случае, если разногласия не удается разрешить, то все мнения должны быть зарегистрированы.
Если это предусмотрено целями аудита, могут быть предоставлены рекомендации по улучшению. Следует указать, что рекомендации не носят обязательного характера.
6.5 Подготовка и рассылка отчета по аудиту6.5.1 Подготовка отчета по аудитуРуководитель группы по аудиту несет ответственность за подготовку и содержание отчета по аудиту.
Отчет по аудиту должен содержать полные, точные, четко сформулированные и понятные записи по аудиту и, в соответствии с процедурами аудита, должен включать в себя или содержать ссылку на следующее:
a) цели аудита;
b) область аудита, в частности, идентификацию проверенных организационных и функциональных подразделений или процессов и охватываемый период времени;
c) идентификацию заказчика аудита;
d) идентификацию членов группы по аудиту и представителей проверяемой организации, принимавших участие в проведении аудита;
e) даты и места проведения аудита на месте;
f) критерии аудита;
g) выводы аудита;
h) заключения по результатам аудита;
i) заявление о степени соответствия критериям аудита.
При необходимости в отчет по аудиту могут также быть включены:
- план аудита, включая график;
- итоговое изложение процесса аудита, включая неопределенности и/или любые встретившиеся препятствия при его проведении, которые могут уменьшить достоверность заключений по результатам аудита;
- подтверждение достижения целей аудита в пределах области аудита в соответствии с планом аудита;
- области, не охваченные аудитом, но находящиеся в области аудита;
- итоговая сводка, содержащая заключения по результатам аудита и подтверждающие их выводы (наблюдения) аудита;
- неразрешенные противоречия между группой по аудиту и проверяемой организацией;
- возможности для улучшения, если это предусмотрено целями аудита;
- выявленные сильные стороны и лучшие практики;
- согласованный план действий по результатам аудита, если такой план имеется;
- заявление о конфиденциальном характере содержимого отчета;
- любые последствия для программы аудита или последующих аудитов;
- перечень рассылки отчета по аудиту.
Примечание - Отчет по аудиту может быть разработан до заключительного совещания.
6.5.2 Рассылка отчета по аудитуОтчет по аудиту должен быть подготовлен и представлен в согласованные сроки. В случае задержки, о ее причинах следует сообщить проверяемой организации и лицу, ответственному за управление программой аудита.
Отчет по аудиту должен иметь дату выпуска, надлежащим образом проанализирован и утвержден в соответствии с процедурами программы аудита.
Затем отчет по аудиту должен быть разослан получателям, определенным процедурами аудита.
6.6 Завершение аудитаАудит считается завершенным, если все запланированные мероприятия аудита были выполнены или же на основании, согласованном с заказчиком аудита (например, могут быть непредвиденные ситуации, которые препятствуют тому, чтобы аудит был завершен в соответствии с разработанным планом).
Документы, относящиеся к аудиту, следует хранить или уничтожать на основании соглашения между участвующими сторонами в соответствии с процедурами программы аудита и применяемыми законодательными и другими требованиями.
Если это не предусмотрено законом, группа по аудиту и лицо, ответственное за управление программой аудита, не должны раскрывать содержимого документов и другой информации, полученной во время аудита, или отчета по аудиту любой другой стороне без ясного разрешения заказчика аудита и, где это требуется, разрешения проверяемой организации. Если необходимо раскрыть содержание документов аудита, заказчик аудита и проверяемая организация должны быть не замедлительно об этом проинформированы.
Из наблюдений и выводов, полученных при проведении аудита, проверяемой организации следует извлекать необходимые уроки для включения соответствующих действий в процесс постоянного улучшения своей системы менеджмента.
6.7 Действия по результатам аудитаЗаключения по результатам аудита могут в зависимости от целей аудита указывать на необходимость выполнения коррекций, корректирующих и предупреждающих действий или действий по улучшению. Такие действия, как правило, разрабатываются и выполняются проверяемой организацией в согласованные временные сроки. При необходимости, проверяемой организации следует информировать лицо, ответственное за управление программой аудита, и группу аудиторов о состоянии выполнения этих действий.
Выполнение и результативность этих действий должны быть верифицированы. Такая верификация может быть частью последующего аудита.
- Главная
- "РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА. ГОСТ Р ИСО 19011-2012" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 19.07.2012 N 196-ст)