в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 19.09.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА. ГОСТ Р ИСО 19011-2012" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 19.07.2012 N 196-ст)
действует Редакция от 19.07.2012 Подробная информация
"РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА. ГОСТ Р ИСО 19011-2012" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 19.07.2012 N 196-ст)

7 Компетентность и оценка аудиторов

7.1 Общие положения

Доверие к процессу аудита и его способность достигнуть поставленные цели зависит от компетентности лиц, участвующих в планировании и проведении аудитов, включая аудиторов и руководителей групп по аудиту. Компетентность следует оценивать посредством процесса, учитывающего личные качества и способность применять знания и навыки, приобретенные посредством обучения, производственного опыта, подготовки в качестве аудитора и опыта в проведении аудита. Этот процесс должен учитывать потребности программы аудита и ее цели. Некоторые знания и навыки, описанные в 7.2.3, являются общими и универсальными для аудиторов любой дисциплины или области, охватываемой соответствующей системой менеджмента, остальные имеют особый характер, учитывающий конкретную специфику дисциплины или области, охватываемой системой менеджмента. При этом нет необходимости в том, чтобы каждый аудитор в группе по аудиту имел одинаковый уровень компетентности; при этом необходимо, чтобы общая компетентность группы по аудиту была достаточной для выполнения целей аудита.

Оценку компетентности аудиторов необходимо планировать, осуществлять и документально оформлять в соответствии с программой аудита, включая процедуры для получения объективного, надежного и соответствующего имеющимся потребностям результата. Процесс оценки должен включать в себя следующие четыре этапа:

a) определение компетентности персонала для проведения аудита, требуемой для программы аудита;

b) определение критериев оценки;

c) выбор соответствующего метода оценки;

d) проведение оценки.

Результат процесса оценки должен служить основой для:

- формирования группы по аудиту (5.4.4);

- определения потребности в обучении и подготовке или других потребностей, связанных с увеличением уровня компетентности;

- оценки текущей работы аудиторов.

Аудиторы должны развивать, поддерживать и улучшать свою компетентность посредством постоянного профессионального развития и регулярного участия в аудитах (7.6).

Процесс оценки аудиторов и руководителей группы по аудиту описан в 7.4 и 7.5.

Оценка руководителей групп по аудиту должна проводиться согласно критериям, установленным в 7.2.2 и 7.2.3.

Компетентность, необходимая лицу, управляющему программой аудита, описана в 5.3.2.

7.2 Определение компетентности аудитора для удовлетворения потребностей программы аудита7.2.1 Общие положения

При принятии решений, касающихся необходимого уровня знаний и навыков, следует учитывать следующее:

- размер, вид деятельности и структурные особенности проверяемой организации;

- аспекты деятельности (дисциплины) системы менеджмента, подлежащей аудиту;

- цели и объем программы аудита;

- другие требования, например, устанавливаемые внешними органами, если они применяются;

- роль процесса аудита в системе менеджмента проверяемой организации;

- сложность, объем и структуру системы менеджмента, подлежащей аудиту;

- имеющуюся неопределенность, связанную с достижением целей аудита.

Эту информацию следует соотнести с информацией, приведенной в 7.3.1-7.3.3.

7.2.2 Личные качества

Аудиторы должны обладать необходимыми личными качествами, позволяющими им действовать в соответствии с принципами проведения аудита, изложенными в разделе 4. Аудиторы должны проявлять профессиональное отношение и личные качества во время проведения аудита, включающие в себя:

- этичность - честность, правдивость, искренность и благоразумие;

- открытость и непредубежденность - желание и готовность воспринимать альтернативные идеи или точки зрения;

- дипломатичность - тактичность при обращении с людьми;

- наблюдательность - активное наблюдение за окружающей обстановкой и видами деятельности;

- восприимчивость - осведомленность и способность к пониманию ситуаций;

- универсальность - возможность быстро адаптироваться к различным ситуациям;

- упорство - настойчивость, нацеленность на достижение целей;

- решительность - своевременное принятие решений на основе логических соображений и анализа;

- самостоятельность - действовать и выполнять свои функции независимо, результативно взаимодействуя с другими;

- принципиальность - готовность действовать ответственно и этично даже в тех случаях, когда эти действия могут не встречать одобрения или приводить к разногласиям или конфронтации;

- готовность к самосовершенствованию - обучение в процессе работы, стремление к достижению наилучших результатов при проведении аудитов;

- высокая культура поведения - соблюдение и уважительное отношение к культурным ценностям проверяемой организации;

- умение сотрудничать и работать с людьми - результативное взаимодействие с другими, включая членов группы по аудиту и персонал проверяемой организации.

7.2.3 Знания и навыки7.2.3.1 Общие положения

Аудиторы должны обладать знаниями и навыками, необходимыми для достижения намеченных результатов аудитов, проведение которых им будет поручено. Все аудиторы должны обладать общими знаниями и навыками, и также предполагается, что они будут обладать некоторыми специальными знаниями и навыками в конкретных дисциплинах и отраслях менеджмента. Руководители групп по аудиту должны иметь дополнительные знания и навыки, необходимые для обеспечения надлежащего руководства группой по аудиту.

7.2.3.2 Общие знания и навыки аудиторов систем менеджмента

Аудиторы должны обладать знаниями и навыками в следующих областях:

а) Принципы, процедуры и методы аудита - знания и навыки в этой области позволяют аудитору применять подходящие принципы, процедуры и методы для различных аудитов и обеспечивать проведение данных аудитов последовательным и систематическим образом. Аудитор должен быть способен:

- применять принципы, процедуры, методы и приемы аудита;

- эффективно планировать и организовывать работу;

- проводить аудит в течение установленного срока;

- устанавливать приоритеты и быть сфокусированным на существенных вопросах;

- собирать информацию посредством эффективного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных;

- понимать и учитывать мнения экспертов;

- понимать пригодность, соответствие и последствия использования тех или иных приемов выборочного исследования для аудита;

- верифицировать точность собранной информации;

- подтверждать достаточность и приемлемость свидетельств аудита для обоснования выводов аудита и заключений;

- оценивать факторы, которые могут повлиять на достоверность выводов и заключений по результатам аудита;

- использовать рабочие документы для регистрации деятельности по аудиту;

- готовить отчеты по аудиту;

- сохранять конфиденциальность и безопасность информации, документов и записей;

- осуществлять эффективный обмен информацией, используя вербальные и письменные средства коммуникации (включая использование услуг переводчиков);

- понимать типы рисков, связанных с проведением аудитов.

b) Система менеджмента и ссылочные документы - знания и навыки в этой области позволяют аудитору понимать область применения аудита и применять критерии аудита. Данные знания и навыки должны охватывать следующее:

- стандарты по системам менеджмента и другие документы, используемые в качестве критериев аудита;

- применение стандартов по системам менеджмента проверяемой организацией и другими организациями, когда это применимо;

- взаимодействие элементов системы менеджмента;

- понимание иерархии ссылочных документов (их различий и приоритетов);

- применение ссылочных документов к различным ситуациям при аудите.

c) Специфика организационной деятельности - знания и навыки в этой области позволяют аудитору понимать структуру, бизнес и применяемые организацией методы управления и должны охватывать следующее:

- типы, управление, размер, структуру, функции организации и взаимосвязи внутри нее;

- общие бизнес-понятия и концепции менеджмента, бизнес-процессы и соответствующую терминологию, включая планирование, составление финансовых смет и бюджета организации, управление персоналом;

- культурные и социальные аспекты проверяемой организации.

d) Применяемые к проверяемой организации законодательные, контрактные и другие требования - знания и навыки в этой области позволяют аудитору быть осведомленным и работать в рамках законодательных и контрактных требований, относящихся к деятельности организации. Знания и навыки, характерные для конкретной области юрисдикции или видов деятельности и продукции проверяемой организации, должны охватывать следующее:

- законы, нормативные правовые акты и правила и их правоприменительную практику;

- основополагающую юридически-правовую терминологию;

- контракты и другие юридические обязательства.

7.2.3.3 Специальные знания и навыки аудиторов систем менеджмента по дисциплинам и конкретным отраслям менеджмента

Аудиторы должны иметь специальные знания и навыки по соответствующим дисциплинам и отраслям менеджмента, которые будут достаточными для проведения аудита конкретного типа системы менеджмента и отрасли.

При этом нет необходимости в том, чтобы каждый аудитор в группе по аудиту имел одинаковый уровень компетентности; однако необходимо, чтобы общая компетентность группы по аудиту была достаточной для достижения целей аудита.

Специальные знания и навыки аудиторов по конкретным дисциплинам и отраслям менеджмента включают в себя следующее:

- требования и принципы системы менеджмента, характерные для конкретной дисциплины, и их применение;

- законодательные требования, относящиеся к данной дисциплине или отрасли, необходимые для того, чтобы знать требования, относящиеся к конкретной юрисдикции и обязательствам проверяемой организации, ее деятельности и продукции;

- требования заинтересованных сторон, относящиеся к конкретной дисциплине;

- базовые понятия и основные принципы данной дисциплины менеджмента и применение характерных для данной дисциплины методов, технических приемов, процессов и практик в той степени, чтобы быть способным исследовать данную систему менеджмента и делать соответствующие выводы и заключения по результатам аудита;

- специальные знания в области дисциплины менеджмента, относящиеся к конкретной отрасли, специфике операций или проверяемым местам производственной деятельности, в той степени, чтобы было возможно оценивать виды деятельности проверяемой организации, ее процессы и продукцию (товары и услуги);

- принципы, методы и технические приемы управления рисками, относящиеся к данной дисциплине или отрасли, с тем чтобы возможно было оценивать и контролировать риски, связанные с программой аудита.

Примечание - Руководящие указания и пояснительные примеры в отношении знаний и навыков аудиторов, характерные для отдельных дисциплин менеджмента, приведены в приложении А.

7.2.3.4 Общие знания и навыки руководителя группы по аудиту

Руководители групп по аудиту должны иметь дополнительные знания и навыки для управления и руководства аудитом для обеспечения результативного и эффективного проведения аудита. Руководитель группы по аудиту должен иметь знания и навыки, необходимые для:

a) уравновешивания сильных сторон и недостатков членов конкретной группы по аудиту;

b) выработки гармоничных рабочих отношений между членами группы по аудиту;

c) управления процессом аудита, включающего в себя:

- планирование аудита и эффективное использование ресурсов во время аудита,

- управление имеющейся неопределенностью, которая связана с достижением целей аудита,

- обеспечение безопасности, касающейся здоровья членов группы по аудиту во время проведения аудита, включая соблюдение аудиторами соответствующих требований в области охраны труда и корпоративной безопасности,

- организацию и направления работы членов группы по аудиту,

- обеспечение руководства и сопровождение работы стажеров,

- предупреждение и, в случае необходимости, разрешение конфликтных ситуаций;

d) представления группы по аудиту при взаимодействии и обеспечении обмена информацией с заказчиком аудита и проверяемой организацией;

e) руководства группой по аудиту для достижения заключений по результатам аудита; и

f) подготовки и представления итогового отчета по результатам аудита.

7.2.3.5 Знания и навыки для аудита систем менеджмента, включающих в себя различные дисциплины

Аудиторы, которые собираются в качестве членов группы по аудиту участвовать в проведении проверок систем менеджмента, включающих в себя несколько дисциплин, должны обладать компетентностью, необходимой для проведения аудиторской проверки хотя бы одного из этих аспектов систем менеджмента, и понимать аспекты, связанные с взаимодействием и взаимным влиянием друг на друга между различными системами менеджмента.

Руководители групп по аудиту, проводящие аудиты систем менеджмента, включающих в себя различные аспекты, должны понимать требования стандартов, предназначенных для каждой системы менеджмента, и должны четко осознавать границы своих знаний и навыков применительно к каждому из этих аспектов менеджмента.

7.2.4 Достижение требуемого уровня компетентности аудиторов

Знания и навыки аудиторов могут приобретаться посредством использования сочетания следующих элементов:

- образование/обучение в соответствии с установленной программой и проверкой знаний и практический опыт, способствующий развитию и повышению уровня знаний и навыков для той дисциплины системы менеджмента и сектора, которые аудитор намеревается проверять в рамках аудитов;

- программы обучения и подготовки персонала, охватывающие общие знания и навыки;

- опыт работы на соответствующей технической, управленческой или профессиональной позиции, включающий в себя практический опыт принятия решений, заключений, разрешения проблем и непосредственного общения с руководителями, специалистами, коллегами, потребителями и другими заинтересованными сторонами;

- опыт проведения аудитов, приобретенный при работе под наблюдением аудитора в той же самой области или дисциплине менеджмента, которую аудитор намеревается проверять.

7.2.5 Руководители группы по аудиту

Руководителю группы по аудиту следует приобрести дополнительный опыт по аудиту, чтобы совершенствовать знания и навыки, описанные в 7.3.2. Этот дополнительный опыт должен накапливаться при исполнении обязанностей под руководством и наблюдением руководителя группы по аудиту.

7.3 Определение критериев оценки аудитора

Критерии могут быть качественными (такие как демонстрируемые личные качества, знания или характеристики навыков при обучении или при выполнении обязанностей на рабочем месте) и количественными (такие как опыт работы и обучения в годах, количество проведенных аудитов, количество часов обучения и подготовки по аудиту).

7.4 Выбор соответствующего метода оценки аудитора

Оценку следует проводить, используя два или несколько методов, выбранных из таблицы 1. При использовании таблицы 1 необходимо обратить внимание на следующее:

- приведенные методы представляют диапазон возможностей и не могут быть применимы во всех ситуациях;

- различные приведенные методы могут отличаться по своей надежности;

- обычно для обеспечения того, чтобы результат был объективным, согласующимся, беспристрастным и достоверным, необходимо выбирать сочетание методов.

Таблица 1

Возможные для применения методы оценки

Метод оценки Цели Примеры
Анализ записей Проверка квалификации аудитора Анализ записей об образовании, обучении, производственном опыте и опыте по аудиту
Обратная связь Обеспечивает информацией о том, как воспринимается деятельность аудитора Инспектирование деятельности, опросы, резюме, рекомендации, жалобы, оценка деятельности, отзывы коллег
Собеседование Оценка личных качеств и коммуникационных навыков, проверка информации и знаний по тестам и получение дополнительной информации Персональное собеседование
Наблюдение Оценка личных качеств и способности применения знаний и навыков Ролевые игры, наблюдения в процессе аудита, деятельность на рабочем месте
Тестирование Оценка личных качеств, знаний, навыков и их применение Устные и письменные экзамены, психометрическое тестирование
Анализ деятельности после аудита Получение информации о работе аудитора во время выполнения действий по аудиту, определение его сильных сторон и недостатков Анализ отчета по аудиту, опросы и обсуждение с руководителем группы по аудиту, членами группы по аудиту и, при необходимости, использование обратной связи для получения информации от проверяемой организации
7.5 Проведение оценки аудитора

На этом этапе собранную информацию о сотруднике сравнивают с критериями, установленными в 7.3. В случае, если сотрудник, участие которого предполагается в программе по аудиту, не соответствует критериям, то указывают на необходимость проведения дополнительного обучения, опыта работы и/или участия в аудите, после чего проводят повторную оценку.

В приложении В приведены некоторые рассматриваемые примеры.

7.6 Поддержание и повышение компетентности аудитора

Аудиторы и руководители группы по аудиту должны поддерживать свою компетентность в области аудита посредством регулярного участия в аудитах системы менеджмента и постоянного роста профессионализма. Постоянный профессиональный рост включает в себя поддержание и улучшение компетентности. Он может быть достигнут посредством дополнительного практического опыта, обучения, стажировок, самоподготовки, занятий с репетиторами, посещения совещаний, семинаров и конференций или других видов деятельности. Аудиторы, руководители группы по аудиту и сотрудники, отвечающие за управление программой аудита, должны постоянно улучшать и совершенствовать свою компетентность.

Организация, имеющая потребность в проведении аудитов, должна внедрить подходящие механизмы для постоянной оценки деятельности аудиторов, руководителей групп по аудиту и лиц, ответственных за управление программой аудита.

Деятельность по постоянному профессиональному росту должна учитывать следующее:

- изменения в личных потребностях аудиторов и организаций, отвечающих за проведение аудита;

- практику проведения аудитов;

- соответствующие стандарты и другие требования.

  • Главная
  • "РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА. ГОСТ Р ИСО 19011-2012" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 19.07.2012 N 196-ст)