Последнее обновление: 06.01.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ЗАКОН РФ от 20.08.93 N 5663-I "О КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. В Российской Федерации космическая деятельность относится к ведению федеральных органов государственной власти и управления.
2. Верховный Совет Российской Федерации определяет космическую политику Российской Федерации, в том числе:
принимает законодательные акты, регулирующие космическую деятельность;
принимает Федеральную космическую программу России;
осуществляет контроль за выполнением Федеральной космической программы России и расходованием государственных средств, выделяемых для космической деятельности;
ратифицирует международные договоры Российской Федерации по вопросам космической деятельности;
решает в пределах своей компетенции иные вопросы, возникающие при осуществлении космической деятельности.
3. Президент Российской Федерации отвечает за осуществление космической политики Российской Федерации, в том числе:
издает указы и распоряжения, необходимые для осуществления космической деятельности;
руководит деятельностью Совета Министров - Правительства Российской Федерации по выполнению Федеральной космической программы России и иным вопросам, связанным с осуществлением космической деятельности;
решает в пределах своей компетенции иные вопросы, возникающие при осуществлении космической деятельности.
4. Совет Министров - Правительство Российской Федерации обеспечивает руководство космической деятельностью, в том числе:
издает постановления и распоряжения, необходимые для осуществления космической деятельности;
рассматривает по представлению Российского космического агентства, Министерства обороны Российской Федерации, Российской академии наук и других государственных заказчиков работ по созданию и использованию космической техники проект Федеральной космической программы России;
вносит в Верховный Совет Российской Федерации проект Федеральной космической программы России и предложения по финансированию космической деятельности;
утверждает Положение о Российском космическом агентстве;
осуществляет меры по защите интересов Российской Федерации, а также российских организаций и граждан в области космической деятельности;
решает в пределах своей компетенции иные вопросы, возникающие при осуществлении космической деятельности.
5. Республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург участвуют в осуществлении полномочий по регулированию космической деятельности в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Статья 6. Российское космическое агентство1. Российское космическое агентство является органом федеральной исполнительной власти, отвечающим за осуществление космической деятельности в научных и народнохозяйственных целях под юрисдикцией Российской Федерации в соответствии с космической политикой Российской Федерации.
2. Российское космическое агентство в пределах своей компетенции:
разрабатывает проект Федеральной космической программы России совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Российской академией наук и другими заказчиками работ по созданию и использованию космической техники;
формирует и размещает государственный заказ на работы по созданию и использованию космической техники в научных и народнохозяйственных целях, в том числе на работы по международным космическим проектам;
участвует совместно с Министерством обороны Российской Федерации в размещении государственного заказа на работы по созданию и использованию космической техники, применяемой как в научных и народнохозяйственных целях, так и в целях обороны и безопасности Российской Федерации;
обеспечивает в научных и народнохозяйственных целях совместно с Министерством обороны Российской Федерации и другими министерствами и ведомствами Российской Федерации эксплуатацию, поддержание и развитие наземных и иных объектов космической инфраструктуры;
выдает лицензии на виды космической деятельности;
организует сертификацию космической техники;
обеспечивает космическую деятельность необходимой нормативно-технической документацией;
обеспечивает совместно с соответствующими государственными службами безопасность космической деятельности;
взаимодействует с организациями и органами иностранных государств, а также с международными организациями по вопросам космической деятельности, заключает соответствующие международные соглашения;
выполняет иные функции, установленные Советом Министров - Правительством Российской Федерации.
3. Для осуществления своих функций с учетом интересов субъектов Российской Федерации по использованию результатов космической деятельности Российское космическое агентство может создавать свои территориальные органы.
Статья 7. Космическая деятельность в целях обороны и безопасности Российской Федерации1. Космическая деятельность в целях обороны и безопасности Российской Федерации осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, отвечающим за выполнение долгосрочной программы и годовых планов работ по созданию и использованию космической техники военного назначения, совместно с другими министерствами и ведомствами Российской Федерации.
2. Министерство обороны Российской Федерации в пределах своей компетенции:
разрабатывает проекты долгосрочной программы и годовых планов работ по созданию и использованию космической техники военного назначения, а также совместно с Российским космическим агентством - космической техники, применяемой как в научных и народнохозяйственных целях, так и в целях обороны и безопасности Российской Федерации;
формирует и размещает государственный заказ на работы по созданию и использованию космической техники военного назначения, а также совместно с Российским космическим агентством - космической техники, применяемой как в научных и народнохозяйственных целях, так и в целях обороны и безопасности Российской Федерации;
осуществляет использование космической техники в целях обороны и безопасности Российской Федерации;
осуществляет эксплуатацию космической техники в научных и народнохозяйственных целях на договорной основе;
обеспечивает совместно с Российским космическим агентством и другими министерствами и ведомствами Российской Федерации поддержание и развитие наземных и иных объектов космической инфраструктуры;
обеспечивает космическую деятельность необходимой нормативно-технической документацией;
участвует в сертификации космической техники на договорной основе;
обеспечивает совместно с соответствующими государственными службами безопасность космической деятельности;
выполняет иные функции, установленные Советом Министров - Правительством Российской Федерации.
3. Министерство обороны Российской Федерации в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, вправе мобилизовать любые объекты космической инфраструктуры, в том числе космическую технику.
4. Министерство обороны Российской Федерации вправе передавать временно свободные объекты космической инфраструктуры, находящиеся в его ведении, Российскому космическому агентству на договорной основе для использования при осуществлении космической деятельности в научных и народнохозяйственных целях.
Статья 8. Федеральная космическая программа России1. Федеральная космическая программа России является документом, на основании которого формируется государственный заказ на создание и использование космической техники в научных и народнохозяйственных целях.
Порядок взаимодействия Российского космического агентства и Министерства обороны Российской Федерации при разработке и согласовании Федеральной космической программы России и долгосрочной программы и годовых планов работ по созданию и использованию космической техники военного назначения определяется законодательством Российской Федерации.
2. Федеральная космическая программа России разрабатывается с учетом:
установленных целей, задач и принципов космической деятельности;
интересов субъектов Российской Федерации;
экономического положения в стране;
состояния космической науки и промышленности;
необходимости комплексного развития космического и наземного сегментов космической инфраструктуры;
интересов потребителей и производителей космической техники и космических технологий;
состояния и тенденций развития космонавтики;
конъюнктуры мирового космического рынка;
принятых международных обязательств Российской Федерации и задач расширения международного сотрудничества.
3. Федеральная космическая программа России разрабатывается в соответствии с результатами конкурсов космических проектов, представленных заинтересованными министерствами, ведомствами Российской Федерации, организациями и гражданами.
Порядок и условия проведения конкурсов космических проектов, осуществляемых в научных и народнохозяйственных целях, определяются Российским космическим агентством с участием Российской академии наук и других заказчиков работ по созданию и использованию космической техники.
4. Общие сведения о Федеральной космической программе России и ежегодный отчет о ходе ее выполнения публикуются в печати.
Статья 9. Лицензирование космической деятельности1. Настоящим Законом устанавливается разрешительный (лицензионный) порядок осуществления космической деятельности в научных и народнохозяйственных целях.
2. Лицензированию подлежит космическая деятельность организаций и граждан Российской Федерации либо космическая деятельность иностранных организаций и граждан под юрисдикцией Российской Федерации, если такая деятельность включает испытания, изготовление, хранение, подготовку к запуску и запуск космических объектов, а также управление космическими полетами.
3. Виды, формы и сроки действия лицензий, условия и процедуры их выдачи, отказа в их выдаче, приостановки или прекращения их действия, а также иные вопросы лицензирования регламентируются законодательством Российской Федерации.
4. Осуществление организацией или гражданином космической деятельности без лицензии либо с умышленным нарушением условий лицензии влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
5. Действия государственных органов по лицензированию космической деятельности могут быть обжалованы в суд или в арбитражный суд.
Статья 10. Сертификация космической техники1. Космическая техника, включая космические объекты, наземные и иные объекты космической инфраструктуры, создаваемая в научных и народнохозяйственных целях, подлежит проверке на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (сертификации).
Сертификации также может подлежать оборудование, применяемое при создании и использовании космической техники.
2. По завершении процедуры сертификации на каждый образец космической техники выдается сертификат.
Виды, формы и сроки действия сертификатов, условия и процедуры их выдачи, отказа в их выдаче, приостановки или прекращения их действия, а также иные вопросы сертификации регламентируются законодательством Российской Федерации.
3. Органы по сертификации, изготовители космической техники и соответствующие должностные лица, виновные в нарушении правил сертификации космической техники, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Экспертиза по вопросам космической деятельности1. На основании экспертизы принимаются решения по следующим вопросам, связанным с осуществлением космической деятельности:
включение проекта в Федеральную космическую программу России;
принятие Федеральной космической программы России;
выдача лицензий на осуществление космической деятельности;
выдача сертификатов на образцы космической техники, а также на оборудование, применяемое при создании и использовании космической техники;
отнесение космической техники и космических технологий к продукции, экспорт которой запрещен или ограничен;
подведение итогов конкурсов космических проектов;
установление причин происшествий при осуществлении космической деятельности;
по иным вопросам, определяемым Советом Министров - Правительством Российской Федерации.
2. Для проведения экспертизы Верховный Совет Российской Федерации, Совет Министров - Правительство Российской Федерации, Российское космическое агентство или иной орган, принимающий решение по вопросам, связанным с осуществлением космической деятельности, образует экспертные комиссии из специалистов, не заинтересованных в результатах экспертизы.
3. Порядок образования и работы экспертных комиссий определяется законодательством Российской Федерации.
4. Заключение экспертной комиссии не имеет обязательной силы для органа, принимающего решение по вопросам, связанным с осуществлением космической деятельности.
Ответственность за такое решение, в том числе за решение, не согласующееся с заключением экспертной комиссии, несет руководитель органа, принимающего решение.
Члены экспертной комиссии несут ответственность за правильность и обоснованность своих заключений.
- Главная
- ЗАКОН РФ от 20.08.93 N 5663-I "О КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"