Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.05.2001 N 384 "О ПРОГРАММЕ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ"
Первый (подготовительный) этап реформ (2001 - 2002 годы)
Первый этап, продолжительность которого составит 1,5 - 2 года - подготовительный. Его основными целями являются:
создание эффективного механизма государственного регулирования, стимулирующего развитие конкуренции в области грузовых и пассажирских перевозок и в неосновных видах деятельности;
разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью на федеральном железнодорожном транспорте;
подготовка к формированию на базе отдельных видов хозяйственной деятельности самостоятельных структурных образований;
управленческое и финансовое структурирование хозяйственной деятельности по видам деятельности;
организационное отделение некоторых предприятий неосновных видов деятельности, имеющих сформировавшийся рыночный потенциал.
Содержание первого (подготовительного) этапа реформыБудет осуществлена передача функций, связанных с хозяйственной деятельностью, выполняемых Министерством путей сообщения Российской Федерации открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". Организационно - правовое обособление самостоятельных структурных образований на базе отдельных видов деятельности будет осуществляться на втором этапе реформы на основе создания на первом этапе условий, включающих:
формирование управления по видам деятельности, внедрение системы сегментарного учета по видам деятельности и структурным подразделениям хозяйствующего субъекта, а также системы управленческого учета;
формирование самостоятельных бухгалтерских балансов по видам хозяйственной деятельности;
подготовка к выделению самостоятельных структурных образований, осуществляющих отдельные виды деятельности, в дочерние компании (или независимые акционерные общества со 100-процентной государственной собственностью на акции) на втором этапе реформы (включая создание отдельных подразделений, специализирующихся на транзитных, интермодальных, рефрижераторных перевозках);
реформирование системы управления движением.
Будут созданы механизмы, обеспечивающие внутренний и внешний контроль и управление ходом реформы, включая создание Комиссии Правительства Российской Федерации по структурной реформе железнодорожного транспорта.
Будет осуществлена подготовка законодательных и иных нормативных и методических документов, необходимых для реализации структурной реформы, включая:
проекты федеральных законов о внесении изменений в Федеральные законы "О федеральном железнодорожном транспорте", "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", "О естественных монополиях" и проект Федерального закона "Об особенностях приватизации на федеральном железнодорожном транспорте";
разработку основных принципов и механизмов государственного регулирования в естественно - монопольном, временно - монопольном и конкурентном секторах, в том числе направленных на:
либерализацию тарифов на железнодорожные перевозки в конкурентном и временно - монопольном секторах (в том числе на пассажирские перевозки в дальнем следовании в вагонах "СВ" и купейных вагонах);
введение механизма индексации тарифов на железнодорожные перевозки в условиях изменения макроэкономических показателей;
обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта независимых транспортных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере железнодорожных перевозок (компаний - операторов, в том числе владеющих инфраструктурой, не входящей в состав федерального железнодорожного транспорта);
формирование условий, обеспечивающих создание и функционирование операторских грузовых компаний;
определение видов деятельности и имущества, относящихся к монопольным и конкурентным секторам, и ограничение хозяйственного оборота отдельных видов имущества в естественно - монопольном секторе;
разработку порядка и условий приватизации предприятий и имущества федерального железнодорожного транспорта;
определение и реализацию конкурсных принципов обеспечения доступа частных производителей к заказам на ремонт и обслуживание подвижного состава, а также инфраструктуры железных дорог.
Будет сформирован механизм финансовой поддержки убыточных видов деятельности, в частности пассажирских перевозок, упорядочены функции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также функции тарифного регулирования на железнодорожном транспорте и обеспечена его координация с тарифным регулированием, осуществляемым в других естественных монополиях.
Будет проведена реструктуризация кредиторской задолженности государственных предприятий железнодорожного транспорта по платежам в бюджеты всех уровней и иным обязательным платежам.
Будет сформировано открытое акционерное общество "Российские железные дороги" и его имущественный комплекс.
Будут разработаны и внедрены механизмы обеспечения сохранности активов федерального железнодорожного транспорта в ходе подготовительного этапа реформы, в том числе:
разработана и внедрена система отчетности и контрольных показателей, позволяющая Комиссии Правительства Российской Федерации по структурной реформе железнодорожного транспорта отслеживать темпы и эффективность осуществления реформы;
обеспечено соблюдение установленного порядка при совершении сделок с имуществом железнодорожного транспорта, имеющим непосредственное отношение к перевозочной деятельности;
проведение инвентаризации (в том числе технической) имущества предприятий, подведомственных Министерству путей сообщения Российской Федерации, в целях определения реальной стоимости их активов, а также проведение аудита их финансово - хозяйственной деятельности;
разработка по мере необходимости нормативных актов, позволяющих Комиссии Правительства Российской Федерации по структурной реформе железнодорожного транспорта в полной мере осуществлять контроль над проведением реформы, и в частности, над сделками с имуществом железнодорожного транспорта.
Будут осуществлены передача отдельных малодеятельных железнодорожных линий и участков в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и собственность организаций, приватизация и вывод из структуры федерального железнодорожного транспорта отдельных предприятий, не связанных с организацией движения и обеспечением аварийно - восстановительных и мобилизационных работ и входящих в потенциально конкурентный сектор.
Будет реализована программа обновления производственно - технической базы железнодорожного транспорта.
Предусматривается осуществление мер по обеспечению социальной стабильности в отрасли, в частности, разработка проекта отраслевой подпрограммы федеральной целевой программы "Содействие занятости населения Российской Федерации на 2002 - 2005 годы".
Механизм поддержки убыточных видов деятельности (пассажирских перевозок)Механизм поддержки пассажирских перевозок определяется Правительством Российской Федерации на первом этапе реформы с целью обеспечения прозрачности при компенсации их убытков и поэтапного прекращения их перекрестного субсидирования за счет грузовых перевозок.
В целях минимизации расходов, относимых на пассажирские перевозки, на первом этапе уточняются нормативы отнесения условно - постоянных затрат железнодорожного транспорта (в первую очередь естественно - монопольного сектора) на себестоимость пассажирских перевозок.
На первом и втором этапах тарифы на перевозки в дальнем следовании и перевозки в пригородном сообщении должны устанавливаться не ниже уровня переменных затрат.
Тарифная политика в области пассажирских перевозок будет проводиться с учетом платежеспособного спроса населения и при постепенном сокращении перекрестного субсидирования за счет грузовых перевозок.
На втором этапе объем необходимого дотирования определяется на каждый год отдельно для перевозок в дальнем следовании и в пригородном сообщении с учетом возможности дерегулирования тарифов на отдельные виды пассажирских перевозок и совершенствования механизма бюджетного финансирования перевозок пассажиров, имеющих льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте.
Необходимые субсидии для покрытия убытков от пассажирских перевозок в дальнем сообщении предусматриваются в федеральном бюджете, от перевозок в пригородном сообщении - в бюджетах субъектов Российской Федерации. Субсидии будут предоставляться как компаниям, осуществляющим пассажирские перевозки, так и льготным категориям населения в форме адресной поддержки. Адресное субсидирование населения позволит, с одной стороны, устанавливать тарифы на пассажирские перевозки на экономически обоснованном уровне, а с другой - создаст предпосылки для сокращения расходов на дотирование по сравнению с вариантом дотирования компаний.
Поэтапное прекращение перекрестного субсидирования обеспечивается путем постепенного увеличения доли федерального бюджета и соответствующего уменьшения доли доходов от грузовых перевозок, направляемых на покрытие убытков от пассажирских перевозок.
Механизмы управления реформой при переходе от первого (подготовительного) этапа ко второму этапуДля обеспечения своевременности, полноты и правильности выполнения мероприятий различных этапов реформирования предлагаются следующие механизмы контроля и управления ходом реформы:
Правительство Российской Федерации, выполняя функции общего собрания акционеров, по согласованию с Президентом Российской Федерации назначает руководителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги", по представлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" ежегодно утверждает инвестиционную программу на очередной год;
Комиссия Правительства Российской Федерации по структурной реформе железнодорожного транспорта осуществляет координацию и контроль за реализацией реформы (в том числе периодический анализ возможности организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности в соответствии с установленными критериями), включая контроль за соответствием хода реформирования требованиям обороноспособности и национальной безопасности государства, принимает решение об изменении состава видов деятельности временно - монопольного и конкурентного секторов (перевод отдельных видов деятельности, где сформированы условия для эффективной конкуренции, в режим регулирования конкурентного сектора);
Министерство путей сообщения Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и другие федеральные органы исполнительной власти, а также открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в рамках своих полномочий осуществляют мероприятия по реформированию в соответствии с настоящей Программой;
комиссия по приватизации, формирующая состав имущественного комплекса открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и состоящая из представителей министерств и ведомств, определяет перечень имущества и предприятий, не подлежащих включению в состав этого акционерного общества.
Представители государства в органах управления открытого акционерного общества "Российские железные дороги" контролируют соблюдение основных принципов и направлений реформирования, а также полноту и своевременность выполнения им мероприятий соответствующих этапов.
Осуществляется отделение функции сбора денежных средств за перевозки от функции перевозки и от функции отражения операций в бухгалтерском учете.
Создается система ключевых контрольных показателей экономической эффективности деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги", которая при отказе от механизма расчетных цен и ослаблении финансовой самостоятельности железных дорог станет основой для формирования инструментов мотивации труда.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.05.2001 N 384 "О ПРОГРАММЕ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ"