Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.05.2001 N 384 "О ПРОГРАММЕ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ"
Организационно - правовое обособление самостоятельных структурных образований, осуществляющих отдельные виды деятельности
Целью второго этапа реформы является реорганизация путем выделения из открытого акционерного общества "Российские железные дороги" структурных образований, осуществляющих те виды деятельности, которые могут осуществляться другими хозяйственными обществами и / или открыты для конкуренции.
На втором этапе реформирования федерального железнодорожного транспорта необходимо обеспечить:
рост конкуренции в грузовых перевозках;
завершение оптимизации структуры управления открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (в том числе усиление роли организации управления по видам деятельности);
эффективное функционирование систем учета, сформированных на первом (подготовительном) этапе реформирования;
сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок с помощью созданного на первом (подготовительном) этапе реформирования механизма поддержки пассажирских перевозок;
упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в области транспорта;
реорганизацию открытого акционерного общества "Российские железные дороги" путем выделения из него структурных образований, осуществляющих пригородные пассажирские перевозки, пассажирские перевозки в дальнем следовании, ремонт технических средств для железнодорожного транспорта и производство запасных частей, транзитные, интермодальные и рефрижераторные перевозки (при условии, что это выделение не произошло на первом этапе реформирования), неосновные виды деятельности, не связанные с перевозками (в области социальной сферы, строительства, телекоммуникаций, недвижимости и др.), и постепенную реорганизацию указанных самостоятельных структурных образований путем преобразования их в дочерние общества открытого акционерного общества "Российские железные дороги" или независимые хозяйствующие субъекты с последующей частичной продажей акций (долей).
В сфере грузовых перевозок на втором этапе реформы основная часть мелкопартионных грузовых перевозок и повагонных отправок будет осуществляться открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", владеющим инфраструктурой, локомотивным парком и частью вагонного парка, составляющей к концу второго этапа реформирования около 50 процентов всех вагонов. Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" осуществляет также перевозки для государственных нужд, воинские и специальные перевозки, обеспечивает надлежащее содержание необходимых мобилизационных резервов (при необходимости такие перевозки могут осуществлять и частные компании). Развиваются операторские грузовые компании, растет их количество и доля на рынке грузовых перевозок.
На втором этапе реформы создаются организационно - правовые условия для увеличения доли парка магистральных локомотивов, находящихся в частной собственности (собственности компаний - операторов). Постепенное изменение соотношения грузового вагонного парка, находящегося в собственности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и в собственности грузовых операторских компаний, происходит за счет сокращения грузового вагонного парка открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по мере его износа и одновременного приобретения грузовыми операторскими компаниями новых грузовых вагонов на заводах, а также вагонов парка открытого акционерного общества "Российские железные дороги", подлежащих капитально - восстановительному ремонту. Таким образом, доля парка грузовых вагонов, находящихся в собственности независимых грузовых операторских компаний, постепенно увеличивается и к третьему этапу реформирования достигнет 50 процентов и более. Приобретение вагонов у Министерства путей сообщения Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
На втором этапе реформ структурные образования, осуществляющие все пассажирские перевозки дальнего следования, выделяются из открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и на их основе формируется Федеральная пассажирская компания.
Федеральной пассажирской компании принадлежат:
пассажирские вагоны, депо и пункты технического обслуживания;
станционная инфраструктура, не используемая для грузовых перевозок;
вокзалы, ориентированные на обслуживание пассажиров в поездах дальнего следования;
имущество пассажирского хозяйства;
часть пассажирских локомотивов.
Указанное имущество находится на балансе региональных дирекций по обслуживанию пассажиров дальнего следования, сформированных в качестве филиалов Федеральной пассажирской компании.
Отрабатывается механизм взаимодействия региональных дирекций - филиалов Федеральной пассажирской компании с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" в части пользования услугами инфраструктуры.
На втором этапе реформ осуществляется реорганизация путем выделения региональных дирекций из Федеральной пассажирской компании в независимые открытые акционерные общества.
На некоторых выделенных направлениях региональные компании (акционерные общества) могут эксплуатировать собственные локомотивы.
При создании пассажирских компаний в форме независимых акционерных обществ соответствующими органами государственного регулирования устанавливается механизм равноправного (конкурсного) распределения ниток графика пассажирского движения, формируемых открытым акционерным обществом "Российские железные дороги". Такой механизм может быть использован органами государственного регулирования при осуществлении других видов конкурентных перевозок.
Пригородные пассажирские перевозки осуществляются пригородными пассажирскими компаниями, расположение которых в основном совпадает со структурой административно - территориального деления страны. Пригородные пассажирские компании создаются либо как структурные подразделения открытого акционерного общества "Российские железные дороги", либо в форме дочерних открытых акционерных обществ с участием региональных или муниципальных органов власти.
Компаниям пригородных пассажирских перевозок принадлежат:
моторвагонный подвижной состав;
моторвагонные депо;
вокзалы с преимущественно пригородным движением;
павильоны, платформы, кассовое оборудование;
часть имущества пассажирского хозяйства, относящегося к пригородным перевозкам.
На втором этапе реформы предприятия по ремонту локомотивов и производству запасных частей для локомотивов, ремонту пассажирских вагонов и производству запасных частей для пассажирских вагонов, ремонту грузовых вагонов, ремонту путевой техники, ремонту и производству электротехнической продукции, вошедшие в состав открытого акционерного общества "Российские железные дороги", подлежат реструктуризации, необходимой для универсализации их деятельности и повышения конкуренции между ними.
Указанные ремонтные предприятия по мере их реструктуризации и универсализации будут выделяться из открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в частности, в самостоятельные или дочерние открытые акционерные общества либо в составе холдинговой компании (нескольких компаний, объединяющих предприятия по видам ремонта).
Сфера деятельности ремонтных предприятий будет постепенно открываться для частных акционеров.
Структурные образования, осуществляющие деятельность в сфере обслуживания пассажиров (сервис) и продажи билетов, а также деятельность, не связанную с перевозками, будут реорганизованы путем выделения, будут созданы условия для привлечения частных инвестиций.
Научно - исследовательские и опытно - конструкторские организации, вошедшие в состав открытого акционерного общества "Российские железные дороги", будут реструктурированы для повышения эффективности их деятельности. По мере реструктуризации некоторые из этих организаций могут быть выделены из состава открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в виде самостоятельных дочерних обществ. Ряд научно - исследовательских и опытно - конструкторских организаций останется в составе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в виде филиалов или структурных подразделений.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.05.2001 N 384 "О ПРОГРАММЕ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ"