в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 03.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 30.10.95 N 294 "О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ"
отменен/утратил силу Редакция от 30.10.1995 Подробная информация
ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 30.10.95 N 294 "О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ"

ПРОГРАММЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРИМЕРНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ПСИХОТЕРАПИЯ"

1. Введение

Включение психотерапии в номенклатуру врачебных специальностей явилось основой для расширения сети психотерапевтической службы, создания более эффективных программ охраны психического здоровья населения. Психотерапия находит широкое применение при лечении пограничных нервно-психических, психосоматических и других заболеваний. Она все более приобретает интердисциплинарный характер, используя новейшие достижения медицины, физиологии, психологии, педагогики, социологии и других наук. О влиянии психотерапии на общественное сознание свидетельствует все больший интерес населения к деятельности кабинетов социально-психологической помощи, кризисных центров, телефонов доверия, психогигиенических консультаций. Повышению ее значения для населения способствует усилению "магического настроя" в обществе, интереса к мистике и оккультизму. В свою очередь, недостаточное развитие психотерапии способствует существованию в невиданных ранее масштабах "альтернативной" психотерапии.

Распространение биопсихосоциальной концепции болезни и лечения сопровождается широким использованием психотерапии в лечении и реабилитации не только нервно-психических, но и широкого круга соматических болезней. В организационном плане этот процесс отражает расширение сети психотерапевтических кабинетов поликлиник и стационаров, включение психотерапии в территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Повышение роли психотерапии в медицинской практике обусловлено ростом заболеваемости пограничными нервно-психическими расстройствами в стране, испытывающей социально-экономический кризис и многосторонний кризис веры.

Эффективное использование психотерапии в медицине и здравоохранении требует ее развития не только путем использования лечебного, профилактического и психогигиенического потенциала врачей-психотерапевтов.

Необходимо более четкое определение ее места в ряду других медицинских дисциплин, прежде всего психиатрического профиля, разработка критериев эффективности и профессионализма, что предполагает создание последовательной системы, преемственных и взаимосвязанных учебных программ, позволяющих осуществить качественную подготовку психотерапевтов.

2. Общая структура подготовки по психотерапии и основные методические приемы, рекомендуемые при обучении психотерапии

При обучении психотерапии должны быть учтены современные требования к подготовке специалистов, предполагающие сочетание традиционных для учебного процесса лекционных и семинарских занятий и форм активного тренингового обучения. Опыт подготовки психотерапевтов в России и за рубежом укаэывает на необходимость включения в учебные программы мероприятии, обеспечивающих:

активное усвоение теоретических знаний,

ознакомление с навыками психотерапевтической коммуникации,

знакомство с методами и техническими приемами психотерапии,

использование элементов личностной психопрофилактики.

Задачей преподавателя является получение конкретного результата обучения, соответствующего образовательному стандарту, включающему стандарты теоретических знаний и практических навыков при свободном использовании вариантов достижении целей подготовки.

Методические приемы, рекомендуемые при обучении психотерапии:

лекции (классическая, проблемная, авторская и др.),

практические занятия (клиническая и терапевтическая конференции, обучение психотерапевтическим методам в демонстрационном варианте, психодиагностика и др.),

семинары (свободная и структурированная дискуссия, семинар-тренинг и др.),

тренинги (личностно-ориентированные, методически-ориентированные, интеракционно-ориентированные и балинтовские группы),

супервизия.

В соответствии с методическими приемами, используемыми при обучении психотерапии, формируются и требования к преподавательскому составу. При этом кафедрам предлагается при использовании рекомендуемых программ активно развивать собственные методические приемы в дополнение к основным перечисленным.

3. Основные требования к образовательному стандарту по психотерапии (обязательному психотерапевтическому минимуму), необходимому для получения сертификата психотерапевта

Продолжительность обучения - не менее 700 часов, которые можно набрать, пройдя интернатуру по специальности "психиатрия" (482 часа) или специализацию по психотерапии (576 часов), недостающие часы могут быть дополнены тематическими усовершенствованиями (288, 200 или 144 часа), декадниками и авторскими курсами (72 часа).

При этом: на приобретение теоретических знаний - не менее 150 часов, на получение практических навыков - не менее 350 часов, на личностный и профессионально-ориентированные тренинги - не менее 150 часов.

Теоретические знания:

1) Предмет, задачи и определение психотерапии; интердисциплинарный характер психотерапии

2) Основные направления психотерапии

- динамическое

- поведенческое

- экзистенциально-гуманистическое

- когнитивное

- суггестивное

3) Основные виды психотерапии

- индивидуальная и групповая

- семейная и супружеская

- долговременная и краткосрочная

- эклектическая и интегративная

4) Клинические, психологические и социально-психологические основы психотерапии

- психопатология пограничных нервно-психических, психосоматических и иных заболеваний, психологические механизмы и звенья их патогенеза

- цели и задачи психотерапии, показания и противопоказаний при различных формах патологии и психотерапии

- коммуникативные процессы в диаде и группе, психотерапевтический контакт

- психологические факторы лечебного процесса

- психотерапевтические подходы при разных типах патологии.

Практические навыки:

- синдромально-нозологическая и клинико-психологическая диагностика и дифференциальная диагностика нервно-психических, психосоматических и иных расстройств, в возникновении и развитии которых существенную роль играют психологические факторы

- заключение психотерапевтического контракта, умение устанавливать психотерапевтический контакт и использовать средства профессиональной коммуникации в процессе психотерапии

- использование разных методик симптомо-, личностно- и социоцентрированной психотерапии (индивидуальной и групповой, семейной и супружеской, долгосрочной и краткосрочной, психологического консультирования)

- применение различных подходов с целью разработки и реализации индивидуальных психотерапевтических программ психогигиенической, психопрофилактической, реабилитационной и лечебной направленности для пациентов с разными видами нарушений и различных возрастных групп (эклектической, комплексной, синтетической, интегративной)

- умение использовать методы повышения коммуникативной компетенции медицинских работников.

Личностный и профессионально-ориентированный (балинтовские группы) тренинги:

- личностный тренинг, преимущественно в групповых формах, с целью проработки собственной проблематики психотерапевта и обеспечения его личностного роста

- профессионально-ориентированный тренинг (балинтовские группы)

Супервизия:

- привлечение супервизора (психотерапевта более высокой квалификации) с целью анализа психотерапевтического процесса и степени ее эффективности

- супервизия на основе анализа клинико-терапевтических материалов (истории болезни, аудио- и видеозаписи и др.).

Необходимым условием для специализации в области психотерапии являются знания и практические навыки (стаж практической работы не менее 3 лет) врача-психиатра (общая и частная психопатология, современные представления об этиологии и патогенезе психических заболеваний, владение методами психофармакотерапии, дифференциальной диагностики и классификацией психических болезней и расстройств в соответствии с методическими разработками, типовыми учебными планами и программами подготовки по специальности "психиатрия").

4. Основные направления и содержание программ подготовки студентов и врачей в области психотерапии

Додипломная подготовка

1) Теоретические основы подготовки по психотерапии

В качестве базы для подготовки по психотерапии рекомендуются лекции и практические занятия по общей, медицинской, социальной психологии и пограничной психиатрии. Учебные планы, графики преподавания этих дисциплин, количество учебных часов на каждую дисциплину определяются учебными отделами медицинских институтов на основании разработок кафедр психиатрии и кафедр (курсов) психотерапии. Преподавание проводится кафедрами психиатрии и (или) психотерапии (психотерапии и медицинской психологии) медицинских институтов. *


* В этом и во всех других случаях обучение проводится лишь кафедрами, получившими лицензии на проведение данного вида подготовки в области психотерапии.

2) На 5-х курсах лечебных, педиатрических, стоматологических и фармацевтических факультетах проводится обучение на цикле "Основы психотерапии". Основная цель обучения на этом этапе - дать представление о современной психотерапии, ее основных направлениях, принципах оказания психотерапевтической помощи, формирование интереса к коммуникативной стороне лечебного процесса. Проводится кафедрами психотерапии и психиатрии с курсом психотерапии.

3) Для студентов, проходящих субординатуру по всем врачебным специальностям, проводится тематический цикл по психотерапии, направленный на формирование представлений о современной психотерапии, основных направлениях, методах и формах, возможностях ее использования в различных областях медицинской практики.

4) Для студентов, проходящих субординатуру по специальности "Семейный врач", вводится тематический цикл по психотерапии, направленный на формирование представления о современной психотерапии, ее основных направлениях, методах и формах применения. Проводится обучение основам психотерапевтического взаимодействия, методике проведения семейного консультирования с целью разрешения семейно-супружеских проблем и конфликтов. Обучение проводится теми же кафедрами.

5) Для студентов, проходящих субординатуру по специальности "психиатрия", осуществляется программа специальной подготовки по психотерапии. Целью этого этапа обучения является первичная подготовка студентов к работе по специальностям "психиатрия" и "психотерапия".

Последипломная подготовка

6) Первичная специализация по специальности "психиатрия" (интернатура). По окончании интернатуры присваивается специальность "психиатр". Подготовка на этом этапе должна соответствовать современным требованиям аккредитации по данной специальности.

7) Последипломная специализация по психотерапии проводится после 3 лет практической работы в области психиатрии кафедрами (курсами) психотерапии медицинских институтов, факультетов и институтов усовершенствования врачей.

8) Дальнейшее усовершенствование по психотерапии проводится в виде тематических курсов только кафедрами психотерапии институтов и учреждений последипломного образования врачей, а также учебными подразделениями НИИ психиатрии, Федерального научно-методического центра по психотерапии.

9) Важной формой подготовки высококвалифицированных кадров по психотерапии являются клиническая ординатура и аспирантура при кафедрах психотерапии медицинских институтов, учреждениях последипломного образования врачей, НИИ психиатрии, имеющих в своем составе подразделения соответствующего профиля, Федеральном научно-методическом центре по психотерапии.

10) Авторские курсы подготовки для профессионалов высшего уровня с целью приобретения индивидуального стиля психотерапии, преподавания и супервизии.

5. Типовые программы и примерные планы подготовки по психотерапииТиповая программа и примерный план подготовки по психотерапии студентов 5-х курсов лечебных, педиатрических, стоматологических и фармацевтических факультетов медицинских институтов

Объяснительная записка

Программа предназначена для студентов 5-х курсов лечебных, педиатрических, стоматологических и фармацевтических факультетов медицинских институтов.

Основные задачи:

формирование представлений об интердисциплинарном характере психотерапии, возможностях современной психотерапии, ее основных направлениях, принципах организации психотерапевтической помощи, интереса к коммуникативной стороне лечебного процесса, роли психологических и социальных факторов в патогенезе и саногенезе.

Обучение предполагает знакомство с краткой историей возникновения и развития психотерапии как медицинской специальности, историей развития российской психотерапии. Значительное место в структуре курса отводится особенностям психологических механизмов этиологии и патогенеза различных заболеваний. Рассматривается понятие "личность", проблемы гармоничного и дисгармоничного развития личности под влиянием воспитания в родительской семье. Изучаются наиболее общие вопросы патогенеза невротических состояний. Вводятся понятия личностный (интрапсихический) конфликт, состояние фрустрации, раскрывается психологический смысл защитных механизмов и невротической симптоматики, стратегии реагирования при заболеваниях и выздоровлении, а также механизмы совладания (копингповедение). На заключительных этапах обучения рассматриваются наиболее общие цели психотерапии, различия симптоматического и каузального психотерапевтических подходов.

В программе предусмотрены:

лекционный курс и практические занятия. Существенное значение приобретают коммуникативные эксперименты, во время которых студенты приобретают опыт непосредственного обучения в условиях межличностного взаимодействия с целью углубления понимания особенностей психотерапевтического общения

предусмотрено 20 часов лекционных занятий, 40 часов - практических занятий, итоговый недифференцированный зачет - 4 часа.

ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Типы лекций Количество часов
1) Предмет и история развития психотерапии 2
2) Основные направления психотерапии 2
3) Классификация психотерапевтических методов, модели психотерапии 2
4) Психологические основы психотерапии (развитие личности в норме и патологии, психотравмирующие факторы, представление о внутренней картине болезни, основы профессиональной коммуникации) 4
5) Клинические основы современной психотерапии 2
6) Патогенез невротических и психосоматических расстройств 2
7) Поведенческая психотерапия 1
8) Личностно-ориентированная психотерапия 2
9) Психотерапевтические аспекты альтернативной медицины 2
10) Организация психотерапевтической помощи в России 1

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Темы занятий Форма проведения занятий Количество часов
1) Психология лечебного процесса (в психотерапии) Лабораторный тренинг 8
2) Личность и психотерапия Семинар 4
3) Патогенез невротических и психосоматических расстройств Клиническая конференция
Семинар
Тематический тренинг
4
4
8
4) Симптоматическая психотерапия Семинар-тренинг 4
5) Патогенетическая (личностноориентированная) психотерапия Семинар-тренинг 4
6) Зачетные занятия 4

Типовая программа и примерный план подготовки студентов медицинских институтов в субординатуре по специальности "психиатрия"

Объяснительная записка

Программа предназначена для студентов, проходящих обучение в субординатуре по специальности "психиатрия" медицинских институтов.

Основные задачи:

освоение основ психотерапии, профессиональная ориентация с целью решения вопросов, связанных с последующим обучением. Формирование представлений о возможностях современной психотерапии, ее основных направлениях и методах, принципах организации психотерапевтической помощи. Участие в индивидуальных и тренинговых занятиях с целью понимания особенностей своего психологического реагирования и преодоления дезадаптивных вариантов поведения

обучение предполагает знакомство с историей возникновения и развития психотерапии как медицинской специальности, историей развития российской психотерапии. Изучаются ведущие теоретические концепции в психотерапии, осуществляется знакомство с литературой по специальности. Значительная роль в структуре курса отводится месту и значению психологических механизмов в этиологии и патогенезе различных заболеваний. Изучаются теоретические и практические достижения современной психологии личности, проблемы гармоничного и дисгармоничного ее развития под влиянием биологических, психологических и социальных факторов. На клинических примерах, при анализе тренинговых занятий и непосредственного реагирования в ходе коммуникативных экспериментов изучаются причины и типы невротического реагирования, общие и частные вопросы патогенеза невротических состояний. Изучаются основные разделы учения о неврозах и других пограничных состояниях, психотерапия, классификация ее методов и подходов. На практических занятиях в тренинговой форме проводится знакомство с методиками проведения психотерапии. Студенты участвуют в консультациях и личностно-ориентированном тренинге с целью осознания и коррекции собственной личностной проблематики

В программе предусмотрены:

обучение психиатрии (50% учебного времени)

обучение психотерапии включает в себя: 1) Теоретическую подготовку (лекционный курс, теоретические занятия и др.). 2) Практические занятия с целью освоения навыков эффективного профессионального общения, знакомства с основными методами психотерапии и механизмами их лечебного действия. 3) Осуществление дифференциальном диагностики пограничных нервно-психических расстройств. 4) Личностно- и профессионально-ориентированный тренинг

по программе предусмотрено 480 часов. Из них 74 - лекции и 74 - семинарские занятия. Коммуникативная подготовка 100 часов, 100 часов - практические занятия по методам психотерапии. 72 часа - клинические конференции. 50 часов - практикум личностного роста. 10 часов - зачетные занятия

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Типы лекций Количество часов
1) Психологические теории личности 6
2) Личность в психологии отношении и деятельности 2
3) Структура личности, личностные механизмы 2
4) Онтогенез психического и процесс социализации 2
5) Мотивационная структура личности 2
6) Концепция личностного развития 2
7) Кризисы развития, психологическая проблематика здоровых людей 2
8) Клинические типы темперамента и характера 2
9) Психотравмирующие факторы, личностные и межличностные конфликты 2
10 Возрастная психология личности 2
11 Неврозы, история развития учения о неврозах, клинические формы неврозов 4
12 Биологические, психологические и социальные факторы патогенеза невротических состояний 2
13 Психогенез невротического состояния, невротический конфликт 2
14 Динамика невротического состояния 4
15 Психосоматические расстройства 4
16 Психологическая проблематика семьи, проблемные семьи, невротические семьи 2
17 Теория коммуникации 4
18 Общие факторы психотерапии, классификация форм и методов психотерапии 2
19 Динамическое направление в психотерапии 6
20 Поведенческое направление в психотерапии 4
21 Гуманистическое направление в психотерапии 4
22 Интегративное направление в психотерапии 4
23 Суггестивная психотерапия 2
24 Структура психотерапевтического процесса 2
25 Дополнительные и проблемные лекции 6

ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Темы занятий Форма проведения занятий Количество часов
1) Медицинская психология семинары 12
2) Психология личности --"--12
3) Дифференциальная диагностика в пограничной психиатрии --"--12
4) Неврозы --"--6
5) Психосоматические расстройства --"--6
6) Психотерапия и ее методы --"--12
7) Психология лечебного процесса --"--6
8) Деонтологические аспекты в психотерапии --"--2
9) Психотерапевтические аспекты альтернативной медицины --"--4
10 Организация психотерапевтической помощи --"--2
Коммуникативная подготовка Социально-психологический тренинг 100
Психотерапевтический практикум
1) Психологическое консультирование Семинар-тренинг 20
2) Практикум применения методов поведенческой психотерапии --"--20
3) Практикум семейно-супружеского консультирования --"--20
4) Практикум телефонного консультирования при кризисных состояниях --"--20
5) Практикум группового взаимодействия, навыки управления группой --"--20
Клинический практикум Клинические конференции 72
Практикум личностного роста Тренинг 50
1 Личностно-ориентированный тренинг 40
2 Профессионально-ориентированный тренинг (балинтовская группа) 10
Зачетные занятия 10

Типовая программа и примерный план подготовки в интернатуру по специальности "психиатрия"

Основные задачи:

специализация по психотерапии с глубоким освоением ее теоретических, практических и организационных основ. Ознакомление с возможностями современной психотерапии, изучение основных ее направлений и методов, организации психотерапевтической помощи. Участие в занятиях с целью освоения индивидуальных, семейных и групповых методов психотерапии и применения их в лечебной работе и психопрофилактике. Углубленное изучение клинических особенностей неврозов и других пограничных психических расстройств, психосоматических эаболеваний. Проведение их дифференциальной диагностики и разработка индивидуальных программ психотерапии и психопрофилактики

подготовка на курсе предполагает изучение истории возникновения и развития психотерапии как медицинской специальности, истории российской психотерапии, проводится тщательное знакомство с литературой по специальности. Большое место отводится изучению конкретных психотерапевтических методов и технических приемов. Значительное место в структуре курса отводится психологическим личностным механизмам и их роли в этиологии и патогенезе различных заболеваний, использование этих знаний в клинической работе с больными. Изучаются теоретические и практические достижения современной медицинской психологии, пограничные с психотерапией. В работе с больными проводится тщательное изучение роли биологических, психологических и социальных факторов в этиопатогенезе пограничных психических расстройств, психосоматических и других заболеваний

значительное место на занятиях отводится коммуникативной стороне лечебного процесса. Продолжается освоение клинических аспектов неврозов, других пограничных, психосоматических и иных заболеваний, изучаются особенности их протекания в осложненных случаях в различных возрастных группах

практически изучаются методы в рамках основных направлений психотерапии. С учетам особенностей личности обучающихся и их установок проводится индивидуальная работа по подбору и расширению терапевтического арсенала, развитию индивидуального терапевтического стиля. На практических занятиях в тренинговой форме проводится освоение методик симптоматической и личностно-ориентированной психотерапии с их последующим клиническим применением

значительное время на занятиях отводится личностно-профессиональному тренингу обучающихся (супервизия, личностно-ориентированный тренинг, видеотренинг) с целью осознания, коррекции и преодоления собственной внутриличностной проблематики, анализа явлений переноса и контрпереноса. На заключительных этапах подготовки проводится самостоятельная клиническая практика по специальности

В программе предусмотрены:

подготовка по психиатрии в течение половины учебного времени цикла в соответствии с программой обучения в интернатуре по психиатрии

обучение по психотерапии включает в себя: 1) Теоретическую подготовку (лекционный курс, теоретические занятия и др.). 2) Цикл практических занятии с целью освоения навыков эффективного профессионального общения. 3) Практические занятия по изучению основных методов психотерапии. 4) Клиническая подготовка осуществляется в направлении дифференциальной диагностики пограничных психических заболеваний и расстройств. 5) Самостоятельная практика и супервизия. 6) Практикум личностного роста.

По программе предусмотрено 482 академических часа. Из них 100 часов лекционных и 24 часа практических занятий. Коммуникативная подготовка - 50 часов. 74 часа - практические занятия по методам психотерапии. 100 часов - самостоятельная практика. 34 часа - клинические конференции. 30 часов - индивидуальная работа с супервизором. 60 часов - практикум личностного роста. 10 часов - зачет

ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Типы лекций Количество часов
1) Лекции по избранным вопросам медицинской психологии ** 20
2) Избранные лекции по клиническим аспектам социальной психологии, психологии коммуникации, педагогической психологии 10
3) Избранные лекции по неврозам, другим пограничным нервно-психическим и психосоматическим расстройствам 20
4) Методы психотерапии 10
5) Интегративная психотерапия 10
6) Возрастные аспекты психотерапии 20
7) Авторские и проблемные лекции (в зависимости от научного плана кафедры) 10


** В зависимости от уровня подготовки это примечание касается всех указанных ниже тем лекционных занятий.

Практические занятия Темы занятий Форма проведения занятий Количество часов
Занятия пo индивидуальным темам Семинары 24
Коммуникативная подготовка Социально-психологический тренинг 50
Психотерапевтический практикум Семинар-тренинг 74
1) Индивидуальная психотерапия --"--10
2) Симптоматические методы (классический гипноз, эриксоновский гипноз, аутогенная тренировка, поведенческие методы и др.) --"--10
3) Семейно-супружеская психотерапия --"--10
4) Телефонное консультирование (консультирование при кризисных и панических состояниях) --"--4
5) Методы гуманистической психотерапии --"--20
6) Когнитивная психотерапия --"--10
7) Навыки управления группой когнитивно-поведенческого тренинга --"--10
Самостоятельная практика 100
Индивидуальная психотерапия 10 пациентов
Групповая психотерапия 1 группа
Семейная психотерапия 5 семейных пар
Клинический практикум Клинические конференции 34
Индивидуальная работа с супервизором 30
Практикум личностного роста Тренинг 60
1) Личностно-ориентированный тренинг --"--50
2) Профессионально-ориентированный тренинг --"--10
Зачетные занятия 10
Типовая программа и примерный учебный план специализации по психотерапии врачей-психиатров

Объяснительная записка

Программа предназначена для врачей-психиатров со стажем работы в области психиатрии не менее 3 лет, имеющих сертификат и специализацию по психиатрии

Основные задачи:

овладение теоретическими основами психотерапии, ее психологическими и социально-психологическими основами (психология личности и группы, психология болезни, больного и лечебного процесса). Познание современных подходов к многомерной диагностике неврозов и других пограничных нервно-психических, психосоматических расстройств, психических заболеваний, при лечении которых показана психотерапия. Сосредоточение внимания в процессе обучения на теории и практике лечебной коммуникации, психологических аспектах взаимоотношений психотерапевт - пациент, стилях и ролевом поведении психотерапевта в разных лечебных ситуациях и с разного типа больными. Познание закономерностей функционирования групп, управления поведением больных в группе, значения групповой динамики, ролевого поведения группового психотерапевта. Раскрытие теоретико-методологических аспектов основных направлений психотерапии: психодинамического, поведенческого, когнитивного, гуманистического в их различных формах - индивидуальной и групповой, долговременном и краткосрочной, семейно-супружеской и др.

в центре практических занятий - формирование психотерапевтических умений и навыков в сфере общения; развитие способности адекватно устанавливать контакт, строить продуктивные взаимоотношения психотерапевт - пациент, проводить психотерапевтическую беседу. Освоение конкретных методов психотерапии, таких как гипнотерапия (традиционные и эриксоновские методики), психодрама, поведенческие методы, упражнения гештальт-терапии, когнитивные техники, приемы телесно-ориентированной психотерапии и др. Овладение приемами и навыками проведения групповой, семейной и супружеской психотерапии. Углубление самопознания психотерапевтом собственных способов разрешения трудных ситуаций, при необходимости коррекции их, анализ личностной проблематики психотерапевта в сфере межличностного функционирования

В программе предусмотрены:

теоретические занятия (лекции и семинары) в области основных направлений психотерапии и концепции, раскрывающих различные подходы в понимании специфики психотерапевтических воздействий, современных достижений в диагностике, и дифференциальной диагностике психических заболеваний, в том числе с точки зрения показаний и противопоказаний для психотерапии, конкретных вопросов применения различных форм, методов и приемов психотерапии относительно различных категорий больных, нуждающихся в психотерапии

практические занятия по освоению эффективной лечебной коммуникации в диадной и групповой формах психотерапии; развитию умения управлять лечебным процессом в индивидуальной, групповой, семейной психотерапии с разными категориями больных; овладение конкретными индивидуальными и групповыми психотерапевтическими методами разных направлений психотерапии; повышение личностного и профессионального уровня через углубление самопознания психотерапевта

По программе 4-месячного цикла предусмотрено 576 академических часов, из них 180 часов - лекции и семинары, 396 часов - практические занятия

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ (СЕМИНАРОВ)

Типы лекций Количество часов
1) Теоретические основы психотерапии (современное понимание психотерапии, ее модели, основные направления и классификации) Лекции - 6
2) Психологические и социально- психологические аспекты психотерапии (концепции личности и группы, личности и болезни, психология лечебного процесса, психотерапевтическая коммуникация в различных направлениях психотерапии) Лекции - 24 Семинары - 6
3) Теоретико-методологические основы главных направлений психотерапии и составляющих их форм и методов (психодинамическое, поведенческое, когнитивное, гуманистическое и др.) Лекции - 30 Семинары - 28
4) Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия в ее индивидуальной и групповой формах, в условиях долговременной и краткосрочной психотерапии, семейной и супружеской психотерапии; интегративная модель личностноориентированной психотерапии Лекции - 8 Семинары - 24
5) Клинические аспекты психотерапии (современные подходы к классификации пограничных нервнопсихических расстройств, их семистика, диагностика и дифференциальная диагностика, психотерапия конкретных типов пограничных нервнопсихических расстройств Лекции - 18 Семинары - 30
6) Организация психотерапевтической помощи, подготовка и повышение квалификации в области психотерапии Семинары - 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практические занятия Форма проведения занятий Количество часов
1) Синдромально-нозологическая и психологическая диагностика и дифференциальная диагностика неврозов и других пограничных нервно-психических расстройств, психосоматических нарушений Клинические семинары 36
2) Определение клинико-психологических характеристик внутренней картины болезни как основы для выявления показаний и противопоказании относительно конкретных методов психотерапии, определение типа направленности психотерапевтической стратегии или психотерапевтической "мишени" Клинические семинары 30
3) формирование психотерапевтического контакта в условиях индивидуальной психотерапии, управление эмпатическим реагированием, освоение различных вариантов ведения психотерапевтическом беседы, невербальная коммуникация, ролевое поведение в разных ситуациях лечебного процесса и с разными личностными типами пациентов Социально-психологический тренинг, ролевые игры 60
4) Приобретение практических навыков ведения психотерапевтических групп с целью понимания групповой динамики и связей в группе. Формирование в роли наблюдателя, участника и котерапевта. Отработка навыков по преодолению психотерапевтом трудных ситуаций в группе Методические тренинговые группы 60
5) Освоение некоторых наиболее разработанных и исследованных в отношении эффективности психотерапевтических методов различных психотерапевтических ориентаций, в частности, методики индивидуальной и групповой личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, классических и современных приемов гипноза, психодрамы, поведенческой терапии, гештальт-терапии, психоаналитических методик (например, толкование сновидений в широком психодинамическом понимании) и др. Семинары-тренинги 100
6) Личностно-ориентированный тренинг с целью осознавания и проработки собственной психологической проблематики и коррекции неадаптивных форм поведения Личностно-ориентированный тренинг 50
7) Профессионально-ориентированный тренинг, направленный на преодоление некоторых стереотипов поведения и неосознаваемых эмоциональных реакций, возникающих в практической работе психотерапевта Балинтовские группы 30
8) Детальная проработка в условиях супервизии ведения психотерапевтом пациента в индивидуальной психотерапии или ведения психотерапевтической группы - наблюдение супервизором (консультантом) процесса индивидуальной психотерапии или психотерапевтической группы, где психотерапевт может быть терапевтом, котерапевтом или наблюдателем Обсуждение с супервизором материала письменных записей аудио- и видеозаписей занятий 30

Начальник Управления учебных заведений
Н.Н. ВОЛОДИН

Начальник Управления научных исследований
О.Е. НИФАНТЬЕВА

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 30.10.95 N 294 "О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ"