Последнее обновление: 13.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 30.10.95 N 294 "О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ"
5. Типовые программы и примерные планы подготовки по психотерапии
Программа предназначена для студентов 5-х курсов лечебных, педиатрических, стоматологических и фармацевтических факультетов медицинских институтов.
Основные задачи:
формирование представлений об интердисциплинарном характере психотерапии, возможностях современной психотерапии, ее основных направлениях, принципах организации психотерапевтической помощи, интереса к коммуникативной стороне лечебного процесса, роли психологических и социальных факторов в патогенезе и саногенезе.
Обучение предполагает знакомство с краткой историей возникновения и развития психотерапии как медицинской специальности, историей развития российской психотерапии. Значительное место в структуре курса отводится особенностям психологических механизмов этиологии и патогенеза различных заболеваний. Рассматривается понятие "личность", проблемы гармоничного и дисгармоничного развития личности под влиянием воспитания в родительской семье. Изучаются наиболее общие вопросы патогенеза невротических состояний. Вводятся понятия личностный (интрапсихический) конфликт, состояние фрустрации, раскрывается психологический смысл защитных механизмов и невротической симптоматики, стратегии реагирования при заболеваниях и выздоровлении, а также механизмы совладания (копингповедение). На заключительных этапах обучения рассматриваются наиболее общие цели психотерапии, различия симптоматического и каузального психотерапевтических подходов.
В программе предусмотрены:
лекционный курс и практические занятия. Существенное значение приобретают коммуникативные эксперименты, во время которых студенты приобретают опыт непосредственного обучения в условиях межличностного взаимодействия с целью углубления понимания особенностей психотерапевтического общения
предусмотрено 20 часов лекционных занятий, 40 часов - практических занятий, итоговый недифференцированный зачет - 4 часа.
ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Объяснительная записка
Программа предназначена для студентов, проходящих обучение в субординатуре по специальности "психиатрия" медицинских институтов.
Основные задачи:
освоение основ психотерапии, профессиональная ориентация с целью решения вопросов, связанных с последующим обучением. Формирование представлений о возможностях современной психотерапии, ее основных направлениях и методах, принципах организации психотерапевтической помощи. Участие в индивидуальных и тренинговых занятиях с целью понимания особенностей своего психологического реагирования и преодоления дезадаптивных вариантов поведения
обучение предполагает знакомство с историей возникновения и развития психотерапии как медицинской специальности, историей развития российской психотерапии. Изучаются ведущие теоретические концепции в психотерапии, осуществляется знакомство с литературой по специальности. Значительная роль в структуре курса отводится месту и значению психологических механизмов в этиологии и патогенезе различных заболеваний. Изучаются теоретические и практические достижения современной психологии личности, проблемы гармоничного и дисгармоничного ее развития под влиянием биологических, психологических и социальных факторов. На клинических примерах, при анализе тренинговых занятий и непосредственного реагирования в ходе коммуникативных экспериментов изучаются причины и типы невротического реагирования, общие и частные вопросы патогенеза невротических состояний. Изучаются основные разделы учения о неврозах и других пограничных состояниях, психотерапия, классификация ее методов и подходов. На практических занятиях в тренинговой форме проводится знакомство с методиками проведения психотерапии. Студенты участвуют в консультациях и личностно-ориентированном тренинге с целью осознания и коррекции собственной личностной проблематики
В программе предусмотрены:
обучение психиатрии (50% учебного времени)
обучение психотерапии включает в себя: 1) Теоретическую подготовку (лекционный курс, теоретические занятия и др.). 2) Практические занятия с целью освоения навыков эффективного профессионального общения, знакомства с основными методами психотерапии и механизмами их лечебного действия. 3) Осуществление дифференциальном диагностики пограничных нервно-психических расстройств. 4) Личностно- и профессионально-ориентированный тренинг
по программе предусмотрено 480 часов. Из них 74 - лекции и 74 - семинарские занятия. Коммуникативная подготовка 100 часов, 100 часов - практические занятия по методам психотерапии. 72 часа - клинические конференции. 50 часов - практикум личностного роста. 10 часов - зачетные занятия
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основные задачи:
специализация по психотерапии с глубоким освоением ее теоретических, практических и организационных основ. Ознакомление с возможностями современной психотерапии, изучение основных ее направлений и методов, организации психотерапевтической помощи. Участие в занятиях с целью освоения индивидуальных, семейных и групповых методов психотерапии и применения их в лечебной работе и психопрофилактике. Углубленное изучение клинических особенностей неврозов и других пограничных психических расстройств, психосоматических эаболеваний. Проведение их дифференциальной диагностики и разработка индивидуальных программ психотерапии и психопрофилактики
подготовка на курсе предполагает изучение истории возникновения и развития психотерапии как медицинской специальности, истории российской психотерапии, проводится тщательное знакомство с литературой по специальности. Большое место отводится изучению конкретных психотерапевтических методов и технических приемов. Значительное место в структуре курса отводится психологическим личностным механизмам и их роли в этиологии и патогенезе различных заболеваний, использование этих знаний в клинической работе с больными. Изучаются теоретические и практические достижения современной медицинской психологии, пограничные с психотерапией. В работе с больными проводится тщательное изучение роли биологических, психологических и социальных факторов в этиопатогенезе пограничных психических расстройств, психосоматических и других заболеваний
значительное место на занятиях отводится коммуникативной стороне лечебного процесса. Продолжается освоение клинических аспектов неврозов, других пограничных, психосоматических и иных заболеваний, изучаются особенности их протекания в осложненных случаях в различных возрастных группах
практически изучаются методы в рамках основных направлений психотерапии. С учетам особенностей личности обучающихся и их установок проводится индивидуальная работа по подбору и расширению терапевтического арсенала, развитию индивидуального терапевтического стиля. На практических занятиях в тренинговой форме проводится освоение методик симптоматической и личностно-ориентированной психотерапии с их последующим клиническим применением
значительное время на занятиях отводится личностно-профессиональному тренингу обучающихся (супервизия, личностно-ориентированный тренинг, видеотренинг) с целью осознания, коррекции и преодоления собственной внутриличностной проблематики, анализа явлений переноса и контрпереноса. На заключительных этапах подготовки проводится самостоятельная клиническая практика по специальности
подготовка по психиатрии в течение половины учебного времени цикла в соответствии с программой обучения в интернатуре по психиатрии
обучение по психотерапии включает в себя: 1) Теоретическую подготовку (лекционный курс, теоретические занятия и др.). 2) Цикл практических занятии с целью освоения навыков эффективного профессионального общения. 3) Практические занятия по изучению основных методов психотерапии. 4) Клиническая подготовка осуществляется в направлении дифференциальной диагностики пограничных психических заболеваний и расстройств. 5) Самостоятельная практика и супервизия. 6) Практикум личностного роста.
По программе предусмотрено 482 академических часа. Из них 100 часов лекционных и 24 часа практических занятий. Коммуникативная подготовка - 50 часов. 74 часа - практические занятия по методам психотерапии. 100 часов - самостоятельная практика. 34 часа - клинические конференции. 30 часов - индивидуальная работа с супервизором. 60 часов - практикум личностного роста. 10 часов - зачет
ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
** В зависимости от уровня подготовки это примечание касается всех указанных ниже тем лекционных занятий.
Объяснительная записка
Программа предназначена для врачей-психиатров со стажем работы в области психиатрии не менее 3 лет, имеющих сертификат и специализацию по психиатрии
Основные задачи:
овладение теоретическими основами психотерапии, ее психологическими и социально-психологическими основами (психология личности и группы, психология болезни, больного и лечебного процесса). Познание современных подходов к многомерной диагностике неврозов и других пограничных нервно-психических, психосоматических расстройств, психических заболеваний, при лечении которых показана психотерапия. Сосредоточение внимания в процессе обучения на теории и практике лечебной коммуникации, психологических аспектах взаимоотношений психотерапевт - пациент, стилях и ролевом поведении психотерапевта в разных лечебных ситуациях и с разного типа больными. Познание закономерностей функционирования групп, управления поведением больных в группе, значения групповой динамики, ролевого поведения группового психотерапевта. Раскрытие теоретико-методологических аспектов основных направлений психотерапии: психодинамического, поведенческого, когнитивного, гуманистического в их различных формах - индивидуальной и групповой, долговременном и краткосрочной, семейно-супружеской и др.
в центре практических занятий - формирование психотерапевтических умений и навыков в сфере общения; развитие способности адекватно устанавливать контакт, строить продуктивные взаимоотношения психотерапевт - пациент, проводить психотерапевтическую беседу. Освоение конкретных методов психотерапии, таких как гипнотерапия (традиционные и эриксоновские методики), психодрама, поведенческие методы, упражнения гештальт-терапии, когнитивные техники, приемы телесно-ориентированной психотерапии и др. Овладение приемами и навыками проведения групповой, семейной и супружеской психотерапии. Углубление самопознания психотерапевтом собственных способов разрешения трудных ситуаций, при необходимости коррекции их, анализ личностной проблематики психотерапевта в сфере межличностного функционирования
В программе предусмотрены:
теоретические занятия (лекции и семинары) в области основных направлений психотерапии и концепции, раскрывающих различные подходы в понимании специфики психотерапевтических воздействий, современных достижений в диагностике, и дифференциальной диагностике психических заболеваний, в том числе с точки зрения показаний и противопоказаний для психотерапии, конкретных вопросов применения различных форм, методов и приемов психотерапии относительно различных категорий больных, нуждающихся в психотерапии
практические занятия по освоению эффективной лечебной коммуникации в диадной и групповой формах психотерапии; развитию умения управлять лечебным процессом в индивидуальной, групповой, семейной психотерапии с разными категориями больных; овладение конкретными индивидуальными и групповыми психотерапевтическими методами разных направлений психотерапии; повышение личностного и профессионального уровня через углубление самопознания психотерапевта
По программе 4-месячного цикла предусмотрено 576 академических часов, из них 180 часов - лекции и семинары, 396 часов - практические занятия
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ (СЕМИНАРОВ)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Начальник Управления учебных заведений
Н.Н. ВОЛОДИН
Начальник Управления научных исследований
О.Е. НИФАНТЬЕВА
- Главная
- ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 30.10.95 N 294 "О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ"
