в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 02.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 30.10.95 N 294 "О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ"
отменен/утратил силу Редакция от 30.10.1995 Подробная информация
ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 30.10.95 N 294 "О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ"

Типовая программа и примерный учебный план специализации по психотерапии врачей-психиатров

Объяснительная записка

Программа предназначена для врачей-психиатров со стажем работы в области психиатрии не менее 3 лет, имеющих сертификат и специализацию по психиатрии

Основные задачи:

овладение теоретическими основами психотерапии, ее психологическими и социально-психологическими основами (психология личности и группы, психология болезни, больного и лечебного процесса). Познание современных подходов к многомерной диагностике неврозов и других пограничных нервно-психических, психосоматических расстройств, психических заболеваний, при лечении которых показана психотерапия. Сосредоточение внимания в процессе обучения на теории и практике лечебной коммуникации, психологических аспектах взаимоотношений психотерапевт - пациент, стилях и ролевом поведении психотерапевта в разных лечебных ситуациях и с разного типа больными. Познание закономерностей функционирования групп, управления поведением больных в группе, значения групповой динамики, ролевого поведения группового психотерапевта. Раскрытие теоретико-методологических аспектов основных направлений психотерапии: психодинамического, поведенческого, когнитивного, гуманистического в их различных формах - индивидуальной и групповой, долговременном и краткосрочной, семейно-супружеской и др.

в центре практических занятий - формирование психотерапевтических умений и навыков в сфере общения; развитие способности адекватно устанавливать контакт, строить продуктивные взаимоотношения психотерапевт - пациент, проводить психотерапевтическую беседу. Освоение конкретных методов психотерапии, таких как гипнотерапия (традиционные и эриксоновские методики), психодрама, поведенческие методы, упражнения гештальт-терапии, когнитивные техники, приемы телесно-ориентированной психотерапии и др. Овладение приемами и навыками проведения групповой, семейной и супружеской психотерапии. Углубление самопознания психотерапевтом собственных способов разрешения трудных ситуаций, при необходимости коррекции их, анализ личностной проблематики психотерапевта в сфере межличностного функционирования

В программе предусмотрены:

теоретические занятия (лекции и семинары) в области основных направлений психотерапии и концепции, раскрывающих различные подходы в понимании специфики психотерапевтических воздействий, современных достижений в диагностике, и дифференциальной диагностике психических заболеваний, в том числе с точки зрения показаний и противопоказаний для психотерапии, конкретных вопросов применения различных форм, методов и приемов психотерапии относительно различных категорий больных, нуждающихся в психотерапии

практические занятия по освоению эффективной лечебной коммуникации в диадной и групповой формах психотерапии; развитию умения управлять лечебным процессом в индивидуальной, групповой, семейной психотерапии с разными категориями больных; овладение конкретными индивидуальными и групповыми психотерапевтическими методами разных направлений психотерапии; повышение личностного и профессионального уровня через углубление самопознания психотерапевта

По программе 4-месячного цикла предусмотрено 576 академических часов, из них 180 часов - лекции и семинары, 396 часов - практические занятия

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ (СЕМИНАРОВ)

Типы лекций Количество часов
1) Теоретические основы психотерапии (современное понимание психотерапии, ее модели, основные направления и классификации) Лекции - 6
2) Психологические и социально- психологические аспекты психотерапии (концепции личности и группы, личности и болезни, психология лечебного процесса, психотерапевтическая коммуникация в различных направлениях психотерапии) Лекции - 24 Семинары - 6
3) Теоретико-методологические основы главных направлений психотерапии и составляющих их форм и методов (психодинамическое, поведенческое, когнитивное, гуманистическое и др.) Лекции - 30 Семинары - 28
4) Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия в ее индивидуальной и групповой формах, в условиях долговременной и краткосрочной психотерапии, семейной и супружеской психотерапии; интегративная модель личностноориентированной психотерапии Лекции - 8 Семинары - 24
5) Клинические аспекты психотерапии (современные подходы к классификации пограничных нервнопсихических расстройств, их семистика, диагностика и дифференциальная диагностика, психотерапия конкретных типов пограничных нервнопсихических расстройств Лекции - 18 Семинары - 30
6) Организация психотерапевтической помощи, подготовка и повышение квалификации в области психотерапии Семинары - 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практические занятия Форма проведения занятий Количество часов
1) Синдромально-нозологическая и психологическая диагностика и дифференциальная диагностика неврозов и других пограничных нервно-психических расстройств, психосоматических нарушений Клинические семинары 36
2) Определение клинико-психологических характеристик внутренней картины болезни как основы для выявления показаний и противопоказании относительно конкретных методов психотерапии, определение типа направленности психотерапевтической стратегии или психотерапевтической "мишени" Клинические семинары 30
3) формирование психотерапевтического контакта в условиях индивидуальной психотерапии, управление эмпатическим реагированием, освоение различных вариантов ведения психотерапевтическом беседы, невербальная коммуникация, ролевое поведение в разных ситуациях лечебного процесса и с разными личностными типами пациентов Социально-психологический тренинг, ролевые игры 60
4) Приобретение практических навыков ведения психотерапевтических групп с целью понимания групповой динамики и связей в группе. Формирование в роли наблюдателя, участника и котерапевта. Отработка навыков по преодолению психотерапевтом трудных ситуаций в группе Методические тренинговые группы 60
5) Освоение некоторых наиболее разработанных и исследованных в отношении эффективности психотерапевтических методов различных психотерапевтических ориентаций, в частности, методики индивидуальной и групповой личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, классических и современных приемов гипноза, психодрамы, поведенческой терапии, гештальт-терапии, психоаналитических методик (например, толкование сновидений в широком психодинамическом понимании) и др. Семинары-тренинги 100
6) Личностно-ориентированный тренинг с целью осознавания и проработки собственной психологической проблематики и коррекции неадаптивных форм поведения Личностно-ориентированный тренинг 50
7) Профессионально-ориентированный тренинг, направленный на преодоление некоторых стереотипов поведения и неосознаваемых эмоциональных реакций, возникающих в практической работе психотерапевта Балинтовские группы 30
8) Детальная проработка в условиях супервизии ведения психотерапевтом пациента в индивидуальной психотерапии или ведения психотерапевтической группы - наблюдение супервизором (консультантом) процесса индивидуальной психотерапии или психотерапевтической группы, где психотерапевт может быть терапевтом, котерапевтом или наблюдателем Обсуждение с супервизором материала письменных записей аудио- и видеозаписей занятий 30

Начальник Управления учебных заведений
Н.Н. ВОЛОДИН

Начальник Управления научных исследований
О.Е. НИФАНТЬЕВА

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 30.10.95 N 294 "О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ"