Последнее обновление: 24.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ МВД РФ от 01.03.99 N 150 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА И ПОРЯДКЕ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ И ПОДЧИНЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ МВД РОССИИ"
XII. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПИСЬМЕННЫМИ ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
70. Работа с обращениями (предложениями, заявлениями и жалобами) граждан - важное самостоятельное направление деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, призванное обеспечить соблюдение, охрану, защиту, а в необходимых случаях восстановление нарушенных конституционных прав и законных интересов граждан.
70.1. Работа с обращениями граждан ведется в полном соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями нормативных правовых актов МВД России.
70.2. Ответственность за организацию работы с обращениями граждан, качество и своевременность их рассмотрения и разрешения возлагается на руководство Министерства, начальников подразделений Министерства.
70.3. Все поступающие обращения граждан, а также документы, связанные с их рассмотрением, принимаются и обрабатываются сотрудниками секретариатов.
При этом проводится:
проверка (при необходимости) поступившей корреспонденции на предмет безопасности вложения;
определение правильности адресования корреспонденции;
вскрытие конвертов писем и проверка наличия указанных приложений, документов, других материалов;
возвращение ошибочно присланных (не по адресу) писем.
70.4. Все поступившие в Министерство (его структурные подразделения) предложения, заявления и жалобы граждан, рапорты сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск должны быть зарегистрированы в отделе писем Аппарата Министра и секретариатах подразделений Министерства в день их поступления.
Письменные обращения граждан, запросы и обращения депутатов, постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации регистрируются с вводом информации о них в технологическую базу данных АИС "Письмо" и АИС "Жалоба".
71. На свободном от текста месте на первом листе письма, а на поступившем из органов государственной власти, редакций средств массовой информации на сопроводительном документе проставляется порядковый регистрационный номер и дата поступления. Конверты, в которых поступили письма, сохраняются в течение всего периода их рассмотрения и разрешения, после чего уничтожаются.
71.1. Повторные письма регистрируются так же, как и первичные. На первой странице таких писем, на свободном от текста месте проставляется штамп "Повторное". Повторными считаются обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу либо в которых автором обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению.
71.2. Обращения граждан, в которых не указана или неразборчиво написана фамилия и которые не содержат данных о месте жительства заявителя (либо о его работе или учебе), признаются анонимными. Как правило, они не регистрируются и подлежат уничтожению. В исключительных случаях анонимные обращения, содержащие конкретные сведения о готовящихся или совершенных правонарушениях, без регистрации направляются в соответствующие подразделения Министерства для использования в оперативных целях.
71.3. Особый порядок работы устанавливается с обращениями высших должностных лиц государства, запросами и обращениями членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, другими письмами, о результатах рассмотрения которых необходимо информировать федеральные органы государственной власти, редакции средств массовой информации. Эти письма обязательно берутся на контроль и разрешаются в первую очередь. На их первом листе проставляется штамп "Контроль".
71.4. Зарегистрированные и учтенные в секретариате обращения и проекты поручений (резолюций) по ним передаются на рассмотрение руководству Министерства, руководителям подразделений Министерства в течение суток.
71.5. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем органам и должностным лицам, действия которых обжалуются.
72. По каждому обращению не позднее чем в пятидневный срок должно быть вынесено одно из следующих решений: о принятии жалобы или заявления к своему производству или нерассмотрении его (анонимные); передаче обращения на разрешение в подчиненный или другой орган внутренних дел; направлении по принадлежности в другое подразделение Министерства либо соответствующий орган государственной власти, если поднятые в нем вопросы не входят в компетенции органов внутренних дел (внутренних войск).
72.1. В тех случаях, когда в обращении наряду с вопросами, относящимися к компетенции органов внутренних дел (внутренних войск), поставлены вопросы, требующие разрешения в других органах государственной власти, рассматривающее его должностное лицо обязано не позднее чем в пятидневный срок направить в соответствующий орган государственной власти копию этого письма или необходимые выписки из него.
О пересылке материалов обращения в другой орган государственной власти заявитель в обязательном порядке извещается письменно.
72.2. Разрешение обращений (принятие по ним конкретных решений) осуществляется руководителями подразделения Министерства. При разрешении обращений могут истребоваться необходимые материалы, организовываться командировки с выездом на место, проводиться консультации и экспертизы, привлекаться другие сотрудники органов внутренних дел (военнослужащие внутренних войск), специалисты, представители общественных организаций.
72.3. Заявления и жалобы граждан разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления (регистрации) в Министерство (или его структурное подразделение), а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней. Министром и его заместителями, руководителями подразделений Министерства может устанавливаться сокращенный срок разрешения заявления или жалобы. Срок разрешения обращений исчисляется со дня его поступления (регистрации) в Аппарате Министра, секретариате подразделения Министерства по день направления заявителям ответа на их обращение. В случае если окончание срока разрешения обращения приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
72.4. В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребования дополнительных материалов либо принятия других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены лицом, давшим поручение, но не более чем на один месяц <*>. При этом общий срок разрешения обращения не должен превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для принятия решения и ответа автору, рассматриваются в суде. В таких случаях общий срок рассмотрения обращения продлевается на весь период судебного разбирательства.
<*> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. с изменениями и дополнениями от 4 марта 1980 г. и от 2 февраля 1988 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 17, ст. 144; 1980, N 11, ст. 192; 1988, N 6, ст. 94).
72.5. В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 года "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации от 9 мая 1994 г. N 2, ст. 74) ответ на запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, внесенный в письменной форме и оглашенный на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания - Парламента Российской Федерации, дается Министром или его заместителями не позднее чем через 15 дней со дня поступления запроса в Министерство или в иной установленный палатой срок.
На обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ответы или запрашиваемые ими документы и сведения предоставляются безотлагательно, а требующие дополнительного изучения или проверки - в течение двадцати дней со дня поступления обращения в Аппарат Министра.
72.6. Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры по устранению нарушений законности, заявителю дан письменный ответ.
72.7. По результатам проверки сведений, изложенных в обращении, составляется мотивированное заключение. Оно подписывается должностным лицом, проводившим проверку, а также руководителем соответствующего подразделения Министерства, командованием внутренних войск МВД России.
72.8. После принятия и фактического исполнения решения по обращению последнее вместе с материалами проверок, перепиской возвращается непосредственным исполнителем в секретариат соответствующего подразделения Министерства с надписью "В дело" и подписью должностного лица, принявшего данное решение.
73. Делопроизводство по обращениям граждан в подразделениях Министерства осуществляется отдельно от других направлений их документационного обеспечения. Вся переписка по обращениям ведется за номерами, присвоенными им при регистрации. Ответы на них направляются на бланках Министерства внутренних дел Российской Федерации, его главных управлений и управлений.
73.1. Машинописные, рукописные и иные материалы, относящиеся к рассмотрению и разрешению каждого конкретного обращения, располагаются самостоятельными группами в хронологическом или алфавитном порядке в делах согласно утвержденной номенклатуре.
73.2. При формировании дел проверяется правильность направления материалов по обращениям граждан в дело, их полнота (комплектность). Неразрешенные жалобы и заявления, нерассмотренные предложения, а также ненадлежащим образом оформленные материалы, связанные с разрешением обращений, подшивать в дела запрещается.
73.3. Материалы по рассмотрению и разрешению обращений граждан хранятся в течение пяти лет.
74. Для получения объективной информации о состоянии работы с обращениями граждан, обнаружения и фиксации в ней нарушений и недостатков Аппаратом Министра, руководителями подразделений Министерства организуется контроль за своевременным и полным рассмотрением и разрешением поступающих предложений, заявлений и жалоб.
74.1. Функцией контроля наделяется специальная создаваемая в подразделениях Министерства комиссия по работе с письменными обращениями, предназначенная для подготовки управленческих решений, направленных на совершенствование этой работы, устранение причин и условий, порождающих жалобы. Ее задачи, состав и порядок работы определяются в приказе соответствующего руководителя.
74.2. Предметом контроля являются сроки и полнота рассмотрения поставленных в обращении вопросов; объективность и тщательность проверки изложенных в нем сведений; обоснованность и законность принятых по обращению решений; своевременность его разрешения и направления ответа заявителю и некоторые иные вопросы.
- Главная
- ПРИКАЗ МВД РФ от 01.03.99 N 150 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА И ПОРЯДКЕ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ И ПОДЧИНЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ МВД РОССИИ"
