в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 01.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.08.2000 N 625 (ред. от 23.10.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001-2002 ГОДЫ"
действует Редакция от 23.10.2002 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.08.2000 N 625 (ред. от 23.10.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001-2002 ГОДЫ"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" (2001-2002 годы)

ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" (2001-2002 ГОДЫ)

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (2001-2002 годы)
Дата и номер решения о разработке Программы - поручение Правительства Российской Федерации от 24 июля 1999 г. N ВМ-П12-24807 о разработке проектов федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы
Государственный заказчик - Программы - Министерство труда и социального развития Российской Федерации
Основные разработчики Программы - Министерство труда и социального развития Российской Федерации
Министерство образования Российской Федерации
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Цель Программы - укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
создание условий для социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Срок реализации Программы - 2001-2002 годы
Исполнители мероприятий Программы - Министерство труда и социального развития Российской Федерации
Министерство образования Российской Федерации
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Министерство юстиции Российской Федерации
Объемы и источники финансирования - 218,64 млн. рублей за счет средств федерального бюджета,
Программы - в том числе на 2001 год - 109,31 млн. рублей
средства бюджетов субъектов Российской Федерации (по согласованию)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе стабилизация числа беспризорных детей и подростков
преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних
Система контроля за исполнением Программы - контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, безработица, резко возросшая миграция населения, особенно из неблагоприятных в экономическом и социальном отношении регионов, остро отразились на положении детей, привели к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде.

По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации 424,3 тыс. несовершеннолетних состоят на учете в органах внутренних дел.

Стабильно высоким остается показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей. В 1998 году по сравнению с 1995 годом на 19,5 процента увеличилось число исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами Российской Федерации. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав и которые в силу разных причин вынуждены проживать в семье, пополняют ряды безнадзорных.

132 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в соответствующих образовательных учреждениях, только за последние 3 года число таких детей возросло на 13,2 тыс. человек.

Отмечаются случаи, когда безнадзорные дети становятся объектами сексуальных посягательств и предметом торговли.

Нарастающими темпами распространяется наркомания и токсикомания среди детей. На начало 1998 года на учете в медицинских учреждениях состояло около 37 тыс. несовершеннолетних, употребляющих наркотические и психотропные средства. Уровень заболеваемости наркоманией среди несовершеннолетних в 2,5 раза выше, чем среди взрослых.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

Реализация федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее именуется - Программа) в 1997-1999 годах позволила частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации Программы явилось увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

По состоянию на 1 января 2000 г. в Российской Федерации действует 701 такое учреждение (в 1994 году - 30). В результате реализации Программы эти учреждения, а также специальные учебно-воспитательные учреждения, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам системы органов образования, центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей системы органов внутренних дел были обеспечены автотранспортом, сельскохозяйственными машинами, медицинским, бытовым, реабилитационным оборудованием, аудио-, видео- и компьютерной техникой. Это позволило улучшить условия содержания детей, создать базу для внедрения современных технологий их социальной и медико-психологической реабилитации.

Однако незавершенность формирования и оснащения сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий и свидетельствуют о необходимости продолжения начатой работы по решению проблем детской безнадзорности программно-целевым методом.

Не в полной мере отвечает современным требованиям нормативно-правовое, информационно-аналитическое, научно-методическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

Программа разработана на основе предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти - основных разработчиков Программы и с учетом опыта реализации федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1997-1999 годах.

Цель и задачи Программы

Целью Программы является дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

Программа предусматривает решение следующих задач:

совершенствование правовых, организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие учреждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних;

осуществление мер общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время;

дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы;

создание и укрепление служб, осуществляющих лечение и реабилитацию детей и подростков, страдающих наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами;

проведение исследований проблем безнадзорности, девиантного поведения несовершеннолетних, разработка и апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации несовершеннолетних, информационное и научно-методическое обеспечение развития новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

переподготовка и повышение квалификации специалистов по социальной работе, коррекционно-развивающей педагогике и психологии, наркологов.

Основные направления реализации Программы

Предполагается осуществить меры общей и специальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующие реализации способностей и позитивных интересов детей, их общественно-полезной и развивающей деятельности во внеучебное время.

Предусматривается оснащение учреждений по профилактике, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимым медицинским, бытовым и спортивным оборудованием, оборудованием для профессиональной подготовки и трудовой реабилитации, автотранспортом с целью создания необходимых условий проживания и реабилитации детей и подростков.

Намечается проведение научно-исследовательских работ в целях анализа и составления прогноза детской безнадзорности и преступности. Предполагается обобщить и распространить опыт внедрения новых моделей и форм жизнеустройства детей, экспериментально апробировать современные технологии и программы социальной адаптации, социально-медицинской и психологической реабилитации различных категорий несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Будут проведены мероприятия по организации переподготовки специалистов разного профиля, работающих с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями.

Ресурсное обеспечение Программы

Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составляет 218,64 млн. рублей, в том числе на:

мероприятия общей и специальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 9,92 млн. рублей;

государственную поддержку учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 206,12 млн. рублей;

научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 2,1 млн. рублей;

организацию переподготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - 0,5 млн. рублей.

Объемы финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год.

Для реализации ряда мероприятий Программы планируется привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Участие конкретных субъектов Российской Федерации в выполнении Программы согласовывается после принятия федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Механизм реализации Программы

К участию в реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, в том числе научные учреждения.

Исполнение Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых государственным заказчиком - Министерством труда и социального развития Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий, которые определяются в установленном порядке на конкурсной основе.

Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

С целью осуществления управления реализацией Программы при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации создается дирекция Программы, в состав которой входят представители исполнителей мероприятий Программы.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.

Оценка эффективности реализации Программы

В результате реализации мер общей профилактики (создание профильных лагерей для несовершеннолетних, поддержка клубов для детей и подростков по месту жительства и в образовательных учреждениях, апробация и распространение программ и проектов профилактической и реабилитационной работы и другие) будет обеспечиваться развитие способностей и позитивных интересов детей, их общественно-полезная деятельность во внеучебное время, предотвращение вовлечения несовершеннолетних в асоциальные группы и криминальные структуры.

Государственная поддержка учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволит расширить их сеть, оснастить различным оборудованием и автотранспортом, в результате чего улучшатся условия проживания воспитанников, более эффективно будет осуществляться их социальная адаптация и реабилитация.

Реализация Программы позволит:

стабилизировать показатель количества беспризорных детей и подростков на уровне, не превышающем показатели 1999 года;

увеличить до 850 единиц количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых будут оказаны различные виды социальных услуг 185 тыс. детей.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" (2001-2002 ГОДЫ)
Срок исполнения Исполнители Стоимость (млн. рублей) федеральный бюджет Ожидаемые результаты
2001-2002 годы - всего в том числе
2001 год 2002 год
Общая и специальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Создание профильных оздоровительных лагерей для несовершеннолетних, относящихся к "группе риска" 2001-2002 годы Минтруд России Минобразование России
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию)
2,2 1,1 1,1 отдых и оздоровление в 4 летних лагерях 1 тыс. несовершеннолетних, относящихся к "группе риска"
Проведение Всероссийской операции "Подросток", направленной на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, улучшение индивидуальной воспитательной работы с подростками-правонарушителями 2001-2002 годы МВД России Минобразование России Минтруд России источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование предупреждение детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в летний период
Проведение Всероссийского смотра-конкурса детских и подростковых спортивных клубов на базе образовательных учреждений и по месту жительства 2002 год Минобразование России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) 1 1 обеспечение досуга подростков с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, улучшение качества работы детских клубов
Создание цикла теле- и радиопередач по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 2001-2002 годы Минтруд России Минобразование России 1,22 0,62 0,6 обеспечение информирования населения о состоянии решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Издание и распространение справочно-информационных бюллетеней, буклетов, памяток по предупреждению детской безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних 2001-2002 годы Минтруд России Минобразование России МВД России Минздрав России 1,37 0,5 0,87 обеспечение информирования родителей несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, о соответствующих службах, учреждениях и возможных видах помощи
Проведение Всероссийского конкурса программ и проектов превентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации 2001 год Минтруд России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) 1,79 1,79 разработка и внедрение 100 программ и проектов профилактической и реабилитационной работы
Распространение опыта победителей Всероссийского конкурса программ и проектов превентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации 2002 год Минтруд России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) 2,34 2,34 финансовая поддержка 10 программ победителей, проведение 3 региональных обучающих семинаров
Государственная поддержка развития учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
Создание двух федеральных экспериментальных центров профилактики аддиктивного поведения детей и подростков 2001-2002 годы Минобразование России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) 0,6 0,4 0,2 апробация модели центра по предупреждению зависимости от алкоголя и наркотиков с последующим внедрением новых форм работы
Обеспечение медицинским, бытовым, спортивным, развивающим оборудованием, аудио-, видео-, компьютерной техникой и оргтехникой, оборудованием для трудовой реабилитации и профессиональной подготовки: создание в учреждениях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних условий, необходимых для оказания своевременной помощи детям, обеспечения процесса их социальной реабилитации
специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних, центров психолого-педагогической и медикосоциальной помощи детям и подросткам, учреждений дополнительного образования 2001-2002 годы Минобразование России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) 30 15 15
центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей 2001-2002 годы МВД России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) 8 4 4
специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации 2001-2002 годы Минтруд России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) 89,52 45 44,52
воспитательных колоний 2001-2002 годы Минюст России 7 4 3
Обеспечение автотранспортом и сельскохозяйственной техникой оснащение необходимым автотранспортом и сельскохозяйственной техникой
специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних 2001-2002 годы Минобразование России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) 10 5 5
воспитательных колоний 2001-2002 годы Минюст России 5 2,5 2,5
центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей 2001-2002 годы МВД России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) 6 3 3
специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации 2001-2002 годы Минтруд России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) 50 25 25
Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Разработка и внедрение коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской и психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних 2001-2002 годы Минтруд России 1 0,5 0,5 методическое обеспечение специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
Разработка и внедрение в опытно-экспериментальных учреждениях программ социальной, медицинской, психологической реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами 2001-2002 годы Минздрав России Минобразование России 0,75 0,3 0,45 методическое обеспечение 3 опытно-экспериментальных учреждений
Разработка модели патронатного воспитания обучающихся образовательных учреждений начального профессионального образования из семей, относящихся к "группе риска" 2001 год Минобразование России 0,15 0,15 методическое обеспечение работы по созданию новых форм семейного устройства
Разработка модели постинтернатной адаптации воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних 2001 год Минобразование России 0,15 0,15 методическое обеспечение проведения постинтернатной адаптации воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних
Разработка криминологического прогноза основных тенденций подростковой преступности 2001 год МВД России 0,05 0,05 издание криминологического прогноза
Организация повышения квалификации кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Организация курсов повышения квалификации работников учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обучение этих работников методам работы с уличными детьми, с несовершеннолетними с аддиктивным поведением, оказание психологической помощи детям, пострадавшим от насилия, имевшим суицидальные попытки 2001-2002 годы Минтруд России Минздрав России Минобразование России источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование повышение квалификации 500 специалистов с использованием специальных программ, ориентированных на внедрение новых технологий профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Организация курсов повышения квалификации работников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации 2001-2002 годы Минтруд России 0,5 0,25 0,25 обмен опытом работы и повышение квалификации штатных работников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
ВСЕГО по Программе 218,64 109,31 109,33

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 августа 2000 г.
N 625

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.08.2000 N 625 (ред. от 23.10.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001-2002 ГОДЫ"