в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПИСЬМО Госкомстата РФ от 14.02.2002 N ОР-09-23/692
действует Редакция от 14.02.2002 Подробная информация
ПИСЬМО Госкомстата РФ от 14.02.2002 N ОР-09-23/692

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Организация статистического обследования транспортной подвижности различных категорий граждан и перевозок пассажиров во внутригородском и пригородном сообщениях включает следующие три этапа:

подготовительный;

проведения обследования;

обработки и анализа материалов обследования.

К основным организационным мероприятиям по подготовке статистического обследования относятся:

1. Принятие решения о проведении обследования

1.1. Решение о проведении статистического обследования перевозок пассажиров на городском и пригородном общественном пассажирском транспорте принимается не менее чем за один месяц до начала обследования соответствующим местным органом исполнительной власти (администрацией) по представлению региональных органов государственной статистики и органов управления общественным транспортом.

Статистические обследования могут осуществляться также и на основании совместного решения региональных органов государственной статистики и органов управления общественным транспортом, согласованного с соответствующим местным органом исполнительной власти (администрацией) и заинтересованными предприятиями и организациями.

1.2. Решением о проведении обследования перевозок пассажиров предусматривается образование возглавляемой заместителем главы местного органа исполнительной власти (администрации города) специальной комиссии (рабочей группы) по проведению обследования пассажиропотоков, в состав которой включаются руководители региональных органов государственной статистики и управления транспортом, предприятий общественного пассажирского транспорта и других организаций. Указанным решением утверждается план основных мероприятий по подготовке и проведению обследования перевозок пассажиров, устанавливаются сроки их выполнения, назначаются должностные лица, ответственные за реализацию мероприятий, определяются объемы бюджетных средств, направляемых на проведение обследования.

Типовой план мероприятий по подготовке проведения статистического обследования перевозок пассажиров на городском и пригородном общественном транспорте представлен в Приложении N 1 к настоящим Методологическим рекомендациям.

1.3. На основании решения местного органа исполнительной власти (администрации города) руководителями органов статистики, предприятий общественного пассажирского транспорта и других организаций, участвующих в проведении обследования, издаются соответствующие приказы, в которых определяется порядок работы по подготовке и проведению обследования, назначаются лица, ответственные за обеспечение сбора, учета и обработки информации и выполнение других мероприятий, связанных с проведением обследования.

2. Определение категорий и групп пассажиров для проведения обследования пассажиропотоков и транспортной подвижности граждан

Для целей проведения обследования пассажирских перевозок на городском и пригородном транспорте рекомендуется использовать действующую классификацию перевозимых пассажиров по категориям и группировку их по определенным признакам.

2.1. Платные пассажиры. К этой категории относятся пассажиры, оплатившие свой проезд за наличный (безналичный) расчет, в том числе путем приобретения:

2.1.1. Разовых билетов.

2.1.2. Абонементных талонов (группа "АТ").

2.1.3. Абонементных билетов долговременного пользования (группа "АБ").

2.2. Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда на общественном транспорте. К этим категориям относятся пассажиры, имеющие установленное действующим законодательством право на бесплатный проезд общественным транспортом. Эту категорию пассажиров предлагается подразделить на 5 групп со следующими условными обозначениями (Приложение N 2):

2.2.1. Группа "П" - пенсионеры и ветераны (включая ветеранов труда и боевых действий; участников Великой Отечественной войны; лиц, награжденных орденами и медалями за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы ВОВ, медалью "За оборону Ленинграда" или Знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей в возрасте до 16 лет на момент освобождения; необоснованно репрессированных граждан, получивших официальную полную реабилитацию, и другие категории пенсионеров).

2.2.2. Группа "И" - инвалиды (включая инвалидов войны; лиц, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в органах внутренних дел; инвалидов труда; инвалидов с детства, получающих государственные пенсии и пособия; инвалидов-слепых; инвалидов, не имеющих обеих рук или ног, руки или ноги, с параличом двух конечностей; лиц, заболевших лучевой болезнью в результате аварии на Чернобыльской АЭС и при выполнении работ по ее ликвидации; другие категории инвалидов, а также лиц, сопровождающих в поездах инвалидов 1 группы).

2.2.3. Группа "ВС" - военнослужащие (включая военнослужащих Минобороны России, внутренних войск МВД России, МЧС России, Минсвязи России, Минатома России, Федеральной службы безопасности, железнодорожных войск, строительных войск; курсантов военных учебных заведений, лиц из подразделений особого риска и Государственной противопожарной службы; жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы).

2.2.4. Группа "ВУ" - работники органов власти и управления (включая депутатов Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников; депутатов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и местных законодательных органов власти; судей Российской Федерации, судебных приставов-исполнителей, работников милиции, прокуратуры, таможенных органов налоговой полиции, Российской транспортной инспекции и других органов власти и управления).

2.2.5. Группа "ПР" - прочие категории (включая Героев СССР, Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы; Героев Социалистического труда и полных кавалеров Трудовой Славы; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей и их родителей из многодетных семей; школьников, проживающих в сельской местности; участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; водителей трамваев, троллейбусов и автобусов предприятий общественного пассажирского транспорта; работников дорожных органов, санитарно-эпидемиологической службы, почтальонов, социальных работников и другие категории граждан).

В случае, если пассажир с правом бесплатного проезда по нескольким основаниям может быть отнесен одновременно к двум или более группам, он учитывается только в одной из этих групп.

3. Определение периода для проведения обследования пассажирских перевозок

Наиболее целесообразным для проведения статистического обследования пассажирских перевозок являются периоды с устойчивыми пассажиропотоками, в которых коэффициент их неравномерности равен 1,0 или находится в пределах, наиболее близких к 1,0.

3.1. Выбор месяца года для проведения обследования осуществляется по коэффициенту сезонной неравномерности объемов перевозок пассажиров для i-го месяца года (К_снi), определяемому по формуле:

К_снi = P_мi x n_г , (1)
P_г x n_мi

где:

P_мi, P_г - объемы перевозок пассажиров в i-м месяце и в целом за год, предшествующий периоду проведения обследования;

n_мi, n_г - число календарных дней в i-м месяце и в целом за год, предшествующий периоду проведения обследования.

Пример.

Объем перевозок пассажиров за 2001 год (n_г = 365) на городских и пригородных маршрутах (P_г) составил 20950 млн. пассажиров, в том числе по месяцам:

P_мi n_мi К_снi
январь 1500 31 0,845
февраль 1370 28 0,855
март 1650 31 0,930
апрель 1740 30 1,013
май 1810 31 1,020
июнь 1830 30 1,066
июль 1880 31 1,059
август 1920 31 1,082
сентябрь 1900 30 1,106
октябрь 1850 31 1,043
ноябрь 1800 30 1,048
декабрь 1700 31 0,958.

Поскольку значение К_сн, наиболее близкое к 1,0, находится в апреле (К_сн = 1,013), то этот месяц и выбирается для проведения обследования пассажиропотоков.

3.2. Определение календарных дней выбранного месяца для проведения обследования.

Рекомендуется проводить обследования как минимум в один из будних дней и в один из выходных дней выбранного месяца.

Будний день недели для проведения обследования выбирается по коэффициенту недельной неравномерности пассажиропотоков (К_ннj), определяемому по формуле:

где:

P_днj - объем перевозок пассажиров в j-й день недели i-го месяца, выбранного для проведения обследования пассажиропотоков;

m_j - количество j-х дней недели в i-м месяце.

Пример.

Объем перевозок пассажиров в апреле месяце 2001 г. (n_мi = 30) составил 1740 млн. пассажиров (P_мi), в том числе по дням недели (P_днj):

Дни недели 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 5-я неделя m_j К_ннj
Понедельник 65 66 68 69 4 268 1,115
Вторник 62 63 64 65 4 254 1,095
Среда 64 65 66 66 4 261 1,125
Четверг 65 66 67 68 4 266 1,147
Пятница 67 68 69 69 4 273 1,177
Суббота 43 44 45 44 45 5 221 0,762
Воскресенье 38 39 40 39 41 5 197 0,679

Наиболее близкое значение К_ннj к 1,0 имеется во вторник (К_ннj = 1,095), который и целесообразно принять для проведения обследования пассажиропотоков в будние дни.

Таким образом, в данном примере обследование пассажирских перевозок наиболее целесообразно провести в апреле 2002 года во вторник и субботу. При необходимости сроки проведения обследования могут быть увеличены до 3-х дней (2 будних дня - вторник, понедельник (К_ннj = 1,115) и суббота) или до 4-х дней (вторник, понедельник, суббота и воскресенье). Исходя из этого устанавливаются конкретные календарные дни апреля месяца для проведения обследования.

4. Выбор методов обследования перевозок пассажиров

4.1. Обследование пассажирских перевозок и транспортной подвижности населения городов осуществляется с применением различных методов, из которых наибольшее практическое распространение получили анкетный, талонный, табличный и визуальный.

4.2. Анкетный метод обследования перевозок пассажиров основан на заполнении гражданами или специальными учетчиками анкет опроса о количестве поездок, цели и способах передвижения, маршрутах следования, местах пересадки, времени передвижения и для выяснения других вопросов, в зависимости от цели проводимого обследования.

При использовании анкетного метода обследования могут применяться различные формы и способы получения необходимой информации. Обследования анкетным методом могут проводиться путем непосредственного опроса граждан учетчиками по месту жительства (в том числе по телефону), месту работы или учебы, на остановочных пунктах или во время поездки на общественном транспорте, а также путем рассылки анкет по почте, передачи их для заполнения администрации предприятий, организаций и учреждений и другими способами.

Анкетный метод позволяет получать наиболее обширную информацию для изучения не только пассажиропотоков, но и социальной структуры пассажиров, степени удовлетворения спроса населения на транспортные услуги, оценки качества транспортного обслуживания пассажиров, затратах населения на транспорт и иных вопросов.

Основным недостатком анкетного метода обследования является его большая трудоемкость и высокая себестоимость.

4.3. Талонный метод обследования перевозок пассажиров применяется с использованием специальных учетных талонов, которые выдаются каждому пассажиру при входе в транспортное средство.

В учетном талоне отмечается пункт посадки пассажира. Пассажир сохраняет талон до конца поездки и при выходе из транспортного средства в конце поездки возвращает его учетчику, который отмечает на нем пункт высадки. При выдаче пассажиру учетного талона в пункте посадки на нем одновременно со слов пассажира может отмечаться и пункт высадки. В этом случае учетчик в пункте высадки сверяет правильность указанной отметки.

При необходимости обследования пересадочности на другие маршруты или на другие виды транспорта пассажирам, следующим с пересадками, должны выдаваться талоны иной формы, где кроме остановочных пунктов данного маршрута предусмотрена также информация о возможных пересадках.

По учетному талону можно определить расстояние поездки каждого пассажира, а по сумме всех собранных талонов получить необходимые данные о направлении и мощности пассажиропотока на данном маршруте в прямом и обратном направлениях, коэффициенты пересадочности и использования вместимости транспортных средств и ряд других показателей.

Талонный метод обследования позволяет получать достаточно полные данные о пассажиропотоках и межостановочных корреспонденциях пассажиров, однако требует значительных трудовых и финансовых затрат, особенно на обработку первичной информации.

4.4. Табличный метод обследования основан на учете перевозимых пассажиров специальными учетчиками, находящимися или внутри салона транспортного средства, или на остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта.

Учет пассажиров производится в специальных таблицах различными способами:

путем опроса пассажиров. Учетчики, находящиеся на остановочных пунктах, опрашивают каждого пассажира о пути его следования, пересадках на другие виды транспорта, регистрируя ответы в соответствующих графах таблиц. Учетчики, находящиеся внутри салона транспортного средства, учитывают число вошедших пассажиров, опрашивают их, до какой остановки они следуют, о пунктах пересадки, и полученные результаты регистрируют в таблицах;

путем подсчета количества пассажиров, входящих в транспортное средство и выходящих из него (без контакта с пассажирами). Подсчет производится учетчиками, которые могут находиться как на остановочных пунктах, так и внутри салонов транспортных средств. Трудоемкость обследования по этому способу может быть значительно снижена за счет применения для подсчета числа входящих и выходящих пассажиров специальных автоматических устройств (датчиков), расположенных непосредственно на каждом транспортном средстве;

табличный метод позволяет получать информацию о количестве перевезенных пассажиров, пассажирообороте остановочных пунктов, направлении и мощности пассажиропотоков, степени использования вместимости транспортных средств. По сравнению с анкетным и талонным методами обследования пассажирских перевозок талонный метод является менее трудоемким и более дешевым.

4.5. Визуальный (глазомерный) метод обследования пассажирских перевозок применяется для оперативного определения степени наполняемости подвижного состава и мощности пассажиропотока на наиболее пассажиронапряженном участке каждого маршрута по часам суток в определенные дни недели.

Визуальную (глазомерную) оценку степени использования вместимости транспортных средств могут осуществлять находящиеся на остановках учетчики, фиксируя ее ориентировочно и подсчитывая количество входящих и выходящих пассажиров, а также водители и кондукторы транспортных средств. Для оценки использования вместимости подвижного состава при этом методе могут применяться балльная шкала и так называемая "силуэтная" форма глазомерного обследования.

При 6-балльной системе оценки каждому баллу соответствует силуэт транспортного средства со следующими уровнями использования его вместимости:

6 баллов - предельная вместимость (более 5 пассажиров на 1 кв. метр свободной площади пола транспортного средства при полностью занятых местах для сидения);

5 баллов - нормативная вместимость (5 пассажиров/кв. м при полностью занятых местах для сидения);

4 балла - около 1/2 нормативной вместимости (2 - 3 пассажира/ кв. м при полностью занятых местах для сидения);

3 балла - 100% заполнение мест для сидения (при отсутствии стоящих пассажиров);

2 балла - заполнение около 2/3 мест для сидения (при отсутствии стоящих пассажиров);

1 балл - заполнение около 1/3 мест для сидения (при отсутствии стоящих пассажиров).

Полученные в результате обследования данные используются для определения количества транспортных средств, необходимых для обслуживания конкретных маршрутов, и составления оптимальных расписаний их движения по этим маршрутам.

4.6. Выбор конкретных методов для обследования перевозок пассажиров производится исходя из цели обследования и решаемых на основе его результатов задач с учетом местных условий, наличия денежных средств и возможностей привлечения трудовых ресурсов для проведения обследования и обработки полученных данных.

Возможно также одновременное комбинированное использование нескольких методов обследования пассажиропотоков на конкретных маршрутах и объектах.

4.7. Для целей статистического обследования перевозок пассажиров и транспортной подвижности различных категорий граждан в настоящих Методологических рекомендациях предлагается применять модифицированные анкетный, талонный и табличный методы обследования.

4.7.1. Анкетный метод рекомендуется применять для обследования транспортной подвижности различных категорий граждан с использованием специальных анкет опроса граждан по форме согласно Приложениям N 3, 4 к настоящим Методологическим рекомендациям. В анкетах содержатся вопросы о количестве поездок на различных видах общественного пассажирского транспорта в городском (автобус, трамвай, троллейбус) и пригородном (автобус) сообщениях в зимний (октябрь - апрель) и в летний (май - сентябрь) сезоны, а также о принадлежности пассажиров к той или иной категории (группе) и степени использования ими абонементных проездных билетов долговременного пользования.

4.7.2. Талонный метод для обследования транспортной подвижности различных категорий граждан рекомендуется применять с использованием специальных учетных талонов 7 серий, образцы которых приведены в Приложении N 5 к настоящим Методологическим рекомендациям. Учетные талоны серий П, И, ВС, ВУ, ПР соответствуют группам и категориям пассажиров с правом бесплатного проезда, перечисленных в Приложении N 1.

Учетные талоны серий АБ и АТ соответствуют группам платных пассажиров, использующих для проезда абонементные билеты долговременного пользования (годовые, квартальные, месячные) и абонементные талоны для разовых поездок на общественном транспорте.

4.7.3. Табличный метод обследования перевозок пассажиров рекомендуется применять с использованием специальных карточек для порейсового учета пассажиров на каждом маршруте. Форма карточки приведена в Приложении N 6 к настоящим Методологическим рекомендациям.

В карточке порейсового учета регистрируются число вошедших в транспортное средство пассажиров с правом бесплатного проезда на общественном транспорте (по группам И, П, ВС, ВУ, ПР), пассажиров с абонементными билетами (группа АБ) и абонементными талонами (группа АТ), а также пассажиров, оплативших свой проезд непосредственно в салоне транспортного средства. Кроме того, подсчитывается общее число вышедших пассажиров на каждом остановочном пункте маршрута. Регистрация вошедших и вышедших пассажиров осуществляется учетчиками-контролерами, находящимися внутри салона транспортного средства у каждой двери. Отнесение каждого пассажира к той или иной группе производится путем опроса его учетчиком-контролером при входе в транспортное средство и проверки наличия у пассажира соответствующего документа, удостоверяющего право бесплатного проезда на общественном транспорте, абонементного билета или абонементного талона. При кондукторном способе обследования пассажиров в бригады учетчиков-контролеров могут включаться и кондукторы.

5. Методика расчета объемов репрезентативной выборки для проведения выборочного обследования

5.1. Обследование перевозок пассажиров и транспортной подвижности различных категорий граждан может осуществляться сплошным и выборочным способом.

При сплошном способе обследование перевозок пассажиров должно проводиться на всех маршрутах и по всем графикам движения общественного транспорта, а при обследовании транспортной подвижности населения - по всем категориям граждан с полным охватом всего населения, пользующегося услугами пассажирского общественного транспорта. В связи с большой трудоемкостью и стоимостью обследований сплошным способом они могут применяться в крайне ограниченных объемах, в основном при обследовании перевозок пассажиров на малодеятельных внутригородских и пригородных маршрутах (обслуживаемых менее чем 5-ю транспортными средствами), а также при анкетном опросе на предприятиях, в организациях и учреждениях с небольшим числом работающих (менее 100 человек). В остальных случаях рекомендуется применение выборочного способа обследования.

При выборочном способе обследованию подвергается лишь определенная часть пассажиропотока, маршрутов и графиков движения транспортных средств, а также часть различных категорий граждан, пользующихся услугами общественного транспорта. При этом выбранная для обследования часть из общего объема перевозок и общей численности населения города должна носить представительский характер, т.е. быть репрезентативной, отражая все характеристики, присущие генеральной совокупности (общему объему перевозок пассажиров и общей численности населения).

5.2. Минимальный объем выборки (P_п), обеспечивающий ее достаточную репрезентативность (соответствие характеристик выборочного наблюдения показателям, характеризующим всю генеральную совокупность) по доле в генеральной совокупности, определяется по формуле:

P_п = t(2) w (1 - w) ,
ДЕЛЬТА(2)

где:

P_п - минимальный объем репрезентативной выборки (объем перевозок пассажиров или численность населения, подлежащие обследованию);

ДЕЛЬТА - предельно допустимая ошибка репрезентативности выборки;

t - кратность ошибки репрезентативности выборки;

w (1 - w) - степень вариации распределения.

Для практических расчетов при обследовании пассажиропотоков и транспортной подвижности населения параметры указанных показателей могут применяться в следующих размерах:

ДЕЛЬТА - предельно допустимая ошибка репрезентативности выборки - в размере от 2 до 5 пунктов. При этом чем больше объем генеральной совокупности, тем выше может быть размер предельно допустимой ошибки;

t - кратность ошибки репрезентативности выборки, зависящая от заданных границ вероятности Ф(t). Значения t в зависимости от Ф(t) определяются по таблице значения интеграла вероятностей. Для практических расчетов Ф(t) применяется в размере 0,95 (95%), которой соответствует значение t, равное 1,96 (т.е. почти двукратная ошибка репрезентативности выборки);

w (1 - w) - степень вариации распределения, где w - выборочная доля распределения исследуемого признака в выборке. В связи с тем, что до начала обследования значение w неизвестно, его можно принять в размере 0,5, что позволяет получить максимально возможную величину степени вариации распределения признака [0,25 = 0,5(1 - 0,5)] и, следовательно, наибольшее значение объема выборки при прочих равных условиях.

5.3. Исходя из указанных в пункте 2 параметров минимальный объем репрезентативной выборки для проведения обследований перевозок пассажиров или транспортной подвижности различных категорий граждан (при данных значениях предельной ошибки репрезентативности выборки) составит (в % от обследуемой генеральной совокупности):

при ДЕЛЬТА = 2,0 P_п = 24,0%;
при ДЕЛЬТА = 2,5 P_п = 15,4%;
при ДЕЛЬТА = 3,0 P_п = 10,7%;
при ДЕЛЬТА = 4,0 P_п = 6,0%;
при ДЕЛЬТА = 5,0 P_п = 3,8%.

5.4. Примеры расчета объема репрезентативной выборки.

5.4.1. Определить объем перевозок пассажиров для проведения выборочного обследования с предельной ошибкой в 5% при 95% доверительности и общем объеме перевозок пассажиров P_о = 20 млн. человек:

P_п = t(2) w (1 - w) x P_о = 1,96(2) x 0,5(1 - 0,5) x 20 =
ДЕЛЬТА(2) 5(2)
= 0,76 млн. человек, или 3,8% ( 0,76 x 100 ).
20

5.4.2. Определить объем репрезентативной выборки с предельной ошибкой в 3% при 95% доверительности для проведения анкетного обследования транспортной подвижности граждан i-й категории (N_i) общей численностью 40 тысяч человек.

P_п = t(2) w (1 - w) x N_i = 1,96(2) x 0,5(1 - 0,5) x 40000 =
ДЕЛЬТА(2) 3(2)
= 4268 человек, или 10,7% ( 4268 x 100 ).
40000
6. Определение объектов обследования перевозок

6.1. Отбор маршрутов городского и пригородного общественного транспорта для проведения обследования.

6.1.1. В республиканских, краевых и областных центрах и крупных городах (с населением 250 тыс. человек и более) обследование пассажирских перевозок должно производиться выборочно на наиболее пассажиронапряженных и представительных внутригородских маршрутах автобусного и наземного городского электрического транспорта, сеть этих маршрутов должна охватывать 20 - 25 процентов от общего числа внутригородских маршрутов.

Отбор маршрутов-представителей осуществляется на основе анализа действующей маршрутной схемы города и сложившихся пассажиропотоков. Отобранные для обследования внутригородские маршруты-представители должны охватывать все районы города, соответствовать по своим параметрам другим равнозначным маршрутам и функционировать не менее 15 - 20 часов в сутки. Кроме маршрутов-представителей в крупных городах обследуются также пассажиропотоки на всех малодеятельных внутригородских маршрутах, обслуживаемых менее чем 5-ю транспортными средствами.

6.1.2. В городах с численностью населения менее 250 тыс. человек и поселках городского типа обследование пассажиропотоков рекомендуется проводить, как правило, на всех маршрутах автобусного и наземного электрического транспорта.

6.1.3. В пригородном сообщении обследование пассажиропотоков осуществляется на всех автобусных маршрутах, связывающих город с пригородной зоной.

6.1.4. Обследование перевозок пассажиров рекомендуется проводить на всех отобранных внутригородских и пригородных маршрутах автобусного транспорта, а также на всех маршрутах, обслуживаемых наземным горэлектротранспортом, в течение суток в установленные графиком будние и выходные дни недели.

6.2. Отбор графиков движения транспортных средств для обследования на выбранных маршрутах.

Выбор графиков движения транспортных средств для обследования пассажиропотоков на отобранных маршрутах осуществляется на основе анализа маршрутных расписаний движения.

На пригородных маршрутах для обследования отбираются графики:

с полуторасменным (12 часов) и двухсменным (15 - 20 часов) режимом работы транспортных средств;

с ранним началом и поздним окончанием работы транспортных средств на маршруте, охватывающих все часы его функционирования в течение календарных суток;

с целодневной работой транспортных средств без сходов с линии (на техническое обслуживание, ремонт или по другим причинам).

Рекомендуемый максимальный интервал движения обследуемых транспортных средств на отобранных внутригородских маршрутах не должен превышать 25 минут. На малодеятельных внутригородских маршрутах (обслуживаемых менее чем 5-ю транспортными средствами) рекомендуется обследовать один-два графика с наибольшим режимом работы.

6.3. Объемы выборочно обследуемых пассажиропотоков на отобранных внутригородских и пригородных маршрутах по отобранным для обследования графикам движения должны соответствовать максимальному объему репрезентативной выборки при заданных параметрах.

7. Подготовка инструкций и маршрутных справочников для учетчиков-контролеров

Порядок работы учетчика-контролера и его обязанности при проведении обследования пассажиропотоков предусматриваются в выдаваемых им инструкциях. Типовая инструкция учетчику-контролеру (Приложение N 7) может быть изменена и дополнена с учетом местных условий обследования пассажиропотоков на конкретных маршрутах.

Учетчикам-контролерам до начала обследования выдаются также маршрутные справочники, в которых дается краткая характеристика маршрута обследования, указываются остановочные пункты и их нумерация. Форма типового маршрутного справочника приведена в Приложении N 8 к настоящим Методологическим рекомендациям.

8. Обучение учетчиков-контролеров, кондукторов и других работников предприятий транспорта, привлекаемых к проведению обследования пассажиропотоков

8.1. Организация проведения инструктивных занятий с работниками предприятий транспорта (контролерами-ревизорами, диспетчерами и др.), привлекаемыми к участию в обследовании пассажиропотоков, в первую очередь с руководителями обследования маршрутов, о порядке их работы приказом руководителя соответствующего предприятия транспорта возлагается на его заместителя по эксплуатации (начальника отдела эксплуатации).

8.2. После набора необходимого числа учетчиков-контролеров за 2 - 3 дня до начала обследования с ними, а также с кондукторами, участвующими в обследовании пассажиропотоков, проводятся инструктивные занятия по ознакомлению их с порядком работы, заполнению форм первичного учета и их обработки, правами и обязанностями в период проведения обследования.

Учетчики-контролеры закрепляются за обследуемыми маршрутами и конкретными графиками движения (транспортными средствами). Инструктивные занятия с учетчиками-контролерами и кондукторами проводят руководители обследования маршрутов, назначаемые приказом по соответствующему предприятию транспорта из числа его работников.

8.3. Руководители обследования маршрутов выдают каждому учетчику-контролеру: временное удостоверение на право проверки у пассажиров проездных документов и документов, удостоверяющих их право на льготный проезд в общественном транспорте; наряд на проведение обследования по закрепленному маршруту; маршрутный справочник с характеристикой маршрута и указанием остановочных пунктов; инструкцию учетчику-контролеру; документацию для первичного учета пассажиров (учетные талоны, порейсовые карточки, анкеты, таблицы); необходимые канцелярские принадлежности; папку для хранения документации.

9. Оформление и выдача нарядов учетчикам-контролерам на проведение обследования пассажиропотоков

Конкретные задания по обследованию пассажиропотоков устанавливаются учетчикам-контролерам в нарядах, выдаваемых им за 1 - 2 дня до начала обследования. В наряде предусматриваются дата проведения обследования на определенном маршруте, транспортном средстве по конкретному графику, место и время начала и окончания работы. Наряд подписывается руководителем обследования маршрута, который в нем и делает отметку о выполнении задания. Типовая форма наряда приводится в Приложении N 9.

Наряд, оформленный в установленном порядке, является основанием для оплаты учетчику-контролеру за выполненную работу по обследованию пассажиропотоков.

10. Оповещение населения о проведении обследования пассажиропотоков осуществляется за неделю до его начала через средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать). Изготавливаются специальные объявления о проведении обследования, которые до его начала вывешиваются в салонах транспортных средств, обслуживающих внутригородские и пригородные маршруты, а также в местах массового скопления пассажиров (на вокзалах и основных остановочных пунктах, у пригородных билетных касс и др.).

В информациях и объявлениях населению разъясняются цели и задачи обследования пассажиропотоков, а также обязанности каждого пассажира в период проведения обследования.

11. Определение потребности в трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах для проведения обследования

Потребность в трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах определяется исходя из объемов, сроков, методов и способов проведения обследования пассажиропотоков.

11.1. Определение потребности в трудовых ресурсах и ее обеспечение.

11.1.1. Расчет численности учетчиков-контролеров при талонном методе обследования.

В соответствии с технологией проведения обследования пассажиропотоков талонным методом учет пассажиров в транспортных средствах, обслуживаемых кондукторами, осуществляют учетчики-контролеры и кондукторы, а в транспортных средствах с бескондукторным обслуживанием - только учетчики-контролеры.

Рекомендуемое число учетчиков-контролеров на каждое обследуемое транспортное средство:

Число дверей в транспортном средстве, постоянно используемых для входа (выхода) Численность учетчиков-контролеров при обслуживании транспортного средства
с кондуктором без кондуктора
2 1 2
3 2 3

Общая численность учетчиков-контролеров (N_ут) определяется по формуле:

N_ут = [(n + 2n_2) + 2(n'+ 2n'_2) + 2(m + 2m_2)+ + 3(m'+ 2m')]_2 x 1,05,

где:

n, n_2 - количество 2-дверных транспортных средств с кондукторным обслуживанием, работающих на обследуемых маршрутах соответственно в одну-полторы смены и в две смены;

m, m_2 - количество 3-дверных транспортных средств с кондукторным обслуживанием и с режимом работы соответственно в одну-полторы и в две смены;

n', n'_2 - количество 2-дверных транспортных средств с бескондукторным обслуживанием и с режимом работы соответственно в одну-полторы смены и в две смены;

m', m'_2 - количество 3-дверных транспортных средств с бескондукторным обслуживанием и с режимом работы соответственно в одну-полторы смены и в две смены;

1,05 - 5%-й резерв учетчиков-контролеров.

11.1.2. Расчет потребности в учетчиках-контролерах при табличном методе обследования.

Технологией проведения обследования пассажиропотоков табличным методом предусматривается нахождение учетчика-контролера в салоне транспортного средства у каждой входной (выходной) двери независимо от способа обслуживания (с кондуктором или бескондукторного). Исходя из этого общая численность учетчиков-контролеров (N_утб) определяется по формуле:

N_утб = [2(n + 2n') + 3(m + 2m')] x 1,05,

где:

n, n' - количество 2-дверных транспортных средств, работающих на обследуемых маршрутах соответственно в одну полторы смены и в две смены;

m, m' - количество 3-дверных транспортных средств с режимом работы соответственно в одну-полторы смены и в две смены;

1,05 - 5%-й резерв учетчиков-контролеров.

11.1.3. Для работы в качестве учетчиков-контролеров в период обследования пассажиропотоков привлекаются инженерно-технические работники и служащие предприятий и организаций транспорта, а также студенты вузов и учащиеся средних специальных учебных заведений, слушатели отраслевых учебных комбинатов, старшеклассники. При необходимости с отдельными лицами заключаются трудовые соглашения на участие в проведении обследования пассажиропотоков.

Всем учетчикам-контролерам, принимающим непосредственное участие в обследовании пассажиропотоков на городских и пригородных маршрутах, выдаются временные удостоверения учетчика-контролера с предоставлением права проверки у пассажиров проездных документов и документов, удостоверяющих право проезда в общественном транспорте, а также должностные инструкции, маршрутные справочники и наряды на проведение обследования, типовые формы которых приведены в Приложениях N 2, 3 и 4 к настоящим методическим указаниям.

11.1.4. Расчет численности руководителей обследования маршрутов.

Для осуществления руководства работой учетчиков-контролеров при проведении обследования пассажиропотоков из числа штатных работников контрольно-ревизионной службы, диспетчеров и других инженерно-технических работников предприятий пассажирского транспорта, работников отделений Российской транспортной инспекции и других организаций транспорта назначаются руководители обследования маршрутов. В обязанности руководителей входят инструктаж учетчиков-контролеров, организация их работы в период подготовки и проведения обследования, выдача им необходимых для обследования материалов, оформление нарядов, контроль за соблюдением технологии обследования, прием от учетчиков-контролеров материалов первичного учета и оценка их качества.

Необходимая численность руководителей обследования маршрутов определяется из расчета:

на каждый пассажиронапряженный внутригородской маршрут-представитель - 1 - 2 человека;

на каждые 2 - 5 внутригородских малодеятельных и пригородных маршрутов - 1 человек.

При этом численность учетчиков-контролеров, приходящаяся на одного руководителя обследования маршрутов, не должна превышать 30 человек.

Необходимо также предусмотреть резервную численность руководителей обследования маршрутов в размере 5% от их расчетной потребности.

11.1.5. Расчет численности учетчиков для анкетного обследования транспортной подвижности отдельных категорий граждан определяется по формуле:

где:

N_уа - численность учетчиков, необходимая для проведения анкетного обследования;

P_аi - общая численность i-й категории граждан, подлежащих анкетному опросу;

а_ч - среднечасовая производительность учетчика (число граждан, охваченных анкетным опросом в среднем за 1 час);

t_о - среднедневная продолжительность работы учетчика в часах;

q_о - количество дней проведения анкетного опроса;

1,05 - 5%-й резерв учетчиков.

11.2. Расчет потребности в учетной документации.

11.2.1. Учетные талоны для обследования пассажиропотоков изготавливаются по каждому виду транспорта (автобус, трамвай, троллейбус) в 7 сериях (Приложение N 5), соответствующих следующим категориям (группам) пассажиров:

а) пользующихся правом бесплатного проезда на городском и пригородном общественном транспорта:

1. Серия И - инвалиды (группа "И").

2. Серия П - пенсионеры и ветераны (группа "П").

3. Серия ВС - военнослужащие (группа "ВС").

4. Серия ВУ - работники органов власти и управления (группа "ВУ").

5. Серия ПР - работники других организаций и прочие категории граждан (группа "ПР");

б) использующих для проезда абонементные билеты и абонементные талоны:

6. Серия АБ - для учета поездок по абонементным билетам (месячным, квартальным, годовым) и другим проездным документам долговременного пользования (студенческий, ученический) для проезда на одном или нескольких видах транспорта.

7. Серия АТ - для учета поездок по разовым абонементным талонам (в транспортных средствах с бескондукторным обслуживанием).

11.2.2. Расчет потребности в учетных талонах для обследования перевозок пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте, производится для каждого вида транспорта и по каждой серии исходя из общей численности контингента в каждой группе (И, П, ВС, ВУ, ПР) и принятой величины репрезентативной выборки с учетом 20% резерва:

где:

Т_i - потребное количество учетных талонов i-й серии для обследования транспортной подвижности i-й категории граждан с правом бесплатного проезда;

N_i - общая численность обследуемой i-й категории (группы) граждан;

P_ni - доля выборочного обследования i-й категории граждан (от N );

q_о - количество календарных дней проведения обследования;

m - число видов транспорта (автобус городской, автобус пригородный);

1,20 - 20%-процентный резерв учетных талонов i-й серии.

11.2.3. Потребность в талонах для учета поездок по долговременным абонементным билетам (серия АБ) можно определить по формуле:

где:

Т_АБ - общая потребность в учетных талонах серии АБ;

P_nАБ - доля выборочного обследования поездок пассажиров с абонементными билетами (от их общего количества);

q_о - число календарных дней обследования поездок пассажиров;

i - календарный период (год, квартал, месяц);

АБ_i , 2АБ_i , 3АБ_i - количество абонементных проездных билетов, проданных в i-м периоде текущего года (на год, квартал, месяц) соответственно на один вид транспорта, на два вида транспорта и на три вида транспорта;

1,20 - 20%-процентный резерв учетных талонов серии АБ.

11.2.4. Потребность в учетных талонах для учета поездок по разовым абонементным талонам (серии АТ):

где:

Т_АТ - общая потребность в учетных талонах серии АТ;

АТ_i - общее количество проданных за предыдущий месяц абонементных талонов на одну поездку в i-м виде транспорта;

P_nАТ - доля выборочного обследования поездок пассажиров с абонементными талонами (от их общего количества);

m - число видов транспорта.

11.2.5. Необходимое количество бланков, карточек порейсового учета (К ) определяется по форме (Приложение N 6) по формуле:

где:

N_утб - численность учетчиков-контролеров, занятых обследованием перевозок пассажиров табличным методом;

q_о - число календарных дней обследования;

m_i - количество обследуемых графиков движения транспортных средств на обследуемом i-м маршруте;

R_j - количество рейсов прямого направления в обследуемом j-м графике движения на i-м маршруте;

n - количество обследуемых маршрутов;

1,20 - 20%-процентный резерв карточек порейсового учета.

11.2.6. Потребное количество бланков (анкет) для обследования транспортной подвижности определяется по каждой категории граждан (по формуле Приложений N 3, 4) исходя из ее общей численности и размера репрезентативной выборки для проведения выборочного анкетирования по формуле:

где:

А_i - общее количество анкет, необходимое для обследования транспортной подвижности i-й категории (группы) граждан;

N_i - общая численность i-й категории (группы) граждан;

P_ni - доля выборочного анкетирования i-й категории (группы) граждан (от N_i);

n - число категорий (групп) граждан, подлежащих анкетному опросу;

1,20 - 20%-процентный резерв анкет.

11.2.7. Изготовление бланков учетных талонов, карточек порейсового учета, анкет, инструкций, таблиц, рекламных объявлений и другой печатной продукции, необходимой для проведения обследования пассажиропотоков, целесообразно проводить в централизованном порядке. Единый заказчик централизованного изготовления указанной продукции и необходимые для этого средства определяются комиссией (рабочей группой) по проведению обследования перевозок пассажиров.

11.4. Определение потребности в финансовых ресурсах и источников финансирования проведения обследования пассажиропотоков.

11.4.1. Затраты на подготовку, проведение и обработку материалов обследования пассажиропотоков включают расходы на оплату труда персонала, приобретение необходимых материалов, инвентаря и оборудования, рекламу в средствах массовой информации, оплату услуг вычислительного центра, предприятий автотранспорта, связи и других организаций.

11.4.2. Фонд оплаты труда персонала (Ф), привлекаемого для проведения обследования перевозок пассажиров, определяется по формуле:

N_i - численность персонала i-й категории (учетчики, учетчики-контролеры, руководители обследования маршрутов и др.), чел.;

з_i - размер средней заработной платы одного работника i-й категории за одну смену, руб.;

m_i - сменность одного работника i-й категории (одна, полторы или две смены);

q_оi - количество дней, отработанных работником i-й категории на обследовании перевозок пассажиров.

В случае непосредственного участия кондукторов автобусов, трамваев и троллейбусов в проведении обследования перевозок пассажиров талонным методом (наряду с выполнением своих прямых обязанностей) рекомендуется осуществлять доплату или в установленном порядке за совместительство и предусматривать на это необходимые средства при расчете фонда оплаты труда.

11.4.3. Отчисления на социальные нужды принимаются по установленным законодательством нормативам отчислений от фонда оплаты труда персонала.

11.4.4. Затраты на приобретение материалов, инвентаря и оборудования, необходимых для проведения обследования пассажиропотоков, рассчитываются исходя из потребности и действующих рыночных цен (Приложение N 10).

11.4.5. Расходы по обработке и анализу материалов обследования пассажиропотоков, оплате рекламы, услуг связи, автотранспортных и других услуг принимаются в размерах, предусмотренных в договорах и соглашениях с соответствующими организациями и лицами, оказывающими эти услуги.

11.4.6. Смета расходов на проведение статистического обследования пассажиропотоков (Приложение N 11) утверждается комиссией по проведению обследования, образованной решением соответствующего местного органа исполнительной власти.

Финансирование расходов осуществляется за счет средств местного бюджета, предназначенных на компенсацию затрат предприятий транспорта на перевозку пассажиров во внутригородском и пригородном сообщениях.

  • Главная
  • ПИСЬМО Госкомстата РФ от 14.02.2002 N ОР-09-23/692