в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 28.09.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПИСЬМО Госкомстата РФ от 14.02.2002 N ОР-09-23/692
действует Редакция от 14.02.2002 Подробная информация
ПИСЬМО Госкомстата РФ от 14.02.2002 N ОР-09-23/692

4. Выбор методов обследования перевозок пассажиров

4.1. Обследование пассажирских перевозок и транспортной подвижности населения городов осуществляется с применением различных методов, из которых наибольшее практическое распространение получили анкетный, талонный, табличный и визуальный.

4.2. Анкетный метод обследования перевозок пассажиров основан на заполнении гражданами или специальными учетчиками анкет опроса о количестве поездок, цели и способах передвижения, маршрутах следования, местах пересадки, времени передвижения и для выяснения других вопросов, в зависимости от цели проводимого обследования.

При использовании анкетного метода обследования могут применяться различные формы и способы получения необходимой информации. Обследования анкетным методом могут проводиться путем непосредственного опроса граждан учетчиками по месту жительства (в том числе по телефону), месту работы или учебы, на остановочных пунктах или во время поездки на общественном транспорте, а также путем рассылки анкет по почте, передачи их для заполнения администрации предприятий, организаций и учреждений и другими способами.

Анкетный метод позволяет получать наиболее обширную информацию для изучения не только пассажиропотоков, но и социальной структуры пассажиров, степени удовлетворения спроса населения на транспортные услуги, оценки качества транспортного обслуживания пассажиров, затратах населения на транспорт и иных вопросов.

Основным недостатком анкетного метода обследования является его большая трудоемкость и высокая себестоимость.

4.3. Талонный метод обследования перевозок пассажиров применяется с использованием специальных учетных талонов, которые выдаются каждому пассажиру при входе в транспортное средство.

В учетном талоне отмечается пункт посадки пассажира. Пассажир сохраняет талон до конца поездки и при выходе из транспортного средства в конце поездки возвращает его учетчику, который отмечает на нем пункт высадки. При выдаче пассажиру учетного талона в пункте посадки на нем одновременно со слов пассажира может отмечаться и пункт высадки. В этом случае учетчик в пункте высадки сверяет правильность указанной отметки.

При необходимости обследования пересадочности на другие маршруты или на другие виды транспорта пассажирам, следующим с пересадками, должны выдаваться талоны иной формы, где кроме остановочных пунктов данного маршрута предусмотрена также информация о возможных пересадках.

По учетному талону можно определить расстояние поездки каждого пассажира, а по сумме всех собранных талонов получить необходимые данные о направлении и мощности пассажиропотока на данном маршруте в прямом и обратном направлениях, коэффициенты пересадочности и использования вместимости транспортных средств и ряд других показателей.

Талонный метод обследования позволяет получать достаточно полные данные о пассажиропотоках и межостановочных корреспонденциях пассажиров, однако требует значительных трудовых и финансовых затрат, особенно на обработку первичной информации.

4.4. Табличный метод обследования основан на учете перевозимых пассажиров специальными учетчиками, находящимися или внутри салона транспортного средства, или на остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта.

Учет пассажиров производится в специальных таблицах различными способами:

путем опроса пассажиров. Учетчики, находящиеся на остановочных пунктах, опрашивают каждого пассажира о пути его следования, пересадках на другие виды транспорта, регистрируя ответы в соответствующих графах таблиц. Учетчики, находящиеся внутри салона транспортного средства, учитывают число вошедших пассажиров, опрашивают их, до какой остановки они следуют, о пунктах пересадки, и полученные результаты регистрируют в таблицах;

путем подсчета количества пассажиров, входящих в транспортное средство и выходящих из него (без контакта с пассажирами). Подсчет производится учетчиками, которые могут находиться как на остановочных пунктах, так и внутри салонов транспортных средств. Трудоемкость обследования по этому способу может быть значительно снижена за счет применения для подсчета числа входящих и выходящих пассажиров специальных автоматических устройств (датчиков), расположенных непосредственно на каждом транспортном средстве;

табличный метод позволяет получать информацию о количестве перевезенных пассажиров, пассажирообороте остановочных пунктов, направлении и мощности пассажиропотоков, степени использования вместимости транспортных средств. По сравнению с анкетным и талонным методами обследования пассажирских перевозок талонный метод является менее трудоемким и более дешевым.

4.5. Визуальный (глазомерный) метод обследования пассажирских перевозок применяется для оперативного определения степени наполняемости подвижного состава и мощности пассажиропотока на наиболее пассажиронапряженном участке каждого маршрута по часам суток в определенные дни недели.

Визуальную (глазомерную) оценку степени использования вместимости транспортных средств могут осуществлять находящиеся на остановках учетчики, фиксируя ее ориентировочно и подсчитывая количество входящих и выходящих пассажиров, а также водители и кондукторы транспортных средств. Для оценки использования вместимости подвижного состава при этом методе могут применяться балльная шкала и так называемая "силуэтная" форма глазомерного обследования.

При 6-балльной системе оценки каждому баллу соответствует силуэт транспортного средства со следующими уровнями использования его вместимости:

6 баллов - предельная вместимость (более 5 пассажиров на 1 кв. метр свободной площади пола транспортного средства при полностью занятых местах для сидения);

5 баллов - нормативная вместимость (5 пассажиров/кв. м при полностью занятых местах для сидения);

4 балла - около 1/2 нормативной вместимости (2 - 3 пассажира/ кв. м при полностью занятых местах для сидения);

3 балла - 100% заполнение мест для сидения (при отсутствии стоящих пассажиров);

2 балла - заполнение около 2/3 мест для сидения (при отсутствии стоящих пассажиров);

1 балл - заполнение около 1/3 мест для сидения (при отсутствии стоящих пассажиров).

Полученные в результате обследования данные используются для определения количества транспортных средств, необходимых для обслуживания конкретных маршрутов, и составления оптимальных расписаний их движения по этим маршрутам.

4.6. Выбор конкретных методов для обследования перевозок пассажиров производится исходя из цели обследования и решаемых на основе его результатов задач с учетом местных условий, наличия денежных средств и возможностей привлечения трудовых ресурсов для проведения обследования и обработки полученных данных.

Возможно также одновременное комбинированное использование нескольких методов обследования пассажиропотоков на конкретных маршрутах и объектах.

4.7. Для целей статистического обследования перевозок пассажиров и транспортной подвижности различных категорий граждан в настоящих Методологических рекомендациях предлагается применять модифицированные анкетный, талонный и табличный методы обследования.

4.7.1. Анкетный метод рекомендуется применять для обследования транспортной подвижности различных категорий граждан с использованием специальных анкет опроса граждан по форме согласно Приложениям N 3, 4 к настоящим Методологическим рекомендациям. В анкетах содержатся вопросы о количестве поездок на различных видах общественного пассажирского транспорта в городском (автобус, трамвай, троллейбус) и пригородном (автобус) сообщениях в зимний (октябрь - апрель) и в летний (май - сентябрь) сезоны, а также о принадлежности пассажиров к той или иной категории (группе) и степени использования ими абонементных проездных билетов долговременного пользования.

4.7.2. Талонный метод для обследования транспортной подвижности различных категорий граждан рекомендуется применять с использованием специальных учетных талонов 7 серий, образцы которых приведены в Приложении N 5 к настоящим Методологическим рекомендациям. Учетные талоны серий П, И, ВС, ВУ, ПР соответствуют группам и категориям пассажиров с правом бесплатного проезда, перечисленных в Приложении N 1.

Учетные талоны серий АБ и АТ соответствуют группам платных пассажиров, использующих для проезда абонементные билеты долговременного пользования (годовые, квартальные, месячные) и абонементные талоны для разовых поездок на общественном транспорте.

4.7.3. Табличный метод обследования перевозок пассажиров рекомендуется применять с использованием специальных карточек для порейсового учета пассажиров на каждом маршруте. Форма карточки приведена в Приложении N 6 к настоящим Методологическим рекомендациям.

В карточке порейсового учета регистрируются число вошедших в транспортное средство пассажиров с правом бесплатного проезда на общественном транспорте (по группам И, П, ВС, ВУ, ПР), пассажиров с абонементными билетами (группа АБ) и абонементными талонами (группа АТ), а также пассажиров, оплативших свой проезд непосредственно в салоне транспортного средства. Кроме того, подсчитывается общее число вышедших пассажиров на каждом остановочном пункте маршрута. Регистрация вошедших и вышедших пассажиров осуществляется учетчиками-контролерами, находящимися внутри салона транспортного средства у каждой двери. Отнесение каждого пассажира к той или иной группе производится путем опроса его учетчиком-контролером при входе в транспортное средство и проверки наличия у пассажира соответствующего документа, удостоверяющего право бесплатного проезда на общественном транспорте, абонементного билета или абонементного талона. При кондукторном способе обследования пассажиров в бригады учетчиков-контролеров могут включаться и кондукторы.

  • Главная
  • ПИСЬМО Госкомстата РФ от 14.02.2002 N ОР-09-23/692