в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 13.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 25.12.97 N 380 "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
действует Редакция от 25.12.1997 Подробная информация
ПРИКАЗ Минздрава РФ от 25.12.97 N 380 "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРАЧА КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ <*>

Специальность "Клиническая лабораторная диагностика"

В соответствии с требованиями специальности врач клинической лабораторной диагностики должен ЗНАТЬ и УМЕТЬ:

1. Общие знания:

- законодательные акты о здравоохранении и нормативные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- основы медицинского страхования и деятельности клинико-диагностических лабораторий;

- основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний;

- основы профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы;

- основы Международной и отечественной классификации болезней (МКБ, ОКБ);

- современные направления развития медицины.


<*> - Квалификационная характеристика является основой для оценки знаний и умений специалиста при проведении квалификационного экзамена на получение сертификата специалиста. Для специалистов, имеющих узкую специализацию и стаж работы по узкой специальности не менее 5 лет, экзамен может проводиться по соответствующей субдисциплине.

2. Специальные знания:

По вопросам организации работы в клинико-диагностической лаборатории:

- директивные документы, определяющие деятельность лабораторной службы;

- система организации лабораторной службы в стране, задачи и ее структура;

- основные принципы работы централизованной лаборатории, в том числе медицинских диагностических центров;

- современные методы лабораторной диагностики;

- положение об аккредитации клинико-диагностических лабораторий;

- основы техники безопасности в клинико-диагностических лабораториях.

По общим требованиям специальности:

- срочная и плановая лабораторная диагностика заболеваний;

- лабораторный контроль за течением и восстановлением трудоспособности;

- лабораторный контроль за действием лекарственных препаратов;

- лабораторные исследования при диспансеризации;

- консультативная помощь врачам-лаборантам, врачам других клинических специальностей;

- профессиональная помощь лаборантам;

- организация лабораторных исследований в соответствии с характером лечебного учреждения;

- планирование методических программ клинико-диагностических лабораторий и диагностических лабораторных исследований в соответствии с инструктивной и нормативной документацией;

- оценка и интерпретация результатов исследования;

- работа по внедрению новых методов исследования и оборудования;

- участие в обучении и повышении квалификации специалистов со средним медицинским образованием;

- участие в работе по оптимизации лабораторно-диагностических методов и повышении значимости лабораторных исследований в диагностике заболеваний;

- проведение экспертной оценки (экспертизы) правильности назначения и интерпретации анализов;

- проведение ежегодного анализа работы лаборатории с учетом профиля лечебного учреждения.

По общим вопросам лабораторной диагностики:

- структура и функция органов кроветворения, пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем; строение и функция желез, серозных оболочек, опорно-двигательного аппарата, кожи;

- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биологических жидкостей;

- правила и способы получения биологического материала для морфологических, биохимических, генетических, иммунологических, бактериологических, серологических и других исследований;

- приготовление, фиксация и окраска препаратов для морфологического исследования;

- консервирование, хранение, обезвреживание и доставка биологических материалов;

- этиология, патогенез, клиника и лабораторная диагностика основных заболеваний системы кровообращения, кроветворения, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, опорно-двигательной системы, соединительной ткани, мышечной ткани, эндокринной системы;

- влияние терапии на лабораторные показатели;

- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя и др. на результаты лабораторных исследований;

- основы клиники и ранней диагностики онкологических заболеваний;

- влияние биологических факторов (возраст, пол, время года, дневные ритмы, месячные циклы и др.) на результаты лабораторных исследований.

По контролю качества лабораторных исследований:

- организация контроля качества (КК), порядок проведения, основные требования, предъявляемые к проведению КК;

- возможные источники погрешностей при лабораторных исследованиях;

- классификация ошибок, внелабораторные погрешности, внутрилабораторные погрешности, аналитические погрешности. Ошибки грубые, случайные, систематические;

- внутрилабораторный, межлабораторный КК. Методы КК (контроль воспроизводимости, контроль правильности), основные статистические показатели;

- порядок проведения внутрилабораторного КК. Построение контрольных карт, критерии работы по контрольной карте;

- контрольные материалы: контрольные сыворотки сливные и коммерческие, сыворотки животных и человека, аттестованные и неаттестованные сыворотки. Контрольные материалы по гематологии, общеклиническим методам исследования, цитологии, микробиологии. Требования, предъявляемые к контрольным материалам;

- межлабораторный КК. Варианты межлабораторного КК, оценка работы лабораторий.

По биохимическим исследованиям:

взятие биоматериала:

- правила взятия крови, мочи, других биологических материалов, правила транспортировки и хранения, стабилизация биоматериала;

методы клинической биохимии:

- физико-химические и биохимические методы;

- основные принципы фотометрии, спектрофотометрии, др. спектральных методов, потенциометрии с использованием ион-селективных электродов, принципы электрофореза, хроматографии;

- принципы работы автоматизированных аналитических систем;

- основные принципы иммуноферментного анализа;

обмен белков:

- биосинтез и структура белка, функция белков;

- физико-химические свойства белков;

- метаболизм белков и аминокислот, переваривание белков, особенности метаболизма отдельных аминокислот;

- образование конечных продуктов обмена белков, образование аммиака, мочевины, креатинина, азотистый баланс, клинико-диагностическое значение определения фракций остаточного азота и других азотсодержащих продуктов;

- белки плазмы крови, альбумины, альфа1-, альфа2-, бета-, гамма-глобулины, белки "острой фазы", гипо-, гипер-, диспротеинемии, парапротеинемии, иммунодефицитные состояния, клиникодиагностическое определение отдельных белков плазмы крови;

ферменты:

- строение ферментов, кофакторы и коферменты, сущность процесса катализа;

- принципы международной классификации ферментов;

- регуляция ферментативной активности;

- гипо- и гиперферментемии, наследственные и приобретенные энзимопатии;

- клинико-диагностическое значение определения активности ферментов и их изоформ в биологических жидкостях при патологии;

- энзимодиагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы, печени, поджелудочной железы, костной ткани, мышечной ткани и др. патологии;

- общие принципы определения активности ферментов;

обмен углеводов:

- метаболизм углеводов, пути превращения глюкозы: переваривание и всасывание, расщепление глюкозы;

- гликолитическая цепь, гликогенолиз, пентофосфатный цикл, окислительное фосфорилирование, образование и расход энергии АТФ;

- обмен глюкозы, галактозы, фруктозы. Гипо- и гипергликемии. Клинико-диагностическое значение определения глюкозы в крови и моче;

- регуляция и нарушения обмена гликогена. Гликогенозы. Гликозаминогликаны;

- патохимические основы и диагностика сахарного диабета. Характеристика нарушений обмена веществ при сахарном диабете. Клинико-лабораторные показатели при сахарном диабете. Гликозилированный гемоглобин и другие гликозилированные белки. Гипо- и гипергликемические комы при сахарном диабете;

обмен липидов:

- основные классы липидов: жирные кислоты, триглицериды, холестерин и его эфиры, фосфолипиды;

- усвоение липидов в пищеварительной системе: эмульгирование, переваривание, всасывание липидов;

- транспорт липидов в организме. Роль липопротеидов;

- патология обмена липидов. Гипо- гиперхолестеринемии при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, печени. Роль гормонов в регуляции липидов. Алкоголизм и жировой гепатоз;

- липопротеиды: структура и функция липопротеидов. Апопротеиды. Классификация липопротеидов крови человека. Изменения спектра липопротеидов при различных заболеваниях;

- дислипопротеидемия, классификация гиперлипопротеидемий. Семейные гиперлипопротеидемии. Дислипопротеидемии при заболеваниях внутренних органов: диабет, нефротический синдром, заболевания щитовидной железы, панкреатит, алкоголизм;

- атеросклероз;

гормоны:

- гормоны: химическая природа и биологическое действие. Взаимодействие гормонов с рецепторами клеток. Внутриклеточные посредники гормонов;

- действие гормонов гипотоламо-гипофизарной системы, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников, половых желез;

- взаимосвязь гормонов гипофиза и гипоталамуса. Гипо- и гиперпродукция гормонов гипотоламо-гипофизарной системы. Гипо- и гиперфункция щитовидной железы. Первичный и вторичный гиперпаратиреоз. Нарушения функции эндокринной части поджелудочной железы. Этиология и патогенез инсулинозависимого и инсулинонезависимого сахарного диабета. Гипо- и гиперфункция мозгового слоя надпочечников. Феохромоцитома, клинические симптомы;

- Гипо- и гиперфункция коры надпочечников. Дифференциальная диагностика первичного и вторичного гиперальдостеронизма. Острая и хроническая надпочечниковая недостаточность. Лабораторные методы определения глюкокортикоидов и минералокортикоидов и их клинико-диагностическое значение. Гипо- и гиперфункция половых желез, связь половых желез с гипотоламо-гипофизарной системой. Определение эстрогенов и андрогенов. Использование ИФА и радиоиммунологического анализа для характеристики гормонального профиля больных;

водно-минеральный обмен:

- водный обмен, регуляция водного обмена;

- патология водного обмена, клинико-диагностическое значение определения водных пространств при сердечно-сосудистых заболеваниях, болезнях почек, печени, желудочно-кишечного тракта, эндокринной, мышечной систем;

- минеральный обмен, физиологическая роль ионов;

- распределение в организме, регуляция обмена ионов. Клинико-диагностическое значение определения минеральных веществ: натрия, калия, кальция, магния, фосфора, хлора и микроэлементов;

- концентрация и активность ионов, общее содержание и ионизированный Са и Mg;

- особенности обмена железа, содержание его в организме, процессы всасывания;

- транспортные и депонированные формы железа, роль трансферрина, ферритина, гемосидерина;

- механизмы развития железодефицитной анемии. Лабораторная диагностика абсолютного и относительного дефицита железа. Гемохроматоз, лабораторная диагностика;

кислотно-основное состояние (КОС):

- характеристика кислот и оснований, буферные системы крови;

- физиологические системы регуляции КОС;

- показатели КОС в норме и патологии, клинико-диагностическое значение определяемых показателей;

- формы нарушений: ацидозы, алкалозы, виды нарушений: респираторные, метаболические. Динамика лабораторных показателей. Особенности КОС при заболеваниях легких, почек и др. органов и систем;

обмен гемоглобина:

- порфирины: структура, функция, биологическая роль;

- нарушение обмена порфиринов, порфирии, порфинурии, лабораторная диагностика эритропоэтических и печеночных порфирий;

- образование желчных пигментов, конъюгированный и неконъюгированный билирубин;

- обмен стеркобилиногена и уробилиногена;

- патология обмена желчных пигментов, клинико-диагностическое значение показателей обмена желчных пигментов, лабораторно-дифференциальная диагностика желтух;

коагулология:

- сосудисто-тромбоцитарный гемостаз, тканевые факторы свертывания, факторы форменных элементов крови, их роль в свертывании крови;

- плазменный гемостаз, факторы свертывания плазмы и их биологическое действие, каскадный механизм активации плазменных факторов, основные этапы превращения фибриногена в фибрин;

- антикоагулянты, гепарин, фибринолитическая система и ее биологическая функция;

- продукты деградации фибрина, их биологическое действие;

- регуляция гемостаза, взаимодействие факторов сосудистой стенки, тромбоцитов, плазменной, фибринолитической, кининовой систем, системы комплемента;

- нарушения системы гемостаза, гемофилии, тромбоцитопатии, тромбоцитопении, тромбозы;

- особенности гемостатической терапии, контроль за антикоагулянтной терапией;

- ДВС-синдром, тромбоэмболитические состояния;

- особенности коагулограммы при гиперкоагуляции, при гипокоагуляции. Клинико-диагностическое значение коагулограмм.

По гематологическим исследованиям:

- учение о кроветворении. Теория кроветворения. Регуляция гемопоэза;

- эритропоэз нормобластический, мегалобластический;

- морфологическая и функциональная характеристика эритроцитов. Эритроцитозы. Эритроцитопении. Эритроцитопатии;

- обмен гемоглобина, обмен витамина В 12, фолиевой кислоты;

- лейкопоэз. Морфологическая и функциональная характеристика лейкоцитов. Лейкоцитозы, лейкопении. Цитохимическая характеристика лейкоцитов, роль гликогена, липидов, миелопероксидазы и других ферментов в дифференциальной диагностике клеток лейкопоэза. Показатели внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза. Патогенез эритроцитопатии;

- клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга;

- энзимопатии эритроцитов. Гемоглобинопатии. Иммунные и аутоиммунные гемолитические анемии;

- клинико-лабораторные показатели периферической крови и костного мозга и дополнительных лабораторных исследований;

- болезнь Маркьяфавы-Микеле, патогенез, морфологические, биохимические, иммунологические исследования крови, костного мозга;

- лабораторные показатели гемолитического криза, компенсированного и декомпенсированного гемолиза. Клинико-диагностическое значение гемо- и миелограмм в дифференциальной диагностике гемолитических анемий;

- апластические анемии, этиология, патогенез. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в зависимости от стадии заболевания;

- агранулоцитозы (иммунный, миелотоксический). Этиология и патогенез. Клинико-гематологические показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в разных стадиях заболевания и процессе лечения. Дифференциальная диагностика с острыми лейкозами и другими заболеваниями кроветворной системы;

- геморрагические диатезы, гемофилии, тромбоцитопении, геморрагический васкулит. Этиология, патогенез, классификация. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга, коагулограмм. Клинико-диагностическое значение исследования гемои миелограмм в дифференциальной диагностике геморрагических диатезов;

- изменение крови и костного мозга при различных патологических состояниях. Клинико-лабораторные показатели при инфекционном лимфоцитозе, вирусных, паразитарных заболеваниях, туберкулезе, хирургических (острых и хронических) и онкологических заболеваниях;

- лучевая болезнь, патогенез и клиника острой лучевой болезни. Клинико-лабораторные показатели начального периода, периода выраженных явлений, периода восстановления.

По общеклиническим исследованиям:

- строение и функции органов дыхания. Способы сбора мокроты, получения биоматериала при бронхоскопии, пункции легкого, приготовление препаратов для лабораторного исследования. Заболевания органов дыхания. Исследование физических, химических свойств мокроты. Морфологическое и бактериоскопическое исследование мокроты и отделяемого из бронхов при туберкулезе, воспалительных процессах, бронхиальной астме, пневмокониозах, гистоплазмозе, муковисцидозе. Клинико-диагностическое значение результатов исследования;

- строение и функция органов пищеварения. Способы получения для использования желудочного сока, дуоденального содержимого, кишечного отделяемого. Методы фракционного желудочного зондирования. Заболевания органов пищеварительной системы. Патогенез. Классификация заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки, тонкой и толстой кишок, печени и желчного пузыря. Основные функции желудка (кислотообразующая, фермент- и белковообразующая). Клинико-диагностическое значение фракционного дуоденального зондирования. Исследование дуоденального содержимого для определения желчеобразовательной функции. Физические и химические свойства желчи, значение микроскопического исследования;

- копрологическое исследование, условия получения материала, основные копрологические синдромы. Физические и химические свойства кала. Клинико-диагностическое значение микроскопического исследования кала. Техника приготовления эмульсии испражнений, препаратов для микроскопического исследования, проведения микрохимических реакций для дифференциальной диагностики расщепленного жира: особенности окраски капель жирных кислот и нейтрального жира, окраски нерасщепленного и частично расщепленного крахмала и йодофильной флоры;

- строение и функция отделов мочевыделительной и мочеобразовательной системы. Получение материала для исследования органов мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной и мочеобразовательной системы (патогенез, классификация);

- физические свойства мочи, химические исследования мочи. Принципы методов обнаружения и определения белка, клиническое значение. Принципы методов обнаружения и определения в моче глюкозы и др. сахаров, клиническое значение. Клиническое значение кетонурии. Принципы методов обнаружения кетоновых тел;

- клиническое значение билирубинурии, принцип методов обнаружения билирубина в моче. Клиническое значение наличия желчных кислот в моче, принципы методов их обнаружения. Клиническое значение наличия уробилиновых тел в моче, принцип методов их обнаружения. Клиническое значение гематурии, гемоглобинурии, гемосидеринурии. Принципы методов и клиническое значение индиканурии, меланурии, бактериурии;

- микроскопия осадка, принцип отбора мочи для центрифугирования. Морфология эпителия мочевыводящих путей, эритроцитов, лейкоцитов в норме и при патологии. Цилиндры, строение кристаллов кислых, щелочных и амфотерных солей. Клинико-диагностическое значение лейкоцитурии, цилиндрурии, почечного эпителия и его жировой дистрофии, переходного эпителия, солевого осадка. Принцип отбора мочи для центрифугирования при применении количественного исследования клеточных элементов мочи и цилиндров в камере. Принцип работы с камерой;

- строение и функции центральной нервной системы (оболочек мозга и спинномозгового канала). Получение биоматериала при заболеваниях ЦНС. Заболевания центральной нервной системы. Определение физических и химических свойств спинномозговой жидкости, морфология клеточных элементов. Клинико-диагностическое исследование ликвора;

- строение и функции серозных оболочек: синовиальной, перикарда, плевры, брюшины. Получение материала из серозных полостей. Поражение серозных оболочек. Определение свойств выпотных жидкостей (физических и химических). Морфология клеточного состава при туберкулезе, воспалении, застойных выпотах. Клинико-диагностическое значение исследования;

- строение и функции женских половых органов. Получение материала при заболевании женских половых органов методом аспирации из полости матки, цервикального канала, влагалища. Заболевания половых органов. Определение в вагинальном отделяемом степени чистоты, трихомонад, гонококков, дрожжеподобных грибков, элементов воспаления. Клинико-диагностическое значение результатов исследования;

- строение и функции мужских половых органов. Получение материала при заболеваниях мужских половых органов. Морфологическое исследование клеточного состава сока предстательной железы и семенной жидкости. Клиническое значение результатов исследования.

По паразитологическим исследованиям:

- основные морфологические характеристики гельминтов;

- особенности дифференциальной диагностики различных видов гельминтов и их яиц;

- паразиты малярии, вид, стадии развития;

- морфология малярийных паразитов;

- возбудители заболеваний: венерических, грибковых, кожных;

- простейшие - вид, стадии развития, морфология;

- заболевания, вызванные простейшими;

- дифференциальная диагностика паразитов.

По цитологическим исследованиям:

- морфологическая картина воспалительного процесса, гранулематозной и грануляционной тканей;

- основные признаки пролиферации, дисплазии, метаплазии, фоновых процессов;

- особенности предраковых состояний, реактивной гиперплазии, опухолевых поражений, метастазирования;

- особенности и возможности дифференцировки опухолей разной локализации.

По иммунологическим исследованиям:

- учение об иммунитете, виды иммунитета;

- антиген-неспецифические факторы иммунной реактивности организма;

- фагоцитарная система;

- естественные киллерные клетки;

- гуморальные антиген-неспецифические факторы иммунной защиты;

- структура и функция лимфоидной системы;

- Т- и В-клеточная система иммунитета;

- антигены и иммуногены;

- иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа;

- гормоны и цитокины иммунного ответа;

- регуляция иммунной системы;

- иммунологическая толерантность и аутоиммунитет;

- онтогенез иммунной системы;

- изоантигены системы крови и антитела к клеткам крови;

- врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния;

- иммунная система при инфекциях;

- аллергия и атопические заболевания;

- методы оценки иммунного статуса;

- лабораторные методы исследования иммунной системы:

- исследование антиген-неспецифического клеточного и гуморального иммунитета; исследование Т- и В-лимфоцитов и продуктов их жизнедеятельности;

По медико-генетическим исследованиям:

- предмет и задачи медицинской генетики;

- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;

- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;

- гены и признаки;

- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы;

- методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные.

3. Знания смежных дисциплин:

- современные методы обследования больного;

- организация и объем первой врачебной медицинской помощи в военно-полевых условиях, при массовых поражениях населения и катастрофах;

- основы первичной реанимации;

- основные источники облучения человека, основы радиационной безопасности, гигиенического нормирования радиационного фактора.

4. Умения:

По общим вопросам диагностической работы:

- оказывать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении молнией, электрическим током;

- поставить лабораторный диагноз и провести дифференциальный диагноз, использовав клинические и дополнительные методы исследований;

- провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения;

- провести анализ расхождения лабораторного диагноза с клиническим и патологоанатомическим диагнозом, выявить ошибки и разработать мероприятия по улучшению качества диагностической работы;

- организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и других исследований;

- организовать работу среднего медицинского персонала;

- провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях);

- работать с контрольным материалом - сывороткой крови, клеточной суспензией, мазками и др.;

- оценить результаты исследования и сформулировать заключение (поставить лабораторный диагноз);

- определить необходимость дополнительного обследования больного;

- оформить документацию, предусмотренную нормативными документами МЗ РФ;

- работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории.

По биохимическим исследованиям:

- получить сыворотку, плазму крови, взвесь эритроцитов, собрать мочу для исследования;

- приготовить реактивы;

- обработать химическую посуду;

- построить калибровочные кривые;

- работать на приборах, которыми оснащена лаборатория (фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести электрофорез белков и др.);

- подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии, адаптировать реактивы для используемой аппаратуры;

- производить необходимые расчеты;

- выявлять нарушения в обмене белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, изменения водно-минерального, кислотно-основного состояния, системы гемостаза и др.;

- определить последовательность биохимических исследований;

- оценить результаты биохимических исследований;

- проводить контроль качества лабораторных исследований;

- составить программу лабораторной диагностики и дифференциации для больных при плановом обследовании и при острых состояниях (диабетическая кома, острый панкреатит, инфаркт миокарда и др.);

- определить клинико-диагностическое значение результатов биохимических исследований;

- владеть методами ориентировочной и расширенной коагулограммы;

- выявлять патологию тромбоцитарно-сосудистого, плазменного гемостаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена;

- диагностировать коагулопатии;

- интерпретировать лабораторные показатели нарушения гемостаза при заболеваниях печени, желудочно-кишечного тракта и других органов;

- оценивать эффективность лечения непрямыми антикоагулянтами, гепарином, дезагрегантами, тромболитическими, фибринолитическими средствами и другими препаратами;

- определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей.

По гематологическим исследованиям:

- взять материал для химического и микроскопического исследования, приготовить, фиксировать и окрасить гематологические препараты;

- идентифицировать в окрашенных препаратах нормоциты, сфероциты, микроциты, мегалоциты и другие формы эритроцитов. Идентифицировать гипохромию, гиперхромию, анизоцитоз, пойкилоцитоз. Обнаружить в окрашенных мазках включения в эритроциты: базофильной пунктации, телец Жолли, колец Кебота. Выявить в мазках, окрашенных суправитально, сетчато-нитчатую субстанцию в ретикулоцитах. Оценить результаты, дать заключение;

- идентифицировать в окрашенных мазках крови различные виды лейкоцитов. Провести подсчет лейкоцитарной формулы. Дифференцировать элементы эритро- и лейкопоэза в мазках костного мозга;

- дать морфологическую характеристику изменений эритроцитов (микросфероциты, эллиптоциты, овалоциты, стоматоциты, акантоциты, мишеневидные эритроциты), подсчитать миелограмму, оценить результаты;

- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических лейкозах, оценить полученные результаты;

- провести исследование гемо- и миелограммы при анемиях, оценить полученные результаты;

- исследовать гемо- и миелограмму, морфологию элементов мегакариоцитарного костного мозга и морфологию тромбоцитов в крови. Оценить показатели гемопоэза;

- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических инфекционных, опухолевых и других заболеваниях;

- провести исследование гемо- и миелограммы при лучевой болезни, оценить полученные результаты;

- определить критерии эффективности лечения гематологических заболеваний;

- диагностировать агранулоцитоз, интерпретировать динамику лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе.

По общеклиническим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- выбрать диагностическую программу, описать свойства мокроты, обнаружить патологические примеси в мокроте. Приготовить и микроскопировать нативный препарат. Микроскопия окрашенных препаратов, идентификация клеточных элементов, микобактерий туберкулеза, бактерий. Оценить полученные результаты;

- описать свойства желудочного сока, определить наличие свободной соляной кислоты, общей кислотности желудочного сока, определить пепсин с помощью беззондовых методов. Оценить полученные результаты:

- микроскопировать желудочное содержимое в нативном и окрашенном препаратах. Различить элементы застойной пищи и флоры. Оценить полученные результаты;

- описать патологические признаки дуоденального содержимого, определить количество выделившейся желчи в разные фазы при фракционном дуоденальном зондировании. Определить относительную плотность, концентрацию, рН желчи. Микроскопировать дуоденальное содержимое, приготовить нативный препарат, дифференцировать клеточные элементы двенадцатиперстной кишки и желчевыделительной системы и кристаллов (соли). Провести микрохимические реакции для дифференциации кристаллов холестерина и жирных кислот. Выявить лямблии (простейшие), гельминты и их яйца. Оценить полученные результаты;

- описать патологические признаки в кале (кровь, гной, слизь), выявить гельминты, остатки непереваренной пищи. Определить реакцию кала (рН), диагностировать скрытое кровотечение, скрытое воспаление, обнаружить стеркобилин и билирубин. Оценить полученные результаты;

- описать патологические признаки мочи, определить относительную плотность, рН мочи, измерить в моче количество белка, обнаружить белок Бенс-Джонса. Определить в моче количество глюкозы, обнаружить фруктозу и лактозу, кетоновые тела, билирубин, желчные кислоты, уробилиноген, эритроциты, гемоглобин, индикан, дать характеристику бактериурии. Приготовить препараты для микроскопирования осадка мочи, дифференцировать клеточные элементы, соли, белковые и клеточные цилиндры. Подсчитать в камере количество эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров в моче. Обнаружить в осадке дрожжевые клетки и мицелии, в окрашенных препаратах - туберкулезные микобактерии. Оценить полученные результаты;

- выбрать диагностическую программу, описать патологические признаки спинномозговой жидкости. Дифференцировать клеточные элементы в счетной камере, микроскопировать окрашенные препараты. Оценить полученные результаты;

- выбрать диагностическую программу, описать патологические признаки транссудатов и экссудатов. Поставить пробу Ривальта, определить количество белка, микроскопировать нативные препараты, дифференцировать клеточные элементы в окрашенных препаратах. Оценить полученные результаты;

- выбрать диагностическую программу, описать патологические признаки семенной жидкости. Микроскопировать нативные и окрашенные препараты, определить количество и подвижность сперматозоидов. Определить флору. Оценить полученные результаты.

По цитологическим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- диагностировать по клеточным элементам острый и хронический воспалительный процесс;

- выявлять грануляционную ткань, гранулематозную пролиферацию;

- дифференцировать пролиферацию, дисплазию, метаплазию, фоновые процессы;

- диагностировать предраковые состояния, гиперплазию (реактивную и опухолевую), опухоли;

- определять по возможности цитологическую форму и степень дифференциации опухоли: легких, пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы, мочевого пузыря, яичка, тела и шейки матки, щитовидной железы, молочной железы, предстательной железы, мягких тканей, скелета, кожи, лимфатических узлов, серозных оболочек, костного мозга.

По паразитологическим и микробиологическим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- идентифицировать в различном биологическом материале яйца гельминтов, простейшие;

- дифференцировать вида малярийных паразитов в толстой капле и мазках периферической крови;

- диагностировать возбудителей кожно-венерических заболеваний: бледную трепонему, возбудителя мягкого шанкра, гонококков, трихомонад, хламидий, гарднарелл и др.; возбудителей грибковых заболеваний;

- интерпретировать результаты исследований биологического материала, составить программу обследования.

По иммунологическим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- определить группу крови и резус-фактор;

- проводить исследование совместимости крови донора и реципиента при гемотрансфузиях и трансплантациях;

- определить иммунный статус организма;

- определить клеточный и гуморальный иммунитет;

- проводить иммунологическое исследование при бесплодии и патологии беременности, эндокринных расстройствах и заболеваниях, острых и хронических интоксикациях и инфекциях.

По медико-генетическим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- провести диагностику по половому хроматину;

- определить Х и У хромосомы;

- исследовать кариотип;

- культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа;

- приготовить препараты культуры лимфоцитов.

5. Манипуляции:

- реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца);

- желудочное зондирование и промывание желудка через зонд;

- катетеризация мочевого пузыря;

- остановка кровотечения;

- определение групповой принадлежности крови;

- взятие капиллярной крови для лабораторного анализа;

- взятие венозной крови для анализа.

Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ

Приложение N 15

УТВЕРЖДЕНО
приказ Минздрава РФ
от 25.12.97 N 380

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА С ВЫСШИМ БИОЛОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

В соответствии с требованиями специальности специалист с высшим биологическим образованием должен ЗНАТЬ и УМЕТЬ:

1. Общие знания:

- законодательные акты о здравоохранении и нормативные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, правовые вопросы;

- основы медицинского страхования и деятельности клинико-диагностических лабораторий в условиях страховой медицины;

- основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний;

- основы первичной профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы;

- основы Международной и отечественной классификации болезней (МКБ, ОКБ);

- современные направления развития медицины.

2. Специальные знания:

По общим вопросам работы в клинико-диагностической лаборатории:

- директивные документы, определяющие деятельность лабораторной службы;

- система организации лабораторной службы в стране, задачи и ее структура;

- основные принципы работы централизованной лаборатории, в том числе медицинских диагностических центров;

- положение об аккредитации клинико-диагностических лабораторий;

- основы техники безопасности в клинико-диагностических лабораториях;

- современные методы лабораторной диагностики;

- структура и функция органов кроветворения, пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем; строение и функция желез, серозных оболочек, опорно-двигательного аппарата, кожи;

- структура и функция клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биологических жидкостей;

- правила и способы получения биологического материала для морфологических, биохимических, генетических, иммунологических, бактериологических, серологических и других исследований;

- приготовление, фиксация и окраска препаратов для морфологического исследования;

- консервирование, хранение и обезвреживание биологических материалов;

- лабораторная диагностика основных заболеваний системы кровообращения и кроветворения, пищеварения, мочеполовой системы, печени и желчных путей, опорно-двигательной системы, соединительной ткани, мышечной ткани, эндокринной системы;

- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя и др. на результаты лабораторных исследований;

- влияние биологических факторов (возраст, пол, время года, дневные ритмы, месячные циклы и др.) на результаты лабораторных исследований;

- основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного;

- проведение ежегодного анализа работы лабораторий с учетом профиля лечебного учреждения.

По контролю качества лабораторных исследований:

- организация контроля качества (КК), порядок проведения, основные требования, предъявляемые к проведению КК;

- возможные источники погрешностей при лабораторных исследованиях;

- классификация ошибок, внелабораторные погрешности, внутрилабораторные погрешности, аналитические погрешности. Ошибки грубые, случайные, систематические;

- внутрилабораторный, межлабораторный КК. Построение контрольных карт, критерии работы по контрольной карте;

- контрольные материалы: контрольные сыворотки сливные и коммерческие, сыворотки животных и человека, аттестованные и неаттестованные сыворотки. Контрольные материалы по гематологии, общеклинических методов исследования, цитологии, микробиологии. Требования, предъявляемые к контрольным материалам.

По биохимическим исследованиям:

взятие биоматериала:

- правила взятия крови, мочи, других биологических материалов, правила транспортировки и хранения, стабилизация биоматериала;

биохимические методы:

- физико-химические и биохимические методы;

- основные принципы фотометрии, спектрофотометрии, др. спектральных методов, потенциометрии с использованием ион-селективных электродов, принципы электрофореза, хроматографии;

- принципы работы автоматизированных аналитических систем;

- основные принципы иммуноферментного анализа;

обмен белков:

- биосинтез и структура белка, функция белков;

- физико-химические свойства белков;

- метаболизм белков и аминокислот, переваривание белков, особенности метаболизма отдельных аминокислот;

- образование конечных продуктов обмена белков, образование аммиака, мочевины, креатинина, азотистый баланс, клинико-диагностическое значение определения фракций остаточного азота и других азотсодержащих продуктов;

- белки плазмы крови, альбумины, альфа1-, альфа2-, бета-, гамма-глобулины, белки "острой фазы", гипо-, гипер-, диспротеинемии, парапротеинемии, иммунодефицитные состояния, клинико-диагностическое определение отдельных белков плазмы крови;

ферменты:

- строение ферментов, кофакторы и коферменты, сущность процесса катализа;

- принципы международной классификации ферментов;

- регуляция ферментативной активности;

- гипо- и гиперферментемии, наследственные и приобретенные энзимопатии;

- энзимодиагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы, печени, поджелудочной железы, костной ткани, мышечной ткани и др. патологии;

- общие принципы определения активности ферментов.

Обмен углеводов:

- метаболизм углеводов, пути превращения глюкозы: переваривание и всасывание, расщепление глюкозы;

- гликолитическая цепь, гликогенолиз, пентофосфатный цикл, окислительное фосфорилирование, образование и расходование энергии АТФ;

- обмен глюкозы, галактозы, фруктозы. Гипо- и гипергликемии.

- регуляция и нарушения обмена гликогена. Гликогенозы. Гликозаминогликаны;

- патохимические основы сахарного диабета, характеристика нарушений обмена веществ при сахарном диабете. Гликозилированный гемоглобин и другие гликозилированные белки. Гипо- и гипергликемические комы при сахарном диабете.

Обмен липидов:

- основные классы липидов: жирные кислоты, триглицериды, холестерин и его эфиры, фосфолипиды;

- усвоение липидов в пищеварительной системе: эмульгирование, переваривание, всасывание липидов;

- транспорт липидов в организме. Роль липопротеидов;

- патология обмена липидов. Гипо- гиперхолестеринемии при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, печени. Роль гормонов в регуляции липидов. Алкоголизм и жировой гепатоз;

- липопротеиды: структура и функция липопротеидов. Апопротеиды. Классификация липопротеидов крови человека. Изменения спектра липопротеидов при различных заболеваниях;

- дислипопротеидемия, классификация гиперлипопротеидемий. Семейные гиперлипопротеидемии;

- атеросклероз.

Гормоны:

- гормоны: химическая природа и биологическое действие. Взаимодействие гормонов с рецепторами клеток. Внутриклеточные посредники гормонов;

- действие гормонов гипотоламо-гипофизарной системы, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников, половых желез;

- взаимосвязь гормонов гипофиза и гипоталамуса. Гипо- и гиперпродукция гормонов гипотоламо-гипофизарной системы. Гипо- и гиперфункция щитовидной железы. Первичный и вторичный гиперпаратиреоз. Нарушения функции эндокринной части поджелудочной железы. Гипо- и гиперфункция мозгового слоя надпочечников. Феохромоцитома;

- гипо- и гиперфункция коры надпочечников. Острая и хроническая надпочечниковая недостаточность. Лабораторные методы определения глюкокортикоидов и минералокортикоидов. Гипо- и гиперфункция половых желез, связь половых желез с гипотоламо-гипофизарной системой. Определение эстрогенов и андрогенов. Использование ИФА и радиоиммунологического анализа для характеристики гормонального профиля больных.

Водно-минеральный обмен:

- водный обмен, регуляция водного обмена;

- патология водного обмена, определения водных пространств при сердечно-сосудистых заболеваниях, болезнях почек, печени, желудочно-кишечного тракта, эндокринной, мышечной систем;

- минеральный обмен, физиологическая роль ионов;

- распределение в организме, регуляция обмена ионов.

- концентрация и активность ионов, общее содержание и ионизированный Са и Mg;

- особенности обмена железа, содержание его в организме, процессы всасывания;

- транспортные и депонированные формы железа, роль трансферрина, ферритина, гемосидерина. Лабораторная диагностика абсолютного и относительного дефицита железа. Гемохроматоз, лабораторная диагностика.

Кислотно-основное состояние (КОС):

- характеристика кислот и оснований, буферные системы крови;

- физиологические системы регуляции системы КОС;

- показатели КОС в норме и патологии;

- формы нарушений: ацидозы, алкалозы, виды нарушений: респираторные, метаболические. Динамика лабораторных показателей.

Обмен гемоглобина:

- формы гемоглобина, нормальные, фетальные, аномальные, нестабильные гемоглобины. Гемоглобинопатии, талассемии. Продукты превращения гемоглобина (HbCO, Met Hb). Лабораторные показатели нарушений обмена гемоглобина.

Обмен порфиринов и желчных пигментов:

- порфирины: структура, функция, биологическая роль;

- нарушение обмена порфиринов: порфирии, порфинурии, лабораторная диагностика эритропоэтических и печеночных порфирий;

- образование желчных пигментов, конъюгированный и неконъюгированный билирубин;

- обмен стеркобилиногена и уробилиногена;

- патология обмена желчных пигментов, лабораторные показатели обмена желчных пигментов, лабораторно-дифференциальная диагностика желтух.

Коагулология:

- сосудисто-тромбоцитарный гемостаз, тканевые факторы свертывания, факторы форменных элементов крови, их роль в свертывании крови;

- плазменный гемостаз, факторы свертывания плазмы и их биологическое действие, каскадный механизм активации плазменных факторов, основные этапы превращения фибриногена в фибрин;

- антикоагулянты, фибринолитическая система и ее биологическая функция;

- продукты деградации фибрина, их биологическое действие;

- регуляция гемостаза, взаимодействие факторов сосудистой стенки, тромбоцитов, плазменной, фибринолитической, кининовой систем, системы комплемента;

- нарушение системы гемостаза, гемофилии, тромбоцитопатии, тромбоцитопении, тромбозы;

- контроль за антикоагулянтной терапией;

- лабораторные показатели при ДВС-синдроме и тромбоэмболических состояниях;

- особенности коагулограммы при гиперкоагуляции, гипокоагуляции.

По гематологическим исследованиям:

- учение о кроветворении. Теория кроветворения. Регуляция гемопоэза;

- эритропоэз нормобластический, мегалобластический;

- морфологическая и функциональная характеристика эритроцитов. Эритроцитозы, эритроцитопении, эритроцитопатии;

- обмен гемоглобина, обмен витамина В 12, фолиевой кислоты;

- лейкопоэз; морфологическая и функциональная характеристика лейкоцитов. Лейкоцитозы, лейкопении. Цитохимическая характеристика лейкоцитов;

- показатели внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;

- тромбоцитопоэз, морфология и функция мегакариоцитов и тромбоцитов, тромбоцитопении, тромбоцитозы, тромбоцитопатии;

- костный мозг: морфологическая и функциональная характеристика клеток, нормальные показатели клеточного состава костного мозга;

- лейкозы: классификация, патогенез;

- острые лейкозы, клинико-гематологические показатели различных форм лейкозов, хронические миелоидные лейкозы; клинико-гематологические особенности различных форм, лабораторные показатели начальной, развернутой и терминальной стадий;

- хронические лейкозы лимфоидной ткани; клинико-гематологические, биохимические и иммунологические особенности различных форм и вариантов;

- анемии: классификация;

- клинико-лабораторная характеристика постгеморрагических анемий, особенности обмена железа;

- клинико-лабораторная характеристика анемий, обусловленных дефицитом витамина В 12 и фолиевой кислоты;

- Гемолитические анемии (эритроцитопатии, гемоглобинопатии, энзимопатии эритроцитов, иммунные и аутоиммунные), клинико-лабораторная характеристика различных форм анемий;

- апластические анемии, этиология, патогенез. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в зависимости от стадий заболевания;

- агранулоцитозы (иммунный, миелотоксический). Этиология и патогенез. Клинико-гематологические показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в разные стадии заболевания и процессе лечения. Дифференциальная диагностика с острыми лейкозами и другими заболеваниями кроветворной системы;

- геморрагические диатезы, этиология, патогенез, классификация. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга, коагулограмм. Клинико-диагностическое значение исследования гемо- и миелограмм в дифференциальной диагностике геморрагических диатезов;

- изменение крови и костного мозга при различных патологических состояниях. Клинико-лабораторные показатели при инфекционном мононуклеозе, малосимптомном инфекционном лимфоцитозе, вирусных, паразитарных заболеваниях, туберкулезе, хирургических (острых и хронических) и онкологических заболеваниях;

- лучевая болезнь, патогенез и клиника острой лучевой болезни. Клинико-лабораторные показатели начального периода, периода выраженных явлений, периода восстановления.

По общеклиническим исследованиям:

- строение и функции органов дыхания. Заболевания органов дыхания. Способы получения биоматериала при бронхоскопии, пункции легкого и приготовления препаратов для лабораторного исследования. Правила сбора мокроты, исследование физических, химических свойств мокроты. Морфологическое и бактериоскопическое исследование мокроты и отделяемого из бронхов при туберкулезе, воспалительных процессах, бронхиальной астме, пневмокониозах, гистоплазмозе, муковисцидозе. Клинико-диагностическое исследование результатов исследования;

- строение и функция органов пищеварения. Заболевание органов пищеварительной системы. Основные функции желудка (кислото-, ферменто- и белковообразующая). Способы получения и использования желудочного сока, дуоденального содержимого, кишечного отделяемого. Методы фракционного желудочного зондирования. Исследование дуоденального содержимого для определения желчеобразовательной функции. Физические и химические свойства желчи, значение микроскопического исследования;

- копрологическое исследование, условие получения материала, основные копрологические синдромы. Физические и химические свойства кала. Диагностическое значение микроскопического исследования кала. Техника приготовления эмульсии испражнений, препаратов для микроскопического исследования, проведения микрохимических реакций для дифференциальной диагностики расщепленного жира: особенности окраски капель жирных кислот и нейтрального жира, окраски нерасщепленного и частично расщепленного крахмала и йодофильной флоры;

- строение и функция отделов мочевыделительной и мочеобразовательной системы. Заболевания органов мочевыделительной и мочеобразовательной системы (патогенез, классификация). Получение материала для исследования органов мочевыделительной системы;

- физические свойства мочи, химические исследования мочи. Принципы методов обнаружения и определения белка, клиническое значение. Принципы методов обнаружения и определения в моче глюкозы и др. сахаров, клиническое значение. Клиническое значение кетонурии. Принципы методов обнаружения кетоновых тел;

- клиническое значение билирубинурии, принцип методов обнаружения билирубина в моче. Клиническое значение наличия желчных кислот и уробилиновых тел в моче, принцип методов их обнаружения. Клиническое значение гематурии, гемоглобинурии, гемосидеринурии. Принципы методов определения и клиническое значение индиканурии, меланурии, бактериурии;

- микроскопия осадка, принцип отбора мочи для центрифугирования. Морфология эпителия мочевыводящих путей, эритроцитов, лейкоцитов в норме и при патологии. Цилиндры, строение кристаллов кислых, щелочных и амфотерных солей. Клинико-диагностическое значение лейкоцитурии, цилиндроурии, почечного эпителия и его жировой дистрофии, переходного эпителия, солевого осадка. Принцип отбора мочи для центрифугирования при применении количественного исследования клеточных элементов мочи и цилиндров в камере. Принцип работы с камерой;

- строение и функции центральной нервной системы (оболочек мозга и спинномозгового канала). Получение биоматериала. Определение физических и химических свойств спинномозговой жидкости, морфология клеточных элементов. Клинико-диагностическое значение исследования ликвора;

- строение и функции серозных оболочек: синовиальной, перикарда, плевры, брюшины. Получение материала из серозных полостей. Определение свойств выпотных жидкостей (физических и химических). Морфология клеточного состава при туберкулезе, воспалении, застойных выпотах. Клинико-диагностическое значение исследования;

- строение и функции женских половых органов. Получение материала при заболевании женских половых органов методом аспирации из полости матки, цервикального канала, влагалища. Определение в вагинальном отделяемом степени чистоты, трихомонад, гонококков, дрожжеподобных грибков, элементов воспаления. Клинико-диагностическое значение результатов исследования;

- строение и функции мужских половых органов. Получение материала при заболеваниях мужских половых органов. Морфологическое исследование клеточного состава сока предстательной железы и семенной жидкости. Клиническое значение результатов исследования.

По паразитологическим исследованиям:

- основные морфологические характеристики гельминтов;

- особенности дифференциальной диагностики различных видов гельминтов и их яиц;

- паразиты малярии, вид, стадии развития;

- морфология малярийных паразитов;

- возбудители заболеваний: венерических, грибковых, кожных;

- простейшие - вид, стадии развития, морфология;

- заболевания, вызванные простейшими;

- дифференциальная диагностика паразитов.

По цитологическим исследованиям:

- клетки. Ткани. Краткие сведения об особенностях строения и функции различных тканей;

- морфологическую картину острого и хронического воспалительного процесса, в том числе гранулематозного;

- элементы грануляционной ткани;

- основные признаки пролиферации, метаплазии и других фоновых процессов;

- особенности предраковых состояний, понятие о дисплазии;

- особенности опухолевых поражений;

- особенности метастазирования различных опухолей;

- особенности и возможности дифференциальной диагностики опухолей различной локализации.

По иммунологическим исследованиям:

- учение об иммунитете, виды иммунитета;

- антиген-неспецифические факторы иммунной реактивности организма;

- фагоцитарная система;

- естественные киллерные клетки;

- гуморальные антиген-неспецифические факторы иммунной защиты;

- структура и функция лимфоидной системы;

- Т- и В-клеточная система иммунитета;

- антигены и иммуногены;

- иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа;

- гормоны и цитокины иммунного ответа;

- регуляция иммунной системы;

- иммунологическая толерантность и аутоиммунитет;

- онтогенез иммунной системы;

- изоантигены системы крови и антитела к клеткам крови;

- врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния;

- иммунная система при инфекциях;

- аллергия и атопические заболевания;

- методы оценки иммунного статуса;

- лабораторные методы исследования иммунной системы: исследование антиген-неспецифического клеточного и гуморального иммунитета, исследование Т- и В-лимфоцитов и продуктов их жизнедеятельности.

По медико-генетическим исследованиям:

- предмет и задачи медицинской генетики;

- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;

- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;

- гены и признаки;

- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы;

- методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные.

3. Знания смежных дисциплин:

- современные методы обследования больного;

- организация и объем первой врачебной медицинской помощи в военно-полевых условиях, при массовых поражениях населения и катастрофах;

- основы первичной реанимации;

- основные источники облучения человека, основы радиационной безопасности, гигиенического нормирования радиационного фактора.

4. Умения:

По общим вопросам диагностической работы:

- оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении молнией, электрическим током;

- провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения, разработать мероприятия по улучшению качества работы;

- организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и других исследований;

- организовать работу среднего медицинского персонала;

- провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях);

- работать с контрольным материалом - сывороткой крови, клеточной суспензией, мазками и др.;

- оценить результаты исследования и сформулировать заключение (поставить лабораторный диагноз);

- определить необходимость дополнительного обследования больного;

- оформить документацию, предусмотренную директивными документами МЗ РФ;

- работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории.

По биохимическим исследованиям:

- получить сыворотку, плазму крови, взвесь эритроцитов, собрать мочу для исследования;

- приготовить реактивы;

- обработать химическую посуду;

- построить калибровочные кривые;

- работать на приборах, которыми оснащена лаборатория (фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести электрофорез белков и др.);

- подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии, адаптировать реактивы для используемой аппаратуры;

- производить необходимые расчеты;

- выявлять нарушения в обмене белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, изменения водно-минерального, кислотно-основного состояния, системы гемостаза и др.;

- определить последовательность биохимических исследований;

- оценивать результаты биохимических исследований;

- проводить контроль качества лабораторных исследований;

- составить программу лабораторной диагностики и дифференциации для больных при плановом обследовании и при острых состояниях (диабетическая кома, острый панкреатит, инфаркт миокарда и др.);

- определить клинико-диагностическое значение результатов биохимических исследований;

- владеть методами ориентировочной и расширенной коагулограммы;

- выявлять патологию тромбоцитарно-сосудистого, плазменного гемостаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена;

- диагностировать коагулопатии;

- определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей.

По гематологическим исследованиям:

- взять материал для химического и микроскопического исследования, приготовить, фиксировать и окрасить гематологические препараты;

- идентифицировать в окрашенных препаратах нормоциты, сфероциты, микроциты, мегалоциты и другие формы эритроцитов. Идентифицировать гипохромию, гиперхромию, анизоцитоз, пойкилоцитоз. Обнаружить в окрашенных мазках включения в эритроциты: базофильной пунктации, телец Жолли, колец Кебота. Выявить в мазках, окрашенных суправитально, сетчато-нитчатую субстанцию в ретикулоцитах. Оценить результаты, дать заключение;

- идентифицировать в окрашенных мазках крови различные виды лейкоцитов. Провести подсчет лейкоцитарной формулы. Дифференцировать элементы эритро- и лейкопоэза в мазках костного мозга;

- дать морфологическую характеристику изменений эритроцитов (микросфероциты, эллиптоциты, овалоциты, стоматоциты, акантоциты, мишеневидные эритроциты), посчитать миелограмму, оценивать результаты;

- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических лейкозах, оценить полученные результаты;

- провести исследование гемо- и миелограммы при анемиях, оценить полученные результаты;

- исследовать гемо- и миелограмму, морфологию элементов мегакариоцитарного костного мозга и морфологию тромбоцитов в крови. Оценить показатели гемопоэза;

- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических инфекционных, опухолевых и других заболеваниях;

- провести исследование гемо- и миелограммы при лучевой болезни, оценить полученные результаты;

- определить критерии эффективности лечения гематологических заболеваний;

- диагностировать агранулоцитоз, интерпретировать динамику лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе.

По общеклиническим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- описать свойства мокроты, обнаружить патологические примеси в мокроте. Приготовить и микроскопировать негативный препарат. Микроскопия окрашенных препаратов, идентификация клеточных элементов, микобактерий туберкулеза, бактерий. Оценить полученные результаты;

- описать свойства желудочного сока, определить наличие свободной соляной кислоты, общей кислотности желудочного сока, определить пепсин с помощью беззондовых методов. Оценить полученные результаты:

- описать патологические признаки дуоденального содержимого, определить количество выделившейся желчи в разные фазы при фракционном дуоденальном зондировании. Определить относительную плотность, концентрацию, рН желчи. Микроскопировать дуоденальное содержимое; приготовить нативный препарат, дифференцировать клеточные элементы двенадцатиперстной кишки и желчевыделительной системы и кристаллов (соли). Провести микрохимические реакции для дифференциации кристаллов холестерина и жирных кислот. Выявить лямблии (простейшие), гельминты и их яйца. Оценить полученные результаты;

- описать патологические элементы в кале (кровь, гной, слизь), выявить гельминты, остатки непереваренной пищи. Определить реакцию кала (рН), диагностировать скрытое кровотечение, скрытое воспаление, обнаружить стеркобилин и билирубин. Оценить полученные результаты;

- описать патологические элементы мочи, определить относительную плотность, рН мочи, измерять в моче количество белка, обнаружить белок Бенс-Джонса. Определить в моче количество глюкозы, обнаружить фруктозу и лактозу, кетоновые тела, билирубин, желчные кислоты, уробилиноген, эритроциты, гемоглобин, индикан, дать характеристику бактериурии. Приготовить препараты для микроскопирования осадка мочи, дифференцировать клеточные элементы, соли, белковые и клеточные цилиндры. Подсчитать в камере количество эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров в моче. Обнаружить в осадке дрожжевые клетки и мицелии, в окрашенных препаратах - туберкулезные микобактерии. Оценить полученные результаты;

- описать патологические признаки спинномозговой жидкости. Дифференцировать клеточные элементы в счетной камере; микроскопировать окрашенные препараты. Оценить полученные результаты;

- описать патологические признаки транссудатов и экссудатов. Поставить пробу Ривальта, определить количество белка, микроскопировать нативные препараты, дифференцировать клеточные элементы в окрашенных препаратах. Оценить полученные результаты;

- описать патологические признаки семенной жидкости. Микроскопировать нативные и окрашенные препараты, определить количество и подвижность сперматозоидов. Определить флору. Оценить полученные результаты.

По цитологическим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- диагностировать по клеточным элементам острый и хронический воспалительный, в том числе гранулематозный, процессы;

- дифференцировать элементы грануляционной ткани;

- дифференцировать пролиферацию, метаплазию и другие фоновые процессы;

- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг).

По иммунологическим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- определить группу крови и резус-фактор;

- проводить исследование совместимости крови донора и реципиента при гемотрансфузиях и трансплантациях;

- определить иммунный статус организма;

- определить клеточный и гуморальный иммунитет;

- проводить иммунологическое исследование при бесплодии и патологии беременности, эндокринных расстройствах и заболеваниях, острых и хронических интоксикациях и инфекциях.

По медико-генетическим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- провести диагностику по половому хроматину;

- определить Х и Y хромосомы;

- исследовать кариотип;

- культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа;

- приготовить препараты культуры лимфоцитов.

5. Манипуляции:

- реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца);

- остановка кровотечения;

- взятие капиллярной крови для лабораторного анализа.

Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ

Приложение N 16

УТВЕРЖДЕНО
приказ Минздрава РФ
от 25.12.97 N 380

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 25.12.97 N 380 "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"