| вторая катег. | первая катег. | высшая катег. |
| 1. Общие знания: | | | |
| - основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; | + | + | + |
| - организацию лабораторной службы в стране, ее задачи, структуру и перспективы развития; | +- | + | + |
| - значение лабораторных клинических исследований для сохранения здоровья пациента и диагностики заболеваний; | + | + | + |
| - основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей; | + | + | + |
| - основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
| - современные методы лабораторной диагностики; | +- | + | + |
| - виды и принципы мониторинга качества лабораторных исследований; | +- | + | + |
| - причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа; | + | + | + |
| - основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
| - инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
| - Устав и Правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
| - основы медицины катастроф. | + | + | + |
| 2. Специальные знания: | | | |
| - основы анатомии и физиологии; | + | + | + |
| - структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи; | + | + | + |
| - структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей; | + | + | + |
| - сущность типовых патологических процессов на клеточном, тканевом, системном уровнях; | +- | + | + |
| - лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте; | +- | + | + |
| - общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов и основных заболеваний человека; | +- | + | + |
| - основы функционирования здорового организма и факторы риска; | +- | + | + |
| - основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой; | + | + | + |
| - правила и способы получения биоматериала для лабораторных исследований; | + | + | + |
| - основы лабораторной диагностики основных заболеваний системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, соединительной ткани, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекций; | +- | + | + |
| - основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного; | - | + | + |
| - правила приготовления реактивов; | + | + | + |
| - организация внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований; | +- | +- | + |
| - правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований; | + | + | + |
| - влияние биологических факторов, терапии, пищи и др. на результаты лабораторного анализа; | +- | + | + |
| - значение и методы лабораторного обнаружения лекарственных веществ, ядов, токсинов в биожидкостях. | - | +- | + |
| По гематологическим исследованиям: | | | |
| - теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме; | + | + | + |
| - морфологию клеток гемопоэза в норме; | + | + | + |
| - понятия эффективный, неэффективный эритропоэз, мегакариопоэз, нейтропоэз; | - | +- | + |
| - понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения; | + | + | + |
| - изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях; | - | + | + |
| - изменения показателей миелограммы при реактивных состояниях; | - | - | + |
| - причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза; | - | +- | + |
| - особенности изменения гемограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и др. заболеваниях); | - | - | + |
| - понятия о миелоидной дисплазии; | - | - | + |
| - изменения миелограммы при заболеваниях органов кроветворения; | - | - | + |
| - основные принципы цитохимического анализа, диагностическое значение; | - | - | + |
| - морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях. | - | +- | + |
| По общеклиническим исследованиям: | | | |
| - значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей; | +- | + | + |
| - основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи; | + | + | + |
| - морфология клеточных и других элементов мочи; | + | + | + |
| - мочевые синдромы и их значение в диагностике заболеваний органов мочевой системы; | - | + | + |
| - основные методы и диагностическое значение определения физических и химических показателей кала; | + | + | + |
| - форменные элементы кала, их выявление; | + | + | + |
| - копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы; | - | +- | + |
| - изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы; | +- | + | + |
| - физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки; | +- | + | + |
| - изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы; | +- | + | + |
| - ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.; | +- | + | + |
| - морфология и клеточный состав отделяемого женских и мужских половых органов; | - | + | + |
| - лабораторная диагностика мужского бесплодия; | - | + | + |
| - гормональное зеркало; | - | + | + |
| - основные характеристики эпителия кожи, волос, ногтей и их изменения при различных патологических процессах. | + | + | + |
| По цитологическим исследованиям: | | | |
| - правила взятия и обработки материала для цитологических исследований; | + | + | + |
| - морфологическую картину воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей; | +- | + | + |
| - основные признаки пролиферации, дисплазии, метаплазии, фоновых процессов; | | | |
| - признаки реактивной гиперплазии, опухолевых поражений, метастазирования. | - | +- | + |
| По биохимическим исследованиям: | | | |
| - понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза; | + | + | + |
| - нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния; | + | + | + |
| - причины и виды патологии обменных процессов в организме; | + | + | + |
| - система гемостаза; | +- | + | + |
| - патобиохимические механизмы развития основных синдромов; | - | +- | + |
| - лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях; | - | +- | + |
| - основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др. | + | + | + |
| По паразитологическим исследованиям: | | | |
| - основные морфологические характеристики гельминтов; | + | + | + |
| - морфологические различия видов гельминтов и их яиц; | + | + | + |
| - паразиты малярии, виды, стадии развития; | + | + | + |
| - морфология малярийных паразитов; | + | + | + |
| - простейшие - вид, стадии развития, морфология; | + | + | + |
| - заболевания, вызванные простейшими; | +- | + | + |
| - правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов. | + | + | + |
| По иммунологическим исследованиям: | | | |
| - учение об иммунитете, виды иммунитета; | + | + | + |
| - иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции; | + | + | + |
| - антигены: виды, характеристика; | + | + | + |
| - иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и функции; | + | + | + |
| - взаимодействие антиген-антитело; | + | + | + |
| - неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.; | + | + | + |
| - молекулярные и молекулярно-клеточные основы иммунного ответа; | - | +- | + |
| - трансплантационный иммунитет; | - | +- | + |
| - возрастные особенности иммунного статуса; | +- | + | + |
| - иммунодефицитные состояния; | +- | + | + |
| - иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани; | +- | + | + |
| - аллергия и атопические заболевания; | + | + | + |
| - методы оценки иммунного статуса; | - | + | + |
| - методы исследования неспецифической резистентности организма, клеточного и гуморального иммунитета; | - | +- | + |
| - изоантигены системы крови; | + | + | + |
| - изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания. | +- | + | + |
| По медико-генетическим исследованиям: | | | |
| - предмет и задачи медицинской генетики; | + | + | + |
| - понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью; | + | + | + |
| - генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности; | - | - | + |
| - гены и признаки; | - | - | + |
| - изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутогенные факторы; | - | - | + |
| - метод диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные. | - | - | - |
| 3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам: | | | |
| - основные принципы биомедицинской этики и деонтологии, этические особенности поведения сотрудника клинико-диагностической лаборатории, основные этические проблемы при проведении клинических лабораторных исследований; | + | + | + |
| - представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития; | +- | + | + |
| - механизмы функционирования природных экосистем; | +- | + | + |
| - принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды; | +- | + | + |
| - представление о гигиене как основе профилактической медицины; | + | + | + |
| - общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики основных лекарственных средств; | +- | +- | + |
| - побочные действия основных групп лекарственных средств и изменения результатов лабораторных исследований; | +- | +- | + |
| - представление о видах катастроф, их причинах и последствиях; | + | + | + |
| - представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах; | + | + | + |
| - общие принципы оказания неотложной помощ при несчастных случаях; | +- | + | + |
| - представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных. | + | + | + |
| 4. Умения: | | | |
| - взять биологический материал для лабораторного исследования; | + | + | + |
| - организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований; | + | + | + |
| - организовать работу младшего (среднего) персонала в клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
| - подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа; | + | + | + |
| - провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария; | + | + | + |
| - провести дезинфекцию биоматериала; | + | + | + |
| - прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение; | + | + | + |
| - регистрировать проведенные исследования; | + | + | + |
| - вести учетно-отчетную документацию; | + | + | + |
| - пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий; | + | + | + |
| - пользоваться методами статистической обработки исследований для оценки качества лабораторных анализов; | +- | + | + |
| - проводить внутрилабораторный и межлабораторный контроль качества лабораторных исследований; | +- | + | + |
| - на основании анализа статистических показателей определить причины погрешностей (преаналитические и аналитические) и разработать мероприятия для повышения точности и надежности лабораторных исследований; | +- | + | + |
| - участвовать в разработке и внедрении новых методов лабораторного анализа; | | +- | + |
| - на основании результатов анализа дать качественную и количественную оценку объекта исследований; | + | + | + |
| - дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования; | + | + | + |
| - по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях; | +- | + | + |
| - строить калибровочные графики; | + | + | + |
| - приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследования клеточных элементов; | + | + | + |
| - отобрать материал для микроскопического исследования; | + | + | + |
| - адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую помощь при несчастных случаях; | + | + | + |
| - работать на ЭВМ на уровне пользователя; | + | + | + |
| - владеть техникой микроскопирования: световая микроскопия, поляризационная микроскопия, фазово-контрастная микроскопия, флуоресцентная микроскопия. | + | + | + |
| По гематологическим исследованиям: | | | |
| - взять капиллярную кровь для лабораторного исследования; | + | + | + |
| - определить гемоглобин; | + | + | + |
| - определить свободный гемоглобин плазмы; | + | + | + |
| - подсчитать количество эритроцитов в крови | + | + | + |
| - определить серповидность эритроцитов; | +- | + | + |
| - определить гематокритную величину: | + | + | + |
| - рассчитать среднюю концентрацию гемоглобина в эритроците, средний объем эритроцитов; | + | + | + |
| - построить график распределения эритроцитов по величине диаметра (кривая Прайс-Джонса); | + | + | + |
| - определить осмотическую резистентность эритроцитов; | + | + | + |
| - подсчитать эритроциты с базофильной зерностостью; | +- | + | + |
| - подсчитать ретикулоциты; | + | + | + |
| - подсчитать тромбоциты; | + | + | + |
| - определить скорость оседания эритроцитов; | + | + | + |
| - подсчитать количество лейкоцитов; | + | + | + |
| - приготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы; | + | + | + |
| - подсчитать лейкоцитарную формулу; | + | + | + |
| - дифференцировать нормальные, морфологически измененные и патологические клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы; | + | + | + |
| - подсчитать миелокариоциты; | +- | + | + |
| - подсчитать мегакариоциты; | +- | + | + |
| - дифференцировать клетки костного мозга; | +- | + | + |
| - подсчитать сидероциты и сидеробласты (в мазках крови и костного мозга); | + | + | + |
| - приготовить лейкоконцентрат; | + | + | + |
| - обнаружить клетки красной волчанки (LE-клетки); | +- | + | + |
| - приготовить препараты крови для исследования на малярийные паразиты; | + | + | + |
| - исследовать кровь на малярийные паразиты; | + | + | + |
| - приготовить препараты для цитохимического исследования клеток крови и костного мозга; | + | + | + |
| - определить активность ферментов в клетках крови; | +- | + | + |
| - определить липиды в клетках крови; | +- | + | + |
| - определить нейтральные мукополисахариды в клетках крови и костного мозга; | +- | + | + |
| - определить вязкость крови. | + | + | + |
| По общеклиническим исследованиям: исследование мочи: | | | |
| - определить физические и химические свойства; | + | + | + |
| - определить химические показатели мочи (белок, глюкоза, билирубин, уробилиноиды, кетоновые тела и др.); | + | + | + |
| - провести пробу по Зимницкому; | + | + | + |
| - подготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
| - микроскопическое исследование осадка; | + | + | + |
| - подсчитать количество форменных элементов осадка; | + | + | + |
| исследование желудочной секреции: | | | |
| - определить физические и химические свойства; | + | + | + |
| - произвести химическое исследование (кислотность, активность пепсина, молочную кислоту); | + | + | + |
| - приготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
| - микроскопическое исследование желудочного содержимого; | + | + | + |
| исследование дуоденального содержимого: | | | |
| - определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев; | + | + | + |
| - подготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
| - микроскопическое исследование; | + | + | + |
| исследование кала: | | | |
| - определить физические и химические свойства; | + | + | + |
| - приготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
| - микроскопическое исследование; | + | + | + |
| - обнаружить яйца гельминтов; | + | + | + |
| - обнаружить простейшие; | + | + | + |
| исследование спинномозговой жидкости: | | | |
| - определить цвет, прозрачность, фибринозную пленку; | + | + | + |
| - обнаружить и определить белок; | + | + | + |
| - определить количество форменных элементов (цитоз); | + | + | + |
| - дифференцировать клеточные элементы в нативных и окрашенных препаратах; | + | + | + |
| исследование экссудатов и транссудатов: | | | |
| - определить физические и химические свойства; | + | + | + |
| - обнаружить и определить белок; | + | + | + |
| - приготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
| - микроскопическое исследование; | +- | + | + |
| исследование мокроты: | | | |
| - определить количество, цвет, характер, консистенцию, запах, деление на слои; | + | + | + |
| - приготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
| - микроскопическое исследование; | +- | + | + |
| - приготовить препараты и обнаружить гемосидерин; | + | + | + |
| - приготовить окрашенные препараты для обнаружения микобактерий туберкулеза; | + | + | + |
| - обнаружить микобактерии туберкулеза; | +- | + | + |
| исследование отделяемого из половых органов: | | | |
| - окрасить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
| - определить степень чистоты влагалищного содержимого; | + | + | + |
| - обнаружить трихомонады и гонококки; | + | + | + |
| - обнаружить бледную спирохету; | +- | + | + |
| - определить гормональный профиль; | +- | + | + |
| - исследовать секрет простаты; | +- | +- | + |
| - определить цвет, количество, запах, вязкость, рН эякулята; | + | + | + |
| - приготовить препараты для микроскопического исследования эякулята; | + | + | + |
| - определить подвижность сперматозоидов; | + | + | + |
| - подсчитать количество сперматозоидов в 1 мл и во всем эякуляте; | +- | + | + |
| - определить "живые" и "мертные" сперматозоиды; | +- | + | + |
| - стимулировать подвижность сперматозоидов ("оживление"); | +- | + | + |
| - обнаружить фруктозу в эякуляте; | +- | + | + |
| исследование при грибковых поражениях: | | | |
| - приготовить препараты для микроскопического исследования из кожи, волос и ногтей; | + | + | + |
| - идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей. | + | + | + |
| По цитологическим исследованиям: | | | |
| - приготовить стекла, фиксаторы, красители; | + | + | + |
| - окрасить цитологические препараты; | + | + | + |
| - цитохимические исследования цитологического материала: (PAS-реакция, липиды, ферменты); | +- | + | + |
| - отбор доставленного материала, приготовление и окраска препаратов для цитологического исследования (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров, материал, полученный при эндоскопических исследованиях и др.); | + | + | + |
| - микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг). | + | + | + |
| биохимические исследования: | | | |
| - определить показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.); | + | + | + |
| - определить показатели липидного обмена (липопротеиды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.); | + | + | + |
| - показатели углеводного обмена; | + | + | + |
| - определить белки острой фазы воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок); | + | + | + |
| - определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.); | + | + | + |
| - показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови; | + | + | + |
| - определить активность ферментов в сыворотке крови и моче (аспартатаминотрансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.); | + | + | + |
| - определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.; | + | + | + |
| токсикологические исследования: | | | |
| - определить мышьяк в крови, моче и тканях; | +- | +- | + |
| - определить ртуть в крови, моче и тканях; | +- | +- | + |
| - определить свинец в крови, моче и тканях; | +- | +- | + |
| - определить алколоиды в биологических материалах; | +- | +- | + |
| - определить снотворные и седативные препараты в биологических материалах; | +- | +- | + |
| - газохроматографический анализ летучих соединений (этанол, метанол, ацетон, эфир, бензол); | +- | +- | + |
| показатели состояния гемостаза: | | | |
| - определить активированное время рекальцификации плазмы (разными методами); | + | + | + |
| - определить протромбиновое время (тромбопластиновое) разными методами; | + | + | + |
| - определить содержание фибриногена в плазме крови; | + | + | + |
| - определить растворимые комплексы фибриномономеров (РКФМ) или другие паракоагуляционные тесты; | +- | +- | + |
| - определить тромбиновое время (ТВ) с протаминсульфатом и рептилазное время; | +- | +- | + |
| - определить фибринолитическую активность плазмы; | +- | +- | + |
| - определить агрегацию и адгезию тромбоцитов; | +- | +- | + |
| - продукты деградации фибриногена (фибрина) (ПДФ); | + | + | + |
| - определить плазменные факторы свертывания крови; | + | + | + |
| - определить толерантность плазмы к гепарину или определить антитромбин III; | + | + | + |
| - определить время кровотечения; | + | + | + |
| - определить время свертывания цельной крови; | + | + | + |
| - определить степень ретракции кровяного сгустка или определить степень ретракции плазменного сгустка; | + | + | + |
| - аутокоагуляционный тест. | +- | +- | + |
| По паразитологическим исследованиям: | | | |
| - различать на препаратах представителей класса членистоногих; | +- | +- | + |
| - идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи; | +- | +- | + |
| - идентифицировать малярийных паразитов в препаратах крови; | +- | +- | + |
| - идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале. | +- | +- | + |
| По иммунологическим исследованиям: | | | |
| иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета: | | | |
| - определить группу крови по системе АВО; | + | + | + |
| - определить рузус-фактор; | + | + | + |
| - прямая проба Кумбса; | + | + | + |
| - непрямая проба Кумбса; | + | + | + |
| - определить антилейкоцитарные антитела (лейколизины, лейкоагглютинины); | - | - | + |
| - определить антитромбоцитарные антитела (тромбоцитолизины); | - | - | + |
| серологические исследования для диагностики сифилиса; серологические реакции: | | | |
| - агглютинация на стекле; | + | + | + |
| - развернутая агглютинация; | + | + | + |
| - пассивная агглютинация; | + | + | + |
| - торможение агглютинации; | +- | + | + |
| - преципетация (кольцепреципетация и преципетация в геле); | + | + | + |
| - связывание комплемента; | +- | + | + |
| - прямая и непрямая РИФ; | - | +- | + |
| - ИФА; | - | +- | + |
| - ПЦР; | - | +- | + |
| клиническая иммунология: | | | |
| - определить количество Т- и В-лимфоцитов в периферической крови; | +- | +- | + |
| - определить концентрацию различных классов иммуноглобулинов; | +- | +- | + |
| - определить фагоцитарную активность лейкоцитов; | +- | +- | + |
| - определить комплементарную активность сыворотки крови; | + | + | + |
| - определить ревматоидный фактор в сыворотке крови; | +- | +- | + |
| - определить антитела в ДНК; | +- | + | + |
| - определить антинуклеарный фактор; | +- | + | + |
| - определить циркулирующие иммунные комплексы; | +- | + | + |
| - определить альфа-фетопротеин; | +- | + | + |
| - определить активность анти-О-стрептолизина в сыворотке крови; | + | + | + |
| - определить активность антигиалуронидазы в сыворотке крови; | + | + | + |
| - маркеры опухолей (иммунофлуоресцентный, иммунолюминисцентный анализ и др.). | - | - | + |
| По медико-генетическим исследованиям: | | | |
| - провести диагностику по половому хроматину; | +- | + | + |
| - определить Х и Y хромосомы; | - | +- | + |
| - исследовать кариотип; | - | - | + |
| - культивировать лимфоциты и приготовить препараты культуры лимфоцитов для хромосомного анализа; | - | +- | + |
| - приготовить хромосомные препараты; | - | +- | + |
| - окрасить хромосомный препарат с помощью рутинной и дифференцированной окраски; | + | + | + |
| - уметь проводить скрининг-тестирование (в зависимости от метода, применяемого в лаборатории). | - | +- | + |