в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 13.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 25.12.97 N 380 "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
действует Редакция от 25.12.1997 Подробная информация
ПРИКАЗ Минздрава РФ от 25.12.97 N 380 "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

АТТЕСТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКОМУ ТЕХНОЛОГУ

вторая катег. первая катег. высшая катег.
1. Общие знания:
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; + + +
- организацию лабораторной службы в стране, ее задачи, структуру и перспективы развития; +-+ +
- значение лабораторных клинических исследований для сохранения здоровья пациента и диагностики заболеваний; + + +
- основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей; + + +
- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории; + + +
- современные методы лабораторной диагностики; +-+ +
- виды и принципы мониторинга качества лабораторных исследований; +-+ +
- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа; + + +
- основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории; + + +
- инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории; + + +
- Устав и Правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории; + + +
- основы медицины катастроф. + + +
2. Специальные знания:
- основы анатомии и физиологии; + + +
- структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи; + + +
- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей; + + +
- сущность типовых патологических процессов на клеточном, тканевом, системном уровнях; +-+ +
- лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте; +-+ +
- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов и основных заболеваний человека; +-+ +
- основы функционирования здорового организма и факторы риска; +-+ +
- основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой; + + +
- правила и способы получения биоматериала для лабораторных исследований; + + +
- основы лабораторной диагностики основных заболеваний системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, соединительной ткани, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекций; +-+ +
- основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного; -++
- правила приготовления реактивов; + + +
- организация внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований; +-+-+
- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований; + + +
- влияние биологических факторов, терапии, пищи и др. на результаты лабораторного анализа; +-+ +
- значение и методы лабораторного обнаружения лекарственных веществ, ядов, токсинов в биожидкостях. -+-+
По гематологическим исследованиям:
- теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме; + + +
- морфологию клеток гемопоэза в норме; + + +
- понятия эффективный, неэффективный эритропоэз, мегакариопоэз, нейтропоэз; -+-+
- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения; + + +
- изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях; -+ +
- изменения показателей миелограммы при реактивных состояниях; --+
- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза; -+-+
- особенности изменения гемограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и др. заболеваниях); --+
- понятия о миелоидной дисплазии; --+
- изменения миелограммы при заболеваниях органов кроветворения; --+
- основные принципы цитохимического анализа, диагностическое значение; --+
- морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях. -+-+
По общеклиническим исследованиям:
- значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей; +-+ +
- основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи; + + +
- морфология клеточных и других элементов мочи; + + +
- мочевые синдромы и их значение в диагностике заболеваний органов мочевой системы; -+ +
- основные методы и диагностическое значение определения физических и химических показателей кала; + + +
- форменные элементы кала, их выявление; + + +
- копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы; -+-+
- изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы; +-+ +
- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки; +-+ +
- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы; +-+ +
- ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.; +-+ +
- морфология и клеточный состав отделяемого женских и мужских половых органов; -++
- лабораторная диагностика мужского бесплодия; -++
- гормональное зеркало; -++
- основные характеристики эпителия кожи, волос, ногтей и их изменения при различных патологических процессах. + + +
По цитологическим исследованиям:
- правила взятия и обработки материала для цитологических исследований; + + +
- морфологическую картину воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей; +-+ +
- основные признаки пролиферации, дисплазии, метаплазии, фоновых процессов;
- признаки реактивной гиперплазии, опухолевых поражений, метастазирования. -+-+
По биохимическим исследованиям:
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза; + + +
- нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния; + + +
- причины и виды патологии обменных процессов в организме; + + +
- система гемостаза; +-+ +
- патобиохимические механизмы развития основных синдромов; -+-+
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях; -+-+
- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др. + + +
По паразитологическим исследованиям:
- основные морфологические характеристики гельминтов; + + +
- морфологические различия видов гельминтов и их яиц; + + +
- паразиты малярии, виды, стадии развития; + + +
- морфология малярийных паразитов; + + +
- простейшие - вид, стадии развития, морфология; + + +
- заболевания, вызванные простейшими; +-+ +
- правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов. + + +
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета; + + +
- иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции; + + +
- антигены: виды, характеристика; + + +
- иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и функции; + + +
- взаимодействие антиген-антитело; + + +
- неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.; + + +
- молекулярные и молекулярно-клеточные основы иммунного ответа; -+-+
- трансплантационный иммунитет; -+-+
- возрастные особенности иммунного статуса; +-+ +
- иммунодефицитные состояния; +-+ +
- иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани; +-+ +
- аллергия и атопические заболевания; + + +
- методы оценки иммунного статуса; -+ +
- методы исследования неспецифической резистентности организма, клеточного и гуморального иммунитета; -+-+
- изоантигены системы крови; + + +
- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания. +-+ +
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики; + + +
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью; + + +
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности; --+
- гены и признаки; --+
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутогенные факторы; --+
- метод диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные. ---
3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам:
- основные принципы биомедицинской этики и деонтологии, этические особенности поведения сотрудника клинико-диагностической лаборатории, основные этические проблемы при проведении клинических лабораторных исследований; + + +
- представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития; +-+ +
- механизмы функционирования природных экосистем; +-+ +
- принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды; +-+ +
- представление о гигиене как основе профилактической медицины; + + +
- общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики основных лекарственных средств; +-+-+
- побочные действия основных групп лекарственных средств и изменения результатов лабораторных исследований; +-+-+
- представление о видах катастроф, их причинах и последствиях; + + +
- представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах; + + +
- общие принципы оказания неотложной помощ при несчастных случаях; +-+ +
- представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных. + + +
4. Умения:
- взять биологический материал для лабораторного исследования; + + +
- организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований; + + +
- организовать работу младшего (среднего) персонала в клинико-диагностической лаборатории; + + +
- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа; + + +
- провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария; + + +
- провести дезинфекцию биоматериала; + + +
- прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение; + + +
- регистрировать проведенные исследования; + + +
- вести учетно-отчетную документацию; + + +
- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий; + + +
- пользоваться методами статистической обработки исследований для оценки качества лабораторных анализов; +-+ +
- проводить внутрилабораторный и межлабораторный контроль качества лабораторных исследований; +-+ +
- на основании анализа статистических показателей определить причины погрешностей (преаналитические и аналитические) и разработать мероприятия для повышения точности и надежности лабораторных исследований; +-+ +
- участвовать в разработке и внедрении новых методов лабораторного анализа; +-+
- на основании результатов анализа дать качественную и количественную оценку объекта исследований; + + +
- дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования; + + +
- по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях; +-+ +
- строить калибровочные графики; + + +
- приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследования клеточных элементов; + + +
- отобрать материал для микроскопического исследования; + + +
- адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую помощь при несчастных случаях; + + +
- работать на ЭВМ на уровне пользователя; + + +
- владеть техникой микроскопирования: световая микроскопия, поляризационная микроскопия, фазово-контрастная микроскопия, флуоресцентная микроскопия. + + +
По гематологическим исследованиям:
- взять капиллярную кровь для лабораторного исследования; + + +
- определить гемоглобин; + + +
- определить свободный гемоглобин плазмы; + + +
- подсчитать количество эритроцитов в крови + + +
- определить серповидность эритроцитов; +-+ +
- определить гематокритную величину: + + +
- рассчитать среднюю концентрацию гемоглобина в эритроците, средний объем эритроцитов; + + +
- построить график распределения эритроцитов по величине диаметра (кривая Прайс-Джонса); + + +
- определить осмотическую резистентность эритроцитов; + + +
- подсчитать эритроциты с базофильной зерностостью; +-+ +
- подсчитать ретикулоциты; + + +
- подсчитать тромбоциты; + + +
- определить скорость оседания эритроцитов; + + +
- подсчитать количество лейкоцитов; + + +
- приготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы; + + +
- подсчитать лейкоцитарную формулу; + + +
- дифференцировать нормальные, морфологически измененные и патологические клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы; + + +
- подсчитать миелокариоциты; +-+ +
- подсчитать мегакариоциты; +-+ +
- дифференцировать клетки костного мозга; +-+ +
- подсчитать сидероциты и сидеробласты (в мазках крови и костного мозга); + + +
- приготовить лейкоконцентрат; + + +
- обнаружить клетки красной волчанки (LE-клетки); +-+ +
- приготовить препараты крови для исследования на малярийные паразиты; + + +
- исследовать кровь на малярийные паразиты; + + +
- приготовить препараты для цитохимического исследования клеток крови и костного мозга; + + +
- определить активность ферментов в клетках крови; +-+ +
- определить липиды в клетках крови; +-+ +
- определить нейтральные мукополисахариды в клетках крови и костного мозга; +-+ +
- определить вязкость крови. + + +
По общеклиническим исследованиям: исследование мочи:
- определить физические и химические свойства; + + +
- определить химические показатели мочи (белок, глюкоза, билирубин, уробилиноиды, кетоновые тела и др.); + + +
- провести пробу по Зимницкому; + + +
- подготовить препараты для микроскопического исследования; + + +
- микроскопическое исследование осадка; + + +
- подсчитать количество форменных элементов осадка; + + +
исследование желудочной секреции:
- определить физические и химические свойства; + + +
- произвести химическое исследование (кислотность, активность пепсина, молочную кислоту); + + +
- приготовить препараты для микроскопического исследования; + + +
- микроскопическое исследование желудочного содержимого; + + +
исследование дуоденального содержимого:
- определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев; + + +
- подготовить препараты для микроскопического исследования; + + +
- микроскопическое исследование; + + +
исследование кала:
- определить физические и химические свойства; + + +
- приготовить препараты для микроскопического исследования; + + +
- микроскопическое исследование; + + +
- обнаружить яйца гельминтов; + + +
- обнаружить простейшие; + + +
исследование спинномозговой жидкости:
- определить цвет, прозрачность, фибринозную пленку; + + +
- обнаружить и определить белок; + + +
- определить количество форменных элементов (цитоз); + + +
- дифференцировать клеточные элементы в нативных и окрашенных препаратах; + + +
исследование экссудатов и транссудатов:
- определить физические и химические свойства; + + +
- обнаружить и определить белок; + + +
- приготовить препараты для микроскопического исследования; + + +
- микроскопическое исследование; +-+ +
исследование мокроты:
- определить количество, цвет, характер, консистенцию, запах, деление на слои; + + +
- приготовить препараты для микроскопического исследования; + + +
- микроскопическое исследование; +-+ +
- приготовить препараты и обнаружить гемосидерин; + + +
- приготовить окрашенные препараты для обнаружения микобактерий туберкулеза; + + +
- обнаружить микобактерии туберкулеза; +-+ +
исследование отделяемого из половых органов:
- окрасить препараты для микроскопического исследования; + + +
- определить степень чистоты влагалищного содержимого; + + +
- обнаружить трихомонады и гонококки; + + +
- обнаружить бледную спирохету; +-+ +
- определить гормональный профиль; +-+ +
- исследовать секрет простаты; +-+-+
- определить цвет, количество, запах, вязкость, рН эякулята; + + +
- приготовить препараты для микроскопического исследования эякулята; + + +
- определить подвижность сперматозоидов; + + +
- подсчитать количество сперматозоидов в 1 мл и во всем эякуляте; +-+ +
- определить "живые" и "мертные" сперматозоиды; +-+ +
- стимулировать подвижность сперматозоидов ("оживление"); +-+ +
- обнаружить фруктозу в эякуляте; +-+ +
исследование при грибковых поражениях:
- приготовить препараты для микроскопического исследования из кожи, волос и ногтей; + + +
- идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей. + + +
По цитологическим исследованиям:
- приготовить стекла, фиксаторы, красители; + + +
- окрасить цитологические препараты; + + +
- цитохимические исследования цитологического материала: (PAS-реакция, липиды, ферменты); +-+ +
- отбор доставленного материала, приготовление и окраска препаратов для цитологического исследования (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров, материал, полученный при эндоскопических исследованиях и др.); + + +
- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг). + + +
биохимические исследования:
- определить показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.); + + +
- определить показатели липидного обмена (липопротеиды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.); + + +
- показатели углеводного обмена; + + +
- определить белки острой фазы воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок); + + +
- определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.); + + +
- показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови; + + +
- определить активность ферментов в сыворотке крови и моче (аспартатаминотрансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.); + + +
- определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.; + + +
токсикологические исследования:
- определить мышьяк в крови, моче и тканях; +-+-+
- определить ртуть в крови, моче и тканях; +-+-+
- определить свинец в крови, моче и тканях; +-+-+
- определить алколоиды в биологических материалах; +-+-+
- определить снотворные и седативные препараты в биологических материалах; +-+-+
- газохроматографический анализ летучих соединений (этанол, метанол, ацетон, эфир, бензол); +-+-+
показатели состояния гемостаза:
- определить активированное время рекальцификации плазмы (разными методами); + + +
- определить протромбиновое время (тромбопластиновое) разными методами; + + +
- определить содержание фибриногена в плазме крови; + + +
- определить растворимые комплексы фибриномономеров (РКФМ) или другие паракоагуляционные тесты; +-+-+
- определить тромбиновое время (ТВ) с протаминсульфатом и рептилазное время; +-+-+
- определить фибринолитическую активность плазмы; +-+-+
- определить агрегацию и адгезию тромбоцитов; +-+-+
- продукты деградации фибриногена (фибрина) (ПДФ); + + +
- определить плазменные факторы свертывания крови; + + +
- определить толерантность плазмы к гепарину или определить антитромбин III; + + +
- определить время кровотечения; + + +
- определить время свертывания цельной крови; + + +
- определить степень ретракции кровяного сгустка или определить степень ретракции плазменного сгустка; + + +
- аутокоагуляционный тест. +-+-+
По паразитологическим исследованиям:
- различать на препаратах представителей класса членистоногих; +-+-+
- идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи; +-+-+
- идентифицировать малярийных паразитов в препаратах крови; +-+-+
- идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале. +-+-+
По иммунологическим исследованиям:
иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета:
- определить группу крови по системе АВО; + + +
- определить рузус-фактор; + + +
- прямая проба Кумбса; + + +
- непрямая проба Кумбса; + + +
- определить антилейкоцитарные антитела (лейколизины, лейкоагглютинины); --+
- определить антитромбоцитарные антитела (тромбоцитолизины); --+
серологические исследования для диагностики сифилиса; серологические реакции:
- агглютинация на стекле; + + +
- развернутая агглютинация; + + +
- пассивная агглютинация; + + +
- торможение агглютинации; +-+ +
- преципетация (кольцепреципетация и преципетация в геле); + + +
- связывание комплемента; +-+ +
- прямая и непрямая РИФ; -+-+
- ИФА; -+-+
- ПЦР; -+-+
клиническая иммунология:
- определить количество Т- и В-лимфоцитов в периферической крови; +-+-+
- определить концентрацию различных классов иммуноглобулинов; +-+-+
- определить фагоцитарную активность лейкоцитов; +-+-+
- определить комплементарную активность сыворотки крови; + + +
- определить ревматоидный фактор в сыворотке крови; +-+-+
- определить антитела в ДНК; +-+ +
- определить антинуклеарный фактор; +-+ +
- определить циркулирующие иммунные комплексы; +-+ +
- определить альфа-фетопротеин; +-+ +
- определить активность анти-О-стрептолизина в сыворотке крови; + + +
- определить активность антигиалуронидазы в сыворотке крови; + + +
- маркеры опухолей (иммунофлуоресцентный, иммунолюминисцентный анализ и др.). --+
По медико-генетическим исследованиям:
- провести диагностику по половому хроматину; +-+ +
- определить Х и Y хромосомы; -+-+
- исследовать кариотип; --+
- культивировать лимфоциты и приготовить препараты культуры лимфоцитов для хромосомного анализа; -+-+
- приготовить хромосомные препараты; -+-+
- окрасить хромосомный препарат с помощью рутинной и дифференцированной окраски; + + +
- уметь проводить скрининг-тестирование (в зависимости от метода, применяемого в лаборатории). -+-+

Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ

Приложение 21

УТВЕРЖДЕНО
приказ Минздрава России
от 25.12.97 N 380

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 25.12.97 N 380 "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"