| вторая катег. | первая катег. | высшая катег. |
| 1. Общие знания: | | | |
| - основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; | + | + | + |
| - основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; | + | + | + |
| - основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей; | + | + | + |
| - основы медицинского страхования; | + | + | + |
| - основы анатомии и физиологии человека, особенности, связанные с полом и возрастом; | + | + | + |
| - основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний; | + | + | + |
| - основы первичной профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы; | + | + | + |
| - основы международной классификации болезней; | + | + | + |
| - современные направления развития медицины. | + | + | + |
| 2. Специальные знания: | | | |
| - нормативные документы, определяющие деятельность лабораторной службы; | + | + | + |
| - система организации лабораторной службы в стране, задачи и ее структура; | + | + | + |
| - организация работы лабораторий, обслуживающих отделения реанимации, службы крови, кожно-венерологических, онкологических, туберкулезных и др. диспансеров; | - | + | + |
| - основные принципы работы централизованной лаборатории, в том числе медицинских диагностических центров; | - | + | + |
| - положение о сертификации клинико-диагностических лабораторий; | + | + | + |
| - основы техники безопасности в клинико-диагностических лабораториях; | + | + | + |
| - представление о моделях, формах, уровнях и способах коммуникации, типах ЭВМ, основных операционных системах, базах данных и т.д. | | +- | + |
| - современные методы лабораторной диагностики; | + | + | + |
| - структура и функции органов кроветворения нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и др. систем; строение и функция желез внутренней секреции, серозных оболочек, опорно-двигательного аппарата, кожи; | + | + | + |
| - структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей; | + | + | + |
| - краткие сведения по патологической анатомии заболеваний различных органов; | + | + | + |
| - правила и способы получения биоматериала для морфологических, биохимических, генетических, иммунологических, бактериологических, серологических и других исследований; | + | + | + |
| - приготовление, фиксация и окраска препаратов для морфологического исследования; | + | + | + |
| - консервирование и хранение биоматериалов; | + | + | + |
| - этиология, патогенез, клиника и лабораторная диагностика основных заболеваний системы кровообращения, системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, опорно-двигательной системы, соединительной ткани, мышечной ткани, эндокринной системы; | + | + | + |
| - изменение лабораторных показателей под влиянием лечения; | - | + | + |
| - влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя, медицинских процедур и др. на результаты лабораторных исследований; | - | + | + |
| - патогенез, лабораторная диагностика неотложных состояний (инфаркт миокарда, инсульт, черепно-мозговая травма, "острый живот", внематочная беременность, гипогликемическая и диабетическая кома, сепсис, геморрагический, трансфузионный, анафилактический шок, острые аллергические реакции и др.); | + | + | + |
| - основы клиники и лабораторная диагностика инфекционных и паразитарных болезней; | - | + | + |
| - основы клиники и ранней диагностики онкологических заболеваний; | - | + | + |
| - клиника и диагностика ВИЧ-инфекций; | + | + | + |
| - влияние биологических факторов (возраст, пол, дневные ритмы, месячные циклы, сезонные вариации и др.) на результаты лабораторных исследований; | + | + | + |
| - принципы и методы лабораторного контроля за концентрацией лекарственных средств в организме больных; | - | + | + |
| - организация внутри- и межлабораторного контроля качества. | + | + | + |
| По гематологическим исследованиям: | | | |
| - теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме); | + | + | + |
| - понятие "эффективный", "неэффективный" эритропоэз, нейтропоэз; | + | + | + |
| - морфология клеток гемопоэза в норме; | + | + | + |
| - понятие эритроцитоз и эритроцитопения, лейкоцитоз и лейкоцитопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения; | + | + | + |
| - изменение показателей гемограммы и миелограммы при реактивных состояниях; | + | + | + |
| - основные клинические и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза, заболеваний, сопровождающихся гемолизом; | + | + | + |
| - понятие об апоптозе, некрозе; | - | + | + |
| - особенности изменения гемограммы, миелограммы и лимфоцитограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах, и др. заболеваниях); | + | + | + |
| - понятие о миелоидной дисплазии; | - | + | + |
| - основные и дополнительные лабораторные исследования, необходимые в дифференциальной диагностике заболеваний органов кроветворения; | + | + | + |
| - основные принципы цитохимического и иммунологического анализа. | - | + | + |
| По общеклиническим исследованиям: | | | |
| - морфологию клеточных и др. элементов в мокроте; | + | + | + |
| - особенности характера мокроты при различных процессах в легких; | + | + | + |
| - изменения мокроты при различных инфекционно-воспалительных, аллергических, паразитарных заболеваниях легких; | + | + | + |
| - морфология клеточных и др. элементов мочи; | + | + | + |
| - мочевые синдромы и их значение в диагностике заболеваний органов мочевой системы; | + | + | + |
| - основные методы определения физических и хим. показателей мочи; | + | + | + |
| - изменения анализа мочи при наиболее часто встречающихся заболеваниях почек и мочевого пузыря; | + | + | + |
| - элементы кала, копрограмма; | + | + | + |
| - копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы; | + | + | + |
| - основные методы определения физических и химических показателей кала; | + | + | + |
| - изменения копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы; | + | + | + |
| - физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки; | + | + | + |
| - изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы; | + | + | + |
| - ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травме и др.; | + | + | + |
| - морфология и клеточный состав отделяемого женских и мужских половых органов, цитограмма при различных заболеваниях; | + | + | + |
| - понятие о бактериальных вагинозах; | - | + | + |
| - гормональная цитология; | - | + | + |
| - основные характеристики эпителия кожи, волос, ногтей и их изменение при различных патологических процессах. | + | + | + |
| По цитологическим исследованиям: | | | |
| - клетка ткани. Краткие сведения об особенностях строения, функции и эмбриогенезе различных тканей; | + | + | + |
| - рост, развитие и клинические признаки опухолей различных локализаций; | + | + | + |
| - классификации опухолей; | + | + | + |
| - общее представление о методах лечения онкологических больных; | + | + | + |
| - морфологическая картина острого и хронического воспалительного процесса, в том числе гранулематозного; | + | + | + |
| - основные признаки пролиферации, гиперплазии, метаплазии и др. фоновых процессов; | + | + | + |
| - цитологические критерии злокачественности; | + | + | + |
| - особенности предраковых состояний, понятие о дисплазии; | + | + | + |
| - доброкачественные и злокачественные опухоли; | + | + | + |
| - особенности метастазирования опухолей различной локализации; | + | + | + |
| - особенности и возможности дифференциальной диагностики опухолей разной локализации; | + | + | + |
| - новые количественные методы в цитологии; | - | - | + |
| - цитохимические и иммунохимические исследования в цитологии. | - | + | + |
| По биохимическим исследованиям: | | | |
| - понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза; | + | + | + |
| - нормальная физиология и патология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния, система гемостаза и др.; | + | + | + |
| - патобиохимические механизмы развития основных синдромов; | - | + | + |
| - лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях; | + | + | + |
| - основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др. | + | + | + |
| По паразитологическим исследованиям: | | | |
| - способы взятия, доставки, сохранения материала для паразитологических исследований; | + | + | + |
| - основные методы паразитологических исследований крови, фекалий, дуоденального содержимого, желчи, мочи, мокроты; | + | + | + |
| - специальные методы паразитологических исследований (окраска фиксированных препаратов фекалий, исследование ликвора и др.); | - | - | + |
| - основные морфологические характеристики гельминтов; | + | + | + |
| - количественные методы паразитологических исследований; | - | + | + |
| - основные морфологические характеристики и дифференциальная диагностика гельминтов (взрослых особей, яиц, личинок), заболевания, вызываемые ими; | + | + | + |
| - основные морфологические характеристики и дифференциальная диагностика простейших кишечника и заболевания, вызываемые ими; | + | + | + |
| - морфология малярийных паразитов в тонком мазке и толстой капле крови; | + | + | + |
| - морфология возбудителей тропических и редких паразитозов (филярии,лейшмании, трипаносомы, циклоспоры, изоспоры, акантамебы и пр.) и заболевания, вызываемые ими; | - | - | + |
| - морфология возбудителей грибковых заболеваний; | - | + | + |
| - морфология возбудителей венерических заболеваний. | + | + | + |
| По иммунологическим исследованиям: | | | |
| - учение об иммунитете, виды иммунитета; | + | + | + |
| - функциональная организация иммунной системы; | + | + | + |
| - неспецифические факторы иммунной активности организма; | + | + | + |
| - фагоцитарная система; | + | + | + |
| - естественные киллерные клетки, происхождение, свойства, механизмы; | + | + | + |
| - гуморальные антиген-неспецифические факторы иммунной защиты; | + | + | + |
| - структура и функция лимфоидной системы; | + | + | + |
| - Т- и В-клеточные системы иммунитета; | + | + | + |
| - антигены и иммуногены; | + | + | + |
| - иммуноглобулины (антитела); | + | + | + |
| - клиническое применение иммуноглобулинов; | - | + | + |
| - иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа; | - | + | + |
| - гормоны и цитокины иммунной системы; | + | + | + |
| - физиология и регуляция иммунной системы; | + | + | + |
| - иммунологическая толерантность и аутоиммунитет; | + | + | + |
| - методы исследования клеточных и гуморальных факторов иммунной системы; | + | + | + |
| - клиническое значение исследования содержания и функциональной активности гранулоцитов, моноцитов крови, естественных киллеров и Тк-лимфоцитов; | - | + | + |
| - клиническое значение исследования содержания и функциональной активности неспецифических гуморальных факторов: белков системы комплемента, лизоцима, острофазных белков; | - | + | + |
| - клиническое значение исследования содержания и функциональной активности Т-, В-лимфоцитов и их субпопуляций; | - | + | + |
| - клиническое значение исследования содержания иммуноглобулинов разных классов и субклассов; | + | + | + |
| - механизмы протективного иммунитета при различных инфекционных заболеваниях; | - | + | + |
| - иммунотропность инфекционных агентов и инфекции иммунной системы; | - | - | + |
| - иммунодиагностика инфекционных болезней; | + | + | + |
| - лабораторно-клиническое исследование в прогнозировании характера течения инфекционных заболеваний; | - | + | + |
| - иммунитет при пересадке органов и тканей; | - | + | + |
| - наследственные (первичные) и приобретенные (вторичные) иммунодефицитные состояния; | - | + | + |
| - принципы лабораторной диагностики иммунодефицитов, антигенные системы эритроцитов человека (АВО и др. системы); | + | + | + |
| - иммунологический конфликт матери и плода по антигенам клеток крови; | - | - | + |
| - иммунные и аутоиммунные гемолитические анемии (прямая и непрямая пробы Кумбса и др. методы); | - | - | + |
| - антигены лейкоцитов человека; | - | + | + |
| - антилейкоцитарные антитела и их роль в патологии (осложнения при переливании крови, лейкопении, нейтропении новорожденных); | - | + | + |
| - аллергические заболевания, иммунодиагностика аллергических заболеваний немедленного типа; | - | + | + |
| - иммунодиагностика аллергических реакций замедленного типа; | - | + | + |
| - иммунодиагностика системных заболеваний соединительной ткани; | - | - | + |
| - иммунодиагностика аутоиммунных заболеваний эндокринной системы; | + | + | + |
| - иммунная система при опухолевых заболеваниях и их иммунодиагностика; | - | + | + |
| - изменение иммунореактивности онкологических больных; | - | - | + |
| - неоплазмы иммунной системы; | - | - | + |
| - иммунодиагностика моноклональных гаммапатий; | - | + | + |
| - иммунология болезней нервной системы и иммунологические методы их исследования; | - | + | + |
| - организация работы иммунологических лабораторий; | - | - | + |
| - современное техническое оборудование для выполнения тестов; | - | - | + |
| - тактика иммунолабораторного обследования больных в клиниках разного профиля; | - | + | + |
| - интерпретация иммунологических результатов при инфекционных, нервных, гематологических и других болезнях. | - | + | + |
| По медико-генетическим исследованиям: | | | |
| - предмет и задачи медицинской генетики; | + | + | + |
| - понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью; | + | + | + |
| - роль нуклеиновых кислот в хранении и реализации генетической информации; | - | + | + |
| - генетический код: основные характеристики, этапы расшифровки; | - | + | + |
| - генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности: роль ядра и цитоплазмы, хромосомы и хромосомный набор, структурно-функциональная организация хромосом, структурные перестройки хромосом, их типы и хромосомный дисбаланс; | - | + | + |
| - гены и признаки: законы передачи наследственных признаков (гомо- и гетерозиготность), генотип и фенотип; | + | + | + |
| - основные типы наследования; | + | + | + |
| - иммуногенетические взаимоотношения макрои микроорганизма; | - | + | + |
| - изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы; | - | - | + |
| - методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные; | + | + | + |
| - выявление наследственной патологии новорожденных; | + | + | + |
| - медико-генетическое консультирование (лабораторное исследование, определение генетического риска). | - | + | + |
| 3. Знания смежных и сопутствующих дисциплин | | | |
| - современные методы обследования больного; | + | + | + |
| - организация и объем первой врачебной медицинской помощи в военно-полевых условиях, при массовых поражениях населения и катастрофах; | + | + | + |
| - основы первичной реанимации; | + | + | + |
| - основы дозиметрии ионизирующих излучений; | + | + | + |
| - основы клиники, условия и риск возникновения радиационно обусловленных заболеваний у участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и населения, подвергшегося радиационному воздействию в результате радиационных аварий; | - | + | + |
| - основные источники облучения человека, основы радиационной безопасности, гигиенического нормирования радиационного фактора; | + | + | + |
| - современные представления об этиологии и патогенезе наиболее распространенных заболеваний. | - | + | + |
| 4. Умения: | | | |
| - оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении электрическим током; | + | + | + |
| - поставить лабораторный диагноз в соответствии с классификацией ВОЗ и провести дифференциальный диагноз, использовав клинические и дополнительные методы исследований; | + | + | + |
| - сформулировать лабораторный диагноз с выделением характерных показателей, сопутствующих изменений и данных за осложнения; | - | + | + |
| - владеть методом статистического анализа; | - | + | + |
| - владеть навыками проведения внутрилабораторного и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований; | - | + | + |
| - провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения; | - | - | + |
| - на основе анализа статистических показателей определить перечень организационных мероприятий и разработать меры по их выполнению для улучшения диагностического процесса; | - | + | + |
| - провести анализ расхождения лабораторного диагноза с клиническим и патологоанатомическим диагнозами, выявить ошибки и разработать мероприятия по улучшению качества диагностической работы; | + | + | + |
| - организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и других исследований; | + | + | + |
| - организовать работу среднего медицинского персонала; | + | + | + |
| - провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях); | + | + | + |
| - отобрать материал для микроскопического исследования; | + | + | + |
| - приготовить, зафиксировать и окрасить препарат для исследования клеточных элементов; | + | + | + |
| - отобрать и обработать биоматериал для биохимического исследования; | + | + | + |
| - работать с контрольным материалом (сывороткой, клеточной суспензией, мазками и др.); | + | + | + |
| - оценить и интерпретировать результаты исследования; | + | + | + |
| - сделать заключение по результатам исследования (поставить лабораторный диагноз); | + | + | + |
| - определить необходимость дополнительного обследования больного; | - | + | + |
| - предложить программу дополнительного обследования больного, принять участие в лечебно-диагностическом процессе; | - | + | + |
| - оформить документацию, предусмотренную документами МЗ РФ; | + | + | + |
| - работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории. | + | + | + |
| По гематологическим исследованиям: | | | |
| - идентифицировать клеточные элементы периферической крови, костного мозга, лимфатического узла; | + | + | + |
| - интерпретировать изменения крови, костного мозга при различных патологических состояниях; | - | + | + |
| - провести морфологическую цитохимическую дифференциальную диагностику острых лейкозов; | - | + | + |
| - провести дифференциальную диагностику хронических лейкозов; | - | + | + |
| - характеризовать стадии хронических лейкозов и динамику гематологических изменений; | - | + | + |
| - провести дифференциальную диагностику парапротеинемических гемобластозов и их иммунохимическую идентификацию; | - | + | + |
| - дифференцировать различные формы анемий; | + | + | + |
| - определить критерии эффективности лечения гематологических заболеваний; | - | - | + |
| - интерпретировать динамику лабораторных показателей в различные стадии болезни; | - | + | + |
| - диагностировать агранулоцитоз; | + | + | + |
| - интерпретировать динамику лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе; | - | + | + |
| - провести дифференциальную лабораторную диагностику геморрагических диатезов; | - | + | + |
| - оценить изменения периферической крови и костного мозга при миелоидной дисплазии; | - | - | + |
| - дифференцировать LE-клетки; | + | + | + |
| - идентифицировать лабораторные показатели при гистиоцитозах; | - | - | + |
| - определять клинико-диагностическое значение гематологических показателей. | + | + | + |
| По общеклиническим исследованиям: | | | |
| - идентифицировать клеточные и другие элементы в мокроте, моче, желудочном и дуоденальном содержимом, ликворе, экссудатах, транссудатах, отделяемом половых органов, коже, волосах, ногтях, соскобах и другом биоматериале; | + | + | + |
| - интерпретировать лабораторные показатели при заболеваниях легких, пищеварительной системы, органов мочевыделительной и половой системы, поражениях серозных оболочек; | - | + | + |
| - определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей. | + | + | + |
| По цитологическим исследованиям: | | | |
| - диагностировать по клеточным элементам острый и хронический воспалительный процесс, в том числе гранулематозный; | + | + | + |
| - выявлять элементы грануляционной ткани; | + | + | + |
| - выявлять пролиферацию, гиперплазию, метаплазию и другие фоновые процессы; | + | + | + |
| - выявлять предраковые состояния; | + | + | + |
| - диагностировать опухолевые поражения и другие заболевания: органов дыхания (исследование мокроты), мочевыводительной системы (почки, мочеточники, мочевой пузырь, уретра), молочной железы, женских половых органов, серозных оболочек. Микрофлора влагалища и шейки матки в норме и при воспалительных заболеваниях. Скрининг рака шейки матки. Дифференциально-диагностические признаки реактивных и опухолевых поражений; | + | + | + |
| - диагностировать опухолевые поражения и другие заболевания: органов дыхания (исследование материала бронхоскопий), пищеварительной системы (пищевода, желудка, кишечника, поджелудочной железы, печени), слюнной и щитовидной желез, языка, миндалин, носоглотки, гортани, тела матки; | - | + | + |
| - диагностировать опухолевые поражения и другие заболевания органов: яичника, мужских половых органов (предстательная железа, яичко, половой член), кожи и ее придатков, мягких тканей и костей. | - | - | + |
| По клинической биохимии: | | | |
| - приготовить биоматериал для исследования; | + | + | + |
| - приготовить реактивы; | + | + | + |
| - обработать химическую посуду; | + | + | + |
| - проводить доступную очистку веществ; | + | + | + |
| - строить калибровочные кривые; | + | + | + |
| - проводить биохимические исследования; | + | + | + |
| - работать на приборах, которыми оснащена лаборатория; | + | + | + |
| - подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии, адаптировать реактивы для используемой аппаратуры; | - | + | + |
| - производить необходимые расчеты; | + | + | + |
| - выявлять нарушения обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального и кислотно-основного состояния, системы гемостаза и др.; | - | + | + |
| - определить последовательность биохимических исследований; | - | + | + |
| - оценивать результаты биохимических исследований; | + | + | + |
| - проводить контроль качества лабораторных исследований; | + | + | + |
| - составить программу лабораторной диагностики при плановом обследовании больных и при острых состояниях (диабетическая кома, острый панкреатит, инфаркт миокарда и др.); | - | - | + |
| - определять клинико-диагностическое значение результатов биохимических исследований; | + | + | + |
| - владеть методами постановки ориентировочной и расширенной коагулограммы; | - | + | + |
| - проводить заменные пробы для выявления дефицита факторов свертывания крови; | - | + | + |
| - выявлять патологию тробоцитарно-сосудистого, плазменного гемостаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена; | - | + | + |
| - диагностировать приобретенные и наследственные коагулопатии; | - | + | + |
| - интерпретировать лабораторные показатели нарушения гемостаза при заболеваниях печени, желудочно-кишечного тракта и других органов; | - | + | + |
| - оценивать эффективность лечения непрямыми антикоагулянтами, гепарином, дезагрегантами, тромболитическими, фибринолитическими средствами и др. препаратами; | - | - | + |
| - определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей. | + | + | + |
| По паразитологическим исследованиям: | | | |
| - давать рекомендации по правилам сбора, доставки, сохранения материала для паразитологических исследований; | + | + | + |
| - приготовить препараты тонкого мазка и толстой капли с последующей окраской по Романовскому; | + | + | + |
| - идентифицировать до вида возбудителей малярийных паразитов в тонком мазке и толстой капле крови и определить интенсивность паразитемии; | + | + | + |
| - исследовать пробы фекалий, желчи, дуоденального содержимого, мочи, мокроты с применением основных паразитологических методов, идентифицировать в них возбудителей гельминтозов, протозоозов; | + | + | + |
| - исследовать биоматериалы с применением специальных паразитологических методов (окраска фиксированных препаратов фекалий, мокроты, ликвора) и идентифицировать возбудителей паразитозов; | - | + | + |
| - идентифицировать в исследуемом биоматериале возбудителей тропических и редких паразитов; | - | - | + |
| - идентифицировать в биоматериале возбудителей венерических заболеваний; | + | + | + |
| - идентифицировать в биоматериале возбудителей грибковых заболеваний; | - | + | + |
| - интерпретировать результаты паразитологических исследований, составить программу обследования. | - | + | + |
| По иммунологическим исследованиям: | | | |
| - определить групповую и резус-принадлежность; | + | + | + |
| - проводить исследование совместимости крови донора и реципиента при гемотрансфузиях и трансплантациях; | - | + | + |
| - определить иммунный статус организма; | - | + | + |
| - владеть навыками определения клеточного и гуморального иммунитета; | - | + | + |
| - проводить иммунологическое исследование при бесплодии и патологии беременности, эндокринных расстройствах и заболеваниях, острых и хронических интоксикациях и инфекциях; | - | - | + |
| - выявлять иммунологическую заинтересованность при онкологических заболеваниях, болезнях сердечно-сосудистой, кроветворной, дыхательной, мочевыделительной систем, органов пищеварения, кожи; | - | - | + |
| - диагностировать болезни иммунной системы: врожденные и приобретенные иммунодефициты, аутоиммунную патологию, аллергические заболевания. | - | + | + |
| По медико-генетическим исследованиям: | | | |
| - провести диагностику по половому хроматину; | + | + | + |
| - определить Х и У хромосомы; | + | + | + |
| - исследовать кариотип; | + | + | + |
| - культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа; | - | + | + |
| - приготовить препараты культуры лимфоцитов; | - | + | + |
| - приготовить хромосомные препараты; | - | + | + |
| - провести различное специальное окрашивание препаратов; | + | + | + |
| - провести кариотипирование; | - | + | + |
| - провести индивидуальную идентификацию хромосом; | - | + | + |
| - анализировать число и структуру аномалий кариотипа; | + | + | + |
| - владеть полуколичественными методами диагностики наследственных болезней; | + | + | + |
| - владеть молекулярно-генетическими методами диагностики; | - | - | + |
| - владеть физико-биохимическими методами диагностики наследственных болезней; | + | + | + |
| - владеть методами пренатальной диагностики наследственных болезней. | - | - | + |
| 5. Манипуляции: | | | |
| - реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца); | + | + | + |
| - промывание желудка через зонд; | + | + | + |
| - фиксация позвоночника, конечностей при переломах, травмах; | + | + | + |
| - остановка кровотечения; | + | + | + |
| - взятие капиллярной крови для лабораторного анализа; | + | + | + |
| - взятие венозной крови для анализа. | + | + | + |