| вторая катег. | первая катег. | высшая катег. |
1. Общие знания: | | | |
- Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде; | + | + | + |
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; | + | + | + |
- организацию лабораторной службы в стране, ее задачи, структуру и и перспективы развития; | + | + | + |
- основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей; | + | + | + |
- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
- современные методы лабораторной диагностики; | +- | + | + |
- виды и принципы мониторинга качества лабораторных исследований; | - | +- | + |
- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа; | + | + | + |
- основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
- инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
- Устав и Правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований. | + | + | + |
2. Специальные знания: | | | |
- основы анатомии и физиологии; | + | + | + |
- структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи; | + | + | + |
- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей; | + | + | + |
- сущность типовых патологических процессов на клеточном, тканевом, системном уровнях; | - | - | + |
- лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте; | + | + | + |
- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов и основных заболеваний человека; | - | - | + |
- клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья человека; | + | + | + |
- основы функционирования здорового организма и факторы риска; | + | + | + |
- основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой; | + | + | + |
- правила и способы получения биоматериала для лабораторных исследований; | + | + | + |
- основы лабораторной диагностики основных заболеваний системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, соединительной ткани, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекций; | - | + | + |
- основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного; | - | - | + |
- правила приготовления реактивов; | + | + | + |
- организация внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований; | - | - | + |
По гематологическим исследованиям: | | | |
- теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме; | + | + | + |
- морфологию клеток гемопоэза в норме; | + | + | + |
- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения; | + | + | + |
- изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях; | - | + | + |
- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза; | - | + | + |
- особенности изменения гемограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и др. заболеваниях); | - | + | + |
- основные принципы цитохимического анализа, диагностическое значение; | - | - | + |
- морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях. | - | + | + |
По общеклиническим исследованиям: | | | |
- значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойсва, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей; | + | + | + |
- основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи; | + | + | + |
- морфология клеточных и других элементов мочи; | + | + | + |
- основные методы и диагностическое значение определения физических и химических показателей кала; | - | + | + |
- форменные элементы кала, их выявление; | + | + | + |
- изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы; | - | + | + |
- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки; | + | + | + |
- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы; | + | + | + |
- ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.; | + | + | + |
- морфология и клеточный состав отделяемого женских и мужских половых органов; | - | + | + |
- основные характеристики эпителия кожи, волос, ногтей и их изменения при различных патологических процессах. | - | + | + |
По цитологическим исследованиям: | | | |
- правила взятия и обработки материала для цитологических исследований; | + | + | + |
- морфологическую картину воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей. | - | + | + |
По биохимическим исследованиям: | | | |
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза; | + | + | + |
- нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния; | + | + | + |
- причины и виды патологии обменных процессов в организме; | - | - | + |
- система гемостаза; | - | + | + |
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях; | - | - | + |
- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др. | + | + | + |
По паразитологическим исследованиям: | | | |
- основные морфологические характеристики гельминтов; | + | + | + |
- морфологические различия видов гельминтов и их яиц; | + | + | + |
- паразиты малярии, виды, стадии развития; | + | + | + |
- морфология малярийных паразитов; | + | + | + |
- простейшие - вид, стадии развития, морфология; | + | + | + |
- заболевания, вызванные простейшими; | - | + | + |
- правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов. | + | + | + |
По иммунологическим исследованиям: | | | |
- учение об иммунитете, виды иммунитета; | + | + | + |
- иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции; | + | + | + |
- антигены: виды, характеристика; | + | + | + |
- иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и функции; | + | + | + |
- взаимодействие антиген-антитело; | + | + | + |
- неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.; | + | + | + |
- возрастные особенности иммунного статуса; | - | + | + |
- иммунодефицитные состояния; | - | + | + |
- иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани; | - | - | + |
- аллергия и атопические заболевания; | - | + | + |
- изоантигены системы крови; | - | - | + |
- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания. | - | - | + |
По медико-генетическим исследованиям: | | | |
- предмет и задачи медицинской генетики; | + | + | + |
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью; | + | + | + |
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности; | - | - | + |
- гены и признаки; | - | - | + |
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутогенные факторы; | - | - | + |
3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам: | | | |
- основные принципы биомедицинской этики и деонтологии, этические особенности поведения сотрудника клинико-диагностической лаборатории, основные этические проблемы при проведении клинических лабораторных исследований; | + | + | + |
- представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития; | + | + | + |
- механизмы функционирования природных экосистем; | + | + | + |
- принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды; | + | + | + |
- представление о гигиене как основе профилактичекой медицины; | + | + | + |
- общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики основных лекарственных средств; | - | + | + |
- побочные действия основных групп лекарственных средств и изменения результатов лабораторных исследований; | - | + | + |
- представление о видах катастроф, их причинах и последствиях; | + | + | + |
- представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах; | + | + | + |
- общие принципы оказания неотложной помощи при несчастных случаях; | + | + | + |
- представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных. | + | + | + |
4. Умения: | | | |
- взять биологический материал для лабораторного исследования; | + | + | + |
- организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований; | + | + | + |
- организовать работу младшего персонала в клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа; | + | + | + |
- провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария; | + | + | + |
- провести дезинфекцию биоматериала; | + | + | + |
- прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение; | + | + | + |
- регистрировать проведенные исследования; | + | + | + |
- вести учетно-отчетную документацию; | + | + | + |
- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий; | + | + | + |
- пользоваться методами статистической обработки исследований для оценки качества лабораторных анализов; | - | - | + |
- проводить внутрилабораторный и межлабораторный контроль качества лабораторных исследований; | - | - | + |
- на основании результатов анализа дать качественную и количественную оценку объекта исследований; | - | - | + |
- дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования; | - | + | + |
- по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях; | - | - | + |
- строить калибровочные графики; | + | + | + |
- приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследования клеточных элементов; | + | + | + |
- отобрать материал для микроскопического исследования; | + | + | + |
- оказывать первую помощь при несчастных случаях; | + | + | + |
- работать на ЭВМ на уровне пользователя; | + | + | + |
- владеть техникой микроскопирования: световая микроскопия, поляризационная микроскопия, фазово-контрастная микроскопия, флуоресцентная микроскопия. | - | + | + |
По гематологическим исследованиям: | | | |
- взять капиллярную кровь для лабораторного исследования; | + | + | + |
- произвести исследование клинического анализа крови (определение гемоглобина, гематокритной величины, СОЭ, количества эритроцитов и лейкоцитов, подсчет лейкоцитарной формулы); | + | + | + |
- определить осмотическую резистентность эритроцитов; | + | + | + |
- подсчитать эритроциты с базофильной зернистостью; | - | + | + |
- приготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы; | + | + | + |
- дифференцировать нормальные, морфологически измененные и патологические клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы; | - | + | + |
- приготовить лейкоконцентрат; | + | + | + |
- приготовить препараты крови для исследования на малярийные паразиты; | + | + | + |
- исследовать кровь на малярийных паразитов; | - | + | + |
- приготовить препараты для цитохимического исследования клеток циркулирующей крови и костного мозга; | + | + | + |
- определить активность ферментов в клетках циркулирующей крови; | - | - | + |
- определить липиды в клетках циркулирующей крови; | - | - | + |
- определить вязкость крови. | + | + | + |
По общеклиническим исследованиям: исследование мочи: | | | |
- определить физические и химические свойства; | + | + | + |
- определить химические показатели мочи (белок, глюкоза, билирубин, уробилиноиды, кетоновые тела и др.); | + | + | + |
- провести пробу по Зимницкому; | + | + | + |
- подготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- микроскопическое исследование осадка; | + | - | + |
- подсчитать количество форменных элементов осадка; | + | + | + |
исследование желудочной секреции: | | | |
- определить физические свойства; | + | + | + |
- произвести химическое исследование (кислотность, активность пепсина, молочную кислоту); | + | + | + |
- приготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- микроскопическое исследование желудочного содержимого; | - | - | + |
исследование дуоденального содержимого: | | | |
- определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев; | + | + | + |
- подготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- микроскопическое исследование; | + | + | + |
исследование кала: | | | |
- определить физические и химические свойства (в том числе кровь, белок, стеркобилин, уробилин); | + | + | + |
- приготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- микроскопическое исследование; | + | + | + |
- обнаружить яйца гельминтов; | + | + | + |
- обнаружить простейшие; | - | + | + |
- обнаружить личинки гельминтов; | + | + | + |
исследование спинномозговой жидкости: | | | |
- определить цвет, прозрачность, фибринозную пленку; | + | + | + |
- обнаружить и определить белок; | + | + | + |
- определить количество форменных элементов (цитоз); | + | + | + |
- дифференцировать клеточные элементы в нативных и окрашенных препаратах; | - | - | + |
исследование экссудатов и транссудатов: | | | |
- определить количество, характер, цвет, прозрачность, относительную плотность; | + | + | + |
- обнаружить и определить белок; | + | + | + |
- приготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- микроскопическое исследование; | - | + | + |
исследование мокроты: | | | |
- определить физические свойства; | + | + | + |
- приготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- микроскопическое исследование; | - | + | + |
- приготовить препараты и обнаружить гемосидерин; | - | + | + |
- приготовить окрашенные препараты для обнаружения микобактерий туберкулеза; | + | + | + |
- обнаружить микобактерии туберкулеза; | - | - | + |
исследование отделяемого из половых органов: | | | |
- окрасить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- определить степень чистоты влагалищного содержимого; | - | + | + |
- обнаружить трихомонады и гонококки; | - | + | + |
- определить гормональный профиль; | - | - | + |
- исследовать секрет простаты; | - | + | + |
- определить цвет, количество, запах, вязкость, рН эякулята; | - | + | + |
- приготовить препараты для микроскопического исследования эякулята; | - | + | + |
- определить подвижность сперматозоидов; | - | - | + |
исследование при грибковых поражениях: | | | |
- приготовить препараты для микроскопического исследования из кожи, волос и ногтей; | + | + | + |
- идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей. | - | - | + |
По цитологическим исследованиям: | | | |
- приготовить стекла, фиксаторы, красители; | + | + | + |
- окрасить цитологические препараты; | + | + | + |
- цитохимическое исследование цитологического материала: (PAS-реакция, липиды, ферменты); | + | + | + |
- отбор доставленного материала, приготовление и окраска препаратов для цитологического исследования (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров, материал, полученный при эндоскопических исследоваиях и др.); | + | + | + |
- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг). | + | + | + |
биохимические исследования: | | | |
- определить показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.); | + | + | + |
- определить показатели липидного обмена (липопротеиды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.); | + | + | + |
- показатели углеводного обмена; | + | + | + |
- определить белки острой фазы воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок); | + | + | + |
- определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.); | + | + | + |
- показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови; | + | + | + |
- определить активность ферментов в сыворотке крови и моче (аспартатамино-трансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.); | + | + | + |
- определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.; | + | + | + |
показатели состояния гемостаза: | | | |
- определить активированное время рекальцификации плазмы (разными методами); | + | + | + |
- определить протромбиновое время (тромбопластиновое) разными методами; | + | + | + |
- определить содержание фибриногена в плазме крови; | + | + | + |
- определить растворимые комплексы фибриномономеров (РКФМ) или другие паракоагуляционные тесты; | - | - | + |
- определить тромбиновое время (ТВ) с протаминсульфатом и рептилазное время; | - | - | + |
- определить фибринолитическую активность плазмы; | - | + | + |
- определить плазменные факторы; | + | + | + |
- определить толерантность плазмы к гепарину или определить антитромбин III; | + | + | + |
- определить время кровотечения; | + | + | + |
- определить время свертывания цельной крови; | + | + | + |
- определить степень ретракции кровяного сгустка или определить степень ретракции плазменного сгустка; | + | + | + |
- аутокоагуляционный тест. | - | + | + |
По паразитологическим исследованиям: | | | |
- различать на препаратах представителей класса членистоногих; | - | + | + |
- идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи; | - | + | + |
- идентифицировать малярийных паразитов в препаратах крови; | - | - | + |
- идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале. | + | + | + |
По иммунологическим исследованиям: | | | |
иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета: | | | |
- определить группу крови по системе АВО; | + | + | + |
- определить рузус-фактор; | + | + | + |
- прямая проба Кумбса; | - | + | + |
- непрямая проба Кумбса; | - | + | + |
- определить антилейкоцитарные антитела (лейколизины, лейкоагглютинины); | - | - | + |
- определить антитромбоцитарные антитела (тромбоцитолизины); | - | - | + |
серологические исследования для диагностики сифилиса; серологические реакции: | | | |
- агглютинация на стекле; | + | + | + |
- развернутая агглютинация; | - | + | + |
- пассивная агглютинация; | - | + | + |
- торможение агглютинации; | - | - | + |
- преципетация (кольцепреципетация и преципетация в геле); | - | + | + |
- связывание комплемента; | - | - | + |
клиническая иммунология: | | | |
- определить количество Т- и В-лимфоцитов в периферической крови; | + | + | +- |
- определить концентрацию различных классов иммуноглобулинов; | + | + | +- |
- определить фагоцитарную активность лейкоцитов; | + | + | + |
- определить комплементарную активность сыворотки крови; | - | - | - |
- определить С-реактивный белок; | + | + | + |
- определить ревматоидный фактор в сыворотке крови; | + | + | + |
- определить антитела в ДНК; | - | - | + |
- определить антинуклеарный фактор; | - | + | + |
- определить циркулирующие иммунные комплексы; | - | - | + |
- определить альфа-фетопротеин; | - | - | + |
- определить активность анти-О-стрептолизина в сыворотке крови; | + | + | + |
- определить активность антигиалуронидазы в сыворотке крови. | + | + | + |