в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 17.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 25.12.97 N 380 "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
действует Редакция от 25.12.1997 Подробная информация
ПРИКАЗ Минздрава РФ от 25.12.97 N 380 "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

АТТЕСТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКОМУ ЛАБОРАТОРНОМУ ТЕХНИКУ

вторая катег. первая катег. высшая катег.
1. Общие знания:
- Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде; + + +
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; + + +
- организацию лабораторной службы в стране, ее задачи, структуру и и перспективы развития; + + +
- основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей; + + +
- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории; + + +
- современные методы лабораторной диагностики; +-+ +
- виды и принципы мониторинга качества лабораторных исследований; -+-+
- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа; + + +
- основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории; + + +
- инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории; + + +
- Устав и Правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории; + + +
- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований. + + +
2. Специальные знания:
- основы анатомии и физиологии; + + +
- структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи; + + +
- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей; + + +
- сущность типовых патологических процессов на клеточном, тканевом, системном уровнях; --+
- лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте; + + +
- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов и основных заболеваний человека; --+
- клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья человека; + + +
- основы функционирования здорового организма и факторы риска; + + +
- основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой; + + +
- правила и способы получения биоматериала для лабораторных исследований; + + +
- основы лабораторной диагностики основных заболеваний системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, соединительной ткани, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекций; -+ +
- основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного; --+
- правила приготовления реактивов; + + +
- организация внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований; --+
По гематологическим исследованиям:
- теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме; + + +
- морфологию клеток гемопоэза в норме; + + +
- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения; + + +
- изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях; -+ +
- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза; -+ +
- особенности изменения гемограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и др. заболеваниях); -+ +
- основные принципы цитохимического анализа, диагностическое значение; --+
- морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях. -+ +
По общеклиническим исследованиям:
- значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойсва, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей; + + +
- основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи; + + +
- морфология клеточных и других элементов мочи; + + +
- основные методы и диагностическое значение определения физических и химических показателей кала; -+ +
- форменные элементы кала, их выявление; + + +
- изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы; -+ +
- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки; + + +
- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы; + + +
- ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.; + + +
- морфология и клеточный состав отделяемого женских и мужских половых органов; -+ +
- основные характеристики эпителия кожи, волос, ногтей и их изменения при различных патологических процессах. -+ +
По цитологическим исследованиям:
- правила взятия и обработки материала для цитологических исследований; + + +
- морфологическую картину воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей. -+ +
По биохимическим исследованиям:
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза; + + +
- нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния; + + +
- причины и виды патологии обменных процессов в организме; --+
- система гемостаза; -+ +
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях; --+
- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др. + + +
По паразитологическим исследованиям:
- основные морфологические характеристики гельминтов; + + +
- морфологические различия видов гельминтов и их яиц; + + +
- паразиты малярии, виды, стадии развития; + + +
- морфология малярийных паразитов; + + +
- простейшие - вид, стадии развития, морфология; + + +
- заболевания, вызванные простейшими; -+ +
- правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов. + + +
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета; + + +
- иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции; + + +
- антигены: виды, характеристика; + + +
- иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и функции; + + +
- взаимодействие антиген-антитело; + + +
- неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.; + + +
- возрастные особенности иммунного статуса; -+ +
- иммунодефицитные состояния; -+ +
- иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани; --+
- аллергия и атопические заболевания; -+ +
- изоантигены системы крови; --+
- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания. --+
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики; + + +
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью; + + +
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности; --+
- гены и признаки; --+
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутогенные факторы; --+
3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам:
- основные принципы биомедицинской этики и деонтологии, этические особенности поведения сотрудника клинико-диагностической лаборатории, основные этические проблемы при проведении клинических лабораторных исследований; + + +
- представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития; + + +
- механизмы функционирования природных экосистем; + + +
- принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды; + + +
- представление о гигиене как основе профилактичекой медицины; + + +
- общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики основных лекарственных средств; -+ +
- побочные действия основных групп лекарственных средств и изменения результатов лабораторных исследований; -+ +
- представление о видах катастроф, их причинах и последствиях; + + +
- представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах; + + +
- общие принципы оказания неотложной помощи при несчастных случаях; + + +
- представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных. + + +
4. Умения:
- взять биологический материал для лабораторного исследования; + + +
- организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований; + + +
- организовать работу младшего персонала в клинико-диагностической лаборатории; + + +
- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа; + + +
- провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария; + + +
- провести дезинфекцию биоматериала; + + +
- прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение; + + +
- регистрировать проведенные исследования; + + +
- вести учетно-отчетную документацию; + + +
- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий; + + +
- пользоваться методами статистической обработки исследований для оценки качества лабораторных анализов; --+
- проводить внутрилабораторный и межлабораторный контроль качества лабораторных исследований; --+
- на основании результатов анализа дать качественную и количественную оценку объекта исследований; --+
- дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования; -+ +
- по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях; --+
- строить калибровочные графики; + + +
- приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследования клеточных элементов; + + +
- отобрать материал для микроскопического исследования; + + +
- оказывать первую помощь при несчастных случаях; + + +
- работать на ЭВМ на уровне пользователя; + + +
- владеть техникой микроскопирования: световая микроскопия, поляризационная микроскопия, фазово-контрастная микроскопия, флуоресцентная микроскопия. -+ +
По гематологическим исследованиям:
- взять капиллярную кровь для лабораторного исследования; + + +
- произвести исследование клинического анализа крови (определение гемоглобина, гематокритной величины, СОЭ, количества эритроцитов и лейкоцитов, подсчет лейкоцитарной формулы); + + +
- определить осмотическую резистентность эритроцитов; + + +
- подсчитать эритроциты с базофильной зернистостью; -+ +
- приготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы; + + +
- дифференцировать нормальные, морфологически измененные и патологические клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы; -+ +
- приготовить лейкоконцентрат; + + +
- приготовить препараты крови для исследования на малярийные паразиты; + + +
- исследовать кровь на малярийных паразитов; -+ +
- приготовить препараты для цитохимического исследования клеток циркулирующей крови и костного мозга; + + +
- определить активность ферментов в клетках циркулирующей крови; --+
- определить липиды в клетках циркулирующей крови; --+
- определить вязкость крови. + + +
По общеклиническим исследованиям: исследование мочи:
- определить физические и химические свойства; + + +
- определить химические показатели мочи (белок, глюкоза, билирубин, уробилиноиды, кетоновые тела и др.); + + +
- провести пробу по Зимницкому; + + +
- подготовить препараты для микроскопического исследования; + + +
- микроскопическое исследование осадка; + -+
- подсчитать количество форменных элементов осадка; + + +
исследование желудочной секреции:
- определить физические свойства; + + +
- произвести химическое исследование (кислотность, активность пепсина, молочную кислоту); + + +
- приготовить препараты для микроскопического исследования; + + +
- микроскопическое исследование желудочного содержимого; --+
исследование дуоденального содержимого:
- определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев; + + +
- подготовить препараты для микроскопического исследования; + + +
- микроскопическое исследование; + + +
исследование кала:
- определить физические и химические свойства (в том числе кровь, белок, стеркобилин, уробилин); + + +
- приготовить препараты для микроскопического исследования; + + +
- микроскопическое исследование; + + +
- обнаружить яйца гельминтов; + + +
- обнаружить простейшие; -+ +
- обнаружить личинки гельминтов; + + +
исследование спинномозговой жидкости:
- определить цвет, прозрачность, фибринозную пленку; + + +
- обнаружить и определить белок; + + +
- определить количество форменных элементов (цитоз); + + +
- дифференцировать клеточные элементы в нативных и окрашенных препаратах; --+
исследование экссудатов и транссудатов:
- определить количество, характер, цвет, прозрачность, относительную плотность; + + +
- обнаружить и определить белок; + + +
- приготовить препараты для микроскопического исследования; + + +
- микроскопическое исследование; -+ +
исследование мокроты:
- определить физические свойства; + + +
- приготовить препараты для микроскопического исследования; + + +
- микроскопическое исследование; -+ +
- приготовить препараты и обнаружить гемосидерин; -+ +
- приготовить окрашенные препараты для обнаружения микобактерий туберкулеза; + + +
- обнаружить микобактерии туберкулеза; --+
исследование отделяемого из половых органов:
- окрасить препараты для микроскопического исследования; + + +
- определить степень чистоты влагалищного содержимого; -+ +
- обнаружить трихомонады и гонококки; -+ +
- определить гормональный профиль; --+
- исследовать секрет простаты; -+ +
- определить цвет, количество, запах, вязкость, рН эякулята; -+ +
- приготовить препараты для микроскопического исследования эякулята; -+ +
- определить подвижность сперматозоидов; --+
исследование при грибковых поражениях:
- приготовить препараты для микроскопического исследования из кожи, волос и ногтей; + + +
- идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей. --+
По цитологическим исследованиям:
- приготовить стекла, фиксаторы, красители; + + +
- окрасить цитологические препараты; + + +
- цитохимическое исследование цитологического материала: (PAS-реакция, липиды, ферменты); + + +
- отбор доставленного материала, приготовление и окраска препаратов для цитологического исследования (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров, материал, полученный при эндоскопических исследоваиях и др.); + + +
- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг). + + +
биохимические исследования:
- определить показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.); + + +
- определить показатели липидного обмена (липопротеиды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.); + + +
- показатели углеводного обмена; + + +
- определить белки острой фазы воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок); + + +
- определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.); + + +
- показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови; + + +
- определить активность ферментов в сыворотке крови и моче (аспартатамино-трансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.); + + +
- определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.; + + +
показатели состояния гемостаза:
- определить активированное время рекальцификации плазмы (разными методами); + + +
- определить протромбиновое время (тромбопластиновое) разными методами; + + +
- определить содержание фибриногена в плазме крови; + + +
- определить растворимые комплексы фибриномономеров (РКФМ) или другие паракоагуляционные тесты; --+
- определить тромбиновое время (ТВ) с протаминсульфатом и рептилазное время; --+
- определить фибринолитическую активность плазмы; -+ +
- определить плазменные факторы; + + +
- определить толерантность плазмы к гепарину или определить антитромбин III; + + +
- определить время кровотечения; + + +
- определить время свертывания цельной крови; + + +
- определить степень ретракции кровяного сгустка или определить степень ретракции плазменного сгустка; + + +
- аутокоагуляционный тест. -+ +
По паразитологическим исследованиям:
- различать на препаратах представителей класса членистоногих; -+ +
- идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи; -+ +
- идентифицировать малярийных паразитов в препаратах крови; --+
- идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале. + + +
По иммунологическим исследованиям:
иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета:
- определить группу крови по системе АВО; + + +
- определить рузус-фактор; + + +
- прямая проба Кумбса; -+ +
- непрямая проба Кумбса; -+ +
- определить антилейкоцитарные антитела (лейколизины, лейкоагглютинины); --+
- определить антитромбоцитарные антитела (тромбоцитолизины); --+
серологические исследования для диагностики сифилиса; серологические реакции:
- агглютинация на стекле; + + +
- развернутая агглютинация; -+ +
- пассивная агглютинация; -+ +
- торможение агглютинации; --+
- преципетация (кольцепреципетация и преципетация в геле); -+ +
- связывание комплемента; --+
клиническая иммунология:
- определить количество Т- и В-лимфоцитов в периферической крови; + + +-
- определить концентрацию различных классов иммуноглобулинов; + + +-
- определить фагоцитарную активность лейкоцитов; + + +
- определить комплементарную активность сыворотки крови; ---
- определить С-реактивный белок; + + +
- определить ревматоидный фактор в сыворотке крови; + + +
- определить антитела в ДНК; --+
- определить антинуклеарный фактор; -+ +
- определить циркулирующие иммунные комплексы; --+
- определить альфа-фетопротеин; --+
- определить активность анти-О-стрептолизина в сыворотке крови; + + +
- определить активность антигиалуронидазы в сыворотке крови. + + +

Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 25.12.97 N 380 "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"