в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 13.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 25.12.97 N 380 "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
действует Редакция от 25.12.1997 Подробная информация
ПРИКАЗ Минздрава РФ от 25.12.97 N 380 "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

АТТЕСТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К БИОЛОГУ

В соответствии с требованиями специальности биолог должен ЗНАТЬ и УМЕТЬ:

вторая катег. первая катег. высшая катег.
1. Общие знания:
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; + + +
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, правовые вопросы; --+
- основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей; + + +
- основы медицинского страхования и деятельности клинико-диагностических лабораторий в условиях бюджетно-страховой медицины; --+
- основы анатомии и физиологии человека, особенности, соответствующие полу и возрасту; + + +
- основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний; + + +
- основы первичной профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы; + + +
- основы международной классификации болезней; -+ +
- современные направления развития медицины. -+ +
2. Специальные знания:
- директивные документы, определяющие деятельность лабораторной службы; + + +
- система организации лабораторной службы в стране, задачи и ее структура; -+ +
- организация работы лабораторий, обслуживающих отделения реанимации, службы крови, кожно-венерологических, онкологических, туберкулезных и др. диспансеров; --+
- основные принципы работы централизованной лаборатории, в том числе медицинских диагностических центров; -+ +
- основы первичной профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы; + + +
- положение об аккредитации клинико-диагностических лабораторий; -+ +
- основы техники безопасности в клинико-диагностических лабораториях; + + +
- современные методы лабораторной диагностики; + + +
- краткие сведения о структуре и функциях органов кроветворения нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем; строении и функциях желез внутренней секреции, серозных оболочек, опорно-двигательного аппарата, кожи; + + +
- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей; + + +
- правила и способы получения биоматериала для морфологических, биохимических, генетических, иммунологических, бактериологических, серологических и других исследований; + + +
- приготовление, фиксация и окраска препаратов для морфологического исследования; + + +
- консервирование и хранение биоматериалов; + + +
- краткие сведения о лабораторной диагностике основных заболеваний системы кровообращения, кроветворения, дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, опорно-двигательной системы, соединительной ткани, мышечной ткани, эндокринной системы; + + +
- изменение лабораторных показателей под влиянием лечения; -+ +
- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя, медицинских процедур и др. на результаты лабораторных исследований; -+ +
- лабораторная диагностика неотложных состояний (инфаркт миокарда, инсульт, черепно-мозговая травма, "острый живот", внематочная беременность, гипогликемическая и диабетическая кома, сепсис, геморрагический, трансфузионный, анафилактический шок, острые аллергические реакции и др.); + + +
- лабораторная диагностика инфекционных и паразитарных болезней; -+ +
- лабораторная диагностика онкологических заболеваний; -+ +
- диагностика ВИЧ-инфекций; + + +
- влияние биологических факторов (возраст, пол, дневные ритмы, месячные циклы, сезонные вариации и др.) на результаты лабораторных исследований; + + +
- принципы и методы лабораторного контроля за концентрацией лекарственных средств в организме больных; --+
- организация внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований; -+ +
По гематологическим исследованиям:
- теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме); + + +
- понятия эффективный, неэффективный эритропоэз, нейтропоэз; + + +
- морфология клеток гемопоэза в норме; + + +
- понятия эритроцитоз и эритроцитопения, лейкоцитоз и лейкоцитопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения; + + +
- изменение показателей гемограммы и миелограммы при реактивных состояниях; + + +
- основные клинические и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза и заболеваний, сопровождающихся гемолизом; + + +
- понятие об апоптозе, некрозе; -+ +
- особенности изменения гемограммы, миелограммы и лимфоцитограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах, и др. заболеваниях); + + +
- понятие о миелоидной дисплазии; -+ +
- основные и дополнительные лабораторные исследования, необходимые в дифференциальной диагностике заболеваний органов кроветворения; + + +
- основные принципы цитохимического и иммунологического анализа. -+ +
По общеклиническим исследованиям:
- морфологию клеточных и других элементов в мокроте; + + +
- особенности характера мокроты при различных инфекционно-воспалительных, аллергических, паразитарных заболеваниях легких; + + +
- морфология клеточных и др. элементов мочи; + + +
- мочевые синдромы и их значение в диагностике заболеваний органов мочевой системы; + + +
- основные методы определения физических и химических показателей мочи; + + +
- изменения анализа мочи при наиболее часто встречающихся заболеваниях почек и мочевого пузыря; + + +
- элементы кала, копрограмма; + + +
- копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы; + + +
- основные методы определения физических и химических показателей кала; + + +
- изменения копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы; + + +
- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки; + + +
- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы; + + +
- ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травме и др.; + + +
- морфология и клеточный состав отделяемого женских и мужских половых органов, цитограмма при различных заболеваниях; + + +
- понятие о бактериальных вагинозах; -+ +
- гормональная цитология; -+ +
- основные характеристики эпителия кожи, волос, ногтей и их изменение при различных патологических процессах. + + +
По цитологическим исследованиям:
- клетка, ткани. Краткие сведения об особенностях строения, функции и эмбриогенезе различных тканей; + + +
- рост, развитие и клинические признаки опухолей различных локализаций; + + +
- классификации опухолей; + + +
- морфологическую картину острого и хронического воспалительного процесса, в том числе гранулематозного; + + +
- основные признаки пролиферации, гиперплазии, метаплазии и других фоновых процессов. + + +
По биохимическим исследованиям:
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза; + + +
- нормальная физиология и патология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния, система гемостаза и др.; + + +
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях; + + +
- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др. + + +
По паразитологическим исследованиям:
- способы взятия, доставки, сохранения материала для паразитологических исследований; + + +
- основные методы паразитологических исследований крови, фекалий, дуоденального содержимого, желчи, мочи, мокроты; + + +
- специальные методы паразитологических исследований (окраска фиксированных препаратов фекалий, исследование ликвора и др.); --+
- основные морфологические характеристики гельминтов; + + +
- количественные методы паразитологических исследований; -+ +
- основные морфологические характеристики и дифференциальная диагностика гельминтов (взрослых особей, яиц, личинок), заболевания, вызываемые ими; + + +
- основные морфологические характеристики и дифференциальная диагностика простейших кишечника и заболевания, вызываемые ими; + + +
- морфология малярийных паразитов в тонком мазке и толстой капле крови; + + +
- морфология возбудителей тропических и редких паразитозов (филярии, лейшмании,трипаносомы, циклоспоры, изоспоры, акантамебы неглерии и пр.) и заболевания, вызываемые ими; --+
- морфология возбудителей грибковых заболеваний; -+ +
- морфология возбудителей венерических заболеваний. + + +
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета; + + +
- функциональная организация иммунной системы; + + +
- неспецифические факторы иммунной реактивности организма; + + +
- фагоцитарная система; + + +
- естественные киллерные клетки, происхождение, свойства, механизмы активации, иммунобиологическая функция в норме и патологии; + + +
- гуморальные антиген-неспецифические факторы иммунной защиты; + + +
- структура и функция лимфоидной системы; + + +
- Т- и В-клеточные системы иммунитета; + + +
- антигены и иммуногены; + + +
- иммуноглобулины (антитела); + + +
- клиническое применение иммуноглобулинов; -+ +
- иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа; -+ +
- гормоны и цитокины иммунной системы; + + +
- физиология и регуляция иммунной системы; + + +
- иммунологическая толерантность и аутоиммунитет; + + +
- методы исследования клеточных и гуморальных факторов иммунной системы; + + +
- клиническое значение исследования содержания и функциональной активности гранулоцитов, моноцитов крови, естественных киллеров и Тк-лимфоцитов; -+ +
- клиническое значение исследования содержания и функциональной активности неспецифических гуморальных факторов: белков системы комплемента, лизоцима, острофазных белков; -+ +
- клиническое значение исследования содержания и функциональной активности Т-, В-лимфоцитов и их субпопуляций; -+ +
- клиническое значение исследования содержания иммуноглобулинов разных классов и субклассов; + + +
- механизмы протективного иммунитета при различных инфекционных заболеваниях; -+ +
- иммунотропность инфекционных агентов и инфекции иммунной системы; --+
- иммунодиагностика инфекционных болезней; + + +
- лабораторно-клинические исследования в прогнозировании характера течения инфекционных заболеваний; -+ +
- иммунитет при пересадке органов и тканей; -+ +
- наследственные (первичные) и приобретенные (вторичные) иммунодефицитные состояния; -+ +
- принципы лабораторной диагностики иммунодефицитов; + + +
- антигенные системы эритроцитов человека (АВО и др. системы); + + +
- иммунологический конфликт матери и плода по антигенам клеток крови; -+ +
- иммунные и аутоиммунные гемолитические анемии (прямая и непрямая пробы Кумбса и др. методы); -+ +
- антигены лейкоцитов человека; -+ +
- антилейкоцитарные антитела и их роль в патологии (осложнения при переливании крови, лейкопении, нейтропении новорожденных); -+ +
- аллергические заболевания, иммунодиагностика аллергических реакций немедленного типа; + + +
- иммунодиагностика аллергических реакций замедленного типа; --+
- иммунодиагностика системных заболеваний соединительной ткани; --+
- иммунодиагностика аутоиммунных заболеваний эндокринной системы; + + +
- иммунная система при опухолевых заболеваниях и их иммунодиагностика; -+ +
- изменение иммунореактивности онкологических больных; --+
- неоплазмы иммунной системы; --+
- иммунодиагностика моноклональных гаммапатий; -+ +
- иммунология болезней нервной системы и иммунологические методы их исследования; -+ +
- организация работы иммунологических лабораторий; --+
- современное техническое оборудование для выполнения тестов; --+
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики; + + +
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью; + + +
- роль нуклеиновых кислот в хранении и реализации генетической информации; -+ +
- генетический код: основные характеристики, этапы расшифровки; -+ +
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности: роль ядра и цитоплазмы, хромосомы и хромосомный набор, структурно-функциональная организация хромосом, структурные перестройки хромосом, их типы и хромосомный дисбаланс; -+ +
- гены и признаки: законы передачи наследственных признаков (гомо- и гетерозиготность), генотип и фенотип; + + +
- основные типы наследования; + + +
- иммуногенетические взаимоотношения макрои микроорганизма; -+ +
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы; --+
- методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные; + + +
- выявление наследственной патологии новорожденных; + + +
- медико-генетическое консультирование (лабораторное исследование, определение генетического риска). -+ +
3. Знания смежных и сопутствующих дисциплин
- современные методы обследования больного; + + +
- основы первичной реанимации; + + +
- основы дозиметрии ионизирующих излучений; + + +
- основные источники облучения человека, основы радиационной безопасности, гигиенического нормирования радиационного фактора; -+ +
4. Умения:
- оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении электрическим током; + + +
- сформулировать лабораторный диагноз с выделением характерных показателей и сопутствующих изменений; -+ +
- владеть методом статистического анализа; -+ +
- владеть навыками проведения внутрилабораторного и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований; -+ +
- провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения; --+
- на основе анализа статистических показателей определить перечень организационных мероприятий и разработать меры по их выполнению для улучшения диагностического процесса; -+ +
- организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и других исследований; + + +
- организовать работу среднего медицинского персонала; + + +
- провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях); + + +
- отобрать материал для микроскопического исследования; + + +
- приготовить, зафиксировать и окрасить препарат для исследования клеточных элементов; + + +
- отобрать и обработать биоматериал для биохимического исследования; + + +
- работать с контрольным материалом (сывороткой, клеточной суспензией, мазками и др.); + + +
- оценить результаты исследования; + + +
- оформить документацию, предусмотренную директивными документами МЗ РФ; + + +
- работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории. + + +
По гематологическим исследованиям:
- идентифицировать клеточные элементы периферической крови, костного мозга, лимфатического узла; + + +
- провести морфологическую, цитохимическую дифференциальную диагностику острых лейкозов; -+ +
- провести морфологическую, дифференциальную диагностику хронических лейкозов; -+ +
- характеризовать стадии хронических лейкозов и динамику гематологических изменений; -+ +
- провести морфологическую дифференциальную диагностику парапротеинемических гемобластозов и их иммунохимическую идентификацию; -+ +
- дифференцировать различные формы анемий по лабораторным показателям; + + +
- интерпретировать динамику лабораторных показателей в различные стадии болезни; -+ +
- диагностировать агранулоцитоз по гематологическим показателям; + + +
- интерпретировать динамику лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе; -+ +
- провести дифференциальную лабораторную диагностику геморрагических диатезов; -+ +
- оценить изменения периферической крови и костного мозга при миелоидной дисплазии; --+
- дифференцировать LE-клетки; + + +
- идентифицировать лабораторные показатели при гистиоцитозах. --+
По общеклиническим исследованиям:
- идентифицировать клеточные и другие элементы в мокроте, моче, желудочном и дуоденальном содержимом, ликворе, экссудатах, транссудатах, отделяемом половых органов, коже, волосах, ногтях, соскобах и другом биоматериале; + + +
- оценить лабораторные показатели при заболеваниях легких, пищеварительной системы, органов мочевыделительной и половой системы, поражениях серозных оболочек; -+ +
- определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей. + + +
По цитологическим исследованиям:
- выявлять клеточные элементы острого и хронического воспалительного процесса, в том числе гранулематозного, элементы грануляционной ткани; + + +
- дифференцировать пролиферацию, гиперплазию, метаплазию и другие фоновые процессы; + + +
- цитохимические исследования цитологического материала (PAS-реакция, липиды, ферменты); ---
- отбор доставленного материала, приготовление и окраска препаратов для цитологического исследования (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических профилактических осмотров, материал, полученный при эндоскопических исследованиях и др.); + + +
- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг), + + +
По клинической биохимии:
- приготовить биоматериал для исследования; + + +
- приготовить реактивы; + + +
- обработать химическую посуду; + + +
- проводить доступную очистку вещества; + + +
- строить калибровочные кривые; + + +
- проводить биохимические исследования; + + +
- работать на приборах, которыми оснащена лаборатория; + + +
- подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии, адаптировать реактивы для используемой аппаратуры; -+ +
- производить необходимые расчеты; + + +
- владеть методами исследования обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния, системы гемостаза и др.; + + +
- определить последовательность биохимических исследований; -+ +
- проводить контроль качества лабораторных исследований; + + +
- владеть методами постановки ориентировочной и расширенной коагулограммы; -+ +
- проводить заменные пробы для выявления дефицита факторов; -+ +
- выявлять патологию тромбоцитарно-сосудистого, плазменного гемостаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена. -+ +
По паразитологическим исследованиям:
- дать рекомендации по правилам сбора, доставки, сохранения материала для паразитологических исследований; + + +
- приготовить препараты тонкого мазка и толстой капли с последующей окраской по Романовскому; + + +
- идентифицировать до вида возбудителей малярийных паразитов в тонком мазке и толстой капле крови и определить интенсивность паразитемии; + + +
- исследовать пробы фекалий, желчи, дуоденального содержимого, мочи, мокроты с применением основных паразитологических методов, идентифицировать в них возбудителей гельминтозов, протозоозов; + + +
- исследовать биоматериалы с применением специальных паразитологических методов (окраска фиксированных препаратов фекалий, мокроты, ликвора) и идентифицировать возбудителей паразитозов; --+
- идентифицировать в исследуемом биоматериале возбудителей тропических и редких паразитов; --+
- идентифицировать в биоматериале возбудителей венерических заболеваний; + + +
- идентифицировать в биоматериале возбудителей грибковых заболеваний; -+ +
По иммунологическим исследованиям:
- определить групповую и резус-принадлежность; + + +
- проводить исследование совместимости крови донора и реципиента при гемотрансфузиях и трансплантациях; -+ +
- владеть навыками постановки методов определения клеточного и гуморального иммунитета; -+ +
- проводить иммунологическое исследование при бесплодии и патологии беременности, эндокринных расстройствах и заболеваниях, острых и хронических интоксикациях и инфекциях, при онкологических заболеваниях, болезнях сердечно-сосудистой, кроветворной, дыхательной, мочевыделительной систем, органов пищеварения, кожи; --+
- проводить иммунологические исследования для диагностики болезней иммунной системы: врожденных и приобретенных иммунодефицитов, аутоиммунной патологии, аллергических заболеваний. -+ +
По медико-генетическим исследованиям:
- провести диагностику по половому хроматину; + + +
- определить Х и У хромосомы; + + +
- исследовать кариотип; + + +
- культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа; -+ +
- приготовить препараты культуры лимфоцитов; -+ +
- приготовить хромосомные препараты; -+ +
- провести различное специальное окрашивание препаратов; + + +
- провести кариотипирование; -+ +
- провести индивидуальную идентификацию хромосом; -+ +
- анализировать число и структуру аномалий кариотипа; + + +
- владеть полуколичественными методами диагностики наследственных болезней; --+
- владеть молекулярно-генетическими методами диагностики; + + +
- владеть физико-химическими методами диагностики наследственных болезней; + + +
- владеть методами пренатальной диагностики наследственных болезней. --+
5. Манипуляции:
- реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца); + + +
- промывание желудка через зонд; + + +
- фиксация позвоночника, конечностей при + + +
переломах, травмах;
- остановка кровотечения; + + +
- определение групповой принадлежности крови; + + +
- взятие капиллярной крови для лабораторного анализа; + + +
- взятие венозной крови для анализа. + + +

Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ

Приложение 20

УТВЕРЖДЕНО
приказ Минздрава России
от 25.12.97 N 380

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 25.12.97 N 380 "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"