Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 (ред. от 10.09.2009) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (2002-2010 ГОДЫ)"
3. Создание функциональных элементов инфраструктуры электронного правительства
Целью направления "Создание функциональных элементов инфраструктуры электронного правительства" является создание функциональных элементов инфраструктуры электронного правительства в соответствии с разработанным системным и техническим проектами.
В рамках указанного направления осуществляются следующие мероприятия:
создание и развитие информационной системы для предоставления государственных и муниципальных услуг на основе многофункциональных центров;
создание и развитие системы реестров и региональных порталов государственных и муниципальных услуг;
создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и их услугам, предоставляемым с помощью сети Интернет;
обеспечение регламентированного доступа органов государственной власти, граждан и организаций к сведениям, содержащимся в государственных информационных системах;
развитие центров телефонного обслуживания граждан и организаций;
обеспечение открытости информации о деятельности органов государственной власти и доступности государственных информационных ресурсов для граждан и организаций;
создание официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.
Создание и развитие информационной системы для предоставления государственных и муниципальных услуг на основе многофункциональных центровВ Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года обосновывается необходимость оказания государственных услуг населению с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Для этой цели предполагается создавать специальные объекты в инфраструктуре электронного правительства - многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры).
Многофункциональные центры создаются для обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по принципу "одного окна". При этом межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и др.), происходит без участия заявителя.
В рамках мероприятий Программы в период до 2009 года разработано типовое программно-техническое решение на 2 технологических платформах, реализующее необходимую базовую функциональность и предназначенное для внедрения в многофункциональных центрах и сетях многофункциональных центров, создаваемых в регионах Российской Федерации. Помимо разработанной информационной системы типовое программно-техническое решение включает в себя пользовательскую документацию на систему, спецификации на информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, типовой пакет нормативных правовых актов, необходимых для ввода в действие и функционирования системы, методические материалы по подготовке и осуществлению внедрения. Проведено апробирование автоматизированной информационной системы многофункционального центра, а также проведена подготовка к внедрению автоматизированной информационной системы многофункционального центра в субъектах Российской Федерации.
Создание информационной системы для предоставления государственных и муниципальных услуг на основе многофункциональных центров направлено на повышение эффективности оказания этих услуг, в том числе в части:
обеспечения своевременного информирования о порядке и об условиях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о ходе их оказания через сеть Интернет, центры телефонного обслуживания граждан, информационные киоски, расположенные в многофункциональном центре;
сокращения затрат времени заявителей в случае оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
сокращения количества ошибок при обращении заявителей в органы государственной власти и органы местного самоуправления в процессе предоставления государственных или муниципальных услуг;
снижения трудоемкости сбора заявителем комплекта документов, необходимых для заказа услуг, за счет использования системы электронного взаимодействия между различными органами государственной власти, предоставляющими государственные и муниципальные услуги на базе многофункциональных центров.
Основными задачами информационной системы для предоставления государственных и муниципальных услуг на основе многофункциональных центров являются:
автоматизация процедур подачи, обработки, рассмотрения заявлений на предоставление государственных и муниципальных услуг, а также выдачи результатов оказания государственных и муниципальных услуг;
управление архивными данными, накапливаемыми в информационных ресурсах многофункциональных центров в ходе взаимодействия с гражданами при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
учет и мониторинг действий сотрудников многофункциональных центров и исполнителей в органах государственной власти, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
обеспечение граждан и организаций информацией о событиях и фактах, связанных с ходом предоставления государственных и муниципальных услуг;
управление потоками заявителей посредством организации электронной предварительной записи на прием;
обеспечение обмена информацией с информационными системами органов государственной власти, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
обеспечение информационного взаимодействия с соответствующим региональным порталом государственных услуг.
В рамках указанного мероприятия в 2009-2010 годах предполагается обеспечить:
развитие типовой информационной системы, обеспечивающей автоматизацию деятельности многофункционального центра и его взаимодействие как с заявителями, так и с органами государственной власти, осуществляющими предоставление государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров, с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
тиражирование типовых информационных систем для предоставления государственных и муниципальных услуг на основе многофункциональных центров;
интеграцию информационных систем многофункциональных центров с государственными и муниципальными информационными системами, обеспечивающими предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе с информационными системами по ведению сводного реестра государственных услуг, порталами государственных и муниципальных услуг, прочими информационными системами.
Создание и развитие системы реестров и региональных порталов государственных и муниципальных услугВ рамках указанного мероприятия к 2009 году была разработана концепция порталов органов государственной власти в сети Интернет, разработан пакет методических, нормативных правовых документов по обеспечению создания системы порталов государственных услуг и типовое программное обеспечение, необходимое для функционирования федерального портала и региональных порталов государственных услуг и ведения реестров государственных услуг. Типовые решения, включающие типовые пакеты нормативных правовых актов, могут быть адаптированы каждым регионом индивидуально и включены в общую систему. Проведена апробация типовых программно-технических решений региональных порталов и реестров государственных услуг в 4 пилотных субъектах Российской Федерации, а также подготовка к внедрению их в 13 субъектах Российской Федерации.
Разработанные типовые решения позволяют обеспечить:
сбор информации о порядке оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, адресной и контактной информации о государственных и муниципальных учреждениях, предоставляющих эти услуги;
сбор информации о ходе оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде и автоматизированный контроль соответствия хода исполнения услуги нормативно закрепленному регламенту предоставления услуги на региональном или муниципальном уровне;
автоматическую публикацию в свободном доступе в сети Интернет информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, адресной и контактной информации о государственных и муниципальных учреждениях, предоставляющих эти услуги на типовых муниципальных, региональных и федеральном порталах государственных услуг;
получателям услуг возможность доступа к информации о ходе предоставления им государственных и муниципальных услуг через сеть Интернет;
сбор и анализ информации о порядке предоставления федеральных, региональных и муниципальных услуг в едином информационном центре.
Уровень развития информационных и телекоммуникационных технологий позволяет начать более активно использовать электронные формы взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и организациями в рамках оказания государственных и муниципальных услуг. Однако состояние конкретных сайтов органов государственной власти в сети Интернет не позволяет их использовать для получения государственных услуг гражданами и организациями.
Целью реализации указанного мероприятия является обеспечение свободного доступа граждан и организаций к полной, актуальной и достоверной информации о государственных и муниципальных услугах, предоставляемых различными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также создание информационных систем, предоставляющих гражданам и организациям возможность получать данные услуги в электронном виде.
В Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года предполагается смена технологической инфраструктуры для оказания государственных услуг. Вместо отдельных ведомственных и региональных порталов в сети Интернет создается технологическая инфраструктура электронного правительства на базе единого национального оператора и на ее платформе создаются единый портал оказания государственных услуг и другие функциональные элементы.
Для обеспечения комплексной информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами власти всех уровней, в том числе в части предоставления государственных и муниципальных услуг, а также для обеспечения доступа к государственным и муниципальным услугам, предоставляемым в электронной форме, создаются государственные информационные системы ведения сводного реестра государственных и муниципальных услуг и единый портал государственных и муниципальных услуг.
Для достижения указанной цели планируется создание системы реестров и региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Для этого планируется внедрить типовые информационные системы ведения сводного реестра государственных и муниципальных услуг, ведения федеральных, региональных и муниципальных реестров услуг и типовую информационную систему функционирования региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При осуществлении этих работ необходимо:
обеспечить технологическую возможность сбора, хранения и анализа полной и достоверной информации о государственных и муниципальных услугах, включая услуги, предоставляемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, ее актуализации. Для решения данной задачи должно быть разработано и внедрено на федеральном, региональном и муниципальном уровнях типовое тиражируемое программное обеспечение для ведения реестров государственных и муниципальных услуг. Кроме того, должна быть создана информационная система сбора и анализа информации, направляемой из множества реестров в сводный реестр государственных и муниципальных услуг;
реализовать технологии представления, классификации, поиска и доступа к информации о порядке и об условиях предоставления государственных и муниципальных услуг для граждан и организаций в сети Интернет, а также обеспечить возможность контроля гражданами и организациями фактических показателей предоставления государственными и муниципальными органами власти государственных и муниципальных услуг и показателей, установленных административными регламентами и другими нормативными правовыми актами. Кроме того, необходимо обеспечить поддержку обратной связи с гражданами и организациями в части решения вопросов функционирования порталов государственных услуг, а также вопросов предоставления государственными и муниципальными органами власти государственных и муниципальных услуг. Для решения этой задачи должно быть разработано и внедрено на различных уровнях типовое программное обеспечение для портала государственных и муниципальных услуг, а также обеспечена его интеграция со сводным реестром государственных услуг;
обеспечить однозначную идентификацию граждан и организаций для персонифицированного предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде и внедрить технологию учета обращений граждан и организаций в органы государственной власти, органы местного самоуправления через порталы государственных и муниципальных услуг. Для решения данной задачи должна быть обеспечена интеграция порталов государственных и муниципальных услуг с инфраструктурой удостоверяющих центров;
создать и внедрить технологии подачи в электронном виде обращений и сопутствующих им документов гражданами и организациями в органы государственной власти и органы местного самоуправления, предоставляющие государственные и муниципальные услуги. Для решения данной задачи должно быть разработано и внедрено типовое программное обеспечение сервера электронных форм, обеспечивающее настройку, размещение и заполнение электронных вариантов документов, а также обеспечена его интеграция с порталом государственных услуг;
обеспечить обмен юридически значимой информацией с использованием межведомственного электронного обмена между органами государственной власти в процессе предоставления указанными органами государственных и муниципальных услуг, основанный на применении унифицированных технологий, протоколов, форматов данных, а также типовых программно-технических средств. Для решения данной задачи должно быть разработано и внедрено типовое программное обеспечение для учетной системы, обеспечивающее учет всех юридически значимых действий, а также обеспечивающее информационное взаимодействие между порталом государственных услуг и органами государственной власти и позволяющее учитывать информацию как при наличии, так и при отсутствии у органа государственной власти собственной автоматизированной информационной системы;
обеспечить необходимый уровень информационной безопасности для персональных данных, размещаемых или обрабатываемых в информационной системе портала государственных услуг. Для решения указанной задачи необходимо разработать типовую методику организационных и технологических мероприятий по обеспечению защиты персональных данных и реализовать эти мероприятия.
Создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и их услугам, предоставляемым с помощью сети ИнтернетВ рамках мероприятий Программы к 2009 году была создана опытная инфраструктура общественного доступа через сеть Интернет к государственным информационным ресурсам на базе муниципальных библиотек и почтовых отделений, установлены пункты коллективного доступа в отдельных субъектах Российской Федерации. Данная инфраструктура общественного доступа выполняла в основном задачи информирования граждан о деятельности органов государственной власти, но к 2009 году государственных услуг населению и организациям не предоставляла.
Для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и к предоставляемым ими государственным услугам необходимо предусмотреть создание в инфраструктуре типовых элементов центров общественного доступа.
В рамках мероприятия предполагается обеспечить:
создание многофункциональных центров общественного доступа на базе отделений федеральной почтовой связи, региональных и муниципальных библиотек, на базе пунктов коллективного доступа, создаваемых для оказания универсальных услуг связи;
создание центров общественного доступа или информационных терминалов в помещениях, занимаемых органами государственной власти, оказывающих государственные услуги организациям и гражданам;
организацию доступа из центров общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и оказываемых ими государственных услугах, размещаемой в ведомственной информационной сети или сети Интернет, в том числе размещаемой в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
организацию доступа из центров общественного доступа к государственным услугам, оказываемым в электронном виде.
Обеспечение регламентированного доступа органов государственной власти, граждан и организаций к сведениям, содержащимся в государственных информационных системахУказанное мероприятие обеспечивает возможность размещения ведомственных баз данных и установления регламентированного доступа к ним для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов и органов местного самоуправления на программно-аппаратных средствах общероссийского государственного информационного центра.
В 2006-2008 годах в рамках указанного мероприятия:
создан и развивается портал Правительства Российской Федерации в сети Интернет;
создан опытный образец портала Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации в сети Интернет;
создан и развивается парламентский портал Российской Федерации в сети Интернет;
создан программно-технический комплекс мониторинга средств массовой информации в интересах Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации;
приобретены и установлены технические средства, лицензионное программное обеспечение для сайта поддержки приоритетных национальных проектов в сети Интернет;
осуществлено проектирование системы мониторинга распространения экстремистских материалов в сети Интернет.
Сайты и порталы государственных органов в сети Интернет в соответствии с положениями Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года должны обеспечивать:
оперативное размещение информации, связанной с деятельностью органа государственной власти, его организационной структурой, адресно-справочной информации, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность данного органа государственной власти, информации о реализуемых им программах и проектах, а также сведений о целевых и фактических показателях результативности его деятельности;
публикацию сведений о предоставляемых государственных услугах и об условиях их получения, включая регламенты их предоставления, бланки форм, анкет и заявок, справочных и методических рекомендаций по их заполнению и сдаче, разъяснений для неподготовленных категорий граждан;
организацию интерактивного взаимодействия с гражданами в рамках предоставления государственных услуг;
обратную связь и обработку обращений граждан.
На федеральном уровне, а также на уровне каждого субъекта Российской Федерации для размещения информации о деятельности государственных органов предусматривается создание единого портала в сети Интернет (портала государственных услуг), объединяющего в рамках общей системы навигации сайты органов государственной власти в сети Интернет.
В рамках указанного мероприятия в 2009-2010 годах предполагается:
привести сайты органов государственной власти в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, в частности с требованиями к перечню публикуемых сведений, определенному Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", а также в соответствии с технологическими, программными и лингвистическими требованиями и средствами обеспечения пользования официальными сайтами органов государственной власти;
модернизировать ресурсы Президента Российской Федерации в сети Интернет;
разработать новую версию портала Правительства Российской Федерации в сети Интернет;
модернизировать портал в сети Интернет для Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
создать информационную систему для анализа информации о государственных и муниципальных торгах, проводимых в целях продажи государственного имущества;
создать общероссийский портал государственных и муниципальных закупок для государственных нужд в составе общероссийского государственного информационного центра;
создать портал оказания государственных, региональных и муниципальных услуг в сети Интернет;
Развитие центров телефонного обслуживания граждан и организацийВ целях обеспечения удобства обращения граждан и организаций в органы государственной власти и получения необходимой справочной информации предполагается создать в рамках данного мероприятия ведомственные и региональные центры телефонного обслуживания, обеспечивающие:
прием и обработку телефонных обращений организаций и граждан;
предоставление справочной информации о времени и местах приема граждан органами государственной власти, телефонах ответственных за взаимодействие с гражданами сотрудников, об условиях и о порядке предоставления государственных услуг;
маршрутизацию вызовов при необходимости получения консультаций сотрудников многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг либо консультаций сотрудников органа государственной власти или органа местного самоуправления;
предоставление заявителям информации о статусе обращений и результатах оказанной им государственной услуги.
Обеспечение открытости информации о деятельности органов государственной власти и доступности государственных информационных ресурсов для граждан и организацийЦелью указанного мероприятия является повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти (обеспечение возможности доступа к ней всех категорий граждан, организаций и институтов гражданского общества) и качества административно-управленческих процессов за счет обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти.
В 2002-2008 годах в рамках данного мероприятия была разработана концепция и реализованы практические меры по обеспечению общедоступности государственных информационных ресурсов с учетом мероприятий по обеспечению их целостности и достоверности, а также:
проведен ежегодный мониторинг открытости официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет;
создана информационная система мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
разработана методика мониторинга открытости и доступности информации на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет;
разработана автоматизированная информационная система ведения реестра официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет;
разработаны требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет;
Нормативные правовые акты и административные регламенты работы органов государственной власти не содержат норм, фиксирующих требования к инструментам обеспечения доступности информации о деятельности органов государственной власти. На фоне отсутствия традиций обеспечения открытости государственной информации это приводит к тому, что доступ к информации о деятельности органов государственной власти, в том числе к социально значимой информации (например, информация о расходовании бюджетных средств, о порядке оказания государственных услуг, о данных государственных информационных систем), оказывается в высшей степени затруднен. В свою очередь, ограниченность общественного запроса на получение государственной информации и наличие неофициальных механизмов получения информации у заинтересованных лиц (государственных служащих, экспертов, журналистов) способствуют консервации сложившейся ситуации.
Описанное положение вещей, которое само по себе негативно сказывается на качестве жизни граждан и имидже государства в глазах граждан и мирового сообщества, влечет за собой снижение качества административно-управленческих процессов, а их непрозрачность способствует развитию коррупции и иных злоупотреблений.
В рамках указанного мероприятия необходимо решить следующие задачи:
обеспечение доступа граждан и организаций к актуальной и достоверной информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, размещаемой на официальных сайтах в сети Интернет;
обеспечение доступа через официальные сайты в сети Интернет к актуальной и достоверной информации о порядке оказания федеральными органами исполнительной власти государственных услуг гражданам и организациям, а также к шаблонам, формам, анкетам и бланкам, необходимым для получения государственных услуг;
обеспечение доступа граждан и организаций через официальные сайты в сети Интернет к актуальной и достоверной информации, содержащейся в государственных информационных базах данных (регистрах, реестрах, учетных системах), которые ведут органы государственной власти;
организация мониторинга и контроля эффективности процессов обеспечения органами государственной власти доступа граждан и организаций через официальные сайты в сети Интернет к установленной законодательством информации и данным.
Создание официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нуждС 1 января 2010 г. вступают в силу поправки к Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", предусматривающие размещение информации о государственных и муниципальных заказах на едином общероссийском портале государственных и муниципальных закупок в сети Интернет.
Общественный портал государственных и муниципальных закупок в сети Интернет является информационной системой государственного значения и должен создаваться на основе высоконадежных и высокопроизводительных промышленных технологий.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 229-р ведение и администрирование общественного портала государственных и муниципальных закупок в сети Интернет осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации.
К 2009 году были разработаны эскизный проект и прототип официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, технический проект общероссийского портала государственных и муниципальных закупок в сети Интернет, технический проект по программно-аппаратному комплексу, методика приемо-сдаточных мероприятий программно-аппаратного комплекса, технический проект по подсистеме информационной безопасности, технические регламенты эксплуатации общероссийского портала государственных и муниципальных закупок в сети Интернет, а также проведена апробация и проведено нагрузочное тестирование прототипа общероссийского портала государственных и муниципальных закупок в сети Интернет.
В рамках указанного мероприятия в 2009-2010 годах предполагается:
создание опытной технической площадки для проверки работоспособности программно-технических решений, предлагаемых к использованию для работы общероссийского портала государственных и муниципальных закупок в сети Интернет;
разработка опытного образца общероссийского портала государственных и муниципальных закупок в сети Интернет, включающего в себя такие информационные подсистемы общероссийского официального сайта в сети Интернет, как подсистемы анализа и обработки прогнозов, подсистемы ведения реестра недобросовестных поставщиков, подсистемы ведения реестра жалоб, подсистемы размещения заказа и другие;
доработка и введение в промышленную эксплуатацию общероссийского портала государственных и муниципальных закупок в сети Интернет и его подсистем.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 (ред. от 10.09.2009) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (2002-2010 ГОДЫ)"