Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 22.04.2010) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2010-2015 ГОДЫ)" (Часть 2)
ПОДПРОГРАММА "МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2010-2015 ГОДЫ)"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.05.2008 N 377)
ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ "МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ"Наименование подпрограммы | -подпрограмма "Морской транспорт" |
Дата принятия решения о разработке подпрограммы | -распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 781-р |
Государственный заказчик подпрограммы | -Федеральное агентство морского и речного транспорта |
Государственный заказчик - координатор подпрограммы | -Министерство транспорта Российской Федерации |
Основные разработчики подпрограммы | -федеральное государственное учреждение "Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта" (головной разработчик), открытое акционерное общество "Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта "Союзморниипроект" |
Цели и задачи подпрограммы | -целями подпрограммы являются: |
повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения; | |
повышение конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации и реализация транзитного потенциала страны; | |
повышение безопасности и устойчивости транспортной системы. | |
Задачами подпрограммы являются: | |
обеспечение роста перевозок грузов и пассажиров по социально значимым маршрутам; увеличение пропускной способности российских морских портов и провозной способности российского транспортного флота; | |
обеспечение надежности и безопасности функционирования морского транспорта | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы | -объем перевалки грузов в российских морских портах составит в 2015 году 774 млн. тонн; |
дедвейт морского транспортного флота, контролируемого Российской Федерацией, возрастет до 22,6 млн. тонн; | |
дедвейт морского транспортного флота под российским флагом возрастет до 14,6 млн. тонн; | |
прирост производственной мощности российских портов составит 454 млн. тонн в год | |
Сроки реализации подпрограммы | -2010-2015 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы | -общий объем финансирования подпрограммы - 630,7 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: |
средства федерального бюджета - 182 млрд. рублей; | |
внебюджетные средства - 448,7 млрд. рублей. Из общего объема финансирования капитальные вложения составляют 629,7 млрд. рублей, научно-исследовательские и | |
опытно-конструкторские работы - 0,36 млрд. рублей, | |
прочие нужды - 0,64 млрд. рублей | |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности подпрограммы | -объем перевалки грузов в российских портах в 2015 году по сравнению с 2009 годом возрастет в 1,5 раза; |
суммарный дедвейт морского транспортного флота, контролируемого Российской Федерацией, возрастет на 24,2 процента; | |
дедвейт морского транспортного флота под российским флагом возрастет в 2,2 раза. | |
Предполагается обеспечить потребность экономики в перевалке экспортно-импортных, транзитных и каботажных грузов в морских портах, создать условия для развития международных транспортных коридоров, повысить конкурентоспособность российского морского транспортного флота на мировом фрахтовом рынке, улучшить транспортное обслуживание труднодоступных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, в том числе с использованием Северного морского пути, обеспечить развитие пассажирских перевозок, повысить уровень безопасности судоходства, снизить отрицательное воздействие на окружающую среду. | |
Общественная эффективность подпрограммы (интегральный эффект до 2040 года в ценах соответствующих лет) оценивается в 771 млрд. рублей, коммерческая - 518,3 млрд. рублей, бюджетная - 207,4 млрд. рублей. | |
В морских портах будет создано 14 тыс. новых рабочих мест |
Морской транспорт играет важную роль в развитии экономики Российской Федерации и решающую роль в транспортном обеспечении ее внешнеэкономических связей. Им перевозится более 60 процентов внешнеторговых грузов. Основные направления деятельности морского транспорта:
выполнение экспортно-импортных, транзитных и каботажных (в том числе арктических) морских перевозок;
транспортное обслуживание труднодоступных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, где морской транспорт является практически единственным видом транспорта, способным перевозить крупные партии грузов, обеспечивая тем самым жизнедеятельность малых народов и освоение природных богатств обширных регионов страны;
обеспечение транспортной связи с Калининградской областью без пересечения территорий других государств;
выполнение функции резерва Военно-Морского Флота.
Перевалка грузов в российских портах в последние годы росла ускоренными темпами и в 2006 году достигла 421 млн. тонн, что вдвое больше, чем в 2001 году и в 3,7 раза больше, чем в 1993 году. Соответственно в эти годы возросли судооборот российских портов и интенсивность судоходства на подходах к ним.
В то же время создание специализированных перегрузочных комплексов шло гораздо медленнее.
Наблюдается недостаток специализированных терминалов по перевалке массовых (навалочных и наливных) грузов в Северо-Западном и Южном бассейнах. В портах стран Балтии в 2006 году было перегружено 68 процентов российского угля, более 45 процентов минеральных удобрений и 45 процентов нефтепродуктов, экспортируемых через Балтийский бассейн, а в портах Украины - 76 процентов угля и 56 процентов минеральных удобрений, экспортируемых через Черноморско-Азовский бассейн.
Динамичное развитие контейнерных перевозок морским транспортом требует опережающего развития специализированных контейнерных терминалов в портах всех морских бассейнов страны.
Недостаточные глубины в акватории и подходных каналах большинства российских портов существенно снижают их конкурентоспособность, так как не позволяют обрабатывать современные крупнотоннажные суда.
Судоходные пути в зоне ответственности Российской Федерации не достаточно оборудованы современными навигационными средствами. На подходах к ряду портов отсутствуют системы управления движением судов, что является одной из основных причин навигационных аварий.
До настоящего времени не выполнены полностью принятые Российской Федерацией обязательства по созданию в территориальном море объектов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности и систем передачи навигационной информации.
Количество ледоколов недостаточно для организации надежного обеспечения зимней навигации на подходах и в портах замерзающих морей, что приводит к сезонному снижению их грузооборота. Возраст большинства ледоколов значительно превышает нормативный срок службы.
Резкое увеличение объемов перевозки нефти морем и рост грузоподъемности танкеров создают предпосылки к росту количества случаев разлива нефти и объемов разлива. Между тем состояние производственной базы подразделений федерального государственного учреждения "Госморспасслужба России" в морских бассейнах не позволяет им своевременно реагировать на возможные разливы нефти, так как находящихся в их распоряжении судов и оборудования недостаточно для решения современных задач.
Уровень подготовки специалистов морского транспорта отстает от действующих мировых стандартов, а объемы их подготовки не удовлетворяют потребности отрасли, особенно по командному составу.
Большая часть транспортного флота, контролируемого Российской Федерацией (63 процента), работает под иностранными флагами и перевозит грузы иностранных фрахтователей. Под российским флагом работает преимущественно физически и морально устаревший флот, средний возраст судов которого составляет 24 года.
В условиях продолжающегося экономического роста и увеличения объемов внешней торговли необходим переход от модернизации морского транспорта к его развитию в рамках единой транспортной системы страны.
При подготовке подпрограммы "Морской транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" (далее - подпрограмма) были проанализированы 2 варианта решения указанных проблем. Первый вариант предусматривает реализацию отдельных проектов. Второй вариант предполагает решение проблем с применением программно-целевого метода, позволяющего обеспечить оптимальное решение путем координации усилий транспортных организаций, частных инвесторов и государства. Предпочтение было отдано второму варианту.
Существующие экономические предпосылки реализации крупных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры морского транспорта и транспортного флота позволяют рассчитывать на их успешную реализацию при условии адекватной организационной и ресурсной обеспеченности. При этом конечные результаты, связанные с ускорением темпов строительства транспортных инфраструктурных объектов, сокращением времени доставки грузов, формированием дополнительных бюджетных поступлений за счет увеличения налоговой базы и роста объемов перевозок, обеспечивают высокую бюджетную эффективность подпрограммы.
II. Основные цели и задачи, сроки реализации подпрограммы, целевые индикаторы и показателиЦелями подпрограммы являются:
повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
повышение конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации и реализация транзитного потенциала страны;
повышение безопасности и устойчивости транспортной системы.
Для повышения доступности услуг транспортного комплекса для населения требуется обеспечить рост перевозок грузов и пассажиров на социально значимых маршрутах, что позволит существенно повысить уровень транспортного обеспечения труднодоступных районов страны - Крайнего Севера и Дальнего Востока, в том числе с использованием Северного морского пути, транспортного сообщения с Калининградской областью, и таким образом обеспечить прогнозируемый спрос на социально значимые пассажирские перевозки морским транспортом.
Для повышения конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации и реализации транзитного потенциала страны необходимо увеличить пропускную способность российских морских портов и провозную способность морского транспортного флота, что позволит удовлетворить прогнозируемый количественный и качественный спрос на услуги по перевалке российских экспортно-импортных и международных транзитных грузов в российских морских портах, повысить потенциал внешней торговли, существенно увеличить объемы экспорта транспортных услуг, включающих перевалку внешнеторговых грузов в морских портах и перевозку флотом под флагом Российской Федерации в международном сообщении.
Для повышения комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы необходимо обеспечить надежность и безопасность функционирования морского транспорта, что позволит повысить уровень безопасности судоходства на морских путях, подходных каналах и в акваториях портов, снизить количество аварийных происшествий на морском транспорте и минимизировать их последствия. Развитие материальной базы учебных заведений морского транспорта позволит привести ее в соответствие с современными требованиями, создать основу для кадрового обеспечения работы отрасли в условиях инновационного развития Российской Федерации.
Реализацию подпрограммы предусматривается осуществить в 2010-2015 годах.
Поставленным в подпрограмме целям и задачам соответствуют задания по целевым индикаторам и показателям, приведенным в приложении N 1.
III. Мероприятия подпрограммыДля обеспечения устойчивой и эффективной работы морского транспорта, повышения его безопасности и удовлетворения растущих потребностей населения и экономики в перевозках в подпрограмме предусматриваются:
капитальные вложения на развитие материальной базы морского транспорта и его учебных заведений, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников;
научно-исследовательские работы, обеспечивающие решение задач подпрограммы в сфере ответственности государства и осуществляемые за счет средств федерального бюджета;
мероприятия по обеспечению организационной и правовой поддержки выполнения функций государственного заказчика подпрограммы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета.
Основным принципом разработки подпрограммы является формирование инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение стратегических целей и решение задач развития морского транспорта.
Для решения задачи по обеспечению роста перевозок грузов и пассажиров по социально значимым маршрутам предусматривается строительство железнодорожных и автопассажирских паромов для обеспечения сообщения с Калининградской и Сахалинской областями, строительство грузопассажирских и грузовых судов для доставки грузов и пассажиров в удаленные районы Дальнего Востока, строительство автопассажирских паромов и пассажирских судов для перевозок в сообщении с портом Сочи.
Решение задачи по увеличению пропускной способности российских морских портов и провозной способности морского транспортного флота предусматривает реализацию проектов по увеличению пропускной способности российских морских портов путем строительства новых и реконструкции действующих перегрузочных терминалов, обновлению и пополнению морского транспортного флота.
На территории Северного бассейна предусматривается реконструкция подходного канала порта Архангельск, на территории Балтийского бассейна - развитие объектов инфраструктуры, находящихся в федеральной собственности, в морских портах Санкт-Петербург, Высоцк, Усть-Луга, Балтийск, на территории Черноморско-Азовского бассейна - развитие портов Таганрог, Кавказ, на территории Каспийского бассейна - достройка объектов инфраструктуры порта Оля, на территории Дальневосточного бассейна - развитие портов Ванино, Петропавловск-Камчатский, Находка, Холмск, Анадырь, а также порта в районе пос. Набиль. Создание современных международных пассажирских комплексов предусматривается в морских портах Санкт-Петербург и Сочи.
Для повышения конкурентоспособности и провозной способности морского транспортного флота предусматривается его пополнение новыми современными конкурентоспособными судами различного назначения - газовозами, танкерами, танкерами-продуктовозами, балкерами, лесовозами, контейнеровозами, судами типа "ро-ро", универсальными судами. Транспортный флот пополнится 130 судами суммарным дедвейтом 6,2 млн. тонн.
Для решения задачи по обеспечению надежности и безопасности функционирования морского транспорта предусматриваются:
строительство и реконструкция систем управления движением судов, объектов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности на подходах к морским портам Российской Федерации и на трассах Северного морского пути строительство и реконструкция станций приема и обработки информации Международной спутниковой системы поиска и спасания "КОСПАС-САРСАТ";
строительство судов обеспечивающего флота (ледоколов, аварийно-спасательных, природоохранных, гидрографических), объектов берегового базирования бассейновых аварийно-спасательных управлений, приобретение глубоководного мобильного универсального оборудования. Всего будет построено 90 судов обеспечивающего флота;
развитие материальной базы для подготовки квалифицированных специалистов в соответствии с международными стандартами;
обеспечение защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского транспорта от актов незаконного вмешательства путем установки специализированного оборудования;
повышение технической оснащенности государственного морского надзора.
Описание важнейших инвестиционных проектов подпрограммы представлено в приложении N 2.
Для достижения целей и решения задач подпрограммы необходимо научно-техническое обеспечение ее реализации, что предусматривает проведение следующих работ:
научное обеспечение мониторинга подпрограммы, определение эффективности реализации программных мероприятий;
мониторинг влияния реализации программных мероприятий на изменение грузовой базы и рынок транспортных услуг, а также соответствия отрасли потребностям экономики и социальной сферы страны;
повышение комплексной безопасности и устойчивости морской транспортной системы;
разработка методов использования судов государственного назначения, танкеров, судов обслуживающего флота, обеспечивающих снижение потребности в их количестве и эксплуатационных расходов;
подготовка научно-обоснованных предложений по пересмотру действующих и разработке новых отраслевых стандартов качества;
анализ использования государственного имущества в морских портах и подготовка предложений по совершенствованию отношений в этой области, направленных на повышение пропускной способности портов и их конкурентоспособности;
анализ программ подготовки специалистов в отраслевых учебных заведениях на соответствие международным требованиям и подготовка предложений по их корректировке;
разработка информационно-вычислительных систем автоматизации технологических и управленческих процессов;
анализ использования средств производства в морских портах и подготовка предложений по совершенствованию технологии перевалки грузов, направленных на повышение пропускной способности портов и их конкурентоспособности.
Подпрограмма включает также мероприятия по обеспечению организационной и правовой поддержки выполнения функций государственного заказчика подпрограммы, организации юридического сопровождения процессов управления ее реализацией, заключения и исполнения государственных контрактов, осуществления судебной и внесудебной защиты государственных интересов. Финансирование этих мероприятий предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммыОбщий объем финансирования подпрограммы составляет 630,7 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе средства федерального бюджета - 182 млрд. рублей, внебюджетные средства - 448,7 млрд. рублей.
Общий объем финансирования включает в себя:
капитальные вложения - 629,7 млрд. рублей;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 0,36 млрд. рублей;
прочие нужды - 0,64 млрд. рублей.
Расходы на реализацию подпрограммы с распределением по годам, направлениям расходования и источникам финансирования приведены в приложении N 3.
Основой достижения целей подпрограммы является участие частного капитала в создании экономического потенциала развития морского транспорта. Основным источником финансирования подпрограммы являются внебюджетные средства, которые составляют 448,7 млрд. рублей, или 71 процент общего объема финансирования подпрограммы.
Привлечение внебюджетных инвестиций в предусмотренных подпрограммой объемах обеспечивается путем реализации механизмов государственно-частного партнерства.
Базовым принципом привлечения внебюджетных инвестиций является разделение инвестиционных проектов на 2 составляющие - строительство объектов инфраструктуры портов (причалы, складские площади, производственные здания и сооружения и др.), осуществляемое за счет средств частных инвесторов, и создание объектов государственной собственности (акватории, каналы, системы управления движением судов и др.), финансируемое за счет средств федерального бюджета или с использованием других механизмов государственной поддержки.
Средства федерального бюджета, необходимые для реализации подпрограммы, составляют 182 млрд. рублей, или 29 процентов.
V. Механизм реализации подпрограммыОбщее управление реализацией подпрограммы осуществляется государственным заказчиком подпрограммы - Федеральным агентством морского и речного транспорта.
Основными целями и задачами управления реализацией подпрограммы являются:
обеспечение эффективного и целевого использования средств, включая средства государственной поддержки;
разработка инвестиционных предложений и поиск инвесторов;
осуществление контроля при реализации инвестиционных проектов и передача в эксплуатацию законченных объектов.
Отбор организаций - исполнителей подпрограммы осуществляется на конкурсной основе.
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации подпрограммыЭкономический эффект от реализации мероприятий по развитию морского транспорта формируется за счет увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, перевалки грузов в морских портах.
Дополнительным эффектом от реализации подпрограммы является развитие всей экономики Российской Федерации за счет сокращения совокупных транспортных издержек, развития производства и социальной сферы.
Оценка эффективности подпрограммы производится на основе показателей общественной, коммерческой и бюджетной эффективности, в качестве которых использованы показатели интегрального дисконтированного эффекта и срок окупаемости мероприятий с учетом дисконтирования.
Общественная эффективность подпрограммы в виде чистого дисконтированного дохода в ценах соответствующих лет составляет 771 млрд. рублей, коммерческая - 518,3 млрд. рублей, бюджетная - 207,4 млрд. рублей.
По расчетам, окупаемость капитальных вложений на реализацию мероприятий подпрограммы наступает при оценке коммерческой и общественной эффективности в 2017 году, бюджетной эффективности - в 2016 году.
Расчет показателей эффективности подпрограммы приведен в приложении N 4.
Реализация подпрограммы позволит:
обеспечить потребность российской экономики и внешней торговли в перевалке экспортно-импортных, транзитных и каботажных грузов в морских портах за счет роста их производственной мощности, повышения технологического и организационного уровня;
укрепить взаимосвязь морского транспорта со смежными видами транспорта, грузовладельцами, иностранными партнерами в рамках межотраслевой транспортной координации;
создать условия для развития международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации;
увеличить провозную способность и повысить конкурентоспособность российского морского транспортного флота на мировом фрахтовом рынке;
улучшить транспортное обслуживание труднодоступных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, что будет способствовать решению социально-экономических проблем проживающих там малых народов.
В результате реализации мероприятий подпрограммы:
объем перевалки грузов в российских портах в 2015 году возрастет в 1,5 раза по сравнению с 2009 годом;
суммарный дедвейт морского транспортного флота, контролируемого Российской Федерацией, возрастет на 24,2 процента;
дедвейт морского транспортного флота под российским флагом возрастет в 2,2 раза.
Предусмотренные подпрограммой мероприятия по вводу в эксплуатацию новых производственных мощностей в морских портах приведут к увеличению количества рабочих мест и решению ряда социальных вопросов.
Всего в 2010-2015 годах в морских портах будут введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной мощностью 454 млн. тонн в год, что обеспечит создание около 14 тыс. новых рабочих мест.
Ввод в эксплуатацию высокопроизводительных перегрузочных комплексов способствует улучшению условий труда портовых рабочих и повышению уровня охраны окружающей природной среды. В результате реализации подпрограммы подавляющая часть пылящих грузов (уголь, минеральные удобрения и др.) будет перегружаться на специализированных комплексах с применением новейших технологий, что позволит не только повысить интенсивность грузовых работ, но и существенно сократить долю ручного труда, улучшить экологическую обстановку в портах, прибрежных зонах и в населенных пунктах, где эти порты расположены.
Снижение экологических рисков при реализации инвестиционных проектов обеспечивается также путем применения механизмов страхования ответственности при заключении государственных контрактов и инвестиционных договоров.
Развитие систем навигации и связи, ввод в эксплуатацию судов обеспечивающего флота значительно повысят уровень безопасности судоходства и охраны человеческой жизни на море.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 22.04.2010) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2010-2015 ГОДЫ)" (Часть 2)