Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 22.04.2010) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2010-2015 ГОДЫ)" (Часть 2)
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
Морской транспорт играет важную роль в развитии экономики Российской Федерации и решающую роль в транспортном обеспечении ее внешнеэкономических связей. Им перевозится более 60 процентов внешнеторговых грузов. Основные направления деятельности морского транспорта:
выполнение экспортно-импортных, транзитных и каботажных (в том числе арктических) морских перевозок;
транспортное обслуживание труднодоступных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, где морской транспорт является практически единственным видом транспорта, способным перевозить крупные партии грузов, обеспечивая тем самым жизнедеятельность малых народов и освоение природных богатств обширных регионов страны;
обеспечение транспортной связи с Калининградской областью без пересечения территорий других государств;
выполнение функции резерва Военно-Морского Флота.
Перевалка грузов в российских портах в последние годы росла ускоренными темпами и в 2006 году достигла 421 млн. тонн, что вдвое больше, чем в 2001 году и в 3,7 раза больше, чем в 1993 году. Соответственно в эти годы возросли судооборот российских портов и интенсивность судоходства на подходах к ним.
В то же время создание специализированных перегрузочных комплексов шло гораздо медленнее.
Наблюдается недостаток специализированных терминалов по перевалке массовых (навалочных и наливных) грузов в Северо-Западном и Южном бассейнах. В портах стран Балтии в 2006 году было перегружено 68 процентов российского угля, более 45 процентов минеральных удобрений и 45 процентов нефтепродуктов, экспортируемых через Балтийский бассейн, а в портах Украины - 76 процентов угля и 56 процентов минеральных удобрений, экспортируемых через Черноморско-Азовский бассейн.
Динамичное развитие контейнерных перевозок морским транспортом требует опережающего развития специализированных контейнерных терминалов в портах всех морских бассейнов страны.
Недостаточные глубины в акватории и подходных каналах большинства российских портов существенно снижают их конкурентоспособность, так как не позволяют обрабатывать современные крупнотоннажные суда.
Судоходные пути в зоне ответственности Российской Федерации не достаточно оборудованы современными навигационными средствами. На подходах к ряду портов отсутствуют системы управления движением судов, что является одной из основных причин навигационных аварий.
До настоящего времени не выполнены полностью принятые Российской Федерацией обязательства по созданию в территориальном море объектов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности и систем передачи навигационной информации.
Количество ледоколов недостаточно для организации надежного обеспечения зимней навигации на подходах и в портах замерзающих морей, что приводит к сезонному снижению их грузооборота. Возраст большинства ледоколов значительно превышает нормативный срок службы.
Резкое увеличение объемов перевозки нефти морем и рост грузоподъемности танкеров создают предпосылки к росту количества случаев разлива нефти и объемов разлива. Между тем состояние производственной базы подразделений федерального государственного учреждения "Госморспасслужба России" в морских бассейнах не позволяет им своевременно реагировать на возможные разливы нефти, так как находящихся в их распоряжении судов и оборудования недостаточно для решения современных задач.
Уровень подготовки специалистов морского транспорта отстает от действующих мировых стандартов, а объемы их подготовки не удовлетворяют потребности отрасли, особенно по командному составу.
Большая часть транспортного флота, контролируемого Российской Федерацией (63 процента), работает под иностранными флагами и перевозит грузы иностранных фрахтователей. Под российским флагом работает преимущественно физически и морально устаревший флот, средний возраст судов которого составляет 24 года.
В условиях продолжающегося экономического роста и увеличения объемов внешней торговли необходим переход от модернизации морского транспорта к его развитию в рамках единой транспортной системы страны.
При подготовке подпрограммы "Морской транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" (далее - подпрограмма) были проанализированы 2 варианта решения указанных проблем. Первый вариант предусматривает реализацию отдельных проектов. Второй вариант предполагает решение проблем с применением программно-целевого метода, позволяющего обеспечить оптимальное решение путем координации усилий транспортных организаций, частных инвесторов и государства. Предпочтение было отдано второму варианту.
Существующие экономические предпосылки реализации крупных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры морского транспорта и транспортного флота позволяют рассчитывать на их успешную реализацию при условии адекватной организационной и ресурсной обеспеченности. При этом конечные результаты, связанные с ускорением темпов строительства транспортных инфраструктурных объектов, сокращением времени доставки грузов, формированием дополнительных бюджетных поступлений за счет увеличения налоговой базы и роста объемов перевозок, обеспечивают высокую бюджетную эффективность подпрограммы.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 22.04.2010) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2010-2015 ГОДЫ)" (Часть 2)