Последнее обновление: 22.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 23.02.99 N 9 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ, УЧЕТА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
4. Планирование себестоимости услуг жилищно - коммунального хозяйства
4.1. Планирование себестоимости является одним из основных этапов формирования экономически обоснованных тарифов.
Планирование затрат необходимо как для предприятий ЖКХ - естественных (технических) монополистов, так и для организаций, получающих право на заключение договора в результате конкурса. Во втором случае плановая себестоимость закладывается в тариф, являющийся стартовым при проведении конкурса.
4.2. Плановые затраты по каждой статье себестоимости определяются на основе:
4.2.1. Анализа фактических затрат и их изменения в планируемом периоде путем:
- оценки рациональности затрат в рамках аудиторских проверок (экспертизы) тарифов;
- учета влияния на величину удельных затрат сокращения объема реализации услуг в результате мероприятий по ресурсосбережению, установки приборов контроля и регулирования;
- учета дополнительных затрат для выполнения необходимого перечня работ и процедур, обеспечивающего требуемое в соответствии с договорными обязательствами качество и экологическую безопасность обслуживания. При этом оценивается потребность в инвестиционных ресурсах для финансирования намечаемых мероприятий из фонда развития организации, а также дополнительные эксплуатационные затраты по одним статьям и их сокращение - по другим.
4.2.2. Применения установленных, отраслевых и региональных норм и нормативов на виды затрат.
4.2.3. При планировании себестоимости, в частности, при расчете затрат по каждой ее статье, должны учитываться две группы факторов:
- понижающие величину себестоимости: реализация антизатратного механизма, мероприятий по ресурсосбережению и др.;
- повышающие величину себестоимости: индексы потребительских цен, определяющие уровень инфляции, а также внедрение технологических процессов, повышающих качество обслуживания.
Кроме того, необходимо учитывать повышение плановой себестоимости за счет увеличения доли условно - постоянных затрат при сокращении удельного потребления материального носителя услуги (воды, тепловой энергии и др.) при внедрении ресурсосберегающих мероприятий.
4.3. Для расчета себестоимости единицы услуги необходимо предварительно определить себестоимость реализации общего объема услуг.
Плановая себестоимость единицы услуги определяется делением общей суммы плановых затрат на плановый объем услуг в натуральном выражении, рассчитанный исходя из нормативов (лимитов) их потребления и общего числа потребителей (по группам и категориям), то есть:
4.4. Себестоимость реализации общего объема услуг определяется как сумма затрат по каждой статье себестоимости.
Ниже приведены рекомендации по расчету плановых затрат в разрезе основных статей себестоимости.
Плановые затраты на материалы, топливо, электроэнергию и другие прямые затраты зависят от объема выработки материального носителя услуги (подъема воды, выработки тепловой и электрической энергии), который складывается в результате оценки необходимого объема реализации услуг потребителям, потерь материального носителя услуги и расхода на собственные нужды. Таким образом, сокращение объемов реализации ресурсов (путем введения системы учета их потребления), сокращение потерь, неучтенных расходов и расходов на собственные нужды (за счет замены изношенных фондов, реализации инвестиционных проектов, направленных на совершенствование технологии, других мероприятий) должно привести к снижению затрат на материалы, топливо, электроэнергию и других, изменяющихся пропорционально объему производимых услуг.
В связи с этим планированию себестоимости должна предшествовать разработка производственной программы предприятия. Основой этой программы является расчет необходимого объема реализации услуг в натуральном выражении с учетом прогноза внедрения системы учета потребления ресурсов, а также мероприятий по совершенствованию технологии, замене изношенных фондов и других, направленных на сокращение потерь материального носителя услуги в процессе его производства и доведения (транспортировки) до потребителя (см. Приложение 1).
4.4.1. Затраты на материальные ресурсы, используемые для технологических целей (например, на очистку воды), определяются исходя из норм расхода каждого конкретного вида материалов (после их анализа и при необходимости - корректировки), планового объема производства услуг и цен за единицу материала.
4.4.2. Затраты на все виды топлива и горючего, используемого для технологических нужд, так же как и затраты на материалы, рассчитываются исходя из норм расхода топлива, объема производства услуг и цен за единицу топлива.
При расчете затрат на топливо для выработки тепловой энергии удельный расход условного топлива определяется по типам котлов, исходя из их установленной мощности и коэффициента полезного действия.
Произведение удельного расхода условного топлива на общий объем выработки тепловой энергии позволяет определить общий расход условного топлива, который переводится соответствующими коэффициентами в натуральное топливо.
Сокращение затрат по этой статье себестоимости может быть обеспечено путем:
- совершенствования технологии производства тепловой энергии, повышения КПД котлов;
- использования в населенных пунктах с малой плотностью населения локальных источников;
- сокращения потерь тепловой энергии в сетях, сокращения расхода тепловой энергии на собственные нужды;
- установки приборов учета на границах раздела собственности, а затем на домовых вводах и других мер по ресурсосбережению;
- сокращения потерь, а следовательно и объемов реализации горячей воды (в настоящее время имеет место значительный избыточный расход горячей воды, на подогрев которой расходуется значительное сверхнормативное количество тепловой энергии) <*>;
<*> См. раздел 7 ... настоящей Методики.
- сокращения нормативов (лимитов) потребления услуг за счет реализации мероприятий по их учету и др.
4.4.3. Затраты на электроэнергию занимают значительный удельный вес в себестоимости услуг большинства видов деятельности ЖКХ.
Расчет затрат по этой статье себестоимости осуществляется на основе данных об удельном расходе электроэнергии на единицу материального носителя услуги (куб. м воды, Гкал тепла и т.д.), объема выработки материального носителя услуги и тарифа за 1 кВт.ч электроэнергии (устанавливаемого региональными энергетическими комиссиями).
Удельный расход электроэнергии устанавливается на каждый этап производства и реализации услуги:
- расход электроэнергии на 1 куб. м воды, всего, в том числе:
подъем воды
очистка воды
транспортировка воды
- расход электроэнергии на 1 Гкал тепловой энергии, в том числе:
выработка тепла
транспортировка тепловой энергии,
Удельный расход электроэнергии принимается либо по действующим нормативам, либо на основе использования расчетных данных о суммарной установленной мощности электромоторов, числе часов их работы в планируемом периоде, коэффициенте полезного действия, либо на основе фактических показателей после их анализа, сопоставления с организациями - аналогами и необходимой корректировки.
При планировании затрат по статье "электроэнергия" необходимо предусматривать сокращение потерь материального носителя услуги на каждом этапе его производства и доведения до потребителя, особенно сокращение потерь воды (холодной и горячей) и тепловой энергии в сетях, а также сокращение объема потребления услуг в результате реализации мер по внедрению учета потребления ресурсов и т.п.
4.4.4. Исходными данными для расчета затрат на оплату труда являются нормативы численности после их анализа и корректировки. Обоснование затрат на оплату труда должно включать в себя анализ доли фонда оплаты труда в тарифе, численность персонала предприятия, сопоставление ее с численностью работающих в организациях - аналогах, например, в расчете на 1000 обслуживаемых жителей.
Кроме того, необходимо проанализировать среднюю заработную плату в организации. Расчет затрат на оплату труда должен базироваться на установлении уровня оплаты труда рабочего 1 разряда основной специальности в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением и формировании штатного расписания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 210 от 21.03.94 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)". Кроме того, могут использоваться соотношения размеров заработной платы различных категорий работников, предусмотренные действующими нормативными материалами.
Для каждой из организаций - монополистов на рынке коммунальных услуг орган местного самоуправления согласовывает общий размер фонда оплаты труда, включаемого в себестоимость услуг (по представленным каждой из организаций обоснованиям).
В рамках общих ограничений фонда оплаты труда по организации в целом, а также контролируемого диапазона должностных окладов от рабочего 1 разряда до директора (в муниципальных и государственных предприятиях ЖКХ), размер заработной платы каждой категории работников: административно - управленческого персонала, работников основного и вспомогательного производства и др. устанавливается руководством организации ЖКХ.
4.4.5. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств определяются на основании действующих норм амортизационных отчислений и балансовой стоимости основных средств.
При планировании затрат на амортизацию основных средств особое внимание должно быть уделено их переоценке в соответствии с реальной рыночной стоимостью.
4.4.6. Ремонтный фонд создается в организациях ЖКХ для проведения ремонта основных средств, имеющих длительный период использования, продолжительные межремонтные сроки, а также высокую стоимость ремонтов.
Отчисления в ремонтный фонд определяются исходя из балансовой стоимости основных средств и нормативов отчислений, которые разрабатываются и утверждаются организациями ЖКХ по согласованию с собственником объектов жилищно - коммунального хозяйства (органом местного самоуправления или уполномоченной им организацией, выполняющей функции заказчика).
На величину ремонтного фонда, так же как и амортизации, влияют результаты переоценки основных средств.
Исходной базой для определения нормативов отчислений в ремонтный фонд являются следующие данные:
- срок службы основных средств;
- продолжительность межремонтных сроков;
- регламент проведения ремонтных работ по каждому виду основных средств, а также их элементов и конструкций;
- сметы затрат на проведение ремонтных работ (анализ фактических смет и их корректировка в соответствии с имеющимися нормативами затрат) и др.
В тех случаях, когда в организациях ЖКХ не создается ремонтный фонд либо создается только по основным средствам объектов инженерной инфраструктуры, затраты на проведение ремонтных работ (текущего, капитального), как уже указывалось, планируются по статье "Ремонт и техническое обслуживание".
В основе расчета указанных затрат должен лежать перечень ремонтных работ, предусмотренный договором на обслуживание, и ресурсные нормативы на их проведение, которые (при отсутствии утвержденных на федеральном или региональном уровнях) могут быть разработаны в рамках муниципального образования и утверждены органом местного самоуправления.
При планировании затрат на проведение ремонтных работ (и, в первую очередь, капитального ремонта) необходимо отдельно выделить работы, выполняемые подрядным способом, по договорам с организациями - подрядчиками.
4.4.7. Затраты на проведение аварийно - восстановительных работ планируются в организациях водопроводно - канализационного, тепло-, электроэнергетического и жилищного (в случаях необходимости) хозяйств. Эта статья является комплексной, включающей в свой состав следующие элементы:
- затраты на оплату труда работников, закрепленных непосредственно за этой службой, в том числе заработную плату шоферов аварийных машин, с отчислениями на социальные нужды;
- затраты на материалы и запасные части, используемые для ликвидации аварий;
- амортизацию оборудования, закрепленного за аварийно - диспетчерской службой;
- затраты на горючее и смазочные материалы, используемые аварийными машинами в процессе ликвидации аварий;
- оплату единой диспетчерской службы, услуг своих подразделений и сторонних организаций, связанных с ликвидацией аварий.
Планирование затрат на аварийно - восстановительные работы осуществляется исходя из анализа фактической надежности работы объектов ЖКХ - интенсивности отказов в год в расчете, например, на 1 млн. руб. балансовой стоимости основных средств, и устойчивости их работы - среднего времени ликвидации одной аварии (час), а также возможного повышения надежности и устойчивости работы объектов в результате замены изношенных фондов и проведения других мероприятий.
4.4.8. Затраты на покупную продукцию (воду, тепло, электроэнергию) включаются в себестоимость услуг в тех случаях, когда предприятие не имеет или имеет недостаточные мощности для производства материального носителя услуги.
Затраты на оплату продукции, приобретаемой со стороны, планируются в организациях водопроводно - канализационного, теплоэлектроэнергетического и газового хозяйств исходя из планируемого объема реализации услуг, наличия собственных мощностей, обеспечивающих этот объем, процента потерь и неучтенных расходов при передаче продукции организациям коммунального хозяйства, а также тарифов на указанную продукцию. При этом расчет затрат должен осуществляться отдельно по каждому поставщику с учетом объема закупаемой продукции и тарифа.
4.4.9. Цеховые и общеэксплуатационные расходы включают затраты, связанные с управлением и содержанием отдельных служб и подразделений организации в целом. Это оплата труда цехового и административно - управленческого персонала с отчислениями на социальное страхование, затраты на оплату консультационных услуг, командировок и представительских расходов, амортизация основных средств общецехового и общеэксплуатационного назначения, их ремонт и техническое обслуживание и др.
Эти затраты являются условно - постоянными и в случае сокращения объема реализации услуг их величина в расчете на себестоимость единицы услуги, как указывалось выше, увеличивается.
Планирование цеховых и общеэксплуатационных расходов осуществляется на основе анализа фактических данных, их динамики за ряд лет и намечаемых в планируемом периоде изменений.
4.4.10. Помимо перечисленных выше затрат в себестоимость услуг включаются затраты на выполнение функций заказчика организацией (юридическим лицом), наделенной полномочиями для заключения договоров и контроля их выполнения, установления нормативов потребления услуг и тарифов, сбора платежей за услуги и др.
Затраты на оплату работ службы заказчика включаются в себестоимость услуг либо по нормативу, рассчитанному в процентах от планового объема реализации услуг и утвержденному органом местного самоуправления, либо по ценам (тарифам) на работы службы заказчика, утвержденным органом местного самоуправления.
4.5. При планировании себестоимости на услуги каждого вида используется следующая исходная информация:
- установленный договором на обслуживание обязательный перечень работ, обеспечивающий минимально допустимое качество обслуживания;
- оценка затрат для выполнения полного перечня работ и достижения показателей качества, что определяет размер формируемого ремонтного фонда и фонда развития;
- нормативы материальных, трудовых и финансовых затрат в расчете на единицу материального носителя услуги на 1 млн. рублей стоимости основных (при отсутствии централизованно разработанных нормативов могут быть использованы нормативы, утвержденные органом местного самоуправления и сформированные на основе обобщения данных по предприятиям - аналогам); указанные нормативы могут использоваться при формировании конкретных смет ремонтно - эксплуатационных работ и проектов реконструкции и развития;
- нормативы потребления жилищно - коммунальных услуг (для планирования общего объема услуг);
- данные бухгалтерской отчетности по структуре затрат и их динамике;
- нормативы - индикаторы значения себестоимости для корректировки значения себестоимости с учетом местных особенностей.
4.6. В себестоимость услуг жилищно - коммунального хозяйства включаются все затраты организации ЖКХ, обеспечивающие выполнение договорных обязательств по реализации услуги потребителю. При этом часть работ по производству и реализации услуги может выполняться субподрядными организациями.
Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и обслуживанию лифтового хозяйства включаются в состав себестоимости на содержание и ремонт жилья, несмотря на то, что эти работы выполняются субподрядчиками. Обслуживание внутридомовых сетей может включаться в себестоимость услуг жилищной ремонтно - эксплуатационной организации или соответствующей коммунальной организации. В любом случае определяющими для включения в тариф работ по обслуживанию внутридомовых сетей являются договорные обязательства соответствующей организации. Инструмент возмещения этих затрат со стороны коммунальных предприятий ремонтным жилищно - эксплуатационным организациям применяться не должен, соответственно в себестоимость услуг этих организаций не должна включаться статья "Возмещение затрат на обслуживание внутридомовых сетей".
Организация, обслуживающая жилищный фонд, осуществляет, как правило, весь комплекс необходимых работ по договору с собственником жилищного фонда (дома) или уполномоченной им организацией. Обслуживание внутридомовых сетей иной организацией может также осуществляться по договору субподряда.
Ответственность за качество условий проживания, включая обеспечение потребителя горячей и холодной водой, тепловой и электрической энергией, газом и другими услугами несет и собственник, и балансодержатель дома, а перед собственником - предприятие жилищно - коммунального хозяйства, производящее соответствующие работы по договору.
Для регламентации процедуры калькулирования себестоимости и учета затрат в рамках имеющих место на практике различных вариантов взаимоотношений коммунальных предприятий и жилищных организаций предполагается использовать основной вариант планирования и учета затрат на выполнение этих работ, при котором затраты на обслуживание внутридомовых сетей включены в себестоимость услуг на содержание и ремонт жилья и соответственно эти работы выполняются жилищными (ремонтными жилищно - эксплуатационными) организациями, которые получают плату за них.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 23.02.99 N 9 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ, УЧЕТА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"