Последнее обновление: 20.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.07.99 N 829 "О ЗАЯВЛЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ В 1999 ГОДУ, ПИСЬМЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОЛИТИКЕ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ТРЕТЬЕГО ЗАЙМА НА СТРУКТУРНУЮ ПЕРЕСТРОЙКУ ЭКОНОМИКИ И ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ"
1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
В 1998 году в России резко ухудшились основные макроэкономические показатели. Инфляция к концу года составила 84 процента, в то время как в 1997 году - 11 процентов; ВВП снизился на 4,6 процента при том, что в предыдущем году наблюдался небольшой экономический рост. Неустойчивость динамики государственного долга, осложненная мировым финансовым кризисом, хрупкостью банковской системы и падением цен на нефть, привела к событиям августа 1998 года и последовавшему всеобъемлющему кризису в таких сферах, как бюджет, платежный баланс, государственный долг, банковская система.
Несмотря на все усилия Правительства России и Банка России, предпринимавшиеся после августовского кризиса, страна оказалась в чрезвычайно тяжелой ситуации в связи с необходимостью погашения внешней задолженности, с учетом того, что объем золотовалютных резервов находится на самом низком за последние три года уровне, срочно необходимы решительные оперативные меры по исправлению положения. В то же время остается актуальной задача создания прочной макроэкономической основы для экономического роста.
Макроэкономическая программа Правительства России на текущий год предусматривает наращивание усилий по достижению краткосрочной стабилизации и первые шаги в направлении создания базы, необходимой для развития в среднесрочной перспективе. Пережитый страной кризис продемонстрировал, что снижение инфляции, достигнутое в предшествующие годы, не имело под собой достаточно прочного структурного и бюджетного фундамента. Поэтому оно не могло служить основой для устойчивого экономического роста. Необходимым условием успешного развития экономики является перенос центра тяжести на ее структурную перестройку и развитие реального сектора. Восстановление экономического роста в долгосрочной перспективе в решающей мере зависит от взаимоувязанного решения этих задач.
Основные аспекты макроэкономической программы на 1999 годМакроэкономическая программа на 1999 год базируется на трех направлениях:
- Во-первых, будет существенно ужесточена бюджетная политика за счет увеличения доходов федерального бюджета и сокращения расходов, производимых на беспроцентной основе. Для обеспечения долговременного характера корректировки положения в бюджетной сфере Правительство России предусматривает меры по оптимизации налогового администрирования; по устранению непродуктивных расходов; ужесточению контроля за расходными обязательствами; обеспечению соответствия программы реструктуризации банковской системы и ограниченных государственных средств; по поддержанию бюджетной и финансовой стабильности в среднесрочной перспективе, по укреплению платежной дисциплины в масштабах всей экономики.
- Во-вторых, кредитно-денежная политика будет проводиться в условиях сохранения гибкого валютного курса и строиться в расчете на снижение инфляции и стимулирование нетрадиционного экспорта. Правительство России в середине 1999 года добилось унификации валютного рынка. Кроме того, ряд имеющихся ограничений в валютной сфере будет отменен или смягчен.
- В-третьих, Правительство России будет добиваться упорядоченной реструктуризации внешнего долга, накопленного в период до 1 января 1992 года, на основе отношений сотрудничества со своими кредиторами и недискриминационного отношения к ним. Правительство России желало бы избежать дальнейшего наращивания внешней задолженности и необходимости прибегать к содействию международных финансовых институтов для решения проблем в сфере платежного баланса. Однако в полном объеме это возможно лишь в среднесрочной перспективе.
Излагаемая в настоящем документе программа ставит целью к декабрю 1999 года добиться снижения темпов инфляции, с тем чтобы за год они не превысили 50 процентов. Согласно расчетам, внешний платежный баланс по текущим операциям будет улучшен примерно на 6 процентов ВВП, и прежде всего - благодаря резкому сокращению объемов импорта. Одновременно прогнозируется, что реальный объем ВВП по итогам года сократится примерно на 2 процента.
Ключом к достижению этих макроэкономических показателей является, с одной стороны, восстановление и поддержание доверия в обществе к экономическим реформам, с другой - значительное ускорение темпов выполнения программы структурных реформ. Возобновление долгосрочного экономического роста зависит прежде всего от синхронного осуществления соответствующих мер по этим двум направлениям.
Бюджетная политика и ее целиПрогнозируемое положение в сфере бюджета обеспечит стабильное сокращение инфляционного давления с переходом в среднесрочной перспективе к финансовой устойчивости и бесперебойным внешним выплатам. Программа предусматривает достижение первичного профицита в размере 2 процента ВВП, с учетом того, что в прошлом году первичный дефицит составил 1,3 процента. Правительство России считает возможным достижение такого показателя на основе существенного прироста сбора доходов в денежной форме, резкого сокращения реальных расходов на беспроцентной основе и жесткого контроля за выполнением обязательств в целях предотвращения роста задолженности. Планируется также принять меры, обеспечивающие надлежащую дисциплину хозяйствующих субъектов в отношении внебюджетных фондов и бюджетов уровня ниже федерального. С учетом резкого роста в 1999 году объема процентных платежей (на основе принятых обязательств), общий дефицит федерального бюджета снизится предположительно с 6 процентов ВВП до 5 процентов. Дефицит бюджетов всех уровней также составит предположительно 5 процентов ВВП.
Правительство России полагает, что сокращение бюджетных расходов не должно ложиться несоразмерно тяжелым бременем на пенсионеров и наименее обеспеченные слои населения, и предусматривает необходимые меры для предотвращения этого. Так, средства, вырученные от продажи гуманитарной помощи, будут направлены на погашение задолженности по выплате пенсий, и пенсионеры с наиболее низкими доходами (то есть получающие пенсии размером до 300 рублей в месяц) получили прибавку к пенсии в размере 60 рублей. Правительство России предусматривает за счет экономии по другим расходным статьям решить вопрос о дальнейшем повышении пенсий на следующий год, прежде всего - минимальных пенсий.
Реструктуризация государственного долгаВ настоящее время Россия не в состоянии полностью выполнить свои обязательства перед внешними и внутренними кредиторами и необходимо добиться снижения долгового бремени за счет реструктуризации задолженности.
Приняты меры по реструктуризации внутреннего долга. В декабре Правительство России объявило о реструктуризации ГКО и ОФЗ, выплаты по которым были заморожены с 17 августа 1998 года. Почти все внутренние держатели этих инструментов и около 90 процентов держателей-нерезидентов к настоящему времени согласились на предложенную реструктуризацию. Правительство России будет принимать все меры к достижению соглашения с остальными держателями названных ценных бумаг.
Трудности, связанные с обслуживанием внешнего долга, сохранятся на протяжении еще нескольких лет. Тем не менее Россия будет выполнять свои обязательства перед внешними кредиторами. В настоящее время Правительство России добивается пересмотра условий погашения обязательств по обслуживанию внешнего долга, накопленного в период до 1 января 1992 года (даты отсечения, установленной Парижским клубом для долга бывшего Советского Союза), при осуществлении в полном объеме платежей по обязательствам, накопленным Россией начиная с указанного времени. В этой связи Правительство России поддерживает контакты со своими кредиторами и готово проводить переговоры по пересмотру условий погашения долга, уделяя должное внимание обеспечению недискриминационного подхода к кредиторам.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.07.99 N 829 "О ЗАЯВЛЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ В 1999 ГОДУ, ПИСЬМЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОЛИТИКЕ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ТРЕТЬЕГО ЗАЙМА НА СТРУКТУРНУЮ ПЕРЕСТРОЙКУ ЭКОНОМИКИ И ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ"