в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"
не действует Редакция от 10.07.2001 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"

2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

2.1. Основные направления социальной политики

Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Предстоит принять конкретные действия по решению серьезных социальных проблем, главными из которых являются:

высокий уровень бедности и значительная дифференциация денежных доходов населения;

неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся низкими уровнями рождаемости, ожидаемой средней продолжительностью жизни, что приводит к демографическому старению, а также естественной убыли населения;

широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей;

недофинансирование организаций социально-культурной сферы.

В этих целях Правительство Российской Федерации сконцентрирует основные усилия на следующих основных направлениях:

обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшения их дифференциации на основе увеличения заработной платы, повышения доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте, улучшения пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки населения (перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, перевод льгот и компенсаций в денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам);

значительное сокращение социальной и экономической бедности, в первую очередь минимизация крайней бедности в местах ее наибольшей концентрации, укрепление социальной безопасности граждан, подверженных риску существенного ухудшения материальной обеспеченности и наступления бедности;

обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества важнейших социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего медицинское, социальное обслуживание и общее образование;

безусловная приоритетность инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике, а также в здравоохранение. В этих целях предусматривается опережающий рост ассигнований на цели социального развития по сравнению с большинством других направлений государственных расходов;

осуществление максимально эффективной защиты социально уязвимых граждан, которые не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке;

усиление страховых принципов социальной защиты населения при выходе на пенсию, в случае болезни, а также при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развития миграционных процессов;

осуществление мероприятий по социальному развитию села;

улучшение демографической ситуации на основе осуществления мероприятий по снижению уровня смертности населения и создания предпосылок для стабилизации показателей рождаемости;

реформирование трудового законодательства, приведение его в соответствие с требованиями рыночной экономики.

2.2. Стабилизация демографической ситуации

Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения и создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости.

В связи с этим основными задачами Правительства в области демографической политики являются:

разработка на долгосрочную перспективу конкретных мер по реализации демографической политики с учетом перспектив социально-экономического развития Российской Федерации и региональных особенностей демографических процессов;

разработка механизмов материальной поддержки семьи при рождении детей, в том числе увеличение размеров единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередного рождения, пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет;

улучшение качества медицинской помощи, развитие профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний;

разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест с целью выявления неблагоприятных факторов, воздействующих на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении условий и охраны труда;

разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании;

совершенствование системы мер медико-социальной реабилитации категорий населения, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия существования (освободившихся из мест лишения свободы, бездомных, не имеющих постоянного места жительства и работы).

Большое значение для получения наиболее полной и достоверной информации о населении страны, проведения широкого круга исследований по формированию и корректировке демографической политики будет иметь Всероссийская перепись населения, а также создание Государственного регистра населения Российской Федерации.

В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе:

поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми;

содействие развитию рыночных форм обеспечения доступности жилья, наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей, находящихся в активной фазе репродуктивного цикла;

учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при определении размера помощи со стороны государства (безвозмездные субсидии на приобретение жилья и т. п.).

2.3. Политика в сфере образования

Реализация политики в сфере образования на период до 2004 года будет строиться исходя из приоритетности развития этой отрасли как неотъемлемого условия модернизации российского общества и обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

Процесс модернизации системы образования будет осуществляться с учетом реально складывающейся экономической ситуации, результатов, полученных в ходе экспериментов и реализации основных мероприятий в этой области в 2000-2001 годах, а также с учетом складывающихся демографических тенденций.

Определяющее значение будет иметь деятельность по обеспечению равенства доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения. Правительство Российской Федерации будет стремиться к установлению социально приемлемого соотношения платных и бесплатных услуг в области образования при сохранении бесплатного и общедоступного общего образования. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а представлять во все возрастающей степени и сумму частных интересов семей и организаций.

При этом среди основных задач, стоящих перед системой образования, остаются:

содействие успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда; противодействие негативным социальным процессам, таким, как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде, борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних;

развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

создание условий вхождения новых поколений в открытое информационное общество, поддержка повсеместного использования информационных технологий, компьютеризация школ и создание единой информационной среды образования;

повышение вклада образования в модернизацию экономики, что требует:

обновления содержания и структуры профессионального обеспечения условий для развития научных школ в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информационных технологий;

расширения подготовки кадров высшей квалификации.

В качестве основных путей реализации задач, стоящих перед системой образования, следует выделить следующие.

Обновление содержания образования, повышение его качества.

В целях обновления содержания образования, повышения его качества необходимо решить следующие задачи:

1. Устранить перегруженность учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний.

2. Пересмотреть методы обучения, существенно расширив долю тех из них, которые формируют навыки анализа информации, самообучения. Увеличить долю открытого образования.

3. Восстановить и укрепить связи профессионального образования с практикой и научными исследованиями.

4. Повысить стандарты и качество преподавания социальных наук и в первую очередь экономики, права, основ политической системы, менеджмента, социологии, иностранных языков.

5. Осуществить переход на сопоставимую с мировой практикой систему статистики и показателей качества образования.

6. Расширить участие общества в управлении образованием путем создания:

попечительских советов, что позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль;

условий для стимулирования различных форм самоорганизации населения и хозяйствующих субъектов в поддержку образования, фондов поддержки образования (образовательных учреждений, организаций);

системы поддержки профессиональных сообществ в сфере образования.

7. Обеспечить полную и последовательную реализацию правового статуса учебного заведения, заложенного в законе об образовании. Это включает:

договорные формы отношений с учредителем или частными заказчиками, в том числе с непосредственными получателями образовательных услуг;

государственное регулирование деятельности учебных заведений через механизмы аккредитации;

формирование независимой системы аттестации и контроля качества образования.

В период 2002-2004 годов в области дошкольного образования необходимо сформировать минимальные государственные требования к данному виду образования. Предполагается разделить собственно дошкольное образование и содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях на основе гибких программ подготовки к школе, в том числе с индивидуальным графиком их посещения (неполная неделя, неполный день и т. п.).

Стратегическая линия развития системы общего среднего образования состоит в его адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям в части содержания образования, организационно-экономическом механизме деятельности школ, в управлении ими. В этой связи необходимыми условиями являются личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса; многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ; эффективная поддержка инновационных мероприятий и активное участие общества в развитии образования; усиление социальной и гуманитарной ориентированности общего среднего образования; направленность образовательного процесса на развитие способностей мышления, выработку практических навыков. Необходимо существенно повысить роль коммуникативных дисциплин, прежде всего информационных технологий, русского и иностранных языков.

В 2002-2004 годах в области общего среднего образования будет продолжаться широкомасштабный эксперимент по обновлению его содержания. Необходимо разработать стандарты общего среднего образования, а также требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней среднего образования.

Механизмы и варианты осуществления реструктуризации сельской школы должны включать: создание образовательных центров в сельской местности в различных их вариантах, развитие транспортного обслуживания сельских школ, развитие дистанционного образования (включая Интернет-образование) и соответствующей сети центров дистанционного обучения. Решение о выборе варианта оптимизации сети сельских школ необходимо принимать с учетом местных условий.

На современном этапе увеличивается потребность в специалистах с начальным и средним профессиональным образованием для обеспечения технологической культуры производства, административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.

В целях адаптации к спросу на рынках труда и обеспечения вертикальной мобильности учащихся начальной и средней ступеней профессионального образования необходимо создать условия для:

интеграции средних специальных учебных заведений с учебными заведениями, реализующими программы начального профессионального образования, профессионального технологического обучения школьников, переподготовки взрослого населения;

интеграции средних специальных учебных заведений с высшей школой, их включения в состав университетских комплексов (в том числе с сохранением статуса юридического лица);

оптимизации сети учебных заведений начального профессионального образования, апробирования и внедрения новых моделей финансирования начального профессионального образования.

Основными задачами в области содержания начального и среднего профессионального образования должны стать:

актуализация содержания и повышение выпускных стандартов, их ориентация на международный уровень качества, расширение социального партнерства с работодателями, профсоюзами и службами занятости, участие работодателей, инвесторов и экспертов как в формировании стандартов, так и в создании условий для значительного повышения качества профессиональной подготовки выпускников;

усиление профессиональной составляющей и разработка оптимальной концепции реализации среднего (полного) общего образования в учебных заведениях начального профессионального образования.

Для обновления структуры высшего профессионального образования, его адаптации к потребностям общества и экономики предусмотрено создание механизма выявления и трансляции социального заказа на подготовку специалистов данного уровня образования, который должен представлять собой сбалансированную совокупность потребностей населения, организаций и государства. Наряду с этим усиливается роль государственных приоритетов в профессиональном образовании, в первую очередь в формировании "кадрового заказа" для развития перспективных рынков и технологий. В дальнейшем с учетом итогов эксперимента по введению единого государственного экзамена будет определен порядок приема в вузы и соответствующего финансирования по государственным именным финансовым обязательствам.

Создание университетских комплексов как нового типа учебных заведений будет предусматривать интеграцию учебных заведений различных уровней образования: формирование ассоциаций и консорциумов, включающих в себя как учебные заведения, так и научно-исследовательские институты, экспериментальные и венчурные предприятия. В рамках комплексов будут разработаны сопряженные образовательные программы разных уровней профессионального образования.

Для опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям предусматривается создание федеральных научно-образовательных центров.

Эффективная модернизация образования предполагает создание федеральной и региональных систем управления качеством образования.

Будет проведена работа по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) с целью обеспечения объективности и унификации итоговой аттестации в системе общего образования и вступительных испытаний системы профессионального образования.

Приоритетной сферой государственных интересов является создание условий для качественной реализации на основе бюджетного финансирования образовательных программ всех уровней.

Необходимо обеспечить увеличение средств федерального бюджета, направляемых на нужды образования, а также сформировать механизм финансирования получения гражданами общего среднего образования, гарантирующий безусловное выполнение требований государственного стандарта данного уровня образования.

Планируется осуществить изменение структуры бюджетных расходов на образование, в которой должны быть сформированы три крупных блока:

обеспечение реализации образовательных программ (текущее финансирование), осуществляемое главным образом на нормативноподушевой основе (по итогам соответствующих экспериментов);

развитие материально-технической базы образовательных учреждений и организаций, компьютеризация и информатизация образовательного процесса, приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования, научной и учебной литературы, разработка современных учебных программ (бюджет инноваций). Распределение указанных средств будет осуществляться в основном на конкурсной основе при условии привлечения софинансирования со стороны бюджетов других уровней и внебюджетных средств;

адресное финансирование социальных услуг, сопутствующих образовательному процессу.

Особую актуальность приобретает решение проблемы расширения базы финансирования образования за счет стимулирования притока в отрасль средств из внебюджетных источников, включая средства населения, инвесторов и спонсоров.

Будет развита нормативная база образования, предусматривающая увеличение разнообразия организационно-правовых форм государственных образовательных учреждений и организаций, увеличение их хозяйственной самостоятельности. В 2002-2004 годах в высшем профессиональном образовании будет проведен эксперимент по апробации механизма нормативно-подушевого финансирования получения образования с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).

Предполагается приступить к введению системы адресного стипендиального обеспечения путем предоставления стипендий студентам из числа детей-сирот, инвалидов, ветеранов боевых действий, а также социальных стипендий для лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, при сохранении и развитии системы академических стипендий, поощряющих успеваемость студентов, их участие в научной работе.

Острой остается проблема сиротства. В целях преодоления этого негативного социального явления, обустройства и облегчения социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагается принятие в 2002 году решений, направленных на стимулирование передачи указанных категорий детей на воспитание в приемные семьи и детские дома семейного типа.

Предполагается разработать и приступить к реализации комплекса мер социальной поддержки работников системы образования, включая совершенствование системы оплаты труда.

2.4. Политика в области науки

Для российской науки 90-е годы стали периодом кризиса, результатом которого явились невостребованность научных разработок и низкий уровень инновационной активности отечественных предприятий.

Объем основных фондов за 1990-1999 годы в научно-технической сфере снизился более чем в три раза.

Уровень инновационной активности (доля инновационно-активных предприятий в общем их числе в промышленности) в 1999 году составлял 6,2 процента. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции в 1999 году составила 3,5 процента, а затрат на инновации - 1,06 процента.

Одной из самых острых проблем науки остается кадровая проблема. Средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, приблизился к пенсионному. Ежегодно в науке закрепляется лишь 3,5 тыс. молодых специалистов. В основе снижения качественных параметров научных кадров лежит в первую очередь низкий уровень оплаты труда в науке.

Главной целью государственной политики в сфере науки в среднесрочной перспективе станет сохранение и развитие накопленного научного потенциала путем укрепления кадрового состава, совершенствования механизмов финансирования науки.

Особое внимание необходимо уделить поддержке фундаментальной науки и инновациям в таких областях, как поддержание национальной безопасности, развитие социальной сферы, решение экологических проблем, совершенствование государственного управления.

Реформирование научно-технической сферы охватит сферу управления наукой, институты, организации и учреждения государственного сектора науки. Завершение реструктуризации позволит заложить основы новой институциональной структуры государственного сектора науки, а именно:

объединить государственные организации со схожей тематикой в крупные межотраслевые структуры федерального уровня;

обеспечить более тесную интеграцию научной и образовательной сфер;

передать часть научных организаций в ведение регионов;

акционировать или приватизировать научные организации, не вошедшие в государственный сектор науки.

Реформирование академической науки будет направлено на сохранение основного ядра фундаментальной науки путем сокращения органов управления, количества подведомственных организаций и численности их сотрудников, а также на создание условий для адаптации академического сектора науки к рыночным условиям и привлечения дополнительных источников финансирования. Необходимо принять меры по усилению интеграции академических научных организаций и образовательных учреждений с целью развития исследований в приоритетных направлениях и удовлетворения кадровых потребностей фундаментальной науки и научных комплексов высокотехнологичных отраслей промышленности.

Нуждается в реорганизации система государственных научных центров (ГНЦ) на основе интеграции с академической наукой и высшей школой, с одной стороны, и производством, с другой стороны, с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции на основе фундаментальных и поисковых исследований мирового уровня.

Ближайшая задача кадровой политики в области науки состоит в сохранении талантливой части научных кадров.

Основные меры по привлечению и закреплению молодежи в науке в современных условиях связаны с созданием привлекательных условий для работы, творческого и социального роста. Это предполагает увеличение заработной платы, дальнейшее развитие программ поддержки научных школ, государственных стипендий.

В ближайшей перспективе следует сфокусировать внимание на поддержке научных разработок в следующих направлениях:

информационные технологии и электроника;

производственные технологии;

новые материалы и химические технологии;

технологии живых систем;

экология и рациональное природопользование.

В целях формирования условий для стабилизации и развития научного комплекса Правительство Российской Федерации направит свои усилия на решение следующих задач:

снижение возрастных и повышение квалификационных характеристик кадрового потенциала;

переоснащение приборного парка науки;

повышение престижности научного труда и увеличение притока в эту сферу талантливой молодежи;

стимулирование внебюджетного конкурсного финансирования науки через научные и венчурные фонды, конкурсные проекты и т. п.;

углубление интеграции науки и образования в системе "школа-вуз-аспирантура-докторантура".

2.5. Политика в сфере культуры

Поддержка культуры будет являться одним из приоритетных направлений государственной политики. Основными задачами государственной, культурной политики на период до 2004 года являются:

сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций, отечественной кинематографии, содействие развитию архивного дела, информационных технологий электронных и печатных средств массовой информации;

развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечивающей единство культурного пространства страны, базовые условия для доступа граждан к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и архивных фондов;

развитие профессионального и самодеятельного искусства народов России внутри страны и продвижение лучших образцов за рубеж;

Для достижения поставленных целей, сохраняя гарантированную поддержку государством развития культуры, намечается продолжить реформирование организационно-хозяйственного механизма отрасли. Реформы будут направлены на улучшение материально-технической базы организаций культуры и искусства, в первую очередь особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, и их эффективное использование; обеспечение равных возможностей для населения различных регионов страны и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, совершенствование диалога культур в многонациональном государстве; концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры и искусства; создание условий для привлечения в сферу культуры и искусства дополнительных ресурсов из негосударственного сектора, а также развития меценатства и спонсорства.

Продолжится работа по созданию общероссийских систем мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, сохранности предметов музейного, архивного, библиотечного фондов и кинофонда.

Реформирование отечественной кинематографии будет осуществляться посредством структурной реорганизации государственного сектора и активизации рыночных механизмов взаимодействия сферы производства, проката и показа киновидеопродукции.

К 2003 году предполагается создать правовые основы для деятельности попечительских советов, которые будут осуществлять функции общественного надзора за деятельностью организаций культуры и искусства.

Кроме того, предусматривается разработать меры, способствующие:

эффективному использованию недвижимого имущества, находящегося в собственности организаций культуры и искусства федерального значения;

созданию более благоприятных экономических и правовых условий для развития в сфере культуры и искусства частных в особенности некоммерческих организаций;

осуществлению перехода на контрактную систему найма творческих работников учреждений культуры и искусства.

2.6. Реформирование здравоохранения

Основной целью государственной политики в области реформирования здравоохранения на период до 2004 года является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане.

Для достижения указанной цели необходимо решение ряда дополнительных задач, в том числе:

внедрение системы стратегического планирования развития здравоохранения;

обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской и лекарственной помощи с финансовыми возможностями государства;

развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающей в области охраны здоровья координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и субъектов медико-социального страхования;

проведение структурных преобразований в системе здравоохранения и внедрение новых медицинских технологий с целью оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений;

завершение перехода к финансированию медицинских организаций, предоставляющих медицинскую помощь, предусмотренную базовой программой обязательного медицинского страхования, за счет средств страховых источников;

обеспечение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений и расширение спектра организационно-правовых форм медицинских организаций, развитие негосударственного сектора здравоохранения;

развитие медицинской науки и научно-медицинского потенциала;

внедрение в практику новых форм и методов обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей, медико-санитарного образования;

формирование институтов защиты прав пациентов и медицинских работников;

обеспечение доступности медицинской помощи для сельского населения.

Совершенствование хозяйственного механизма функционирования системы здравоохранения.

В среднесрочном периоде планируется переход к системе обязательного медико-социального страхования, а также повышение ответственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, субъектов медико-социального страхования за реализацию государственной политики в области охраны здоровья населения.

Необходимо продолжить совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы предоставления медицинской помощи, в том числе с целью обеспечения прозрачности финансовых потоков в здравоохранении, выполнения гарантированных объемов бесплатной медицинской помощи, а также легализации платных медицинских услуг, оказываемых организациями здравоохранения различных форм собственности.

Для повышения эффективности функционирования системы здравоохранения будут продолжены отработка механизмов финансового выравнивания условий оказания медицинской помощи в рамках государственных гарантий по регионам, внедрение стандартов технологий диагностики и лечения, разработка и применение нормативов ресурсной обеспеченности здравоохранения (финансовых, материальных), введение формулярной системы лекарственного обеспечения, регистрация цен на лекарственные средства, обеспечение адресности льгот для населения на лекарственные средства.

Планируется осуществить разработку системы заказов и договоров на оказание медицинской помощи населению учреждениями здравоохранения, что позволит создать в здравоохранении эффективную конкурентную среду, привлечь к реализации программ государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи организации негосударственного сектора и обеспечить повышение качества предоставляемых медицинских услуг.

Инвестиционная политика в здравоохранении будет направлена на развитие материально-технической базы государственной системы здравоохранения, обеспечивающее повышение эффективности ее использования. С этой целью необходимо установить правила оснащения государственных медицинских организаций медицинским оборудованием, его применения и обновления, а также порядок согласования с вышестоящими органами исполнительной власти решений об инвестициях в здравоохранение на строительство новых объектов здравоохранения, реконструкцию и приобретение дорогостоящего оборудования за счет средств соответствующих бюджетов.

Повышению эффективности использования государственных финансовых ресурсов будет способствовать концентрация лимитов государственных инвестиций на объектах высокой степени строительной готовности, а также реализация федеральных целевых программ, направленных на борьбу с такими заболеваниями, как туберкулез, СПИД, инфекционные заболевания, сахарный диабет, артериальная гипертония, онкологические заболевания, а также программ поддержки материнства и детства.

Основной целью среднесрочного периода является реформирование систем обязательного медицинского и социального страхования путем формирования единой системы обязательного медико-социального страхования (ОМСС), которая позволит:

сформировать действенные механизмы контроля за выплатой пособий по временной нетрудоспособности;

повысить эффективность управления финансовыми средствами ОМСС;

обеспечить тесную взаимосвязь между предоставлением лечебных и санаторно-курортных услуг;

осуществлять в рамках единой системы ОМСС лечебные и реабилитационные мероприятия для пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

обеспечить эффективную организацию медицинской экспертизы при расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В период до 2004 года в рамках создания системы ОМСС необходимо осуществить переход на подушевой принцип финансирования здравоохранения на всех этапах движения финансовых средств отрасли: формирование, распределение и расходование.

Одним из средств обеспечения баланса между обязательствами и финансовыми возможностями государства должно являться развитие форм добровольного медицинского страхования.

Базовая программа ОМСС должна охватывать основную часть видов и объемов медицинской помощи. Из бюджета на договорной и программной основе будут покрываться расходы на социально значимые заболевания, дорогостоящие виды медицинской помощи, приобретение особо дорогостоящего оборудования, новое строительство. При этом продолжится финансирование из федерального бюджета дополнительных лечебных услуг для ряда категорий лиц, нуждающихся в специализированном лечении по профессиональным и иным объективным основаниям (в том числе для работников ядерно и радиационно опасных производств, лиц, пострадавших при радиационных авариях и ликвидации их последствий и др.)

Методы оплаты медицинской помощи необходимо подчинить решению долгосрочной задачи стимулирования процесса реструктуризации здравоохранения. Это предполагает постепенный переход от оплаты фактических объемов медицинской помощи к оплате планируемых объемов отдельных видов медицинской помощи, определяемых на основе заказа медицинским организациям.

При оплате амбулаторно-поликлинической помощи предстоит осуществить переход на подушевое финансирование. При оплате стационарной помощи необходимо в договорной форме определять необходимые объемы, устанавливая допустимые отклонения фактических и плановых объемов помощи. Аналогичные методы оплаты должны действовать и в части бюджетных средств, направляемых на финансирование специализированных видов медицинской помощи (высокотехнологичных медицинских услуг, психиатрической, наркологической помощи и т. д.).

Необходимо усилить государственный контроль за деятельностью страховщиков, а также за расходованием страховых средств.

2.7. Развитие физической культуры и спорта

Особое внимание в 2002-2004 годах будет уделяться улучшению физической подготовленности и физического развития населения, совершенствованию развития детско-юношеского спорта, расширению сети спортивных школ, созданию физкультурно-оздоровительных и спортивных подростковых клубов по месту жительства.

Основной задачей в развитии физической культуры и спорта будет являться расширение возможностей граждан заниматься физической культурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния.

Решение этой задачи будет осуществляться в рамках реализации соответствующих федеральных и территориальных программ, улучшения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также укрепления материально-технической базы за счет средств бюджетов разных уровней.

В высших и средних учебных заведениях физической культуры и образовательных учреждениях наряду с действующими предполагается создание новых кафедр и факультетов по подготовке специалистов, специализирующихся на работе с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами и пенсионерами.

Важным направлением деятельности станет создание информационно-образовательных программ, направленных на формирование у населения потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и здоровом образе жизни.

Для развития единого информационного пространства в сфере физической культуры и спорта планируется создание федеральной, региональных и локальных информационных систем, разработка пропагандистских и информационных технологий по основным видам деятельности отрасли, в том числе путем использования в практике грантов по социальным программам.

Будет продолжена работа по созданию общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья и физической подготовленности населения, а также физического развития детей, подростков и молодежи, подготовке спортсменов высокой квалификации, осуществлены меры по дальнейшему совершенствованию финансово-хозяйственного механизма в отрасли (включая страхование в спорте).

2.8. Трудовые отношения, занятость и миграция населения

Приоритетным направлением в деятельности Правительства Российской Федерации в сфере труда будет поэтапное приведение трудового законодательства в соответствие с требованиями рыночной экономики.

Принятие Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в его развитие станет основой обеспечения гармонизации интересов работников, работодателей и государства, повышения гибкости трудовых отношений. При этом особое внимание будет уделено усилению реальной защиты основных трудовых и социальных прав работника.

Предстоит законодательно определить, когда льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, обеспечиваются работодателем, а когда государством или иными организациями.

Государственные меры по повышению эффективности защиты трудовых прав граждан будут осуществляться в следующих основных направлениях:

совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав;

введение новых законодательных норм, расширяющих возможности граждан в защите трудовых прав;

поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан;

информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости;

оказание государственной поддержки в развитии системы негосударственной защиты трудовых прав.

В среднесрочный период получит дальнейшее развитие система социального партнерства, прежде всего на уровне организации с тем, чтобы способствовать повышению роли индивидуальных и коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты и условий труда.

Будет продолжено совершенствование коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, в том числе системы представительных органов социального партнерства (прежде всего объединений работодателей), процедур переговорного процесса, обеспечения независимости профсоюзных организаций от работодателя.

Признание позитивной, социально значимой роли профсоюзов и других общественных организаций, защищающих трудовые права граждан, в деле формирования в России новых трудовых отношений и развития современной рыночной экономики будет подкрепляться регулярными консультациями между Правительством Российской Федерации и представителями работников и работодателей.

Адаптация трудового законодательства к реалиям рыночной экономики позволит создать цивилизованный рынок труда, легализовать доходы по заработной плате и наладить регулирование трудовых отношений, обеспечить действенную защиту трудовых прав работников.

Особое место в области трудовых отношений принадлежит вопросам оплаты труда. Предстоит обеспечить функционирование механизма регулирования заработной платы, основанного на взаимодействии социальных партнеров и государства.

В реальном секторе экономики политика оплаты труда будет реализовываться на основе формирования рыночного механизма организации оплаты труда, основанного на социальном партнерстве и включающего межотраслевое и отраслевое регулирование заработной платы на основе тарифных соглашений и коллективных договоров, тарифное регулирование в организациях всех форм собственности через утверждаемые ими системы заработной платы.

Сферой прямого и непосредственного воздействия государства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления остается установление и обеспечение минимальных социальных гарантий в оплате труда; регулирование оплаты труда работников бюджетных организаций; районное регулирование заработной платы и налоговое регулирование оплаты труда.

В среднесрочном периоде важнейшими задачами должны стать:

поэтапное в меру роста инфляции повышение минимального размера оплаты труда;

формирование принципов и организационных основ системы тарифного регулирования, учитывающей различия в сложности выполняемых работ и квалификации исполнителей, обеспечивающей правовые гарантии оплаты труда и обоснованные соотношения между ставками (окладами) профессионально-квалификационных групп работников для использования в системе социального партнерства;

совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы на основе уточнения статуса Единой тарифной сетки;

разработка и осуществление комплекса мер по восстановлению стимулирующей роли заработной платы, повышению ее удельного веса в стоимости производимой продукции (услугах) и денежных доходах населения;

создание экономических, организационных и других условий, обеспечивающих своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, а также погашение задолженности по оплате труда в организациях всех форм собственности;

введение нового порядка установления и применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Важными вопросами государственной социальной политики будут оставаться также вопросы улучшения условий и охраны труда.

В течение 2002-2004 годов одновременно с созданием системы медико-социального страхования будет совершенствоваться механизм обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В течение 2002 года будут совершенствоваться механизмы осуществления данного вида обязательного социального страхования в целях повышения объемов и качества предоставляемой страховой защиты, включая реабилитацию застрахованных, повышения мотивации страхователей по решению задачи снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости за счет проведения в этих целях превентивных мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда застрахованных лиц.

Будут устранены проблемы несовершенства статистического, информационного, аналитического и методологического обеспечения данного вида страхования, что вызвано малым опытом работы новой страховой системы, а также недостаточным учетом накопленного опыта коллективного страхования работников от несчастного случая и профессиональных заболеваний.

В целом 2003 год - ключевой этап реформирования обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: финансирование мероприятий по этому виду страхования будет осуществляться объединенным фондом обязательного медико-социального страхования с ведением раздельного учета.

К 2004 году планируется обеспечить:

развитие дополнительных стимулов, препятствующих росту числа нетрудоспособных в связи с причиненным на производстве вредом здоровью, путем улучшения условий и охраны труда - важного элемента качества жизни экономически активного населения;

высокое качество лечения и реабилитации для работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

экономичность данного вида страхования с точки зрения каждого страхователя в отдельности и большую эффективность для развития общества и экономики России;

оптимизацию системы тарификации рисков с учетом дифференциации страховых взносов в зависимости от уровня и характера профессиональных рисков (актуарности) несчастных случаев в конкретных организациях;

формирование в необходимом и достаточном объеме и соотношении резервов устойчивости страховой системы и ресурсов на производство превентивных мероприятий, обеспечивая их эффективное накопление и вложение;

оптимизацию и внутреннюю сбалансированность объемов и видов обязательств системы обязательного страхования профессиональных рисков, исключения дублирования и параллелизма в работе с государственными внебюджетными фондами.

В среднесрочном периоде предполагается обеспечить реальные условия привлечения к страховому обслуживанию негосударственные страховые организации. В этих целях будет предварительно осуществлено обособление средств по данному виду страхования на отдельных счетах финансовой отчетности, то есть раздельный учет в рамках объединенного фонда обязательного медико-социального страхования, а также сформированы финансовые ресурсы, необходимые для осуществления намечаемых преобразований.

Основными направлениями государственной политики на рынке труда в среднесрочной перспективе будут следующие:

расширение доступа незанятых граждан к активным программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности, внедрение обязательных процедур оценки эффективности программ занятости;

осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождения работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;

изменение оснований и порядка выплаты пособий по безработице и достижение более тесной увязки выплаты пособий по безработице с результатами профилирования безработных;

дальнейшее развитие, повышение качества и продуктивности системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда;

улучшение информирования граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях;

оказание адресной поддержки при трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите;

проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных, ориентация программ трудоустройства на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемых по результатам профилирования;

совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов с учетом потребности регионов в развитии социальной инфраструктуры и поддержки доходов беднейших слоев населения;

повышение мобильности рабочей силы посредством разработки эффективной системы профессионального обучения и переобучения;

координация профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней с потребностью территориальных рынков труда;

содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии (специальности) и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования.

Необходимо разработать и осуществить мероприятия по оптимизации численности работающих в учреждениях социально-культурной сферы, подавляющее большинство из которых содержится за счет бюджетов всех уровней. С учетом прогнозируемых демографических тенденций будут проведены мероприятия по сокращению численности работников образовательных учреждений, прежде всего не занятых преподавательской деятельностью. Численность работников учреждений здравоохранения и культуры предстоит привести в соответствие с объемами оказываемых ими услуг.

При решении задач повышения конкурентоспособности отечественных предприятий особое внимание будет уделено вопросам повышения качества рабочей силы соответственно требованиям, предъявляемым на международных рынках. В этих целях намечается:

привести классификацию профессий работников в соответствие со структурными изменениями, происходящими на рынке труда;

разработать систему оценки качества рабочей силы, гибко и оперативно реагирующую на непрерывные изменения в требованиях к квалификации и профессиональной подготовке работников;

содействовать формированию систем внутрипроизводственного обучения в целях обеспечения единства и сопоставимости требований к квалификации работников, предъявляемых на рынке труда;

привести национальную систему профессиональных стандартов в соответствие с требованиями, предъявляемыми на международных рынках труда.

В целях повышения эффективности государственного управления в социально-экономической сфере необходимо реформирование системы государственной службы, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в тесной взаимосвязи с административной реформой.

Реформирование системы государственной службы будет проводиться исходя из принципов оптимизации структуры государственных органов и их аппаратов, четкого разграничения задач, функций, полномочий и ответственности государственных органов и их подразделений и будет направлено на приведение системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями и экономическими условиями, разработку эффективных механизмов проведения кадровой политики, повышение профессионального уровня государственных служащих.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации в области миграции населения будут связаны с реализацией Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, предусматривающий в том числе мероприятия:

по обеспечению условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду на основе разработки и реализации новых подходов и направлений по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, создания более гибких механизмов использования ими различных видов ссуд, кредитов, жилищных субсидий. Поскольку возможности государства по приему и обустройству мигрантов ограничены, поддержка будет оказываться только наиболее уязвимым или нуждающимся гражданам, основные же усилия будут концентрироваться на создании условий для самообеспечения и самообустройства мигрантов;

по содействию привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию исходя из интересов обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсами. Предполагается как содействие возвращению в страну высококвалифицированных специалистов, так и разработка системы мер по натурализации и адаптации иммигрантов, вовлечению их в российский социум (в приоритетном порядке - граждан стран СНГ). Предстоит разработать меры селективной миграционной политики (по отдельным странам, профессиям, квалификационным признакам) с учетом необходимых пропорций привлечения мигрантов на временной и постоянной основе. Одновременно предусматривается усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защите отечественного рынка труда, обеспечению приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест. В связи с этим особое внимание будет уделяться созданию эффективной системы противодействия нелегальной миграции иностранной рабочей силы;

по усилению влияния миграционных процессов на улучшение обеспечения отраслей экономики отдельных территорий квалифицированной рабочей силой. Данное направление предполагает создание условий для повышения территориальной мобильности рабочей силы (в том числе на основе развития региональных рынков жилья и необходимых социальных услуг) с учетом необходимости предотвращения чрезмерной концентрации мигрантов в одних регионах и необоснованно высокого оттока населения в других, защиты страны от незаконной миграции, создания механизма социальной поддержки вынужденных переселенцев. При этом предусматривается ограничить государственные обязательства по содействию переселению (трудовой миграции) путем более активного привлечения средств хозяйствующих субъектов (работодателей).

В регионах с экстремальными природно-климатическими условиями предусматривается постепенный переход на преимущественно ротационную систему привлечения необходимых квалифицированных кадров с учетом реальных потребностей производства, в том числе на основе более широкого использования вахтового метода ведения работ.

Предстоит разработать механизм участия собственных средств мигрантов и вынужденных переселенцев в приобретении (строительстве) жилья, а также участия работодателей в финансировании жилищного обустройства указанных категорий граждан.

2.9. Социальная поддержка населения

Целями государственной политики в области социальной поддержки населения на рассматриваемый период являются:

смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;

повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;

расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами;

расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.

Для реализации поставленных целей преобразования в системе государственной социальной помощи будут направлены на достижение следующих задач:

обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;

повышение эффективности социального обслуживания населения, в том числе за счет активного привлечения негосударственных организаций;

четкое разграничение и при необходимости перераспределение полномочий между различными уровнями власти в сфере социальной поддержки населения;

развитие конкурсного финансирования в социальной сфере с привлечением альтернативных источников финансирования различных видов социальной помощи.

Будут разработаны и реализованы государственные меры по преодолению бедности, предусматривающие снижение ее уровня в среднесрочном периоде, предупреждение ее возрастания и распространения, в том числе с использованием различных механизмов и подходов к конкретным социально-экономическим группам населения.

В целях уточнения методологии определения прожиточного минимума как критерия бедности в соответствии с законодательством в условиях реформирования социальной сферы будет осуществляться актуализация потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения с учетом практики экспертизы региональных потребительских корзин.

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен принцип адресной направленности социальной помощи на основе проверки нуждаемости, сутью которой является сосредоточение государственных ресурсов на удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуждается.

Потребуется постепенный и взвешенный подход к пересмотру и отмене ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения.

Льготы, установленные для различных категорий работающих граждан (в частности, для работников правоохранительных органов, военнослужащих), будут переведены в форму денежных выплат.

При отказе от традиционно сложившегося уравнительного предоставления социальных льгот будут учитываться категории граждан, которые по своему физическому, возрастному состоянию лишены возможности самообеспечения. В этом случае социальные льготы будут трансформироваться в один из видов государственной социальной помощи.

Государственная социальная помощь будет оказываться только малообеспеченным семьям, чей совокупный доход ниже величины прожиточного минимума и находящимся в тяжелой жизненной ситуации. В связи с этим требуют совершенствования процедуры обязательной проверки нуждаемости ее получателей, а также обязательности использования всех возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации. Предусматривается постепенное введение контрактной системы, предусматривающей встречные обязательства клиента при получении помощи (трудоустройство, участие в общественных работах, в программах социально-психологической реабилитации и др.)

Потребуется разграничить полномочия, права и ответственность в этой сфере между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. На федеральном уровне предполагается установить общие условия, правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи. В задачи федеральных органов исполнительной власти входит формирование законодательной нормативной базы, определяющей параметры бедности и механизмы ее преодоления, разработка методик адресного порядка оказания государственной социальной помощи и контроль за его осуществлением, проверка законности принимаемых на региональном уровне решений. Функции определения размеров и видов оказания социальной помощи, а также установления дополнительных условий для получения нуждающимися гражданами социальной помощи предполагается передать на региональный уровень. Непосредственное предоставление социальной помощи целесообразно осуществлять органами местного самоуправления, так как по своей природе они максимально приближены к населению.

Сохраняется актуальность решения задачи определения потребности субъектов Российской Федерации в финансировании адресной социальной помощи с учетом необходимости межбюджетного выравнивания. При этом финансирование государственной социальной помощи, предусмотренное законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, должно осуществляться из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.

Для усиления государственной помощи гражданам, имеющим детей, будут приняты меры по обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты ежемесячных пособий.

В последние годы увеличилась численность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в комплексных мерах социальной поддержки (инвалиды, военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях, лица без определенного места жительства, граждане старшего поколения, безнадзорные и беспризорные дети).

Целью государственной политики в отношении указанных категорий социально уязвимых граждан является создание условий для реализации и обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. В частности, необходимо принятие мер по повышению социального статуса и уровня материального обеспечения военнослужащих, членов их семей, ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации, созданию государственной системы медико-социальной и медико-психологической реабилитации участников боевых действий, жертв вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

В связи с ростом численности граждан, имеющих инвалидность, прежде всего детей, возросла потребность в проведении их медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Приоритетными направлениями в среднесрочный период будут являться:

совершенствование государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

стимулирование производства протезно-ортопедических изделий и других технических вспомогательных средств, облегчающих труд и быт инвалидов, расширение ассортимента и повышение качества этих изделий;

обеспечение доступности для инвалидов зданий и сооружений, средств транспорта, связи и информации и т. д.

В сфере социальных услуг будут решаться задачи по расширению рынка и повышению качества предоставляемых услуг; децентрализации системы социальных служб; дальнейшему развитию негосударственного сектора.

Предполагается дальнейшее развитие программно-целевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению социальных услуг с целью обеспечения равного доступа к государственному финансированию для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Предусматривается разработать общие требования к деятельности государственных, муниципальных, частных и иных учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг, на основе государственных стандартов социального обслуживания и системы оценки качества выполнения социальных программ; использовать наряду с государственным финансированием частные благотворительные средства; развивать самоокупаемость социальных услуг в сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки.

В целях обеспечения эффективного управления процессами в социальной сфере будет продолжена работа по комплексной информатизации социальной сферы, которая позволяет создать единую систему сбора, хранения и представления информации, характеризующей состояние социальной сферы Российской Федерации.

2.10. Пенсионная реформа

Основными проблемами существующей пенсионной системы являются низкий уровень пенсий, слабая их дифференциация. Комплекс мер по повышению уровня выплачиваемых пенсий в 1999-2000 годах позволил обеспечить рост реального размера пенсий, однако основные проблемы пенсионной системы остаются нерешенными. Несмотря на принимаемые меры, средний размер назначенных пенсий остается на уровне ниже прожиточного минимума пенсионера.

Достигнутая в последние время на этом фоне относительная финансовая устойчивость пенсионной системы не создает надежных предпосылок для ее развития в будущем. Долгосрочный демографический прогноз свидетельствует об ускорении процесса старения населения после 2007 года. В результате увеличение численности пенсионеров будет сопровождаться снижением числа работающих, осуществляющих платежи в пенсионную систему. Поэтому сохранение распределительного принципа финансирования пенсий в перспективе приведет к ухудшению финансового состояния пенсионной системы и снижению уровня выплачиваемых пенсий.

Дальнейшее развитие сферы пенсионного обеспечения предполагается осуществлять по трем основным направлениям:

реформирование сложившейся пенсионной системы, осуществляющей выплату пенсий на распределительной основе;

выработка правовых норм и основных методических и организационных мероприятий, направленных на введение механизмов накопительного финансирования пенсий и обеспечение их функционирования;

преобразование системы предоставления досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда путем перехода к накопительным механизмам финансирования досрочных пенсий за счет дополнительных страховых взносов, обеспечивающих необходимый размер пенсии на период с момента достижения льготного пенсионного возраста и до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

В среднесрочной перспективе главной задачей реформирования распределительной пенсионной системы будет:

установление тесной связи между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страховых взносов, уплаченных за них в Пенсионный фонд Российской Федерации в период трудовой деятельности;

постепенное повышение реального уровня пенсионного обеспечения граждан при условии поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы;

повышение реального размера пенсий при соблюдении финансовых ограничений, устанавливаемых бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации и федеральным бюджетом.

Общий финансовый баланс пенсионной системы должен поддерживаться на уровне, позволяющем осуществлять платежи на финансирование обязательных накопительных пенсий. Дальнейшее реформирование пенсионной системы предполагает формирование трудовой пенсии из трех частей:

базовая часть трудовой пенсии будет иметь фиксированный размер, одинаковый для всех получателей государственных пенсий, выполнивших минимальные требования по трудовому стажу. Выплата базовой части пенсии осуществляется из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет;

страховая часть трудовой пенсии, зависящая от результатов труда конкретного человека, которые оцениваются на основании накопленных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой работодателями страховых платежей за данного человека в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение всей его трудовой деятельности. Величина накопленных пенсионных прав отражается в виде условного пенсионного капитала на индивидуальном лицевом счете застрахованного. Индексация накопленных пенсионных прав граждан осуществляется с учетом динамики средней заработной платы в стране и темпов инфляции. Размер пенсии будет соответствовать сумме уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов и средней продолжительности выплаты пенсий;

накопительная часть трудовой пенсии, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов (налога) и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, и выплачиваемая по достижении общеустановленного пенсионного возраста. Размер пенсий будет рассчитываться исходя из суммы средств, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, и установленного периода выплаты пенсии.

Исходя из суммы средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, будет назначаться выплата наследникам в случае смерти застрахованного лица.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования за счет части платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации будет создан неперсонифицированный резерв, призванный обеспечить безусловное выполнение обязательств государства перед застрахованными лицами при изменениях демографических и иных условий функционирования социально-экономической системы.

Начиная с 2002 года предусматривается установить отчисления в накопительную составляющую обязательной пенсионной системы, отражаемые в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда Российской Федерации. Накопительная часть трудовой пенсии формируется за счет уплаты страховых взносов (налога) и начисленного на них инвестиционного дохода. Ставка страховых взносов в накопительную часть государственной пенсионной системы в течение всей трудовой деятельности не понижается. При этом отчисления в распределительную пенсионную систему будут снижаться на величину отчислений в накопительную систему.

Средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов, составляют пенсионные резервы и подлежат инвестированию.

Инвестирование пенсионных резервов должно обеспечить максимальную прозрачность и подконтрольность государству финансовых потоков, надежность вложений и их устойчивую долгосрочную доходность.

Для обеспечения деятельности накопительной системы будут определяться порядок и сроки оценки стоимости инвестиционного портфеля, порядок размещения резервов обязательного пенсионного страхования, методика расчета инвестиционных индексов, порядок учета инвестиционного дохода в специальной части индивидуальных лицевых счетов.

Созданная система персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации должна быть полностью адаптирована к проблемам реформирования всей цепи отношений между работодателями, Пенсионным фондом Российской Федерации, застрахованными лицами и пенсионерами - от уплаты страховых взносов до назначения и выплаты пенсии и системой учета плательщиков страховых взносов. Кроме того, должна быть обеспечена организация учета фактически поступивших платежей за застрахованное лицо, введение специальной части индивидуального лицевого счета для фиксации размера денежных средств, направляемых на накопительное финансирование пенсий, а также технология учета и распределения инвестиционного дохода.

Реформирование пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда предполагается осуществить за счет обязательного профессионального пенсионного страхования на основе накоплений дополнительных обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателем в профессиональные пенсионные системы (государственную и негосударственные), и предоставления социальным партнерам возможности альтернативного выбора конкретных форм этих систем в рамках коллективных договоров (соглашений). В качестве альтернативы выбора может предусматриваться повышение заработной платы работникам, занятым на рабочих местах, дающих право на льготную пенсию на сумму причитающихся к уплате дополнительных страховых взносов.

Введение профессионального пенсионного страхования влечет за собой прекращение приобретения пенсионных прав по досрочному выходу на пенсию в распределительной части пенсионной системы. Ранее приобретенные права по досрочному выходу на пенсию будут конвертированы в условный пенсионный капитал.

В целях защиты прав участников профессиональных систем будут введены единые требования к осуществлению инвестиционной деятельности независимо от форм функционирования профессиональных пенсионных систем, а также дополнительные требования к надежности и репутации организаций, осуществляющих обязательное профессиональное пенсионное обеспечение.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривается сохранить на ближайшие годы право на назначение пенсии по действующим условиям. В перспективе преобразование этих пенсий будет осуществлено на принципах, аналогичных используемым при формировании профессиональных пенсионных систем.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"