Последнее обновление: 24.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"
5. Основные направления бюджетной политики
Все намеченные в программе преобразования должны быть увязаны со среднесрочными параметрами государственного бюджета.
Исходя из этого, основной целью бюджетной политики является обеспечение условий для устойчивого экономического роста на основе повышения эффективности участия государства в перераспределении финансовых ресурсов в экономике.
Основными задачами бюджетной политики в среднесрочной перспективе являются:
повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры;
обеспечение достаточного для поддержания среднесрочной финансовой стабильности профицита государственного бюджета;
усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента, направленного на стимулирование инвестиционной активности;
повышение качества управления государственными активами и пассивами; совершенствование управления государственным долгом;
совершенствование бюджетного процесса и упорядочение бюджетных процедур, в том числе:
обеспечение прозрачности процедур выработки и реализации бюджетной политики, делающей ее открытой и понятной;
обеспечение единства и взаимоувязанности бюджетного процесса и бюджетных процедур на всех уровнях бюджетной системы;
повышение качества планирования, исполнения бюджета и обеспечение их соответствия обязательствам, принятым на всех уровнях бюджетной системы;
уточнение разграничения расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы;
реорганизация системы государственных и муниципальных унитарных, казенных предприятий и бюджетных учреждений с целью снижения стоимости и повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению.
Основные направления бюджетной политики:
1. Создание эффективной системы управления и регулирования государственных финансов. Это, прежде всего, предполагает:
внедрение механизма учета всех обязательств, принимаемых бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами;
разработка и введение в действие процедур определения порядка и направлений расходования дополнительных доходов бюджета, поступивших в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой;
завершение процесса инвентаризации активов и пассивов государственного сектора и подготовка к переводу бюджетной отчетности с кассового метода на метод начислений;
выработка критериев финансирования обязательств, принятых до 1 января 2001 года.
2. Совершенствование бюджетной политики в области доходов, включающее:
обеспечение эффективного функционирования налоговой системы;
повышение эффективности управления государственным имуществом;
оптимизация доходов от внешнеэкономической деятельности;
В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по унификации таможенного тарифа, сокращению таможенных льгот, гармонизации таможенных процедур, направленных на повышение прозрачности внешнеэкономических операций. В целях совершенствования фискальной и регулирующей функции таможенной системы планируется последовательное снижение средневзвешенной и максимальной импортной пошлины, укрупнение товарных групп, будет усилен таможенный контроль.
3. Формирование эффективной системы бюджетных расходов, ориентированной на стимулирование экономического роста и обеспечение эффективного использования бюджетных средств.
Основные принципы бюджетной политики в области расходов в среднесрочной перспективе включают:
осуществление комплекса мер по обеспечению полного финансирования обязательств, принятых на себя государственными органами власти, а также органами местного самоуправления;
ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;
приоритет среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегические направления экономической политики;
конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов, совершенствование системы государственных закупок, обеспечивающей реальный конкурентный режим при размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд;
открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы;
определение объема расходов государственного бюджета исходя из реализации приоритетов социально-экономической политики, создания условий для инвестиционной и инновационной деятельности, формирования других необходимых предпосылок устойчивого развития страны;
соответствие четким критериям эффективности;
использование программно-целевых принципов при планировании и исполнении бюджета.
Бюджетная политика в области государственных расходов будет связана со снижением доли непроцентных расходов в ВВП и сохранением ее на уровне не выше 12 процентов ВВП в части федерального бюджета при росте непроцентных расходов в реальном выражении, а также с замещением неэффективных бюджетных субсидий и дотаций адресными расходами на базовые социальные услуги и развитие инфраструктуры.
Бюджетная политика в области расходов будет осуществляться по следующим направлениям:
1) обеспечение проведения структурных реформ по следующим направлениям:
а) социальная сфера, в том числе:
обеспечение доступности для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения;
сокращение социального неравенства на основе перераспределения социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном снижении помощи обеспеченным семьям;
увеличение финансирования науки при приоритетной поддержке фундаментальных исследований.
В решении этих задач бюджетная политика будет исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности в стране и ориентироваться на приоритетность отраслей социального блока, создание социально-экономических условий для обеспечения реализации конституционных прав граждан;
б) судебная система, в том числе:
увеличение численности и улучшение материальной обеспеченности судей;
улучшение материально-технической базы судебной системы;
в) национальная оборона.
Финансовые аспекты проведения военной реформы будут отражать, в первую очередь, приоритетное финансирование расходов на оборонные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Предстоит продолжить реструктуризацию военно-промышленного комплекса при сохранении финансирования наиболее ценных его элементов, включая процесс разработки новейших образцов оружия как основу модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации;
2) совершенствование структуры бюджетных обязательств, сокращение избыточных, в большинстве случаев нефинансируемых обязательств;
3) повышение эффективности использования бюджетных средств, в том числе:
сокращение до минимума или ликвидация низкоэффективных и неэффективных государственных расходов по всем отраслям бюджетного сектора;
оптимизация расходов по всем отраслям бюджетного сектора;
реформирование системы государственных и муниципальных унитарных, казенных предприятий и бюджетных учреждений.
4. Совершенствование бюджетного процесса и упорядочение бюджетных процедур, в том числе:
совершенствование отчетности и обеспечение прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, обязательная публикация бюджетной отчетности в соответствии с разделами бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы;
установление объективных ориентиров для определения ассигнований, в частности, переход к нормативам минимально необходимого финансирования предоставления государственных и муниципальных услуг от нормативов содержания сети учреждений социальной сферы, а в дальнейшем и по иным видам бюджетных расходов; введение принципа подушевого финансирования;
перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней, совершенствование механизмов казначейского исполнения и контроля за расходованием средств;
урегулирование и сокращение имеющейся бюджетной дебиторской и кредиторской задолженности.
5. Переход к активному управлению государственным долгом для обеспечения безусловного выполнения долговых обязательств. Это предполагает:
выработку процедур анализа и минимизации процентных и валютных рисков;
утверждение программы мероприятий по улучшению имиджа Российской Федерации в качестве заемщика на международных рынках.
Управление государственным долгом предполагает снижение долгового бремени, сокращение расходов на его погашение и обслуживание, оптимизацию рисков, связанных со структурой государственного долга.
В среднесрочной перспективе будет продолжена политика сокращения привлечения связанных кредитов.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"