в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 24.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"
не действует Редакция от 10.07.2001 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"

4. Федеральная региональная политика

Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику. Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром.

В результате по величине среднедушевого производства валового регионального продукта и среднедушевым реальным доходам населения субъекты Российской Федерации стали различаться более чем в 20 раз. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий. Все это значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Хотя территориальные социально-экономические диспропорции во многом порождаются объективными причинами, не подлежит сомнению необходимость их смягчения. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций.

4.1. Проблемные регионы

Современное экономическое пространство Российской Федерации включает множество больших и малых территорий с особыми аномалиями - проблемные регионы.

Это регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных общественно-политических конфликтов (Чеченская Республика), экстремальных спадов производства и уровня жизни, вызывающих разрушения накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения.

К группе отсталых (слаборазвитых) регионов относятся субъекты Российской Федерации, экономический потенциал которых в силу объективных и исторических причин в несколько раз ниже среднероссийских показателей, а экономика находится в состоянии длительного застоя и характеризуется мало диверсифицированной структурой промышленности, а также слаборазвитой инфраструктурой и социальной сферой. К этой категории относятся ряд республик Северного Кавказа, республики Алтай и Тыва, большинство автономных округов (за исключением нефтегазодобывающих), некоторые области в различных частях страны. Этим субъектам Российской Федерации государство вынуждено будет помогать еще длительное время, стимулируя процесс саморазвития на основе использования конкурентных преимуществ, в первую очередь природных и трудовых ресурсов.

К депрессивным регионам России, характеризующимся устойчивым и глубоким спадом экономической активности и резким снижением уровня жизни населения, относятся локальные зоны старопромышленных, аграрно-промышленных и некоторых добывающих регионов европейского Центра, Урала, юга Сибири и Дальнего Востока. Положение ряда депрессивных регионов может улучшиться в случае восстановления и укрепления позиций России на мировых рынках вооружений, аэрокосмической техники, атомной промышленности и других высокотехнологичных отраслей. Для большинства депрессивных регионов выход на траекторию устойчивого роста экономики может быть обеспечен собственными силами путем осуществления диверсификации, конверсии, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта и т.д. Однако ряд регионов с особо глубокой степенью депрессии должны стать объектами целевой государственной поддержки.

В группу проблемных регионов входит также значительная часть северных территорий, где типичные негативные факторы (неблагоприятный климат и высокая стоимость жизни, повышенные производственные и транспортные издержки, экологическая уязвимость и т. п.) в настоящее время не компенсируются сильными конкурентными преимуществами в виде богатейших ресурсов (нефти и газа, алмазов, благородных и цветных металлов и др.). Бедственное положение ряда регионов Крайнего Севера (свертывание основных и обслуживающих производств, значительная безработица, низкие доходы населения, трудности с завозом топлива и продовольствия) требуют специальных мер государственной помощи.

4.2. Интеграция экономического пространства

Дезинтеграция экономического пространства Российской Федерации в 90-х годах происходила вследствие ослабления многих прежних экономических связей (особенно между отдаленными регионами) и вытеснения межрегиональных связей внешнеэкономическими. Объем межрегионального товарообмена снизился существенно больше, чем объемы производства. Значительно сократился межрегиональный пассажирооборот.

Преодоление дезинтеграционных тенденций связано в первую очередь с возобновлением экономического роста (особенно в обрабатывающей промышленности и инвестиционной сфере), процессом импортозамещения и политикой регулирования транспортных тарифов. С 1999 года наблюдается опережающий рост межрегионального товарообмена по отношению к росту ВВП. Возобновление интеграционной тенденции не станет реинтеграцией в том смысле, что начнут восстанавливаться все прежние экономические связи периода 1980-х годов. Новая межрегиональная интеграция будет строиться в соответствии с критериями рыночной эффективности, задачами социальной политики и геостратегическими интересами страны.

Специфика геоэкономического и геополитического положения Российской Федерации в современном мире заключается в том, что она соприкасается с крупнейшими мировыми экономическими группировками. Различные приграничные зоны будут испытывать разные внешние притяжения. Так, регионы европейской части и Урал экономически в большей степени ориентированы на объединяющуюся Европу. Для всего Дальнего Востока и значительной части Сибири главное пространство внешнеэкономического сотрудничества - это Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Для российских регионов, приближенных к южным границам, - от Северного Кавказа до Восточной Сибири - это соседи по СНГ (а за ними - страны мусульманского мира) и Китай.

Соседство с развитыми и быстро развивающимися странами дает для приграничных регионов определенные экономические преимущества, но и создает немало проблем, связанных с конкурентоспособностью местного производства, трансграничной миграцией, предотвращением контрабанды, защитой природных ресурсов и др.

Наряду с позитивными последствиями глобализация будет иметь и негативный эффект для развития регионов с моноотраслевой структурой экономики при неблагоприятной мировой конъюнктуре на производимую продукцию. Противодействием этому служит развитие региональных экономик на основе диверсификации.

Процесс интеграции в мировое пространство необходимо использовать для усиления внутренней экономической интеграции. С этой точки зрения особое значение имеют проекты развития трансконтинентальных коммуникаций, проходящих через территорию России.

Роль трансконтинентальных и других международных магистралей не может ограничиться только транзитом, а должна воздействовать на развитие экономики регионов, включая освоение новых природных ресурсов, размещение производств по переработке перемещаемых грузов, обеспечение строительства и функционирования транспортных путей.

Большое значение для России, имеющей самую протяженную в мире границу и самое большое число стран-соседей, будет иметь развитие приграничных и прибрежных регионов.

4.3. Основные направления развития макрозон4.3.1. Северо-Запад (Северный и Северо-Западный экономические районы)

Для развития экономики регионов Северо-Запада ключевое значение имеет использование их уникального положения на транспортных путях всероссийского и международного значения с выходом на Балтийское море и Северный Ледовитый океан, реализация потенциала приграничного сотрудничества с Финляндией, Норвегией, Швецией и странами Балтии.

Сохранится значение регионов Европейского Севера как одного из крупнейших поставщиков на внутренний и внешний рынки энергоносителей и минерального сырья, продукции металлургической, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, отдельных видов продукции машиностроения. Существенный вклад будет вносить регион в развитие наукоемких производств. Вовлечение в эксплуатацию нефтегазовых ресурсов западной части Арктической зоны Российской Федерации - новый фактор, который повлияет на перспективы развития региона и обеспечение хозяйства России углеводородным сырьем.

Стратегически важное значение имеет строительство новых и реконструкция действующих портовых комплексов.

Надежная транспортная связь со странами Европейского союза, позволяющая освоить грузопотоки в направлениях Восток-Запад и Запад-Юго-Восток, освободит Россию от тотальной зависимости от транзита через территории третьих стран, будет способствовать усилению экспортной специализации производств региона, развитию деловых и туристических связей.

Одной из стратегических задач является активизация Северного морского пути - основной транспортной артерии, соединяющей северные регионы России и в перспективе обеспечивающей кратчайший водный путь из Европы в Юго-Восточную Азию.

Экспортная направленность многих производств при одновременном росте внутреннего потребления будет являться важным фактором развития экономики.

Стратегия развития Калининградской области будет определяться важностью ее геополитического и геоэкономического значения и особой ролью в обеспечении национальных интересов России в Балтийском регионе и в Европе. Основными целями будут являться:

обеспечение интеграционных связей с другими регионами России при компенсации издержек ее эксклавного положения;

создание условий для устойчивого социально-экономического развития, сопоставимого с уровнем развития сопредельных стран;

создание благоприятного инвестиционного климата в регионе для интеграционного сближения России и Европейского сообщества.

Особая острота социальных и демографических проблем в регионе вызывает необходимость разработки комплексной программы развития социальной сферы Калининградской области. Решение экологических проблем необходимо осуществлять через международные и национальные программы.

4.3.2. Европейский Центр (Центральный и Центрально-Черноземный экономические районы)

Европейский центр образует собой экономическое ядро государства, основу его производственного и научно-технического потенциала и современного экономического уклада. Исторически сложившаяся ведущая роль региона находит выражение в параметрах социально-экономического развития: здесь сосредоточено около половины экономического потенциала России (более 2/5 ВВП и основных фондов, более 1/3 всего объема промышленной продукции). На территории региона существует развитая инфраструктурная система, в том числе крупнейшие аэропорты, железнодорожные и автомобильные магистрали.

Характерная особенность региона заключается в том, что это староосвоенная территория. Поэтому одной из основных задач его экономического развития является перестройка структуры экономики, определение новых приоритетов индустриально-инвестиционной политики.

Для черноземной зоны необходимо восстановление уровня и доходности сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности. Для Нечерноземья одним из направлений развития сельского хозяйства должно стать восстановление традиционных отраслей специализации, таких, как льноводство, а для территорий, расположенных рядом с крупными центрами, - пригородное сельское хозяйство.

Ключевыми проблемами региона являются энерго- и водообеспечение. Здесь потребляется значительная часть всей производимой в России электроэнергии, в то время как имеющихся генерирующих мощностей недостаточно. Поставки электроэнергии с больших расстояний увеличивают стоимость производимой продукции. В связи с этим актуальным является ограничение энергоемких производств и внедрение энергосберегающих технологий.

Центральные и южные области региона имеют крайне напряженный водный баланс, особенно по качественной питьевой воде. Требуется реконструкция существующих водохранилищ, повышение использования подземных вод, а также ограничение развития водоемких отраслей и осуществление мероприятий водоохранного и водосберегающего характера.

Значительной проблемой остается наличие на территории региона большого количества моноотраслевых городов, развитие которых может быть обеспечено только путем реструктуризации производства. В регионе сосредоточено большинство наукоградов страны, потенциал которых в значительной мере определяет возможности повышения конкурентоспособности и перехода России на постиндустриальную ступень развития. Учитывая высокую степень зависимости науки от госзаказа, необходим особый подход к перспективам каждого из этих городов.

Демографические проблемы в областях Центрального региона имеют сложный характер. Кроме повышения рождаемости и повышения продолжительности жизни населения, необходимо решать проблемы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев как из других районов России, так и из стран СНГ. Кроме того, все острее становится проблема нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья (в первую очередь с Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии), использующих территории региона в качестве транзитного коридора для проникновения в Западную Европу.

Экологические проблемы характерны для крупных городов, а также городов, в которых расположены предприятия металлургии, химической и горнодобывающей промышленности. Поэтому в качестве одной из важнейших задач развития Центрального региона выступает охрана окружающей среды и совершенствование природопользования, включая воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, усиление контроля за основными источниками загрязнения.

4.3.3. Поволжский регион (Волго-Вятский и Поволжский экономические районы)

Поволжский регион благодаря своему выгодному транспортно-географическому положению и мощному экономическому потенциалу выполняет важные стратегические функции в социально-экономическом развитии России. Благоприятные предпосылки для развития имеют здесь агропромышленный комплекс, высокотехнологичное и наукоемкое машиностроение, предприятия химико-лесного, топливно-энергетического комплексов. Наличие в регионе мощной научной базы и десятков высших учебных заведений различной специализации создают условия для масштабной реструктуризации промышленного производства и преобразований всего хозяйственного комплекса на передовой инновационной основе.

Основными задачами экономического развития региона в перспективе являются:

повышение плодородия почв, наращивание сельскохозяйственного производства на новой технологической основе, освоение и рациональное использование ресурсов Волго-Ахтубинской поймы;

оздоровление экологической обстановки;

совершенствование машиностроительного комплекса с учетом складывающейся на внутреннем и внешнем рынках структуры спроса, в том числе развитие авиационного машиностроения и развитие совместно с зарубежными партнерами автомобилестроения;

активизация использования транспортного фактора в развитии региона.

В перспективе Поволжский регион будет входить в число лидеров по темпам экономического роста. Исключительно велика его роль и в решении проблем укрепления федеративных отношений как с позиций интеграции межрегиональных экономических связей, так и с точки зрения формирования стабильных межэтнических отношений.

4.3.4. Северный Кавказ

Северо-Кавказский регион занимает особое место в стратегии территориального развития. Это обусловлено прежде всего его современным геополитическим положением, историей освоения и исключительно сложным этническим составом населения. Развитие этого региона следует рассматривать как важнейшее средство укрепления экономики России в целом, упрочения ее позиций в Каспийском регионе, ликвидации очагов политической напряженности.

Природные ресурсы, сложившийся экономический потенциал и транспортно-географическое положение Северного Кавказа предопределяют следующие основные задачи его социально-экономического развития:

восстановление и дальнейшее развитие рекреационного хозяйства будет во многом определять перспективу и роль региона в территориальном разделении труда, позволит улучшить здоровье и демографические показатели населения всей России, обеспечить сохранение и развитие уникальной рекреационной зоны, рациональное использование ценнейших природных лечебно-оздоровительных факторов и ресурсов, повышение общего уровня санаторно-курортных услуг и их конкурентоспособность на международном рынке, явится важным фактором обеспечения занятости населения. Необходимая структурная перестройка Северо-Кавказского рекреационного комплекса требует привлечения в эту сферу инвестиций;

развитие транспортного комплекса региона. Расположенный на пересечении важных сухопутных, морских и воздушных коммуникаций между странами двух континентов и обладающий достаточно развитой инфраструктурой и хозяйственным многоотраслевым комплексом Северный Кавказ имеет возможности для использования своего выгодного экономико-географического положения для укрепления экономики всей страны посредством организации транзитного пропуска международных транспортных потоков, а также активизации других традиционных форм внешнеэкономической деятельности.

Важным условием развития региона является включение его в международную систему грузопотоков, создания направлений, связывающих транспортные сети России и стран Средней и Центральной Азии через территории Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и др., в том числе с использованием паромных переправ через Каспий.

Основными задачами экономического развития региона являются:

реализация транзитных функций Северного Кавказа;

освоение нефтяных ресурсов Каспия;

дальнейшее развитие сельского хозяйства;

снижение уровня безработицы, повышение занятости населения, упорядочивание процессов внутренней и внешней миграции

4.3.5. Урал

Стратегическая роль Урала исторически связана с развитием черной и цветной металлургии, тяжелого машиностроения и военно-промышленного комплекса. В регионе сконцентрирован громадный промышленный потенциал. Однако его производственная структура нуждается в коренном обновлении вследствие значительной степени износа основных фондов. В перспективе регион должен стать одним из лидеров во внедрении наукоемких технологий, в развитии прогрессивных производств. Для этого имеются такие предпосылки, как крупнейшая научная и проектная база, высококвалифицированные кадры, большой массив передовых технологий в институтах и предприятиях ВПК. Использование потенциала оборонных предприятий дает возможность создать в отраслях специализации производственно-экономические корпорации, гибко реагирующие на изменения конъюнктуры рынка и выпускающие конкурентоспособную продукцию.

Реализация перспективных задач предполагает:

реструктурирование и технологическое обновление имеющегося промышленного потенциала, прежде всего машиностроительного и металлургического комплексов на основе ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;

выпуск конкурентоспособного оборудования для добывающих отраслей с целью повышения их технического уровня и расширения их экспортных возможностей;

реализацию комплекса мер по охране окружающей среды и по переработке техногенных отходов.

Урал сохранит роль одного из основных производителей (и экспортеров) черных и цветных металлов, продукции топливной промышленности. Развитие металлургической промышленности будет происходить по пути перехода на энерго- и материалосберегающие технологии, выпуск продукции из высококачественных металлов и сплавов.

Дальнейшее развитие получит также горнодобывающая промышленность. Большое влияние на развитие региона будет оказывать повышение его роли в межрегиональной интеграции по направлениям: Урал-Сибирь-Дальний Восток, Урал-Крайний Север, Урал-Казахстан-Средняя Азия.

4.3.6. Сибирь (Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы)

Место Сибири в экономике страны в первую очередь определяется ее уникальными природно-сырьевыми ресурсами. Региону принадлежит решающая роль в формировании общероссийского баланса топлива и электроэнергии, в производстве цветных металлов и лесопродукции. Все возрастающее значение планетарного характера приобретают водные ресурсы. Сибирь занимает срединное положение на карте России, что создает условия для включения региона как в европейский, так и в азиатский рынки. Сибирь при любых вариантах развития останется основным поставщиком топливно-энергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Приоритеты среди других отраслей будут определяться возможностями развития высокотехнологичных и наукоемких производств в наиболее развитых промышленных узлах и увеличения выпуска продукции потребительского назначения в районах концентрации населения. Предполагается, что начавшаяся реструктуризация машиностроения, оборонной, пищевой промышленности в сочетании с увеличением доли высокотехнологичных и наукоемких производств в нефтехимии, лесопереработке, металлургии позволит в отдаленной перспективе смягчить чрезмерную сырьевую направленность в развитии экономики Западной Сибири.

Приоритетными будут следующие задачи:

обновление производственного аппарата ТЭК и усиление межрегиональной кооперации;

освоение новых месторождений нефти и газа в Восточной Сибири, Республике Саха (Якутия), создание единой трубопроводной и энергетической системы с Северным Китаем, Кореей, Японией;

развитие и повышение эффективности нефтепереработки и нефтехимии, газопереработки, газохимии и гелиевой промышленности;

развитие углубленной переработки угля и углехимии в угольной промышленности;

использование потенциала ВПК в части применения высоких технологий для модернизации и развития других отраслей промышленности (в частности, разработка технологий и производство импортозамещающего оборудования для добычи и переработки минерального сырья).

4.3.7. Дальний Восток

Из геостратегических проблем, влияющих на развитие страны в целом, выделяются своим масштабом и значением для сохранения территориальной целостности российской экономики проблемы Дальнего Востока. Дальний Восток выполняет особые геостратегические функции, являясь форпостом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который в XXI веке может занять ведущее положение в мировой экономике.

Дальний Восток, будучи самым редконаселенным и самым удаленным регионом страны, отличается наибольшей спецификой условий хозяйствования и социально-экономического развития. Устойчивое функционирование хозяйственного комплекса района и решение его социальных проблем зависят от проведения такой государственной политики, которая исходит из учета особой роли Дальнего Востока в обеспечении экономических и стратегических интересов России, что требует реализации на федеральном и региональном уровнях комплекса мероприятий по преодолению дезинтеграционных процессов и выводу экономики региона из кризиса.

Главными направлениями развития региона являются: структурная перестройка экономики, усиление взаимовыгодного сотpyдничества и использование транспортного взаимодействия со стpанами Азиатско-Тихоокеанского региона. Будет переработана федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. Основные ресурсы будут сконцентрированы на приоритетных направлениях развития хозяйства региона:

решение энергетической проблемы и ослабление зависимости района от ввоза топлива;

развитие транспортной инфраструктуры для создания условий активизации деловой активности и усиления интеграции регионов Дальнего Востока с другими регионами России;

совершенствование деятельности рыбохозяйственного комплекса с развитием промышленной марикультуры и обеспечением охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов;

развитие нефтегазового комплекса на шельфе о.Сахалин и в Республике Саха (Якутия);

повышение конкурентоспособности продукции и интенсивное вхождение на рынки сбыта Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основными направлениями развития топливно-энергетического комплекса будут: стабилизация и снижение размеров тарифов на тепловую и электрическую энергию, ликвидация чрезмерной разницы цены за энергию для производителей и потребителей.

В транспортном комплексе основными направлениями развития будут: создание конкурентоспособного и эффективного сквозного транспортного коридора Европа - Азия, увеличение объема перевозок грузов (в т. ч. транзита контейнеров), реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры и совершенствование транспортных тарифов.

4.4. Экономический федерализм и федеральная региональная социально-экономическая политика

Меры по модернизации экономики и реформированию социальной сферы будут осуществляться с учетом региональных особенностей и региональных интересов на основе следующих принципов федеративных экономических отношений:

единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы;

разграничение компетенции между уровнями государственной власти, соответствие ресурсов полномочиям;

согласованное формирование и осуществление единой экономической политики Российской Федерации и ее субъектами;

создание равных условий экономического развития субъектов Российской Федерации и равных условий в конкурентной среде и получении государственной помощи;

транспарентность отношений.

4.4.1. Реформа межбюджетных отношений

Основными целями реформирования межбюджетных отношений в среднесрочной перспективе являются:

экономическая эффективность - создание долгосрочных институциональных стимулов для региональных и местных органов власти и управления проводить структурные реформы, поддерживать конкурентную среду, благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат;

бюджетная ответственность - управление общественными финансами при максимально эффективном использовании налоговых и иных ресурсов соответствующих территорий, прозрачность и подотчетность налогово-бюджетной политики;

социальная справедливость - обеспечение равного доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям вне зависимости от места их проживания;

политическая консолидация - достижение общественного согласия по вопросам распределения между уровнями бюджетной системы и регионами финансовых ресурсов, создание условий для эффективного выполнения региональными и местными властями своих полномочий в рамках гражданского общества.

Для достижения этих целей должны быть созданы правовые и финансово-экономические механизмы, повышающие ответственность региональных и местных властей за результаты проводимой ими политики, в том числе обеспечивающие единое экономическое пространство, формирование условий равной конкуренции между регионами.

Для реализации этой стратегии необходимо решить следующие первоочередные задачи в рамках Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года:

законодательно закрепить четкое и стабильное разграничение расходных полномочий по всем их составляющим между уровнями бюджетной системы;

ликвидировать нефинансируемые федеральные и региональные "мандаты";

повысить роль собственных доходов в формировании региональных и местных бюджетов за счет закрепленных за каждым уровнем бюджетной системы на долгосрочной основе в Налоговом и Бюджетном кодексах доходных источников и налоговых полномочий, прежде всего за счет закрепления за региональными и местными бюджетами прямых налогов с немобильной и равномерно размещенной налогооблагаемой базой. За каждым уровнем бюджетной системы должны быть законодательно закреплены доходные источники, соответствующие возложенным на них функциям и достаточные для финансирования этих функций;

перейти к стабильной, объективной и прозрачной методологии выравнивания бюджетной обеспеченности, позволяющей субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям самостоятельно рассчитывать на среднесрочную перспективу объем финансовой помощи из вышестоящих бюджетов и создающей стимулы к проведению ответственной бюджетной политики на региональном и местном уровнях;

упорядочить правовые основы межбюджетных отношений на уровне местного самоуправления в части разграничения расходных и налоговых полномочий местных бюджетов различного уровня и в сфере бюджетного выравнивания;

создать механизм федерального регулирования управления региональными и местными финансами, основанный на обязательных, рекомендуемых и дополнительных стандартах;

законодательно установить формализованные критерии и процедуры осуществления более жесткого контроля за бюджетным процессом и временного ограничения налогово-бюджетных полномочий региональных и местных властей;

завершить переход региональных и местных бюджетов на казначейское исполнение на основе единых федеральных стандартов.

4.4.2. Федеральная региональная социально-экономическая политика

Для достижения стратегических целей территориального развития России в среднесрочном периоде необходима активная федеральная региональная политика, которая должна формироваться в соответствии с основными принципами федеративных экономических отношений.

Основными задачами федеральной региональной экономической политики на период до 2004 года являются:

усиление процесса межрегиональной интеграции и улучшение качества экономического пространства;

снижение дифференциации уровней социально-экономического развития регионов;

обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы по всей территории Российской Федерации;

создание равных условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капиталов;

обеспечение равных конкурентных условий в хозяйственной деятельности, определение условий предоставления государственной помощи;

развитие экономических основ местного самоуправления.

Обеспечение государственной и территориальной целостности страны требует последовательной реализации конституционных принципов построения федеративных отношений в экономике, укрепления единства вертикали исполнительной власти, повышения ответственности всех уровней власти за реализацию закрепленных за ними функций и полномочий по предметам исключительного и совместного ведения.

Будут законодательно определены принципы и формы участия субъектов Российской Федерации в разработке и реализации мероприятий общегосударственной экономической политики на основе прогнозов и программ, общие условия определения регионов, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны Правительства Российской Федерации, принципы предоставления государственной помощи и основы федеративных экономических отношений.

Ограниченные инвестиционные ресурсы федерального бюджета необходимо направлять в первую очередь на те нужды, которые соответствуют важнейшим целям и функциям федерации, но не являются столь же важными или не представляют достаточного коммерческого интереса для частных инвесторов, региональных и муниципальных властей. С этой точки зрения приоритетной сферой федеральной инвестиционной политики является производственная инфраструктура федерального значения: магистральный транспорт, единая энергетическая система, сети телекоммуникаций. Только федеральный центр может определять стратегию развития базовой инфраструктуры и аккумулировать необходимые для ее реализации собственные и привлекаемые финансовые ресурсы.

Межрегиональной экономической интеграции способствует развитие и совершенствование не только материальной инфраструктуры, но и денежно-кредитной, платежно-расчетной систем.

Для поддержания и стимулирования межрегиональной интеграции особое значение будет иметь политика в области энергетических и транспортных тарифов. Регулирование тарифов особенно важно для сохранения и развития связей между Дальним Востоком, Сибирью и центральными регионами страны.

Осуществление мероприятий федеральной политики по гарантированию минимальных социальных стандартов, повышению минимальной заработной платы и пенсий, увеличению занятости в социально напряженных регионах и повышению пособий по безработице, а также законодательное закрепление за каждым уровнем бюджета сбалансированных доходных и расходных полномочий должно повысить бюджетную самодостаточность регионов и снизить межрегиональную социальную дифференциацию.

Резкие различия в уровне социально-экономического развития регионов и их бюджетной обеспеченности, обусловленные в том числе и причинами объективного характера, предполагают осуществление мер финансовой помощи субъектам Российской Федерации из средств федерального бюджета. Реализация этой системы мер будет направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов при одновременном создании стимулов для проведения на региональном уровне рациональной ответственной налогово-бюджетной политики и повышении эффективности бюджетных расходов.

Сглаживанию межрегиональных различий в развитии производственной и социальной инфраструктур будет способствовать Фонд регионального развития, за счет средств которого будет осуществляться инвестирование проектов по улучшению энергообеспеченности, теплообеспеченности, водообеспеченности, газообеспеченности регионов, развитию социальной инфраструктуры, определенных федеральными целевыми программами регионального развития. Эти меры будут способствовать улучшению качества экономического пространства России в целом и позволят создать условия для привлечения инвестиций за счет внебюджетных источников в большее число регионов страны.

Одной из важнейших задач федерального центра является фактическое выполнение конституционных норм о свободном перемещении товаров, услуг и рабочей силы по всей территории Российской Федерации, недопущении фрагментации экономического пространства в виде внутренних таможенных границ и административных барьеров, в виде запретов и ограничений на вывоз - ввоз товаров в различных явных и скрытых формах. Единое экономическое пространство подразумевает также обеспечение для всех граждан равного доступа к социальным гарантиям и бюджетным услугам, снятие ограничения на передвижение активного населения, создание реальных условий для свободного выбора места проживания, в том числе упрощение и отмену порядка регистрации по месту жительства.

Необходимо усилить контроль за недопущением осуществления субъектами Российской Федерации прямых или косвенных методов дополнительного налогообложения или создания специальных условий уплаты налогов за продукцию других субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения конституционных норм необходимо осуществить запрет на введение количественных ограничений на ввоз товаров на территорию субъекта Российской Федерации и любые иные меры, приводящие к аналогичным последствиям, в отношениях между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Все хозяйствующие субъекты, действующие на внутреннем рынке Российской Федерации, должны пользоваться равными правами в своих отношениях с государственными органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Необходимо усилить контроль за экономической концентрацией как на федеральном рынке, так и на отдельных межрегиональных рынках, не допуская любые соглашения между субъектами экономической деятельности, которые могут повлиять на объемы торговли между регионами Российской Федерации и направленные на нарушение конкуренции в рамках единого экономического пространства.

Будут упорядочены условия и механизм предоставления государственной помощи отдельным хозяйствующим субъектам, имея в виду разработку как законодательной базы, так и механизма ее реализации, исходя из следующих принципов:

если субсидия предоставляется какому-либо хозяйствующему субъекту, другие хозяйствующие субъекты, находящиеся в таких же условиях, как и хозяйствующий субъект, получивший субсидии, могут требовать получение такой же субсидии;

помощь должна выделяться не просто данному предприятию, а для решения определенной, четко сформулированной в конкретных экономических показателях задачи, выполнение которой поддается количественной оценке. Временной интервал предоставления помощи также должен быть четко определен;

критерии государственной поддержки должны соответствовать стратегическим направлениям развития Российской Федерации и стратегии развития данного региона;

необходимо внедрение конкурсных процедур в сферу распределения средств государственной помощи. В первую очередь, конкурсные процедуры должны активнее внедряться в сферу государственного инвестирования. Претенденты на получение государственной поддержки должны представлять, на основе каких критериев выносится решение, кто является получателем поддержки и какова ее эффективность;

необходимо обеспечение принципа прозрачности как при вынесении решений о предоставлении государственной помощи, так и при контроле за ее использованием на всех уровнях.

Предстоит совершенствовать принципы выделения из федерального бюджета средств на региональное развитие. Количество федеральных целевых программ существенно сократится. Будет продолжена реализация федеральных целевых программ по Дальнему Востоку и Забайкалью (с выделением программы по Курильским островам), по Северному Кавказу (с выделением программы по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики), по Калининградской области.

Вместе с тем каждый субъект Российской Федерации может разрабатывать свою программу социально-экономического развития (в соответствии с типовым макетом и по единой методике) с включением ряда мероприятий и проектов федеральной значимости с соответствующим их финансированием за счет средств федерального бюджета после одобрения Правительством Российской Федерации. Предусматривается повышение роли и ответственности регионов в реализации программ, аккумуляции финансовых средств для осуществления программных мероприятий.

4.4.3. Особенности социально-экономической политики развития районов Крайнего Севера

Для повышения эффективности использования природно-ресурсного и производственного потенциала Крайнего Севера, создания достойных условий жизни его населения необходим пересмотр форм и методов государственной политики в отношении северных территорий.

Реформирование северной политики должно вестись по следующим направлениям:

адаптация экономики регионов Севера к современным условиям хозяйствования и повышение конкурентоспособности базовых отраслей и предприятий;

концентрация населения в более перспективных и более благоприятных для жизни населенных пунктах, консервация нежизнеспособных поселений, стимулирование миграции избыточного населения из северных регионов и более широкое использование вахтового метода организации работ;

реформирование системы социальной поддержки граждан, работающих и проживающих в регионах Севера России;

поддержка традиционных форм природопользования коренных малочисленных народов Севера и иных связанных с этой сферой хозяйствования групп населения;

совершенствование механизма сезонного завоза продукции (товаров) с одновременным созданием условий для перехода территорий на энергонезависимость за счет развития местной ресурсной базы;

надежное функционирование хозяйственного комплекса Арктической зоны, включая поддержку и укрепление Северного морского пути.

Намечается перевести на договорные формы найма всех новых работников бюджетного (федерального и регионального) сектора по согласованию с соответствующими органами государственной службы занятости в регионах и городскими, районными центрами занятости населения. Хозяйствующим субъектам регионов Севера будет рекомендовано применять договорные формы найма новых работников.

Использование договорных форм найма и вахтового метода организации работ позволит привлекать работников оптимального половозрастного состава и профессионально-квалификационного уровня.

Будет осуществлена адресная государственная поддержка приоритетных групп слабозащищенного населения (неработающие инвалиды, пенсионеры, малообеспеченные и неполные семьи, семьи, имеющие более двух детей, другие категории населения со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума) в форме денежных субсидий в размере, учитывающем факторы проживания на Севере. Применение районных коэффициентов к заработной плате будет гарантироваться только для бюджетного сектора.

Государственная поддержка поставок энергоносителей и продовольствия на Север будет осуществляться дифференцированно по регионам с учетом значительных различий в объемах собственных доходов региональных бюджетов, транспортно-географических условий и энергопотенциалов каждого северного субъекта Российской Федерации. Постепенно акцент будет смещаться от частной проблемы завоза на создание современной транспортной инфраструктуры, новых технологий использования местных энергоресурсов и развития северного коммунального хозяйства.

Четкое определение южной границы районов Крайнего Севера, установленной на основе природно-климатического районирования, позволит сконцентрировать ресурсы для поддержки наиболее проблемных территорий.

Особое внимание будет уделяться обеспечению экологической безопасности в Арктике, особенно при эксплуатации, консервации и утилизации судов с ядерными силовыми установками, а также решению проблемы обращения с радиоактивными отходами, возникающими в результате деятельности атомных ледоколов, подводных лодок и электростанций. Требуется установление особого режима природопользования, гарантирующего сохранение арктических территорий как мирового экологического ресурса.

Будут приняты меры по защите коренных малочисленных народов, сохранению системы медицинского обслуживания национальных сел и бригад оленеводов, стимулированию занятости и самозанятости, прежде всего через укрепление товарного оленеводства и традиционного жизнеобеспечения, создание новой системы подготовки и переподготовки национальных кадров.

Приоритетный объект государственной поддержки в Арктике - Северный морской путь. Наличие самого мощного в мире ледокольного флота создает реальные предпосылки использования этого пути для транзитного судоходства в продленные сроки навигации и круглогодично - в западной части. Необходима стратегия технико-технологической модернизации и развития ледокольного и транспортного арктического флота.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"