Последнее обновление: 24.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Госкомрыболовства РФ от 27.05.99 N 134 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ ФЛОТА РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
4. Предотвращение загрязнения с танкеров нефтью, перевозимой в качестве груза
4.1.1. В открытом море согласно Конвенции МАРПОЛ 73/78 любой преднамеренный сброс нефти и нефтесодержащих смесей с танкеров запрещается, за исключением чистого и изолированного балласта.
4.1.2. При нахождении танкера вне особых районов с него разрешается сбрасывать образующиеся в процессе эксплуатации нефтесодержащие смеси только в случаях, если одновременно выполняются следующие условия:
1) танкер находится на расстоянии более 50 миль от ближайшего берега;
2) танкер находится в движении;
3) мгновенная интенсивность сброса не превышает 30 л нефти на морскую милю;
4) общее количество сброшенной в море нефти с существующих танкеров не превышает 1/15000, а с новых танкеров - 1/30000 общего количества груза нефти, из которого образовался остаток;
5) на танкере находится в действии система автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти (САЗРИУС), одобренная Регистром.
4.1.3. Сбрасываемая в море нефтесодержащая смесь не должна иметь в своем составе химических или иных веществ в количестве или концентрации, опасных для морской среды, а также не должна содержать химических или иных веществ, введенных в смесь с целью обхода условий сброса (например, диспергирующих веществ для рассеивания нефти в воде, сорбентов, препаратов для затопления нефти и т.п.).
4.1.4. Указанное в п. 4.1.2 запрещение сброса не распространяется на сброс чистого (кроме случая, указанного в п. 4.1.7) и изолированного балласта, который может быть сброшен в любом месте, включая особые районы и территориальные воды государств.
4.1.5. В территориальных водах Российской Федерации чистый балласт разрешено сбрасывать только на ходу судна за пределами района водопользования.
4.1.6. В портах и у терминалов иностранных государств разрешается сбрасывать чистый и изолированный балласт в соответствии с правилами этих государств, а изолированный балласт - и во внутренних водах Российской Федерации. О порядке слива в портах иностранных государств чистого балласта смотри п. 5.6.
4.1.7. Во внутренних водах Российской Федерации, в районах водопользования, в находящихся под юрисдикцией Российской Федерации районах санитарной охраны и районах, имеющих рыбохозяйственное значение, сброс с танкеров за борт любых нефтесодержащих смесей, а также чистого балласта запрещается.
Чистый балласт и все образующиеся на танкере смеси, содержащие перевозимую в качестве груза нефть, необходимо сдавать на приемные сооружения.
4.1.8. За струей сливаемых с танкера за борт нефтесодержащих смесей и чистого балласта необходимо вести постоянное визуальное наблюдение. Такое наблюдение следует вести и в том случае, когда на танкере имеется и исправно работает САЗРИУС.
4.1.9. Если в процессе визуального наблюдения на поверхности воды обнаружены следы нефти или изменение цвета окружающей воды, сброс необходимо прекратить. Сброс может быть возобновлен только после устранения причин появления следов нефти.
4.1.10. Если сброс производится в темное время суток, то необходимо обеспечить достаточное освещение наблюдаемой зоны. Источник света следует располагать таким образом, чтобы он не служил помехой для судовождения.
4.2. Подготовка к грузовым операциям4.2.1. До начала грузовых операций лицу, ответственному за операции на танкере, совместно с лицом, ответственным за операции на берегу или танкере, принимающем участие в операции, необходимо составить и согласовать план операций, в котором должно быть отражено следующее:
1) проведение сверки судовых и береговых часов;
2) последовательность грузовых операций;
3) время, затрачиваемое на закрытие береговой задвижки, и количество груза, поступающее на судно за время ее закрытия;
4) длина и диаметр трубопровода от нефтебазы до судна;
5) интенсивность погрузки или выгрузки (начальная, максимальная, при переходе с одного трубопровода на другой или с одного танка на другой, при окончательном заполнении танков);
6) количество и тип насосов, работающих на погрузку судна;
7) максимальное давление в грузовой магистрали, при котором допустимо осуществлять грузовые операции с нефтью;
8) судовой трубопровод для каждого сорта груза;
9) наличие связи между персоналом танкера и причала (другого судна) и порядок передачи команды с судна на берег и наоборот;
10) время, потребное для пуска, остановки или изменения интенсивности грузовых операций;
11) необходимость сообщения судну о всех моментах включения и выключения береговых насосов и перехода с одной береговой емкости на другую;
12) порядок выполнения чрезвычайных действий при разливах нефти;
13) лица, ответственные за проведение грузовых операций от танкера и берега или другого танкера, и местонахождение их во время грузовых операций.
4.2.2. Следует помнить, что четкое взаимодействие берегового и судового персонала в процессе грузовых операций - одна из наиболее эффективных мер против разливов нефти.
4.2.3. При подготовке танкера к грузовым операциям необходимо:
1) закрыть водонепроницаемыми пробками или заглушками все шпигаты на грузовой палубе, через которые в море может попасть нефть (скапливающаяся на палубе во время дождя вода должна периодически спускаться, после чего шпигаты должны снова закрываться);
2) подготовить впитывающие материалы (опилки, древесную стружку, цемент, ветошь), совки и ведра на случай сбора пролитой на палубу нефти;
3) заглушить не используемые при грузовых операциях патрубки палубного грузового и зачистного трубопроводов;
4) установить (при отсутствии стационарных) поддоны под патрубки палубного грузового и зачистного трубопроводов, к которым будут присоединяться береговые шланги;
5) проверить готовность к грузовым операциям грузового и зачистного трубопроводов, газоотводной системы танкера, системы дистанционного управления клапанами и устройствами замера уровня груза в танках, правильность открытия и закрытия запорной арматуры в грузовом насосном отделении, на палубе и в грузовых танках. Не используемые в грузовых операциях участки грузового и зачистного трубопроводов должны быть отсечены запорной арматурой. На маховиках этой арматуры должны быть вывешены предупредительные таблички "Не открывать";
6) обжать и опломбировать кингстоны, забортную арматуру и секущие клинкеты между грузовым трубопроводом и кингстонной магистралью в грузовом насосном отделении. При наличии между сдвоенными секущими клинкетами, отделяющими груз нефти от моря, контрольного устройства, показывающего плотность закрытия клинкетов, оно должно быть приведено в рабочее состояние. Об опломбировании запорной арматуры грузового насосного отделения должна быть произведена запись в судовом журнале;
7) привести в рабочее состояние контрольное устройство, показывающее плотность закрытия клинкетов (при его наличии между сдвоенными секущими клинкетами, отделяющими нефть от моря);
8) зафиксировать в судовом журнале факт опломбирования запорной арматуры грузового насосного отделения;
9) обеспечить достаточное для наблюдения за грузовыми операциями освещение рабочей зоны на своем танкере, а также на другом ошвартованном судне, если оно принимает непосредственное участие в грузовых операциях, но не имеет собственного источника освещения;
10) привести в рабочее состояние и проверить в работе средства связи между танкером и причалом (нефтебазой, другим судном), осуществляющими прием или налив груза нефти, после чего держать их в постоянной готовности для приема и передачи информации в любой момент всего периода грузовых операций. Любые сигналы, принятые для грузовых операций, должны быть одинаково понятны судовому и береговому персоналу и тщательно усвоены им до начала операции;
11) подготовить и установить необходимые для проведения операции шланги в соответствии с указаниями п. 1.6, если грузовые операции будут производиться судовыми шлангами;
12) о моменте окончания подготовки танкера к грузовым операциям сообщить лицу, ответственному за нефтеперевалочные операции на берегу (другом судне), и внести об этом запись в судовой журнал.
4.3. Действия в период грузовых операций4.3.1. Начинать грузовые операции следует при пониженной интенсивности приема (передачи) нефти. Доводить интенсивность до номинальной можно только после того, как лицо, ответственное за грузовые операции на танкере, убедится, что груз проходит по предусмотренным планом магистралям, в местах соединения шлангов (стендеров) с патрубками грузового трубопровода, а также через кингстоны и другие забортные отверстия, через которые нефть может попасть за борт, пропусков нефти не наблюдается.
4.3.2. После начала и в процессе грузовых операций необходимо постоянно осматривать поверхность воды вокруг танкера и особенно в районе кингстонов грузового насосного отделения.
4.3.3. О появившейся в процессе грузовых операций вблизи танкера на поверхности воды нефти следует информировать береговой персонал и обязательно сделать об этом соответствующую запись в судовом журнале. В случае, если имеются основания считать, что нефть появилась на воде вследствие каких-либо нарушений или ошибок судового персонала или в результате какой-либо поломки или неисправности судового оборудования, следует немедленно прекратить грузовые операции. Возобновить их можно только после устранения причин, вызвавших появление нефти на воде. Следует помнить, что несвоевременное уведомление или уклонение от уведомления о допущенном разливе нефти обычно влечет за собой строгое наказание.
При оформлении документов о фактах появления нефти в районе стоянки танкера все действия по защите интересов судна необходимо производить в соответствии с законами государства, в порту которого находится танкер.
4.3.4. Если экипажем танкера будет обнаружено, что береговые устройства (устройства на другом судне) для осуществления грузовых операций не соответствуют своему назначению, а также находятся в неудовлетворительном техническом состоянии или плохо обслуживаются, что может привести к разливу нефти, то лицо, ответственное за грузовые операции на танкере, должно об этом поставить в известность ответственное лицо берегового персонала (или другого судна), принимающего участие в грузовых операциях, проинформировать представителя агентирующей компании в загранпорту или диспетчера порта (нефтерайона) в порту Российской Федерации. В любом случае эти факты должны быть зафиксированы в судовом журнале.
4.3.5. При проведении грузовых операций необходимо:
1) постоянно следить за состоянием швартовов, обеспечивать надлежащее натяжение их и не допускать чрезмерной подвижки танкера у причала, особенно когда наблюдается значительный подъем или опускание судна вследствие приливов и отливов, что может стать причиной повреждения стендеров, разрыва шлангов и разлива нефти;
2) постоянно следить за состоянием стендеров, шлангов и соединений их с грузовым трубопроводом танкера. Особое внимание следует уделять исключению возможности зажатия шлангов между судном и стенкой причала или днищем судна и морским дном в случае операций у удаленного от берега терминала, оборудованного подводным трубопроводом. При обнаружении каких-либо неисправностей, течи, вспучивания, нарушения подвески или укладки шлангов грузовые операции следует прекратить до устранения неисправностей;
3) не допускать переполнения поддонов, установленных под соединениями грузового трубопровода с береговыми шлангами. Накопившуюся в поддонах нефть следует сливать в грузовой танк либо в другую емкость для последующей сдачи на берег;
4) при ухудшении погоды, создающей опасность разрыва или повреждения шлангов, грузовые операции следует прекратить;
5) постоянно поддерживать связь танкера с персоналом причала (нефтебазы) или судном, участвующим в грузовых операциях; при нарушении связи грузовые операции следует прекратить.
Возобновить операции можно только после восстановления связи или перехода на другой вид связи, приемлемый для всех сторон, участвующих в грузовых операциях;
6) разлитую на палубу нефть удалять посредством спуска в грузовые или отстойные танки, откачкой специальными переносными насосами, сбором в ведра при помощи впитывающих нефть материалов (сорбентов) и т.п.; протирку выполнять ветошью, опилками; использованные ветошь и опилки собирать и сдавать на берег.
Смывать нефть с палубы струей воды запрещается.
4.3.6. При грузовых операциях между двумя судами на рейде или в открытом море необходимо применять мягкие пневматические кранцы с целью предотвращения повреждения судов при их швартовке или подвижке на волнении. Грузовые шланги при этом должны быть подвешены так, чтобы была исключена возможность повреждения их между бортами судов.
4.4. Действия после окончания грузовых операций4.4.1. После окончания грузовых операций необходимо:
1) все клинкеты на грузовом и зачистном трубопроводах, крышки сходных люков, смотровых лючков и пробки мерительных трубок закрыть и плотно обжать (закрытие клинкетов грузового трубопровода производить после прекращения подачи нефти с берега при погрузке и после остановки судового грузового насоса при передаче нефти);
2) опорожнить (если возможно, продуть воздухом или прокачать водой в течение не менее 3 мин. полным сечением) грузовые шланги;
3) отсоединить шланги от грузового трубопровода (отсоединение шлангов производить над поддонами).
4.4.2. Отсоединение шлангов от судового грузового трубопровода следует начинать с нижней части фланца.
4.4.3. После отсоединения на фланцы шлангов необходимо поставить заглушки. Уборку шлангов с судна следует производить только при заглушенных фланцах.
4.5. Временная остановка грузовых операций4.5.1. Грузовые операции необходимо останавливать в следующих случаях:
1) перемещение судна превышает допустимые для работы терминала параметры;
2) получение штормового предупреждения;
3) появление неисправности в основной системе связи между причалом и береговыми сооружениями или между причалом и нефтяным танкером и нет другой адекватной постоянной связи;
4) на поверхности воды заметны следы нефти;
5) обнаружен огонь или опасность его появления;
6) появление неисправности в освещении или слабая освещенность причала;
7) обнаружены протечки нефти из шлангов, соединений и трубопроводов берегового сооружения или палубных трубопроводов нефтяного танкера;
8) обнаружена необъяснимая значительная разница в количестве отгруженной и принятой нефти;
9) появилось необъяснимое падение давления в грузовой магистрали;
10) появление нефти на палубе нефтяного танкера, вызванное переполнением танка;
11) обнаружены повреждения или авария, угрожающие утечкой нефти.
4.5.2. Грузовые операции могут быть возобновлены только после ликвидации причин, вызвавших их остановку.
4.6. Перекачка груза нефти во время рейса4.6.1. Перекачка груза нефти из одного танка в другой во время рейса, как правило, не допускается.
4.6.2. В тех случаях, когда перекачки груза во время рейса избежать невозможно, необходимо соблюдать следующие меры, направленные на предотвращение сброса нефти в море:
1) проверить плотное закрытие кингстонов и клинкетов, которые согласно инструкции по эксплуатации должны быть закрыты во время рейса;
2) плотно закрыть забортные отливные клапаны и секущие клинкеты между грузовым и балластным трубопроводами и между грузовым трубопроводом и кингстонной магистралью;
3) если для перекачки груза палубный грузовой трубопровод не используется, то приемно-отливные патрубки на нем заглушить, а клинкеты плотно закрыть;
4) на маховиках клинкетов, указанных в подпунктах 2 и 3, на время перекачки груза вывесить предупредительные таблички "Не открывать!";
5) все палубные шпигаты надежно закрыть пробками для предотвращения протекания разлитой на палубу нефти за борт;
6) перед началом перекачки груза закрыть клинкеты на приемных патрубках грузового и зачистного трубопроводов танков, которые не используются при перекачке груза;
7) перекачку нефти начинать при пониженной подаче насоса. После проверки правильности поступления груза подача насоса может быть доведена до номинальной;
8) дыхательные клапаны на газоотводном трубопроводе при перекачке нефти держать открытыми, а если уровень груза в танке определяется замером пустот, то открыть и смотровые лючки;
9) вести постоянный контроль за уровнем нефти в заполняемых танках;
10) на время перекачки установить регулярное наблюдение за водной поверхностью вокруг танкера в районе кильватерной струи.
4.6.3. Если перекачка нефти производится одним насосом в несколько грузовых танков, то следует учитывать неравномерность их заполнения (в танках, расположенных ближе к грузовому насосу, уровень повышается быстрее) и не допускать их переполнения.
Следует также помнить, что перекачка нефти может изменить дифферент судна и вызвать перелив некоторых заполненных танков, и не допускать этого.
4.6.4. Перекачка груза должна производиться под контролем второго помощника капитана. Для контроля за уровнем груза в танках при перекачке нефти и наблюдения за водной поверхностью вокруг танкера следует привлекать необходимое число членов экипажа.
4.6.5. После окончания перекачки грузовой нефти необходимо сделать соответствующие записи в ЖНО, часть II.
- Главная
- ПРИКАЗ Госкомрыболовства РФ от 27.05.99 N 134 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ ФЛОТА РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
