Последнее обновление: 24.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Госкомрыболовства РФ от 27.05.99 N 134 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ ФЛОТА РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
9. Предотвращение загрязнения моря при плавании судна в ледовых условиях
9.1.1. Судно, направляемое для плавания во льдах, должно иметь соответствующие документы Регистра, определяющие годность судна к плаванию в ледовых условиях.
Для плавания в ледовых условиях предпочтительно направлять суда усиленного ледового класса (танкеры, имеющие бортовые танки изолированного балласта) и в полной мере удовлетворяющие требованиям Конвенции МАРПОЛ 73/78, а также национальных правил, публикуемых в Извещениях мореплавателям.
9.1.2. При отсутствии на судне надлежащих свидетельств, подтверждающих годность к плаванию в ледовых условиях, возможность ледовой проводки такого судна определяется инспекцией Регистра, которая выдает свидетельство на разовый переход при условии выполнения и соблюдения специальных указаний Регистра.
9.1.3. Перед входом судна, особенно груженого танкера, в лед все отверстия и горловины ахтерпика и форпика, двойного дна, топливных цистерн и грузовых танков необходимо надежно закрыть, задрайки на водонепроницаемых дверях и иллюминаторах обжать.
Водонепроницаемые отсеки необходимо держать закрытыми в течение всего времени нахождения судна во льдах, так как в случае повреждения корпуса судна герметически закрытые отсеки могут сохранить его плавучесть, предупредить или уменьшить разлив нефти.
9.1.4. При плавании танкера во льдах желательно иметь в грузовых танках достаточный запас пустот, чтобы в случае ледового повреждения корпуса судна можно было груз (или часть груза) перекачать из поврежденного танка в другие грузовые или балластные танки.
Эта рекомендация не распространяется на танкеры, имеющие двойной корпус, защита грузовых танков которых удовлетворяет положениям Конвенции МАРПОЛ 73/78.
9.1.5. Рекомендуется иметь на борту судна несколько шлангов и погружные насосы на случай срочной перекачки части груза из поврежденных танков в другие танки или на другое судно.
9.1.6. Перед входом судна в лед рекомендуется, по возможности, жидкое топливо из носовых цистерн, которые чаще получают повреждения при плавании во льдах, перекачать в топливные цистерны, расположенные в средней или кормовой части судна.
9.1.7. Перед ледовым плаванием рекомендуется провести тренировочные учения по заделке возможных пробоин, ликвидации течи нефти в море как из грузовых танков, так и из топливных цистерн судна. Командному составу судна необходимо хорошо изучить и твердо знать основные положения по живучести своего судна и, в частности, знать, из каких емкостей, сколько и каким способом можно откачать груз или топливо в случае получения повреждения в той или иной части корпуса судна, для того чтобы уберечь судно от возможного затопления и большого разлива нефти.
9.2. Плавание во льдах9.2.1. Капитан судна, совершающего плавание в зоне Северного морского пути, обязан поддерживать систематический контакт с начальником ледовых операций в районе плавания и действовать в строгом соответствии с полученными от него рекомендациями.
9.2.2. Вход судна в лед и продвижение во льду допускаются только:
1) с разрешения капитана порта, в зоне которого находится судно;
2) с разрешения начальника ледовых операций при плавании по трассе Северного морского пути.
9.2.3. При отсутствии условий, обеспечивающих безопасный вход судна, а тем более груженого нефтяного танкера в кромку льда (особенно в штормовую погоду) со стороны открытого моря, вход в лед запрещается. Капитан судна обязан ждать улучшения обстановки, отойдя от кромки на безопасное расстояние, одновременно оповестив об этом капитана порта или начальника ледовых операций.
9.2.4. Перед подходом судна к кромке льда необходимо "погасить" инерцию до "самого малого хода". Скорость следования во льдах выбирается с учетом прочности корпуса судна, характера груза и состояния льда с тем, чтобы избежать нарушения герметичности корпуса и возможной в результате этого утечки нефти за борт.
9.2.5. При входе в лед в случае неизбежного столкновения с крупными льдинами следует ставить судно в направлении, при котором удар льдины был бы принят не скуловой частью корпуса, где обычно расположен диптанк с запасом жидкого топлива, а наиболее прочной частью корпуса - форштевнем.
9.2.6. Судну, следующему во льдах, необходимо избегать крутых поворотов, при которых в носовой и кормовой частях корпуса судна, где обычно расположены топливные отсеки, можно получить опасные повреждения от ударов об углы льдин.
9.2.7. В течение всего периода плавания танкера во льдах необходимо держать в готовности грузовые и зачистные насосы и насосы для перекачки топлива, а также водоотливные средства, аварийно-спасательное имущество и инвентарь на случай повреждения корпуса и необходимости быстрой ликвидации утечки нефти за борт.
9.2.8. При следовании судна во льдах необходимо постоянно вести наблюдение за уровнем нефти в грузовых танках и топливных цистернах, а также систематически замерять уровень воды в льялах машинных помещений судна.
При изменении уровня необходимо выяснить причины этого изменения и в зависимости от них принять соответствующие меры по предотвращению возможного сброса нефти за борт.
Следует также вести постоянное наблюдение за поверхностью моря у борта судна и кильватерной струей. Протечку нефти из корпуса судна можно обнаружить по следам нефти на поверхности воды за бортом.
9.2.9. При первых признаках сжатия льда необходимо принять все меры для вывода судна из сплошных полей льда или района стамух, где корпус судна может быть продавлен легче, чем при нахождении судна среди массы битого льда. При угрозе получения судном повреждений в районе танков, груженных нефтью, необходимо принять все возможные меры для исключения разлива нефти.
9.2.10. О всех случаях разлива нефти капитан аварийного судна обязан немедленно информировать начальника ледовых операций и капитана ближайшего порта и принять все возможные меры по прекращению вылива нефти в море и ликвидации разлива.
- Главная
- ПРИКАЗ Госкомрыболовства РФ от 27.05.99 N 134 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ ФЛОТА РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
