Последнее обновление: 24.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Госкомрыболовства РФ от 27.05.99 N 134 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ ФЛОТА РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
7. Мойка грузовых танков
7.1.1. Мойка грузовых танков должна производиться в соответствии с разработанной для каждого танкера инструкцией, с применением имеющихся на судне специальных систем и оборудования, одобренных Регистром в установленном порядке.
7.1.2. Мойка грузовых танков может производиться водой (водная мойка) либо растворителем (неводная мойка).
При водной мойке используются холодная или горячая забортная вода либо водный раствор моющего препарата.
При неводной мойке используется сырая нефть или другой разрешенный к применению на танкерах растворитель.
7.1.3. Водная мойка танков может производиться с одноразовым (по разомкнутому циклу) и многократным использованием моющей воды (по замкнутому циклу).
При мойке танков по разомкнутому циклу перед сбросом за борт промывочная вода очищается от нефти в проточном режиме в одном (одноступенчатый проточный отстой) либо в двух (двухступенчатый проточный отстой) отстойных танках или статически (непроточный режим).
Мойка танков по замкнутому циклу может производиться по одноступенчатой (через один отстойный танк) либо двухступенчатой (через два отстойных танка) схеме.
Мойка танков растворителями и растворами моющих препаратов должна производиться только по замкнутому циклу.
В качестве моющих препаратов могут использоваться только препараты, допущенные к применению на судах и одобренные органами санитарного надзора и Госкомэкологии.
7.1.4. При плавании судна в зоне 50 миль от ближайшего берега и в пределах особого района допускается производить водную мойку грузовых танков только по замкнутому циклу.
7.1.5. Во избежание попадания нефти за борт при проведении водной мойки необходимо:
1) при подготовке к мойке танков:
- всю донную бортовую арматуру в насосном отделении на грузовом зачистном и моечном трубопроводах, которая не будет использоваться при мойке танков, закрыть и обжать;
- заглушить шпигаты на главной палубе;
- промыть моечный трубопровод, для чего к его наиболее удаленному от насосного отделения клапану присоединить шланг и прокачать трубопровод водой от моечного насоса в течение 10 - 15 мин. со сливом в один из грузовых танков;
- промыть в соответствии с рекомендациями п. 5.1 грузовой и зачистной трубопроводы;
- проверить состояние моечных шлангов и шланговых соединений;
- шланги и шланговые соединения, имеющие протечки, использовать для мойки танков не допускается;
2) при мойке танков:
- закрыть крышки сходных люков замываемых танков;
- при работе моечных машинок в танке горловины для машинок закрыть кронштейнами или брезентом, чтобы исключить выброс струй моющей воды на палубу;
- попавшую на палубу моющую воду сливать в отстойный танк.
7.1.6. Отмытую и отстоявшуюся в отстойном танке нефть следует сдавать на берег либо использовать на судне путем вовлечения в груз или в топливо для судовой энергетической установки. Возможность вовлечения отмытой нефти в груз решается грузоотправителем.
7.1.7. Мойку отстойных или грузовых танков, использовавшихся в качестве отстойных, необходимо производить с удалением промывочной воды на приемные сооружения.
7.1.8. Сброс промывочных вод, не содержащих моющих препаратов, из отстойных танков за борт допускается только при плавании танкера вне зоны 50 миль от ближайшего берега и вне пределов особого района в соответствии с требованиями п. 4.1.2. Во всех других случаях промывочную воду необходимо сдавать на приемные сооружения.
7.1.9. После окончания мойки танков необходимо сделать запись в ЖНО, часть II.
7.2. Мойка танков по разомкнутому циклу7.2.1. Мойку грузовых танков по разомкнутому циклу рекомендуется производить с двухступенчатым отстоем промывочной воды.
7.2.2. При мойке грузовых танков по разомкнутому циклу как с двух- , так и с одноступенчатым проточным отстоем, при непрерывном сливе отстоявшейся воды за борт количество одновременно работающих машинок должно быть таким, чтобы часовой расход моющей воды на них не превышал одной пятой объема промывочной воды в отстойном танке или системе отстойных танков, для того чтобы обеспечить достаточную продолжительность отстоя перед сбросом отстоявшейся воды за борт. При мойке грузовых танков из-под светлых сортов нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо) объем промывочной воды в отстойном танке или системе отстойных танков может составлять не менее трехкратного часового расхода моющей воды на моечные машинки.
7.2.3. В процессе мойки танков по разомкнутому циклу моечный насос или используемый для этой цели один из грузовых насосов принимает воду из-за борта и через подогреватель (либо минуя его) подает моющую воду к моечным машинкам. После мойки промывочную воду зачистными насосами откачивают в отстойные танки. Уровень воды в отстойных танках необходимо постоянно контролировать, не допуская их переполнения и перелива промывочной воды.
7.2.4. Сброс за борт отстоявшейся в отстойных танках промывочной воды при мойке танков по разомкнутому циклу необходимо производить через отливной патрубок, расположенный выше ватерлинии судна, под постоянным контролем САЗРИУС, а при отсутствии ее - под постоянным визуальным контролем.
7.3. Мойка танков по замкнутому циклу7.3.1. При мойке танков по замкнутому циклу моечный или используемый для этой цели грузовой насос принимает моющую жидкость из отстойного танка (танков) и подает ее через подогреватель (или минуя его) к моечным машинкам. Зачистные насосы откачивают эмульсию из замываемых танков в отстойный танк (танки).
7.3.2. Требуемое технологической инструкцией для каждого вида мойки количество забортной воды рекомендуется принять в отстойный танк (танки) перед мойкой танков.
7.3.3. Заполнение отстойного танка (танков) забортной водой производится насосом (моечным, зачистным или грузовым) или самотеком через кингстон. После заполнения отстойного танка (танков) кингстон должен быть закрыт и обжат.
7.3.4. После заполнения отстойного танка (танков) забортной водой рекомендуется замерить уровень в нем с тем, чтобы после окончания мойки всех танков приближенно оценить количество отмытых нефтеостатков, собранных в отстойном танке (танках).
7.3.5. Если отстойный танк (танки) заполняется в процессе мойки танков, то вода на моечные машинки подается из-за борта, а из замываемого танка сбрасывается зачистным насосом в отстойный танк. После заполнения отстойного танка (танков) до намеченного уровня моечный насос переключается на прием из отстойного танка.
7.3.6. В процессе мойки танков необходимо постоянно следить за уровнем воды в отстойном танке (танках).
При резком повышении уровня следует выяснить причину и принять меры к недопущению перелива воды на палубу.
При резком понижении уровня необходимо проверить, нет ли утечки промывочной воды из отстойного танка за борт.
7.3.7. В процессе мойки танков для повышения эффективности отстаивания рекомендуется поддерживать температуру промывочной воды в отстойном танке (танках) в пределах 40...60 °С.
7.4. Мойка топливных цистерн7.4.1. Мойка топливных цистерн может производиться по разомкнутому или замкнутому циклу только через отстойные танки системы мойки грузовых танков.
7.4.2. Технология мойки топливных цистерн, порядок и схема установки временных перемычек для зачистки замываемых цистерн и сброса моющей жидкости в отстойный танк (танки), а также меры по предотвращению загрязнения моря нефтью при мойке устанавливаются специальными инструкциями, разработанными для каждого танкера.
7.4.3. Во избежание попадания моющей жидкости в топливо необходимо надежно отделить (вплоть до установки заглушек) трубопровод, используемый для моющей воды, от трубопровода с топливом. После окончания мойки цистерн следует осушить трубопровод, использовавшийся для перекачки моющей жидкости и промывочной воды.
7.4.4. В процессе мойки топливных цистерн не допускается производить операции по перекачке топлива в пределах судна.
7.4.5. После окончания мойки топливных цистерн необходимо сделать запись в ЖНО, часть II, с указанием номеров промытых цистерн, способа мойки, географических координат судна, времени начала и окончания мойки.
7.5. Сброс воды из отстойных танков7.5.1. Отстойные танки на танкерах предназначаются для сброса и отстоя в них нефтесодержащих смесей, образующихся при:
- промывке грузовых и зачистных трубопроводов;
- зачистке грязных грузовых танков от воды, поступившей в них в результате промывки грузовой системы;
- удалении из грузовых танков остатков грязного балласта, слив которого за борт, в связи с большим содержанием нефти в нем, запрещен;
- мойке грузовых танков и топливных цистерн;
- зачистке льял грузового насосного отделения;
- перекачке льяльных вод из машинно-котельных помещений.
7.5.2. Нефтесодержащие смеси из отстойных танков рекомендуется сдавать на приемные сооружения. При отсутствии такой возможности сбрасывать за борт можно только отстоявшуюся от нефти воду (из нижних слоев отстойных цистерн) в соответствии с п. 4.1.2.
7.5.3. В связи с тем, что попадающая в отстойные танки нефтесодержащая смесь представляет собой нефтеводяную эмульсию с различной степенью дисперсности, образовавшуюся в результате эмульгирующего воздействия перекачивающих насосов или механического воздействия на нефть водных струй из моечных машинок в процессе мойки танков, перед сбросом за борт смесь должна отстаиваться не менее 36 ч.
7.5.4. Для улучшения отстаивания находящуюся в отстойном танке нефтеводяную смесь рекомендуется нагревать до температуры не выше 60 °С.
7.5.5. Перед сбросом из отстойного танка необходимо с помощью приборов определить:
1) высоту общего взлива нефтесодержащей смеси в отстойном танке;
2) положение поверхности раздела "нефть - вода";
3) толщину слоя нефти над поверхностью раздела "нефть - вода";
4) высоту взлива отстоявшейся от нефти воды, нефтесодержание которой допускает ее сброс в море без нарушения условий сброса нефти.
При этом необходимо учитывать, что между поверхностью раздела, выше которой располагается нефть, и слоем отстоявшейся воды, содержание нефти в которой допускает ее сброс за борт, находится промежуточный слой эмульсии типа "нефть в воде" толщиной от 1,0 до 1,5 м с высоким содержанием нефти.
7.5.6. Положение поверхности раздела "нефть - вода" в отстойном танке определяется с помощью специальных индикаторов.
Граница раздела сред по всей поверхности обычно не является четкой и может отклоняться по глубине в ту или иную сторону на несколько сантиметров. Поэтому для предотвращения вылива за борт водонефтяной эмульсии интенсивность сброса из отстойного танка должна быть уменьшена до достижения границы раздела. Система САЗРИУС автоматически срабатывает, прекращая сброс, при достижении максимально разрешенной скорости сброса 30 литров нефти на милю и предельного общего количества сброшенной нефти, лимитируемого п. 4.1.2, сброс также прекращается во всех случаях при достижении границы раздела поверхностей. Работа системы САЗРИУС должна находиться под контролем лица, ответственного за выполнение данной операции. В случае появления признаков ее несрабатывания прекращение сброса проводится вручную.
Результат замера положения поверхности раздела "нефть - вода" записывается в ЖНО, часть II.
7.5.7. При проведении сброса воды из отстойного танка за борт необходимо:
1) при сливе воды из отстойного танка до понижения уровня воды в нем до 20% от общей высоты для сброса использовать один грузовой насос, работающий при пониженной подаче;
2) прекратить слив из отстойного танка, определить границу раздела "нефть - вода", степень опорожнения танка и подсчитать толщину оставшейся воды;
3) используя зачистную систему, продолжить сброс до достижения уровня воды, определенного ранее для отстойного танка данной конструкции и размера, при котором нефть не попадает в сброс. Интенсивность откачки при этом должна быть снижена до минимума;
4) при появлении в сливаемой воде видимых следов нефти (или индикатор измерительного прибора показывает, что достигнут допустимый предел) остановить сброс;
5) насколько это возможно, вновь провести отстой воды в танке и повторить операции пп. 3 и 4.
7.5.8. На танкерах, имеющих два или три отстойных танка, сброс отстоявшейся воды в первую очередь рекомендуется осуществлять из последних ступеней каскада отстойных танков, содержащих более чистую воду. Остатки из этих концевых танков перекачиваются в первый отстойный танк.
7.5.9. Сброс нефтесодержащих смесей из отстойного танка на приемные сооружения необходимо производить в соответствии с п. п. 4.3 и 4.4.
7.5.10. После окончания сброса из отстойных танков необходимо сделать соответствующие записи в ЖНО, часть II.
7.6. Неводная мойка грузовых танков7.6.1. Неводная мойка грузовых танков производится жидкостями, которые хорошо растворяют оставшиеся на внутренних поверхностях танков нефтяные остатки. Использованный моющий раствор может быть сдан на очистные сооружения или сброшен после отстоя в соответствии с действующей инструкцией по применению моющих препаратов.
Неводная мойка может быть пассивной и активной.
Пассивная мойка - заполнение танков растворителем, выдержка его в танках и последующая откачка вместе с растворенной нефтью. В качестве растворителей для такой мойки могут использоваться дизельное топливо и ему подобные нефтепродукты.
Активная мойка - промывка танков струей растворителя при помощи моечных машинок (гидромониторов).
7.6.2. Пассивная мойка танков производится, как правило, по требованию грузоотправителя при подготовке танкера к перевозке светлых грузов после перевозки темных.
7.6.3. Прием на танкер растворителя для пассивной мойки, перекачку из танка в танк необходимо производить по грузовому или зачистному трубопроводам грузовыми или зачистными насосами. Для предотвращения загрязнения моря нефтью следует соблюдать рекомендации в соответствии с разделом 4.
7.6.4. Операции по пассивной мойке танков растворителем фиксируются в судовом журнале.
- Главная
- ПРИКАЗ Госкомрыболовства РФ от 27.05.99 N 134 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ ФЛОТА РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
