в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 13.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 15.08.2003 N 1163-р
действует Редакция от 15.08.2003 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 15.08.2003 N 1163-р

2.6. Реформирование естественных монополий

В ближайшие три года необходимо реализовать основные реформы естественных монополий в сферах электроэнергетики, железнодорожного транспорта, связи и в газовой отрасли.

В настоящее время монополии, не подверженные конкуренции и рыночным ограничениям в части спроса, нацелены исключительно на рост издержек и цен, их растущие потребности в долгосрочном инвестиционном финансировании покрываются в основном за счет увеличения тарифной нагрузки на потребителей.

2.6.1. Реформирование электроэнергетики

Основной целью государственной политики в области реформирования электроэнергетики Российской Федерации является ресурсное и инфраструктурное обеспечение стабильного развития экономики с одновременным повышением эффективности отрасли.

Основными задачами реформирования электроэнергетики Российской Федерации являются:

создание эффективно работающего рынка электроэнергии, функционирующего на принципах конкурентного ценообразования и отбора поставщиков, исключающих дискриминацию любых его добросовестных участников, охватывающего регионы России, в которых организация рынка технически реализуема и экономически целесообразна;

создание эффективного механизма снижения издержек как в сфере производства (генерации), передачи и оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, так и в сфере ее потребления путем повышения эффективности использования энергии;

создание привлекательного инвестиционного климата в электроэнергетике и привлечение необходимого объема инвестиций для возмещения выбывающих и роста генерирующих мощностей, модернизации и реконструкции отрасли;

поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования между различными группами потребителей электроэнергии в целях обеспечения доступности электроэнергии, в том числе путем создания системы поддержки групп потребителей с низким уровнем доходов;

стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;

сохранение и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики, включающей магистральные сети и систему диспетчерского управления.

Для достижения основных целей структурных реформ и выполнения задач в отрасли должны быть осуществлены следующие мероприятия:

реорганизация Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" и акционерных обществ энергетики и электрификации путем выделения сетевых, сбытовых и генерирующих обществ с целью обеспечения конкуренции в немонопольных секторах отрасли и повышения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий;

формирование генерирующих компаний и начало демонополизации сектора генерации электроэнергии;

создание института гарантирующих поставщиков;

формирование конкурентного оптового рынка электроэнергии;

завершение формирования нормативной правовой базы функционирования конкурентного рынка электроэнергии на основе опыта, накопленного на подготовительном этапе структурных реформ в отрасли;

создание условий для привлечения масштабных инвестиций в электроэнергетику;

формирование рынка электроэнергии, создание генерирующих компаний оптового рынка и реорганизация акционерных обществ энергетики и электрификации.

2.6.2. Реформирование железнодорожного транспорта

Целями структурной реформы на железнодорожном транспорте являются:

повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг;

формирование единой гармоничной транспортной системы государства;

снижение совокупных затрат на перевозку грузов железнодорожным транспортом;

удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом;

повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта.

В 2003-2005 годах должны быть завершены мероприятия первого и второго этапов реформы.

На первом этапе необходимо:

разделить функции государственного регулирования и хозяйственного управления на железнодорожном транспорте, создать открытое акционерное общество "Российские железные дороги";

упорядочить функции федеральных органов исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, провести сводный аудит финансово-хозяйственной деятельности и инвентаризацию (включая оценку технического состояния) имущества предприятий, подведомственных Министерству путей сообщения Российской Федерации;

подготовить и утвердить план приватизации предприятий железнодорожного транспорта и устав открытого акционерного общества "Российские железные дороги", зарегистрировать общество и сформировать органы его управления;

при создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" сформировать самостоятельные структурные подразделения для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении, отдельных специализированных грузовых перевозок, услуг по ремонту технических средств и производству запасных частей, иных видов деятельности, не связанных с перевозками), завершить работу по введению раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по этим видам деятельности;

разработать механизм выделения из открытого акционерного общества "Российские железные дороги" компаний, осуществляющих виды деятельности, которые открыты для конкуренции, с одновременной приватизацией государственных предприятий, входящих в потенциально конкурентный сектор и не связанных непосредственно с организацией движения и обеспечением аварийно-восстановительных работ на железнодорожном транспорте;

создать нормативную базу для равного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта независимых транспортных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере железнодорожных перевозок (компаний операторов, в том числе владеющих инфраструктурой, не входящей в состав федерального железнодорожного транспорта);

разработать механизм финансовой поддержки пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте;

принять новый прейскурант на грузовые железнодорожные перевозки, создающий условия для появления независимых перевозчиков, располагающих собственным парком грузовых вагонов и локомотивов.

В рамках второго этапа реформирования железнодорожного транспорта требуется:

реформировать открытое акционерное общество "Российские железные дороги" путем создания дочерних акционерных обществ, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности (грузовые перевозки, услуги по ремонту технических средств и производству запасных частей, а также иные виды деятельности, не связанные с перевозками);

реформировать пассажирский комплекс, в том числе создать в рамках открытого акционерного общества "Российские железные дороги" федеральную пассажирскую компанию с региональными дирекциями, и разработать механизм взаимодействия региональных дирекций и открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

преобразовать федеральную пассажирскую компанию в дочернее акционерное общество открытого акционерного общества "Российские железные дороги", а ее региональные дирекции (по мере устранения перекрестного субсидирования) - в дочерние или независимые открытые акционерные общества;

создать с учетом административно-территориального деления государства пригородные пассажирские компании в качестве структурных подразделений открытого акционерного общества "Российские железные дороги" либо его дочерних открытых акционерных обществ с участием региональных и муниципальных органов власти;

поэтапно сократить перекрестное субсидирование одних видов деятельности за счет других;

создать условия для увеличения объема приобретения независимыми компаниями - операторами грузовых вагонов и магистральных локомотивов;

обеспечить условия для формирования и укрупнения независимых компаний-перевозчиков, а также повышения доли принадлежащего им парка вагонов (к концу второго этапа в распоряжении указанных компаний должно находиться не менее 50 процентов парка грузовых вагонов);

усовершенствовать тарифную систему на железнодорожном транспорте.

2.6.3. Развитие газовой отрасли

Целью политики, проводимой Правительством Российской Федерации в газовой отрасли, будет являться эффективное решение задач обеспечения потребностей экономики и населения страны в природном газе и исполнения обязательств по поставкам газа на экспорт.

Политика в области развития газовой отрасли будет базироваться на следующих основных принципах:

повышение экономической эффективности и прозрачности деятельности предприятий газовой отрасли, повышение качества обслуживания потребителей газа;

установление оптимальной цены на газ, соответствующей потребительским свойствам газа как вида сырья и топлива;

повышение эффективности использования газа потребителями;

расширение предложения газа, в том числе путем создания условий для эффективного развития независимых производителей газа и повышения степени использования попутного нефтяного газа;

совершенствование государственного регулирования в газовой отрасли, обеспечение его предсказуемости и регламентации;

предоставление субъектам отрасли возможности для приспособления к меняющимся условиям хозяйственной деятельности;

обеспечение недискриминационных условий деятельности предприятий газовой отрасли;

совершенствование государственного антимонопольного регулирования;

создание условий для развития газотранспортных систем;

защита интересов социально не защищенных категорий потребителей.

В целях развития рыночных отношений в газовой отрасли будет принята концепция, определяющая содержание и последовательность принятия мер по развитию рынка газа.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 15.08.2003 N 1163-р