Последнее обновление: 13.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 15.08.2003 N 1163-р
6.2. Модернизация образования
Одним из главных приоритетов социально-экономической политики является общедоступное и бесплатное общее образование, система профессионального образования, первоочередной целью которой является обеспечение всех секторов экономики профессиональными кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда при соблюдении конституционных гарантий доступности и равенства прав граждан в области образования.
Основными задачами государственной политики в сфере образования (как профессионального, так и общего) служат повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг, обеспечение равного доступа к качественному образованию. Существенное развитие должна получить деятельность общеобразовательной и профессиональной школы по реализации требований социализации и развития личности.
Основные усилия по реализации эффективной социальной политики в области общего образования должны быть направлены на:
введение новых государственных образовательных стандартов общего среднего образования, а также разработку требований к уровню подготовки выпускников различных ступеней среднего образования, обеспечивающих принцип непрерывности образования;
продолжение широкомасштабного эксперимента по совершенствованию содержания и структуры общего образования;
осуществление эксперимента по введению профильного обучения в старшей школе;
расширение вариативности образовательных программ (с учетом формирования кадровых и информационных возможностей);
совершенствование системы выявления и поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности по отдельным предметам, формирование системы проведения региональных и федеральных предметных олимпиад, нормативное, в том числе законодательное, закрепление преимущественных прав их победителей, включая зачисление по их результатам в высшие учебные заведения, финансирование создания школ-интернатов для особо одаренных учащихся при ведущих вузах страны;
завершение к 2005 году экспериментальной отработки системы единых государственных экзаменов за курс полной (средней) школы, поэтапное его введение по итогам обучения в основной школе (9 класс);
обеспечение доступности образования путем реализации комплекса государственных мер по оптимизации сети образовательных учреждений, особенно сельских, и образовательных программ разного уровня и направленности, внедрению новых информационных образовательных технологий, включая расширение дистанционных методов обучения, преодоление существующего разрыва между общеобразовательной и профессиональной школой, в том числе благодаря введению единого государственного экзамена, развитие целевого приема, системы образовательных субсидий, установление льгот отдельным категориям граждан при поступлении в профессиональные учебные заведения и др.;
обеспечение к 2006 году условий для подключения к сети Интернет всех средних школ и учреждений специального образования для детей с недостатками физического развития, достижение показателя обеспеченности - 1 компьютер на 80 учащихся, повышение квалификации как преподавателей информатики, так и учителей-предметников, формирование системы электронных образовательных ресурсов в виде порталов, электронных библиотек, электронных учебников и пособий, а также интерактивных курсов;
оптимизацию сети общеобразовательных сельских школ с учетом интересов обучающихся;
организацию по согласованию с субъектами Российской Федерации экспериментов по введению подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, в том числе специальных форм финансирования для школ, расположенных в сельской местности, и школ для детей с ограниченными возможностями;
расширение общедоступности дошкольного образования для всех слоев населения, разделение оплаты собственно дошкольного образования и содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях, широкое использование гибких программ подготовки детей к школе, в том числе с индивидуальным графиком их посещения (неполная неделя, неполный день);
разработку программы подготовки педагогических кадров нового поколения, включая модернизацию кадровой, информационной и материальной базы педагогического образования;
формирование эффективного рынка образовательных услуг в первую очередь за счет оптимизации структуры профессионального образования, обеспечения необходимого качества образовательных программ и педагогических технологий;
обеспечение поддержки приоритетных направлений подготовки профессиональных кадров на основе единого реестра профессий, разработанного с учетом перспективы развития отраслей экономики, научно-технического прогресса, перепрофилирования учебных заведений начального и среднего профессионального образования с учетом потребности экономики в кадрах различной степени квалификации, интеграции средних специальных учебных заведений с учебными заведениями, реализующими программы начального профессионального образования;
обеспечение государственных приоритетов в профессиональном образовании путем использования механизмов размещаемого на конкурсной основе государственного задания на подготовку специалистов определенного профиля, устранение имеющихся деформаций в структуре высшего и среднего профессионального образования, улучшение ситуации с профессиональным самоопределением молодежи, в том числе с учетом перевода армии на контрактные принципы комплектования;
координацию реализации профессиональных образовательных программ с программами профильного обучения в старшей школе, интеграцию учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, в том числе путем создания университетских комплексов;
создание эффективной, независимой от образовательных учреждений системы контроля качества образования, введение стандартизированных процедур экспертизы учебных программ и учебно-методических материалов, а также тестирования студентов и преподавателей;
обеспечение прозрачности академической и финансовой деятельности учебных заведений, поддержку открытых рейтингов образовательных программ и учебных заведений, разработку и использование показателей образовательной статистики и качества образования, дающих объективное представление о состоянии отрасли и сопоставимых с показателями, применяемыми в развитых странах;
создание федеральных научно-образовательных центров, поддержку научных школ, создание эффективной системы поддержки ведущих вузов России, обеспечивающей их активную роль в инновационной системе страны и повышении качества образования;
активизацию осуществляемых учебными заведениями научных (в том числе фундаментальных) исследований путем развития системы грантов, среднесрочных (3-5 лет) государственных заказов, долгосрочных (до 10 лет) программ;
создание нормативной правовой базы, позволяющей формировать вокруг ведущих университетов сеть автономных научных институтов, инновационных парков, опытных производств, в том числе и с сохранением юридического лица, и разрешающей участие органов государственной власти различных уровней и коммерческих предприятий в финансировании и управлении такими комплексами, включение части отраслевых научно-исследовательских институтов в состав таких комплексов;
поэтапную передачу большинства учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации при сохранении за федеральным центром функции программно-методического обеспечения и развития информационной и учебно-лабораторной базы учреждений, которые осуществляют подготовку обучающихся по перспективным специальностям в рамках Федеральной программы развития образования на условиях софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации;
разработку нормативно-правовой базы, направленной на повышение роли и расширение участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работодателей и их объединений в управлении и финансировании учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом необходимости обеспечения потребности региональных рынков труда в кадрах, выработку оптимального механизма софинансирования этих учреждений из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
создание условий для непрерывного образования специалистов в течение всей трудовой деятельности путем сочетания различных форм и методов обучения, применения современных информационных образовательных технологий, структурную и институциональную перестройку системы дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда;
постепенное замещение финансирования текущего содержания сети учреждений профессионального образования финансированием конкретных образовательных услуг, оказываемых гражданину, из бюджетов различного уровня с учетом результатов эксперимента по финансированию высших и средних специальных учебных заведений с использованием государственных именных финансовых обязательств, введение системы образовательных субсидий и кредитов, стимулирование процесса реорганизации части государственных образовательных учреждений в государственные некоммерческие организации;
расширение практики программно-целевого планирования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на развитие образования (бюджет развития образования), включая информатизацию отрасли, развитие учебно-лабораторной базы, укрепление кадрового потенциала и инфраструктуры образовательных учреждений, дальнейшее развитие конкурсных механизмов и практики софинансирования со стороны региональных и местных бюджетов учебных заведений;
повышение доступности высшего и среднего профессионального образования для военнослужащих рядового состава армии (контрактников) после завершения службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 15.08.2003 N 1163-р