в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 09.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 15.08.2003 N 1163-р
действует Редакция от 15.08.2003 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 15.08.2003 N 1163-р

5. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

России важно развивать производства, реализующие ее конкурентный потенциал и конкурентные преимущества.

К секторам, которые должны обеспечить конкурентные преимущества, относятся наука, сфера формирования и распространения инноваций, сектор информационно-коммуникационных технологий, высокотехнологичные сектора экономики и сектор агропромышленного комплекса. Важное место будет отводиться инновационному наполнению экономического роста всех секторов экономики, при этом особое внимание будет уделяться развитию науки (фундаментальной и прикладной), а также инфраструктуры инноваций.

Оборонно-промышленный комплекс - наиболее наукоемкий сектор экономики, в рамках которого традиционно идет апробация перспективных технологий и научных разработок. Повышение эффективности его функционирования способно в значительной степени стимулировать инновационную активность в гражданских секторах как за счет использования технологий двойного назначения, так и за счет увеличения заказов на продукцию гражданских секторов экономики со стороны оборонно-промышленного комплекса. Развитие оборонно-промышленного комплекса, таким образом, прямо способствует диверсификации структуры экономики, повышению ее конкурентоспособности.

Агропромышленный комплекс способен существенно повысить эффективность использования значительной части возобновляемых природных ресурсов, задействовать в полной мере естественные преимущества России в этой сфере (в том числе значительные площади сельскохозяйственных угодий), что положительно скажется как на качестве продовольственного обеспечения внутри государства, так и на диверсификации структуры сельскохозяйственного экспорта.

В 2003-2005 годах предстоит реализовать мероприятия по развитию ряда отраслей промышленности. Реализация отраслевой политики будет направлена прежде всего на оптимизацию системы государственного регулирования этих секторов.

5.1. Политика в области развития науки и стимулирования инноваций

Главной задачей государственной политики в области науки и инноваций является эффективное использование научно-технического потенциала для развития инновационной экономики.

В этой сфере будут реализовываться следующие меры:

поддержка фундаментальных исследований - основы развития науки, технологий и техники, оптимальное сочетание государственной поддержки естественных и гуманитарных научных исследований;

содействие интеграции науки и высшей школы;

создание системы экономических и организационных стимулов, обеспечивающих диверсификацию экономики, стимулирующих инновационную активность, коммерциализацию научно-технических результатов и развитие науки в корпорациях;

обеспечение эффективного взаимодействия организаций частного и государственного секторов науки, самостоятельно и во взаимодействии друг с другом осуществляющих все стадии инновационной деятельности;

создание целостной национальной инновационной системы, включающей как инфраструктуру производства знаний (научные, учебные организации), сеть организаций, в том числе региональных (инновационные центры, центры передачи технологий, фонды венчурного финансирования и др.), так и систему экономических и организационных мер, стимулирующих инновационную высокотехнологичную экономику;

переход к системе государственного заказа в сфере научных исследований и разработок, создание соответствующей нормативной правовой базы, сокращение годовых государственных контрактов, заключение их, как правило, на весь срок реализации проектов;

оптимизация структуры и состава государственного сектора науки с учетом изменений в отраслевых приоритетах науки и развития наиболее перспективных направлений научных исследований (нанотехнология, биотехнология и др.);

обеспечение эффективного функционирования государственного сектора науки, его акционирование и приватизация. Ликвидация государственных научных организаций, утративших научный профиль или не имеющих достаточных кадровых и материально-технических ресурсов;

поддержка ведущих научных школ, обеспечение эффективного воспроизводства кадрового потенциала науки;

подготовка кадров для инновационной сферы, в том числе обеспечение подготовки студентов научных и технических специальностей по основам инновационного предпринимательства;

модернизация приборной базы науки с использованием средств федерального бюджета (институциональных грантов);

содействие международному научно-техническому сотрудничеству, привлечение иностранных партнеров и инвесторов к выполнению национальных программ и проектов;

совершенствование нормативной правовой базы научной и инновационной деятельности, в том числе ее гармонизация с международными нормами и правилами в данной области, правовое регулирование государственных, негосударственных и смешанных форм финансирования научных исследований и разработок, введение в коммерческий оборот результатов научно-технической деятельности, включая объекты интеллектуальной собственности, создание которых полностью или частично финансируется за счет бюджетных средств.

Главными целями государственной политики в сфере промышленности в среднесрочной перспективе являются обеспечение устойчивых высоких темпов роста промышленного производства, совершенствование его структуры и повышение эффективности. Основные меры в этой сфере будут направлены на повышение конкурентоспособности отечественной продукции, решение проблем, связанных с высокой степенью морального и физического износа производственного оборудования, невысокой инвестиционной и инновационной активностью в промышленности, в том числе путем:

отбора и поддержки технологических направлений, обеспечивающих создание принципиально новых производств и рынков;

содействия ускоренному развитию малого инновационного бизнеса, в том числе за счет разработки и реализации специальных мер по стимулированию создания малых инновационных предприятий;

поддержки инновационных проектов, отобранных совместно с бизнесом и обеспечивающих конкурентные преимущества на конкретных сегментах рынка;

расширения практики международной сертификации продукции и производства;

стимулирования участия российских промышленных компаний в международных выставках и мероприятиях в сфере высоких технологий, обеспечения государственного патронажа российского участия;

содействия созданию системы защиты интересов российских промышленных компаний за рубежом;

содействия в подготовке российских промышленных предприятий к работе в рамках требований Всемирной торговой организации, развития системы распространения информации, консультирования по проблемам применения правил Всемирной торговой организации.

5.2. Развитие информационно-коммуникационных технологий

Важнейшим фактором развития является широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее именуется - ИКТ). ИКТ существенно повышают эффективность экономической деятельности как на уровне корпоративного управления, так и на уровне рыночных взаимодействий, снижая трансакционные издержки и открывая новые информационные возможности. Развитие рынка ИКТ будет осуществляться в основном через формирование эффективного правового режима в сфере регулирования сектора ИКТ, модернизацию системы профессиональной подготовки кадров, поддержку экспорта, а также путем реализации политики государственных закупок программных и системных продуктов и ИКТ-услуг.

В целях развития рынка ИКТ необходимо принятие следующих мер:

обеспечение комплексного характера государственных программ информатизации за счет формирования эффективной системы их планирования, реализации и контроля в бюджетных учреждениях, на отраслевом и надведомственном уровнях, включение в них положений, касающихся разработки и поддержки специального программного обеспечения и обучения пользователей;

инвентаризация государственных информационных ресурсов и разработка технологических решений, позволяющих формировать их как единую систему, доступную в режиме реального времени для разных уровней управленческой иерархии, а также для граждан и бизнеса;

информатизация государственных органов, в частности создание электронной сети органов государственной власти, переход на электронный документооборот, электронную обработку и анализ информации, разработка и внедрение электронных административных регламентов и завершение создания системы правительственных порталов с доступом к открытой части таких регламентов, согласование программ информатизации органов государственного управления с задачами и приоритетами административной реформы;

завершение перехода к формированию и предоставлению официальной статистической информации на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности, соответствующей международным классификациям;

внедрение технологий электронной коммерции в систему государственных закупок;

обеспечение учреждений общего и профессионального образования материально-технической базой, интеллектуальной и финансовой поддержкой для достижения всеобщей компьютерной грамотности и кардинального улучшения качества информационного обеспечения учебного процесса (в том числе на основе организации взаимодействия государства и делового сообщества);

дальнейшая модернизация учебных программ для школ, средних и высших профессиональных учебных заведений с учетом перехода к информационному обществу (в том числе введение новых специальностей в сфере бизнес-информатики и информационного права);

поддержка библиотек, создание на их базе общественных центров информации и повышения компьютерной грамотности;

создание на базе организаций высшего и среднего профессионального образования системы подготовки и переподготовки кадров для работы в информационных и коммуникационных системах нового поколения;

развитие системы общественного доступа к сети Интернет за счет использования инфраструктуры бюджетных организаций: учебных заведений, библиотек, а также организаций федеральной почтовой связи;

внедрение технологий дистанционного образования, развитие общедоступных справочных и образовательных порталов, электронных библиотек;

совершенствование законодательства об электронной подписи;

формирование системы показателей и получение статистической информации, характеризующей развитие в Российской Федерации отраслей экономики, основанных на современных информационно-коммуникационных технологиях;

внедрение системы национальных счетов на основе создания объединенных государственных информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, адаптированных к международным стандартам финансовой отчетности.

5.3. Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса

В среднесрочный период в соответствии с Основами политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу должны быть решены задачи по реформированию оборонно-промышленного комплекса с целью обеспечения потребности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в современных системах, комплексах и образцах вооружения, военной и специальной техники с учетом социально-экономических условий.

Основными задачами в 2003-2005 годах являются:

выполнение работ по созданию многофункциональных и высокоэффективных типов вооружения, военной и специальной техники, оружия нового поколения, позволяющих обеспечить обороноспособность государства в долгосрочной перспективе;

приоритетное развитие критических технологий, обновление и совершенствование экспериментальной и испытательной базы;

создание условий для участия частного капитала в развитии оборонной промышленности с целью привлечения внебюджетных инвестиций для технического перевооружения производственно-технологической базы, обновления основных фондов;

трансформация сложившейся отраслевой структуры оборонно-промышленного комплекса в современную диверсифицированную структуру, ориентированную на производство конечной продукции;

объединение ресурсов государственного оборонного заказа, возможностей военно-технического сотрудничества, использования технологий двойного и гражданского назначения для формирования научно-технического задела по созданию перспективных технологий и образцов продукции военного и гражданского назначения;

расширение практики использования передовых технологий, создаваемых в гражданском секторе экономики, при создании вооружения и военной техники, привлечение эффективных научно-исследовательских организаций и инновационных компаний всех форм собственности к участию в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах военного назначения;

поддержка (стимулирование) предприятий оборонно-промышленного комплекса, участвующих в международной кооперации по созданию перспективных образцов вооружения и военной техники;

совершенствование механизмов финансирования перспективных проектов создания вооружения и военной техники, в том числе в рамках международной кооперации, негосударственными инвесторами;

повышение конкурентоспособности выпускаемой оборонно-промышленным комплексом продукции, развитие экспортного потенциала комплекса, создание импортозамещающих производств с использованием технологий двойного назначения.

Создание новой организационно-технологической структуры оборонно-промышленного комплекса в процессе его реформирования, повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на реформу оборонно-промышленного комплекса, потребуют разработки и реализации следующих мер:

формирование на основе инвентаризации сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса реестра объектов с уникальной стендовой и испытательной базой, а также проведение инвентаризации и формирование реестра результатов научно-технической деятельности, право на которые принадлежит Российской Федерации;

оптимизация структуры оборонно-промышленного комплекса путем формирования системообразующих интегрированных структур (научно-производственных комплексов), ключевых организаций, казенных предприятий;

повышение эффективности управления деятельностью интегрированных структур, создание условий для привлечения в них квалифицированных менеджеров, системы эффективной переподготовки и повышения квалификации руководящего состава и работников основных специальностей предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса;

обеспечение государственной социальной поддержки работников в связи с мероприятиями по реформированию оборонно-промышленного комплекса;

определение механизма реструктуризации, приватизации и ликвидации предприятий, выводимых из состава оборонно-промышленного комплекса, с учетом необходимости обеспечения социальной защиты их работников и эффективного использования научно-технического и производственного потенциала;

освобождение организаций в процессе уточнения в установленном порядке мобилизационного плана экономики Российской Федерации от мобилизационных заданий на производство продукции, в отношении которой производственные мощности утрачены и их восстановление нецелесообразно;

совершенствование системы обеспечения качества выпускаемой продукции;

совершенствование конкурсного порядка размещения и реализации заданий государственного оборонного заказа, закупок для государственных нужд, в том числе широкое распространение проведения государственными заказчиками совместных конкурсов на размещение заказов на разработку, закупку, ремонт и утилизацию вооружения и военной техники, расширение практики привлечения к участию в конкурсах предприятий всех форм собственности;

обеспечение системы формирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, разработки механизма оптимизации цен на вооружение и военную технику;

предоставление возможности заключения контрактов на период до 3 лет на разработку и производство продукции с длительным циклом изготовления по отдельным тематическим направлениям государственной программы вооружения;

создание единой системы ремонта и сервисного обслуживания вооружения и военной техники.

5.4. Агропродовольственная политика

Аграрный сектор остается одним из приоритетов социально-экономической политики Правительства Российской Федерации.

Основными целями агропродовольственной политики являются:

расширение экономических и торговых возможностей отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и других организаций агропромышленного комплекса;

повышение эффективности на основе роста конкурентоспособности производства и формирования развитых рынков в агропродовольственном секторе;

поддержка развития сельской местности на основе повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также диверсификации источников занятости и увеличения доходов сельского населения;

создание механизма ускоренного развития производства мяса и молока, другой животноводческой продукции;

повышение доступности и безопасности продовольствия для российских граждан;

сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах.

Для реализации данных целей необходимо принятие следующих мер:

разработка пакета документов для реализации земельного законодательства;

правовое и организационное обеспечение создания и развития ипотечного кредитования в сельском хозяйстве;

завершение приватизации в агропромышленном секторе, сокращение количества государственных предприятий, учреждений и организаций в агропромышленном комплексе;

правовое обеспечение вертикальной интеграции в аграрном секторе;

содействие экспорту российской продукции, устранение административных и рыночных барьеров в торговле, гармонизация стандартов и создание системы сертифицирования продукции, соответствующей международным требованиям, продолжение работы по аккредитации сертификационных организаций за рубежом, оптимизация транспортного тарифа для экспортеров агропродовольственной продукции, отстаивание политических интересов российских экспортеров, совершенствование нормативно-правовых механизмов контроля безопасности и регулирования качества продукции;

защита внутреннего продовольственного рынка от недобросовестной конкуренции;

обеспечение интересов отечественного агропродовольственного сектора в процессе вступления России во Всемирную торговую организацию и создание эффективной системы регулирования продовольственных рынков;

развитие системы информации об агропромышленном секторе, проведение сельскохозяйственной переписи, внедрение системы мониторинга;

правовое и организационное содействие формированию рыночных институтов и инфраструктуры, в частности системы складских расписок, бирж, страхования рисков в сельскохозяйственном производстве, содействие созданию саморегулируемых организаций в аграрном секторе;

совершенствование системы программ поддержки агропродовольственного сектора за счет бюджетных средств, нацеленное на повышение результативности использования бюджетных средств, на приведение системы мер в соответствие с требованиями Соглашения по сельскому хозяйству Уругвайского раунда ГАТТ;

повышение прозрачности расходов, переход к эффективным механизмам распределения бюджетных средств, обеспечение отраслевой адресности субсидий;

оптимизация расходов федерального бюджета на программы поддержки агропродовольственного сектора с целью обеспечения эффективного разделения полномочий между федеральными и региональными органами власти при проведении агропродовольственной политики для обеспечения равных условий торговли на национальном рынке и сохранения единого экономического пространства на всей территории Российской Федерации;

создание механизма оперативного регулирования основных рынков продукции агропромышленного комплекса, регламентация и совершенствование механизмов рыночных интервенций;

продолжение реализации программы финансового оздоровления сельского хозяйства и разработка механизмов банкротства сельскохозяйственных производителей;

совершенствование единого сельскохозяйственного налога (использование чистого дохода в качестве базы налогообложения и введение добровольности использования налога большинством товаропроизводителей);

реализация федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года";

формирование механизмов создания альтернативных источников занятости населения и повышения уровня его профессиональной подготовки, поддержки экономической активности сельского населения;

завершение передачи объектов социальной инфраструктуры с балансов сельскохозяйственных предприятий, создание эффективных механизмов финансирования инженерной и социальной инфраструктуры в сельской местности, включая участие сельских жителей в развитии социальной и инженерной инфраструктуры;

повышение эффективности научного обеспечения аграрного сектора.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 15.08.2003 N 1163-р