в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 24.06.2022

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минсельхоза РФ от 15.03.2004 N 175 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА"
отменен/утратил силу Редакция от 15.03.2004 Подробная информация
ПРИКАЗ Минсельхоза РФ от 15.03.2004 N 175 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА"

4.9. Расходы по уплате процентов за пользование денежными средствами (кредитами, займами), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями

75. По данной статье расходов отражаются расходы по уплате процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями. В соответствии со статьей 346.5 НК РФ указанные расходы признаются затратами в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы. К ним относятся:

а) расходы на услуги банков, в том числе связанные с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентом, в том числе системы "клиент-банк". При определении перечня услуг банков следует учитывать перечень банковских операций, установленный статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и иными законодательными актами;

б) расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком.

Под заемными средствами понимаются:

- средства, полученные по кредитным договорам, товарным и коммерческим кредитам;

- заемные средства, полученные от юридических и физических лиц (включая банковские вклады, вклады и займы в драгоценных металлах), независимо от формы оформления (включая вклады, удостоверенные, в том числе, сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом);

- заемные средства, полученные по собственным долговым обязательствам, оформленным в виде ценных бумаг (векселя, облигации и другие долговые ценные бумаги, по которым согласно условиям их размещения предусматривается начисление процентных (дисконтных) доходов);

- средства, полученные по прочим долговым обязательствам (в том числе оформленные договором банковского счета) независимо от формы их оформления.

76. При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами и доходности, установленной эмитентом. Например, расходы в виде процентов по долгосрочным инвестиционным кредитам, использованным для приобретения или при сооружении объекта основных средств или ценных бумаг, не включаются в первоначальную стоимость такого объекта (то есть не увеличивают ее), и поэтому учитываются в составе расходов по уплате процентов за пользование денежными средствами.

По дисконтным векселям со сроком "по предъявлении, но не ранее" расход (дисконт) в виде процента определяется с даты составления векселя.

Для начисления дисконта по векселям с оговоркой "по предъявлении, но не ранее" в качестве срока обращения, исходя из которого определяется дисконт на конец отчетного периода, используется предполагаемый срок обращения векселя, определяемый в соответствии с вексельным законодательством (365 (366) дней плюс срок от даты составления векселя до минимальной даты предъявления векселя к платежу).

77. При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном (налоговом) периоде на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, отвечающие одновременно следующим критериям:

- выданы в одинаковой валюте;

- выданы на те же сроки;

- выданы под аналогичные обеспечения;

- выданы в сопоставимых объемах.

Указанные критерии сопоставимости долговых обязательств могут учитывать спрос и предложение на них по месту проведения операций на территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации. Долговые обязательства, соответствующие всем критериям сопоставимости, но принятые от разных категорий кредиторов - физических лиц или юридических лиц - считаются несопоставимыми.

Порядок определения сопоставимости по названным критериям (за исключением критерия по валюте) определяется в учетной политике предприятия, заявленной до начала налогового периода, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота.

Для определения долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях, используются средства, полученные налогоплательщиком от разных кредиторов.

Существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же отчетном (налоговом) периоде на сопоставимых условиях.

При наличии долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях в том же отчетном (налоговом) периоде, расчет квартального среднего процента по сопоставимым долговым обязательствам может производиться отдельно по каждому из видов долговых обязательств, по следующей формуле:

где

Icp - средний процент для целей налогообложения;

SI - сумма долгового обязательства (основного долга), выданного налогоплательщику на сопоставимых условиях;

n - общее количество долговых обязательств, используемых для расчета (выданных на сопоставимых условиях);

i - процентная ставка по долговому обязательству.

Пример. Имеется 3 долговых обязательства, выданных на сопоставимых условиях, и при этом:

Долговое обязательство Сумма основного долга (ед. ) Процентная ставка (%)
А 100 10
Б 110 20
В 120 30

Процентная ставка, определенная по вышеприведенной формуле и увеличенная на 20 процентов, составит 24,7 процента [(100 x 0,1 + 110 x 0,2 + 120 x 0,3) / (100 + 110 + 120)] х (120 / 100). Фактически по долговому обязательству "В" уплачивается 30 процентов. Таким образом, для налогообложения будут приниматься расходы по долговым обязательствам "А" и "Б" - в размере фактических затрат, по долговому обязательству "В" - в размере 24,7 процента, а разница между фактической суммой процентов и суммой процентов, учитываемой для налогообложения и рассчитанной исходя из ставки 5,3 процента (30 - 24,7) по долговому обязательству "В", не уменьшает доходы налогоплательщика в целях определения налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу.

78. При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же отчетном (налоговом) периоде на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, определенного в учетной политике, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В случае если в долговом обязательстве предусмотрено условие "с изменением процентной ставки", то для целей налогообложения принимается фактическая ставка по договору в рублях, не превышающая действующую на дату изменения процентной ставки ставку рефинансирования Банка России, увеличенную в 1,1 раза. Дополнительные соглашения об изменении процентных ставок или других существенных условий договора (например, изменение вида обеспечения или суммы долга), равно как и сопоставимых условий долговых обязательств, приравниваются к выдаче нового долгового обязательства. Поэтому такое долговое обязательство учитывается при расчете среднего уровня процентов за период, в котором произошло изменение. Если общий, с учетом пролонгации, срок такого договора становится более 7 дней, то применяются положения по определению предельной величины процентов, признаваемых расходом.

79. Если налогоплательщик имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более 20 процентами уставного капитала организации (далее в настоящей статье - контролируемая задолженность), и если размер не погашенных налогоплательщиком долговых обязательств, предоставленных иностранной организацией, более чем в три раза превышает разницу между суммой его активов и величиной обязательств (далее для целей настоящего пункта - собственный капитал) на последний день отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, применяются следующие правила. Налогоплательщик обязан на последний день каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном капитале организации, и деления полученного результата на три. При определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

В состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с указанными выше правилами, но не более фактически начисленных процентов.

Указанные выше правила не применяются в отношении процентов по заемным средствам, если непогашенная задолженность не является контролируемой.

Положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами по контролируемой задолженности приравнивается в целях налогообложения к дивидендам.

Пример. Организация-налогоплательщик привлекла кредит иностранного банка под 24 процента годовых, имея следующую структуру баланса (форма максимально упрощена):

Активы Пассивы
300 ед. в том числе доля иностранной организации - кредитора
Долговые обязательства 290 ед. 260 ед.
Собственный капитал, нераспределенная прибыль 10 ед. 3 ед.

Учитывая, что собственный капитал организации, увеличенный в 3 раза, менее кредиторской задолженности перед иностранным заимодавцем (10 ед. х 3 = 125 ед. < 260 ед.) и то, что иностранный кредитор, кроме того, владеет 30 процентами уставного капитала, необходимо рассчитать долю процентов, начисляемых данному кредитору, которую можно включить в состав процентных расходов:

- размер контролируемой задолженности: 260 ед.;

- величина начисленных по условиям договора процентов в год составляет 62,4 ед. (260 x 24 / 100);

- коэффициент капитализации составляет 28,89 [(260 ед. / 3 ед.) / 3];

- размер процентных расходов, учитываемых в налоговой базе текущего налогового периода ("предельные проценты"), составляет 2 ед. (62,4 / 28,89).

Образовавшаяся положительная разница между начисленными процентами по долговым обязательствам и предельными процентами, исчисленными в соответствии с вышеуказанным порядком, приравнивается к дивидендам. В примере эта величина составит 60,4 ед. (62,4 - 2), которые не уменьшают налоговую базу.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минсельхоза РФ от 15.03.2004 N 175 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА"