Последнее обновление: 22.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ, ЛЕГКОВЫХ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ГАЗОБАЛЛОННЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ НА КОМПРИМИРОВАННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ. ПРИЕМКА НА ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ И ВЫПУСК ПОСЛЕ ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ. ИСПЫТАНИЯ ГАЗОТОПЛИВНЫХ СИСТЕМ. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТУ 152-12-007-99" (утв. Минтрансом РФ 28.04.99)
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Взамен ТУ 200-РСФСР-12-537-86.
Разработаны в соответствии с решением Межведомственной комиссии по использованию природного и сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива при Правительстве Российской Федерации от 10 ноября 1998, протокол N 2, согласованы с Управлением надзора ГИБДД МВД РФ 22 апреля 1999 года и утверждены Министерством транспорта Российской Федерации 28 апреля 1999 года.
Настоящие ТУ являются нормативным документом, устанавливающим единый на всей территории Российской Федерации порядок организации переоборудования автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации и выпускаемых промышленностью, в газобаллонные для использования в качестве моторного топлива компримированного (сжатого) природного газа (КПГ), соответствующего ГОСТ 27577.
Настоящие ТУ обязательны для всех предприятий и организаций, занимающихся переоборудованием автотранспортных средств в газобаллонные для работы на КПГ и испытанием их газотопливных систем, а также автовладельцев независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности.
Настоящие технические условия (ТУ) распространяются на все автотранспортные средства (сокращенно - АТС), включая легковые, грузовые, специализированные и специальные автомобили отечественного производства, снабженные поршневыми двигателями с искровой системой зажигания или с воспламенением от сжатия, а также прицепы и полуприцепы (в дальнейшем - автотранспортные средства (АТС), находящиеся в эксплуатации или в процессе своего производства и направляемые (принимаемые) для переоборудования в газобаллонные автотранспортные средства (далее - ГБТС) для использования в качестве моторного топлива компримированного природного газа (КПГ), соответствующего требованиям ГОСТ 27577) <*>.
<*> До 1994 г. в нормативных документах вместо термина "Компримированный природный газ" (КПГ) использовался термин "сжатый природный газ" (СПГ), что представляет собой одно и то же.
Настоящие ТУ устанавливают:
а) общие требования к организации переоборудования базовых АТС в газобаллонные;
б) технические требования к АТС, сдаваемым на переоборудование;
в) технические требования к газобаллонному оборудованию (ГБО) для КПГ, устанавливаемому на АТС при переоборудовании;
г) технические требования к монтажу на АТС газобаллонного оборудования, включая монтаж газотопливной аппаратуры, газопроводов и баллонов для КПГ;
д) технические требования к АТС, выпускаемым после переоборудования;
е) единые правила оформления приемо - сдаточной документации при приеме АТС на переоборудование и выдаче их Заказчику после переоборудования;
ж) единые требования к проведению и объему испытаний газотопливных систем питания ГБТС на КПГ;
з) единые правила оформления приемо - сдаточной документации при приеме ГБТС на испытание и выдаче их Заказчику после проведения испытаний на герметичность и прочность соединений агрегатов и узлов газотопливных систем питания.
Настоящие ТУ носят обязательный характер для предприятий любых форм собственности, осуществляющих переоборудование АТС для работы на КПГ и испытание их газотопливных систем питания.
Обозначение работы (услуги) при заказе:
1.1.1. Переоборудование АТС в газобаллонные для работы на КПГ может производиться на предприятиях любой формы собственности, имеющих:
а) соответствующую производственную базу, технологическое оборудование и аттестованный для выполнения этих работ рабочий и инженерно - технический персонал;
б) сертификат, выданный аккредитованным органом сертификации услуг населению (ОСУ) на право производства работ по переоборудованию автотранспортных средств в газобаллонные согласно Общероссийского классификатора услуг населению - ОКУН 017603;
в) лицензию на право проведения указанных работ, выданную уполномоченным для этих целей государственным органом.
1.1.2. Испытания газотопливных систем питания ГБТС на КПГ включают в себя два вида работ:
а) испытания на герметичность и прочность соединений агрегатов и узлов газобаллонного оборудования;
б) испытание на функционирование газотопливных систем питания при работе на КПГ и нефтяном топливе, включая и испытания на токсичность и дымность отработавших газов двигателей при работе на КПГ и нефтяном топливе.
1.1.3. Испытания газотопливных систем питания ГБТС могут производиться на специализированных испытательных станциях (пунктах) независимо от их формы собственности или на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), имеющих:
а) соответствующую производственную базу и технологическое, в том числе компрессорное, оборудование;
б) сертификат, выданный специально аккредитованным органом ОСУ в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению:
- ОКУН 017604 для проведения работ по пункту 1.1.2, подпункт "а";
- ОКУН 017601 для проведения работ по пункту 1.1.2, подпункт "б";
в) лицензии на право проведения работ соответственно по п. п. 1.1.2а и 1.1.2б.
1.1.4. Испытания газотопливных систем питания ГБТС на их герметичность, прочность соединений и функционирование при работе на КПГ проводят по единым технологиям согласно раздела 3 и Приложений 9 и 10 настоящих ТУ.
1.1.5. Испытания по п. 1.1.2а могут быть проведены:
а) сжатым воздухом с последующим вакуумированием газобаллонного оборудования ГБТС или его дегазацией инертным (негорючим) газом;
б) компримированным природным газом (КПГ) с оставлением его в баллонах ГБТС при положительных результатах испытаний.
1.1.6. Работы по переоборудованию базовых моделей АТС в ГБТС и испытания их газотопливных систем питания могут осуществляться как на едином технологическом комплексе, удовлетворяющем в совокупности требованиям п. п. 1.1.1, 1.1.3, так и на различных производственных базах, каждая из которых удовлетворяет соответственно требованиям п. 1.1.1 или п. 1.1.3 настоящих ТУ.
1.1.7. Предприятия, не отвечающие любому из требований п. 1.1.1 или п. 1.1.3, проводить переоборудование АТС в ГБТС для работы на КПГ или испытание их газотопливных систем питания не имеют право.
1.2. Технические требования к автотранспортным средствам, сдаваемым на переоборудование1.2.1. На переоборудование принимаются находящиеся в эксплуатации или новые АТС отечественного и зарубежного производства.
1.2.2. АТС, предназначенные для переоборудования, должны быть технически исправны, укомплектованы в соответствии с техническими условиями и документацией предприятия - изготовителя.
1.2.3. Перед сдачей на переоборудование АТС должны пройти техническое обслуживание в полном объеме ТО-2, указанном в "Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта", или в "Инструкции по техническому обслуживанию автотранспортного средства" данной модели, или в сервисной книжке АТС.
1.2.4. Направляемые (принимаемые) на переоборудование АТС должны удовлетворять следующим требованиям:
а) кузов АТС, его несущий каркас не должны иметь трещин, механических повреждений, сквозной коррозии, в том числе в местах будущего крепления газотопливного оборудования и баллонов;
б) наличие ремонтных воздействий (дополнительных сварочных швов, отверстий, накладок) в зонах крепления газотопливной аппаратуры и баллонов не допускается;
в) искровая система зажигания автотранспортного средства должна быть в технически исправном состоянии;
г) топливный насос высокого давления (ТНВД) у АТС с дизельными двигателями должен быть проверен и при необходимости отрегулирован на соответствие ТУ;
д) форсунки у АТС с дизельным двигателем должны быть проверены на герметичность запорного конуса, на величину давления начала подъема иглы, качество распыливания; при необходимости они должны быть отремонтированы или заменены.
Примечание. Результаты проверки и регулировки ТНВД и форсунок должны быть зафиксированы в протоколе с указанием соответствующих цифровых значений показателей, которые должны быть в пределах их нормативных величин.
1.2.5. Сдаваемое на переоборудование АТС должно иметь запас топлива в топливном баке в количестве, не менее:
а) легковые автомобили - 5 литров;
б) грузовые, специализированные и специальные автомобили полной массой до 10 т - 10 литров;
в) грузовые, специализированные и специальные автомобили полной массой более 10 т - 15 литров.
1.2.6. АТС, принимаемые на переоборудование, должны быть чистыми. Особенно тщательно должны быть вымыты места крепления газобаллонного оборудования (моторный отсек, багажник, рама автомобиля, днище кузова).
1.2.7. Система питания двигателей АТС, направляемых на переоборудование, должна быть отрегулирована на показатели токсичности отработавших газов в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.2.03 при работе на бензине и ГОСТ 21393 (с изм. 1986 г.) при работе на дизельном топливе.
1.2.8. Пространство багажного отделения легкового автомобиля должно быть освобождено от предметов, не относящихся к комплектности автомобиля.
1.2.9. На переоборудование принимаются легковые автомобили независимо от типа кузова при условии, что предприятие - изготовитель газобаллонного оборудования рекомендует в своих ТУ установку на эти автомобили данного оборудования с гарантией обеспечения отвода возможной утечки газа из зоны размещения газового баллона за пределы ГБТС.
1.2.10. Грузовые, специализированные и специальные автомобили и прицепы, имеющие деревянную платформу или фургон, не должны иметь поврежденных продольных и поперечных брусьев, досок пола.
Металлические платформы или фургоны не должны иметь механических повреждений в зоне крепления ГБО.
1.2.11. Рама автомобилей, прицепов (полуприцепов) не должна иметь трещин, ослаблений заклепочных соединений и механических повреждений в местах крепления ГБО.
1.2.12. Установленные на АТС специализированные кузова и механизмы (фургоны, цистерны, машины коммунального хозяйства, самосвальные кузова и т.п.) должны соответствовать техническим условиям и конструкторской документации предприятий - изготовителей этих установок.
1.2.13. Конструкция прицепов и полуприцепов, направляемых на переоборудование, должна соответствовать конструкторской документации предприятия - изготовителя, особенно в зоне установки газовых баллонов.
1.3. Технические требования к газобаллонному оборудованию для КПГ, устанавливаемому при переоборудовании1.3.1. Газобаллонное оборудование (ГБО), предназначенное для установки на АТС, должно соответствовать требованиям Стандартов национальной межотраслевой Ассоциации производителей газотопливного оборудования для транспорта: СТА ГТО-1-97, СТА ГТО-2-97, СТА ГТО-3-97 и конструкторской документации предприятия - изготовителя.
1.3.2. ГБО, устанавливаемое на АТС, должно иметь сертификат соответствия для данного типа автотранспортных средств согласно требований СТА ГТО-1-97, раздел 10.
Применение на АТС несертифицированного газотопливного оборудования не допускается.
1.3.3. Каждый баллон, устанавливаемый на АТС, независимо от их количества, должен иметь запорный вентиль, позволяющий отключать его (в случае необходимости) от газотопливной системы питания, в том числе при проведении технического обслуживания, ремонтных работ, хранении АТС в закрытом помещении и в других случаях.
1.3.4. Конструкция газобаллонного оборудования должна обеспечивать возможность подсоединения к отдельным устройствам контрольно - диагностического оборудования с целью их диагностики, регулировки и технического обслуживания, а также возможность подсоединения к агрегатам и узлам газобаллонного оборудования постороннего источника газа или воздуха (без заполнения последним газовых баллонов на ГБТС).
1.3.5. Газовые баллоны, входящие в состав ГБО для транспортных средств, эксплуатируемых на КПГ, должны соответствовать требованиям ГОСТ 949, ГОСТ 9731, Правил ПБ 10-115-96, стандарта СТА ГТО-3-97.
Газовые баллоны для КПГ производства после 01.01.1996 должны иметь знак соответствия сертификату Российской Федерации по ГОСТ Р 50460.
Допускается использовать автомобильные баллоны для КПГ зарубежного производства, имеющие соответствующий сертификат, выданный (или подтвержденный) аккредитованным в Российской Федерации соответствующим органом.
1.3.6. Металлические части баллона для КПГ должны быть окрашены снаружи краской в соответствии с ТУ предприятия - изготовителя, стойкой к атмосферному воздействию и горюче - смазочным материалам.
1.3.7. Каждый баллон типа КПГ-2, КПГ-3, КПГ-4 вместимостью до 100 л должен иметь паспорт, содержание которого приведено в приложении "В" стандарта Ассоциации производителей ГБО СТА ГТО-3-97.
Форма паспорта на баллон любого типа вместимостью более 100 л должна соответствовать приложению 3 Правил ПБ-10-115-96.
Паспорта на баллоны для КПГ должны быть приложены к технической документации ГБО, устанавливаемому на АТС.
1.3.8. Конструкция вентилей (баллонных или магистральных) должна обеспечивать их герметичность во всех положениях запорного устройства (клапана) и не должна допускать его самопроизвольного перемещения под действием любых вибраций, имеющих место на АТС.
1.3.9. Конструкция заправочного устройства для заправки баллонов КПГ для всех типов и моделей газотопливной аппаратуры транспортных средств должна соответствовать требованиям стандарта СТА ГТО-2-97. Заправочное устройство должно иметь защитный колпачок для предотвращения загрязнения, а также устройство, предотвращающее выход газа из баллона при отсоединении заправочного шланга.
1.3.10. Газотопливная аппаратура должна иметь запорно - предохранительные устройства, обеспечивающие автоматическое отключение подачи газа при внезапном останове двигателя, в том числе при отключении бортовой системы электропитания ГБТС.
1.3.11. Все сигналы от срабатывания предохранительных устройств газобаллонного оборудования должны поступать на щиток приборов на рабочее место водителя и преобразовываться в звуковые или мигающие световые сигналы.
1.3.12. Металлические газопроводы должны изготавливаться из стальных или медных бесшовных трубок.
В случае использования бесшовных медных трубок газопровод должен иметь резиновую или пластмассовую защитную оплетку.
1.3.13. На наружную поверхность стальных трубопроводов высокого давления должно быть нанесено лакокрасочное покрытие красного цвета, стойкое к воздействию окружающей среды и горюче - смазочных материалов.
1.3.14. Соединительные газопроводы высокого давления должны иметь компенсационные витки для придания им эластичности при движении ГБТС и его маневрах, в том числе связанных с перекосом рамы, грузовой платформы, кузова.
1.3.15. Газобаллонное оборудование ГБТС, допускающих эксплуатацию как на КПГ, так и на нефтяном топливе, должно включать в себя переключатель на различные виды топлива и систему автоматической блокировки, исключающей продолжительную подачу (более 5 сек.) полных расходов обоих видов топлив (КПГ и нефтяного).
При переключении с одного вида топлива на другое допускается непродолжительное совмещение режимов подачи топлива.
Переключение работы двигателя с одного вида топлива на другой должно осуществляться с рабочего места водителя без остановки двигателя.
Проверка выполнения требований п. п. 1.3.4, 1.3.8, 1.3.10, 1.3.11, 1.3.15 для всех типов ГБТС проводится согласно ГОСТ 25044.
1.3.16. Конструкция газобаллонного оборудования должна обеспечивать надежный пуск двигателя транспортного средства на КПГ при температуре окружающего воздуха выше минус 5 град. C.
При температуре окружающей среды ниже минус 5 град. C допускается производить пуск двигателя ГБТС на нефтяном топливе (бензине или дизельном).
Определение пусковых свойств ГБТС на КПГ проводится согласно ОСТ 37.001.066-85.
1.4. Технические требования к монтажу газобаллонного оборудования1.4.1. Установка всех агрегатов и узлов газобаллонного оборудования на АТС должна быть произведена в соответствии с требованиями стандарта СТА ГТО-1-97 и нормативно - технической документации, разработанной предприятием - изготовителем (разработчиком) комплекса ГБО и согласованной с заводом - изготовителем автотранспортных средств или уполномоченной на то организацией.
1.4.2. Способ крепления газовых баллонов для КПГ и их размещение на ГБТС должно осуществляться с соблюдением требований стандартов СТА ГТО-1-97 (разд. 5.3) и СТА ГТО-3-97 (разд. 4.7.1) и конструкторской документации предприятий - изготовителей газовых баллонов и АТС. В частности, не допускается:
а) крепление газовых баллонов с использованием стальных тросов;
б) использовать сварку для присоединения крепежных деталей к корпусу баллона.
1.4.3. Запрещается устанавливать на автотранспортные средства баллоны для КПГ:
а) не имеющие паспорта или с неразборчивыми паспортными данными, не соответствующие требованиям СТА ГТО-3-97 или требованиям ПБ 10-115-96;
б) с истекшим сроком периодического освидетельствования;
в) с неисправной расходно - запорной наполнительной и предохранительной аппаратурой;
г) с поврежденным корпусом (трещины, вмятины, коррозия, измененная форма);
д) не соответствующие требованиям окраски и надписей согласно Правил ПБ 10-115-96, стандарта СТА ГТО-3-97 или ТУ предприятия - изготовителя;
е) не соответствующие требованиям п. п. 1.3.5, 1.3.7 настоящих ТУ.
1.4.4. Баллоны для КПГ, бывшие в аварии, допускаются к эксплуатации только после внеочередного освидетельствования.
Ремонт баллонов или их самоосвидетельствование не допускается.
1.4.5. Размещение газопроводов, газотопливной аппаратуры, ее отдельных агрегатов и узлов должно соответствовать требованиям стандарта СТА ГТО-1-97 (раздел 5).
1.4.6. Крепление агрегатов и узлов газобаллонного оборудования на ГБТС, включая и баллоны для КПГ, должно выдерживать перегрузки в соответствии с требованиями стандарта СТА ГТО-1-97 (раздел 6).
1.4.7. Заправочное устройство должно размещаться на газобаллонном транспортном средстве таким образом, чтобы выполнялись следующие условия:
а) подсоединение к заправочному устройству заправочного шланга заправочной колонки на газонаполнительной компрессорной станции либо от передвижного газозаправщика должно осуществляться извне транспортного средства с правой стороны по ходу движения ГБТС;
б) заправочное устройство не должно выступать за пределы кузова транспортного средства, на которое оно устанавливается, либо при ином размещении в конструкции должна быть предусмотрена эквивалентная защита заправочного устройства от повреждений.
1.5. Технические требования к автотранспортным средствам, выпускаемым после переоборудования1.5.1. Газобаллонные автотранспортные средства после переоборудования (ГБТС) должны быть испытаны на герметичность и прочность соединений агрегатов и узлов газотопливной системы питания под давлением до 19,6 МПа согласно порядка и Методике, изложенных в разделе 3 и Приложении 9 к настоящим ТУ.
1.5.2. При положительных результатах испытаний газотопливной системы питания и баллонного оборудования на герметичность и прочность соединения составляющих его узлов и агрегатов должна быть проведена регулировка работы газотопливной аппаратуры ГБТС на КПГ в соответствии с инструкцией предприятия - изготовителя, в том числе и на токсичность отработавших газов двигательной установки, согласно требованиям ГОСТ 17.2.2.03 (для ГБТС с искровой системой зажигания) и ГОСТ 21393 (для ГБТС с газодизельной системой питания).
1.5.3. ГБТС при выдаче Заказчику после переоборудования должны иметь запас нефтяного топлива в топливном баке в объемах, установленных требованиями п. 1.2.5 настоящих ТУ, или запас КПГ в баллонах давлением не менее 5,0 МПа.
1.5.4. Узлы и детали АТС, снятые при переоборудовании, должны быть возвращены владельцу данного АТС.
1.5.5. После переоборудования для работы на КПГ ГБТС присваивается индекс, аналогичный индексу базовой модели, выпускаемой промышленностью, с припиской на конце букв "Г" ("газобаллонный на КПГ") или с учетом требований отраслевой нормали ОН 025 270-66 с добавкой к четырем цифрам индекса пятой цифры "6", "7" или "8" (по согласованию с ГНЦ РФ НАМИ).
Новый индекс газобаллонного АТС на КПГ отмечается в выдаваемом Свидетельстве формы 2а или 2б (Приложения 3, 4 к настоящим ТУ).
1.5.6. К переоборудованному АТС должна выдаваться инструкция (руководство) по эксплуатации данного ГБТС на КПГ.
2. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ АТС НА ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ И ВЫДАЧИ ГБТС ПОСЛЕ ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ. ПРИЕМО - СДАТОЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ2.1. При сдаче (приемке) на переоборудование АТС, принадлежащее предприятию, организации и т.д., независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, оформляется приемо - сдаточный Акт формы 1а (Приложение 1).
Акт подписывается представителями предприятия (организации) - Заказчика и предприятия, осуществляющего переоборудование АТС ("Исполнителя работ"), и скрепляется гербовыми печатями Заказчика и Исполнителя.
Примечание. Для АТС с дизельным двигателем к акту прикладывается протокол проверки ТНВД и топливных форсунок в соответствии с требованиями п. 1.2.4 настоящих ТУ, подписанный представителем предприятия - Заказчика.
2.2. При сдаче (приемке) АТС на переоборудование, находящегося в личной собственности, оформляется приемо - сдаточный Акт формы 1б (Приложение 2).
Акт подписывается владельцем АТС и представителем предприятия, осуществляющего переоборудование АТС, и скрепляется гербовой печатью предприятия - Исполнителя работ.
2.3. В приемо - сдаточном Акте (формы 1а или 1б) указывается:
а) модель АТС;
б) государственный регистрационный знак;
в) год выпуска, номер кузова (шасси) и двигателя;
г) пробег АТС с начала эксплуатации;
д) комплектация АТС;
е) техническое состояние сдаваемого АТС (состояние рамы, кабины, платформы (пассажирского салона), двигателя, его систем питания и др.);
ж) предприятие, осуществляющее переоборудование АТС, его форма собственности, N сертификата и лицензии на право производства работ по переоборудованию АТС на КПГ согласно п. 1.1.1 настоящих ТУ;
з) решение предприятия - Исполнителя работ о принятии АТС на переоборудование или мотивированный отказ (с указанием причин) в выполнении работ по переоборудованию АТС (например, из-за несоответствия технического состояния АТС настоящим требованиям (конкретно каким?) или другим причинам).
2.4. Приемо - сдаточный Акт (форма 1а или 1б) оформляется в 2 экземплярах, один из которых остается на предприятии, производящем переоборудование АТС для работы на КПГ, второй выдается владельцу АТС.
В случае отказа предприятия в приемке АТС на переоборудование в Акте приемки - сдачи делается соответствующая запись, а АТС возвращается владельцу.
2.5. Выдача ГБТС после переоборудования представителю предприятия (организации и т.п.) или владельцу АТС производится представителем предприятия, производившим переоборудование АТС, и оформляется соответственно Свидетельством формы 2а или 2б.
Формы этих Свидетельств приведены в Приложения 3 и 4.
2.6. Свидетельство формы 2а или 2б, выдаваемое представителю транспортного предприятия или владельцу ГБТС, должно содержать и результаты испытаний газобаллонного оборудования на герметичность и прочность соединений согласно раздела 3 настоящих ТУ, и результаты проверки работоспособности двигательной установки на КПГ и регулировки газотопливной системы питания на токсичность отработавших газов согласно требований ГОСТ 17.2.2.03 (у ГБТС с искровой системой питания) или ГОСТ 21393 (у ГБТС с газодизельной системой питания).
Эта часть Свидетельства должна быть оформлена представителями предприятий, производивших испытания газобаллонного и газотопливного оборудования и его опрессовку и регулировку газотопливной системы питания, и заверена соответствующими печатями согласно требованиям раздела 3 настоящих ТУ.
2.7. Свидетельство формы 2а или 2б оформляется в 4 экземплярах:
- один экземпляр остается на предприятии, производившем переоборудование АТС и регулировку ГБО на его функционирование и проверку на токсичность ОГ;
- один экземпляр остается на предприятии (пункте) или АГНКС, производившем испытания газобаллонного оборудования ГБТС на герметичность и прочность соединений его агрегатов и узлов;
- два экземпляра выдаются представителю предприятия - Заказчика (форма 2а) или владельцу АТС (форма 2б) для последующего внесения изменений в регистрационные данные в органах ГИБДД МВД РФ.
3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ (ИСПЫТАНИЙ)3.1. Испытания газотопливных систем питания ГБТС на герметичность и прочность соединений3.1.1. Испытание газобаллонного оборудования и газотопливной системы питания ГБТС на герметичность и прочность соединений составляющих ее агрегатов и узлов (далее - опрессовка) проводят на специализированных предприятиях или компрессорных станциях (АГНКС), отвечающих требованиям п. п. 1.1.3 и 1.1.5 настоящих ТУ, и проводят:
а) у всех АТС, переоборудованных в газобаллонные для работы на КПГ;
б) у ГБТС, на которых произошла смена баллонов вследствие истечения срока их освидетельствования;
в) у ГБТС, попавших в дорожно - транспортное происшествие и имеющих отказы, связанные с необходимостью демонтажа и последующего монтажа газовых баллонов, соединительных газопроводов, запорно - расходной и предохранительной аппаратуры.
3.1.2. Опрессовку газотопливных систем питания ГБТС проводят по единой технологии согласно типовой Методике, приведенной в Приложении 9 настоящих ТУ.
3.1.3. Проверка внешней и внутренней герметичности агрегатов и узлов газобаллонного оборудования и топливной аппаратуры на всех этапах испытаний осуществляют или методом омыливания, или с помощью специальных приборов - течеискателей.
3.1.4. ГБТС для проведения опрессовки прибывают на предприятия (или АГНКС) с полностью смонтированным газобаллонным оборудованием и газотопливной аппаратурой, отвечающими требованиям разд. 1.4, 1.5 настоящих ТУ.
3.1.5. Прием ГБТС, переоборудованных для работы на КПГ, на опрессовку газобаллонного оборудования производят при наличии у Заказчика (автовладельца) 4 экземпляров Свидетельств формы 2а или 2б (Приложения 3, 4).
Прием ГБТС, находящихся в эксплуатации и отвечающих условиям п. п. 3.1.1б или 3.1.1в, на опрессовку газобаллонного оборудования осуществляется при наличии технического паспорта на ГБТС и оформляется приемо - сдаточным Актом формы 4а или 4б (Приложения 7, 8).
3.2. Испытание газотопливной системы питания на функционирование3.2.1. Испытания газотопливных систем питания ГБТС на функционирование включают в себя следующие виды работ:
а) проверка работоспособности и регулировка двигателя на природном газе (проводится на АГНКС или от постороннего источника КПГ, в том числе от передвижного газозаправщика (ПАГЗ) поста аккумулирования газа и др.);
в) испытание системы питания газодизеля, исключающей одновременную работу двигательной установки на КПГ и неограниченной подачи дизельного топлива;
г) испытания на функционирование системы переключения вида топлива;
д) проверка содержания оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах (ОГ) двигателя при работе на газе и нефтяном топливе; у газодизельных двигателей - дополнительно - проверка содержания твердых частиц (С) в ОГ (дымности) при работе на КПГ и дизтопливе.
3.2.2. Испытание газотопливных систем на функционирование проводят согласно типовой Методике, приведенной в Приложении 10 настоящих ТУ.
3.2.3. Регулировочные работы газотопливных систем питания ГБТС и газотопливной аппаратуры проводятся в специальном боксе или на постах углубленной диагностики АТС (D-2), удовлетворяющих требованиям пожарной безопасности согласно РД-3112199-98.
3.2.4. Регулировочные работы газотопливной аппаратуры ГБТС и их систем питания при работе на КПГ и нефтяном топливе проводятся в соответствии с инструкциями предприятия - изготовителя ГТА и с учетом требований стандартов СТА ГТО-1-97 и СТА ГТО-2-97.
3.2.5. Газобаллонное оборудование, устанавливаемое на транспортное средство, должно в сочетании с другими системами обеспечивать соответствие показателей токсичности отработавших газов требованиям стандартов, устанавливаемых системой сертификации ГОСТ Р (ГОСТ 17.2.2.01, 17.2.2.03; ГОСТ 21393).
Результаты испытаний на токсичность ОГ заносятся в протокол испытаний, и делается соответствующая запись в выдаваемом Заказчику Свидетельстве формы 2а или 2б (Приложения 3, 4).
3.3. Документация об испытаниях газотопливных систем питания ГБТС на КПГ3.3.1. Выдача ГБТС после испытаний газотопливных систем питания Заказчику производится с оформлением соответствующих видов Свидетельств:
а) у переоборудованных для работы на КПГ ГБТС - Свидетельства формы 2а или 2б (Приложения 3, 4) в 4 экземплярах;
б) у ГБТС, находящихся в эксплуатации и отвечающих условиям п. п. 3.1.1 "б" или 3.1.1 "в", - Свидетельства формы 3а или 3б - в 2 экземплярах.
Свидетельства форм 2а, 2б или 3а, 3б должны быть заверены печатью предприятия, проводившего испытания.
3.3.2. Один экземпляр Свидетельства (формы 2а или 2б, 3а или 3б) остается на предприятии, проводившим испытание ГБТС, а другие выдаются Заказчику:
а) 3 экземпляра формы 2а или 2б представителю предприятия, проводившего переоборудование АТС для работы на КПГ с целью последующего их оформления согласно п. 2.7 настоящих ТУ;
б) 1 экземпляр формы 3а или 3б автовладельцу ГБТС совместно с транспортным средством.
3.3.3. Полученные владельцами ГБТС Свидетельства являются документами для органов ГИБДД МВД РФ при перерегистрации АТС (форма 2а или 2б) и при проведении периодических технических осмотров (форма 3а или 3б).
4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ4.1. Доставка АТС на предприятие, осуществляющее переоборудование, или на станции (пункты) по испытаниям топливных систем (или АГНКС) производится владельцами транспортных средств.
4.2. Перегон АТС от пункта переоборудования до пункта испытаний газотопливных систем (опрессовки), если эти предприятия расположены обособлено, осуществляется организацией, выполняющей переоборудование.
4.3. Хранение АТС на предприятиях, осуществляющих переоборудование, и на станциях (пунктах) испытаний топливных систем (или АГНКС) - безгаражное.
5. УКАЗАНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ5.1. Эксплуатация переоборудованных АТС для работы на КПГ, их обслуживание, а также требования безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании должны выполняться в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации, приложенной к ГБТС, и другими нормативными документами, регламентирующими их эксплуатацию.
6. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАN нормативного документа | Наименование нормативного документа | Ссылка на нормативный документ в ТУ |
ГОСТ 27577 | Газ природный топливный сжатый для газобаллонных автомобилей. Технические условия | преамбула |
ГОСТ 17.2.2.03 | Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности | п. п. 1.2.7; 1.5.2; 2.6; 3.2.5 |
ГОСТ 21393 | Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерения. Требования безопасности | п. п. 1.2.7; 1.5.2; 2.6; 3.2.5 |
СТА ГТО-1-97 | Газобаллонное оборудование для транспортных средств, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива. Общие технические требования, требования по безопасности и методы испытаний | п. п. 1.3.1; 1.3.2; 1.4.1; 1.4.2; 1.4.5; 1.4.6; 6.1; 3.2.4 |
СТА ГТО-2-97 | Агрегаты и устройства газотопливной аппаратуры для транспортных средств, использующих компримированный и сжиженный нефтяной газы в качестве моторного топлива | п. п. 1.3.1; 1.3.9; 6.1; 3.2.4 |
СТА ГТО-3-97 | Баллоны высокого давления для хранения компримированного природного газа, используемого в качестве моторного топлива на транспортных средствах | п. п. 1.3.1; 1.3.5; 1.3.7; 1.4.2; 1.4.3; 6.1 |
ГОСТ 9731 | Баллоны стальные бесшовные большого объема для газов на Рр < 24,5 МПа (250 кгс/кв. см). Технические условия | п. 1.3.5 |
ГОСТ 949 | Баллоны стальные малого и среднего объема для газов на Рр < 19,6 МПа (200 кгс/кв. см). Технические условия | п. 1.3.5 |
ПБ 10-115-96 | Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением | п. п. 1.3.5; 1.3.7; 1.4.3 |
ГОСТ Р 50460 | Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма. Размеры и технические требования | п. 1.3.5 |
ГОСТ 25044 | Техническая диагностика. Диагностирование | п. п. 1.3.4; 1.3.8; 1.3.11; 1.3.15 |
ОСТ 37.001.066 - 85 | Автомобили и автобусы. Пусковые качества двигателей. Методы испытаний | п. 1.3.16 |
ОН 025-270 - 66 | Классификация и система обозначения автотранспортных средств | п. 1.5.5 |
ГОСТ 17.2.2.01 | Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерения | п. 3.2.5 |
- Главная
- "ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ, ЛЕГКОВЫХ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ГАЗОБАЛЛОННЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ НА КОМПРИМИРОВАННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ. ПРИЕМКА НА ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ И ВЫПУСК ПОСЛЕ ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ. ИСПЫТАНИЯ ГАЗОТОПЛИВНЫХ СИСТЕМ. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТУ 152-12-007-99" (утв. Минтрансом РФ 28.04.99)