в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 10.10.95 N 2-ФКЗ (ред. от 27.09.2002) "О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
не действует Редакция от 27.09.2002 Подробная информация
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 10.10.95 N 2-ФКЗ (ред. от 27.09.2002) "О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Глава III. Порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации

Статья 13. Комиссии по проведению референдума Российской Федерации

Подготовку и проведение референдума Российской Федерации осуществляют:

1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, действующая в качестве Центральной комиссии референдума Российской Федерации;

2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, действующие в качестве комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации;

3) территориальные (районные, городские и другие) комиссии по проведению референдума Российской Федерации;

4) участковые комиссии по проведению референдума Российской Федерации.

Статья 14. Порядок формирования территориальной (районной, городской и других) комиссии по проведению референдума Российской Федерации

Территориальная (районная, городская и другие) комиссия по проведению референдума Российской Федерации формируется в составе 5 - 9 членов не позднее 10 дней со дня опубликования Указа Президента Российской Федерации о назначении референдума Российской Федерации. Состав территориальной комиссии назначается выборным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии. В пределах одной административно - территориальной единицы с большим числом граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, по решению комиссии субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации, согласованному с Центральной комиссией референдума Российской Федерации, формируется несколько территориальных комиссий по проведению референдума Российской Федерации.

При определении кандидатур в состав территориальной комиссии по проведению референдума Российской Федерации выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, по месту работы, службы, учебы и жительства.

В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной комиссии по проведению референдума Российской Федерации в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной комиссии производится соответствующей комиссией субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации.

Статья 15. Порядок формирования участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации

Участковая комиссия по проведению референдума Российской Федерации формируется в составе 5 - 10 членов выборным органом местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума Российской Федерации.

При определении кандидатур в состав участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, по месту работы, службы, учебы и жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии.

В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой комиссии производится соответствующей территориальной комиссией по проведению референдума Российской Федерации.

На участке референдума Российской Федерации, образованном на полярной станции или на судне, находящемся в плавании, состав участковой комиссии назначается соответственно руководителем полярной станции, капитаном судна в срок, установленный частью первой настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня проведения референдума Российской Федерации.

На участке референдума Российской Федерации, образованном за пределами территории Российской Федерации, состав участковой комиссии формируется руководителем соответствующего дипломатического правительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.

Статья 16. Полномочия Центральной комиссии референдума Российской Федерации

Центральная комиссия референдума Российской Федерации:

1) осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении референдума Российской Федерации, обеспечивает единообразное применение настоящего Федерального конституционного закона;

2) руководит деятельностью комиссий по проведению референдума Российской Федерации;

3) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий по проведению референдума Российской Федерации и принимает по ним мотивированные решения;

4) решает вопросы о приписке участков референдума Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, к комиссиям по проведению референдума Российской Федерации на территории Российской Федерации;

5) издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Федерального конституционного закона, обязательные для всех комиссий по проведению референдума Российской Федерации;

6) заслушивает сообщения министерств и ведомств, других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума Российской Федерации;

7) распределяет денежные средства, выделенные из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума Российской Федерации, на обеспечение деятельности комиссий по проведению референдума Российской Федерации на срок их полномочий, контролирует целевое использование указанных денежных средств;

8) контролирует обеспечение комиссий по проведению референдума Российской Федерации помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения референдума Российской Федерации;

9) устанавливает формы бюллетеня для голосования на референдуме Российской Федерации, списков граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, и других документов референдума Российской Федерации;

10) утверждает текст бюллетеня для голосования на референдуме Российской Федерации на русском языке, при этом формулировка выносимого на референдум Российской Федерации вопроса должна полностью совпадать с соответствующей формулировкой в подписном листе референдума Российской Федерации;

11) утверждает образцы печатей комиссий по проведению референдума Российской Федерации, порядок пересылки и хранения документов референдума Российской Федерации;

12) обеспечивает не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума Российской Федерации опубликование в целях всенародного обсуждения текста законопроекта, вынесенного на референдум Российской Федерации, и текста действующего закона, который предлагается отменить или изменить;

13) содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум Российской Федерации;

14) устанавливает единый порядок обработки итогов голосования на референдуме Российской Федерации;

15) определяет результаты референдума Российской Федерации и опубликовывает (обнародует) их в средствах массовой информации, обеспечивает передачу в соответствующие архивные учреждения документации, связанной с подготовкой и проведением референдума Российской Федерации;

16) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

В случае истечения установленного федеральным законом срока полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации во время подготовки и проведения референдума Российской Федерации полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, действующей в качестве Центральной комиссии референдума Российской Федерации, сохраняются вплоть до официального опубликования (обнародования) результатов голосования и принятого на референдуме Российской Федерации решения.

Статья 17. Полномочия комиссии субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации

Комиссия субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации:

1) осуществляет контроль за законностью проведения референдума Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

2) координирует деятельность комиссий по проведению референдума Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

3) обеспечивает взаимодействие Центральной комиссии референдума Российской Федерации и органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций по вопросам организационно-технической подготовки и проведения референдума Российской Федерации;

5) контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, и предоставление этих списков для ознакомления граждан;

6) содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум Российской Федерации;

7) обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжение ими территориальных комиссий по проведению референдума Российской Федерации;

8) устанавливает единую нумерацию участков референдума Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

9) устанавливает итоги голосования на референдуме Российской Федерации по субъекту Российской Федерации и передает их Центральной комиссии референдума Российской Федерации;

10) публикует (обнародует) результаты референдума Российской Федерации по субъекту Российской Федерации в средствах массовой информации субъекта Российской Федерации;

11) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий по проведению референдума Российской Федерации и принимает по ним мотивированные решения;

12) распределяет между территориальными комиссиями по проведению референдума Российской Федерации денежные средства, выделенные на подготовку и проведение референдума Российской Федерации, и обеспечивает контроль за целевым использованием указанных денежных средств на территории субъекта Российской Федерации;

13) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

В случае истечения установленного федеральным законом срока полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации во время подготовки и проведения референдума Российской Федерации полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, действующей в качестве комиссии субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации, сохраняются вплоть до официального опубликования (обнародования) результатов голосования и принятого на референдуме Российской Федерации решения.

Статья 18. Полномочия территориальной (районной, городской и других) комиссии по проведению референдума Российской Федерации

Территориальная (районная, городская и другие) комиссия по проведению референдума Российской Федерации:

1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением референдума Российской Федерации на соответствующей территории, информирует население об адресах и номерах телефонов участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации;

2) координирует работу участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих комиссий и принимает по ним мотивированные решения;

3) распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение референдума Российской Федерации, и распределяет их между участковыми комиссиями по проведению референдума Российской Федерации;

4) организует доставку бюллетеней для голосования и иных документов участковым комиссиям по проведению референдума Российской Федерации;

5) оказывает организационно-техническую помощь участковым комиссиям по проведению референдума Российской Федерации в организации голосования на участках референдума Российской Федерации;

6) устанавливает итоги голосования на референдуме Российской Федерации на соответствующей территории, сообщает их средствам массовой информации и передает протокол об итогах голосования в комиссию субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации;

7) обеспечивает передачу документации, связанной с подготовкой и проведением референдума Российской Федерации, в архивное учреждение субъекта Российской Федерации;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

Полномочия территориальной комиссии по проведению референдума Российской Федерации прекращаются по истечении 30 дней после официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации.

Статья 19. Полномочия участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации

Участковая комиссия по проведению референдума Российской Федерации:

1) оповещает население об адресе и о номере телефона участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации, времени ее работы, а также о дне и месте проведения голосования;

2) составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, по участку референдума Российской Федерации;

3) проводит ознакомление граждан со списком граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в указанном списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений и дополнений;

4) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для проведения голосования;

5) контролирует соблюдение на территории участка референдума Российской Федерации правил размещения агитационных материалов;

6) организует голосование на участке референдума Российской Федерации;

7) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку референдума Российской Федерации, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию по проведению референдума Российской Федерации;

8) рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального конституционного закона и принимает по ним мотивированные решения;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

Полномочия участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации прекращаются после выполнения требований части первой статьи 41 настоящего Федерального конституционного закона.

Статья 20. Статус членов комиссии по проведению референдума Российской Федерации

Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, действующей в качестве Центральной комиссии референдума Российской Федерации, члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, действующей в качестве комиссии субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации, имеющие в соответствии с избирательным законодательством Российской Федерации право решающего голоса, а также члены территориальной и участковой комиссий по проведению референдума Российской Федерации, назначенные в соответствии со статьями 14 и 15 настоящего Федерального конституционного закона, имеют право решающего голоса и обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии по проведению референдума Российской Федерации.

Члены комиссии по проведению референдума Российской Федерации как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:

1) заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии;

2) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования;

3) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

4) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих комиссий и получать заверенные копии этих документов.

Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией.

При принятии решения комиссией члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.

Член комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:

1) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;

2) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;

3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;

4) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.

Члену комиссии по проведению референдума Российской Федерации с правом решающего голоса, освобожденному во время подготовки и проведения референдума Российской Федерации от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение референдума Российской Федерации. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.

Член комиссии по проведению референдума Российской Федерации с правом решающего голоса во время подготовки и проведения референдума Российской Федерации не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.

Инициативная группа, указанная в части первой статьи 9 настоящего Федерального конституционного закона, после опубликования Указа Президента Российской Федерации о назначении референдума Российской Федерации вправе назначить одного члена Центральной комиссии референдума Российской Федерации с правом совещательного голоса и по одному члену комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации с правом совещательного голоса. Та же инициативная группа после формирования территориальных и участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации вправе назначить по одному члену соответствующей комиссии с правом совещательного голоса. Правом назначить в перечисленные комиссии членов комиссии с правом совещательного голоса обладают также избирательные объединения, избирательные блоки, получившие депутатские мандаты по федеральному избирательному округу на последних перед референдумом Российской Федерации выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации.

Статья 21. Гласность в деятельности комиссий по проведению референдума Российской Федерации

Решения комиссий по проведению референдума Российской Федерации публикуются в печати и передаются другим средствам массовой информации.

Комиссии доводят до сведения граждан итоги голосования и результаты референдума Российской Федерации. На заседаниях комиссий вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы, зарегистрированной в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального конституционного закона, и представители средств массовой информации.

В день проведения референдума Российской Федерации в помещениях участков референдума Российской Федерации с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования на участках референдума Российской Федерации вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, уставы которых зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами. Порядок аккредитации журналистов устанавливается Центральной комиссией референдума Российской Федерации не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума Российской Федерации. В случае отказа в предоставлении аккредитации соответствующая комиссия обязана принять мотивированное решение и выдать копию решения заявителю.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением или инициативной группой с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства наблюдателя, а также номера нахождения участка референдума Российской Федерации, на который он направляется. Полномочия наблюдателя действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на участок референдума Российской Федерации не требуется.

Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации;

2) присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне участка референдума Российской Федерации;

3) присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования;

4) обращаться в участковую комиссию по проведению референдума Российской Федерации с предложениями и замечаниями;

5) обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации в территориальную комиссию по проведению референдума Российской Федерации.

Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем участковой комиссии, а при необходимости - на заседании участковой комиссии. Вмешательство наблюдателей в действия комиссии по проведению референдума Российской Федерации не допускается.

Статья 22. Организация деятельности комиссий по проведению референдума Российской Федерации

Центральная комиссия референдума Российской Федерации и комиссии субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации проводят свои первые заседания не позднее трех дней со дня опубликования Указа Президента Российской Федерации о назначении референдума Российской Федерации.

Территориальные и участковые комиссии по проведению референдума Российской Федерации проводят свои первые заседания не позднее двух дней с момента их формирования.

Деятельность комиссий по проведению референдума Российской Федерации осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. Заседание Центральной комиссии референдума Российской Федерации является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов Центральной комиссии референдума Российской Федерации с правом решающего голоса.

При принятии решения комиссией по проведению референдума Российской Федерации в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим.

Решения Центральной комиссии референдума Российской Федерации по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения референдума Российской Федерации, об определении результатов референдума Российской Федерации, о признании референдума Российской Федерации несостоявшимся или о признании итогов голосования в отдельных субъектах Российской Федерации недействительными принимаются на заседании Центральной комиссии референдума Российской Федерации большинством голосов от общего числа членов Центральной комиссии референдума Российской Федерации с правом решающего голоса.

Решения других комиссий по проведению референдума Российской Федерации об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря соответствующей комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения референдума Российской Федерации, об установлении итогов голосования также принимаются большинством голосов от общего числа членов соответствующей комиссии по проведению референдума Российской Федерации с правом решающего голоса.

Решения комиссий по проведению референдума Российской Федерации по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов соответствующей комиссии по проведению референдума Российской Федерации с правом решающего голоса. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии.

Члены комиссии по проведению референдума Российской Федерации, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в течение трех дней, а за три дня до дня проведения референдума Российской Федерации и в день проведения референдума Российской Федерации - немедленно.

Решения комиссии по проведению референдума Российской Федерации, противоречащие Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону, другим федеральным законам либо принятые комиссией по проведению референдума Российской Федерации с превышением установленных полномочий, подлежат отмене вышестоящей комиссией по проведению референдума Российской Федерации или судом. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение по существу вопроса.

Решения комиссии по проведению референдума Российской Федерации, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих комиссий по проведению референдума Российской Федерации.

Заседание комиссии по проведению референдума Российской Федерации созывается и проводится председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание комиссии по проведению референдума Российской Федерации проводится также по требованию не менее трети членов комиссии с правом решающего голоса.

На заседании комиссии по проведению референдума Российской Федерации при рассмотрении жалобы (заявления) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

Функции аппарата Центральной комиссии референдума Российской Федерации осуществляет аппарат Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а функции аппаратов комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации осуществляют аппараты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Территориальные и участковые комиссии по проведению референдума Российской Федерации могут создавать на период подготовки и проведения референдума Российской Федерации временные аппараты, структура и штаты которых устанавливаются соответствующими комиссиями в пределах выделенных им бюджетных средств.

Статья 23. Содействие деятельности комиссий по проведению референдума Российской Федерации

Государственный органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям по проведению референдума Российской Федерации содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых для проведения референдума Российской Федерации помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий по проведению референдума Российской Федерации в течение пяти дней, а за пять дней до дня проведения референдума Российской Федерации и в день проведения референдума Российской Федерации - немедленно.

Статья 24. Обжалование решений и действий комиссий по проведению референдума Российской Федерации

Решения и действия (бездействие) Центральной комиссии референдума Российской Федерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации.

Решения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума Российской Федерации и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению референдума Российской Федерации или в соответствующий суд. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в соответствующий суд.

Решения нижестоящей комиссии по проведению референдума Российской Федерации могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдума Российской Федерации. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления).

Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в вышестоящую комиссию по проведению референдума Российской Федерации в ходе подготовки референдума, принимаются в течение пяти дней с момента поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за пять дней до дня проведения референдума Российской Федерации и в день проведения референдума Российской Федерации - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются в течение 10 дней.

Суды и органы прокуратуры обязаны организовывать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (заявлений) по вопросам, связанным с проведением референдума Российской Федерации.

Статья 25. Образование участков референдума Российской Федерации

Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, образуются участки референдума Российской Федерации.

Участки референдума Российской Федерации образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной комиссией по проведению референдума Российской Федерации не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума Российской Федерации с учетом административно-территориального деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, из расчета не более 3000 граждан на каждый участок референдума Российской Федерации.

В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день проведения референдума Российской Федерации в плавании, и на полярных станциях могут образовываться участки референдума Российской Федерации в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня проведения референдума Российской Федерации.

Военнослужащие - граждане Российской Федерации голосуют на общих участках референдума Российской Федерации. В порядке исключения допускается образование участков референдума Российской Федерации в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. В этих случаях участки референдума Российской Федерации образуют командиры воинских частей по решению соответствующей комиссии субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации, наблюдателям по предъявлении соответствующего удостоверения о полномочиях и паспорта или заменяющего его документа.

Участки референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории государства пребывания.

Списки участков референдума Российской Федерации с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 35 дней до дня проведения референдума Российской Федерации.

Статья 26. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации

Список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, по участку референдума Российской Федерации составляется участковой комиссией по проведению референдума Российской Федерации на основании данных, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Данные о гражданах, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, глава местной администрации направляет в участковую комиссию по проведению референдума Российской Федерации не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума Российской Федерации.

Список составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, а также на основе адресов граждан). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина.

Список военнослужащих - граждан Российской Федерации, членов их семей и других граждан Российской Федерации, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный частью первой настоящей статьи.

Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинской части, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях.

Списки граждан, которые в день проведения референдума Российской Федерации будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.

Список граждан по участку референдума Российской Федерации, образованному на судне, находящемся в день проведения референдума Российской Федерации в плавании, либо на полярной станции, составляется на основании данных, представляемых капитаном судна либо руководителем полярной станции.

Список граждан по участку референдума Российской Федерации, образованному за пределами территории Российской Федерации, составляется на основании данных, представляемых руководителем соответствующего дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.

Список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой Центральной комиссией референдума Российской Федерации, и подписывается председателем участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации и ее секретарем. Один экземпляр списка граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, остается в участковой комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую территориальную комиссию по проведению референдума Российской Федерации не позднее чем за 16 дней до дня проведения референдума Российской Федерации.

Статья 27. Порядок включения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации

В списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, включаются граждане Российской Федерации в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального конституционного закона.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список по конкретному участку референдума Российской Федерации является факт его проживания на территории данного участка референдума Российской Федерации, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации.

Гражданин может быть включен в список только на одном участке референдума Российской Федерации.

Граждане, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, находящиеся в день проведения референдума Российской Федерации в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, включаются в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, по месту их пребывания.

Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации и проживающие в общежитиях, включаются в список по участку референдума Российской Федерации по месту нахождения общежития.

В список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, по участку референдума Российской Федерации, образованному за пределами территории Российской Федерации, включаются граждане Российской Федерации, проживающие за пределами территории Российской Федерации или находящиеся в длительных заграничных командировках, при наличии у них заграничного паспорта гражданина Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, прибывшие в иностранные государства по частным приглашениям, в служебные, деловые и туристические поездки, при их обращении в участковую комиссию по проведению референдума Российской Федерации и при наличии у них заграничного паспорта гражданина Российской Федерации дополнительно включаются в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации.

Граждане, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, но поселившиеся на территории участка референдума Российской Федерации после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией по проведению референдума Российской Федерации в указанный список на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка референдума Российской Федерации.

Статья 28. Ознакомление со списком граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации

Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума Российской Федерации.

Каждому гражданину Российской Федерации предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению референдума Российской Федерации о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке.

Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению референдума Российской Федерации или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения референдума Российской Федерации и в день проведения референдума Российской Федерации - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией немедленно.

Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, после начала подсчета голосов запрещается.

Статья 29. Финансовое обеспечение проведения референдума Российской Федерации

Правительство Российской Федерации выделяет Центральной комиссии референдума Российской Федерации необходимые денежные средства на подготовку и проведение референдума Российской Федерации в течение 15 дней со дня опубликования Указа Президента Российской Федерации о назначении референдума Российской Федерации. Выделенные денежные средства поступают в распоряжение Центральной комиссии референдума Российской Федерации и распределяются ею между комиссиями субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации.

В случае, если финансирование подготовки и проведения референдума Российской Федерации не было предусмотрено в федеральном бюджете, данные расходы оплачиваются за счет кредитов Центрального банка Российской Федерации, покрываемых за счет средств федерального бюджета. В случаях, если бюджетные средства своевременно не перечислены на счет Центральной комиссии референдума Российской Федерации, Центральная комиссия референдума Российской Федерации вправе обратиться за получением кредитов в Центральный банк Российской Федерации, а при отказе последнего в предоставлении кредита - в коммерческие банки за получением кредита на конкурсной основе для финансирования подготовки и проведения референдума Российской Федерации. Данные кредиты, включая начисленные на них проценты, покрываются за счет средств федерального бюджета не позднее чем через три месяца после дня проведения референдума Российской Федерации.

Комиссии субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации распределяют полученные денежные средства между нижестоящими комиссиями по проведению референдума Российской Федерации.

Порядок перечисления денежных средств комиссиям по проведению референдума Российской Федерации устанавливается Центральной комиссией референдума Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации.

Председатели комиссий по проведению референдума Российской Федерации распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по проведению референдума Российской Федерации по финансовым вопросам. Неизрасходованные бюджетные средства после проведения референдума Российской Федерации остаются на специальных счетах комиссий по проведению референдума Российской Федерации.

Порядок учета поступления и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение референдума Российской Федерации, устанавливается Центральной комиссией референдума Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Формы финансового отчета комиссий по проведению референдума Российской Федерации о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение референдума Российской Федерации, устанавливаются Центральной комиссией референдума Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Участковые комиссии по проведению референдума Российской Федерации представляют территориальным комиссиям по проведению референдума Российской Федерации финансовые отчеты не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации.

Территориальные комиссии по проведению референдума Российской Федерации представляют финансовые отчеты комиссиям субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации.

Комиссия субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации представляет Центральной комиссии референдума Российской Федерации сводный финансовый отчет не позднее чем через 60 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации.

Центральная комиссия референдума Российской Федерации представляет финансовый отчет о расходовании средств федерального бюджета палатам Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации. Указанный финансовый отчет должен быть опубликован Центральной комиссией референдума Российской Федерации в своем официальном печатном органе и передан в средства массовой информации не позднее чем через месяц со дня его представления палатам Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 30. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум Российской Федерации

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума Российской Федерации, за или против участия в референдуме Российской Федерации, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:

1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;

2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

3) благотворительным организациям и религиозным объединениям;

4) членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума Российской Федерации.

Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума Российской Федерации. В день проведения референдума Российской Федерации и в предшествующий ему день агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению референдума Российской Федерации, сохраняются на прежних местах.

Агитация, предусмотренная частью первой настоящей статьи, может проводиться:

1) через средства массовой информации;

2) путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий);

3) путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов;

4) в иных не запрещенных законом формах.

Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Комиссии по проведению референдума Российской Федерации, поставленные в известность о распространении анонимных или подложных агитационных материалов либо об иных нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.

Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий по проведению референдума Российской Федерации и в помещениях участков референдума Российской Федерации запрещается.

Инструкция о порядке предоставления эфирного времени для агитации за или против вынесенного на референдум Российской Федерации вопроса на каналах государственных телерадиокомпаний издается Центральной комиссией референдума Российской Федерации с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации, при обязательном рассмотрении предложений инициативной группы.

Средства массовой информации, одним из учредителей которых являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации либо которые финансируются полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на референдум Российской Федерации.

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 10.10.95 N 2-ФКЗ (ред. от 27.09.2002) "О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"