Последнее обновление: 27.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "НАСТАВЛЕНИЕ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ ПРАВУ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. Министром обороны РФ 08.08.2001)
Особенности применения норм международного гуманитарного права при ведении боевых действий силами авиации
92. Не подлежат нападению следующие категории воздушных судов противника:
санитарные воздушные суда;
воздушные суда, которым предоставлены охранные грамоты по соглашению сторон, находящихся в конфликте;
гражданские воздушные суда.
При этом они не подлежат нападению только при соблюдении следующих условий:
а) санитарные воздушные суда, если они признаны таковыми:
действуют в соответствии с возможными соглашениями между сторонами, находящимися в конфликте, о полетах санитарных воздушных судов в зоне вооруженного конфликта. При заключении такого соглашения в нем оговариваются высоты, время и маршруты безопасных полетов, а также средства опознавания и связи;
совершают полеты над районами, контролируемыми своими или дружественными силами;
совершают полеты за пределами зоны вооруженного конфликта;
б) воздушные суда, которым предоставлены охранные грамоты, если они:
добросовестно используются по прямому предназначению;
намеренно не препятствуют передвижению комбатантов (воюющих);
соблюдают все условия соглашения, включая возможность проведения досмотра;
в) гражданские воздушные суда, если они:
добросовестно используются по прямому предназначению;
намеренно не препятствуют передвижению комбатантов (воюющих).
В случае сомнения по поводу использования воздушного судна, не подлежащего нападению, для эффективного вклада в боевые действия считается, что оно не используется в таких целях.
93. Воздушные суда, указанные в статье 92, могут быть подвергнуты нападению в случае нарушения этими воздушными судами любого из применимых к ним условий предоставления иммунитета, если:
изменение их курса с целью посадки, досмотра, обыска и возможного захвата реально неосуществимо;
не существует никакого другого способа осуществить военный контроль;
обстоятельства нарушения, допущенного воздушным судном, достаточно серьезны, чтобы оно стало военным объектом;
случайные потери или ущерб не будут несоразмерны полученному или ожидаемому военному преимуществу.
Экипажи санитарных воздушных судов должны подчиняться требованию о приземлении или посадке на воду для контроля и досмотра. При приземлении или посадке на воду санитарного воздушного судна его проверка проводится без задержки и в короткий срок, при этом не допускается ухудшение состояния раненых и больных.
94. Гражданские воздушные суда могут быть подвергнуты нападению, если они совершают действия, превращающие их в военные объекты:
принимают участие в боевых действиях в интересах противника;
действуют в качестве вспомогательного воздушного судна вооруженных сил противника;
включены в систему сбора разведывательных данных противника или оказывают содействие этой системе;
совершают полет под защитой сопровождающих военных воздушных судов противника;
отказываются подчиниться требованию об идентификации, изменении курса и направлении для осмотра и обыска на аэродром воюющей стороны, пригодный для данного типа воздушных судов и находящийся в пределах досягаемости;
используют систему целеуказания, которую с высокой вероятностью можно считать частью системы вооружения воздушного судна;
маневрируют при перехвате с явной целью напасть на перехватывающее воздушное судно воюющего государства;
несут оружие класса "воздух - воздух" или "воздух - земля (поверхность)";
вносят эффективный вклад в боевые действия иным способом.
95. В случае вынужденной посадки воздушного судна на территорию, занятую войсками противника, или водную поверхность входящие в состав вооруженных сил раненые, больные, лица, потерпевшие кораблекрушение, и его экипаж становятся военнопленными, кроме медицинского и духовного персонала.
Перехват, досмотр, обыск и захват гражданских воздушных судов
96. Военные воздушные суда воюющих государств имеют право перехватывать гражданские воздушные суда за пределами нейтрального воздушного пространства в тех случаях, когда имеются достаточные основания подозревать, что они подлежат захвату.
Если после перехвата сохраняются основания предполагать, что гражданское воздушное судно подлежит захвату, военные воздушные суда воюющего государства имеют право приказать гражданскому воздушному судну проследовать для досмотра и обыска на аэродром воюющей стороны, пригодный для посадки данного типа воздушных судов и находящийся в пределах разумной досягаемости.
В случае, когда у воюющей стороны не имеется пригодного для посадки данного типа воздушных судов и находящегося в пределах разумной досягаемости аэродрома, а также в качестве меры, заменяющей досмотр и обыск, курс гражданского воздушного судна может быть изменен с тем, чтобы указанное воздушное судно не могло следовать в заявленный пункт назначения.
97. Гражданские воздушные суда противника (за исключением санитарных воздушных судов, воздушных судов, которым предоставлены охранные грамоты в соответствии с соглашением между сторонами, участвующими в конфликте) и грузы, находящиеся на борту таких воздушных судов, могут быть захвачены за пределами нейтрального воздушного пространства.
98. Санитарные воздушные суда, воздушные суда, которым предоставлены охранные грамоты, не подлежат захвату, если они:
добросовестно используются по прямому предназначению;
не совершают действий, наносящих ущерб противнику;
немедленно подчиняются требованию о перехвате и досмотре;
не препятствуют намеренно передвижению комбатантов и подчиняются приказу о перемене курса, когда это требуется;
не нарушают ранее заключенного соглашения.
99. Захват осуществляется путем перехвата гражданского воздушного судна противника, отдания ему приказа следовать на аэродром воюющей стороны, пригодный для посадки данного типа воздушных судов и находящийся в пределах разумной досягаемости, и по приземлении взятия воздушного судна в качестве приза до судебного решения. В качестве меры, альтернативной захвату, курс воздушного судна может быть изменен с тем, чтобы воздушное судно не могло следовать в заявленный пункт назначения.
В случае осуществления захвата должна быть обеспечена безопасность пассажиров, экипажа и сохранность их личного имущества.
Действия в отношении нейтральных воздушных судов в зоне вооруженного конфликта
100. Нейтральные гражданские воздушные суда не могут подвергаться нападению, за исключением тех случаев, если:
существуют разумные основания предполагать, что они перевозят контрабанду, и если после предупреждения или перехвата они намеренно и явно отказываются изменить курс или намеренно и явно отказываются направиться для досмотра и обыска на аэродром воюющей стороны, пригодный для посадки данного типа воздушных судов и находящийся в пределах разумной досягаемости;
участвуют в боевых действиях в интересах противника;
действуют в качестве вспомогательных воздушных судов вооруженных сил противника;
включены в систему разведки противника или оказывают ей содействие;
вносят иной эффективный вклад в боевые действия и после предупреждения или перехвата они намеренно и явно отказываются изменить курс или намеренно и явно отказываются направиться для досмотра и обыска на аэродром воюющей стороны, пригодный для посадки данного типа воздушных судов и находящийся в пределах разумной досягаемости.
101. Если командир военного воздушного судна подозревает, что нейтральное гражданское воздушное судно является военным объектом, он может применить право перехвата и, если того потребуют обстоятельства, право изменения курса указанного гражданского воздушного судна с тем, чтобы провести досмотр и обыск.
102. Нейтральное гражданское воздушное судно освобождается от досмотра и обыска, если:
следует на нейтральный аэродром;
находится под контролем сопровождающего: нейтрального военного воздушного судна, с которым государство флага гражданского воздушного судна заключило соглашение о таком контроле;
государство флага нейтрального военного воздушного судна гарантирует, что нейтральное гражданское воздушное судно не перевозит контрабанду и не участвует каким-либо иным образом в действиях, несовместимых с его нейтральным статусом;
командир нейтрального военного воздушного судна предоставляет по запросу командира перехватывающего военного воздушного судна воюющего государства всю информацию, касающуюся характера гражданского воздушного судна и его груза, которую в противном случае можно было бы получить путем досмотра и обыска.
103. В непосредственной близости от районов боевых действий гражданские воздушные суда выполняют правила, установленные воюющими сторонами в отношении направления и высоты их полета.
104. Если после досмотра и обыска остаются достаточные основания для подозрений, что гражданское воздушное судно с опознавательными знаками нейтрального государства является военным объектом, указанное воздушное судно может быть захвачено в качестве приза до решения суда.
105. Нейтральные гражданские воздушные суда подлежат захвату, если в результате досмотра и обыска или иным образом было определено, что они:
перевозят контрабанду;
совершают полет специально для перевозки отдельных пассажиров, входящих в состав вооруженных сил противника;
действуют под непосредственным контролем и управлением противника, подчиняются его приказам, или непосредственно зафрахтованы, или используются им;
предъявляют ненадлежащие или фальшивые документы, не имеют необходимых документов или уничтожают, портят или скрывают документы;
нарушают правила, установленные воюющей стороной;
нарушают блокаду.
106. Груз, находящийся на борту нейтрального воздушного судна, подлежит захвату только в том случае, если он является контрабандой.
107. Захват нейтрального гражданского воздушного судна осуществляется в порядке, указанном в статье 99.
108. В случае осуществления захвата нейтрального воздушного судна должна быть обеспечена безопасность пассажиров и экипажа и сохранность их личного имущества, а также документов, касающихся приза.
109. В качестве меры, альтернативной захвату, курс нейтрального гражданского воздушного судна может быть, с согласия экипажа, изменен с тем, чтобы указанное воздушное судно не могло следовать в заявленный пункт назначения.
Особенности осуществления огневого поражения противника
110. При нанесении последовательных ударов подразделениями авиации недопустимо сокращение нормативных интервалов безопасного применения авиационных средств поражения от объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права.
При нанесении ударов по заранее спланированным объектам экипажам военных воздушных судов следует выбирать направление удара с таким расчетом, чтобы были учтены не только тактические требования, но и условия достаточной безопасности в отношении объектов, пользующихся защитой международного гуманитарного права, находящихся в створе захода и применения авиационных средств поражения.
111. Начальник группы боевого управления в ходе управления экипажами в воздухе при выполнении ими боевой задачи, получая данные от экипажей, должен оценивать обстановку в районе объекта (цели) поражения, касающуюся наличия объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права.
Передовому авиационному наводчику в ходе управления экипажами непосредственно на поле боя, при корректировании огня военных воздушных судов необходимо учитывать возможность нанесения наименьшего ущерба объектам, находящимся под защитой международного гуманитарного права.
112. Экипажу военного воздушного судна при ведении воздушного патрулирования или выполнении задач по самостоятельному поиску и уничтожению выявленных целей необходимо точно знать статус объектов (целей), чтобы исключить поражение объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права.
- Главная
- "НАСТАВЛЕНИЕ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ ПРАВУ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. Министром обороны РФ 08.08.2001)