в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.02.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "НАСТАВЛЕНИЕ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ ПРАВУ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. Министром обороны РФ 08.08.2001)
действует Редакция от 08.08.2001 Подробная информация
"НАСТАВЛЕНИЕ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ ПРАВУ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. Министром обороны РФ 08.08.2001)

IV. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА ПРИ ВЕДЕНИИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ СИЛАМИ АВИАЦИИ И ФЛОТА

Общие положения

87. При ведении боевых действий силами авиации и флота, которые могут причинить ущерб лицам и объектам, находящимся под защитой международного гуманитарного права и расположенным на суше, применяются положения главы III настоящего Наставления. Эти положения также применяются ко всем нападениям с воздуха или с моря на объекты, находящиеся на суше, но не затрагивают норм международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов в воздухе и на море.

В ходе ведения боевых действий в воздухе и на море предпринимаются все меры предосторожности согласно нормам международного гуманитарного права.

88. К военнопленным, кроме лиц, указанных в статье 1 настоящего Наставления, при ведении боевых действий в воздухе и на море относятся захваченные противником члены экипажей гражданских судов, включая капитанов, лоцманов, юнг, и экипажей воздушных судов гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте, если они не пользуются льготным режимом в силу иных положений международного права, а также гражданские лица, входящие в экипажи военных воздушных судов, на которых возложено бытовое обеспечение вооруженных сил и которые имеют удостоверения установленного образца.

89. При ведении боевых действий:

а) в воздухе - военными объектами считаются военные воздушные суда; вспомогательные воздушные суда;

б) на море - военными объектами считаются:

военные корабли, то есть все суда, принадлежащие вооруженным силам государства, имеющие внешние знаки, отличающие такие суда его национальной принадлежности, находящиеся под командованием офицера, состоящего на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющие экипаж, подчиненный регулярной воинской дисциплине;

суда, обращенные в военные корабли, а именно одновременно отвечающие следующим условиям: находятся в прямом подчинении, под непосредственным контролем и ответственностью государства, чей флаг они несут, имеют внешние знаки, которые используются для отличия военных кораблей этого государства, находятся под командованием офицера, состоящего на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющие экипаж, подчиненный регулярной воинской дисциплине.

Наличие у экипажа гражданских судов оружия не дает права отнесения этих судов к категории судов, обращенных в военные корабли. Такие суда считаются гражданскими, если они добросовестно используются в своей обычной роли, подчиняются требованиям об опознавании и осмотре, намеренно не препятствуют плаванию военных кораблей.

90. Санитарные воздушные суда - любые воздушные суда, предназначенные только для медицинских (санитарных) перевозок по воздуху и имеющие отличительные знаки, позволяющие определить их как суда, принадлежащие именно к данной категории.

Военные госпитальные суда - суда, построенные или оборудованные с единственной целью оказывать помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, предоставлять им лечение и перевозить их и имеющие отличительные знаки, позволяющие определить их как суда, принадлежащие именно к данной категории.

Госпитальные суда - суда, используемые национальными обществами Красного Креста (Красного Полумесяца), официально признанными благотворительными обществами или частными лицами и имеющие отличительные знаки, позволяющие определить их как суда, принадлежащие именно к данной категории.

Суда помощи - суда, используемые государством или официально признанными общественными организациями для проведения прибрежных спасательных операций и имеющие отличительные знаки, позволяющие определить их как суда, принадлежащие именно к данной категории.

91. Гражданскими объектами являются:

а) в воздухе:

гражданское воздушное судно - воздушное судно, не являющееся военным, вспомогательным или государственным воздушным судном (таможенное или полицейское и др. судно) и используемое на коммерческой или частной службе.

Вспомогательное воздушное судно - государственное воздушное судно, не являющееся военным, а также гражданское воздушное судно, используемые для обеспечения ведения боевых действий;

нейтральное гражданское воздушное судно - гражданское воздушное судно, имеющее опознавательные знаки нейтрального государства;

б) на море:

гражданское судно - пассажирское, торговое или иное судно, не являющееся военным кораблем, судном, обращенным в военный корабль, или государственным судном (таможенное или полицейское и др. судно) и используемое на коммерческой или частной службе;

нейтральное гражданское судно - гражданское судно, имеющее опознавательные знаки нейтрального государства.

Особенности применения норм международного гуманитарного права при ведении боевых действий силами авиации

92. Не подлежат нападению следующие категории воздушных судов противника:

санитарные воздушные суда;

воздушные суда, которым предоставлены охранные грамоты по соглашению сторон, находящихся в конфликте;

гражданские воздушные суда.

При этом они не подлежат нападению только при соблюдении следующих условий:

а) санитарные воздушные суда, если они признаны таковыми:

действуют в соответствии с возможными соглашениями между сторонами, находящимися в конфликте, о полетах санитарных воздушных судов в зоне вооруженного конфликта. При заключении такого соглашения в нем оговариваются высоты, время и маршруты безопасных полетов, а также средства опознавания и связи;

совершают полеты над районами, контролируемыми своими или дружественными силами;

совершают полеты за пределами зоны вооруженного конфликта;

б) воздушные суда, которым предоставлены охранные грамоты, если они:

добросовестно используются по прямому предназначению;

намеренно не препятствуют передвижению комбатантов (воюющих);

соблюдают все условия соглашения, включая возможность проведения досмотра;

в) гражданские воздушные суда, если они:

добросовестно используются по прямому предназначению;

намеренно не препятствуют передвижению комбатантов (воюющих).

В случае сомнения по поводу использования воздушного судна, не подлежащего нападению, для эффективного вклада в боевые действия считается, что оно не используется в таких целях.

93. Воздушные суда, указанные в статье 92, могут быть подвергнуты нападению в случае нарушения этими воздушными судами любого из применимых к ним условий предоставления иммунитета, если:

изменение их курса с целью посадки, досмотра, обыска и возможного захвата реально неосуществимо;

не существует никакого другого способа осуществить военный контроль;

обстоятельства нарушения, допущенного воздушным судном, достаточно серьезны, чтобы оно стало военным объектом;

случайные потери или ущерб не будут несоразмерны полученному или ожидаемому военному преимуществу.

Экипажи санитарных воздушных судов должны подчиняться требованию о приземлении или посадке на воду для контроля и досмотра. При приземлении или посадке на воду санитарного воздушного судна его проверка проводится без задержки и в короткий срок, при этом не допускается ухудшение состояния раненых и больных.

94. Гражданские воздушные суда могут быть подвергнуты нападению, если они совершают действия, превращающие их в военные объекты:

принимают участие в боевых действиях в интересах противника;

действуют в качестве вспомогательного воздушного судна вооруженных сил противника;

включены в систему сбора разведывательных данных противника или оказывают содействие этой системе;

совершают полет под защитой сопровождающих военных воздушных судов противника;

отказываются подчиниться требованию об идентификации, изменении курса и направлении для осмотра и обыска на аэродром воюющей стороны, пригодный для данного типа воздушных судов и находящийся в пределах досягаемости;

используют систему целеуказания, которую с высокой вероятностью можно считать частью системы вооружения воздушного судна;

маневрируют при перехвате с явной целью напасть на перехватывающее воздушное судно воюющего государства;

несут оружие класса "воздух - воздух" или "воздух - земля (поверхность)";

вносят эффективный вклад в боевые действия иным способом.

95. В случае вынужденной посадки воздушного судна на территорию, занятую войсками противника, или водную поверхность входящие в состав вооруженных сил раненые, больные, лица, потерпевшие кораблекрушение, и его экипаж становятся военнопленными, кроме медицинского и духовного персонала.

Перехват, досмотр, обыск и захват гражданских воздушных судов

96. Военные воздушные суда воюющих государств имеют право перехватывать гражданские воздушные суда за пределами нейтрального воздушного пространства в тех случаях, когда имеются достаточные основания подозревать, что они подлежат захвату.

Если после перехвата сохраняются основания предполагать, что гражданское воздушное судно подлежит захвату, военные воздушные суда воюющего государства имеют право приказать гражданскому воздушному судну проследовать для досмотра и обыска на аэродром воюющей стороны, пригодный для посадки данного типа воздушных судов и находящийся в пределах разумной досягаемости.

В случае, когда у воюющей стороны не имеется пригодного для посадки данного типа воздушных судов и находящегося в пределах разумной досягаемости аэродрома, а также в качестве меры, заменяющей досмотр и обыск, курс гражданского воздушного судна может быть изменен с тем, чтобы указанное воздушное судно не могло следовать в заявленный пункт назначения.

97. Гражданские воздушные суда противника (за исключением санитарных воздушных судов, воздушных судов, которым предоставлены охранные грамоты в соответствии с соглашением между сторонами, участвующими в конфликте) и грузы, находящиеся на борту таких воздушных судов, могут быть захвачены за пределами нейтрального воздушного пространства.

98. Санитарные воздушные суда, воздушные суда, которым предоставлены охранные грамоты, не подлежат захвату, если они:

добросовестно используются по прямому предназначению;

не совершают действий, наносящих ущерб противнику;

немедленно подчиняются требованию о перехвате и досмотре;

не препятствуют намеренно передвижению комбатантов и подчиняются приказу о перемене курса, когда это требуется;

не нарушают ранее заключенного соглашения.

99. Захват осуществляется путем перехвата гражданского воздушного судна противника, отдания ему приказа следовать на аэродром воюющей стороны, пригодный для посадки данного типа воздушных судов и находящийся в пределах разумной досягаемости, и по приземлении взятия воздушного судна в качестве приза до судебного решения. В качестве меры, альтернативной захвату, курс воздушного судна может быть изменен с тем, чтобы воздушное судно не могло следовать в заявленный пункт назначения.

В случае осуществления захвата должна быть обеспечена безопасность пассажиров, экипажа и сохранность их личного имущества.

Действия в отношении нейтральных воздушных судов в зоне вооруженного конфликта

100. Нейтральные гражданские воздушные суда не могут подвергаться нападению, за исключением тех случаев, если:

существуют разумные основания предполагать, что они перевозят контрабанду, и если после предупреждения или перехвата они намеренно и явно отказываются изменить курс или намеренно и явно отказываются направиться для досмотра и обыска на аэродром воюющей стороны, пригодный для посадки данного типа воздушных судов и находящийся в пределах разумной досягаемости;

участвуют в боевых действиях в интересах противника;

действуют в качестве вспомогательных воздушных судов вооруженных сил противника;

включены в систему разведки противника или оказывают ей содействие;

вносят иной эффективный вклад в боевые действия и после предупреждения или перехвата они намеренно и явно отказываются изменить курс или намеренно и явно отказываются направиться для досмотра и обыска на аэродром воюющей стороны, пригодный для посадки данного типа воздушных судов и находящийся в пределах разумной досягаемости.

101. Если командир военного воздушного судна подозревает, что нейтральное гражданское воздушное судно является военным объектом, он может применить право перехвата и, если того потребуют обстоятельства, право изменения курса указанного гражданского воздушного судна с тем, чтобы провести досмотр и обыск.

102. Нейтральное гражданское воздушное судно освобождается от досмотра и обыска, если:

следует на нейтральный аэродром;

находится под контролем сопровождающего: нейтрального военного воздушного судна, с которым государство флага гражданского воздушного судна заключило соглашение о таком контроле;

государство флага нейтрального военного воздушного судна гарантирует, что нейтральное гражданское воздушное судно не перевозит контрабанду и не участвует каким-либо иным образом в действиях, несовместимых с его нейтральным статусом;

командир нейтрального военного воздушного судна предоставляет по запросу командира перехватывающего военного воздушного судна воюющего государства всю информацию, касающуюся характера гражданского воздушного судна и его груза, которую в противном случае можно было бы получить путем досмотра и обыска.

103. В непосредственной близости от районов боевых действий гражданские воздушные суда выполняют правила, установленные воюющими сторонами в отношении направления и высоты их полета.

104. Если после досмотра и обыска остаются достаточные основания для подозрений, что гражданское воздушное судно с опознавательными знаками нейтрального государства является военным объектом, указанное воздушное судно может быть захвачено в качестве приза до решения суда.

105. Нейтральные гражданские воздушные суда подлежат захвату, если в результате досмотра и обыска или иным образом было определено, что они:

перевозят контрабанду;

совершают полет специально для перевозки отдельных пассажиров, входящих в состав вооруженных сил противника;

действуют под непосредственным контролем и управлением противника, подчиняются его приказам, или непосредственно зафрахтованы, или используются им;

предъявляют ненадлежащие или фальшивые документы, не имеют необходимых документов или уничтожают, портят или скрывают документы;

нарушают правила, установленные воюющей стороной;

нарушают блокаду.

106. Груз, находящийся на борту нейтрального воздушного судна, подлежит захвату только в том случае, если он является контрабандой.

107. Захват нейтрального гражданского воздушного судна осуществляется в порядке, указанном в статье 99.

108. В случае осуществления захвата нейтрального воздушного судна должна быть обеспечена безопасность пассажиров и экипажа и сохранность их личного имущества, а также документов, касающихся приза.

109. В качестве меры, альтернативной захвату, курс нейтрального гражданского воздушного судна может быть, с согласия экипажа, изменен с тем, чтобы указанное воздушное судно не могло следовать в заявленный пункт назначения.

Особенности осуществления огневого поражения противника

110. При нанесении последовательных ударов подразделениями авиации недопустимо сокращение нормативных интервалов безопасного применения авиационных средств поражения от объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права.

При нанесении ударов по заранее спланированным объектам экипажам военных воздушных судов следует выбирать направление удара с таким расчетом, чтобы были учтены не только тактические требования, но и условия достаточной безопасности в отношении объектов, пользующихся защитой международного гуманитарного права, находящихся в створе захода и применения авиационных средств поражения.

111. Начальник группы боевого управления в ходе управления экипажами в воздухе при выполнении ими боевой задачи, получая данные от экипажей, должен оценивать обстановку в районе объекта (цели) поражения, касающуюся наличия объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права.

Передовому авиационному наводчику в ходе управления экипажами непосредственно на поле боя, при корректировании огня военных воздушных судов необходимо учитывать возможность нанесения наименьшего ущерба объектам, находящимся под защитой международного гуманитарного права.

112. Экипажу военного воздушного судна при ведении воздушного патрулирования или выполнении задач по самостоятельному поиску и уничтожению выявленных целей необходимо точно знать статус объектов (целей), чтобы исключить поражение объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права.

Особенности применения норм международного гуманитарного права при ведении боевых действий силами флота

113. Военный корабль не может уничтожить гражданское судно противника или лишить его возможности продолжать плавание каким-либо иным способом, за исключением следующих случаев:

судно отказывается остановиться после сделанного предложения об остановке;

судно оказывает сопротивление досмотру.

Во всех случаях применения оружия против гражданского судна военный корабль предварительно должен обеспечить безопасность пассажиров, экипажа и судовых документов, если военному кораблю не угрожает опасность быть потопленным судном противника или силами корабельного и воздушного охранения.

114. Уничтожение в море пассажирских судов противника, перевозящих только гражданских лиц, запрещается. В целях обеспечения безопасности пассажиров такие суда направляются в соответствующий район или порт для завершения захвата.

115. Когда нет уверенности в том, что судно является военным объектом, для установления его статуса оно может быть остановлено для досмотра.

116. Гражданские суда противника могут быть подвергнуты нападению, если они:

участвуют во враждебных действиях в пользу противника (нападение на лиц или объекты, которые находятся в нейтральных водах, на нейтральной территории или над такими водами или территорией, либо их захват);

используются в качестве базы для операций, включая нападение на лиц или на объекты, которые находятся за пределами нейтральных вод, либо захват таких лиц или объектов;

действуют в качестве вспомогательных судов вооруженных сил противника;

включены в систему сбора разведывательных данных противника или оказывают содействие подобной деятельности;

совершают плавание под конвоем военных кораблей или военных воздушных судов противника;

отказываются подчиниться требованию об остановке или оказывают активное сопротивление досмотру, обыску или захвату;

вносят эффективный вклад в боевые действия иным образом.

117. Не подлежат нападению, в том числе захвату, следующие категории судов:

военные госпитальные суда;

госпитальные суда;

небольшие суда, используемые для прибрежных спасательных операций, и санитарные транспортные средства;

суда, которым предоставлены охранные грамоты в соответствии с соглашением между воюющими сторонами, включающие картельные суда, то есть суда, предназначенные для перевозки военнопленных и занятые такой перевозкой;

суда, используемые для выполнения гуманитарных миссий, в том числе суда, перевозящие грузы, необходимые для выживания гражданского населения;

суда, используемые для проведения акций по оказанию помощи и спасательных операций;

суда, перевозящие культурные ценности, пользующиеся особой защитой;

пассажирские суда, когда они используются исключительно для перевозки гражданских лиц;

суда, выполняющие религиозные, научные невоенного характера или филантропические функции;

небольшие суда, предназначенные для прибрежного рыболовства и занятые местной прибрежной торговлей. Эти суда подчиняются указаниям командиров военно - морских подразделений воюющих сторон и подлежат досмотру;

суда, предназначенные по своей конструкции или приспособленные исключительно для ликвидации последствий загрязнения морской среды;

суда, сдавшиеся в плен;

спасательные плоты и шлюпки.

Указанные суда не подлежат нападению или захвату, если они:

добросовестно используются в их обычной мирной роли;

не совершают действий, указанных в статье 116;

намеренно не препятствуют передвижению военных кораблей и подчиняются приказу об остановке и освобождении прохода, когда это требуется.

118. Судно, принадлежащее к любой категории, указанной в статье 117, в качестве крайней меры, может быть подвергнуто нападению, если:

изменить его курс невозможно;

не существует никакого другого способа осуществить военный контроль;

оно совершает действия, дающие основания считать его военным объектом;

случайные потери или ущерб не будут несоразмерны полученному или ожидаемому военному преимуществу.

119. Военные госпитальные суда не могут быть подвергнуты нападению или захвату и пользуются уважением и защитой при условии, что их названия и характеристики были сообщены сторонам, находящимся в конфликте, за 10 дней до их использования.

Госпитальные суда пользуются таким же покровительством, что и военные госпитальные суда, при условии соблюдения предписаний об уведомлении, предусмотренном в отношении последних, и должны иметь документ, удостоверяющий, что при их снаряжении и при их отправлении они находились под надзором властей, выдавших этот документ.

Медицинский и духовный персонал госпитальных судов, их команды не могут быть захвачены, независимо от того, имеются ли на борту раненые и больные.

Госпитальное судно может лишиться иммунитета только после того, как ему должным образом было сделано предупреждение с указанием достаточного времени, в течение которого судно должно устранить причину, по которой оно может лишиться иммунитета, и после того, как данное предупреждение было оставлено без внимания.

Если после надлежащего предупреждения госпитальное судно продолжает нарушать условие предоставления иммунитета, оно может быть подвергнуто захвату или иным мерам, необходимым для того, чтобы заставить его подчиниться.

120. Суда, перечисленные в статье 119, оказывают помощь и содействие раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение независимо от их принадлежности к конфликтующим сторонам. Во время и после боевых действий они действуют на свой страх и риск.

Гражданские суда, принявшие на борт потерпевших кораблекрушение, должны сообщить об этом всеми имеющимися средствами.

121. Стороны, находящиеся в конфликте, имеют право контроля и досмотра судов, указанных в статье 119. Они могут отказаться от их помощи, приказать им удалиться, предписать им определенное направление, осуществлять контроль над использованием их радиоаппаратуры и других средств связи и даже задержать их на срок, не превышающий 7 дней с момента их досмотра, если обстоятельства потребуют этого. По специальному соглашению на эти корабли могут быть помещены нейтральные наблюдатели, которые будут свидетельствовать об оказании помощи и содействия раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение.

122. Суда, указанные в статье 119, не лишаются защиты, предоставляемой международным гуманитарным правом, если:

экипажи этих судов и медицинский персонал вооружен для поддержания порядка, самообороны и защиты раненых и больных;

на борту находится оборудование, предназначенное исключительно для обеспечения плавания и связи;

на борту находится ручное оружие и боеприпасы, снятые с раненых, больных и потерпевших кораблекрушение;

судно перевозит снаряжение и персонал, предназначенный исключительно для выполнения санитарных функций, сверх обычно необходимого количества снаряжения.

123. Как только военный корабль (судно) противника ясно обозначил свою готовность сдаться спуском своего флага, подъемом белого флага, всплытием на поверхность (для подводных лодок), переходом команды на спасательные плавсредства, нанесение по нему ударов должно быть прекращено. Выход из боя и сдача военного воздушного судна может обозначаться его приводнением и переходом экипажа в спасательные средства. Личный состав захваченных или уничтоженных военных кораблей (судов) противника становится пленным.

124. Суда противника, как торговые, так и иные, а также грузы на их борту могут быть захвачены за пределами нейтральных вод.

Захват торгового судна осуществляется путем взятия такого судна в качестве приза до судебного решения. Кроме того, его курс может быть принудительно изменен с тем, чтобы оно проследовало в соответствующий район или порт для завершения захвата. В качестве меры, альтернативной захвату, курс торгового судна может быть изменен с тем, чтобы оно не могло следовать в заявленный пункт назначения.

125. Захваченное торговое судно противника может быть уничтожено в качестве крайней меры, когда не представляется возможным направить его в соответствующий район или порт для присуждения в качестве приза, взятого у противника, если заранее будут соблюдены следующие условия:

обеспечена безопасность пассажиров и экипажа. Спасательные шлюпки не считаются безопасным местом для этой цели, за исключением тех случаев, когда безопасность пассажиров и экипажа обеспечивается при благоприятных погодных условиях и состоянии моря, близостью суши или присутствием другого судна, которое может взять их на борт;

обеспечена сохранность документов, касающихся приза;

по возможности сохранено личное имущество пассажиров и экипажа.

Действия в отношении нейтральных гражданских судов в зоне вооруженного конфликта

126. Нейтральные гражданские суда не могут быть подвергнуты нападению, за исключением случаев, когда:

существуют основания предполагать, что они перевозят контрабанду или нарушают блокаду, и если после того, как им сделано предупреждение, они намеренно и явно отказываются остановиться или намеренно и явно сопротивляются досмотру, обыску или захвату;

участвуют в боевых действиях на стороне противника;

действуют в качестве вспомогательных судов вооруженных сил противника;

включены в систему разведки противника или оказывают ей содействие;

следуют под конвоем военных кораблей или военных воздушных судов противника;

вносят иной эффективный вклад в боевые действия (например, перевозят военное имущество), и нападающие силы не имеют возможности поместить пассажиров и экипаж в безопасное место.

Обстоятельство, что нейтральное гражданское судно вооружено, не может служить основанием для нападения на него.

127. При подозрении, что нейтральное гражданское судно принадлежит противнику, может быть применено право досмотра и обыска, включая право изменить курс указанного судна для проведения обыска.

Если после досмотра и обыска остаются достаточные основания для подозрений, что торговое судно под нейтральным флагом или гражданское воздушное судно с опознавательными знаками нейтрального государства является военным объектом, указанное судно может быть захвачено в качестве приза до решения суда.

128. В качестве меры, заменяющей досмотр и обыск, курс нейтрального гражданского судна с его согласия может быть изменен с тем, чтобы оно не могло следовать в заявленный пункт назначения.

Если досмотр и обыск на море невозможны или небезопасны, военный корабль или военное воздушное судно стороны, находящейся в конфликте, может изменить курс нейтрального гражданского судна с тем, чтобы оно проследовало в соответствующий район или порт с целью осуществления права на досмотр и обыск.

129. Нейтральное гражданское судно освобождается от применения к нему права на досмотр и обыск, если:

следует в нейтральный порт;

конвоируется нейтральным военным кораблем того же флага или нейтральным военным кораблем государства, с которым государство, под флагом которого следует гражданское судно, заключило соглашение о таком конвоировании;

государство, под флагом которого следует нейтральный военный корабль, гарантирует, что нейтральное торговое судно не перевозит контрабанду и не участвует каким-либо иным образом в действиях, несовместимых с его нейтральным статусом;

командир нейтрального военного корабля представит по запросу командира перехватывающего военного корабля или воздушного судна воюющего государства всю информацию, касающуюся характера гражданского судна и его груза, которую в противном случае можно было бы получить путем досмотра и обыска.

130. Нейтральные гражданские суда подлежат захвату за пределами нейтральных вод, если они заняты любым из видов деятельности, перечисленных в статье 126, или если в результате досмотра и обыска или иным образом определено, что они:

перевозят контрабанду;

совершают плавание специально для перевозки отдельных пассажиров, входящих в состав вооруженных сил противника;

действуют под непосредственным контролем и управлением противника, подчиняются его приказам, или непосредственно зафрахтованы, или используются им;

предъявляют ненадлежащие или фальшивые документы, не имеют необходимых документов, уничтожают, портят или скрывают документы;

нарушают правила, установленные воюющей стороной непосредственно в зоне военно - морских операций;

нарушают или пытаются нарушить блокаду.

Захват нейтрального гражданского судна осуществляется путем взятия такого судна в качестве приза до судебного решения.

  • Главная
  • "НАСТАВЛЕНИЕ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ ПРАВУ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. Министром обороны РФ 08.08.2001)