в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "НАСТАВЛЕНИЕ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ ПРАВУ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. Министром обороны РФ 08.08.2001)
действует Редакция от 08.08.2001 Подробная информация
"НАСТАВЛЕНИЕ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ ПРАВУ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. Министром обороны РФ 08.08.2001)

V. УЧЕТ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Боевое обеспечение

Разведка

131. В целях обеспечения соблюдения норм международного гуманитарного права разведка выполняет следующие задачи:

добывание сведений о военных объектах (целях) противника, находящихся вблизи гражданских объектов, или об использовании гражданских объектов в военных целях; о наличии укрытий для гражданского населения на возможных направлениях действий войск; о наличии, расположении и состоянии объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права, и степени их использования противником;

доразведка объектов (целей) противника с целью получения данных для определения возможных потерь гражданского населения и ущерба объектам, находящимся под защитой международного гуманитарного права;

выявление нарушений норм международного гуманитарного права в ходе ведения боевых действий своими войсками и войсками противника.

132. В обязанности командира и штаба входит согласование усилий сил и средств разведки начальников родов войск и служб по выявлению особо опасных объектов, густонаселенных районов и других объектов, поражение которых может привести к значительным жертвам среди гражданского населения.

133. При проведении допросов военнопленных с целью добывания разведывательных сведений следует руководствоваться нормами, изложенными в статье 51 настоящего Наставления.

134. Командир и штаб должны предусмотреть использование всех сил и средств для решения следующих задач:

оповещения (если позволяют условия обстановки) о нападении лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права;

извещения войск противника о местонахождении на своей территории объектов (зон), находящихся под защитой международного гуманитарного права, а также о нарушении ими норм международного гуманитарного права.

Радиоэлектронная борьба

135. При организации и ведении радиоэлектронной борьбы предусматривается введение запретов на радиоэлектронное подавление бортовых радиолокационных станций воздушных судов, а также радиоэлектронных средств и линий связи, используемых военной и гражданской медицинскими службами, гуманитарными организациями, гражданской обороной, персоналом объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права. Одновременно проводится комплекс организационных и технических мероприятий по радиоэлектронной защите систем и средств своих аналогичных служб и организаций.

136. Опознавание радиоэлектронных средств, принадлежащих указанным в пункте 135 настоящего Наставления службам (объектам), производится по отличительным радиосигналам, предусмотренным статьей 40 раздела II Регламента радиосвязи Международного союза электросвязи (Приложение 1 к настоящему Наставлению), а также по опубликованным радиочастотам и сигналам. Перечень сигналов и рабочих частот доводится до командиров частей и подразделений радиоэлектронной борьбы и хранится на соответствующих командных пунктах (пунктах управления) в мирное и военное время.

Тактическая маскировка

137. При организации и проведении мероприятий по маскировке военных объектов запрещается:

использовать международные отличительные эмблемы, знаки и сигналы (Приложение 1 к настоящему Наставлению);

флаги, военные эмблемы и форменную одежду противника, нейтральных государств, а также отличительную эмблему Организации Объединенных Наций;

использовать присутствие лиц и объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права, с целью скрытия (защиты) определенных районов и военных объектов от разведки противника.

Инженерное обеспечение

138. Запрещается применять минно - взрывные заграждения против гражданского населения и гражданских объектов.

139. При установке мин проводится заблаговременное оповещение гражданского населения о районе минной опасности (минном районе), за исключением случаев, когда этого не позволяет сделать сложившаяся обстановка.

140. Особенностями применения противопехотных мин в соответствии с требованиями норм международного гуманитарного права является проведение дополнительных мероприятий и учет ограничений, указанных в Приложении 6 к настоящему Наставлению.

141. Разрешается применять без ограничений:

дистанционно управляемые (по радио, проводам) осколочные мины в режиме избирательного взрыва;

мины осколочные направленного поражения, установленные на срок до 72 часов;

противопехотные мины с взрывателями замедленного действия.

142. Привязку (регистрацию местоположения минных полей) минно - взрывных заграждений необходимо осуществлять не менее чем с двух ориентиров (исходных точек).

143. Решение на установку ограждения минного поля принимает командир подразделения, производящего минирование.

144. Обозначение минного поля из противопехотных мин, за исключением мин, указанных в статье 141, производится знаками (Приложение 1 к настоящему Наставлению), понятными и видимыми на расстоянии, достаточном для того, чтобы быть обнаруженным гражданским лицом, приближающимся к границам минного поля. Ограждение может производиться колючей проволокой или путем использования любых других средств, затрудняющих проникновение человека на минное поле. После установки мин в таком обозначенном и огражденном районе минное поле должно находиться под охраной (наблюдением).

145. В случаях установки минно - взрывных заграждений на переднем крае (на линии соприкосновения) вручную, с использованием переносных комплектов минирования, подвижными отрядами заграждений и в других условиях, когда существует прямая угроза поражения личного состава при выполнении работ по ограждению, разрешается не устанавливать ограждение и обозначение минно - взрывных заграждений из противопехотных фугасных, осколочных кругового поражения и противопехотных кассетных мин. Однако при изменении обстановки (исчезновении вышеуказанной угрозы поражения личного состава) ограждение должно быть установлено в возможно короткие сроки.

146. После прекращения боевых действий, чтобы обеспечить защиту от воздействия противопехотных мин и не допустить мирное население в район установки мин, все минные поля, мины, мины - ловушки уничтожаются (снимаются) или оставляются в пределах огражденного и обозначенного периметра, который находится под охраной (наблюдением).

Радиационная, химическая и биологическая защита

147. Начальник службы радиационной, химической и биологической защиты в ходе подготовки боевых действий организует взаимодействие с подразделениями (учреждениями, органами) гражданской обороны по вопросам оповещения гражданского населения о радиационном, химическом и биологическом заражении; обнаружения и обозначения районов заражения, а также дезактивации (обеззараживания) участков местности, дорог и сооружений.

148. При ликвидации последствий применения ядерного и химического оружия в густонаселенных районах силы и средства войск радиационной, химической и биологической защиты могут оказывать помощь организациям гражданской обороны по дезактивации (дезинфекции) участков местности, дорог и сооружений. Основные усилия при этом сосредоточиваются на дезактивации (обеззараживании) объектов, необходимых для выживания гражданского населения (источников водоснабжения, складов продовольствия, медикаментов и др.).

Морально - психологическое обеспечение

149. Задачами морально - психологического обеспечения с учетом норм международного гуманитарного права являются:

аргументированное убеждение личного состава в необходимости соблюдения принципов и норм международного гуманитарного права;

оперативное доведение до военнослужащих приказов и директив вышестоящих командиров (начальников) по вопросам применения норм международного гуманитарного права;

непрерывное информирование личного состава о сложившейся обстановке, нравах, обычаях и традициях местного гражданского населения;

воспитание личного состава в лучших российских традициях гуманного отношения к жертвам вооруженных конфликтов и гражданскому населению;

поддержание тесных связей с местной администрацией в интересах обеспечения бесконфликтных отношений войск с гражданским населением.

150. При организации морально - психологического обеспечения боевых действий предусматривается обеспечение войск (сил) печатными изданиями, аудио- и видеоматериалами по международному гуманитарному праву.

Тыловое обеспечение

151. При организации и проведении мероприятий по тыловому обеспечению боевых действий соединений, частей и подразделений задачами, решаемыми с учетом норм международного гуманитарного права, являются:

эвакуация раненых, больных и тел погибших (умерших) из районов боевых действий;

прием, содержание и обеспечение военнопленных до передачи их в сборные пункты военнопленных объединений;

розыск, сбор, опознание и захоронение тел погибших (умерших) из числа военнослужащих противника, а также других жертв вооруженных конфликтов.

Размещение, перемещение, охрана и оборона частей, подразделений и учреждений тыла, выбор путей подвоза и эвакуации, использование транспортных средств и местных ресурсов организуется и осуществляется с учетом норм международного гуманитарного права, обязательных в целом для соединения (части, подразделения) при подготовке и ведении ими боевых действий.

Медицинские (санитарные) перевозки

152. Под медицинскими (санитарными) перевозками понимается перевозка по суше, воде или воздуху раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также медицинского и духовного персонала, медицинского оборудования и запасов.

При осуществлении медицинских (санитарных) перевозок должны соблюдаться следующие требования:

санитарный транспорт (наземный, водный, воздушный) используется исключительно в медицинских целях;

используемые технические стандарты и процедуры, применяемые правила опознавания, оповещения и радиосвязи санитарного транспорта должны соответствовать общепринятым международным нормам.

На санитарных транспортных средствах допускается перевозка личного стрелкового оружия и боеприпасов эвакуируемых раненых (больных) и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также личного стрелкового оружия военного медицинского персонала.

153. При эвакуации раненых и больных из районов боевых действий санитарным транспортом, а также транспортными средствами общего назначения для их опознавания используются международные отличительные эмблема и сигналы (Приложение 1 к настоящему Наставлению).

154. Организация медицинских (санитарных) перевозок не должна давать противостоящим сторонам оснований для взаимных подозрений в злоупотреблении международными отличительными эмблемой, знаками и сигналами санитарного транспорта в вероломных целях, например, для перевозки боеспособных военнослужащих или других вооруженных лиц, боеприпасов или другого военного имущества.

Содержание военнопленных (прием, регистрация и обеспечение)

155. После боя военнопленные немедленно с соблюдением мер по обеспечению их безопасности выводятся из района боевых действий и сопровождаются командами, назначенными приказом командира части, в дивизионный (бригадный) сборный пункт военнопленных, организуемый за боевым порядком соединения, где они проходят первичную регистрацию.

156. Размещение сборных пунктов военнопленных должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья военнопленных. Запрещается размещение сборных пунктов вблизи предприятий атомной энергетики, химических и других потенциально опасных объектов промышленности, а также военных объектов.

Запрещается использование сборных пунктов военнопленных, а также самих военнопленных для защиты их военных объектов или районов от воздействия противника.

157. Сборные пункты военнопленных, если позволяет обстановка, должны быть обозначены буквами "PW" или "PG", расположенными таким образом, чтобы они были отчетливо видны с воздуха.

158. При первичной регистрации составляется поименный список военнопленных с указанием фамилии, полного имени, воинского звания, даты рождения и личного номера или, за неимением такового, другой равноценной информации. Начальник, осуществляющий регистрацию, обязан доводить до военнопленных их статус, права, обязанности и правила поведения на понятном для них языке.

Военнопленный обязан предъявлять свое удостоверение личности при любом требовании. Удостоверение личности у военнопленного не изымается, а при отсутствии такового в сборных пунктах военнопленных объединения оформляется и выдается временное удостоверение личности.

159. Средства индивидуальной защиты, все вещи и предметы личного пользования (кроме оружия и боеприпасов, воинского снаряжения и боевых документов), знаки различия и государственной принадлежности, знаки отличия, денежные суммы и предметы, имеющие субъективную ценность, остаются у военнопленных. Им также оставляют предметы обмундирования и питания. Исключение составляют случаи, когда изъятие ценных предметов и вещей продиктовано необходимостью обеспечения безопасности. В этих случаях изъятие производится только по распоряжению офицера, отвечающего за содержание военнопленных, после того, как будет составлен акт и военнопленному будет выдана подробная расписка с разборчивым указанием должности, воинского звания, фамилии, имени и отчества лица, выдавшего эту расписку. Все указанные вещи, а также денежные суммы должны быть возвращены военнопленным по окончании их плена в том виде, в каком они были изъяты.

160. Формирование и содержание групп военнопленных, по возможности, должно проводиться с учетом их национальности, языка, вероисповедания, пола и обычаев, а также гражданства или принадлежности к тем вооруженным силам, в которых они проходили службу в момент захвата в плен.

Военнопленным предоставляется возможность соблюдать обряды их религии.

161. Материальное и медицинское обеспечение военнопленных во время их нахождения на дивизионном (бригадном) сборном пункте организует заместитель командира соединения по тылу - начальник тыла.

162. Питание военнопленных в дивизионных (бригадных) сборных пунктах производится за счет запасов продовольствия соединения по специально установленным нормам и организуется, по возможности, с учетом привычного для них режима и рациона. При конвоировании на расстояние до 50 километров могут выдаваться продукты, не требующие термической обработки.

Обмундированием и обувью военнопленные, при необходимости, обеспечиваются за счет трофейного или бывшего в употреблении вещевого имущества, находящегося на снабжении войск.

Медицинская помощь военнопленным как доврачебная, так и специализированная должна оказываться своевременно, на основе медицинских показаний.

Временно задержанный медицинский персонал из числа военнослужащих противника может привлекаться для оказания медицинской помощи военнопленным и имеет приоритетное право на исполнение своего профессионального долга в отношении своих соотечественников.

При необходимости раненые и больные военнопленные временно эвакуируются на медицинские пункты частей, где размещаются отдельно от военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Нуждающиеся в квалифицированной и специализированной медицинской помощи направляются в госпитали для военнопленных.

163. По указанию вышестоящего штаба военнопленные эвакуируются в сборный пункт военнопленных объединения. При этом должны соблюдаться меры, обеспечивающие их безопасность.

Захоронение тел погибших (умерших) жертв вооруженных конфликтов

164. Мероприятия по розыску, сбору, опознанию и захоронению тел погибших (умерших) из числа военнослужащих противника, а также других жертв вооруженных конфликтов организуются немедленно, как только позволит обстановка, и проводятся в целях предупреждения возникновения и распространения очагов эпидемий заболеваний (инфекций), недопущения случаев мародерства (ограбления тел погибших и умерших), установления личности погибших (умерших) и их погребения с достоинством и честью в соответствии с общечеловеческими и нравственно - этическими принципами.

165. Захоронение тел погибших (умерших) из числа военнослужащих противника, а также других жертв вооруженных конфликтов организует заместитель командира соединения (воинской части) по тылу - начальник тыла. Сбор погибших (умерших), их опознание и захоронение, а также оформление могил (кладбищ) производится подразделениями (командами) во главе с офицерами, назначенными приказом командира соединения (воинской части). В распоряжение командиров этих подразделений (команд) выделяются необходимые транспортные средства, инструменты, материалы и дезинфицирующие средства.

166. Тела погибших (умерших) из числа военнослужащих противника, а также других жертв вооруженных конфликтов сосредотачиваются в назначенных районах.

Факт смерти погибших (умерших) по возможности констатируется представителем медицинской службы. В ходе мероприятий по установлению личности при наличии идентификационной информации (документы, личный идентификационный знак - жетон) составляются поименные списки погибших и умерших с указанием: государственной принадлежности (гражданства); личного номера; фамилии; полного имени; даты рождения; других сведений, содержащихся в удостоверении личности или опознавательном медальоне; даты и места смерти; сведений, касающихся характера ранений (увечий), болезни и причины смерти.

При невозможности опознания, если позволяет обстановка, производится описание внешности (облика) погибшего (умершего), дактилоскопирование пальцев рук и ладоней, составляется его карточка или производится фотографирование анфас и в профиль для возможности установления его личности в последующем.

167. Дублирующий элемент опознавательного медальона или сам медальон, если он не содержит дублирующего элемента, остается на теле погибшего (умершего) как при захоронении, так и при сжигании.

Дублирующий элемент двойного опознавательного медальона или вторая его половина (если таковые имеются), завещание и прочие документы, имеющие значение для семьи погибшего (умершего), деньги и предметы, найденные на теле и имеющие объективную или субъективную ценность, после составления описи в двух экземплярах, запечатываются в конверт с вложением в него второго экземпляра описи и отправляются установленным порядком вместе с актами о произведении погребения и списками погибших (умерших).

168. Для кладбищ (захоронений) и отдельных могил выбираются участки открытой и сухой местности. Кладбища (могилы) после соответствующего оформления сдаются по актам представителям местных органов власти или военным комендантам, которые в дальнейшем отвечают за их состояние.

Захоронение погибших (умерших) или их останков должно производиться по возможности индивидуально, согласно обычаям и обрядам религии, к которой они принадлежали.

Сжигание трупов производится только в том случае, если это продиктовано настоятельными соображениями санитарного порядка или мотивами, связанными с религией погибших (умерших).

169. После погребения составляется акт о его проведении с описанием места погребения (указанием точных координат), приложением поименных списков опознанных тел, указанием количества неопознанных тел и их описанием. Акт составляется в двух экземплярах.

Акт о произведенном погребении и поименные списки погибших (умерших) заверяются подписью лица, ответственного за проведенные мероприятия, приложением гербовой печати войсковой части (организации) и утверждаются вышестоящим командиром (начальником).

Первый экземпляр акта о произведенном погребении, а также первые экземпляры описей личных вещей погребенных с сопроводительным письмом направляются в штабы объединений. Второй экземпляр этого акта с приложениями, пакеты с вещами погибших и умерших, как только позволит обстановка и, самое позднее, по окончании боевых действий, передаются по каналам международной связи компетентным органам государственной власти противной стороны.

  • Главная
  • "НАСТАВЛЕНИЕ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ ПРАВУ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. Министром обороны РФ 08.08.2001)